Что такое педагогический процесс у разных авторов. Педагогический процесс это в педагогике определение

Страница 1

Прежде чем обсуждать специфические особенности педагогического процесса приведем некоторые определения этого явления.

По мнению И.П. Подласого педагогическим процессом называется «развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых».

Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – «это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».

Б.П. Бархаев видит педагогический процесс как «специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии».

Анализируя данные определения, а также сопутствующую литературу, можно выделить следующие характеристики педагогического процесса:

Основными субъектами взаимодействия в педагогическом процессе являются и педагог, и ученик;

Целью педагогического процесса являются формирование, развитие, обучение и воспитание личности учащегося: «Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса»;

Цель достигается через применение специальных средств в ходе педагогического процесса;

Цель педагогического процесса, также как и ее достижение обусловлены исторической, общественной и культурной ценностью педагогического процесса, образования как таковых;

Цель педагогического процесса распределена в виде задач;

Сущность педагогического процесса прослеживается через специальные организованные формы педагогического процесса.

Все это и другие характеристики педагогического процесса будут рассмотрены нами в дальнейшем подробнее.

По мнению И.П. Подласого педагогический процесс выстроен на целевом, содержательном, деятельностном и результативном компонентах.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Постановка целей в образовании – достаточно специфичный и сложный процесс. Ведь педагог встречается с живыми детьми, и цели, так хорошо отображенные на бумаге, могут расходиться с реальным положением дел в воспитательной группе, классе, аудитории. Между тем педагог обязан знать общие цели педагогического процесса и следовать им. В понимании целей большое значение имею принципы деятельности. Они позволяют расширить сухие формулировки целей и адаптировать эти цели каждому педагогу под самого себя. В этом плане интересна работа Б.П. Бархаева, в которой он пытается в наиболее полном виде отобразить основные принципы в построении целостного педагогического процесса. Приведем эти принципы:

Применительно к выбору целевых ориентиров образования действуют принципы:

Гуманистической направленности педагогического процесса;

Связи с жизнью и производственной практикой;

Соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу.

1. Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса

Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс призван обеспечить выполнение социального заказа общества на образование, реализацию положения Конституции РФ о праве на образование, а также действующего законодательства об образовании.

Педагогический процесс – это система, и как всякая система он имеет определенную структуру. Структура – это расположение элементов (компонентов) в системе, а также связи между ними. Понимание связей очень важно, так как, зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать задачу улучшения организации, управления и качества данного процесса. Компонентами педагогического процесса являются:

цель и задачи;

организация и управление им;

методы осуществления;

результаты.

Педагогический процесс – это трудовой процесс, и, как в других трудовых процессах, в педагогическом выделяют объекты, средства и продукты труда. Объект трудовой деятельности педагога – это развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Средства (или орудия) труда в педагогическом процессе очень специфичны; к ним относятся не только учебно-методические пособия, демонстрационные материалы и т. п., но и знания педагога, его опыт, его духовные и душевные возможности. На создание продукта педагогического труда собственно и направлен педагогический процесс – это знания, умения и навыки, полученные учащимися, уровень их воспитанности, культуры, т. е. уровень их развития.

Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:

¦ динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;

¦ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;

¦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;

~¦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;

¦ эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;

¦ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах.

Принципы в современной науке – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Дидактика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс – они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало. Впервые основные принципы дидактики сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность.

Таким образом, принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Задача осмысления и регулирования такой столь разветвленной и многогранной деятельности, как педагогическая, требует разработки достаточно широкого круга норм разной направленности. Наряду с общепедагогическими принципами (например, принципами связи обучения с жизнью и практикой, соединения обучения и воспитания с трудовой деятельностью, гуманистической направленности педагогического процесса и пр.) выделяют и другие группы принципов:

¦ принципы воспитания – рассмотрены в разделе, посвященном воспитанию;

¦ принципы организации педагогического процесса – принципы обучения и воспитания личности в коллективе, преемственности и пр.;

¦ принципы руководства педагогической деятельностью – принципы сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности, использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности и пр.;

¦ принципы обучения – принципы научности и посильной трудности обучения, систематичности и последовательности обучения, сознательности и творческой активности учащихся, наглядности обучения, прочности результатов обучения и пр.

В настоящий момент в педагогике нет единого подхода в определении состава и системы принципов педагогического процесса. Например, Ш. А. Амонашвили сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

«1. Познания и усвоения ребенком в педагогическом процессе истинно человеческого. 2. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека. 3. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами. 4. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления. 5. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности. 6. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. 7. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности и развития от качеств самого педагогического процесса».

При выделении системы принципов обучения в высшей школе необходимо учитывать особенности образовательного процесса этой группы учебных заведений:

– в высшей школе изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;

– самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;

– характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;

– преподаванию наук свойственна профессионализация. Исходя из этого С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал:

Научность;

Связь теории с практикой, практического опыта с наукой;

Системность и последовательность в подготовке специалистов;

Сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;

Соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;

Сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;

Доступность научных знаний;

Прочность усвоения знаний.

Педагогический процесс

Педагогический процесс

Педагогический процесс это:

Педагогический процесс

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849-1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904)..

знать: структуру, закономерности и принципы целостного педагогического процесса

уметь: определять и типологизировать структурные компоненты педагогического процесса

Педагогический процесс основан на принципе первоначальных руководящих идей, на исходных положениях какой-либо теории, учения или науки в целом и логическом начале какой-либо системы деятельности.

Ян Амос Коменский стремился воспитать верующего христианина. Его идеалом был человек, способный «знать, действовать и говорить». Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Он боролся со схоластическими методами обучения и призывал в обучении всех и всему исходить из индивидуальных особенностей ребенка. Коменский считал, что все дети способны воспринимать знания, и поэтому требовал обучения и богатых, и бедных, и мальчиков, и девочек: «вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин». Школа, с его точки зрения, должна всесторонне обучать детей, развивая их ум, нравственность, чувства и волю.

Основываясь на принципе природосообразности, Коменский установил четыре периода в развитии человека, выделив на каждый период шесть лет, определив тип соответствующей школы: детство (от рождения до 6 лет предлагается особая материнская школа, где воспитание и обучение малышей осуществляется под руководством матери), отрочество (от 6 до 12 лет дети должны обучаться в школе родного языка, которая должна быть в каждой общине, селении), юность (от 12 до 18 лет подростки и юноши, обнаружив способности к научным занятиям, должны посещать латинскую школу, или гимназию, организуемую в каждом большом городе), возмужалость (молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, готовящиеся к научной деятельности, должны обучаться в академии, создаваемой в каждом государстве).

Образование должно завершаться путешествием. Для всех ступеней (кроме академии) великий педагог разработал содержание обучения, настаивая на обучении по принципу от простого к сложному, начиная «с простейших элементов знания детей от ступени к ступени», затем знания должны расширяться и углубляться «подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, все более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов». Для обеспечения доступности знаний учащимся, Коменский рекомендовал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Правила он предлагал предварять примерами.

Коменский требовал сделать начальную школу школой родного языка. Внес изменения в структуру обучения, сохраняя латинский язык и «семь свободных наук» и введя в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. Предложил после изучения языка (грамматики), вопреки принятому плану обучения в школах, перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, тем самым относя развитие речи и мышления учащихся на такой этап развития ребенка, когда он приобрел реальные знания. «Словам нужно учить и учиться только в соединении с вещами», - писал Коменский.

Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы «предшествующее пролагало путь к последующему», т. е. новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно в свою очередь содействовать закреплению предыдущего.

Коменский первым обосновал необходимость классно-урочной системы занятий, когда педагог работает со всем классом по определенному учебному материалу в течение учебного года, который должен для всех учащихся начинаться и кончаться в одно время, а занятия - чередоваться с отдыхом. Учебный день необходимо регламентировать в соответствии с возрастом учащихся разных классов. Немалую роль отводил Коменский и внешнему виду школы.

Коменский высоко оценивал общественное значение деятельности педагогов, в противоположность пренебрежительному отношению к ним в то время. Коменский первым заговорил о том, что в каждом классе необходимо составлять специальные учебники для детей, где должен содержаться весь изложенный системно материал по предмету. Учебники следует писать точным и понятным языком, они призваны отражать реальную картину мира; их внешний вид должен быть привлекательным для детей.

Коменский и сам разработал несколько замечательных учебных книг, например, «Мир чувственных вещей в картинках». Учебные книги Коменского начали использовать в России в конце XVII в., их использовали в образовательных учреждениях Москвы и Петербурга до начала XVIII в. В это же время появился первый рукописный перевод учебных книг Коменского, во второй половине XVIII в. «Мир чувственных вещей в картинках» был издан Московским университетом.

Джон Локк в книге «Мысли о воспитании» утверждал, что девять десятых людей являются добрыми или злыми, полезными или нет благодаря своему воспитанию. Он хотел воспитывать джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», обладающего каче­ствами дельца и отличающегося «утонченностью в обращении». Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание дома, поскольку «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений».

Придавая огромное значение физическому воспитанию, Локк выводил мораль из принципа пользы и интересов личности. По его мнению, настоящий джентльмен умеет достичь собственного счастья, но и не препятствует в этом другим. Главным воспитательным средством он считал среду, окружение ребенка. Воспитанию у детей устойчивых положительных привычек он отводил особую роль в формировании личности. Чтобы достичь положительных результатов в воспитании он рекомендовал внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, незаметно наблюдать за ним, чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», выявлять у детей различные качества.

Локк выступал противником телесных наказаний, требовал ни в коем случае не удовлетворять настойчивые желания ребенка, особенно если они сопровождаются плачем, но при этом в случаях упорства и открытого неповиновения он допускал телесные наказания. Придавал большое значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к Богу как высшему существу.

Выработка необходимых деловых качеств должна влиять на умственное воспитание джентльмена. Он считал, что трудовое воспитание на свежем воздухе, полезно для здоровья, а знание ремесел предотвращает возможность вредной праздности. Педагогическая теория Локка определила цели и характер воспитания джентльмена, подробно описала вопросы его физического, нравственного и умственного воспитания. Жан-Жак Руссо в своем романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» критиковал воспитание того времени и предложил план формирования нового человека.

В основе педагогических взглядов Руссо лежит теория естественного воспитания, утверждающая, что человек родится совершенным, но уродуется под влиянием современных общественных условий. Воспитание содействует развитию ребенка лишь имея естественный, природосо-образный характер. Природа, люди и вещи - активные участники воспитательного процесса, полагал Руссо. По мнению Руссо, природосообразное воспитание следует естественному ходу развития природы самого ребенка, поэтому необходимо тщательное изучение ребенка, хорошее знание его возрастных и индивидуальных особенностей.

Воспитатель должен предоставлять ребенку возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе, а не навязывать ему свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила. Естественное воспитание - это и свободное воспитание. Воспитатель, по теории Руссо, должен убеждать детей логикой естественного хода вещей, широко применять метод «естественных последствий - ребенок сам ощущал бы результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия». Воспитатель должен дать ребенку общечеловеческое, а не сословное, не профессиональное воспитание.

Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка, и в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя: первый период - от рождения до 2 лет, до появления речи (главное внимание должно уделяться физическому воспитанию ребенка); второй - от 2 до 12 лет (образно назван «сном разума», когда ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, поэтому в этот период необходимо развивать его внешние чувства); в третий период - от 12 до 15 лет - основное внимание необходимо уделять умственному и трудовому воспитанию.

В возрасте от 15 лет до совершеннолетия, относящемся к четвертому периоду, в «период бурь и страстей» на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши. По словам Руссо, каждая женщина обязана исповедовать религию своей матери, а жена - религию мужа. Таким образом, Руссо отказывал женщине в самостоятельности, несмотря на требование свободного воспитания самостоятельного гражданина из мальчика. Идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на педагогическую теорию и практику, правда, позднее они были в основном отвергнуты.

Клод Адриан Гельвеций написал книгу «Об уме», которая была запрещена и приговорена к сожжению. Более подробно Гельвеций развил свои идеи в книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании», которая была опубликована после его смерти. Он первым в истории педагогики раскрыл факторы, формирующие человека. Все представления и понятия у человека, по мнению Гельвеция, образуются на основе чувственных восприятий, а мышление сводится к способности ощущать. Человек, он считал, формируется под влиянием среды и является продуктом обстоятельств и воспитания.

Гельвеций сформулировал единую цель воспитания для всех граждан, подчеркивая огромную роль воспитания в переустройстве общества. Он требовал оторванности общественного воспитания от духовенства, требовал наглядности обучения, использования по возможности личного опыта ребенка и доведения по простоте и понятности учебного материала до уровня учащихся. Гельвеций считал, что независимо от пола все должны получать равное образование.

Дени Дидро решительно выступал против религии и считал источником знания ощущения. В отличие от Гельвеция он считал, что второй ступенью познания является переработка ощущений разумом. Свою точку зрения о воспитании он обосновал в «Систематическом опровержении книги Гельвеция "О человеке"». Дидро отвергал утверждение Гельвеция о всемогуществе воспитания и отсутствии у людей индивидуальных природных различий, подчеркивал значение физической организации и анатомо-физиологических особенностей для формирования человека.

Дидро считал, мыслительные операции зависят от того, какие природные задатки и особенности имеют люди, какой организацией мозга обладает человек; а проявление физиологических особенностей людей целиком зависит от общественных причин, в том числе и от воспитания. Дидро полагал, что воспитатель, стремясь развить данные от природы ребенку способности и задатки, может достигнуть больших результатов и заглушить дурные наклонности.

Дидро требовал от педагога глубокого знания преподаваемого предмета, скромности, честности и других высоких нравственных качеств. Он считал, что педагогу необходимо создать хорошие материальные условия. Иоганн Генрих Песталоцци посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей из народа. Песталоцци хотел «для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей».

Песталоцци так же, как Руссо и Коменский, был сторонником природосообразного характера воспитания. По мнению Песталоцци, природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию, и, чтобы обеспечить развитие ребенка в согласии с его природой, необходимо элементарное образование, включающее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. В основе теории элементарного образования Песталоцци лежит требование начинать воспитание ребенка с простейших элементов и постепенно все более усложнять.

Физическое воспитание должно развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки, способствовать формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств. Педагоги должны развивать физические силы ребенка с помощью выполнения таких простейших движений, которые он производит во время ходьбы, еды, питья, поднятия тяжести, т. е. повседневных, бытовых движений. Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудовым, придавая ему большое значение в развитии ребенка. По его мнению, трудовая деятельность развивает у детей человеческое достоинство, трудолюбие, настойчивость, добросовестность и другие качества.

Цель нравственного воспитания Песталоцци определял как формирование у детей деятельной любви к людям. Позднее - по мере взросления - нравственное воспитание детей должно осуществляться в школе, чему будут способствовать отношения педагога и учащихся, которые строятся на основе отеческой любви. Песталоцци отводил важное место тесной связи нравственного воспитания и физического развития ребенка, требованию добиваться нравственного поведения детей не только наставлениями, но упражнениями в нравственных поступках.

Бурное развитие промышленности в конце XVIII - начале XIX в. в Западной Европе сопровождалось обострением социальных противоречий. Роберт Оуэн был сторонником общественного воспитания граждан с раннего возраста, он организовал первые дошкольные учреждения для детей рабочих, воспитывая их в духе коллективизма, прививая им трудовые навыки с учетом их интересов и используя в работе с ними игры и развлечения. Оуэн создал школы, где свободное от религии образование сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов.

Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В.Ломоносов (1711-1765). «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот цель обучения», писал Ломоносов. Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др. Издатель первого в Росси журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И.Новиков (1744-1818) впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Первую в России дидактическую систему разработал К.Д.Ушинский (1824-1870). В труде «Человек как предмет воспитания.

Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание К.Д.Ушинский обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов.

Цель воспитания по Ушинскому, - формирование активной творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей формы человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал за независимость от нее школы и науки. Система нравственного воспитания Ушинского строилась на патриотизме, силе положительного примера, на разумной деятельности ребенка.

Он требовал от учителя развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Новой педагогической идеей Ушинского была идея научить учеников учиться. «…Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания». Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека».

Педагогические принципы К.Д.Ушинского

1) Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

2) Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

3) Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли – естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.

4) Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогический процесс, так же как процессы обучения и воспита­ния человека, является особой функцией общества, которая реализуется в условиях отдельно взятой педагогической системы.

Структура (от лат. structura - строение) педагогического процесса - это расположение элементов в системе. Важнее всего понимание связей между компонентами, составляющими структуру системы. В педагогической системе связи не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Здесь объект - он же и субъект. Объекты педагогического труда - коллектив учеников, развивающаяся личность. Им присуща сложность, системность, саморегуляция и, кроме того, саморазвитие, а от этого - вариантность и неповторяемость педагогических процессов. Предмет деятельности педагога - формирование человека. Он еще не обладает знаниями, умениями и опытом взрослого. Развивается он по законам своей психики - особенностям восприятие, мышления, понимания, становления воли и характера. Это не прямая пропорциональная зависимость от педагогического воздействия.

Результат процесса зависит от взаимодействия педагога, применяемой технологии и учащегося. В каждой системе присутствуют следующие элементы. Цель - конечный результат. Принципы - основные направления достижения цели. Содержание - учебный материал. Методы - действия педагога и учащегося по передаче, переработке и восприятию содержания. Средства - это специфические способы реализации содержания. Это знания и опыт педагога, воздействие его личности на воспитуемого, а также виды деятельности, на которые он сумеет переключить учеников, методы влияния и способы сотрудничества. Эти духовные средства труда.

Формы обучения (внешние очертания, наружный вид, структура чего-либо) – внешняя сторона организации процесса (индивидуальные, групповые, фронтальные, аудиторные, внеаудиторные и т.д.). Продукт педагогического труда, его логическое завершение процесса - воспитанный, подготовленный к жизни человек. В конкретных процессах формируются отдельные качества личности, соответствующие поставленной цели. Педагогический процесс объединяет процессы формирования, развития, воспитания, обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Это динамическая система.

При низкой эффективности педагогического процесса анализ его причин позволяет вносить изменения, избежать прежних ошибок. Полезен учет генетических связей, традиций в обучении и воспитании. Это обеспечивает преемственность при планировании новых педагогических процессов. Кроме четкого выделения компонентов такое представление дает возможность проанализировать различные связи и отношения между компонентами. Педагогический характеризуется уровнями управления, продуктивности, экономичности и др., определение которых позволяет обосновывать критерии, дающие качественные и количественные оценки достигнутого.

Время выступает универсальным критерием, позволяющим определять, как быстро и качественно протекает данный процесс. В практике управления педагогическим процессом это главное. Педагогический процесс - это не механическое соединение воспитания, развития, обучения, а новое качественное образование, которое подчиняется особым закономерностям. Его главные характеристики - целостность, общность, единство - подчеркивают подчинение всех его составляющих процессов единой цели.

Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)

1.Педагогический процесс является целостным процессом Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Что же следует понимать под целостностью?

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно. Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности. Целостность педагогического процесса проявляется: -в единстве процессов обучения, воспитания и развития; -в соподчиненности этих процессов; -в наличии общего сохранении специфики этих процессов.

3.Педагогический процесс является многофункциональным процессом. Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.


Образовательная:

    реализуется, прежде всего, в процессе обучения;

    во внеклассной работе;

    в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная (проявляется во всем):

    в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия преподавателя и воспитанника;

    в личности и профессионализме педагога;

    в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая: Развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

    Педагогический процесс обладает рядом свойств.

Свойствами педагогического процесса являются:

    целостный педагогический процесс усиливает составляющие его процессы;

    целостный педагогический процесс создает возможности для проникновения методов обучения и воспитания;

    целостный педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в единый общешкольный коллектив.

    Структура педагогического процесса.

Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

    Стимульно-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

    эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

    мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

    формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

    Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

Связан с разработкой и отбором содержания образования. Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

    Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса. Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

    Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

    Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Подходы к определению структуры педагогического процесса:

1. Целевой - включает цели и задачи, реализуемые в определенных условиях.

3. Деятельностный - характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания.

4. Результативный - достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса обеспечивает управление качеством педагогической деятельности.

5. Ресурсный - отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы.

Главными этапами можно назвать:

Подготовительный (создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью);

Основной (осуществление педагогического процесса);

Заключительный (нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе).

Закономерности педагогического процесса (обучение и воспитание) можно определить как совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующих их развитие и функционирование.

Различают две группы закономерностей:

1. Группа - действует на макро и микросоциальном уровнях:

Зависимость педагогического процесса от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества и т.д..

Зависимость педагогического процесса от региональных условий и т.д..

2. Группа - действует на межличностном и личностном уровнях:

Единство и взаимосвязь педагогического процесса и развития личности.

Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между составными частями педагогического процесса.


Объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между характером деятельности развивающейся личности, особенностями ее взаимодействия с окружающим миром и результатами ее развития.

Закономерные связи между уровнем возрастного, индивидуального развития личности и предлагаемыми содержанием, методами, формами педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса - общие положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса:

3. Принцип обучения и воспитания в группе (коллективе).

4. Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практической деятельностью учащихся.

5. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся.

6. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

7. Принцип опоры наположительное в человеке, на сильные стороны его личности.

8. Принцип научности.

9. Принцип гражданственности.

10. Принцип наглядности.

11. Принцип преемственности, систематичности и последовательности в обучении и воспитании.

12. Принцип доступности обучения в сочетании с высоким уровнем трудности.

13. Принцип продуктивности педагогического процесса и прочности его результатов.

Проблема целеполагания в педагогике . Социальная обусловленность и исторический характер целей образования и воспитания. Трактовка цели образования и воспитания в директивных документах («Закон об образовании в Республике Беларусь» и др.)

Целеобразование и целеполагание - неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений.

Цели образования формируются в общегосударственном масштабе, затем они конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия.

Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны , носят исторический характер. Определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.

В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и др.. В настоящее время идеалом общества является гражданин, патриот своей сраны, профессиональ-труженник, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, профессиональная компетентность, деловитость.

Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в законе РБ «Об образовании» (в ред. От 2002), в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ (2006) и др. директивных документах в области образования. Например, в соответствии с законом «Об образовании РБ» целью общего среднего образования является обеспечение духовного и физического становления личности, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина РБ, овладение им основами наук, государственными языками РБ, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни.

В настоящее время цель - идеал воспитания трактуется педагогами как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ» (2006), согласно которой целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач:

Формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии.

Подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Формирование нравственной, эстетической и экологической культуры.

Овладение ценностями и навыками здорового образа жизни.

Формирование культуры семейных отношений.

Создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Структура содержания образования:

1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.

2. Опыт осуществления способов деятельности, известных обществу (система умений и навыков).

3. Опыт эмоционально-ценностных отношений личности к себе и окружающему миру.

4. Опыт творческой деятельности.

Общее образование - процесс и результат овладения индивидом основами наук, получения профессионального образования.

Политехническое образование - является составной частью общего образования, процесс и результат овладения учащимся научными основами производства.

Профессиональное образование - процесс и результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, дающими ему возможность заниматься той или иной профессиональной деятельностью.

Как в истории педагогики решался вопрос о том, какой материал включать в содержание образования, какими принципами необходимо руководствоваться при отборе этого материала? Выдвигались теории формального, материального, утилитарного образования.

Сторонники «формального образования» (Дж. Локк , И.Г. Песталоцци , И. Кант , И.Ф.Гербарт и др.) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование» - такое развитие способностей человека, которое делает его пригодным для всякого рода работы. По мнению сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я.А. Каменский , Г. Спенсер и др.) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщением ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

К.Д. Ушинский и др. педагоги доказывали односторонность каждой из этих теорий содержания образования. По их мнению, и материальное, и формальное образование неразрывно связаны друг с другом.

Тенденции совершенствования содержания образования:

1. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству.

2. Разработка и реализация деятельностного содержания образования, способствующего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления и деятельности.

3. Открытость и вариативность содержания образования (выбор учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности), дифференциация образовательного процесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами.

4. Постепенное уменьшение обязательных предметов и занятий и увеличение предметов, занятий, видов деятельности по выбору.

5. Включение в содержание образования интегрированных курсов, способствующих созданию у школьников целостной картины мира.

6. Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Законом «Об образовании в РБ» (ред. от 19.03.2002). В РБ устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты РБ содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании.

Образовательные стандарты, их структура и функции. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Государственные образовательные стандарты - документация служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.

Государственный стандарт определяет:

1. Минимум содержания основных образовательных программ.

2. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

3. Требования к уровню подготовки выпускников.

На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов:

Учебный план - документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это время (базисный, типовой, носит рекомендательный характер, учебный план средней школы).

Учебная программа - нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему (типовые, рабочие, личностно-индивидуальные).

Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейшего средства обучения, основных источников знаний и организации самостоятельной работы учащихся по предмету; они определяют собой информационную модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса.

Дидактика как теория обучения и образования. История развития
дидактики. Предмет, основные категории и задачи дидактики.

Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Впервые, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А.Каменски. В началеXIX вв. немецкий педагог И.Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Большой вклад в разработку дидактики внесли: И. Гербарт, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев. Немало сделали в этой области: П.Н. Груздев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский и др..

Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Задачи дидактики:

1. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации.

2. Разрабатывать более совершенную организацию обучения, новые обучающие системы, технологии и др..

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС" в других словарях:

    Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Выражение «педагогический процесс»… … Википедия

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на сознательное и прочное усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование способности применить их на практике.… … Профессиональное образование. Словарь

    педагогический процесс - pedagoginis procesas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Tikslingas žmogaus ugdymo vyksmas ugdymo veikėjams tiesiogiai ar netiesiogiai bendraujant su ugdytiniais, remiantis objektyviomis vertybėmis, ugdymo priemonėmis, būdais, metodais ir… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    педагогический процесс - pedagoginis vyksmas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tikslinga žmogaus ugdymo eiga ugdytojams tiesiogiai ar netiesiogiai bendraujant su ugdytiniais, veikiant juos įvairiomis ugdymo priemonėmis, būdais, metodais ir… … Sporto terminų žodynas

    Педагогический процесс - последовательная смена состояний педагогической системы. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 418) Ч312.1 … Педагогический терминологический словарь

    Педагогический процесс Словарь-справочник по педагогической психологии

    Педагогический процесс - это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Педагогический процесс - направленное и организованнное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы … Словарь по педагогической психологии

    Военно-педагогический процесс - категория военной педагогики, обозначающая совокупную, организованную и целенаправленную деятельность командиров и начальников по обучению, воспитанию, развитию и психологической подготовке воинов, а также деятельность военнослужащих, воинских… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Педагогический диалог в ситуации опроса - учебно речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов, которые, будучи взаимообусловленными, определяют… … Педагогическое речеведение

Книги

  • Педагогический процесс в высшей школе , В. Н. Зайченко. Учебное пособие разработано с учетом требований к подготовке специалистов высокой квалификации и призвано способствовать осмыслению ориентиров и главных направлений психолог-педагогической… Купить за 320 руб электронная книга
  • Русская литература и мировой литературный процесс , . Сборник "Русская литература и мировой литературный процесс" отражает одно из направлений научной работы преподавателей и аспирантов кафедры зарубежной литературы ЛГПИ им. А. И. Герцена.…

Принцип целостности – основа педагогического процесса

Педагогическим про­цессом называется развивающееся взаимодействие воспитате­лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя­ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс - это процесс, в котором со­циальный опыт переплавляется в качества личности. В педаго­гической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования педагогов по­казали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличи­тельных черт - целостности и общности. Обеспечение един­ства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического про­цесса . В остальном же термины «учебно-воспитательный про­цесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими поня­тия тождественны.

Рассмотрим педагогический процесс как систему. Педагогичес­кий процесс - это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образо­вания, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внеш­них условиях: природно-географических, общественных, про­изводственных, культурных и других. Есть и специфические для каждой системы условия. К внутришкольным условиям, например, относятся материально-технические, санитарно-ги­гиенические, морально-психологические, эстетические и дру­гие условия.

Структура (от лат. structura - строение) - это расположе­ние элементов в системе. Структуру системы составляют выде­ленные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообраз­ная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда. Объект - он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Чтобы анализировать педагогический процесс как систему, необходимо установить критерий анализа. В качестве такого критерия может выступать любой достаточно веский показа­тель процесса, условий его протекания или величины достиг­нутых результатов. Важно, чтобы он отвечал целям изучения системы.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа­ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие сис­тему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкла­дываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную зада­чу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуе­мых, их сотрудничество, организацию и управление процес­сом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участни­ков трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выде­ляются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельно­сти педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитан­ников. Объектам педагогического труда кроме сложности, сис­темности, саморегуляции присуще и такое качество, как само­развитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней сту­пени своего развития и не обладает необходимыми для взрос­лого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Свое­образие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямой пропорциональной за­висимости от педагогического воздействия на него, а по зако­нам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

Средства (орудия) труда - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воз­действия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь пере­ключить школьников, способы сотрудничества с ними, мето­дика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

Целостность педагогического процесса

Педагогический процесс - внутренне связанная совокуп­ность многих процессов, суть которых состоит в том, что соци­альный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не меха­ническое соединение процессов воспитания, обучения, разви­тия, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического процесса, подчерки­вающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности про­цессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического.

В чем же специфика процессов, образующих целостный пе­дагогический процесс? Она обнаруживается при выделении до­минирующих функций. Доминирующая функция процесса обуче­ния - обучение, воспитания - воспитание, развития - разви­тие. Но каждый из названных процессов выполняет в целост­ном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуще­ствляет не только воспитательную, но и развивающую, и обра­зовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствую­щего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей на­лагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и мето­ды осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения прева­лирует формирование научных представлений, усвоение поня­тий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убежде­ний, норм, правил, идеалов, ценностных ориентации, устано­вок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и пред­ставления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении использует­ся преимущественно строго регламентированная классно-уроч­ная форма работы, то в воспитании превалируют более свобод­ные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интел­лектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Кон­троль за результатами воспитания менее регламентирован. Ин­формацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятель­ности и поведения учеников, общественное мнение, объем вы­полнения намеченной программы воспитания и самовоспита­ния.

Структура целостного педагогического процесса

Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:

    общие основы;

    теория воспитания;

    дидактика – теория обучения;

    школоведение.

Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином “педагогическое взаимодействие”, которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в воздействии на самого себя (самовоспитание). В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи. При анализе педагогического взаимодействия надо учитывать и причинно-следственные связи, выявляя среди них особо важные. Например, выявление особо важных причин недостатков и успехов в педагогическом процессе, позволяет затем более удачно проектировать новые этапы его совершенствования.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.

Воспитание есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей.

Во-первых, воспитание – процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта.

В-пятых, особенностью педагогического процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Обучение, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся.

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе. Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.

Такова структура процесса обучения в его теоретическом представлении. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную схему, основанную на совместной работе всех его звеньев. Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ позволяет четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения.

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики . Ее главная цель получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка первоначальных задач.

Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса , который после окончательной доработки воплощается в план . Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно сделать.

Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

    постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

    взаимодействие педагогов и учеников;

    использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

    создание благоприятных условий;

    осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

    обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи. Обратная связь – основа качественного управления процессом.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов . Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки.

Движущие силы педпроцесса

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

Все противоречия делят на объективные и субъективные.

Объективные :

    Противоречия между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни . Оно преодолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обучения, трудового, гражданского, физического, нравственного воспитания. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны обладать дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбежные интеллектуальные, физические, моральные перегрузки.

    Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями по их реализации . Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Субъективные :

    Противоречия между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса . Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают невозможным создание неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

    Между возрастающей ролью гуманитарных предметов в становлении человека и тенденциями технократизации педагогического процесса .

Преодоление противоречий, обеспечение полной эффективности педагогического процесса достигается за счет полноценного функционирования основных содержательных элементов. К таким слагаемым относятся:

    детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, факторы и условия воспитания;

    обучение, как стержневой элемент целостности;

    общественно полезный, производительный труд, как важнейшая основа воспитания;

    внеучебная (внеклассная, внешкольная) творческая деятельность.

Закономерности педагогического процесса

В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Даже без специального исследования можно заключить, что в столь сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных свя­зей и зависимостей.

Среди общих закономерностей педагогическо­го процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Вели­чина всех последующих изменений зависит от величины изме­нений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу - тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом про­цессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности, 2) воспитательной и учебной среды, 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) приме­няемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: I) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педа­гогами; 2) величины, характера и обоснованности корректирую­щих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педаго­гического процесса зависит от: 1) действия внутренних стиму­лов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интен­сивности, характера и своевременности внешних (обществен­ных, педагогических, моральных, материальных и других) сти­мулов.

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и ка­чества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность пе­дагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых,

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зави­сят от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и другие) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и другие).