Десять самых образованных стран в мире с высоким уровнем грамотности. Грамотность населения

Универсальных определений и стандартов грамотности не существует. Поэтому точную статистику уровня грамотности в России назвать сложно. Но все же она существует.

По данным ОООН Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. А вот по уровню образования, к сожалению, занимает 36 место, уступая многим другим развитым странам. Но стоит учесть, что эти данные были актуальны на 2013 год, когда проводились последние исследования. К 2016 году ситуация явно улучшилась, учитывая общий прогресс развития грамотности в России.

Так, если в начале 90-х гг. XX века в стране было чуть более 2 000 0000 неграмотных взрослых, то к 2013 году их число сократилось до примерно 400 000.

Результаты опросов и исследований уровня грамотности

Таким образом, по последним данным статистиков, в возрасте 15 лет и старше примерно 99,4 % населения Российской Федерации умеют читать и писать. При этом среди мужчин 99,7 % являются грамотными, а среди женщин 99,2 %.

Уровень грамотности повысился не только за счет повышения качества образования, открытия новых школ и других учебных заведений, но и за счет появления стремления учиться у самих россиян, которые активно пользуются словарями. Более 40% русского населения прибегают к различным словарям еженедельно.

При этом после энциклопедического (46% опрошенных назвали его первым) наиболее востребованным является орфографический словарь (около 20% опрошенных), а это верный путь к повышению уровня грамотности. Регулярное использование словаря позволяет не только запомнить написание слов, но и значительно расширить кругозор и словарный запас. Предпочтение отдается электронному варианту словаря (60%), что вполне логично в наши дни.

И самое важное - последние опросы показали, что более 30% опрошенных прибегают к словарю именно для саморазвития, а не для учебы и работы.

Что показал ЕГЭ-2016?

Здесь наблюдается прогрессивная шкала. По результатам ЕГЭ-2016, показавшим увеличение количества учеников, получивших высокие баллы за тест по русскому языку, можно сделать вывод о росте грамотности российских школьников.

В пользу этого также свидетельствует сокращение числа учащихся, не преодолевших нижний порог баллов, требуемый для получения аттестата, на 0.5% по сравнению с предыдущим годом.
В 2016 году не сдавшие ЕГЭ по русскому языку составили 1% от всех тестируемых, количество же учащихся, набравших свыше 80 баллов, увеличилось на 5.5% по сравнению с 2015 годом, когда высокие баллы получили 20% экзаменующихся (в 2016 - 25,5%). Также выросло число учеников, показавших результаты свыше 90 баллов.

Результаты "Тотального диктанта" 2016 года

Напомним, что первый массовый диктант, нацеленный на проверку знаний по русскому языку, состоялся 12 лет назад, и с тех пор проводится ежегодно. В мероприятии может поучаствовать любой желающий.
"Тотальный диктант - 2016" собрал около 150 тысяч участников, что превысило прошлогоднее количество в 1,5 раза. Более 18 тысяч человек писали диктант, находясь за пределами России. При этом отличную оценку, означающую профессиональное владение языком, получили около 1% участников, что является хорошим результатом, учитывая общее количество русскоязычного населения в мире.

Словарный запас современного россиянина

По последним данным статистики в русском языке насчитывается примерно 500 000 слов, однако в обыденной жизни люди используют порядка 3000.
Словарный запас школьника составляет 2000 - 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 - 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Это хороший результат, но важно учитывать, какие именно слова знает человек. Преобладает ли в его речи молодежный сленг или жаргон, или в его активном и пассивном запасе преимущественно используются научные термины или другие "более качественные" слова.

Способы поднятия уровня грамотности

Сегодня, во времена Интернета, эта задача стала более решаемой, чем раньше. Можно выделить несколько основных и наиболее актуальных способов повышения уровня грамотности русского языка.
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы словарь русского языка и грамматический справочник (если вы не имеете их в бумажном виде) были у вас в закладках браузера.

Второй важный момент - это чтение. Больше читайте. Тем более это также можно сделать посредствам интернета. Но помните, что важно выбирать хорошие книги, лучше русских классиков, так как уровень грамотности русского языка у многих современных "писателей" иногда оставляет желать лучшего.

И третий способ - пользуйтесь различными порталами и сайтами, посвященными русскому языку. К сожалению, таких проектов сегодня в Интернет немного. Но все же они есть. Например, много полезной информации представлено на образовательном портале Textologia.ru. Здесь можно найти и правила орфографии и пунктуации, и теоретические сведения по разным филологическим дисциплинам, и интересные статьи по теории и истории литературы. Также на сайте есть сервис "Задать вопрос" и форум, где можно получить ответы на вопросы, что очень помогает при обучении.

Кстати, в написании этой статьи нам также помог журнал Текстология.ру, который предоставил статистические данные и другие сведения, приведенные выше. Хотелось бы видеть в сети больше подобных проектов, тогда, возможно, уровень грамотности в России был бы выше, и наша страна смогла бы делить первые места мирового рейтинга.

Подводя итоги, можно уверенно сказать, что в последние годы в России наблюдается общий рост уровня грамотности, а данные, полученные в текущем году, демонстрируют прогресс в области владения родным языком среди русскоговорящего населения. Поэтому вполне можно ожидать, что к 2020 году наша страна займет более высокие позиции в общем рейтинге, показав всему миру, что россияне - образованные и грамотные люди. Главное - это стремление повысить свой уровень грамотности и желание не останавливаться на достигнутом, продолжая развитие вне зависимости от возраста и жизненных обстоятельств.

Функциональная неграмотность - это неспособность читать, писать и считать на уровне, необходимом для решения простейших повседневных задач. Доступное среднее образование должно давать эти навыки всем, - однако на практике до четверти взрослых жителей развитых стран не могут понять, что написано на коробке с лекарством, купленным в аптеке. «Теории и практики» решили отреагировать на популярность феномена экспертным мнением и расспросили исследователей из области нейробиологии и социологии о том, как возникает функциональная неграмотность и является ли она следствием всемирного заговора маркетологов или понижением уровня интеллекта вследствие проникновения интернета во все сферы жизни человека.

«Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать»

Юрий Штыров,

нейробиолог, профессор, зав. лаборатории магнитоэнцефалографии Орхусского университета (Дания); старший научный сотрудник, зав. лаборатории Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ

В основе функциональной неграмотности, по всей видимости, нет единого физиологического расстройства. Она может возникать как из-за проблем зрительного характера, так и из-за когнитивных нарушений. Существуют разные расстройства понимания языка: от базовой неспособности воспринимать сочетания букв до нарушений синтаксического или прагматического анализа. Иногда текст воспринимается неправильно из-за того, что мозг просто не может охватить достаточный для восприятия слова объем зрительной информации. Чаще, однако, говорят о нарушениях сегментации - слаженного анализа текстовой информации - когда невозможен становится перевод зрительного кода в фонологический. В таком случае мы видим текст, но мозг оказывается не в состоянии передать заключенную в нем информацию для дальнейшего анализа, активировать следы памяти прочитанных слов и т. д.

В научной литературе отдельно выделяется дислексия, которая считается клинико-психологической проблемой и встречается довольно часто: в зависимости от используемого диагностического подхода и возрастной группы, с ней сталкивается до 15-20% населения. При этом у 2-4% проблемы могут носить довольно серьезный характер. При дислексии нарушается процесс обработки текста как такового, хотя остальные системы мозга внешне работают более или менее полноценно, интеллект развит, а устная речь нормальна. Дислексия считается расстройством развития, но может проявляться и как сопутствующее отклонение при других расстройствах.

Дислексия однозначно часто (но не всегда) является причиной функциональной неграмотноти, хотя и степень дислексии может быть разной: кто-то никогда не выучится читать, а кто-то (если вовремя начать заниматься по специальной программе) может добиться заметного прогресса. Причины дислексии лежат на нейробиологическом уровне, но конкретные механизмы появления этого расстройства до сих пор неясны. Любопытно, что то, как часто оно встречается, зависит от того, на каком языке говорит, читает и пишет человек. Текстовая информация на разных языках мозгом воспринимается по-разному, и одни орфографические системы проще в обработке, чем другие. Например, в русском написанный текст более или менее соответствует звукам устной речи, а вот французский, английский или датский намного сложнее, что очень затрудняет обучение чтению для детей. В результате, в странах с такими языками число людей с расстройствами восприятия текста оказывается выше. На противоположном полюсе находится, например, финский язык, где практически каждому звуку речи соответствует буква или пара букв.

«Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться»

В некоторых случаях связанные с чтением проблемы могут объясняться с точки зрения дефицита внимания. А кто-то просто толком не научился читать, потому что не уделял этому достаточно времени. Интернет и телевизор, конечно, во многом можно обвинить. Но если они просто отнимают у ребенка время, и он не успевает учиться читать, писать и считать, надо ли искать медицинское объяснение? Я не берусь это утверждать. Еще сто лет назад, до появления этих технологий, большая часть населения Земли не умела ни читать, ни писать. Сколько было функционально неграмотных людей тогда, и каково было соотношение причин этого состояния? Доподлинно неизвестно. Известно только, что дислексия наблюдалась и до появления современных информационных технологий - ее первое научное описание было сделано в XIX столетии. По крайней мере частично это расстройство определяется генетически.

Перемены, вызванные современными технологиями, - это перемены последних десятков лет. Однако они происходят не сами по себе, а в контексте общего изменения жизни людей. Дело не только в том, что мы больше смотрим телевизор - мы меньше читаем. Без практики любой навык исчезает или не развивается. Думаю, непрямое влияние телевидения и интернета на компетенции чтения существует, но я бы не стал утверждать, что они вредны для способности читать как таковой. Другое дело, что в интернете далеко не всегда есть полноценная обратная связь: здесь пишут с ошибками, используют упрощенный стиль и разговорную лексику. Неправильные упрощенные формы фиксируются и уже не воспринимаются как ошибка.

К сожалению, в нашем случае ограничено не только время в сутках, которое можно уделить развитию грамотности, но и время жизни. Существует так называемый критический возраст для освоения языка: уже в с 6-7 лет пластичность нервной системы начинает снижаться, и это сказывается на способности к развитию когнитивных навыков - в первую очередь, судя по всему, языковых. Как и устный язык, чтение - это очень сложный навык: по сути мы связываем довольно случайную произвольную комбинацию черточек и кружочков со звуками, словами и смыслом, объединяем все это в предложения и пытаемся понять общее значение текста. Несмотря на кажущуюся простоту этого навыка, от мозга чтение требует больших усилий, слаженной работы многих миллионов нейронов и нейронных сетей в самых разных областях. Если мы упускаем момент, когда мозг максимально пластичен, способен создавать новые связи и строить новые репрезентации для информации, то в будущем делать это ему будет сложнее. Вот почему когда ребенок вместо книг занят мультиками или компьютерными играми, вероятно, он упускает возможность, которую впоследствии будет трудно или даже невозможно восполнить.

«Малограмотность идет, как правило, из семьи»

Вера Чудинова,

вице-президент Российской ассоциации чтения, заместитель председателя исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, кандидат педагогических наук

Функциональная неграмотность - неспособность жить в современном обществе - это, прежде всего, неумение хорошо читать, писать и считать. Неграмотность имеет отношение к обществу, поскольку чтобы учиться и адекватно приспосабливаться к жизни в меняющемся мире (освоить новую профессию, например), нужно быть способным читать. Также со временем к чтению, письму и счету добавили цифровую грамотность: умение работать на компьютере и пользоваться информационно-комбинационными сетями. Это и есть базовые умения сейчас. Однако сам термин - «функциональная неграмотность» - постоянно расширяется. Ведь для жизни в современном обществе уже требуется экономическая, правовая и другие виды грамотности.

Ошибки процесса преподавания в плане функциональной неграмотности не играют большой роли: дело в системе обучения в целом. Разумеется, в школах есть учителя, у которых дети учатся лучше или хуже, чем у других, но это вопрос не к ним. В некоторых странах - в Финляндии, к примеру, - специально корректируют навыки и умения чтения, чтобы школьники могли исправить свои недочеты и стали хорошо читать - а значит, начали и учиться. А для взрослых - здоровых - людей во многих странах есть специальные программы обучения для улучшения читательской и компьютерной грамотности. Грамотные люди способны критически мыслить и отбирать более точную и надежную информацию из источников разного вида, неграмотные - нет.

«Грамотные люди в России чаще остаются без работы»

Олег Подольский

руководитель группы «Проектирование обучения и развитие компетенций» Института образования НИУ ВШЭ

В 2013 году были опубликованы результаты первого исследования PIAAC (Programme for the International Assessment for Adult Competencies), посвященного ключевым компетенциям взрослого населения. В нем приняли участие как страны ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), так и страны-партнеры, включая Россию. В международном отчете по результатам этого исследования подробно рассматриваются возможные причины низкого уровня грамотности в разных странах. Самые высокие результаты по грамотности чтения наблюдаются в Японии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах. В этих странах, в целом, и достижения взрослых по результатам исследования высокие, и людей с низким уровнем функциональной грамотности немного. Есть гипотеза, что это связано с высоким качеством школьного образования, с одной стороны, и с высоким уровнем социальных гарантий, с другой: многие люди имеют доступ к качественному образованию. В этих странах уровень грамотности человека слабо связан с уровнем образования его родителей. С другой стороны, у представителей общественности, действительно, вызвало определенное удивление то, что в таких экономически развитых странах, как США и Великобритания, людей с низким уровнем функциональной грамотности оказалось порядка трети от всего обследованного взрослого населения. Зачастую, это люди с недостаточным уровнем образования и дети родителей с низким уровнем образования. Поскольку в действительности далеко не все имеют доступ к качественному образованию.

В России выявлен средний (в сравнении со странами ОЭСР) уровень грамотности чтения взрослых, при этом разброс результатов небольшой: людей с крайне низким уровнем грамотности мало, но и с высоким тоже немного. Как писал классик, «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь …», и этого видимо, как раз хватает, чтобы продемонстрировать средние результаты.

Результаты международного исследования напрямую не были направлены на выяснение того, кто умнее: руководители или их подчиненные, - но некоторые занятные факты выявить удалось. По результатам видно, что в России руководители как раз более грамотны, чем рабочие, и более грамотны, чем специалисты с высшим образованием. Ненамного, но тем не менее. Так что мы можем спать спокойно: в начальство у нас попадают люди в определенном смысле «грамотные». В других странах, (например, в Чехии, в Великобритании) наблюдалась тенденция, что некоторые специалисты с высшим образованием все-таки грамотнее руководителей. Как мы знаем, хорошие специалисты вполне могут получать больше своих руководителей.

Тем не менее, грамотные люди в России чаще остаются без работы, чем в среднем по ОЭСР. Но это уже, вероятно, больше вопрос к возможностям рынка труда, который должен привлекать и использовать национальный потенциал, навыки и компетенции взрослого населения в нужном русле.

«Люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде»

Самый высокий уровень владения компетенциями в России сегодня демонстрируют люди 45-49 лет, и если говорить про результаты исследования, то тут возможны самые разные причины. Самая простая - особенности выборки исследования PIAAC. Она репрезентативна в целом по стране, но цели сделать репрезентативной каждую возрастную когорту (например, каждую пятилетку от 16 до 65, чтобы потом сравнивать людей разных возрастов) не ставилось. В то же время, учитывая, что такая картина характерна лишь для нашей страны и еще, например, для Словакии (в других странах самый высокий уровень компетенций наблюдался в среднем у лиц 30-35 лет), есть предположение, что люди, которым на момент исследования было 45-49 лет, получили в советские годы наиболее качественное образование. Но, опять же, эта гипотеза требует серьезной проверки.

Способы снизить уровень функциональной неграмотности, конечно, существуют. Во многих странах есть программы повышения уровня грамотности взрослых: различные программы непрерывного обучения и развития, курсы повышения квалификации. Многие из них построены в неформальном ключе. Целые системы по поддержанию нужного уровня грамотности взрослых, действующие в Канаде, Великобритании и других странах, где этим вопросам уделяют должное внимание, уже доказали свою эффективность.

На вопрос о том, оказывает ли влияние на формирование низких компетенций чтения и математики чрезмерное увлечение компьютером и телевидением, невозможно ответить однозначно. Масштабных исследований грамотности взрослых не проводилось тогда, когда в домах у людей еще не было телевизоров, а компьютеров и подавно. Кроме того, тут важно разобраться, что значит «чрезмерное увлечение компьютером» - если мы говорим об использовании компьютера для решения профессиональных задач, то тут скорее обратная ситуация: без определенного уровня грамотности чтения и математической грамотности сегодня в принципе не обойдешься, и для работы с компьютером они ключевые. Подобная связь была выявлена в исследовании: люди с более высоким уровнем грамотности чтения успешнее справляются с решением так называемых задач в технологически насыщенной среде. Если речь идет о том, как влияют на грамотность чтения избыточный просмотр телевизора, использование интернета и компьютерных игр, то тут сложно делать какие-то всеобъемлющие выводы. Имеет смысл провести отдельное исследование и выяснять, как, например, связано с грамотностью чтения то, сколько времени в сутки взрослый человек играет в онлайн-игры или смотрит комедийные сериалы. Тогда можно будет точнее ответить на этот вопрос.

Несмотря на широкое распространение образовательных учреждений и доступность всевозможной информации, проблема грамотности существует и в нынешние времена.

Определение

Грамотность - это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике. Степень овладения тем или иным предметом определяет уровень доступности определённой информации для человека.

Изначально понятие грамотности использовалось для определения уровня владения навыками чтения и письма согласно нормам родного языка. В современном же мире это понятие приобрело более широкое значение и теперь употребляется для обозначения знаний высокой степени в других сферах деятельности. Существуют такие понятия, как экономическая, юридическая, психологическая, технологическая и научная грамотность.

Информационная осведомлённость

Уровень грамотности - одна из наиболее актуальных проблем в нынешней образовательной системе. Подразумевается не только умение находить необходимые сведения, но и способность ориентироваться в бесконечном информационном потоке, анализировать и синтезировать полученные знания, извлекая пользу и применяя их на практике.

Во многих европейских средних и высших учебных заведениях система обучения отличается от нашей. Главное отличие заключается в обучении студентов пользоваться информацией, а не конспектировать и заучивать наизусть. Безусловно, развитие памяти не менее важно. Однако согласно такой системе образования важно не только усваивать материал, но и научиться самостоятельно делать выводы и умозаключения, находить альтернативные решения, видеть взаимосвязь между разными на первый взгляд предметами обсуждения, вести дискуссию, подкрепляя свои утверждения логическими доводами, и так далее.

Разновидности

Учебная исследовательская деятельность включает такие виды грамотности:

  • Грамотность чтения и письма.
  • Владение информационными носителями (компьютеры и прочие гаджеты).
  • Умение извлекать пользу из телекоммуникационной сферы.
  • Медиаграмотность.
  • Информационная.

Последний пункт объединяет предыдущие и является ключевым. В XXI веке нужно уметь справляться с информационным потоком и владеть способностью быстро находить, воспринимать и передавать знания в той или иной сфере.

Владение навыками работы на компьютере

Впервые этот термин был предложен президентом Ассоциации информационной промышленности Полом Зурковски. Это понятие можно охарактеризовать как способность использовать набор знаний и навыков работы на компьютере для решения определённых задач, планирования различных действий и предвидения их последствий. Поскольку в нынешнее время информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, умение использовать ЭВМ стало не менее важным, нежели навыки письма и чтения. Эти знания способны существенно ускорить процесс поиска необходимых сведений в любой области науки, искусства, культуры или техники. Подобные технологии в значительной степени облегчили взаимодействие человека с непрерывным информационным потоком.

Сетевая грамотность

Культурный уровень

Любой человек, которому приходилось бывать за границей, наверняка замечал, что зачастую одного знания иностранного языка недостаточно для полного понимания местных жителей. Это связано с культурными и социальными особенностями каждой страны. Любой язык - это не просто сухой набор лексических единиц и грамматических правил, а живая система, постоянно развивающаяся благодаря взаимодействию с другими культурами. Нельзя в совершенстве освоить иностранный язык, заведомо исключив историю, культурный опыт и социальные нормы страны. Формирование грамотности с точки зрения культурного аспекта подразумевает не только знакомство с широким спектром базовых знаний. Это и свобода их использования. Потому культурная грамотность - это понятие, которые включает в себя не только навыки общения согласно правилам того или иного языка, но и массу других знаний. Это этикет, умение использовать образную речь (идиомы, метафоры, фразеологизмы), знание традиций и обычаев, фольклор, моральная и нравственная сторона и многое другое.

Психологическая грамотность

Эта сфера включает в себя всевозможные навыки общения: умение устанавливать контакт, возражать, критиковать, вести дискуссию, убеждать, выступать перед публикой. В общем, сюда относится всё, что касается вопросов взаимоотношений и коммуникабельности.

Как повысить орфографическую грамотность

Бытует мнение, что способность правильно писать является врождённой. Однако вопреки распространённому заблуждению, приобретение этого навыка доступно каждому. Лучший способ - начинать с ранних лет. Тогда познавательный процесс будет проходить легко и непринуждённо.

Первая образовательная деятельность ребёнка строится на подражании речи окружающих, потому очень важно создать благоприятную среду. Определённые речевые навыки формируются благодаря родителям: умение правильно расставлять ударения в словах, строить предложения, находить подходящие фразы в каждом конкретном случае и доходчиво изъясняться. Потому очень важно общаться с ребёнком как можно больше, читать вслух сказки и стихотворения. Немного позже, когда он научится самостоятельно читать, правильное написание слов и фраз при многократном повторении будет откладываться в памяти. Кроме того, существуют различные интеллектуальные и логические игры.

Причины безграмотности

В сравнении с недавним прошлым в настоящее время стало гораздо проще искать любую информацию. Практически у всех есть возможность использовать компьютерные программы, отслеживающие и опечатки, находить всевозможные учебники, словари и справочники. Тем не менее проблема грамотности остаётся актуальной и по сей день.

Можно назвать несколько причин низкого уровня знания родного языка:

  • Отсутствие потребности чтения. Книги всё чаще заменяются другими развлечениями: просмотром всевозможных телешоу, сериалов, компьютерными играми и прочим. А любые сведения можно отыскать в Интернете. Это грозит не только всеобщей безграмотностью, но и снижением интеллектуального уровня, ухудшением творческого мышления.
  • Чтение некачественной литературы. За последние десятилетия стало появляться всё больше развлекательной литературы, в которой, помимо отсутствия полезной информации, можно встретить массу орфографических, грамматических и стилистических ошибок.
  • Общение в Интернете. В различных чатах и на форумах часто встречаются сленг, сокращения и небрежное обращение с орфографией. Подобный стиль может войти в привычку. К сожалению, для некоторых людей грамотность - это то, без чего можно обойтись в повседневной жизни.

Интеллектуальные игры и развлечения для детей

Чтобы образовательный процесс не казался ребёнку тягостным, нужно проводить обучение в игровой форме:

  • Кроссворды. этот вид интеллектуального развлечения помогает увеличить словарный запас. Помимо обычных кроссвордов со списками словесных заданий, существуют такие, в которых вопросы представлены в виде картинок. Эта игра поможет ребёнку научиться воспринимать и передавать информацию.
  • Различные устные игры в слова: подбор рифмы, города, поиск слова, начинающегося на определённый слог и так далее.
  • Игры на бумаге: составить как можно больше коротких слов из одного длинного, "Змейка", где каждое последующее слово начинается на последнюю букву или слог предшествующего, "Поле чудес", "Путаница" - игра в которой нужно собрать слово из перемешанных карточек с буквами.
  • Настольные и русская версия "Эрудит".
  • Заучивание правил в игровой форме. Таким образом примеры грамотности запоминаются гораздо легче:
    - "не чудесно, не прекрасно, а опасно и ужасно: букву т писать напрасно";
    - "либо, кое, то, нибудь - здесь дефис не позабудь";
    - "уж замуж невтерпёж".
  • Также очень полезно развивать Можно предложить ребёнку следующие упражнения: найти десять отличий между двумя картинками, показать несколько узоров на листе бумаги, а затем попросить воспроизвести увиденное по памяти.

Детям постарше уже можно предлагать самостоятельное составление кроссвордов, а также написание сочинений, коротких рассказов и стихов. Это в значительной степени повысит интеллектуальный уровень ребёнка, поможет развить фантазию и образное мышление.

Также очень важно в процессе общения устранять возможные правильно употреблять и сочетать слова и фразы (например, одеть и надеть), ставить ударения в словах (звонит, торты) и другое.

Если какие-то слова вызывают сложности, можно завести персональный словарик для выписывания трудных лексических единиц. Затем с этими словами можно проводить небольшие диктанты. Ещё одна идея - игры в стиле "вставить пропущенную букву". Многократное повторение поможет довести правильное написание слов до автоматизма.

Грамотность - это навык, который можно легко приобрести или развить, но занятия должны быть регулярными. Безусловно, в школе будет предлагаться большое количество всевозможных упражнений по фонетическому, морфологическому и синтаксическому разбору. Потому дома нежелательно дублировать подобные занятия. Лучше всего прививать ребёнку любовь к литературе, предлагая ему различные жанры, и вести образовательный процесс в игровой форме. Главное, чтобы обучение проходило непринуждённо.

Значение литературы

Повышение уровня грамотности - одна из важных частей образовательного процесса. Безусловно, немаловажную роль играет заучивание правил и норм родного языка с последующим закреплением материала на практике. Однако этого может оказаться недостаточно. Тем, кто стремится улучшить свои навыки восприятия и изложения мыслей, следует обратить особое внимание на чтение различной литературы. Лучше всего отдавать преимущество тем авторам, которые в совершенстве владеют словом и красочно описывают происходящее. Чтение хороших книг помогает развить красноречие, способность проникать в суть вещей.

Интуитивная грамотность

Это понятие подразумевает способность человека грамотно излагать мысли в соответствии с нормами родного языка притом что он не знает правил. Такого рода способность обычно развивается у людей, которые много читали. В памяти откладываются правописание, система пунктуации и стилистические особенности языка. Кроме того, у читающих людей развивается хорошее логическое мышление, красноречие и способность к философским рассуждениям.

Роль грамотности в жизни общества

Безусловно, человек, который умеет правильно излагать собственные мысли, не страдает косноязычием, выражается согласно стилистическим нормам родного языка и пишет без ошибок, имеет гораздо больше шансов получить престижное образование, а затем и найти хорошую работу. Общекультурная осведомлённость не менее важна, нежели профессиональное образование.

Значение грамотности сложно переоценить. Это один из важнейших критериев, который отличает примитивное и необразованное общество от прогрессивного. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, высокий уровень владения устной и письменной речью играет ключевую роль в базовом образовании, победе над бедностью и устойчивом развитии социума.

Это объясняется в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии

Грамотность на планете повышается в последние два десятка лет низкими темпами и составляет сейчас лишь 84%. Это означает, что 781 млн взрослых людей в разных странах, или примерно каждый десятый житель Земли, вообще не умеют читать и писать, сообщает исследовательский центр американского сетевого издания "Глобалист".

Центр подготовил доклад на основе данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Грамотность среди юношей на 6% выше, чем среди девушек, а самый большой разрыв в данной области наблюдается, естественно, в беднейших мусульманских странах. Две трети всех неграмотных взрослых людей на Земле - женщины. Более 30% из них проживают в Индии.

Ликвидация неграмотности шла быстрыми темпами после Второй мировой войны, но в нынешнем веке сильно замедлилась, отмечают эксперты. С 1950 по 1990 год грамотность увеличилась с 56 до 76%, а в следующие десять лет возросла до 82%. Однако начиная с 2000 года этот показатель прибавил лишь 2%.

Объясняется это в целом крайне низким уровнем социально-экономического развития стран Центральной Африки и Западной Азии, где проживает 597 млн человек, не умеющих читать и писать, считают авторы доклада. "Они составляют 76% всех неграмотных людей в мире", - .следует из исследования. Единственный обнадеживающий факт состоит в том, что уровень грамотности среди молодежи в государствах Южной и Западной Азии заметно выше, чем у старшего поколения.

В целом грамотность среди юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире, по данным Статистического института ЮНЕСКО, составляет сейчас 90%. "Этот показатель кажется высоким, но все равно он означает, что 126 млн молодых людей не умеют читать и писать", - отмечают эксперты исследовательского центра "Глобалист".

Для справки, население Земли в настоящее время составляет более 7 миллиардов человек.

Раньше я уже анализировал вопрос «отупения» молодежи, которое старики часто связывают с компьютеризацией и влиянием новых технологий на неокрепшие умы. Вы можете почитать . Сегодня, после прочтения одного поста на «Баше», захотелось порассуждать о том, почему в интернете так много людей пишет с ошибками в орфографии.

Безграмотный – не значит глупый

Я никогда не принадлежал к категории людей, прозванной «граммар-наци», не имел привычки придираться к правописанию оппонентов в спорах (так делают лишь те, кому нечего сказать по сути дискуссии). Но, будучи еще зеленым юнцом, я весьма критично воспринимал тех, кто пишет с обилием ошибок. Путаница с «тся/ться», «не/ни», «е/и», слитное написание вместо раздельного и наоборот, а также другие вопиющие ошибки заставляли усомниться в интеллектуальном уровне человека, тем самым ставя его его под сомнение. Но со временем все изменилось.

Жизненный опыт и общение с самыми разными людьми показали, что уровень грамотности в письме слабо коррелирует с умственными способностями. Конечно, если уровень интеллекта человека позволяет даже Форресту Гампу почувствовать себя мудрецом на его фоне, то он наверняка будет писать с кучей ошибок. В этом случае безграмотность действительно является следствием слабых умственных способностей, но не всегда пишущий с ошибками – дурак.

Лишь немногие личности способны симметрично развивать и поддерживать все возможности своего мозга. Большинство людей специализируется на узком круге задач, в которых демонстрирует высокий уровень навыков, но может иметь минимальную компетенцию в непрофильных сферах. Врач, не умеющий устанавливать ОС и не знающий ничего об устройстве видеокарты, как и инженер, не знакомый со строением уха – обычное дело. Ведь это темы, совершенно не касающиеся их деятельности, а потому разбираться в них эти люди не обязаны.

Никто не будет упрекать повара в незнании устройства коробки передач, главное, чтобы он готовил вкусно. Но умение грамотно писать считается базовым и обязательным навыком для всех, поэтому тот же повар может быть подвергнут критике за обилие ошибок. Такая точка зрения имеет право на жизнь, ведь умение четко передавать свои мысли в текстовом виде бывает очень важно. Однако не стоит держать человека за дурака только потому, что он пишет с ошибками. Если он хочет избавиться от этого недостатка – можно попробовать просто тактично указать на ошибки. Если же человек не хочет или не может заниматься «самоликбезом» – придирки бесполезны.

Публично критикуя безграмотность, вы лишь рискуете выставить себя не в лучшем свете. Ведь умников, поучающих других по поводу и без, не любят даже больше, чем дураков. Демонстрируя, что «вокруг все содомиты окаянные, а я французский дворянин», сложно что-то кому-то донести и убедить в значимости своих аргументов. Включая режим «граммар-наци», вы рискуете сами столкнуться с еще большим негодованием общества в ответ.

Почему люди пишут с ошибками

Если безграмотность не является следствием глупости, то стоит разобраться, почему тогда люди пишут с ошибками. А тут все просто: любой навык требует тренировок, и не имеет значения, физическое это умение или интеллектуальное. Гимнаст проявляет чудеса акробатики на турнике, отточив свои действия до автоматизма, а писатель или секретарь точно так же «на автомате» строчит тексты десятью пальцами, не глядя на клавиатуру. Маловероятно, что человек, впервые взявший в руки мяч, с первой же попытки сможет чеканить его на ноге 10, 50 или 100 раз. То же самое касается и грамотного письма.

Для того, чтобы писать без ошибок, нужно сначала усвоить много текстов, написанных литературным языком. Но, как известно: «чукча не читатель – чукча писатель». Азбуку в начальной школе изучают все, но много книг читают единицы. Даже учебники «от корки до корки» почти никто не штудирует, не говоря уже о чтении классики для саморазвития. Наоборот, злая училка и принуждение заставляют некоторых людей возненавидеть произведения, занимающие больше пары-тройки страниц, порождая отвращение к чтению длинных опусов.

Если не читать много книг – правильное написание слов и словосочетаний не засядет в мозге, закрепившись «на уровне прошивки». А без этого, для написания грамотных сообщений придется вспоминать правила орфографии, тем самым тратя умственные ресурсы не только на содержание, но и форму месседжа. Это сложно, это отвлекает от темы разговора, да и сами правила нужно твердо помнить.

Так как человек – существо, которое всегда ищет способы преодоления или избежания трудностей (без этого мы бы до сих пор сидели на деревьях, виляя хвостиками), большинство попросту не заморачивается с правописанием. Ученый, инженер или врач, который читает других и пишет сам, в процессе работы наверняка освоит грамотное письмо, вне зависимости от степени заинтересованности в этом. А вот специалист, который мало сталкивается с текстами, может допускать кучу ошибок в письме, даже будучи высококлассным профи.

Почему безграмотность так распространена в интернете и что делать

Чтобы ответить на вопрос почему так много людей в интернете пишет с ошибками, нужно опустить в нем последние три слова. Ведь корень данной проблемы в том, что интернет, который еще лет 20 назад был доступен малой аудитории, превратился в массовое и жизненно важное благо цивилизации. Если на рубеже веков основная аудитория сети состояла из IT-специалистов, творческих личностей и высокообразованных «технарей», то сейчас в интернете сидят почти все: от седого профессора и крупного бизнесмена до дворника, ученика ПТУ или школьника-второклассника.

Люди, которые думают, что проблема безграмотности сейчас выражена немного сильнее, чем в годы их молодости, не учитывают произошедших перемен. В советские годы из доступных способов общения были только личные разговоры, телефон и почта. Общаясь с другим человеком устно, невозможно оценить уровень его грамотности, письма могли читать только те, кому они адресованы, а пометки на полях газеты, журнала или книги видел лишь владелец этого печатного издания. Кроме того, те, кто не силен в письменных делах, никаких пометок нигде не делали, а письма близким писали редко.

В наше время все изменилось. Сейчас любой может за день оставить сотню комментариев на разных ресурсах, поддерживать дискуссии в соцсетях и на тематических порталах, тем самым демонстрируя свою безграмотность всем и сохраняя ее доказательства. Из-за этого у стороннего наблюдателя может складываться впечатление, что все плохо, народ глупеет, уровень образованности падает, и вообще, «раньше было лучше». Но это впечатление ошибочное, то, что люди пишут с ошибками – говорит лишь о том, что люди пишут с ошибками, но никак не отражает каких-то временных тенденций.

Безграмотность – это нехорошо, но ничего ужасного в этом нет. Плохо, когда врач не может отличить гастрит от пищевого отравления, плохо, если автомеханик не понимает, чем метрическая резьба отличается от дюймовой, или если сварщик не знает, почему нельзя резать баллон из-под пропана, предварительно не залив его водой для вытеснения остатков газа. Это все – признаки вопиющего непрофессионализма, явно указывающие, что человек находится не на своем месте. А вот письмо с ошибками указывает лишь на то, что человек не умеет грамотно писать.

Безграмотность можно воспринимать по-разному, можно критиковать ее, а можно закрывать глаза. Но если человек не умеет и не хочет учиться – вы ничего не измените. Если речь идет не об ученом, писателе или блогере, который по роду занятий обязан писать без ошибок, не стоит слишком критично воспринимать это. Современному человеку по жизни приходится знать очень много, а потому в наше время умение хорошо писать – это фактически профессия, навык, который позволяет заработать на хлеб насущный.

Идя к врачу, вы платите ему за то, чтобы он помог одолеть болезнь, а не выслушивать лекции по анатомии, физиологии и фармакологии. Вот и в случае с ошибками не стоит слишком остро воспринимать их, если автор не специалист в области письма. Если текст содержит ошибки орфографии, пунктуации или грамматики, но суть его весьма точна – лучше относиться к ошибкам спокойнее. Ну а если от безграмотности страдаете вы – стоит попытаться избавиться от этого недостатка, ведь совершенству нет предела, а возможности человека шире, чем может казаться.