Варианты взаимодействия учителей разных предметов. Решение профессиональной задачи

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.


Сценарий праздничной программы, посвященной Дню учителя.

Цели:

Научить ребят ответственности за подготовку и проведение общешкольного праздника посвященного Дню учителя, укрепить дружбу между учащимися школы.

Задачи :

1. Развивать у учащихся умение планировать мероприятия, организовывать их, делать анализ подготовки и проведения коллективно- творческого дела;

2. Воспитывать чувство уважения к учителям, гордость за то, что они делают;

3. Раскрывать детские способности, таланты;

4. Через деятельность знакомить учащихся с профессией учителя.

Ход мероприятия.

Ведущий :
Сегодня большой, торжественный праздник!
Ведущий:
Нет ни одного человека, который бы сегодня не вспомнил своих любимых учителей, наставников, воспитателей!
Ведущий:
Ведь каждый из нас выбирает для себя идеал, на который старается быть похожим, и идеал этот - любимый учитель.

Ведущий:
Он для нас самый умный, талантливый, красивый.
Ведущий:
Давайте поприветствуем своих учителей аплодисментами.
Ведущий:
Низкий поклон вам от всех ваших учеников.
Ведущий:

Звучит стихотворение «Учителю».

Ученик:

Осенний лист кружится за окном.

Октябрь. Златая осень балом правит.

С зонтом, но с белым праздничным бантом

Мы в класс спешим учителя поздравить.

Ученик:

Мы в этот день хотим ей пожелать

Быть самой доброй, мудрой и красивой.

А дождь негромко простучит в тетрадь

Сонет осенний, ласковый и милый.

Ученик:

Учитель… С нами он из года в год

Проводит бесконечные уроки.

Домашние заданья задает,

Твердит незабываемые строки.

Ученик:

Вселенские законы постигать

И принимать серьезные решения.

Ученик:

Он строит дом отнюдь не на песке,

Фундамент верный заложить стремится.

И что сегодня пишет на доске,

В дела мирские завтра превратится.

Ученик:

Учитель дарит нам тепло и свет,

Нас собственным примером окрыляет.

А если нужно, мудрый даст совет,

И каждый в классе это понимает.

Ученик:

Учитель – наш надежный друг.

Он знает наши тайны и секреты.

Он – доктор наших маленьких наук.

Спасибо говорим ему за это.

Ведущий:

Для вас, дорогие учителя, ученики нашей школы приготовили свои поздравления, несколько трогательные и смешные. Мы надеемся, что они порадуют вас в этот осенний день и создадут у вас прекрасное настроение.

Песня «День учителя» исполняет коллектив 5 «Б» класса .

Дорогие друзья! Предлагаем вам посмотреть фрагменты мини-фильмов из серии «Ералаш».
Звенит звонок. (На сцену выносят парты, школьную доску и другие атрибуты классной комнаты). За партами сидят учителя. Роль учителей играют дети.

Фрагмент № 1. Урок литературы.
Учитель.
Какуютему проходили?
Никто вразумительно ничего не говорит.
Ученики .
Я болел! Я потерял учебник! У меня не было света!
Учитель .
Александр Блок. Прочти, Сидоров!
Ученик.
Да, пожалуйста: "Выйдь на Волгу,
Чей стон раздается
Над великою русской рекой?"
Этот стон...
Этот стон...
А что? Почему смеетесь? Не Блок? А, вспомнил. Пожалуйста...
" У Лукоморья дуб зеленый..."
Вот, блин! Опять не Блок?
Учитель в ужасе. Звонок.

Фрагмент № 2. Урок математики.
Учительница по математике.
Сколько будет 0,5 + + 0,5?
Вовочка.
Нутром чувствую, что литр, а как математически выразить - не знаю.

Фрагмент № 3.
Учительница.
Почему ты опоздал на урок?
Ученик.
Учиться никогда не поздно.
Фрагмент № 4. Урок в грузинской школе.
Учитель.
Гиви, скажи, дорогой, что такое ос?
Гиви.
Ос - это такой болшой полосатый мух.
Учитель.
Нет, Гиви. Болшой полосатый мух - это пчел, а ос - это то, вокруг чего вертится Земля!
Фрагмент № 5.
Отец (спрашивает сына).
Вовочка, что-то я твоего дневника не вижу?
Вовочка.
У меня его Петька одолжил - своих родителей попугать!
Фрагмент № 6.
Сын.
Мама! Я больше в школу не пойду!
Мама.
Это почему же?
Сын.
Да ну... Петров опять будет из рогатки стрелять, Синицын по голове учебником бить, а Васильев - подножки ставить... Не пойду!
Мама.
Нет, Вовочка, ты должен идти. Во-первых, тебе уже сорок лет, а во-вторых, ты директор школы.

Ученики.
Я еще не все о жизни знаю,
Не до всех добрался букварей,
Но одно вам точно пожелаю:
Помните своих учителей.
Станете вы громким и высоким,
Но и через многие года
В спешке не пройдете мимо окон
Комнаты, где парты в три ряда.
Что о вас мы знаем, дорогие,
Строгие, усталые подчас,
Чем мы вам платили за такие
Думы бескорыстные о нас?
"Неуды" резинками стирали,
Кошек приносили со двора,
Даже беспардонно мы орали,
Если заболеете, "ура!"
Разве мы задумывались толком,
Отчего, забыв о дневниках,
Вы вдруг замолкали возле окон
С мелом, переломленным в руках...
Сколько с веток листьев облетело,
Сколько зим расплавила капель.
Вечер, аттестаты...
И не раз
Гости обнаруживали сходство
С кем-то из родителей у нас.
И потом лишь с возрастом, попозже,
Становилось ясного ясней:
Черточками лучшими похожи
Все мы на своих учителей.

Песня «Хорошее настроение» исполняет творческий коллектив 5 «А» класса.

Дорогие наши учителя! Мы вас действительно любим, ценим и уважаем! И на уроках слушаем внимательно, а некоторые фразы выучили наизусть в алфавитном порядке!

3-й А – А сейчас будет контрольная работа!

4-й Б – Без родителей завтра не приходи!

1-й В – Всё, что я говорю у вас всегда пролетает мимо ушей!

2-й Д – Да сколько же это будет продолжаться!

3-й З – Замолчите, пожалуйста!

4-й И – И где опять ваша вторая обувь?

1-й Н – не суй свой нос куда не надо!

2-й О – Опять двойка!

3-й Р – Раз я говорю – все молчат!

4-й С – Сколько можно повторять одно и тоже!

Танцевальная композиция «Лебединая сказка» исполняет Панфилова Марина 3 «А» класс.


А теперь мы проведем небольшой экзамен для наших педагогов. И в честь праздника мы позволим им воспользоваться подсказками.

Экзамен
На столе лежат билеты и ответы-шпаргалки к ним. Экзаменуемые берут вопрос, зачитывают его вслух, затем берут и зачитывают любую карточку с ответом.

Вопросы.
- Будете ли писать записки родителям о плохом поведении их детей?
- Появятся ли в скором времени любимчики в классах?
- Будете ли будить ученика, заснувшего на вашем уроке?
- Будете ли вы вызывать родителей в школу?
- Будете ли вы время от времени на уроках рассказывать анекдоты?
- Часто ли вы будете опаздывать на уроки?
- Разрешите ли вы пользоваться шпаргалками?
- Собираетесь ли вы использовать указку как холодное оружие?
Ответы.
- Нет, ни в коем случае!
- Даже в мыслях такого никогда не было!
- Может быть. Я над этим еще подумаю.
- Не дождетесь!
- Ишь чего захотели!
- Да! Я об этом давно мечтаю.
- Возможно. Это будет зависеть от моего настроения.
- А почему бы и нет? Кому-то можно, а мне нельзя!

Песня «Добрые сказки детства» исполняет коллектив 3х классов.

Сценка День Учителя

Никитична - Петровна, слышь??? Слышь чо говорю, Петровна!?!?

Петровна - Чо орешь? Слышу я, слышу!

Никитична - Дык говорят шо сегодня праздник! Слыхала???

Петровна - Праздник? Какой праздник? Никитична? Не слыхала ни чо я

Никитична - День Учителя!

Петровна - А те то зачем? Стара ты в школу... Да и первоклассников давно уже набрали...

Никитична - Куда послали?

Петровна - Да набрали, говорю, наб-ра-ли!

Никитична - Так и я говорю - наврали! Говорили что учителям премию, этими, как их, а баксами давали!!! А я и говорю - наврали! А одной вообще сказали, награду - дачу в Испании принимай!

Петровна - Не донимай! Не донимай!

Никитична - Кого понимай? Я понимай? Ты лучше сама понимай.

Петровна - Да понимаю я все, понимаю. А чо тебе за дело-то до учителей???

Никитична - Да просили меня, намедни, в школе попреподавать

Петровна - Че тебе давать?

Никитична - Да не давать, а ПРЕ-ПО-ДА-ВАТЬ!!!

Петровна - А....учить значит!!! Ну а ты чо?

Никитична - А чо я? Я б чо!!! Если б преподавать начала, я б им показала! В угол - гороха бы насыпала! Тех кто балует на горох бы ставила! Они бы у меня ух!!!

Петровна - А чо...(поправляет под платком свои уши) нормальные у меня ухи...нормальные...

Никитична - Да и ухи я б им точно надрала!!! Я бы еще им ремнем - ух!!! (крутит ремнем над головой) Меня б точно дачей в Испании наградили за такую работу!

Петровна - Ага....точно....точно!!! Походом в соц без тебя наградят!!!

Никитична - Да отстань ты, старая. Дай хоть помечтать!

Снимают "маскировку бабушек"

Таким горе-педагогам,

Перекрыты все пути!

Надо лаской и терпеньем

К сердцам школьников идти!

Трудно нас всех воспитать,

Да и знания нам дать.

Так поддайте ремешком…

А коль серьезно - Вам поклон (кланяются учителям)

К микрофону приглашаются Загородний Даниил, Серебряков Родион, Панфилова Марина, Богданова Юля, Качин Денис, Заяц Милена.

Читают ученики, родители которых - учителя.

Так уж нам назначено судьбой ­

Среди многих дат, событий разных

День учителя справляем всей, семьей.

День учителя у нас - семейный праздник.

Может, повезло, а может нет,

В том, что мамы, папы - педагоги.

С ними разделяем много лет

Школьные удачи и тревоги.

Я в родной учительской семье

Педагогикой дышу с пеленок.

И бывает очень трудно мне.

Я - перевоспитанный ребенок.

и на нас идет эксперимент,

Мы прошли все методы и формы.

В доме - воспитательный момент

И всегдa этические нормы.

Нам ненормативным языком

Не общаться даже в чаще леса.

Это, скажем прямо, нелегко,

Хочется порой побыть повесой.

Дома педсоветы каждый день.

Мамы узнают о нас в два счета.

И попробуй прояви тут лень ­

Будет дома нам разбор полетов.

Говорят, что школа - второй дом,

А У нас и дом - вторая школа.

Книги по шкафам стоят битком,

И тетради - к потолку от пола.

Вечером, когда ложусь я спать,

Мама за столом с настольной лампой

Что-то пишет в каждую тетрадь,

Позабыв про бедненького папу.

Папа нас укладывает спать,

Папа часто сам готовит ужин

И собачку водит погулять.

Трудно быть учительницы мужем.

Где б бабуле с внуками играть,

А она опять конспекты пишет.

Мне бы с дедом в мячик погонять,

Он грызет науки и не слышит.

Только мы не сетуем на жизнь,

И куда б ни завели дороги,

Школа нас ведет упорно ввысь,

Мы вас любим, наши педагоги!

Поздравляем вас от всей души!

Пусть обходят стороной ненастья.

Вам желаем покорения вершин,

Трудного учительского счастья!

Песня «Я хочу танцевать» исполняет Иванов Егор 5 «Б» класс.

Песня «Изгиб гитары желтой…» исполняют ученики 10 и 11 классов.

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный

Качнется купол неба большой и звездно-снежный

Как отблеск от заката костер меж сосен пляшет
Ты что грустишь бродяга а ну-ка улыбнись
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним
Чьи имена как раны на сердце запеклись
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

Ведущие .
Дорогие наши учителя! Еще раз от всего сердца, от всей души поздравляем вас с Днем учителя!

С праздником вашим мы вас поздравляем,
Не горевать никогда ни о чем.
Никогда не болеть вам желаем.
Всегда быть счастливыми, любимыми.
Удачи вам всем! И во всем!

И пусть поселятся в семье вашей навечно
Веселье, удача, друг к другу любовь,
Желаем вам счастья,
Здоровья, конечно,
И умных и добрых учеников!

Вы учитель - ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов. Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение).

    Сформулируйте конкретную задачу с учетом реального контекста раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0)

Подготовить неделю математики, направленную на реализацию взаимодействия учителей разных предметов, которая поможет учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроет ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования определяет следующее требование к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

    сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

Межпредметные связи с позиции ФГОС СОО – это дидактическое условие, сопутствующее отражению в учебном процессе сформированности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной политики, а также овладение учащимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету, но мало способствует развитию межпредметных связей. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие.

Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели. И хотя неделя предметная, при её планировании и проведении можно организовать взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Главной задачей я считаю помочь ученикам понять окружающий мир, показать им, что между различными отраслями знаний нет резких границ, что различные области науки не оторваны друг от друга, а взаимно связаны между собой.

Актуализация задачи . В своей работе я сталкиваюсь с тем, что осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей:

    как организовать познавательную деятельность учащихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между различными учебными предметами;

    как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки;

    каким образом объединить усилия учителей для понимания учениками целостности картины мира.

Основным контекстом решения проблемы осуществления межпредметных связей, на мой взгляд, является:

    проведение интегрированных уроков;

    исследовательская деятельность;

    проектная деятельность;

    конференции, круглые столы и т.д.

    предметные недели, направленные на реализацию взаимодействия учителей разных предметов.

2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте, и предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Изучение опыта коллег, беседы, наблюдения.

Какие мероприятия, направленные на развитие межпредметных связей готовы провести учителя предметники в рамках предметной недели?

Какие мероприятия интересны обучающимся?

Отбор предложений учеников. Для этого используется « копилка предложений».

Как определить темы исследований, проектов, интегрированных уроков и составить технологические карты уроков?

Изучение ФГОС ООО.

Изучение методической литературы. Отбор содержания и видов учебной деятельности, которая позволит наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу.

Какие мероприятия, из предложенных учителями, учениками и родителями, внести в план проведения предметной недели?

Отбор наиболее интересных предложений, составление плана предметной недели.

Как изменился уровень мотивации к развитию коммуникативных навыков?

Разработка приемов рефлексии для оценки эффективности мероприятия..

    Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

Роль учителя в организации межпредметных связей.

Пути и приемы реализации межпредметных связей?

Блинова Т. Л., Кирилова А. С. Подход к определению понятия "Межпредметные связи в процессе обучения" с позиции ФГОС СОО Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.)

ФГОС ООО

Опыт коллег, опыт других школ при проведении предметной недели, направленной на реализацию межпредметных связей.

Как организовать взаимодействия учителей-предметников

Коллеги, интернет, методическая литература.

Частично – поисковый (сбор информации, поиск литературы, беседы с коллегами и др.)

Темы интегрированных уроков

Метод выявления (отбор информации)

Метод осмысления (анализ информации, формирование тем уроков)

Темы проектов, исследовательских работ, рефератов и т.д.

Учителя, ученики, ресурсы сети интернет, методическая литература.

Метод осмысления (анализ информации, формирование тем проектов, исследовательских работ, рефератов и т.д.)

Какие мероприятия интересны ученикам

Какую помощь готовы оказать другие учителя предметники

Ученики

Учителя предметники

Метод социологического опроса

(беседы, анкетирования)

Метод анализа (обработка анкет, сопоставление полученных данных)

Как спланировать предметную неделю

Ресурсы сети интернет, методическая литература.

Метод выявления (сбор информации)

Метод осмысления(отбор информации)

Метод осмысления (анализ информации)

Метод преобразования (создание плана)

Варианты организации сотрудничества и межличностных коммуникаций при проведении предметной недели.

ФГОС ООО

Сайт «Математические этюды»

Сайт «Все о математике»

Журнал «Математика в школе»

Изучение материалов (нормативных документов, сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного сотрудничества и межличностного взаимодействия.

4. Предложите решение задачи в виде конкретного материала (плана урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного процесса, фрагмента рабочей программы и др. – вариант описания выберите сами), учитывающего предложенное содержание ситуации профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.

Неделя математики в школе.

Цели предметной недели:

    раскрытие взаимосвязи предмета с другими областями наук;

    выявление одаренных детей;

3. развитие интереса учащихся к предмету;

    Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности;

    формирование у учащихся целостной картины мира;

    активизация деятельности учащихся;

    воспитание культуры коллективного общения.

Задачи предметной недели:

    совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, направленных на углубление межпредметных связей;

    вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

    выявление одаренных обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к исследовательской и проектной деятельности;

    Организация взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Этапы подготовительного периода:

    Определить сроки проведения недели математики, руководствуясь планом работы школы.

    За две недели до начала мероприятия оповестить о сроках проведения недели:

    Написать и красочно оформить текст объявления (ответственные: учитель изо, учитель математики, творческая группа учащихся)

    План проведения недели утвердить на заседании МО учителей математики.

    Повесить объявление и план проведения в фойе школы.

    Сформировать оргкомитет.

    Сформировать творческие группы по оформлению школы, написанию сценариев открытия и закрытия и т.д.

    Подготовить открытые уроки, проекты, исследования, газеты и др.

    Распределить обязанности членов оргкомитета.

    За неделю до начала оформить школу (повесить плакаты, газеты, разместить работы и достижения учеников) Содержание плакатов должно соответствовать раскрытии взаимосвязи предмета с другими областями наук.

    Примеры плакатов:

    «Нет ни одной области математики, как бы абстрактна она ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира» (Н. И. Лобачевский).

    «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках о природе» (Платон).

    «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» (А. Н. Крылов).

    «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз» (М. В. Ломоносов).

    «Слеп физик без математики» (М.В. Ломоносов).

    «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки» (Н. И. Лобачевский).

Понедельник – день открытия недели математики.

    В гости к ребятам приходят великие ученые, поэты, музыканты (ученики старших классов, подготовившие свои выступления совместно с учителями предметниками) и рассказыват о роли математики в их жизни.

    Конкурс математических газет на тему: « Математика – царица наук». Основное условие конкурса, показать значение математики для других отраслей науки.

    Конкурс поделок из геометрических фигур. В конкурсе могут принять участие ученики и их родители. Конкурсные работы могут быть выполнены на уроках технологии, изобразительного искусства, на занятиях внеурочной деятельности, кружках, в домашних условиях.

    5 класс – викторина «Космический рейс»

    6 класс – «Интеллектуальная игра»

Вторник – день царицы наук.

Примерные темы уроков:

    « Процент» (математика в жизни обычной семьи)

    « Площадь» (математика и биология)

    «Масштаб» (география и математика)

    «Портрет» (изо и математика)

    « Обычная расческа и положительные и отрицательные числа»

    «Музыка обыкновенных дробей» (музыка и математика)

В этот день на всех уроках учителя один из этапов урока посвящают связи своего предмета и математики.

7 классы – игра «Олимпийские игры»

8 класс – «Турнир – математика и не только»

Среда - День исследователей.

Круглые столы, где учащиеся представляют свои проекта и исследовательские работы.

Примерные темы проектов и исследований:

    Золотое сечение в великих произведениях живописи.

    Симметрия в природе.

    Математика в стихосложении.

    Числа в волшебном мире сказок.

    Вероятность вокруг нас.

    А площадь у вас какая?

    Умный дом.

    Вода – неиссякаемый источник?

Четверг – день веселых состязаний.

    В коридорах и фойе школы размещаются столы для проведения шашечных и шахматных турниров, игры в морской бой, наборами головоломок, пазлами и т.д.

Организаторы игр старшеклассники.

    Всем желающим раздаются веселые логические задачи.

    9 класс – практическое состязание «Геометрия вокруг нас»

    10 класс – интегрированная игра «Физматик»

    Игра «Жека» (Всероссийский обучающий проект по энергосбережению для студентов и школьников), проводится в кабинетах информатики и в кабинете математики, где есть мобильный класс.

Пятница – закрытие недели математики.

    Приглашенные родители рассказывают о роли математики в их профессии.

    Вновь в гости к ребятам приходят великие ученые, поэты, музыканты поблагодарят ребят за активное участие в мероприятиях, подводят итоги, награждают победителей.

5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения.

Метод рефлексии, наблюдение за развитием учащихся во внеклассной работе и на последующих уроках. Наблюдение за развитием их творческой активности.

6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения).

Система образования должна обеспечить ребенку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Это не может не отражаться на содержании современного образования, которое должно быть интегрированным. В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.

Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связь обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

Мне кажется, что предложенная мной предметная неделя обеспечивает взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Интегрированные уроки, проектная и исследовательская деятельности, творчество, которым занимаются учащиеся на всех этапах проведения предметной недели, позволяют говорить об активизации познавательной деятельности, формировании межличностных и межпредметных коммуникаций. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни.

7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Предложенное решение может быть применимо при организации широкого спектра взаимодействия учителей предметников, учителей и учащихся:

    подготовке интегрированных уроков;

    организации исследовательской деятельности;

    организации проектной деятельности;

    организации праздничных мероприятий;

    организации конкурсов, соревнований;

    организации творческих вечеров;

    организации урочной и внеурочной деятельности.

8.Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

9.Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

Результаты применения предложенного решения в течение учебного года:

    развитие межпредметных связей;

    активизация учебной деятельности;

    развитие коммуникаций: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родитель, ученик-родитель;

    расширение кругозора учащихся;

    участие победителей мероприятий в различных образовательных событиях и конкурсах;

    активизация взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Это поможет мне в дальнейшем реализовать групповые проекты, учебные исследования, различные школьные и внешкольные мероприятия.

Учащимся поможет осознать свое место в окружающем их мире.

выступление на педагогическом совете в рамках проведения методической недели по теме "Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное социальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Известковское специальное профессиональное училище № 1 открытого типа»

Доклад

По теме «Интеграция как способ совместной деятельности преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и воспитателей»

Подготовила: преподаватель

математики Колодкина Н.В.

п. Известковый, 2012

Каждый педагог сталкивается с проблемой: учащиеся, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение учащимися одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому предмету. Например, решение задач по физике или по химии требует чисто математических навыков, работа с компьютером связана со знанием соответствующей английской лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, преподаватель может увидеть, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, учащиеся начинают активно применять свои знания на практике. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, осознавая его соотношение с другими науками. Все дисциплины общеобразовательного и профессионального цикла обладают своеобразным интегрированным потенциалом.

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые учебные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Интегрированные уроки являются эффективной формой для систематизации знаний, так как на данных уроках осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой непрерывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей. В интегрированных уроках учебные цели становятся, как правило, сопутствующими.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов. Деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интеграция (с латинского)– это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Преимущества интеграции на уроке

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы общеобразовательного и профессионального циклов, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в
различных предметах.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Интегрированный урок предполагает интеграцию материала двух и более школьных предметов. Иными словами, на уроке изучается несколько предметов. Каждый предмет имеет свои цели и задачи, но на таком уроке должны быть обязательно и такие цели, которые связывают воедино эти предметы, являются общими. Чаще всего такими целями могут служить развивающие или воспитательные цели.

Интегрированный урок может быть бинарным в том смысле, что его ведут два учителя-предметника. Однако это не является обязательным условием. А вот две и более цепочки целей, материал из областей двух и более предметов – обязательны.

Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее.

Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:

  • конструирование и проведение урока двумя и более педагогами разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним педагогом, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

Процесс интеграции разных наук в обучении реализуется через межпредметные связи . Межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение обучающимися обобщенным характером познавательной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании обучающихся.

Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Используя специфику каждого предмета, взаимодействие преподавателей общеобразовательного цикла, преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения можно осуществлять по следующим направлениям: изучение внутрипредметных связей между основными законами и определение связи их с другими смежными предметами и производственным обучением.

Характер взаимодействия субъектов образовательного процесса зависит и от метода взаимодействия педагогов, под которым можно понимать систему приемов и способов организации совместной деятельности.

К методам взаимодействия преподавателя общеобразовательного цикла, мастера производственного обучения, преподавателя специальных дисциплин и воспитателей в основном относятся бинарный, интегративный и диалогический.

Эффективность бинарного метода взаимодействия заключается: - в соединении педагогических усилий педагогов, что позволяет на высоком уровне организовать учебный процесс в целом (достоинства одного дополняются достоинствами другого; имеющиеся недостатки в деятельности одного компенсируются достоинствами другого); - объединение педагогических усилий педагогов способствует эффективности управления процессом учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности учащихся;
- проявления единого подхода педагогов в решении совместных учебных, профессиональных, производственных и воспитательных проблем и задач.

При бинарном обучении изложение нового материала не отменяется, оно имеет другую форму и не должно растворяться в практическом действии, а наоборот – систематизироваться, образуя целостную систему по той или иной теме. Доза учебной информации не должна выходить за пределы нормальной работоспособности учащихся при усвоении материала.

Бинарное обучение становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности – готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При бинарном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогами благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.

Метод интегративности взаимодействия подразумевает интеграцию функций педагогов, которая выражается во взаимозаменяемости в процессе обучения и воспитания.

Диалоговое взаимодействие педагогов обеспечивает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, обмен мнениями, открытость, искренность.

Таким образом, интеграция обучения должна дать обучающемуся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.

Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.


Задача 8.

Вы учитель- ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Руководителю школьного методического объединения учителей математики, физики и информатики необходимо составить план мероприятий для предметной недели. Целью предметной недели является не только усилить мотивацию к изучению отдельно взятого предмета, но и показать связь между предметами данного цикла.

Для поиска решения данной задачи необходимо ответить на следующие вопросы:

Вопрос, на который необходимо найти ответы для поиска решения задачи

Конкретные действия по поиску решения на данный вопрос

Какие формы мероприятий проводятся на предметных неделях?

Просмотр литературы, поисковых систем по различным типам нестандартных уроков, классных часов, предметных игр, форм внеурочной деятельности

Какие предметы цикла требуют большей мотивации?

Беседа с учителями предметниками, обучающимся, о различных трудностях при восприятии данного предмета. А также требования к предмету и форме изложения материала

Какие из ранее изученных форм мероприятий для предметной недели помогут повысить интерес к предмету?

В соответствии с методикой преподавания предмета выбрать более приемлемые

Какие предметы учителя цикла готовы объединить в одном мероприятии?

Изучить степень готовности учителей к бинарным мероприятиям в частной беседе, либо на заседании ШМО

В каких классах необходимо усилить межпредметную связь?

Определить параллели с неустойчивой мотивацией к выбранным для объединения предметам

Какие темы можно использовать из выбранных предметов для мероприятия в данной параллели?

Просмотр рабочих программ по выбранным для объединения предметам совместно с учителями данного цикла

Как распределить подготовку мероприятий среди учителей?

На заседании ШМО утверждается план предметной недели и распределяются обязанности по подготовке мероприятий

Источник информации

Метод работы с этой информацией

Формы мероприятий для проведения предметных недель (нестандартные уроки, классные часы, предметные игры, конкурсы и т.д.)

Методическая литература, интернет-ресурсы, обмен опытом с коллегами

Чтение, конспектирование идей, группировка разных форм

Повышение мотивации к предметам данного цикла. Трудности преподавания предмета, и восприятия материала по предмету в разных параллелях

Личная беседа с учителями-предметниками, учениками разных параллелей, анкетирование.

Просмотр литературы по методике преподавания данных предметов. Требования к полученным знаниям и умениям.

Обработка анкет, выявление западающих моментов, требующих повышения интереса к предметам

Опыт комбинирования предметов в различных мероприятиях

Интернет источники, собственный опыт учителей

Выявление положительных и отрицательных аспектов комбинированных мероприятий

Выбор параллели для совместного мероприятия (рассмотрение тем для заданий по совмещаемым предметам)

Рабочие программы по предметам данного цикла

Выбор возможных тем для заданий мероприятия

В результате решения задачи было предложено провести физико-математическую игру в 7 классе.

Мероприятие: «Крестики-нолики»

Предмет: математика, физика

Класс: 7

Цель : повышение интереса к изучению математики и физики, развитие творческой активности, познавательных способностей, закрепление знаний и умений по пройденным темам.

Правила игры :

В игре участвуют 2 команды: «крестики» и «нолики» (кто есть кто, определяется жеребьёвкой), каждая команда заранее выбирает капитана;

на доске (или на слайде) - игровое поле, в клетках которого записаны названия 9 конкурсов;

команда «крестиков» имеет право выбрать первый конкурс;

ведущий объясняет суть конкурса, выигрывает его та команда, которая быстрее справилась с заданием. Эта команда получает право поставить свой знак («крестик» или «нолик») в соответствующую клетку игрового поля и выбрать следующий конкурс.

В игре побеждает та команда, которой удалось поставить в ряд три своих знака или, если это не удалось ни одной команде, то побеждает команда, чьих знаков на поле больше на момент окончания игры.

Игровое поле

Расшифровка конкурсов:

Мистер Х

Расставить по порядку номера фотографий ученых про которых идет речь.

Блез Паскаль

Ему всю жизнь не везло. В детстве необъяснимый недуг едва не оборвал его жизнь. Судьба пощадила его, но ненадолго. В юности внезапный паралич сделал его калекой - ноги отказывались служить, он едва мог передвигаться. Преодолевая физические страдания, он трудился с упорством, с упоением, свойственными лишь гениальному мыслителю.

В 16 лет Блез Паскаль стал не менее известным математиком, чем такие его современники, как Ферма и Декарт. В 18 лет он изобрел счетную машину - предшественницу арифмометра и прабабушку ЭВМ. Пришло время, когда он вторгся в ту область познания, в которой потерпел неудачу великий Галилей. Он начал с несоответствия между величинами массы налитой в сосуд воды с силой, с которой эта масса давит на дно. Желая получить наглядное доказательство "гидростатического парадокса", Паскаль выполняет опыт, получивший название " бочки Паскаля ". В результате бесчисленных опытов он приходит к открытию закона, получившего его имя. "Давление, приложенное к поверхности жидкости, передается каждой ее частице без изменения своей первоначальной величины". Впоследствии, уже опираясь на открытый им закон, Паскаль получает следствие: "Если полный сосуд, закрытый со всех сторон, имеет два отверстия, одно из которых в 100 раз больше другого, то, помещая в каждое отверстие поршень, соответствующий этому отверстию, человек, нажимающий на малый поршень, будет создавать усилие, равное усилию 100 человек, нажимающих на поршень, по площади в 100 раз большей."

Исаак Ньютон - талантливый английский физик, известный математик, знаменитый астроном и гений в механике, один из легендарных создателей базовой, классической физики, почётный член, а затем и президент Лондонского королевского общества. ....

  • Именно Ньютон разложил радугу на семь цветов. Причём изначально он упустил из вида оранжевый и синий, но затем сравнял количество оттенков с количеством основных тонов в музыкальной гамме.
  • Великий учёный не боялся экспериментировать на самом себе. Доказывая, что человек видит окружающий мир в результате давления на сетчатку глаза света, Ньютон тонким зондом надавил себе на дно глазного яблока, чуть не лишившись при этом глаза. К счастью, глаз остался невредимым, а разноцветные круги, который увидел при этом физик, доказали выдвинутую им гипотезу.

Школьные учебники, где рассказывается о научных трудах великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), пишут о его удивительной судьбе: сын простого крестьянина стал академиком только потому, что изо всех сил тянулся к знаниям!..Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств.

Устами младенца

Я загадала некоторое математическое понятие. Даю вам подсказки. Побеждает команда, угадавшая его с наименьшим количеством подсказок.

Подсказки

меньше 1

бывает в счёте футбольного матча

не является натуральным числом

никогда не стоит первым в записи целых чисел

особое правило при делении (ноль)

Два предмета

Геометрическая задача

На стороне AD треугольника ACD отмечена точка В так, что AB=BC=BD, а на стороне АС – точка Е так, что прямые ВЕ и CD параллельны. В каком отношении ВЕ делит сторону АС? (Ответ 1:1)

Гильберт

Знаменитого немецкого математика Давида Гильберта спросили об одном его бывшем ученике.

Ах, этот-то?- вспомнил Гильберт.- Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало...(?)

Чего было мало у этого ученика? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны будете выполнить действия, ответы записать в строчку и, не обращая внимания на запятые, расшифровать ответ, воспользовавшись «ключом».

1. (-15+13,5)∙ 2+4,55=

2. -(3,24-2,14)-(-5,6+1,8)=

3. (5,5-2,25)∙ 4-9,96=

4. (70-100)(-30)+86=

КЛЮЧ: 1-в; 2-б; 3-а; 4-е; 5-о; 6-я; 7-р; 8-н; 9-н;0-к.

(ответ: 1,55 2,7 3,04 986-воображения)

Кто быстрее.

Практическая работа: собрать электрическую сеть. Выигрывает тот у кого первого загорается лампочка.

Найди ошибку

Найти ошибку физических законов в показанном фрагменте мультфильма.

Блиц

Каждая команда должна быстро ответить на 3 вопроса. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов за отведённое время. Если равное количество, то задаётся дополнительный вопрос и побеждает команда давшая ответ раньше.

Вопросы 1 команде:

  1. К однозначному числу приписали такое же число. Во сколько раз увеличилось число? (в 11)
  2. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина зовут Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич).
  3. Существует ли простое число, являющееся чётным? (да,2)

Вопросы 2 команде:

  1. Во сколько раз длина километра больше длины миллиметра? (в миллион)
  2. Деревянный окрашенный куб с ребром 3см распилили на кубические сантиметры. Сколько среди них кубиков, окрашенных с трёх сторон? (8, они расположены по углам куба:4 сверху и 4 снизу)
  3. Стоимость книги 25 руб и ещё половина стоимости. Сколько стоит книга? (50руб)

Дополнительные вопросы:

  1. Одна треть от трёх вторых некоторого числа равна 50. Какое это число? (100)
  2. Во сколько раз лестница на 7 этаж длиннее лестницы на 2 этаж? (в 3 раза)

Секретное послание

Необходимо быстро и правильно расшифровать высказывание, используя «ключ»

2.1 1.1 2.5 1.3 2.1 1.1 2.5 1.4 1.5 1.1-

3.2 1.1 2.3 1.4 3.2 1.1

1.2 2.4 1.3 3.3

2.2 1.1 3.1 1.5

ключ:

(математика-царица всех наук)

Подведение итогов.

Предложенное решение о проведении мероприятия именно в 7 классе выбрано не случайно, так как с предметом «физика» дети сталкиваются впервые именно в этой параллели. На данном учебном этапе они имеют уже определенный багаж математических знаний, который им необходимо будет в дальнейшем использовать в предмете «физика». Также, из опыта учителей физики было выяснено, что не раз, именно недостаточные математические навыки подводили обучающихся при решении физических задач. Поэтому, в заданиях математического цикла использованы физические формулы, а в теоретическом материале подчеркнута прямая связь этих наук. Кроме того, именно использование физических формул и законов в настоящее время включено в модуль «Реальная математика» ОГЭ.

Предложенное решение можно также использовать для объединения таких предметов данного цикла как информатика и математика, физика и информатика.

В рамках предметной недели таких мероприятий может быть не одно. Из моего опыта, на данной предметной неделе, кроме этого мероприятия, было еще и другое по объединенным предметам физика и информатика.

Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи

Этические нормы и/или права, нарушение которых предотвращает предложенное действие

Беседа с учителями-предметниками и детьми по выявлению трудностей в преподавании предмета и его усвоении, а также анкетирование

Не должны быть включены вопросы личного характера как по методике преподавания предмета данного учителя, так и на усвоение предмета конкретным учеником.

Подготовка совместного мероприятия

Доли использования каждого объединенного предмета в мероприятии должны быть равными. Не должно быть выделено превосходство одного предмета над другим.

Я считаю, что мероприятия данного вида объединяют в одно целое учебный процесс. Позволяют не делить предметы на важные и неважные. А также, способствует и обмену опытом между учителями, выдвижению единых требований, хотя бы к предметам данного цикла, что способствует улучшению качества преподавания предметов.