Общественная аккредитация образовательных программ. Система профессионально- общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Статья 96 . Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов , требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".

8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.

Екатеринбург

В период с 19 декабря 2016 г. по 31 января 2017 г. проходила процедура профессионально-общественной аккредитации образовательной программы «Финансы и кредит» (уровень бакалавриата) ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». В ходе подготовки к процедуре ПОА специалисты нашей кафедры проверили образовательную программу и привели ее в соответствие с требованиями двух профессиональных стандартов: «Специалист по финансовому консультированию», «Специалист рынка ценных бумаг», а также подготовили отчет о самообследовании программы.

Экспертная комиссия, назначенная Ассоциацией участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» и состоящая из 3 экспертов, провела камеральную проверку представленных документов. Завершением камеральной проверки стал очный визит экспертов в УрГЭУ. Аккредитационная экспертиза отчета о самообследовании и прилагаемых к нему документов была проведена с соблюдением всех требований, установленных Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В ходе экспертизы эксперты провели оценку групп показателей, высказали ряд весьма ценных предложений, внедрение которых повысит эффективность учебного процесса, ещё более сблизит образовательную программу с профессиональными требованиями работодателей. По итогам камеральной проверки было подготовлено экспертное заключение.

По результатам проведенной экспертизы 31 января 2017г. Аккредитационный совет Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» принял решение об аккредитации нашей образовательной программы и внес ее в Национальный реестр программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию. Коллектив кафедры Финансовых рынков и банковского дела выражает благодарность Фонду развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе, являющему уполномоченной организацией Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, за организацию и проведение процедуры ПОА в отношении образовательной программы «Финансы и кредит».

Приятно осознавать что в нашем регионе есть высокопрофессиональная команда способная организовать и провести столь важный процесс на высоком уровне! Рекомендуем ВУЗам региона пройти процедуру ПОА с целью получения оценки и признания высокого качества образовательной программы и подготовки специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Директор Института финансов и права, зав. кафедрой Финансовых рынков и банковского дела Марамыгин М.С.

ГАПОУ СО "Екатеринбургский экономико-технологический колледж"

Екатеринбург

В декабре 2016 года ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации (ПОА) по образовательной программе «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), углубленная подготовка в соответствии с профессиональными стандартами «Специалист по внутреннему контролю» (Внутренний контролер) и «Бухгалтер», организованную специалистами Фонда развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе (ФРКК).

По результатам проверки аналитического отчета, представленного колледжем и очного визита экспертной комиссии, 31 января 2017 года аккредитуемая программа внесена в Национальный реестр программ., прошедших ПОА, что стало значимым событием для нашего колледжа и для системы Среднего профессионального образования Свердловской области. От имени коллектива колледжа разрешите поблагодарить Вас и сотрудников ФРКК за высокий уровень организации процедуры ПОА.

Процедура была проведена строго в соответствии с регламентом, все документы были подготовлены в срок, на все вопросы организационного характера, касающиеся прохождения ПОА, специалистами Фонда были даны исчерпывающие ответы. Работа экспертов была объективной, рекомендации носили конструктивный характер и были направлены на дальнейшее развитие специальности «Экономика и бухгалтерский учет» в колледже, а также на повышение качества подготовки специалистов по данной специальности.

Для Екатеринбургского экономико-технологического колледжа сотрудничество с ФРКК стало важным этапом в понимании значимости процессов независимой оценки качества профессионального образования, в связи с чем колледж рекомендует другим профессиональным организациям пройти ПОА по образовательным программам, реализуемым в рамках направления подготовки «Экономика и управление».

Выражаю уверенность, что сотрудничество ФРКК и Екатеринбургского экономико-технологического колледжа будет продолжено в любых возможных форматах!

Директор колледжа Вертиль В.В.

ФГАОУ ВО "Уральский государственный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина"

Екатеринбург

В период с 19 декабря 2016г. по 31 января 2017г. проходила процедура ПОА образовательной программы «Финансы и кредит» (уровень магистратуры) в ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». При разработке и актуализации образовательной программы «Финансы и кредит» использовались следующие профессиональные стандарты: «Специалист по страхованию», «Специалист по финансовому консультированию», «Специалист по управлению рисками». В ходе подготовки к прохождению процедуры ПОА преподаватели кафедры финансов, денежного обращения и кредита подготовили отчет о самообследовании образовательной программы. Экспертная комиссия, назначенная Ассоциацией участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» и состоящая из 3 экспертов, провела камеральную проверку представленных документов. Завершением камеральной проверки стал очный визит экспертов в УрФУ.

Аккредитационная экспертиза отчета о самообследовании и прилагаемых к нему документов была проведена с соблюдением всех требований, установленных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка. В ходе экспертизы эксперты провели оценку групп показателей и подготовили экспертное заключение, а также выдали свои рекомендации с целью дальнейшего совершенствования образовательной программы «Финансы и кредит».

По результатам проведенной экспертизы 31 января 2017г. Аккредитационный совет Ассоциации участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» принял решение об аккредитации нашей образовательной программы и внес ее в Национальный реестр программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию.

Выражаем благодарность и признательность Фонду развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе - уполномоченной организации Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, за организацию и проведение процедуры ПОА образовательной программы «Финансы и кредит». ПОА - это признание качества и уровня подготовки выпускников. Рекомендуем ВУЗам региона пройти процедуру ПОА с целью получения оценки качества образовательной программы и подготовки специалистов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.

Заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Князева Е.Г.

В рамках XI Международного конгресса – выставке «Global Education - Образование без границ – 2017» состоялась экспертная дискуссия «От профессионального стандарта до профессионального экзамена», организованная Национальным агентством развития квалификаций. Участники - представители отраслевых объединений работодателей, руководители образовательных организаций, исследователи образования -обсудили различные аспекты взаимодействия Национальной системы квалификаций и системы образования.

Открывая экспертную дискуссию, ее модератор - первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова напомнила, что приказами Минтруда России утверждены более 1 тысячи 100 профессиональных стандартов, более 1 тысячи квалификаций, оценка квалификаций идет в 150 центрах.

Система образования, наряду с другими отраслями, должна научиться применять профессиональные стандарты, причем не только стандарты, описывающие собственно педагогическую деятельность, но и, как это называется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», деятельность «иных работников» образовательных организаций. В качестве примера Юлия Смирнова привела систему здравоохранения, в которой наряду с 20 профессиональными стандартами, непосредственно связанными с оказанием медпомощи населению и обращением лекарственных средств, применяются 67 других стандартов (сварщик, повар, бухгалтер, специалист по управлению персоналом и т.д.).

Ценность и востребованность образования в глазах людей высока, и это подтверждается социологическими опросами. Однако более половины опрошенных считают, что прямой корреляции между уровнем образования и профессиональными достижениями, материальным благополучия человека нет, рассказал руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. При этом почти каждый третий работодатель считает, что современное образование не соответствует запросам рынка труда.

Выпускник вуза не готов в полной мере к трудовым действиям, отметила заместитель проректора по непрерывному образованию Финансового университета при Правительстве России и одновременно генеральный директор Ассоциации «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка» Диана Маштакаева. Но это не означает, что его подготовить нельзя. Студенты бакалавриата и магистратуры могли бы осваивать дисциплины дополнительного профессионального образования: им бы их зачитывали в рамках соответствующих программ. А затем, на этапе промежуточной аттестации или государственной итоговой аттестации, проходили бы независимую оценку квалификации.

«Университет готовит специалиста для рынка труда, а рынок труда присваивает ему квалификацию по окончании образовательной программы. Такой подход уже используется в Финансовом университете», - подчеркнула Диана Маштакаева.

Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова рассказала о подходах к оценке работодателями образовательных программ. Статья 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает три вида аккредитации – международную, общественную и профессионально-общественную, причем последняя должна проводиться работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

На данный момент профессионально-общественную аккредитацию могут проводить 76 организаций – именно столько Минобрнауки России включило в перечень аккредитаторов. При этом никто не проверил, представляют ли они работодателей, сказала Юлия Смирнова.

По ее словам, уже подготовлены изменения в статью 96, чтобы четко зафиксировать статус советов по профессиональным квалификациям как организаторов профессионально-общественной аккредитации, эта функций определена им Указом Президента Российской Федерации. Советы по профессиональным квалификациям должны сами отбирать аккредитаторов по видам профессиональной деятельности, закрепленных за советами, проверяя наличие у потенциальных аккредитаторов необходимого экспертного потенциала. Важно, чтобы аккредитация проходила по единым требованиям, установленным Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Такие требования были утверждены 3 июля текущего года.

Потенциал процедуры профессионально-общественной аккредитации очень высок, констатировала Юлия Смирнова. Она уже сегодня учитывается при распределении контрольных цифр приема в вузы, в ряде субъектов это учитывается и при распределении КЦП для СПО. Эта аккредитация важна для работодателей как показатель качества образовательных организаций, куда они могли бы направлять своих работников для повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В свою очередь для образовательной организации наличие такой аккредитации – показатель ее успешности.

«Одно из условий получения профессионально-общественной аккредитации - успешность прохождения выпускниками программы процедуры независимой оценки квалификации, и этот подход уже начал применяться на практике», - подчеркнула в завершение Юлия Смирнова.

Мария Иванова, заместитель председателя СПК химического и биотехнологического комплекса, генеральный директор Российского союза химиков, отметила, что СПК формулируют запрос системе образования от имени работодателей, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. «Не раз приходилось слышать вопрос: зачем вы проводите независимую оценку квалификаций, если существует государственная итоговая аттестация? Но у этих форм оценки разные задачи. ГИА оценивает весь процесс обучения, а НОК – конкретную квалификацию. При этом один сотрудник может обладать целым набором различных квалификаций», - подчеркнула она. Национальная система квалификаций в нашей стране находится в процессе становления, она создается совместными усилиями разных стейкхолдеров, так что работодатели, система образования и профсоюзы должны слышать друг друга и говорить на одном языке.

Надежда Прокофьева, ответственный секретарь СПК в строительстве, директор Департамента профессионального образования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) отметила, что Национальная система квалификаций приходит на смену прежней консервативной системе, выстроенной на основе квалификационных справочников. Между потребностями работодателя и квалификацией кадров в строительстве на сегодняшний день имеется существенный разрыв, и его необходимо преодолевать.

Независимая оценка проводится на соответствие не профессиональному стандарту в целом, а конкретным квалификациям. Например, в 2014 году появился профессиональный стандарт «Штукатур», из него было выделено несколько квалификаций, в том числе «Специалист по устройству наливных полов», который также считается штукатуром. Оценочные средства разработаны специально для каждой квалификации. Важно, что на специалиста по устройству наливных полов нигде не учат, но если человек владеет этой квалификацией, он может пойти в центр оценки квалификации, подтвердить ее и попасть в государственный реестр. Квалификация и специальность, записанная в дипломе об образовании, - это тоже разные понятия. Непонятно, что умеет делать выпускник профессионального колледжа с дипломом мастера сухого строительства, а вот если у него есть конкретная квалификация, работодатель сразу понимает, где и кем он может работать.

По мнению Надежды Прокофьевой, образовательные учреждения могут быть партнерами центров независимой оценки квалификации – в частности, предоставляя им площадки для проведения экзаменов. Особенно это актуально для рабочих профессий – например, для оценки квалификации штукатуров нужны полигоны, которые есть в соответствующих профессиональных колледжах.

По мнению Федора Дудырева, директора Центра исследования среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, за последние пять лет выстроена система, которая позволяет отражать изменения профессиональных стандартов в образовательных стандартах СПО. Однако развитие системы СПО в соответствии с требованиями рынка труда осложняется тем, что она недостаточно финансируется. С 2013 года объемы финансирования в расчете на одного студента падают, а вложения семей в этот сектор образования (платное обучение) в 3 раза превышают вложения со стороны бизнеса. В этих условиях сложно отвечать на все более комплексные и изменяющиеся «квалификационные вызовы».

Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, отметила, что профессиональные стандарты как основной элемент Национальной системы квалификаций активно влияют на систему образования, и это закономерно. Особенность российских профессиональных стандартов в том, что они одновременно применяются в системе образования и действуют на рынке труда. А за рубежом профессиональные стандарты обязательны лишь для системы образования.

По мнению Ольги Клинк, путь от создания профессионального стандарта до его применения в образовательной организации можно сократить, используя профессиональные стандарты непосредственно при разработке образовательных программ. Наряду с ФГОС, профессиональные стандарты должны применяться при разработке и примерной образовательной программы и основной образовательной программы образовательной организации. Соответствующие предложения уже подготовлены в рамках работы экспертного совета по среднему профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы, и они будут рассмотрены в декабре.

Ольга Клинк отметила, что внедрение профессиональных стандартов требует серьезного кадрового обеспечения – прежде всего, повышения квалификации педагогических работников СПО и ДПО. Национальным агентством развития квалификаций была разработана и согласована с Минтрудом России 21 программа для преподавателей организаций СПО, мастеров производственного обучения и наставников на производстве. Каждая программа включает в себя три модуля – методический, связанный с внедрением профстандартов, технологический и обучение работе в цифровой образовательной среде. В перспективе состав модулей будет расширяться. Обучение по этим программам уже прошли 630 педагогов.

В России расширяется участие работодателей в подготовке заказа на специалистов необходимых им квалификаций и профилей, а также непосредственно в деятельности университетов и колледжей и оценке качества образования и подготовки их выпускников.

Этому активно способствует и мотивирует позиция руководства РФ, нашедшее отражение в майских Указах и ряде законов и подзаконных актов, вводящих разные виды независимой оценки качества образования. Так, например, представители профессиональных сообществ начали разрабатывать проф.стандарты, проводить на их основе профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, независимую оценку квалификации выпускников. Сформированные на результатах таких оценок образовательная среда, программы, процессы, компетенции — важнейшее из направлений взаимодействия образования и бизнеса.

Потому, на сегодня в соответствии с законодательством РФ в области образования, занятости и труда, задачами экономики выстраивается система, направляющая вектор оценки качества профессионального образования в общественный сектор.

Так, ст. 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет профессионально–общественной аккредитацию образовательных программ (ПОА ОП) инструментом признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, рынка труда. При этом п.8. статьи устанавливает, что сведения об имеющихся у образовательной организации ПОА рассматриваются при проведении государственной аккредитации и подлежат представлению к заявлению на государственную аккредитацию в соответствии с п.8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Подробнее о процедуре и преимуществах профессиональной общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре и ее взаимосвязи с государственной аккредитации можно прочитать здесь .

В развитие мотивационного фактора наличие профессионально общественной аккредитации образовательных программ влияет на получение контрольных цифр приема, бюджетных ассигнований (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.04.2015 No 340).

ФГОС 3++ определяют ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся за обр.организацией, а внешнее признание программ – процедурами ПОА, результат которых также следует продемонстрировать при государственной аккредитации.

Значительнее о нормативно-правовом обеспечении процедуры процедуры общественной аккредитации можно узнать здесь.

Больше о проблематике складывающейся в РФ системе ПОА образовательных программ можно прочитать здесь .

Обоснования правомочности работ Русского Регистра по ПОА ОП

Для независимой и компетентной работы в соответствии с законодательными требованиями РФ Русский Регистр:

  • входит в Реестр организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки РФ (ст.96 ФЗ-273);

  • имеет Аккредитацию федеральной службы Аккредитации (Росаккредитация ) . Имеет широкую область аккредитации и обеспечивает признание на национальном уровне;
  • имеет полномочия на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ от региональных структур Российского союза промышленников и предпринимателей , сотрудничает с рядом общероссийских отраслевых объединений работодателей, Советами по профессиональным квалификациям;
  • владеет Лицензией ФСБ на работу со сведениями, составляющими гос. тайну;
  • действует как международно-признанное Агентство по оценке качества профессионального образования, являясь полноправным членом или имеющим аффилированный статус Международных Сетей Агентств по качеству образования (INQAAHE, APQN, ENQA ) – всемирных ассоциаций, занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.

Преимуществом проведения процедур ПОА ОП в Русском Регистре является возможность образовательной организации в рамках единой аккредитационной экспертизы провести ПОА ОП разных УГН(С) в разных объединениях работодателей и с разной стоимостью работ благодаря имеющемуся широкому спектру признаний и полномочий.

При этом в соответствии с принципами и этикой, принимая во внимание отраслевую целесообразность и подходы к проведению ПОА ОП Ассоциация проводит данные работы по тем направлениям подготовки/специальностям, чья отраслевая специфика характерна деятельности выбранного объединения работодателей (см. выше). В этой связи, а также принимая во внимание репутационные риски Ассоциации, некоторые реализуемые образовательными организациями направления подготовки, в т.ч. определяющие его отраслевую направленность, порекомендует обратиться в другие аккредитующие организации.

Содержание оценки качества образовательных программ при процедурах ПОА

Ввиду широкого , а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий собственными подходами к оценке образовательных программ, содержание которых доступно здесь . Эти подходы отличает мультистандартный комплексный взгляд на образовательную программу, основанный и на требованиях Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, и на стандартах ESG Европейской сети по качеству образования ENQA, и на идеологии всеобщего управления на основе качества (TQM) — постоянного улучшения, системного и процессного подхода к менеджменту ОП, а также лучшими национальными и зарубежными практиками в области независимых оценок качества образования:


Процедуры профессиональной общественной аккредитации образовательных программ

Ввиду вышеописанного широкого спектра полномочий и признаний Русского Регистра по ПОА ОП , а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, Русский Регистр выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий — собственными подходами к процедурам оценки образовательных программ, содержание которых доступно здесь .

Общий алгоритм действий типичен для общепринятых качественных процедур профессиональной оценки аккредитации образовательных программ, отличается от других высокой организацией и регламентацией процедур и обязательным очным визитом в образовательную организацию.

Срок работ всегда прописан в виде календарного плана в договоре с образовательной организацией и занимает, как правило, в среднем 3-4 месяца от заключения договора до получения Свидетельства. Срок зависит прежде всего от способности образовательной организации обеспечить собственную процедуру самообследования ОП как наиболее трудоемкую. В практике имеются работы, завершенные как за 1 месяц, так и растянувшиеся на год.

Принципы формирования группы экспертов ПОА ОП

С учетом роли и степени влияния факторов риска, связанных с компетентностью, осведомленностью и подготовкой персонала, для обеспечения управляемости персонала, участвующего в т.ч. в процессе ПОА ОП, создана система подготовки и сертификации соответствующего персонала .

С целью обеспечения необходимой компетентности персонала, оказывающего влияние на качество услуг в области независимых оценок образовательных организаций, в Русском Регистре разработан, документирован и поддерживается в рабочем состоянии процесс обеспечения компетентности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Процесс состоит из трех основных этапов:

  1. Подбор профессиональных работников и определение потребностей в подготовке экспертов.
  2. Обеспечение компетентности потенциальных экспертов.
  3. Сертификация и оценка экспертов, включающий:
  • рассмотрение заявления, результатов теоретического обучения, отзывов о прохождении стажировки на заседании Аттестационной комиссии Русского Регистра, оформление сертификата компетентности при положительном решении;
  • включение эксперта в реестр сертифицированных экспертов;
  • периодическую проверку практики работы эксперта;
  • поддержание сертификации и повышение квалификации.

При проведении ПОА ОП эксперты дополнительно должны обладать необходимой компетентностью в области оцениваемых образовательных программ. Таким образом, при сертификации эксперта коды компетентности присваиваются в соответствии с кодами УГСН (укрупненных групп специальностей/ направлений подготовки), в рамках которых эксперт имеет опыт проектирования/реализации образовательных программ и/или соответствующей сферы деятельности, а также их оценки. Кандидаты в эксперты Русского Регистра заявляют о своей компетентности по кодам компетентности самостоятельно, представив в РР информацию по установленной форме. Окончательное решение о присвоении кодов компетентности принимается и утверждается на Аттестационной комиссии.

Для проведения ПОА ОП формируются группы экспертов, состоящие, как минимум, из 2 человек: эксперта от академического сообщества и эксперта от профессионального сообщества.

При процедурах ПОА ОП экспертами от академического сообщества являются (в разрезе каждой УГСН заявляемой области аккредитации):

— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC (код – Образование, 37) и коде УГСН,

— представители образовательных организаций профессионального образования, прошедшие специальное повышение квалификации в Русском Регистре для участия в оценочных процедурах.

Экспертами от профессионального сообщества (работодателей) являются:

— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC в различных областях деятельности, коррелированных с УГСН в соответствии с заявкой образовательной организации на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;

— представители организаций — партнеров Русского Регистра, сфера деятельности которых коррелирована с УГСН, содержащей заявляемые на профессионально-общественную аккредитацию образовательные программы.