Цели, задачи и направления работы педагога-психолога в доу. Описание результатов профессиональной педагогической деятельности педагога-психолога Сведения о профессиональном образовании

Педагог-психолог: Карачевцева Ольга Алексеевна

Дошкольное образовательное учреждение - единственное звено системы образования, целью которою является создание условий для общего гармоничного развития ребенка, а также охраны и укреплении его физического и психического здоровья. Центральной категорией в дошкольном учреждении остается категория развития.

Существуют многочисленные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию психологической службы в структуре образования, ее цели и задачи, права и обязанности педагога-психолога.

Цель и задачи работы педагога-психолога в ДОУ:

Цель :

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Задачи:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.

Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

Реализация индивидуальных психокоррекционных программ.

Консультационная работа с родителями и педагогами.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе.

В Концепции психологической службы образования сказано: «В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания» .

Стало быть, усилия психолога должны быть направлены на детей, имеющих психогенные нарушения (страхи, тревожность, низкий социальный статус в группе и ряд других невротических реакций), которые являются следствием нарушения социальной ситуации развития ребенка.

На практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда педагогу- психологу вменяется в обязанность осуществлять сопровождение детей с лёгкими органическими нарушениями (мозговыми дисфункциями, синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и даже вариантами дизонтогенеза.И дело здесь не в том, что эта работа весьма трудоемка, а в том, что детские психологи к ней не готовы в силу своей профессиональной компетентности.

Направления работы:

  • Психопрофилактическая работа.
  • Развивающая и психокоррекционная работа.
  • Психодиагностическая работа.
  • Консультационная работа.
  • Просветительская работа.
  • Методическая работа.

Одни направления деятельности психолога должны быть обязательными и проводиться им без волеизъявления родителей воспитанников, другие без запроса или разрешения со стороны родителей реализовываться не могут. Психолог обязан руководствоваться одним из основных в практической психологии этическим принципом - «психологическая помощь- помощь добровольная».

Онтогенез ребенка на этапах раннего и дошкольного детства сопровождается огромным количеством новообразований в когнитивной, эмоционально-волевой, социально-личностной сферах. Нормативность прохождения ребенком этих «пиковых» точек развития должна находиться в компетенции педагога-психолога.

Информация о развитии ребенка фиксируется в картах сопровождения (нервно-психического развития) ребенка, которые заполняются педагогом-психологом в критические периоды его развития (в три, пять, шесть с половиной лет) и впоследствии должны передаваться школьным психологам. Доступ к информации, содержащейся в них, может иметь узкий круг специалистов и родители ребенка.

Прежде чем приступить к описанию содержания деятельности, уместным будет детализировать проблемы, с которыми в основном сталкивается детский психолог:

1. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

2. Проблемные взаимоотношения ребенка с воспитателем.

3. Проблемные взаимоотношения ребенка с другими детьми.

4. Поведенческие нарушения ребенка (агрессивность, аффекты, элементы аутичности, др.)

5. Отставание - опережение в развитии ребенка.

6. Проблемные отношения ребенка в семье.

7. Социально-психологические проблемы в педагогическом коллективе.

Работа с детьми представлена следующими направлениями:

1. Наблюдение и анализ адаптации детей раннего возраста.

Это направление является обязательным в деятельности психолога и длится три-четыре месяца (с сентября по декабрь). Включает в себя следующие виды деятельности: знакомство с медицинским и психологическим анамнезом вновь поступающих детей с целью планирования индивидуального режима организации адаптации, наблюдение за детьми, отражение его результатов в картах адаптации, рекомендации воспитателю и родителям, выступление о результатах адаптации.

2. Психологическая диагностика детей в кризисные периоды развития.

Данное направление деятельности психолога также является обязательным. Осуществляется с целью выявления возможных проблем, возникших у ребенка. Диагностика проводится по достижении детьми трех, пяти и шести с половиной лет. В промежуточных возрастных группах диагностику проводить не имеет смысла.

Полученные результаты психолог заносит в карты сопровождения, доводит до сведения родителей и воспитателей. В ходе обсуждения уточняется индивидуальный образователь-ный маршрут для каждого ребенка (если есть необходимость).

3. Работа психолога с трудными детьми (к категории трудных относим детей, имеющих поведенческие и эмоционально-личностные проблемы психогенного происхождения). Это направление реализуется психологом только на основе запроса родителей или воспитателя (в этом случае также необходимо согласие родителей). Первоначально проводится углубленная диагностика, уточняется суть проблемы. Если проблема окажется в компетенции педагога-психолога, он включает ребенка в тренинговую группу. Таких групп у психолога может быть не более одной-двух в год. В каждой группе не более четырех-пяти детей, режим работы - два занятия в неделю. Продолжительность посещения группы зависит от характера проблемы ребенка. Условием работы группы может быть участие в ней родителей.

Что касается детей с легкими органическими нарушениями, то психолог дошкольного учреждения может вести с ними коррекционную работу только при осуществлении медикаментозной терапии, коррекционной работы со стороны учителя-дефектолога, логопеда и наличия дополнительной оплаты своего труда.

4. Участие в инновационной деятельности. Обязательным является участие психолога в разработке и внедрении новых развивающих технологий, он осуществляет проектировочную и диагностически-контрольную функции за развитием детей в ходе внедрения инновационного процесса.

Работа психолога с родителями.

Обязательными являются следующие направления деятельности: психологическое просвещение родителей и индивидуальное консультирование.

Самой распространенной и эффективной формой просвещения родителей остается родительское собрание (возможны разные варианты: родительский клуб, круглый стол, беседы с элементами тренинга). Желательным является выступление психолога на первом в учебном году родительском собрании (обычно в сентябре).

Тренинговые группы для родителей не являются обязательными, но очень желательны, так как обычно проводятся параллельно с родителями детей, посещающих коррекционные мероприятия психолога.

Индивидуальное консультирование родителей должно осуществляться с учетом всех требований, предъявляемых к этому виду деятельности.

Работа с персоналом.

Направления деятельности психолога с коллективом: психологическое просвещение и индивидуальное консультирование:

Психологическое просвещение воспитателей, узких специалистов может иметь разные формы. Это может быть элементарное информирование о проблемах, новых исследованиях в области развития ребенка, тренинги и др. Направленность тренингов может быть только профессиональной. Встречи такого рода с психологом должны проводиться не чаще одного раза в два месяца.

Индивидуальное консультирование сотрудников также проводится только по их желанию.

Психопрофилактическая работа

Психопрофилактическую работа планируется и реализовывается в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы используются следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:

средний дошкольный возраст: занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;

старший дошкольный возраст: коррекция общения и поведения дошкольников;

подготовительная группа: комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.

Осуществлялась психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков)

С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

А.С. Ронжина «Программа работы педагога психолога…»,

И.Л.Арцишевская «Программа психологической подготовки детей к школе»,

Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

У детей трех лет выявляются нормативные показатели, соответствующие возрасту.

У детей пяти лет обязательно выявляются показатели эмоционально-личностного развития.

У детей шести с половиной лет определяются показатели психологической готовности к школе.

Пример:

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка в старшей группе. (Методика) М.А.Панфиловой. Методика «Кактус».

Обследование проводилась в индивидуальной форме, количество обследованных детей – 17 человек. Результаты:у 65 % детей диагностированы признаки агрессии(11%-высокий уровень,24-средний,35%-низкий),24% - обследованных проявили признаки импульсивности, 30% стремятся к лидерству,30% проявляют признаки неуверенности в себе,30% открыты миру, оптимистично настроены 30%,признаки тревоги проявляют 47% обследованных, 30% экстроверты,70% интроверты.

Определение мотивов учения по методикеМ.Г.Гинзбурга.

В подготовительной группе обследование проводилась в индивидуальной форме, количество обследованных детей – 22 человека из 22. Результаты: 41% детей имеют доминирующий социальный мотив учения,33% - доминирующий мотив отметки, 13% имеют доминирующий учебно–познавательный мотив учения,13%имеют доминирующий игровой мотив учения.

В логопедической группе обследование проводилась в индивидуальной форме, количество обследованных детей – 11 человек(будущие выпускники ДОУ) из 11.Результаты:37% детей имеют доминирующий социальный мотив учения,27% - доминирующий мотив отметки, 18% имеют доминирующий учебно – познавательный мотив учения,18%имеют доминирующий внешний мотив учения.

Педагогам и родителям по результатам диагностики даются рекомендации

Используемые методики:

Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников.

Индивидуальная диагностика познавательного развития. Комплекс методик. Автор О.В.Дорохина, г.Армавир, 2013г., Группы – вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная и разновозрастная.

Методика М.Г.Гинзбурга. «Мотивация учения»

Методика Т.Д.Марциновской. «Кактус».Тест "Несуществующее животное", Сеченова).«Моя семья», методика ВенгераА.П.«Дорисовывание фигур»,методика О.М.Дьяченко.Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка в старшей группе. Методика М.А.Панфиловой. Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в средней группе Я.Н.Кушнир.

Работа с педагогами.

РАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Коррекционная работа проводится по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей, наблюдениям психолога по направлениям:

психокоррекция эмоционально-волевой сферы (снижение психоэмоционального напряжения, саморегуляция, агрессивное поведение, личностные проблемы), психокоррекция коммуникативной сферы (нарушение взаимоотношений со сверстниками, в семье), психокоррекция познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов).

Панируется продолжение работы по данным направлениям на следующий год.

Основные методы коррекционных воздействий:

индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, песком, сюжетно-ролевые игры,) ;психогимнастика;элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка) ;элементы арт- терапии (работа с красками, глиной, квилинг) ;элементы песочной терапии (рисование на песочном планшете);релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники) ;игры и упражнения по развитию познавательных функций;просмотр презентаций;прослушивание произведений классической музыки;игры по развитию психомоторики.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с педагогами и родителями.

Подгрупповая психокоррекционная работа

В тренинговой группе, опираясь на результаты диагностики, проводится подгрупповая психокоррекционная работа, направленная на коррекцию страхов, тревожности, депрессивности, низкой самооценки и других невротических реакций),которые являются следствием нарушения социальной ситуации развития ребенка.

Используемые программы и практические материалы:

М. А. Чистякова «Психогимнастика».

И.А.Пазухина «Давай познакомимся». – М. : Изд. «Ось-89», 2001.

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Демонстрационный материал. - М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Демонстрационный материал. - М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.

Результаты коррекционной работы отслеживались в конце года, коррекционная работа дала положительную динамику.

Консультационная и просветительская работа

Работа с родителями

Консультационная работа проводится индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.

Основные виды работы:

индивидуальные консультации;

выступления с сообщениями и презентациями на родительских собраниях;

Оформление стендов групп и "Уголка психолога";

Разработка и распространение буклетов и памяток.

Примерная тематика индивидуальных консультаций:

«Адаптация к ДОУ»; «Агрессивность ребенка»; «Непослушание»; «Детские страхи»; «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»; «Нестабильность эмоционального состояния»; «Гиперактивность»; «Коммуникативные навыки»;«Бранные слова»;«Развитие самостоятельности ребенка»; «Рекомендации родителям дошкольника»

Групповые консультации для родителей:

Пример:

Родительские собрания в средней группе с использованием ИКТ:

«Капризы. Как помочь ребенку»

«Детская ложь»

«Цели и задачи психологической службы в ДОУ. Развивающие занятия»;

Просветительская работа на родительских собраниях: подготовка к школе, выступления по запросам педагогов.

Работа с педагогами

Выделяют следующие формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации:

Консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик.

По вопросам адаптации;

По запросам педагогов.

Групповые консультации:

занятие с воспитателями,тренинги,выдача психологической литературы;

семинары-практикумы;оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога".

Методическая работа

обработка и анализ полученных результатов;

подготовка к индивидуально-групповой работе;

анализ психолого-педагогической литературы;

заполнение отчетной документации;

подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;

подбор методического и игрового материала;

самообразование (по отдельному плану);

работа в составе ПМПК ДОУ;

обмен опытом с педагогами – психологами других ДОУ;

публикации в сети Интернет…

Все означенные направления, особенно те, которые включают работу с детьми, составляют суть и содержание работы психолога в дошкольном учреждении, без их реализации психологическое сопровождение развития ребенка представляется невозможным.

Министерство образования науки РФ

ФГБОУВПО Армавирская государственная педагогическая академия

Факультет дополнительного профессионального образования

РЕФЕРАТ

Выполнила студентка второго года обучения

Карачевцева Ольга Алексеевна


Вопрос № 60 . Содержание работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

Психологическая служба в дошкольном образовании за последние десятилетия завоевала довольно устойчивые позиции.

Дошкольный возраст (с 3 до 7) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него проявляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка , которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными, социально-педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии предполагает организацию специальных коррекционно-развивающих программ как комплексного, так и специального характера.

Приоритеты в работе дошкольного педагога-психолога:

Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка – основная цель деятельности психологической службы в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях). Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка. Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства. Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний. Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности. Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

Принято выделять информационную, пропедевтическую, профилактическую, диагностическую, коррекционную функции психологической службы в системе образования. Исходя из этого определяются обязанности психолога в организации и осуществлении обучения в детском саду.

Совершенствование практики обучения детей дошкольного возраста возможно при применении научных достижений психологической науки, раскрывающих основные закономерности развития личности ребенка с учетом его индивидуальности. Провозглашенная личностно-ориентированная модель образования потребовала принципиального изменения позиции психолога в учебном процессе в детском саду, усложнения и многогранности задач его работы:

Психолог знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей.

Дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения.

Разрабатывает совместно со специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую дидактику обучения детей.

Обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной учебной среде.

Готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе учебной работы с детьми.

Обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного развития детей, их личностного роста в процессе обучения.

Принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса.

По заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов им.

Формирует у педагогов мотивационную основу творческой, максимально индивидуализированной работы с детьми на занятиях.

С помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении учебного процесса в детском саду.

В работе с родителями психолог осуществляет просвещение по вопросам обучения детей.

Решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях.

Проходит по их просьбе индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей.

С детьми психолог проводит развивающие групповые и индивидуальные занятие по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему.

Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на учебных занятиях.

Проходит диагностику уровня их достижений в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку.

Готовит детей подготовительных групп к школе по специально разработанной диагностической программе.

Охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе обучения.

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательной программой МАДОУ детский сад №26 «Радуга» педагога-психолога Шамсумухаметовой Ильсияр Таиповны, претендента на первую категорию.

Работаю педагогом-психологом в данном учреждении с 2010 года. Стаж педагогической работы (по специальности) 7 лет. Стаж работы в данном учреждении 7 лет.

Знаю международную конвенцию о правах ребенка, концепцию дошкольного воспитания, основные программы и технологии дошкольного воспитания, что помогает правильно определять задачи, содержание и формы организации деятельности дошкольников, учитывать в своей работе индивидуальный темп развития каждого ребенка, его возрастные психологические особенности и строить развивающую работу в ДОУ.

Владею современными технологиями коррекционно-развивающей работы, как важнейшей составляющей психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Имея 27 лет опыта работы в начальной школе, направлением моего профессионального интереса стало формирование психологической готовности детей к школе на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Для реализации данного направления были поставлены следующие цели: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка к школе с учетом возрастных особенностей, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Наряду с адаптированием уже готовых коррекционно - развивающих программ И.Л. Арцишевской (Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в детском саду), Т.В.Ананьевой (Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению) Овчаровой Р.В (Диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости) разработала и внедряю «Основную рабочую программу психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной к школе группы»(2015г), где объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте с 6 до 7 лет, а предметом деятельности выступает психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит во всех основных видах деятельности дошкольника.

Так же разработала и реализовала дополнительную образовательную программу «Подготовка к школе» (2013г), «Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению»(2017г). Центральной идеей программы является сохранение физического и психического здоровья детей при формировании универсальных умений, необходимых для успешной адаптации детей в школе.

Осуществляю оптимальный отбор методов , средств и форм коррекционно-развивающей, профилактической работы обучения и воспитания: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера), игры с правилами (словесные, подвижные, музыкальные), импровизации, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), проблемные ситуации, психологические этюды. Планомерное и поэтапное проведение занятий приводит к стабильно-положительному результату: личностному росту ребенка, повышению общей осведомленности на фоне сохранения психологического здоровья дошкольника.

Мною осуществляется тесное взаимодействие с родителями. Консультации по личным вопросам для работников дошкольного учреждения и родителей проходят еженедельно. Тематика консультаций разнообразна и охватывает многие стороны психологических проблем: «Детские ссоры, как помирить детей», «Доброта начинается с детства», «Рекомендации воспитателям и родителям по снижению агрессивности у детей» «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и ДОУ». В своей работе использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: собрания-тренинги «Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника», «Любите девочек, восхищайтесь мальчиками»; круглый стол «В детский сад – без слёз!», «Влияние родительских установок на развитие детей»; психолого-педагогические гостиные «Игротерапия дома и в детском саду», «Милой мамочке посвящается», «Слагаемые готовности к школьному обучению», мастер-класс «Подготовка руки к письму» и др.

Психолого-педагогическую деятельность и просвещение успешно реализовываю благодаря овладению информационными технологиями. Сопровождаю профессиональное развитие педагогов ДОУ посредством совместного проектирования рабочих программ педагогов, мероприятий. Опыт практических результатов своей деятельности транслирую на мини-сайте Социальной сети работников образования https :// nsportal . ru / shamsu , странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» ( ), в блоге Международного образовательного портала . Имею свидетельство о публикации авторского материала Психолого-педагогическая гостиная «Милой мамочке посвящается» на странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» (2014 год).

Имею благодарственные письма и грамоты за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II II степени.

Эффективно осуществляю психологическое сопровождение образовательной программы дошкольного учреждения, реализовывая дифференцированно-избирательный подход к ребенку. Квалифицированно и своевременно помогаю детям, испытывающим затруднения в усвоении программы, провожу профессиональную помощь воспитателям и специалистам в осуществлении педагогической диагностики.

Для оптимизации цели собственной профессиональной деятельности составила диагностический инструментарий педагога-психолога, методики которого позволяют организовать комплексную диагностику ребенка на всех возрастных этапах развития «Методические рекомендации «Организация диагностической работы педагога-психолога с детьми в условиях в ДОУ». С целью получения достоверных данных, психодиагностика проводится в виде игровых занятий, во время проведения которых происходит реализация двух компонентов: тренинг познавательной деятельности и проведение психодиагностического минимума. Проводимая диагностическая работа носит исследовательский характер. Полученные психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета дошкольника (описания его статуса); для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологической поддержки дошкольников в соответствии с присущими им личностными особенностями. Практический материал, полученный в результате психологических исследований, является наглядным и значимым для педагогической деятельности воспитателей, специалистов и воспитательного процесса родителей воспитанников детского сада. Проводимая работа позволяет эффективно планировать и проводить дальнейшую коррекционно-развивающую и консультативную работу.

Действует и постоянно пополняется созданный информационный банк, содержащий методические наработки, дидактические материалы. Это ширмы для родителей «Скоро в школу», «Кризис 3 лет», «Как подготовить ребёнка к школе», «Детские капризы – как их преодолеть», создана «Подборка игр для родителей» для развития творческого воображения детей, оформлена папка «Советы психолога», разработаны памятки для родителей « Мой ребенок пошел в детский сад », «Как преодолеть капризы», «Базисные компоненты готовности к школе», «Гендерное воспитание», подготовлена картотека игр «Игротека» с подборкой игр и упражнений, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление, на развитие коммуникативных навыков, развитие моторики, памяти, внимания, коррекции эмоционального состояния.

В успешной реализации психопрофилактической работы, которая охватывает весь контингент дошкольного учреждения, помогает созданный и оборудованный кабинет, среда которого позволяет осуществлять адаптационную работу вновь прибывших воспитанников всех возрастов, реализовывать профилактическую работу, проводить коррекцию и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

Оформленные тематические информационные стенды «Копилка педагогов», «Невредные советы» помогают повысить информированность и общую педагогическую осведомленность родителей и сотрудников, донести до всех новую, полезную информацию.

Согласно годовому плану ДОУ выступала на совещаниях и педагогических советах дошкольного учреждения с темами «Мониторинг выпускников по ФГОС ДО», «Создание успешной модели социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС ДО», «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении» и др. Провела консультацию и разработала рекомендации для педагогов по созданию ИОМ развития одарённых детей и детей с ОВЗ.

Участвовала в проведении мастер-класса для педагогов: « Игры и упражнения, помогающие ребенку в освоении социальных форм выражения эмоций ». Принимала активное участие в проведении семинаров-практикумов :

    Технология работы и поддержки отклоняющихся (одаренных) детей в рамках образовательного пространства ДОУ

    Игра-квест «Речевая карусель»

    «Ловкие пальчики – бойкая речь»

Была участником городского семинара «Познавательно - речевое направление – одно из основных условий развития ребенка в ДОУ»2014г, который проводился учителями – логопедами и психологами для специалистов, старших воспитателей и воспитателей ДОУ города и поселков, являлась модератором секции дошкольных работников на августовской конференции « Реализация ФГОС дошкольного образования: инструменты достижения современного качества образования» (2016 год), была участником Большого уральского форума «Педагоги России: Инновации в образовании» (2017 год), Активно участвую в работе ГМО по преемственности : семинар-практикум в МАОУ СОШ №2 «Преемственность дошкольных учреждений, школы, и семьи как одно из условий успешной адаптации первоклассников» - 2017г, «Педагогические встречи» МАОУ СОШ №3 «Преемственность в образовании» - 2017г.

Имею эффективный социальный опыт в своей профессиональной деятельности:

Эксперт областного банка специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;

Член Кировградской Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;

Председатель первичной профсоюзной организации МАДОУ детский сад №26 «Радуга»;

Осуществляю наставничество над студентами «Нижнетагильской Государственной Социально - педагогической академии» .

Мною получены благодарственные письма за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II муниципальный фестиваль «Лего-фантазии», «Спасём ёлочку» и другие. За участие во всероссийском интернет-конкурсе «Мамина улыбка» в номинации «Мама – главное слово в нашей судьбе» награждена дипломом II степени (

Согласно п.8.1. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69) режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: - выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; - подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом- психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. В дошкольной образовательной организации основными направлениями работы педагога - психолога являются: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение, психологическая профилактика. Для выполнения должностных обязанностей педагог - психолог ДОУ использует отдельный кабинет, помещения групп, музыкальный/ физкультурный зал.

Примерное оснащение кабинета педагога-психолога представлено в Пункте 3.2.

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика

Цель : получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Пункт 3.2.3. ФГОС ДО указывает, что «при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально - психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги - психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.». Для оптимизации образовательного процесса в ДОО педагог-психолог дважды в год (в сентябре и в мае) при письменном согласии родителей проводит скрининг-диагностику всех воспитанников ДОУ (индивидуально): оценка памяти, внимания, мышления, эмоционально - личностной сферы.

Основные методы психодиагностики: тестирование, наблюдение, беседа.

По результатам психодиагностики определяются следующие категории воспитанников (в скобках дано описание характера затруднений ребенка при реализации образовательного процесса в ДОУ согласно ФГОС ДО по пяти образовательным областям: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно –эстетическое, физическое развитие):

1) Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы (выраженные трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; незначительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

2) Дети с пограничными показателями развития познавательных процессов (трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; значительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

3) Дети с дисгармоничным развитием (дети с аутичноподобным поведением; дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной области при значительных успехах в другой образовательной области).

4) Дети с особенностями эмоционально – волевой сферы (агрессивные, тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные дети без выраженных трудностей усвоения программного материала при групповой работе педагога).

По результатам психодиагностики педагогам группы даются рекомендации по оптимизации образовательного процесса. В течение учебного года педагог-психолог по запросам участников образовательного процесса (педагогов, родителей) проводит дополнительную углубленную диагностику развития ребенка.

Другим направлением психодиагностики является изучение особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания». Основной метод исследования – беседа (индивидуально) с применением проективных техник, приемов арт-терапии, музыкотерапии.

Психологическое консультирование

Цель : оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

На психологическое консультирование приглашаются все взрослые участники образовательного процесса. Предметом обсуждения могут быть результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Ведется журнал консультаций. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально. Соблюдается принцип конфиденциальности.

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей).
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством непосредственного общения психолога с клиентом.

В условиях образовательной организации осуществляется возрастно- психологическое консультирование, с ориентацией на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты; с таких же позиций рассматривается консультирование родителей и педагогов.

Задачами консультирования выступают:

  • оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом;
  • обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций;
  • помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.

Психологическая коррекция

Цель : создание условий для раскрытия потенциальных возможностей всех участников образовательного процесса ДОУ, коррекция отклонений психического развития воспитанников.

По результатам психодиагностики определяются основные направления психокоррекционной и развивающей работы на учебный год. Для реализации каждого выделенного направления психокоррекции может составляться рабочая программа.

Психокоррекционная и развивающая работа может проводиться индивидуально \ по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.

Психокоррекционная работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей). Согласно пункта 2.11.2 ФГОС ДО, «коррекционная работа …должна быть направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы (адаптированной общеобразовательной программы ДОУ); их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.»

В технологическом аспекте данное направление деятельности предполагает широкое использование разнообразных игр, в том числе игротренинговых, психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов, творческих заданий и др.

Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно, Л. С. Выготскому, условия для спонтанно - реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим принципом является принцип целостного воздействия на личность ребенка

Психологическое просвещение

Цель : создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей), формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

Повышение уровня психологических знаний;

Включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога - психолога по повышению психологической компетенции педагогов и родителей.

ü Основные формы работы с педагогами: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум, семинар.

ü Основные формы работы с родителями: родительский клуб, родительская конференция, родительские собрания, родительские вечера, родительский тренинг, дискуссии, "душевный разговор", мастер-класс, круглый стол, "ящик предложений", информационные стенды, тематические консультации.

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика в контексте ФГОС ДО рассматривается как приоритетное направление деятельности педагога - психолога.

Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка. Его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем:

1) Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитию эмоциональной сферы, мотивационной. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм.

2) Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и др.

3) Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребенка.