Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения. Планирование коррекционно-логопедической работы Программа работы с ребенком с нарушением зрения

Социально-бытовая

ориентировка

дошкольников

с нарушением зрения

(перспективное планирование

и конспекты специальных

коррекционных занятий)

Из опыта работы

ГОУ детский сад компенсирующего вида

№2245 СЗОУО г. Москвы

(для детей с нарушением зрения)

Редактор-составитель Е.Н. Подколзина

Москва 2007

УДК 376.1-056.262+373.2.035

С69 Социально-бытовая ориентировка дошкольников с на­рушением зрения (перспективное планирование и кон­спекты специальных коррекционных занятий) / Под ред. Е.Н. Подколзиной. - М.: Город Детства, 2007. - 256с.

ISВN 978-5-903428-02-1

Сборник составлен на основе материалов опытно-экспериментальной работы ГОУ детский сад компенсирующего вида №2245 (для детей с нарушением зрения) СЗОУО г. Москвы по теме «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения».

Показана теснейшая взаимосвязь коррекционно-педагогической работы тифлопедагогов и психолога по формированию социально-адаптивного поведения у дошкольников с нарушением зрения с обще­образовательным и воспитательным процессами, осуществляемыми в детском саду.

Книга рекомендована учителям-дефектологам (тифлопедагогам) и психологам дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, преподавателям и студентам дошкольных отделений дефектологических факультетов (по специальностям «Тифлопедагогика» и «Тифлопсихология»).

УДК 376.1-056.262+373.2.035

ББК 74.3

© «Город Детства», 2007

© Оформление. «Город Детства», 2007

ISВN 978-5-903428-02-1

Предисловие........................................................................................................................................4

Подколзина Е.Н. Социализация дошкольников с патологией зрения в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида..................................................................7

социально-бытовой ориентировки дошкольников

с нарушением зрения

Меркулова Н.П. Перспективное планирование специальных коррекцион-ных занятий по социально-бытовой ориентировке (младшая группа)................................................................... 15

Меркулова Н.П. Конспекты специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (младшая группа).......................................................................................................29

Кузнецова О.А. Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (средняя группа).......................................... .......................52

Кузнецова О.А. Конспекты специальных коррекционных занятии по социально-бытовой ориентировке (средняя группа)........................................................................................................64

Тихонова Т.М., Уланова Т.В. Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (старшая группа)..................................................82

Тихонова Т.М., Уланова Т.В. Конспекты специальных коррекцион­ных занятий по социально-бытовой ориентировке (старшая группа)..................................................................................... 104

Гузенко В.П., Максименко Т.Е. Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (подготовительная группа)................................150

Гузенко В.П., Максименко Т.Е. Конспекты специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке (подготовительная группа)......................................................................169

Литература.......................................................................................................................................212

Материалы опытно-экспериментальной работы по проблеме

социальной адаптации детей с нарушением зрения

старшего дошкольного возраста

Костенко С.И. Перспективное планирование коррекционной работы по социально-психологическому развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста........................................................................................................................................... 215

Костенко С.И. Конспекты занятий педагога-психолога (старший дошкольный возраст)............................................................................................................................................223

Литература......................................................................................................................................252

Предисловие

ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2245 для детей с нарушением зрения (заведующая - Торгова Наталья Юрьевна, старший воспитатель по коррекционной работе - Тихонова Татьяна Михайловна, старший воспитатель - Махонькова Галина Вла­димировна) с сентября 2004 г. является опытно-эксперимен­тальной площадкой СЗОУО г.Москвы. Научное руководство опытно-экспериментальной работой по теме «Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения» осуществляет старший научный сотрудник ГНУ «ИКП РАО», кандидат педаго­гических наук Подколзина Елена Николаевна.

В течение ряда лет учителя-дефектологи (тифлопедагоги) разрабатывали и апробировали перспективное планирование и содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для всех возрастных групп (младшая, сред­няя, старшая, подготовительная) - в соответствии с коррекционной программой по социально-бытовой ориентировке (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И.Плаксиной. -М.: Экзамен, 2003).

При определении содержания занятий использовались сов­ременные общие методики (см. список литературы), модифи­цированные и адаптированные педагогами применительно к тре­бованиям коррекционного обучения дошкольников с патологией зрения.

Открывает сборник статья Подколзиной Е.Н. «Социали­зация дошкольников с нарушением зрения в условиях образо­вательного учреждения компенсирующего вида».

Обращается внимание на особую значимость специальных коррекционных занятий ти- флопедагога по социально-бытовой ориентировке в решении задач социализации дошкольников с нарушением зрения.

Материалы опытно-экспериментальной работы по проблеме социально-бытовой ориентировки, включающие работы учителей-дефектологов (тифлопедагогов), расположены по возрастным группам. Так, результаты своей опытно-экспери­ментальной работы представили учителя-дефектологи (тифло­педагоги) Меркулова Н. П. (младшая группа), Кузнецова О.А. (средняя группа), Тихонова Т.М. и Уланова Т.В. (старшая группа). Гузенко В.П. и Максименко Т.Е. (подготовительная группа).

Разработанное тифлопедагогами перспективное планиро­вание полностью охватывает учебный год каждой возрастной груп­пы. Приведенные конспекты занятий отражают некоторые этапы обучения социально-бытовой ориентировке дошкольников с нарушением зрения данного возраста. Перед каждым конспектом указано, в каком месяце проводится это занятие и его номер в соот­ветствии с перспективным планом. Обращаем внимание тифло­педагогов на то, что физкультминутка проводится только в тех занятиях (и это выделено в конспектах), где дети выполняют задания, связанные с повышенной зрительной и умственной нагрузкой. Многие занятия включают в себя элементы двига­тельной активности детей, поэтому нет необходимости проводить еще и физкультминутки. Причем, в одних конспектах просто обозначена необходимость физкультминутки (проведение физ­культминутки), в других - эти физкультминутки описаны.

Следует отметить, что в материале сборника отражена вза­имосвязь и преемственность коррекционно-педагогической ра­боты, осуществляемой учителями-дефектологами (тифлопе­дагогами) и воспитателями. Так, в каждом конспекте специально­го коррекционного занятия по социально-бытовой ориентировке есть разделы «Предварительная работа» и «Рекомендации вос­питателям», в которых обозначены мероприятия, проводимые

воспитателями по заданиям тифлопедагога. Такая организация коррекционно-педагогической работы позволяет создавать мак­симально благоприятные условия для овладения дошкольниками с нарушением зрения социально-бытовой ориентировкой, для закрепления, совершенствования формируемых у них навыков и постепенного включения детей в самостоятельную деятельность.

В данном сборнике представлены также материалы опытно-экспериментальной работы педагога-психолога ГОУ №2245 Костенко С.И. по проблеме социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения. При их разработке автором были учтены особенности психоэмоционального напряжения у дошкольников с нарушением зрения.

Костенко С.И. предлагает решение таких важнейших для полноценного психического развития детей с нарушением зрения проблем, как «Формирование социального доверия», «Развитие социальных эмоций», «Обучение самостоятельно решать свои проблемы».

Перспективное планирование (с октября по май) коррекци-онной работы по социально-психологическому развитию детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста сопровож­дается конспектами занятий педагога-психолога (их 13).

Предлагаемый в данном сборнике материал может быть по­лезен как начинающим тифлопедагогам и педагогам-психологам, так и тем, у кого уже есть опыт работы с дошкольниками, имею­щими патологию зрения. Необходимо отметить, что возможность пользоваться разработанными педагогами ГОУ детский сад ком­пенсирующего вида №2245 (для детей с нарушением зрения) перспективными планами и конспектами занятий позволит зна­чительно лучше организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми, помочь им в полной мере овладеть навыками по социально-адаптивного поведения.

Данная статья адресована учителям-логопедам, как помощь при работе с детьми с нарушением зрения. Раскрываются особенности зрительного восприятия данной категории детей, основные акценты и приоритеты направления работы, для достижения лучших результатов в преодолении речевых нарушений.

Нарушения речи и сопутствующие заболевания

В настоящее время отмечается неуклонный рост детей с речевыми проблемами. Доля детей с речевыми дефектами (дислалия, дизартрические растройства, заикание, нарушение лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия и др.) все больше увеличивается. Но часто бывает так, что у детей не всегда существует одна проблема – нарушение речи, но и другие.

Например: минимальное нарушение слуха, нарушение форм поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания), минимальное нарушение зрения, с косоглазием и амблиопией и др.

При прохождении территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), где проводится комплексное обследование малыша, родители получают рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания ребенка. В зависимости от сложности заболевания, предлагается посещать то или иное дошкольное учреждение.

Коррекционная работа с ребенком, имеющим нарушение зрения

Часто в специализированный логопедический детский сад приходят дети с сопутствующими заболеваниями, в том числе и с нарушением зрения. Все специалисты дошкольного учреждения всесторонне изучают воспитанника и разрабатывают меры педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, речевых нарушений.

Однако, организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы является учитель-логопед. Он определяет индивидуальный маршрут каждому ребенку, проводит медико-педагогические консилиумы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.

Когда в группу приходит ребенок с сопутствующим заболеванием, учитель-логопед учитывает в коррекционной работе особенности и возможности данного ребенка. Если в логопедической группе есть ребенок с нарушением зрения, то учителю-логопеду важно знать, что его зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящего ребенка по степени полноты, точности и скорости отображения.

Из–за нарушения зрения ребенок может видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти. Часто взгляд ребенка скользит по поверхности предмета, останавливаясь лишь на том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными переживаниями.

Нередко ребенок не улавливает смыслоразличительных, цветовых и других признаков. В значительной степени страдает восприятие формы предметов и их пространственное расположение. Нарушение функций зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации. Затрудняет выполнение мыслительных операций анализа и синтеза, отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности.

Для формирования речи ребенку необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический). Дети группы риска по зрению, которые могут посещать логопедический детский сад, как правило, имеют относительно небольшие дефекты: задержка в становлении бинокулярной фиксации, развитие косоглазия, а в дальнейшем и амблиопии, дефекты прослеживающих движений глаз, ограничение поля зрения, снижение остроты зрения.

Учителю-логопеду необходимо знать зрительный диагноз ребенка, регулярно беседовать с родителями об этапах лечения и рекомендациях офтальмолога.

Условия, благоприятные для развития зрительного восприятия

Особое внимание стоит обратить на создание в процессе коррекционно-педагогической деятельности условий, благоприятных для развития зрительного восприятия.

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение помещени я, где находится ребенок.

Необходимо дозировать зрительную нагрузку : не более 10-20 минут. Во время занятий, через 10 минут постоянной зрительной нагрузки рекомендуется проводить зрительные или двигательные гимнастики.

Ребенок должен близко, желательно по центру, находится к наглядному демонстративному материалу и с разрешения педагога иметь возможность подходить и рассматривать его.

Как наглядный, так и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту (зрительную нагрузку и размер раздаточного материала уточняйте у офтальмолога).

Для ребенка с нарушением зрения учителем-логопедом можно адаптировать наглядные пособия . Величина объектов должна быть определена в зависимости от возраста ребенка и его зрительных возможностей. Материал должен быть хорошо видимый и соответствовать естественным размерам (заяц не может быть больше медведя). Основные информативные признаки, имеющие наиболее важное значение следует выделять и подчеркивать. В изображениях важно выделять сигнальные признаки (контур, цвет, штриховка, размер, пропорциональные отношения). Не используются ламинированные, блестящие пособия, так как восприятию мешает отражение света, блики.

Для детей со сходящемся косоглазием используются подставки для пособий, чтобы взгляд был вверх, и рекомендуются игры со взглядом вверх, а при расходящемся косоглазии пособия и игры находится должны в горизонтальном положении на столе, чтобы взгляд был направлен вниз и вблизи.

Зная особенности и потребности дошкольника с нарушением речи и зрения, учитель-логопед, совместно с другими педагогами- специалистами, родителями и медицинским персоналом может создать модель коррекционно-развивающей деятельности с учетом ведущих линий развития ребенка и предупредить вторичные отклонения в развитии его познавательной, эмоциональной и личностной сфер.

Известно, что ранняя психолого-педагогическая коррекция улучшает прогноз формирования личности и ее социализации.

Родившись, ребёнок попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Слух является базовым для развития речи, а зрительная информация, совместно с другими, - основой мышления. Основную информацию об окружающем мире дети получают до трех лет, и более 90% этой информации - с помощью зрения. Однако не у всех детей зрение в норме.

Чаще всего встречаются такие формы зрительной недостаточности, как амблиопия и косоглазие , близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), близорукий и дальнозоркий астигматизм , нистагм . У преобладающего большинства детей эти нарушения - врожденные.

Даже небольшое снижение остроты зрения задерживает у ребёнка развитие способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих предметов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого - у него есть опыт и знания. У ребенка мало зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему дошкольнику с нарушением зрения без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно. Только многократно воспринимая предметы, ребёнок начинает их выделять.

Характерной особенностью при нарушении зрения являются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии детей . Ребенок, получающий нечеткую зрительную информацию об окружающем мире, не уверен в своих движениях, снижается его двигательная активность, нарушаются быстрота, точность, координация, темп движений, возможны нарушения осанки. Могут быть ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности, окружающих.

Следовательно, такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных занятиях по развитию зрительного восприятия, навыков ориентировки в пространстве, по социально-бытовой ориентировке.

Эти коррекционно-развивающие занятия в детском саду для детей с нарушением зрения проводит учитель-дефектолог (тифлопедагог).

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми строится на диагностической основе. Тифлопедагог определяет уровень нервно-психического развития каждого ребёнка, составляет план индивидуального сопровождения ребёнка на определённый период, проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультирует педагогов группы, родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Если ребенку, особенно с миопией или косоглазием , выписаны очки , то их обязательно нужно носить. Возможно, вам придется потратить много сил и терпения, но дело того стоит.

Несколько советов, как можно приучить ребенка носить очки:

Очки должны быть удобными и соответствовать конфигурации и размерам лица;

Очки не должны давить на виски и переносицу, иначе у ребенка может появиться головная боль;

Чтобы очки хорошо держались, заушники должны быть закругленными;

Прикрепите к заушникам резиночку, тогда ребенок не сможет сбросить очки на пол.

Ношение очков – необходимое условие коррекции зрительной недостаточности у детей. Строго выполняйте назначения врача – офтальмолога.

Интересуйтесь тем, как реализуется план индивидуального сопровождения вашего ребёнка. Будьте активным его участником - выполняйте рекомендации учителя – дефектолога (тифлопедагога) по организации коррекционно-развивающей работы в условиях семьи.

Ахметшина Илюса

В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.

В нашем детском саду функционируют две специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся, дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.

Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в детском саду показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог, в поликлинике, проводит прием и осмотр детей с нарушенным зрением, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка и направляет в группу компенсирующего вида. Дети получают лечение в нашем детском саду, в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.

Учитель –дефектолог использует на занятиях методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).

Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т. е. фиксация и работа с мелкими предметами. (Детям с близорукостью нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).

2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.

3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.

4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.

5. Выработка бинокулярного зрения.

6. Развитие стереоскопического зрения.

Организация коррекционно-педагогической работы

При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; по рекомендациям врача-офтальмолога определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.

Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, учителя-логопеда, работающих с этими детьми.

С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения” . В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:

Зрительный диагноз и диагноз сопутствующего заболевания;

Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;

Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены;

Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;

Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.

В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.

Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия

Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т. к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус,в шнуровке, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, из счетных палочек.

Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т. д.). Детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты.


Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т. д.

Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.

Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось, “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера.

В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.



В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.



Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.

Сапронова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1596 ДО №1889
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Программа
Тема: Программа индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения как часть адаптированной образовательной программы
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Учитель-дефектолог: Сапронова Ирина Владимировна

ГБОУ Гимназия № 1596, ДО №1889, г. Москва, Российская Федерация

Программа индивидуального сопровождения ребенка с

нарушением зрения как часть адаптированной

образовательной программы

Введение ……………………………………………………………………….......3

Глава I

Особенности

психолого-педагогического сопровождения детей с

нарушением зрения в условиях образовательного учреждения ……………5

Гл а в а II

Программа

индивидуального

сопровождения

ребенка

…………………………………….19

Литература, используемая для составления индивидуальной программы:

………………………………………………………………………………………31

Заключение …………………………………………………………………..........33

Список использованной литературы. ………………………………..............34

Введение

В настоящее время

в России, в силу целого ряда причин, намечается

тенденция

увеличению

детей–инвалидов

ограниченными

однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в

развитии.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность

приобретает

проблема

создания

оптимальных

развития,

воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–

инвалидов

испытывают

значительные

трудности

организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу

имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Но,

несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со

специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать.

дети–инвалиды

отличаются

здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче

разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в

доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая:

Характер инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного

аппарата, психические, и общие заболевания);

Психофизиологические особенности

(тип ВНД, темперамент, характер

психических процессов и др.).

Недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность);

ограниченные

возможности

детей-инвалидов,

позволяют

участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной,

трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации. Как

следствие, взрослые стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с

социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка;

Ограниченные возможности для общения (ограничение мобильности и

независимости, условия воспитания: мир,

ограниченный

рамками семьи,

обучение на дому, незнание педагогом особенностей ребенка, недостаточное

общение со сверстниками, гиперопека).

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной

коррекционно-развивающей

обеспечивающей

адекватные

обычными

возможности

получения

образования

пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,

воспитание

обучение,

коррекцию

нарушений

развития,

социальную

адаптацию

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-

инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий

их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной

и социальной деятельности.

Актуальность проблемы

заключается в том, что современная школа

должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно

ограниченными

возможностями

здоровья,

учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и

создавать

обучения

обеспечивать

психолого-медико-педагогическое

сопровождение

возрастных этапах.

учреждений.

является

разработка

программы

индивидуального

сопровождения ребенка с нарушение зрения и речи, способствующей наиболее

успешному обучению ребенка данной категории.

Задачами работы являются:

Изучение общей и специальной литературы по проблеме;

Подбор и описание направлений работы с ребенком с ОВЗ;

Обобщение

деятельности

разработке

программы

индивидуального сопровождения для ребенка с нарушениями зрения

Мы предполагаем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в

общеобразовательных

организациях должны

разрабатываться

программы

индивидуального

сопровождения

адаптированной

основной

образовательной

программы

особенностей

психофизического

развития, индивидуальных возможностей. Мы считаем, что включение ребенка

обучение

нормально

развивающимися

сверстниками

использовании

индивидуальной

программы

обучения,

разработанной

каждого конкретного ребенка, будет способствовать полноценному развитию

ребенка и его социализации в обществе.

Глава

Особенности

психолого-педагогического

сопровождения

детей с нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include -

заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для

описания

процесса

обучения

потребностями

общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования

положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая

обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для

образовательные

потребности.

Инклюзивное

образование - процесс развития общего образования, который подразумевает

доступность

образования

приспособления

различным

обеспечивает

образованию

особыми потребностями.

Главный принцип инклюзивного образования – «не ребенок подгоняется

существующие

образовательном

учреждении

наоборот,

образования

подстраивается

потребности

возможности конкретного ребенка».

Совместное

(инклюзивное)

обучение

признано

сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на

развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в

российской

образовательной

политике.

Положения

инклюзивном

образовании

закреплены

российских

государственных

документах

(Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т.

д.). Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладевает

знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нор-

мально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям,

уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок

Малофеева,

организация

интегрированного

образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Психолого – педагогические особенности детей и подростков с

нарушениями зрения

Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-

90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное

или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и

психическом

развитии

Зрительный

анализатор

обеспечивает

выполнение

сложнейших

зрительных

различать

основных зрительных функций:

1) центрального зрения;

2) периферического зрения;

3) бинокулярного зрения;

4) светоощущения;

5) цветоощущения.

Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну

предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Бинокулярное

способность

пространственного

восприятия,

объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается

на 3-4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7-13 годам.

Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное

бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и

мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие

чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения

является косоглазие - отклонение одного глаза от правильного симметричного

положения,

осложняет

осуществление

зрительно-пространственного

синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение

координации

Нарушение

бинокулярного

приводит

неустойчивости

фиксации

состоянии

воспринимать предметы и действия во взаимосвязи, испытывая сложности в

слежении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), степени их

удаленности. В связи с этим таким детям надо давать больше времени для

рассматривания предметов и динамического восприятия, а также словесного

описания тех предметов и действий, которые учащимся предстоит наблюдать

самостоятельно. Важным средством развития бинокулярного зрения являются

различные виды бытового труда и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и

др., моделирование и конструирование из бумаги (оригами), картона, занятия с

мозаикой, плетение и т. п.

Периферическое

действует

сумерках,

предназначено

восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки

пространстве.

обладает

чувствительностью

движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется

полем зрения. Поле зрения - это пространство, которое воспринимается одним

глазом при его неподвижном положении.

Степень выраженности отставания в психическом развитии зависит от

этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от

своевременного

коррекционно-реабилитационной

Особенностями психического развития слепых и слабовидящих детей является

слабость

абстрактно-логического

мышления,

ограниченность

представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний.

Характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и

недостаточно

предметная

соотнесенность

тормозят

развитие

двигательных

пространственной

ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его

медлительность. Такие дети, часто пытаются "скрыть" или отрицать дефект,

если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и

дискомфортно.

Стесняются

обращаться

чувствительны к критике.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные

отношения,

зрительной

недостаточностью,

провоцируют

возникновение

специфических

установок,

опосредованно

влияющих

психическое

развитие

зрительной

депривацией.

трудности,

которыми

сталкивается

обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной

ориентировке,

вызывают

переживания

негативные

проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном

поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще

астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания

играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в

виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще,

чем их нормально видящие сверстники.

Постоянно высокое эмоциональное

напряжение,

дискомфорта

отдельных

эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и

торможения в коре головного мозга.

Особенности внимания.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас

представлений).

Снижение

произвольного

внимания

обусловлено

нарушением

эмоционально-волевой

расторможенности

низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу

от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности

инертности,

переключаемости

внимания.

Внимание

часто переключается на второстепенные объекты.

Рассеянность

объясняется

переутомлением

длительного

воздействия

слуховых

раздражителей.

патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих

сверстников.

внимание

слабовидящих

подчиняется

нормально

достигать

развития.

Особенности памяти.

зрительного

анализатора,

соотношение

основных

процессов

возбуждения

торможения,

отрицательно

скорость

запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только

недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной

значимостью

объектов

обозначающих

нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный

сниженная

скорость

недостатки

запоминания

нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим

дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической

памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема

долговременной

кратковременной

слуховой

отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость

вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в

его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида

произвольному.

Ухудшение

двигательной

наблюдается

мальчиков в 10-11 и 14-15 лет, у девочек 12-15 лет.

Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был

сформирован ранее образ воспринимаемого объекта.

Особенности восприятия.

депривацией

ослаблены

зрительные

ощущения,

восприятие

внешнего

ограничено.

затруднения

сказываются

степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий,

изменить

восприятия,

физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения

зрительных

нарушена

целостность

восприятия.

слабовидящих

доминирует

зрительно-двигательно-слуховое

восприятие.

способны

одновременно

воспринимать

движения

отдельные

элементы

движений.

узнавания

слабовидящих

контурных

силуэтных изображений не однозначен. Из всех видов изображений лучше

всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к

форме изображений информацию. Значительно сложнее дети с нарушением

зрения ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Чем сложнее

форма предмета и менее приближена к геометрическим формам, тем труднее

дети опознают объект. При восприятии контурных изображений успешность

опознания зависит от четкости, контрастности и толщины линии. Так, линии

толщиной

выполненные

воспринимают быстрее всего.

Особенности мышления.

нарушением

возможности

воспринимать

окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании

отдельных признаков, доступных их восприятию. Тифлопсихологи утверждают,

что дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и

примерно в том же возрасте и могут решать задачи, не опираясь на зрительные

восприятия. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются,

нормально

сверстников.

наблюдаются

некоторые

отличия. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире

(особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не

вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или

искажены.

слабовидящих

отмечается

словесно-логическое

наглядно-

образное мышление.

Особенности физического развития и двигательных нарушений

Нарушение

затрудняет

пространственную

ориентировку,

задерживает

формирование

двигательных

снижению

двигательной

познавательной

активности.

некоторых

отмечается

значительное

отставание

физическом

развитии.

трудностями,

возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными

представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза

при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается

координация и точность движений.

Особенности речевого развития детей с нарушением зрения

зрительные

нарушения,

отличаются

замедленностью

формирования

Проявляется

развития

недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения,

окружающими

обедненности

предметно-практического

наблюдаются

специфические

особенности

формирования

проявляющиеся

нарушении

словарно-семантической

стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их

конкретными

чувственными

характеристиками.

употребление

бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым

ребенку предметом, его признаком или, наоборот, становится слишком общим,

отвлеченным

конкретных

признаков,

предметов

окружающей жизни.

Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном

воспринимать

артикуляцию

собеседника,

движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при

звуковом анализе слова и его произношении.

Наиболее распространенным дефектом речи при слепоте и слабовидении у

дошкольников и младших школьников является косноязычие разного характера

От сигматизма (неправильное произношение свистящих и шипящих звуков) до

ламбдацизма

(неправильное

произношение

ротацизма

(неправильное произношение звука «Р»).

Трудности,

связанные

овладением

звуковым

составом

определением

проявляются

письменной

Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной

степени объясняется отсутствием или неполноценностью зрения. Дети при

письме из-за недостаточности звукового анализа слова делают пропуски букв,

замены или перестановки.

Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов

рассказы

информативно

последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной

информации.

Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает сбивчива, отрывочна,

непоследовательна.

планируют

высказывания.

трудностям

развития

зрительной

патологией

особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики,

жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не

воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество

мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям

самые различные оттенки и значения, и не пользуясь в своей речи этими

средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь,

становится

маловыразительной.

наблюдается

снижение

внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что

оказывает влияние на интонационное оформление речи, вызывая ее бедность и

монотонность.

указанные

своеобразия

личности

зрительными

дефектами

обусловлены

недостатком

чувственного

трудностями

ориентировки

окружающем

пространстве

отсутствием

соответствующих

воспитания,

ограничением

деятельности, отрицательными попытками наладить контакты со зрячими. На

фоне этого у детей с нарушением зрения наблюдается неуверенность в своих

возможностях, снижается интерес к результату труда, не формируются умения

преодолевать трудности.

органический

познавательную

деятельность и ограничивая социальные контакты, может привести к целому

ряду отклонений в формировании и развитии личности слепых и слабовидящих

личностным

особенностям

относятся

изменения

динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение

круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного опыта,

отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как

следствие – недостаточность эмоциональной сферы.

последнее

распространение

получает

интегрированное

воспитание

проблемами

здоровья

условиях

массовых дошкольных образовательных учреждений. В детские дошкольные

образовательные

учреждения

попадают

различными

нарушениями

педагогов

массовых

дошкольных

учреждений знания проблем психофизического развития таких детей и тех

трудностей, которые возникают даже из-за частичной потери зрения ребенком.

современном

развития

общества

воспитания

детей с нарушением зрения является подготовка к самостоятельной жизни и

деятельности в естественном социальном окружении, формирование личности,

самостоятельно

собственную

ответственность, принимать решения и действовать в быстро развивающемся

Детям с нарушением зрения сегодня вовсе не обязательно обучаться в

специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование

адаптироваться

общеобразовательном

дошкольном учреждении или в школе. Здоровым же детям это позвoлит развить

толерантность и ответственность. Но не стоит забывать о том, что для этого

необходимо переустроить социальную среду, окружающую ребенка и создать

определенную систему помощи: медицинскую и психолого-педагогическую.

Дети с нарушением зрения могут обучаться в массовых школах, но

это не значит, что они не нуждаются в специальной тифлопедагогической

помощи. Эти дети могут стать неуспевающими учениками только по причине

нарушения зрения при условии, что им не будет оказана специальная помощь.

российские

психическое

развитие

слабовидящих

формирование

компенсаторных

процессов,

активной жизненной позиции, осознание способов самореализации и овладение

ими зависят от социальных условий, в том числе и от образовательных.

Для полноценного развития ребенка с нарушенным зрением в массовых

дошкольных учреждениях необходимо создать определенные условия. Такие

дети ограниченны в непосредственном зрительном восприятии окружающего

мира. Одной из особенностей детей с нарушением зрения является нарушение

зрительного

восприятия.

компенсации

нарушенного

зрительного

восприятия

является

сенсорное

развитие.

Сенсорное

развитие

предполагает овладение детьми определенными перцептивными действиями

(идентификация,

соотнесения,

перцептивного

моделирования),

освоение

сенсорных

эталонов.

Специфика

нарушением зрения заключается в том, что наряду со зрительным восприятием

необходимо развивать и все остальные виды чувствительности (осязание, слух,

вкус и обоняние).

Другой, не менее важной, проблемой у детей с нарушениями зрения

являются трудности в ориентировке в пространстве. Это одна из актуальных

проблем входящих в сферу социальной адаптации таких детей. Своеобразие

психофизического

развития

дошкольников

проявляется

недостаточной

двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В

свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки,

которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой

деятельности.

Психолого-педагогическое

медико-социальное

сопровождение

развития

нарушением

учебно-воспитательном

процессе

является

важнейшим условием для предупреждения отрицательного влияния нарушений

зрения на ход физического, психического, личностного развития и успешную

социализацию.

Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее -

ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по

комплексному

психолого-педагогическому

сопровождению

начинается

первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы

развитии,

достигнуть

значительных

обеспечены

комплексная

диагностика,

профилактическая

коррекционно-педагогическая помощь при адекватном обучении и воспитании.

насколько

исключителен

нуждается

определить

разработ ать

ком п л е кс н ы е

дифференцированные планы развития и программы обучения с учетом зоны

ближайшего развития и потенциальных возможностей ребенка.

Комплексное

сопровождение

обеспечивается

специалистов, направленной на создание психолого-педагогических и медико-

социальных условий для успешного обучения и развития ребенка, независимо

от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной

Специалисты

подобрать

наиболее

эффективные

психолого-

педагогические условия, виды и формы работы, при которых достигается поло-

жительная

динамика

развития

реализация

потенциальных

возможностей. В этом одновременно участвуют учитель-дефектолог, учитель-

педагог-психолог,

воспитатель,

инструктор

физкультуре,

офтальмолог

результате

разработана

комплексная

программа,

соответствующая

возможностям

определение

ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с

ребенком

развития

ведущего

исполнять различные специалисты.

дошкольном

образовательном

учреждении

направлена на решение задач системного подхода в лечении и воспитании детей

нарушением

Комплексное

основано

взаимосвязи работы медицинских и педагогических специалистов. Лечебно-

восстановительная

направлена

сохранение

поддержание

зрительных

улучшение

нарушения.

процессе лечения зрения и восстановления здоровья детей педагоги выполняют

специальные медицинские предписания, ограничения и рекомендации врача-

офтальмолога,

медицинских

формируют

познавательные

дошкольника, обучают его рациональным способам зрительного восприятия,

развивают сенсорные способности.

используемые

педагогическими

специалистами,

способствовать

закреплению

побочных

лечебного

процесса,

формированию

устойчивого

положительного

отношения

лечебным

процедурам,

негативных

эмоционально-поведенческих проявлений ребенка по отношению к лечению и

усилию тем самым эффекта лечебно-воспитательной работы. Все это говорит о

необходимости

взаимодействия

медицинского

педагогического

персонала.

учреждении

специальное

материально

техническое

обеспечение, включающее архитектурную среду и специальное оборудование:

дополнительное освещение, жалюзи, цветовые маячки, зрительные ориентиры,

увеличительные приборы и т.д.).

К пособиям, предлагаемым детям с нарушенным зрением, предъявляется

ряд требований:

предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме

и деталям;

используемой

занятиях

математике – 15 см, раздаточный материал – 2-5 см (в зависимости от остроты

предъявляется

разгружен

лишних деталей, иначе возникают затруднения в опознании объекта и его

качеств в соответствии с заданием;

наиболее благоприятен показ на черно-белом фоне, либо на зеленом

(успокаивающем),

коричневом

(спокойном,

контрастном),

оранжевом

(стимулирующем);

контрастность предъявляемых объектов к фону должна быть как можно

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом

развитии

(нарушение

координации),

целенаправленные

дозированные физические упражнения являются мощным средством коррекции

и компенсации недостатков в физическом и функциональном развитии детей с

нарушением зрения. При проведении физических занятий с детьми данной

необходимо

использовать

зрительные

ориентиры,

помогающие видеть край скамейки, ковра. На музыкальных праздниках, играх и

физических досугах детей с низкой остротой зрения ставят в пары с детьми с

высокой остротой зрения, но равными им по темпу выполнения, для того,

слабовидящие

зрительно-тактильные

ориентиры.

соблюдать

необходимые

развития

нарушенным

массовых

дошкольных

учреждениях,

способствовать их полноценной социализации в современном обществе.

Глава 2. Программа индивидуального сопровождения ребенка с

ограниченными возможностями здоровья

Фамилия, имя ребенка: Кирилл

Дата рождения: пол: мужской

Диагноз

зрительный: Гиперметропия слабая,

непостоянное

сходящееся

косоглазие

Острота зрения: в/о – 0,8/0,7.

Сопутствующие

заболевания: общее недоразвитие речи, инвалид по росту,

ПВС, МАРС, пупочная грыжа, ДЖВП.

Назначения врача: постоянное ношение очков.

З а к л юч е н и е

Ц П М С С: обучение

адаптированной

дошкольной

образовательной программе с учетом психофизических особенностей ребенка с

нарушением зрения.

Особенности

развития

ребенка

психолого-педагогическая

характеристика ребенка):

общителен,

вступает

взрослыми

сверстниками.

Отмечается

адекватность

поведения.

Внимание

недостаточно

устойчивое,

отвлекаем,

зрительной

слуховой

преобладает наглядно-действенное мышление. Инструкции выслушивает, но не

удерживает

Представления

окружающем

соответствуют возрастной норме. Речевое развитие ниже возрастной нормы:

отмечается недостаточная сформированность лексико-грамматического строя

речи, снижение фонематического слуха, нарушение звукопроизношения (более

8 звуков).

На замечания реагирует адекватно. Работоспособность средняя.

зрительного

восприятия

значительно

индивидуальными

особенностями

(трудности

дифференциации

узнавании

назывании

контурных,

наложенных

изображений),

ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность

моторики

зрительно-моторной

координации,

несформированность

пространственных

представлений

слабость

кинестетических

ощущений

общей, ручной и речевой моторике. Наблюдаются трудности ориентировки в

пространстве.

зрительной

патологии

отмечается

скованность

движений, малоподвижность, неуверенность.

с ребенком с ОВЗ: подгрупповые занятия,

индивидуальные занятия , надомное обучение или др. (нужное подчеркнуть

или вписать другое)_________________________________________________

корррекционно-

развивающей

Тематическое содержание этапов

коррекционно-развивающей

Связь с ООП в

соответствие с

Диагностическая

Проведение комплексного

обследования ребёнка и

оказанию ему помощи в условиях

Дефектолог,

психолог,

соц. педагог

Коррекционно-

развивающая

Отбор оптимальных для развития

коррекционных

программ/методик, методов и

приёмов обучения и воспитания в

соответствии с особыми

образовательными потребностями

Учет психолого-

педагогической

характеристики на

Дефектолог,

психолог,

логопед, соц

Организация и проведение

специалистами индивидуальных

коррекционно-развивающих

занятий, необходимых для

преодоления нарушений развития

Дефектолог,

психолог,

Системное воздействие на

деятельность ребёнка,

направленное на формирование

универсальных ЗУН и коррекцию

нарушений в развитии.

Учет тем,

изучаемых по

программам

Дефектолог,

психолог,

воспитатель

Итоговая

диагностика

результативности

Анализ успешности

коррекционно-развивающей

специалисты

с привлече-

воспитателя

методы: наглядный, практический, наглядно-практический, словесный;

приемы:

реальные

предметы

иллюстрации;

использование

(предметная,

сюжетная,

подвижная,

дидактическая

видеозаписей,

аудиозаписей, словесных образцов речи педагогов и т.п.

Коррекционно-развивающая

среда

образовательного

учреждения :

соблюдение

зрительной

нагрузки,

предаппаратная

подготовка,

проведение зрительной гимнастики с использованием зрительных ориентиров,

адаптированный демонстрационный и раздаточный дидактический материал

(объемный,

рельефный,

плоскостной,

контурном

силуэтном

изображениях),

оборудование

коррекционно

развивающего

соблюдение эргномических условий в образовательном процессе (освещение,

мебель, зрительные ориентиры)

Технические

средства ,

используемые

процессе

воспитания

обучения

ребенка-инвалида:

тифлооборудование

«Ориентир»,

«Светлячок»,

телевизионное увеличивающее устройство, «Дельфа-142.1», «Логико-малыш»),

«Пертра»,

«Дусима»,

«Спектра»

стеновые

развития

слухового,

зрительного

осязательного

восприятия,

песочная

оборудование

сенсорной комнаты., оборудование

и тренажеры спортивного, музыкального

залов и бассейна, соответствие оборудования (столы, стулья) росту ребенка и

Функциональные обязанности учителя-дефектолога:

Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных

способов

обследования

объектов

углубление

предметах

окружающего мира,формирование системы основных умственных действий и

операций

(анализа,

сравнения,

обобщения,

классификации). Как

координатор коррекционно-развивающей работы осуществляет взаимодействие

с другими специалистами.

С психологом выстраивает: составление совместных программ методик

коррекционной работы; совместный мониторинг по результатам обследования и

совместной коррекционно-развивающей деятельности, совместная разработка

С воспитателем, муз. руководителем и физ.работником осуществляет:

посещение занятий и консультаций; изучение содержания программы по темам

(с целью учёта уровня требований)

Взаимодействие

родителями:

родительских

собраниях, о р г а н и з а ц и я

к о н с у л ь т а ц и й

г р у п п о в ы х

индивидуальных, проведение анкетирования.

Взаимодействие с медицинским работником: изучение медицинских карт,

Коррекционно-развивающая работа с данным воспитанником включает в

себя следующие разделы:

Развитие зрительного восприятия: различение, соотнесение и называние

основных цветов и оттенков, форм, величин, сравнение предметов по величине,

различение

наложенный,

контурных

зашумленных

изображений, формирование сенсорных эталонов.

Развитие

психических

развитие

внимания

(формирование

концентрировать

внимание

упражнениях;

увеличение

внимания

кратковременной

(запоминания

предметов,

расположения

предметов));

развитие

(развитие

зрительной памяти (зарисовка предметов по памяти); развитие вербальной

памяти (подбор слов на заданную букву, тему); развитие мышления (развитие

наглядно-образного

мышления

(обнаружение

сходства

предметов,

картинок,

узоров, сопоставление предметов); формирование мыслительных операций при

классификации

наглядном

материале;

устанавливать

причинно-

следственные связи;

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие зрительно-

моторных координаций; развитие слухо-моторных координаций;

Развитие ориентировки в пространстве (в окружающем пространстве и

на плоскости);

Предупреждение социальной дезадаптации: участие ребенка во всех

мероприятиях; беседы на темы: «Кого я приглашу на день рождения?», « Кто

мой друг?», «Почему я дружу с тобой?»; классные часы на темы: «Не такие как

мы», «Дети с нарушенным слухом».

Образовательный процесс по перечисленным разделам индивидуальной

программы ведется в тесной связи с перспективным (календарно-тематическим)

Таблица 2 - Формы работы с семьей ребенка с ОВЗ

ФОРМЫ

РАБОТЫ

Цель работы

Исполнитель

Сроки

проведения

анамнестических

(анкетирование,

тестирование,

Получение

первичной

информации о

ребенке и его

Педагог-психолог,

учитель-логопед,

учитель-дефектолог

сентябрь

Диагностический

Получение

диагностических

данных об уровне

развития ребенка

для планирования

коррекционно-

развивающей

Педагог-психолог,

учитель-логопед,

учитель-дефектолог

сентябрь

Домашний визит

Групповая работа

с детьми по

направлениям

программы:

Социально-

коммуникативное

развитие

Адаптация ребенка

в коллективе,

развитие

коммуникативных

Воспитатель,

учитель-логопед,

педагог-психолог

в течение года

Познавательное

Развитие

Воспитатель,

развитие

познавательной

сферы ребенка.

дефектолог

в течение года

Речевое

развитие

Овладение речью

как средством

общения и

культуры.

Воспитатель,

учитель-логопед

в течение года

Художественно-

эстетическое

развитие

Развитие

эстетических

художественного

восприятия;

развитие

художественно-

творческих

способностей.

Воспитатель,

музыкальный

руководитель

в течение года

Физическое

развитие

Обеспечение

гармоничного

физического

развития ребенка и

формирование

представлений о

здоровом образе

Инструктор по

физическому

воспитанию,

инструктор по

плаванию,

воспитатель.

в течение года

Индивидуальные

Коррекция

недостатков

психофизического и

речевого развития

учитель-логопед,

дефектолог,

педагог-психолог,

воспитатель,

муз. руководитель

инструктор по

плаванию и

физкультуре

ежедневно

Групповая работа

с детьми и

родителями

(законными

представителями)

Развитие

гармоничных

родительских

отношений в семье

Педагог-психолог

в течение года

(по запросу)

Обучение

использованию игр

и упражнений

коррекционной

направленности в

домашних условиях

учитель-логопед,

дефектолог

в течение года

(по запросу),

приглашению

специалистов

Индивидуальные

занятия (учитель-

логопед, учитель-

дефектолог,

педагог-психолог)

Совершенствование

познавательной

деятельности и

эмоциональной

сферы ребенка.

Педагог-психолог,

учитель-логопед,

дефектолог

в течение года

Индивидуальное

консультирование

родителей

Просвещение

родителей

(законных

представителей) об

особенностях и

перспективах

развития ребенка

Воспитатель,

педагог-психолог,

учитель-логопед,

дефектолог

в течение года

(по запросу)

Досуговые

мероприятия

Развитие

положительных

эмоционально

доверительных

отношений

Воспитатель,

музыкальный

руководитель,

специалисты

в течение года

Методическое обеспечение индивидуальной программы реабилитации

ребенка

методики и др.):

(зрительное восприятие)

в подготовительной группе

Месяц

Неделя

Дни недели

(числа)

Тема занятия

консп.

сентябр

До свидания лето.

Овощи. Огород.

Осень. Уборка урожая.

октябрь

Признаки осени. Деревья. Лес.

Осень. Грибы.

Осень. Перелетные птицы.

Домашние птицы.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

ноябрь

Интересные игры.

Домашние животные.

Дикие животные.

декабрь

Осень (обобщающее занятие).

Времена года. Зима.

Зимующие птицы.

Зимние забавы. Новогодняя елка.

Зима (обобщение).

январь

Дикие животные зимой.

Животные Севера и Юга.

феврал

Транспорт. (Профессии).

Город. Улица. Дом и его части.

Квартира. Мебель.

День Защитника Отечества. Военная техника

март

Семья. Мамин праздник.

Предметы быта. Электроприборы.

Продукты питания.

Весна. Признаки весны.

апрель

Весна. Перелетные птицы.

Дикие животные и их детеныши.

Домашние животные и их детеныши.

Насекомые.

Времена года. Лето. Ягоды.

июнь

Индивидуальные занятия.

Перспективно-тематическое планирование учителя - дефектолога

(развитие осязания и мелкой моторики)

в подготовительной группе

Месяц

Неделя

недели

(числа)

Тема занятия

консп.

Летний пейзаж.

сентябрь

Магазин игрушек.

Фруктовый сад.

Дары леса и сада.

октябрь

Листопад.

Грибная поляна.

Птичья столовая.

Волшебное перышко.

ноябрь

Магазин ткани.

Волшебные дорожки.

Наши питомцы.

Лесные жители.

декабрь

Краски осени.

Зимняя картина.

Такие разные птицы

Зимние развлечения.

Зима (обобщение).

январь

Строение тела.

Лесные дорожки.

Лабиринты.

февраль

Автосалон

Наши дома.

Мебельный магазин.

Военная техника.

март

Подарок для мамы.

Электроприборы.

Такая разная посуда.

Продовольственный магазин.

Весенний лес.

апрель

Космический колейдоскоп

Птицы прилетели.

Лесные малыши.

Мамы и их малыши.

Интересные жучки.

Подводный мир.

Букет цветов.

Садовые дары.

июнь

Индивидуальные занятия.

Перспективно-тематическое планирование учителя - дефектолога

(социально бытовая ориентировка)

в подготовительной группе

Месяц

Неделя

недели

(числа)

Тема занятия

консп.

сентябрь

Наш любимый детский сад.

Мой город.

Флаг. Герб.

Моя семья.

Сад – огород..

октябрь

Хлеб всему голова.

помощники

человека

уши, нос).

Птичий календарь.

Профессии на птицеферме.

ноябрь

Профессия швея и закройщик.

Свойства материалов.

Город - деревня.

Все работы хороши, выбирай на вкус.

декабрь

Улица, дорога, пешеход.

Волшебница вода.

Птицы красной книги.

История нового года.

Новогодние игрушки.

январь

Моя семья.

Профессия врача.

февраль

Мы пешеходы.

Строительные профессии.

Предметы вокруг нас.

Специальный транспорт.

март

Женские профессии.

Бумага, дерево, метал.

Происхождение посуды.

Виды продуктов.

Свойства материалов.

Профессия космонавта

апрель

Природа и мы.

Дикие животные красной книги.

Свойства стекла и пластмассы.

Откуда пришла книга.

Рыбы речные и морские.

Цветы красной книги.

Съедобное – не съедобное.

июнь

Индивидуальные занятия.

Перспективно-тематическое планирование учителя - дефектолога

(ориентировка в пространстве)

в подготовительной группе

Месяц

Неделя

недели

(числа)

Тема занятия

консп.

сентябрь

Сравнение предметов по величине.

Плоские и объемные фигуры.

Счет в пределах 5.

Сравнение предметов по ширине.

Сравнение предметов по длине.

октябрь

Образование числа 5.

Образование числа 6.

Геометрические фигуры.

Образование числа 7.

ноябрь

Образование числа 8.

Ориентировка в пространстве.

Образование числа 9.

Далеко - близко.

декабрь

Измерение.

Части суток.

Образование числа 10.

Календарь.

Геометрические фигуры.

январь

Ориентировка на листе.

Знакомство с цифрой 1.

Знакомство с цифрой 2.

Многоугольники.

февраль

Знакомство с цифрой 3.

Свойства квадрата.

Знакомство с цифрой 4.

март

Знакомство цифрой 5.

Объемные фигуры.

Знакомство с цифрой 6.

Знакомство с цифрой 7.

Геометрическая мозаика.

апрель

Знакомство с цифрой 8.

Знакомство с цифрой 9.

Знакомство с цифрой 10.

Знакомство с цифрой 0.

Сравнение предметов по разным признакам.

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе.

Геометрические фигуры.

июнь

Индивидуальные занятия.

Литература используемая для составления

индивидуальной программы:

рождения

Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного образования. ФГОС. / Под ред. Н.Е. Вераксы и др. – М., 2014.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV

нарушениями

Программы

детского

Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.:

Издательство «Экзамен», 2003

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего

вида для детей с нарушением речи под редакцией: Т.Б. Филичевой, Т.В.

Тумановой, Г.В. Чиркиной. М: 2008 г.

Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной

действительностью. М., 2001

Морозова

Пушкарева

Ознакомление

окружающим

Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-

Синтез, 2006. – 160с.

Помораева

Практическая

энциклопедия

дошкольного

работника.

Формирование

элементарных

математических

представлений. Подготовительная группа детского сада. Мозаика-синтез,

Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем математику. Часть 1 и 2.

Киров. – 2014г.

30 занятий для успешной подготовки к школе - 6. Часть 1 и 2. Киров. –

Ознакомление

предметным

социальным

окружением.

Подготовительная группа. ФГОС. Мозаика-синтез, 2014.

10.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с

детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. Мозаика-синтез, 2014.

11.Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. Мозаика-синтез, 2014.

12.Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать в 2-х частях. М.: Владос. –

13.Гербова: Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС,

Мозаика-синтез, 2014.

14.Коноваленко В.В. «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной

логопедической группе». М.,1998г.

Заключение

Изучение особенностей детей с нарушением зрения, а также опыт работы

учреждения

показывает,

включение

программ

индивидуального

сопровождения

воспитанников

оказывает

положительное

воздействие на развитие воспитанников и их дальнейшую социализацию в

коллективе сверстников и в обществе. Дети с нарушением зрения нуждаются в

своевременном

выявлении

необходимости

индивидуального

сопровождения

учебно-воспитательного процесса, в реализации потенциальных возможностей

и создании условий для развития. При этом очень важным является выявление

недостатков в развитии детей и организация индивидуальной работы с детьми

максимально

позволяет

обеспечить

своевременную

коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к

обучению в школе.

Необходимо

сотрудничестве

работали

воспитатели,

учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и

медицинские работники для

успешной профессиональной деятельности

психолого – педагогическом сопровождении ребенка с нарушением зрения.

требований

реализации

программы индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения и

речи непременно будет положительный результат.

Список использованной литературы

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для

студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под

ред В.А. Сластенина. - М., 2002.

Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей

образовательными

потребностями

практика

общественного развития. – 2012. – № 3., – С. 35-39.

Закрепина, А.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-

развивающего

обучения

воспитания

дошкольного

возраста

отклонениями в развитии / А.В. Закрепина, М.В. Браткова // Воспитание и

обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 2. - С. 9-19.

Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении:

концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-

развивающей работы: монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т; под. ред. В. В.

Коркунова. – Екатеринбург: Б. и. ; Пермь: Б. и., 2005. – 128с.

Инклюзивное

образование:

методология,

практика,

технологии:

2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.:

МГППУ, 2011. – 244 с.

Инклюзивное

образование.

Настольная

педагога

работающего

детьми с ОВЗ: Методическое пособие - М., 2012.

Малофеев

Актуальные

проблемы

специального

образования.

Дефектология, № 6, 1994 г. С.3-9

Малофеев

Гончарова

Никольская

Кукушкина

Специальный

федеральный

государственный

стандарт

образования

ограниченными

возможностями

здоровья:

основные

положения

концепции.//Дефектология.-2009.-№1-стр.5-19.

Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии, или Речь в защиту самого

себя // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012, № 1.

Олешкевич

Сопровождение

социализация

школьников

особенностями

психофизического

развития

условиях

интегрированного

обучения // Дефектология. – 2005. – № 5., – С 16-25.

Организация

коррекционно-развивающего

сопровождения

отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях. Методические

Плаксина

Психолого-педагогическая

характеристика

нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999.

Создание

специальных

нарушениями

общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В.

Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 56 с.

Солнцева,

интегрированного

обучения

нарушениями

ограниченными

возможностями:

проблемы

инновационные

тенденции

обучении

воспитании.

Хрестоматия

«Коррекционная

педагогика

специальная

психология» /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001. С. 104-109.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями

здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

Староверова

Кузнецова

Психолого-педагогическое

сопровождение

расстройствами

эмоционально-волевой

Практические материалы для психологов и родителей / М.С. Староверова, О.И.

Кузнецова. - М., 2013. (Пособие для психологов и педагогов).