Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи и нарушением опорно-двигательного аппаратаЛексическая тема: «Зима. Конспект логопедического зан

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ

"Детский сад "Малыш"

Коррекционно-образовательные цели:

    Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

    Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

    Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

    Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

    Развитие речевого слуха.

    Развитие диалогической речи.

    Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

    Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

    Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

    Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

    Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой. Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно. «Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила». О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная) - Если метет метель, то погода какая? (метельная) - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная) - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная) 4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за». Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела) . Река покрылась льдом и вся… – (заледенела ). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила). Снежная пороша дорожки все…– (запорошила ).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – ( морозец) . Лёд – ( ледок). Холод – ( холодок). Снежинка – ( снежиночка ). Метель – ( метелица) 6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони. )

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (
Снег .) С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (
Снежинки.) На дорожки, на лужок
Всё снижается... (
Снежок. ) Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (
Снегопад.) Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (
Снежки .) Словно в белый пуховик
Нарядился... (
Снеговик. ) Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (
Снегурка .) На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (
Снегири .) Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (
Снег .)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка. Логопед: Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок). «Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз Дворник улицу метёт, Имитируют Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся Ловко бегаем на лыжах, Имитируют И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает: - Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи )

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глазки – угольки, ручки – сучки. Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик ) (Слайды).

10. Употребление существительных в родительном падеже . Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

( Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…» (Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.) 11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают). Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

КОНСПЕКТ

логопедического занятия

«Зимушка-зима»

Учитель-логопед

Сальникова Анастасия Вячеславовна

Цель: уточнить и закрепить представления детей по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить представление о зиме, её приметах;

Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»: учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

Совершенствовать лексико-грамматический строй речи: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе; совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие:

Учить использовать предлоги «на, с, в», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

Учить правильнее и точнее выражать свои мысли;

Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; артикуляционную моторику, координацию речи с движением;

Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушка снеговик, наборное полотно, картинки с изображением зимы, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, графическое изображение снеговика, сюжетная картина «Найди ошибки художника»

Ход: 1. Оргмомент. Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают в круг)

Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать вот эта снежинка. (Дети передают снежинку, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра: « Доброе утро, Саша! Доброе утро, Тимур!»

2. Введение в тему.

Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?

А как вы узнали, что к нам пришла зима?

Ребята, к нам в гости пришел… А вот кто пришел, попробуйте отгадать. Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Конечно, снеговик. Он написал письмо деду Морозу о зиме и хочет, чтобы мы посмотрели его и проверили. Давайте поможем снеговику.

Игра «Найди ошибки». (Дети находят и называют ошибки художника.)

Посмотри, Снеговичок, сколько ошибок ты сделал. Ты, наверное, очень мало знаешь о зиме. Мы с ребятами тебе о ней расскажем. Но для этого нам нужно размять наш язычок, чтобы он мог все красиво рассказывать.

3. Артикуляционная гимнастика.

Ж ил-был язычок в большом домике (широко открыть рот ). Встал он рано утром, потянулся и выглянул в окно (упражнение «Язычок выглядывает в окно» ). А на улице снег идет, весь домик уже снегом засыпало, вышел язычок на улицу и стал снег счищать. Сначала счистил с двери (упражнение «Вкусное варенье» ), потом с крыши (упражнение «Маляр» ). Счистил и вернулся домой по ступенькам (широким языком сначала обнимаем губы, потом зубы ). Выпил он дома чашку чая (упражнение «Чашечка») и лег отдыхать (упражнение «Лопатка»).

4. Беседа о зиме.

Ну, вот, наш язычок готов рассказывать о зиме. Садись, снеговичок, и слушай внимательно.
- Ребята, сейчас мы с вами расскажем снеговику, что бывает зимой, что происходит в природе? Для этого вы отберете картинки, на которых изображены зимние явления и расскажите о них.

(Рассказы детей по картинкам.)

5. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Зима какая? – …(холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? – … (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? – … (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Лед какой? – …(холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – …(холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Снеговик (какой?) – …(большой, белый, круглый, веселый…).

6. Упражнение «Снежинки».

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (К аждому ребенку дать снежинку на ниточке.)

Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (В о время выполнения упражнения следить, чтобы дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

7. Дидактическая игра «Подбери слова».

Ребята, зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Когда я смотрю в зимнее окно на кружение снежинок, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения. Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например:

Кружится балерина – кружатся снежинки.

Летит птица – летит … снег.

Дует человек – дует … ветер.

Завывает волк – завывает … вьюга.

Злится злодей – злится … мороз.

8. Игра «Один-много» с мячом.

Пришло время поиграть с мячом в игру «Один – много».

сосулька - …сосульки

снежок - …снежки

льдинка - …льдинки

снежинка - …снежинки

снеговик - …снеговики

сугроб - …сугробы

мороз - …морозы

метель - …метели

9. Физкультминутка «Зима».

Давайте немного отдохнём .

Наконец пришла зима , (встать, руки в стороны)
Стали белыми дома, (руки над головой, ладони вместе)
Снег на улице метёт, (движения руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт , (изобразить, как будто подметаешь)
Мы катаемся на санках, (присесть)
Пишем на катке круги, (руки за спину, повороты вокруг себя)
Ловко бегаем на лыжах, (шагать, как на лыжах)
И играем все в снежки! (наклон, слепить снежок и бросить его вдаль )

10. Игра «Какое слово лишнее?»

Я буду называть слова. Они похожи, но одно слово отличается от других. Будьте внимательны.

Каток, платок , каток, каток.

Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.

Снежок, снежинка, нежный, снеговик.

11. Упражнение «Закончи предложение».

Ребята, давайте поиграем с нашим гостем. Он будет говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово СНЕГОВИК .

Мы решили слепить …(снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему …(снеговику).

Мы показали соседям нашего …(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

Молодцы, ребята. А теперь давайте все вместе произнесем четко слово снеговик, а затем прохлопаем его.

А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. (Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове.)

12 . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Ребята, гуляя зимой на улице, можно легко заболеть. Но нам с вами простуда не страшна, потому что мы делаем массаж «Неболейка»:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание

Ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна. (потираем обе ладони).

13. Собери картинку.

Вот мы и рассказали Снеговику о зиме. Я думаю, теперь он сможет написать деду Морозу письмо. А чтобы ему все точно описать давайте подарим ему картинки, которые мы сейчас соберем. (Дети собирают картинку о зиме.)

В благодарность за то, что мы помогли ему, он каждому из нас дарит свой портрет, который мы сможем нарисовать и раскрасить.

14. Итог занятия.

Давайте попрощаемся со снеговиком и вспомним, о чём мы говорили на занятии?

Что вам понравилось?



Организационная информация

Тема занятия

Работа логопеда

Баклыкова Татьяна Александровна, учитель-логопед

Образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Приволжский округ

Республика/край

Пермский край

Город/поселение

город Красновишерск

Методическая информация

Тип занятия

Занятие закрепления умений (итоговое занятие).

Задачи занятия

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: Обобщить знания детей по теме «Зима», уточнить признаки зимы, закрепить умение детей составлять описательный рассказ по план-схеме, образовывать притяжательные, относительные прилагательные;

Развивающие: Развивать активный словарь (глагольную лексику, обобщающие понятия), чувство рифмы, память, внимание, мышление детей;

Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, умение видеть красоту зимней природы.

Цель занятия

Совершенствовать умение у детей описывать зимнее время года через обобщение знаний о зиме.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология, технология обучения на основе опорных сигналов. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, худ.слово

Время реализации занятия

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия

Дети закрепят навык находить родственное слово, образовывать притяжательные, относительные прилагательные, составлять описательный рассказ по план-схеме; умение чувствовать рифму, использовать в речи глагольную лексику, обобщающие понятия. Актуализируют знания о животных, зимующих птицах, приобретут интегративные качества быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе. Овладеют необходимыми навыками и умениями по образовательным областям коммуникация и познание.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор, ПК, индивидуальные картинки

Дидактическое обеспечение занятия

Индивидуальные картинки, презентация с анимационными изображениями, картинками, фото, опорная схема-сигнал, план-схема для составления рассказов.

Список учебной и дополнительной литературы

Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство-пресс, 1999.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Послушайте внимательно и отгадайте, о чем мы будем сегодня говорить:

3, И, М, А. (Зима) Правильно, мы будем говорить о зиме (слайд 1).

Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) слайд 2

Подробное описание всех этапов занятия.

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

лайд 3, 4, 5, 6)

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне п адает на землю... (снег) (щелчок).

С неба все скользят пушинки - с еребристые... (снежинки) (щелчок).

На поселки, на лужок в се снижается... (снежок) (щелчок).

Вот веселье для ребят - в се сильнее... (снегопад) (щелчок).

Все бегут вперегонки, в се хотят играть в... (снежки) (щелчок).

Словно в белый пуховик н арядился... (снеговик) (щелчок).

Рядом снежная фигурка - э то девочка - ... (снегурка) (щелчок).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).

Какие слова вы добавляли? (Дети отвечают, после этого по щелчку показываются картинки на слайде 6, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).

На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег. (Слайд 7)

3.Игра «Подбери слово» (Слайд 7)

Подберите слова к слову «снег», какой снег? (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный...)

Скажите полным предложением: «Каким снегом покрыта земля?» (Земля покрыта белым (рассыпчатым) снегом. И т.д.) ,

«Каким снегом покрыты деревья?» (Деревья покрыты воздушным (легким) снегом. И т.д.)

«Какие деревья стоят зимой?» (Зимой стоят пушистые (белые) деревья. И т.д.)

4. Фнзминутка – провести 2 раза. (Слайд 8)

Выпал беленький снежок. Соберемся мы в кружок. (Дети становятся в круг.)

Снег, снег, белый снег. Засыпает он нас всех. ашут руками перед собой).

Не боимся мы пороши, л овим снег - хлопок в ладоши, («ловят») .

Руки в стороны, по швам - снега хватят нам и вам. (Разводят руки в стороны, опускают по швам, показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).

5. Беседа об одежде.

Игра «Скажи по-другому» (с мячом)

Игра «Что лишнее?» (слайд 10, 11)

- Что люди надели зимой? (шубы, шапки, варежки, валенки и т.п.)

Взрослый называет картинку (слайд 9) - Шуба из меха. (Ребенок, у которого мяч, отвечает - меховая шуба и передает мяч другому ребенку по кругу.) Шапка из шерсти – (шерстяная шапка). Варежки из пуха - (пуховые варежки). Сапоги из кожи – (кожаные сапоги). Пальто из драпа - (драповое пальто) и т.д.

Скажи полным предложением: «Что надевают люди зимой?» (Люди надевают зимой меховую шубу. Люди надевают зимой шерстяную шапку (драповое пальто, пуховые варежки, кожаные сапоги и т.д.)

Назовите картинки (меховая ш апка, берет, вязаная шапка, панама). Что это, одним словом? (головные уборы) Что здесь лишнее? (панама - щелчок). Почему панама лишняя? (Потому что панама – это летний головной убор)

Назовите картинки (Сапоги, валенки, ботинки, босоножки). Что это, одним словом? (обувь) Что здесь лишнее? (босоножки - щелчок). Почему? (Потому что босоножки носят летом)

6. Беседа о животных (слайд 12, 13)

Игра «Чей хвост? (слайд 14, индивид. картинки)

Какие животные живут в лесу зимой? (Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите? (Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь ……)

Чем занимается медведь зимой? (Спит) Кто еще спит? (Ответы детей). Одного из детей взрослый просит по слайду назвать изображения животных, которые спят зимой (слайд 13 - медведь, ёж, барсук).

Посмотрите на свою картинку и назовите, чей хвост: У зайца хвост – (заячий). У медведя хвост - ... У лисы... У волка... У белки...

Игра «Путешествие в лес»

(слайд 15)

Представьте, что мы очутились с вами в зимнем лесу. Давайте расскажем, что мы там увидели. За пеньком мы увидели, чьи уши? (заячьи уши). Между деревьями мелькнул ... (лисий хвост). На снегу мы заметили ... (волчьи следы). А на дереве отыскали ... (беличье дупло). Когда мы выходили из леса, то услышали ...(воронье карканье).

7. Беседа о птицах (слайд 16, 17).

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). Назовите птиц, появляющиеся на экране (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока)

- Когда синицы и снегири голодные, они шипят.

8. Занятия людей зимой. (слайд 18)

А чем занимаются люди зимой? (Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют: катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц)

9. Составление рассказа о зиме по план-схеме по цепочке (слайд 19)

Посмотрите на план-схему и составьте рассказ «Зима». (Послушать 2-3 рассказа в зависимости от оставшегося времени ).

10. Рефлексия деятельности на занятии

- Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Вам понравилось занятие? И т.п.

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

Дополнительная необходимая информация

- шаблон презентации

http :// images . yandex . ru – анимации, фото, картинки

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Используя медиапроектор для показа презентации на экране, большой и яркий демонстрационный материал, анимационные изображения, картинки создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

(В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения)

Обобщать и закреплять знания по теме;
- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.
- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов;
- Развивать связную речь, творческое воображение;
- Продолжать формировать умение выделять главное, скрытый смысл, делать умозаключения.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам,
- Учить проявлять его практически.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, серия сюжетных картин «Кормушка».

Предварительная работа: изучение лексических тем: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло.
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело.
Беседа о зиме:

Что такое зима?
- когда наступает она?
- какая зима?
- что вам нравится зимой?
- объяснить понятия: вьюга, куролесила, охапками.

2. Дети читают стихи, выученные заранее:

Всех сегодня удивила
И немного рассмешила,
Тихо-тихо к нам пришла,
Наша зимушка-зима!

Снег охапками бросала.
Окна всем разрисовала.
Куролесила до слёз,
Всюду стужа и мороз.

Все дворы запорошила
Детвору развеселила
Вот санки и снежки
Толстые снеговики!

Мерзнут бедные зверюшки,
И пернатые пичужки.
Заяц мчится от лисы.
Как дожить им до весны?

3. Компьютерная игра: «Кто, где зимует?», с использованием слайдов с изображением животных.

Логопед предлагает детям стать вокруг компьютера и помочь в рассказывании стихотворения, договаривая последние слова, на мониторе появляются соответствующие картинки животных. Последние две строчки картинками не животных, а их жилища. Затем на мониторе все жилища животных, а животные расположены внизу. Предлагается детям самим назвать, кто, где живет, перетаскивая мышкой животных в их жилище.

«Кто где живет?»

Медведь спит (в берлоге)
Воробей сидит (под крышей)
Лиса устроилась (в норе)
Жучка в теплой (конуре)
Белка спряталась (в дупле),
Ежик спит в сухой (траве).
В логове лежит (волчица),
Под кустом дрожит (зайчишка).

При необходимости давать подсказку. Повторяют еще раз, дети участвуют более активно.

4. Физ. минутка: « Про зиму»:

Вьюга злится, (руки перед собой, сжимать, разжимать кулачки)
Снег кружится, (волнообразные движения руками в стороны)
В конуре неважно спится. (дом руками над головой)
Даже смелый пес Трезор (пальчиками показать собаку, двумя руками)
Стал проситься в коридор. (средние пальчики открываются — закрываются)

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка», Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова: «Альбом сюжетных картинок по развитию речи».

Даны три картинки. Их объединяет сюжет: забота о птицах. Составляя рассказ по этим картинкам, кроме задачи по развитию речи детей, развитию творческого воображения, ставится воспитательная задача: формировать заботливое и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Первая картинка: Заснеженный сквер. На одном из деревьев висит кормушка, она занесена снегом. На ветках сидят снегири, синички, ворона.

Вторая картинка: В сквер пришли дети. Они решили помочь птицам. Одни сметают снег с кормушки, другие насыпают корм, развешивают ягоды и кусочки сала.

Третья картинка: Дети отошли в сторонку, к скамейке. Они наблюдают за птицами и улыбаются. На кормушке «птичий обед».

Вводная беседа:

Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимой птицы жмутся к жилью?
- Чем можно помочь нашим пернатым друзьям?

Выставляется сразу все три картинки. Детям предлагается рассмотреть их, разложить по порядку, а затем составить рассказ по каждой из картинок, по очереди. В ходе составления рассказа давать подсказки и помощь. Особо выделить описание зимней природы в начале рассказа. Можно опираться на личный опыт: а вы помните, когда проснулись утром, а на улице все белым-бело.

Когда рассказ будет составлен, предложить оценить поступок детей, подобрать слова, характеризующие детей, их действия. Затем дети озаглавливают каждую часть (картинку) рассказа, и рассказ в целом. Если дети хорошо справляются с заданиями, можно предложить озаглавить словами-действиями, словами-признаками. Например:

1. Снег. Засыпало. Помогите! Встревоженные, голодные.

2. Помощники. Выручают. Дружные.

3. Веселое щебетанье. Радуются. Веселые.

Подводится краткий итог составления рассказа. Выводы.

Игровая ситуация: Птицы просили помочь им, найти родственников зиме.

Вспомнить, что такое «родственные слова», подобрать такие слова к слову – зима: (зимушка, зимовать, перезимовать, зимовье, зимние, зимующие, и т. д.)

6. Итог занятия.

Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ детский сад №10
г. Апшеронск, Краснодарского края

Ольга Логинова
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»

Провела Логинова О. В.

Задачи :

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима » , «Зимние забавы »

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи :

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию , стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой , изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

1. Организационный момент.

.

3. Паьчиковая гимнастика : “Зима” .

4. Беседа о зиме.

Игра «Волшебный мячик» .

Игра «Доскажи словечко» .

6. Дыхательные упражнения.

7. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

8. Физминутка. «Зима » .

9. Загадки

1. Организационный момент.

(дети вместе с логопедом входят в группу )

Ребята, что необычное вы заметили в группе ?

(фотографии зимнего пейзажа , оформленные в виде фотовыставки)

Сегодня в нашей группе открылась фотовыставка. Я приглашаю вас посетить эту выставку.

Логопед . Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила»

О каком времен года эта загадка? (О зиме.)

Логопед : (И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме ,и давайте поиграем нашим язычком)

2. Артикуляционная гимнастика. (Общие артикуляционные упражнения) .

1. «Улыбка» , «Заборчик»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»

Если наши губки улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губки узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики» Ходит маятник в часах :

Влево - тик, а вправо – так.

Ты сумеешь сделать так :

Тик и так, тик и так?

5. «Качели»

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

6 .«Блинчик»

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

7. «Чистим зубки»

Мягкой щёткой с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые

3. Пальчиковая гимнастика : “Зима” .

Зимою холода. потирание ладошек друг о друга

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

Превратилась в лед вода. ритмичное соединение подушечек пальцев

Ды-ды-ды – сжимание и разжимание пальцев

В инеи кусты. перекрещивание ладоней с широкорасставленными пальцами

Метели замели, круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели, круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ди – сжимание и разжимание пальцев

Метели замели. круговые вращения рук, согнутых в локтях

4. Беседа о зиме. през-ция : «Окружающий мир зимой» .Слай 3

Какие времена года вы знаете?

Какое время года приходит за осенью?

Какое время года год начинает?

Какие зимние забавы вы знаете ?

Какая зимой погода? (холодная)

Что выпадает зимой? (снег)

Если зимой много снега, то зима какая ? (снежная)

Если зимой сильный мороз, то зима какая ? (морозная)

Если часто метет метель, то зима какая ? (метельная)

А если часто гуляет вьюга, то зима какая ? (вьюжная)

Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то зима какая ? (студеная)

Какое время года следует за зимой?

Какие признаки зимы вы знаете?

Что отличает зиму от других времён года?-

Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы говорили. А поможет нам в этом наша волшебная палочка.

*- Игра «Волшебный мячик» .

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть. Нужно всем нам в круг вставать.

(дети по кругу передают «волшебную палочку» , называя по одному признаку).

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша) .

*-Игра «Доскажи словечко» .

Логопед : Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Зимушка : Давайте поиграем со словом «снег» .

(Зимушка читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег» ).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.) »

Логопед : Как много родственников у слова «снег» . Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

7. Дыхательные упражнения.

Логопед : Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

Зимушка : «Подул зимний ветерок , полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки) . А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают : Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

6. Составление предложений по опорным словам и картинкам.

а).- Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима . (Теперь вы придумайте свои предложения) .

9. Физминутка. «Зима » .

Наконец пришла зима , (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

8. Загадки

Логопед : Зима морозная пора , но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям . Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах , а вы их отгадайте.

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые :

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки, логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

8. Итог. Логопед : Вот подходит к концу наше занятие . Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?

Что у каждого из вас получилось лучше всего?