Конспект занятия "счет в пределах десяти". Конспект занятия "счет в пределах десяти" Работа с демонстрационным материалом

Конспект занятия по математике в ДОУ «Интересная математика». Старшая группа

Ковтун Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок» с. Ижевское, Рязанская область.
Описание материала: Данный конспект может пригодится воспитателям ДОУ, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Задания, представленные в конспекте, игровые и доступные для детей 5-6 лет.

Цель: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений.
Задачи: 1. Упражнять детей в порядковом счёте, в сравнении групп предметов в пределах 10, в отсчёте предметов в соответствии с цифрами от 1 до 10.
2. Продолжать учить детей делить предметы на 2 равные части, отражать в речи действие и результат деления: разделим пополам, получим две равные части (уточнить, что половиной называют одну из равных частей целого).
3. Закрепить умение находить предметы указанных размерных соотношений (длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше), развивать интерес к математике.
Демонстрационный материал: 4 карточки с рисунками предметов в количестве от 6 до 10; прямоугольник из бумаги, 2 узкие ленты длиной 20 см каждая, ножницы; карточки с цифрами от1 до10; мяч; на подсобном столе предметы разных размеров, расположенные вперемешку (полоски цветного картона, карандаши цветные, объёмные пластмассовые фигуры).
Раздаточный материал: подносы с геометрическими фигурами из пластмассы (круги, квадраты, треугольники).

Ход занятия:

(Дети сидят за столами)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и узнаете, какое занятие нас ждёт:
Чтоб водить корабли, (В. Шефнер)
Чтоб в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом нам нужна,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука …(математика)

1. Игра «Кто быстрее назовёт»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Он берёт карточки: в левую руку с изображениями 6 предметов, в правую 7 предметов. Первую держит обратной стороной к детям, а вторую лицевой и спрашивает: «Сколько предметов нарисовано на карточке, которая у меня в левой руке, если на ней на один предмет меньше, чем на карточке в правой руке?» (6 предметов)
(воспитатель берёт другие карточки, игра повторяется несколько раз).
2. Деление предметов на две равные части.
Воспитатель спрашивает у детей: «Как разделить бумажный прямоугольник на две равные части?» (надо сложить прямоугольник пополам и разрезать посередине). Кого-либо из детей просит это сделать. Когда ребёнок выполнит задание, педагог выясняет, что сделано, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Только пользуясь приложением, ребёнок устанавливает равенство частей.
Воспитатель показывает детям ленту и говорит: «Я разделю ленту на 2 части (делит на две неравные части). Можно ли такие части назвать половинами? Почему?» (Эти части неравные, поэтому их нельзя назвать половинами. Одну из двух частей мы называем половиной лишь тогда, когда обе части равны).
Кому-либо из детей педагог предлагает разделить вторую ленту на две равные части (ребёнок делит). Воспитатель спрашивает: «Можно ли каждую из этих частей назвать половиной? (да) Сколько половин в целом предмете?» (2 половины)
3. Игра «Продолжи счёт»
Воспитатель бросает мяч детям поочерёдно, называя любое число о 1 до 10. Ребёнок, поймавший мяч, должен продолжить счёт (прямой или обратный по заданию педагога).
4. Физкультминутка.
Мы устали, засиделись, (Одна рука вверх, другая вниз)
Нам размяться захотелось. (Переменные махи руками)
То на стену посмотрели, (Повороты корпуса)
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, (Повороты корпуса)
А потом наоборот.
Приседания начинаем, (Приседания)
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседай! Не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся).

5. Игра «Назови скорей»
Воспитатель загадывает детям загадку:
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний. (дни недели)
И задаёт вопросы типа: «Назовите день недели после среды, назовите день недели между четвергом и субботой, какие дни недели считаются выходными?»
6. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель поочерёдно показывает детям карточки с цифрами в пределах 10 и предлагает отложить соответствующее число кружков, квадратов или треугольников на столе.
7. Сравнение предметов.
Воспитатель вызывает сразу троих детей и предлагает им: «Найдите два предмета, про которые можно сказать, что один из них длиннее (короче, шире уже, толще, тоньше) другого» (дети выполняют задание и объясняют свой выбор).
8. Подведение итогов.
Воспитатель: Понравилось ли вам сегодня заниматься? Какое задание оказалось лёгким? Трудным?
Ну, а теперь можно отдохнуть и заняться своими делами!

«Количество и счет в пределах 10»

(старшая группа)

Цели:

*Закрепить навыки счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

*формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10);

*закрепить последовательность дней недели и навыки порядкового счета;

*совершенствовать умение сравнивать количество при помощи знаков неравенства;

*закреплять умение составлять геометрические фигуры на плоскости;

*развивать логическое мышление, память, внимание;

*воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту,

чувство сопереживание умение слушать и выполнять поставленную задачу.

Материал:

Мяч, счетные палочки, числа от 1 до 10, прописи, простые карандаши.

Ход занятия

(Дети стоят полукругом)

Дети, сегодня к нам в гости пришли числа, но по дороге они все перепутались и теперь не могут найти свое место. Как мы можем им помочь? (Надо расставить числа друг за другом и посчитать их). Правильно.

(Дети по одному выходят, берут число называют его и ставят на свое место).

Давайте проверим правильно ли вы расставили числа. Один начинает считать другой продолжает.

(Проводится упражнение «Считай дальше»)

Сколько всего чисел пришло к нам в гости? (Десять). Дима, посчитай пожалуйста числа с лева на право. Молодец. Маша, посчитай пожалуйста числа с право на лево. Молодец. Как называется счет с лево на право? (Прямой счет) , а с право на лево? (Обратный счет).

Назовите какое число мы поставим между числами 4 и 6 (пять), 5 и7 (шесть),

2 и 4 (три), 3 и 5 (четыре). Молодцы!

Назовите число, которое больше числа 7 на 1 (восемь) , числа 4 на1 (пять) , числа 5 на 1 (шесть). Хорошо!

Сейчас я предлагаю вам встать в круг и поиграть в игры «Дни недели», «Который по счету?»

(Дети встают в круг воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечая бросает мяч воспитателю, если ребенок затрудняется ответить воспитатель просит о помощи другого ребенка, бросая ему мяч)

Сколько дней в недели? (Семь дней)

Назовите их (дети по очереди называют дни недели передавая мяч друг другу)

Сколько из них рабочих дней? (Пять дней)

Назовите их (дети называют рабочие дни недели передавая мяч друг другу)

Сколько выходных дней? (Два дня)

Назовите их (дети называют, передавая мяч друг другу)

Который по счету понедельник и почему? (Первый, потому что он стоит на первом

месте)

Который по счету вторник и почему? И т. д. (Второй, потому что он стоит на

втором месте).

А сейчас пройдите пожалуйста за столы.

(Дети садятся за столы)

Какие знаки неравенства вы знаете? («Больше», «меньше», «равно») . Когда мы ставим знак «равно»? (Знак «равно» ставим тогда, когда количество предметов или чисел равное) . Когда мы ставим знак «больше» (Когда одно количество больше чем другое). Когда мы ставим знак «меньше»? (Когда одно количество меньше другого). Перед вами в прописях столбики с числами, ваша задача состоит в том, что вы должны поставить между числами знаки неравенства «больше», «меньше» или «равно».

(Дети выполняют задания самостоятельно воспитатель индивидуально подходит к каждому ребенку по необходимости помогает, поправляет, хвалит). Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием.

Прописи и карандаши уберите на край стола. Предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись», играть будем с счетными палочками. Слушаем задание:

Выложите из палочек треугольник. Сколько вам понадобилось палочек и почему? (Три палочки, потому, что у треугольника три стороны). Правильно.

Выложите квадрат. Сколько вам понадобилось палочек и почему? (Четыре палочки, потому что у квадрата четыре стороны, и они одинаковые). Правильно, у квадрата все стороны равны.

Сколько нужно добавить палочек, чтобы получился прямоугольник и почему? (Две палочки, у прямоугольника две стороны длинные, две короткие) . Молодцы! На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо!

Программное содержание

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже... самый низкий (и наоборот).

Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Мяч, картинки с изображением дятла и зайца, молоточек, ширма, елочка, изображения «следов» по количеству предусмотренных шагов, сундучок.

Раздаточный материал. Елочки разной высоты (по 8 штук для каждого ребенка), карточки с изображением разных геометрических фигур (по количеству детей), карточки, на которых изображено от 1 до 10 кругов, цветные карандаши.

Методические указания

Игровая ситуация «В лесу».

Воспитатель предлагает детям отправиться в лес. Предупреждает, что на пути им могут встретиться разные препятствия. Для того чтобы их преодолеть, надо уметь: считать, определять форму предметов, их высоту, идти в нужном направлении.

I часть . Игровое упражнение «Считай дальше»

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и объясняет правила игры: нужно назвать любое число (до 9) и передать мяч соседу, который называет число следующее за названным числом (7... 8 и т.д.).

II часть. Игровое упражнение «Звуки леса».

На столах у детей лежат карточки, на которых нарисовано от 1 до 10 кругов.

Воспитатель показывает детям картинку с изображением дятла, сидящего на дереве (дети называют птицу и рассказывают, какую пользу она приносит). Затем предлагает закрыть глаза и определить, сколько раз дятел постучал по дереву (воспитатель стучит по дощечке за ширмой). Дети открывают глаза, показывают карточку с определенным количеством кругов и объясняют свой выбор (например: «Я выбрал карточку, где семь кругов, потому что дятел постучал по дереву семь раз»).

Воспитатель выясняет у детей, кто еще может стучать в лесу, и показывает картинку с изображением зайца, который стучит лапками по пеньку.

III часть. Игровое упражнение «Расставь елочки в ряд».

Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов по порядку. После выполнения задания рассказывают о последовательности расположения елочек по высоте. Затем воспитатель может предложить детям расставить елочки в возрастающем порядке.

IV часть. Игровое упражнение «Идем по следам».

Воспитатель раскладывает на полу листы, на которых нарисованы следы. В конце пути он ставит елочку. Затем вместе с детьми выбирает ведущего, который выполняет указания воспитателя и находит елочку. Дети вслух поясняют направления движения ведущего (4 шага вперед, 3 шага налево и т.д.). Под елочкой ведущий находит сундучок с сюрпризом.

V часть. Игровое упражнение «Украшение для елочки».

Дети достают из сундучка карточки, на которых изображены геометрические фигуры.

Воспитатель предлагает назвать фигуру и дорисовать ее так, чтобы получилось украшение для елочки.

Дети рассматривают рисунки и рассказывают, что они нарисовали.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старше-подготовительной группе «Счет в пределах 10».
Воспитатель: Пухова С.Н.
Цель:
Закреплять называть слово, противоположное предложенному по смыслу (математические противоположности).
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, закрепить умения детей ориентироваться на листе бумаге (верхний правый угол, середина листа, нижний левый угол и т.д). Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, знать «соседей» заданного числа. Учить работать по заданной схеме.
Задачи:
Образовательные задачи: Учить считать в пределах десяти (прямой, обратный счёт), «соседей заданных цифр. Называть геометрические фигуры, их цвет.
Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать.
Развивающие: создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Речевые: Учить произносить слова физ. минутки внятно. Давать полный ответ на вопрос воспитателя.
Материал: мяч, карточки с изображением геометрических фигур, геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник); карточка с цифрами от 1 до 10, фишки; счетные палочки, схема лодки.
Ход занятия: вводная часть.
Воспитатель: Ребята, какая у нас сегодня погода? (ответ)
- Есть ли на небе солнышко? (ответ)
- Давайте сделаем в группе свое солнышко, представим, что наши руки – это лучики, посчитаем их (дети поочередно выставляют руки вперед, продолжая устный счет).
- Сколько лучиков у солнца получилось? (ответ).
1. Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот», я бросаю вам мяч, называю слово, а вы бросаете мяч обратно и называете противоположное по смыслу:
короткий; большой – маленький; высокий – низкий; широкий – узкий; толстый – худой; далеко – близко; вверху – внизу; слева – справа; вперед – назад; один – много; снаружи – внутри; легкий – тяжелый; сильный - слабый; быстро - медленно.
2. Ориентировка на листе бумаги.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, спрашивает как называется и какого она цвета.
- Ребята, теперь проверим, умеете ли вы ориентироваться на листе бумаги:
- в правом нижнем углу расположите – желтый квадрат;
- в левом верхнем углу расположите - треугольник красного цвета и т.д
Затем уточняет у детей по выбору, какая геометрическая фигура и где расположена.
Физкультминутка.
В понедельник – я купался (машут руками)
А во вторник – рисовал (руками вверх-вниз)
В среду – долго умывался (моют лицо)
А четверг – в футбол играл (пинают мяч)
В пятницу – я прыгал, бегал,
Долго, долго танцевал (кружатся)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (хлопают)
3. Работа с цифрами.
Карточка с цифрами от 1 до 10.
- Какой счет называется порядковым? Посчитайте.
- Какой счет называется обратным? Посчитайте.
- А теперь проверим знаете ли вы соседей заданного числа:
- положите красный круг на цифру 3 и скажите, какие цифры ее соседи? И т.д.
- Какая цифра находится между цифрами 6 и 8, 5 и 6, 8 и 10.

4. Покажи цифру сосчитав предметы.
Воспитатель показывает карточку с определенным количеством предметов, дети поднимают соответствующую цифру.
- почему ты поднял карточку с цифрой 6? (потому, что на картинке изображено 6 яблок) и т.д

5. Выложи по схеме «Построй корабль»
- из какие геометрических фигур состоит лодка?
Итог занятия.

bђЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 315

Конспект НОД "Приключение Колобка" методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Методическая разработка включает в себя разнообразные игровые задания, увлекательный сюжет, разнообразные методы и приемы, которые помогут закрепить элементарные математические представления, сформировать устойчивый интерес к знаниям.
Данный конспект адресован воспитателям, работающим по основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморова,М.А. Васильевой

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада «Приключение колобка»

Обобщить знания по формированию элементарных математических представлений.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10;
- Закреплять последовательно называть дни недели, времена года;
- Закрепить название математических знаков;
- Закрепить понятие лево, право;
Развивающие задачи:
- Развивать определять геометрические фигуры на ощупь;
- Развивать внимание, память, мышление интерес к занятию;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Предварительная работа с детьми:
Решение логических задач, счет в пределах 10.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Приготовить макет домика, квадраты на каждого ребенка, подбор математических задач, рыбки, цветы, игрушки (медведь, лиса, заяц, колобок), макет окон в форме геометрических фигур (треугольник, квадрат, овал, прямоугольник), конфеты.
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
Магнитофон, металлофон, магнитная доска.
Демонстрационный материал: домик, цифры, карточки с математическими знаками, 10 рыбок разного цвета, дорожки разной ширины и длины.
Раздаточный материал: квадраты двух цветов одного размера.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях:
Воспитывать выдержку у Левы Г.
Закрепить знание порядкового счета в пределах 10 у Милы Щ.
Закрепить знания дней недели у Дениса Я.
Структура занятия:
Вводная часть:

Игровая ситуация: приключения Колобка.
Основная часть:
Закрепление пройденного материала
Заключительная часть:
Итог. Рефлексия.

Ход занятия:

Орг. момент:
Воспитатель: Ребята послушайте кто-то стучится!
(Появляется Колобок)
- Ребята, Колобок просит нас помочь ему добраться до друга, который живет в лесу. На пути он боится встретить лису, медведя, зайца которые могут его съесть. Давайте поможем Колобку. (на полу расположены 3 дорожки разной длины и ширины)
Воспитатель предлагает пойти с начало по самой длинной и широкой дорожке, затем по самой узкой. (Дети выполняют задания)
(Появляется Заяц)
Заяц:
Воспитатель: Не ешь его мы любое твое желание выполним (дети определяют на ощупь геометрические фигуры)
Воспитатель: Молодцы, ребята пойдем дальше.
(Появляется медведь)
Медведь: Колобок, колобок я тебя съем!
Воспитатель: Не ешь его мы любое твое желание выполним.
Медведь: Помогите мне узнать какое сейчас время года? А то я все перепутал. Не знаю когда мне отправляться в спячку, а когда просыпаться. (Дети выполняют задание)
Медведь: Спасибо ребята, не буду есть Колобка. Идите куда хотели.
(Появляется Лиса)
Лиса: Колобок куда путь держишь?
Колобок: Иду в гости к другу.
Лиса: Я тебя съем!
Воспитатель: Лиса не ешь Колобка мы любое твое желание исполним. (Дети выполняют первое задание для Лисы)
«Игра рыба рыбак»(дети должны поймать 7 рыбок
(Дети выполняют второе задание для Лисы)
Дарят коробку с конфетами (отсчитывают 10 шт)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Вот мы и пришли к другу Колобка.(на доске расположен макет домика) Ребята, а домик не открывается потому что на нем висят замочки. (на домике висят замочки похожие на геометрические фигуры)
Воспитатель: Домик откроется если мы выполним задание. Нужно постучать по металлофону столько раз сколько обозначает цифра на замке.
(Появляется друг Колобка Ушаня)
Воспитатель: Ребята, Ушаня очень любит математику и приготовила для нас задание. (В коробке находятся математические знаки)
Воспитатель предлагает детям выполнить несложные задачи:
5 3(<,>,=); 2 4=6 (+,-); 10 10 (<,>,=); 8 10 (<,>,=); 5 2=3 (=,-)
Колобок: А я тебе тоже приготовил подарок, реши мои задачки.
Воспитатель: предлагает детям помочь решить задачки:

1. 6 веселых поросят
У крыльца в ряд стоят!
Тут один улегся спать –
Поросят осталось… (5)
2. 6 щенят
Плюс мама-Лайка
Сколько будет
Посчитай-ка?
3. 2 щенка баловника
Бегают резвятся
К шалунишкам 3 дружка
С громким лаем мчатся
Вместе будет веселей
Сколько же всего друзей?

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Ребята, мы каждый день ходим в садик и у нас много интересных дел. Интересно чем же Ушаня занимается целую неделю?
Ушаня: В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала
В среду я пекла калач
Весь четверг искала мяч
Чашки в пятницу помыла
А в субботу торт купила
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье!
Воспитатель : Спрашивает у детей в какой день недели Ушаня стирала, подметала, пекла калач, искала мяч, купила торт (дети повторяют дни недели)
Воспитатель : Ребята, посмотрите на столе у вас лежат геометрические фигуры как они называются? (Дети отвечают на вопрос)
Воспитатель: Ребята, нужно квадрат сложить так, чтобы получился прямоугольник.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель : А теперь нужно квадрат сложить так, чтобы получился треугольник. (Практическое выполнение детьми данного задания)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень сообразительные.
Воспитатель: Ребята, мы пришли в гости а про подарок забыли давайте спросим у Ушани что она любит больше всего.
Ушаня: Я люблю играть в игру «Щекотки» (дети щекочут левую ладошку, правое ушко, правую ножку, левую щечку)
Воспитатель: Молодцы ребята, повеселились мы в гостях нам пора возвращаться к себе.
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось? Как вы думаете мы хорошо справились с заданиями? Что у нас получилось, а что нет? (воспитатель выслушивает высказывания детей).
Воспитатель: Мне очень понравилось как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось выполнить все задания.