Организация научно проектной деятельности магистрантов в вузе. В

Успешное развитие любой науки и внедрение ее результатов в производство зависит, прежде всего, от знаний, умений, моральных качеств специалистов выпускаемых вузами.

Поэтому научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности последние достижения научно-технического и культурного прогресса .

Научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели:

Расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

Проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;

Выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;

Привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;

Широко внедрять новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;

Формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два элемента: 1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; 2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки магистрантов.

Основные задачи научной работы студентов:

а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора;

б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно- исследовательской работы;

в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в юридической деятельности.

Наряду со многими задачами высшей школы на современном этапе её развития по профессиональной подготовке студентов одной из ведущих является задача развития научно-исследовательской работы студентов (НИРС) как наиболее эффективной формы подготовки высококвалифицированных специалистов.

НИРС способствует развитию научного кругозора, индивидуальных способностей, исследовательских навыков, научной интуиции, творческого подхода к восприятию знаний для реализации их в практике своей будущей работы, что является основной целью научно-исследовательской работы студентов.

В настоящее время НИРС вуза представляет собой комплексную, целенаправленную и методическую обоснованную систему. Существующие формы в системе НИРС дают возможность каждому студенту освоить за период обучения в вузе комплекс различных видов творческой деятельности, который позволит будущим специалистам вносить в свою работу элемент научного подхода, вырабатывает стремление постоянного пополнения и совершенствования знаний для улучшения профессиональной деятельности .

Перед научно-исследовательской работой студентов специальности «Физкультура и спорт» стоят следующие основные задачи:

Углубленное и творческое освоение учебного материала;

Привитие навыков самостоятельного проведения научных исследований;

Выработка творческого подхода к решению стоящих перед исследованием научных и технических задач;

Обучение навыкам работы в научных коллективах;

Содействие успешному решению актуальных проблем физической культуры и спорта;

Практическое применение полученных знаний;

Привлечение студентов к решению научных проблем, имеющих непосредственный выход в практику физкультурного движения;

Воспитание в стенах вуза резервных ученых, преподавателей и др.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах института. Научная работа студентов включается в общий план работы кафедры и вуза. Opганизуется она в различных формах по двум направлениям:

    Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), включаемая в учебном процессе;

    Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), выполняемая во внеучебное время.

Основная цель НИРС в учебном процессе заключается в практическом закреплении теоретических знаний студентов, формировании у них творческого мышления и познавательной активности, приобретении навыков самостоятельного проведения научных исследований, экспериментов и так далее. НИРС предусматривает: выполнение различных заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ, которые содержат элементы научных исследований; заданий научно-исследовательского характера во время педагогической, организационно-тренерской практики, изучения курса «Основы НИР в избранной специализации», включающего изучение теоретических основ методики постановки организации и выполнения научных исследований, научного эксперимента, обработки полученных научных данных; участие в научных и исследовательских семинарах, конференциях кафедр.

УИРС охватывает всех студентов, привлекая их к научно-исследовательской работе, и является обязательной.

УИРС существенно ускоряет привлечение всех студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляет переход от усвоения умений и навыков научно-исследовательской работы на младшекурсах к непосредственному проведению настоящих научных экспериментов и исследований студентами старших курсов.

За время учебы в институте студенты проходят несколько этапов творческой подготовки. На первом начальном этапе на I и II курсах идет приобретение умений и навыков НИР, предусмотренной учебным планом. Здесь осуществляется общенаучная подготовка: введение в процессе обучения элементов исследования при выполнении практических и лабораторных работ, написание рефератов при подготовке к семинарским занятиям. Например, составление рефератов научной литературы учит анализировать, оценивать и выделять главное в изучаемой литературе; семинарские занятия эффективно способствуют повышению научной эрудиции студента; участвуя в них, студенты учатся дискутировать, аргументировано защищать свои взгляды, вырабатывают умения выбирать проблемную научную тематику, ориентироваться в специальной научной литературе.

Кафедры организуют и проводят для студентов младших курсов различные мероприятия по ознакомлению их со спецификой их работы, кафедральные научно-студенческие конференции, олимпиады, знакомят со своим коллективом, устраивая встречи с ведущими преподавателями – доцентами, профессорами. Это вызывает творческий интерес к дальнейшему ведению научно-исследовательской работы

На следующем этапе - научная работа студентов старших курсов (3 и 4) завершает формирование студентов-исследователей. Здесь большую роль в успехе НИРС играет личная заинтересованность.

В вузax учебными планами в обязательном порядке предусмотрено изучение дисциплин, где студенты знакомятся с методами исследований и актуальными проблемами физической культуры и спорта.

Одной из особых форм организации студенческой научной деятельности в учебном процессе является курсовая и дипломная работы, при выполнении которых происходит значительная активизация деятельности студентов.

Курсовая работа - научное исследование, в котором осуществляется переход от простых методов исследования к более сложным. Это основа для дальнейшего углубленного исследования, которое может преобразоваться в дипломную работу.

Дипломная работа - самостоятельная научная разработка, включающаявсе знания, полученные в процессе работы студентов в различных формах научно-исследовательской работы. Она является самостоятельным исследованием.

Главная цель этих работ заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду спорта, а также в получении представления об основных методах и методиках исследования. В процессе подготовки курсовой и дипломной работ студенты обязаны овладеть следующими навыками и умениями проведения научного исследования: самостоятельно ставить задачи исследования, анализировать литературные источники, методически верно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования, математической статистики при обработке результатов исследования и получения достоверных результатов, самостоятельно анализировать полученные результаты исследования, обобщать их и формулировать выводы, делать практические рекомендации.

Дипломная работа студента, также как и курсовая, отражает уровень приобретенных на занятиях в институте знаний, умений, навыков. В этих работах проявляются индивидуальные способности и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Они могут быть как индивидуального, так и коллективного характера.

Тематика названных работ связана, как правило, с основными научными направлениями кафедры. Участие студентов в кафедральных научных исследованиях является одной из наиболее эффективных традиционных форм УИРС.

Руководство всеми научно-исследовательскими работами в вузах осуществляет профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр. Могут привлекаться также преподаватели с кафедр теоретического и медико-биологического циклов. Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогического состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работы.

В отдельных случаях, когда курсовые и дипломные работы выполняются в содружестве с кафедрами теоретического и медико-биологического циклов советом факультета утверждаются два руководителя. Такое сотрудничество укрепляет межкафедральные, межфакультетские научные связи. Это создает условия для постоянного взаимодействия и взаимообогащения различных наук и специальностей, обуславливает глубину и фундаментальность научных изысканий, создает творческую атмосферу.

Характерной особенностью системы НИРС, является органическое единство форм научно-исследовательской работы студентов (учебных и внеучебных) в период обучения в вузе.

Помимо НИРС в учебном процессе развиваются и совершенствуются внеучебные формы научной работы, позволяющей не ограничиваться только учебными задачами, а расширять активные рамки активной деятельности студентов.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческих научных кружках (СНК), студенческом научном обществе (СНО), бюро переводов, реферативном или студенческом библиографическом бюро, участия в выполнении работ по хоздоговорной тематике и работах по договорам о творческом содружестве, осуществляемых кафедрами, участия в научной работе по индивидуальным планам профессорско-преподавательского состава института, лекторской и пропагандистской работе по распространению знаний, достижений в области спортивной науки, подготовке сборников научных работ студентов, учебы на исследовательском факультете.

Так осуществляется вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, позволяющую объединять студенческое научное творчество и основные направления научных исследований в институте, на кафедре.

НИРС, проводимая во внеучебное время - наиболее важный этап формирования творческих всесторонне развитых специалистов.

Основной формой организации такой работы, решающей определенные образовательно-воспитательные задачи, является кружковая работа на кафедрах

Студенческие научные кружки (СНК) решают важнейшие задачи творческого становления студентов: способствуют освоению ими методов и методик научно-исследовательской работы, проводимой самостоятельно, развитию познавательных наклонностей студентов; осуществляют практическую подготовку студентов к самостоятельной работе со специальной литературой; создают условия приобретения и закрепления умений и навыков проведения экспериментальной части разрабатываемой проблемы и углубления теоретических знаний; способствуют отбору наиболее способных, инициативных, склонных к научно-исследовательской деятельности студентов, из которых формируется в последующем магистратура вуза.

Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий. К ним относятсястуденческие научные конференции, республиканская научная конференция студентов, конкурсы научных работ студентов, конкурсы на лучший СНК, предметные олимпиады студентов института, различные смотры-конкурсы, на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов педагогических практик на различных уровнях (кафедральные, университетские, межреспубликанские, отраслевые), выставки, республиканский конкурс на лучшую научно-студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, различные научно-методические и другие массовые мероприятия, порядок проведения которых определяется соответствующими положениями.

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе и организации НИРС, награждаются грамотами, почетными дипломами активистов НИРС и могут по положениютакже премироваться денежными премиями, иногородними экскурсиями и др.

Тем студентам, которые успешно сочетают учебу по программе вуза и ведение НИР, могут быть рекомендованы для представления на именные стипендии. Проявившим большие способности к НИР и достигшим определенных успехов дается рекомендация для поступления в магистратуру. При этом они могут представить научно-исследовательские работы, отмеченные дипломами, медалями на республиканских конкурсах. Такие поощрения стимулируют морально и материально, что способствует активизации НИРС в вузах страны.

Анализ работы НИРС в вузах показал, что на развитие студенческой науки влияют следующие факторы: наличие высококвалифицированного научно-педагогического состава, который активно ведет научные исследования и руководит НИРС, уровень и объем, проводимых кафедрами и другими подразделениями исследований; поддержание научных связей с командами по виду спорта, с ДЮСШ, то есть с другими спортивными и научными организациями и учреждениями, с выходом на практику физкультурного движения.

НИРС в любой форме (учебно-исследовательская или научно-исследовательская) составляет основу профессиональной подготовки будущего преподавателя-тренера по виду спорта.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в настоящее время представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов. Научно-исследовательская работа отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике физической культуры и спорта последних достижений научно-технического прогресса .

В отечественной высшей школе исследовательская работа студентов всегда была важной составляющей профессиональной подготовки. И для современного магистерского образования в вузах особенно актуальным является вопрос организации научно-исследовательской работы. Эта форма работы магистрантов является важнейшим фактором повышения рейтинга университета. Можно выделить несколько видов научно-исследовательской работы магистрантов в современном российском вузе.

Научно-исследовательская работа (НИРС) магистрантов, которая встраивается в учебный процесс . Важнейшей задачей НИРС этого вида является активизация процесса обучения, а непосредственное участие в нем самих магистрантов служит показателем их научной активности. Такой вид учебной работы включает: изучение литературы, подготовку научных рефератов, участие в предметных олимпиадах, конкурсах.

Научные исследования, которые дополняют учебный процесс. Основная задача НИРС такого вида - выход за рамки программы и индивидуализация процесса обучения, обеспечение непрерывности по оси «магистратура-аспирантура». Этот вид научно-исследовательской работы реализуется посредством выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация), тематика которых соответствует направлению научно-исследовательских программ кафедр, а также участием магистратов в научных семинарах, конференциях, научных лабораториях.

Научные исследования, которые проводятся параллельно учебному процессу. Основная задача участия магистрантов в таких исследованиях – их научная профессионализация под руководством высококвалифицированных преподавателей и научных сотрудников, т.е. специализация и подготовка к научной деятельности в конкретной области, выбор научного руководителя. Содержание работы магистрантов - участие в инициативных и плановых научных исследованиях, выполняемых по госбюджетным и хозяйственным договорам, различного рода грантам и т.п.

Таким образом, научно-исследовательская работа магистрантов, как и студентов, представляет собой синтез учебной исследовательской работы и внеучебной научно-исследовательской работы, а также научно-организационной работы магистрантов, связанной с обогащением опыта и стимулированием развития научной деятельности.

Учебная исследовательская работа магистрантов позволяет сделать обучение процессом активного познания, развивать творческое мышление студентов, помогает приобретению магистрантами исследовательских умений. Ее цель – развитие умений работать с учебной, научной, справочной литературой по выбранной теме исследования; обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала.


Научно-исследовательская работа магистрантов должна создавать условия для реализации исследовательских умений; развивать инициативу, научную интуицию, самостоятельность; обеспечивать возможность освоения магистрантами различных видов творческой деятельности, воспитывать умения работать в коллективе. Ее цель – развитие творческой активности магистранта через овладение им комплекса исследовательских знаний, умений, навыков. Учебная исследовательская и научно-исследовательская работа магистрантов составляют единое целое, но различаются степенью самостоятельности магистранта при выполнении исследования.

Основным принципом организации системы научно-исследовательской работы магистрантов в вузе является обеспечение ее комплексности. Это предполагает последовательность и всесторонность усвоения и использования логики, методов и технологии выполнения научных исследований и реализации их результатов, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения, логичность усложнения методов, видов и форм научного творчества, к участию в которых привлекаются магистранты.

Практический опыт реализации магистерских программ по направлению «Педагогика» выявил ряд проблем:

Каким образом организовать научно-исследовательскую работу магистранта в семестре?

НИРС в магистратуре – это, прежде всего, система, нацеленная на реализацию трех взаимосвязанных аспектов: 1) обучение студентов-магистрантов элементам творчества и привития ими навыков исследовательского труда; 2) собственно научных исследований студентов, которые в настоящее время имеют конкретные результаты;
3) воспитание высокопрофессиональной и творчески активной личности будущего специалиста и ученого.

Студенты магистратуры должны знать, что их научно-исследовательская работа является продолжением и углублением учебного процесса и органично включена в процесс подготовки будущего магистра. Целью НИРС в магистратуре является обучение студентов методам ведения научных исследований, самостоятельной организации научно-исследовательской работы, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступления перед студенческой аудиторией, самостоятельного оформления полученных результатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или научно-исследовательской работы.

Студенты-магистранты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе научного руководителя - профессора, доценты. Тему научно-исследовательской работы обычно предлагает научный руководитель. Чаще всего - это научное направление, которое уже ведется в научной школе или лаборатории научного руководителя, на факультете института. Иногда магистрант приходит со своей научной идеей. Если она лежит в русле магистерского направления подготовки или основных научных направлений Института (факультета), то она также может вылиться в тему научного исследования. Очень часто научная работа, осуществляемая студентами-магистрантами, перерастает в их кандидатскую диссертацию.

Для сравнения рассмотрим магистерское образование Франции. С 2002 года магистерское образование во Франции реализуется в двух равнозначных направлениях: исследовательском и профессиональном. В начале обучения студент магистратуры должен выбрать либо профессиональное , либо исследовательское направление в магистерском образовании, при этом за ним сохраняется право изменить направление своей подготовки в ходе обучения. Исследовательская магистерская степень позволит выпускнику поступить напрямую в докторантуру, однако и у выпускника с профессиональной магистерской степенью также остается возможность поступить в докторантуру. В магистратуре кроме развития компетенций в специальной профессиональной области, развиваются компетенции исследователя в избранной сфере деятельности.

В магистратуре французских вузов, как и российских, особое внимание уделяется обучению методам исследования, написанию диссертационной работы. Французские магистранты выполняют различные исследовательские работы, которые отличаются по уровню сложности, объёму и содержанию. Можно выделить три вида таких исследований: учебное исследование на первом курсе магистратуры, научное исследование, профессиональное исследование на втором курсе магистратуры для исследовательского и профессионального направления.

Образовательные программы российской и французской магистратур по направлению «Педагогика» (в России) и «Науки об образовании» (во Франции) включают по два основных компонента - образовательный и исследовательский .

Структура организации магистратур исследовательского направления «Науки об образовании» во Франции является общей для всех аналогичных магистратур и включает четыре модуля:

1) модуль теоретических знаний по методологии исследования;

2) модуль специальных дисциплин;

3) модуль курсов по выбору студентов;

4) модуль подготовки магистерской диссертации.

Наблюдается тенденция организации межвузовской подготовки магистрантов во Франции: один модуль может изучаться в одном университете Франции, другой модуль – в другом университете или в исследовательском центре.

Со второго года обучения французские магистранты в исследовательском направлении магистратуры присоединяются к определенной докторской школе при кафедре «Науки об образовании». В их обязанности входит присутствие на междисциплинарных семинарах и участие во всех образовательных мероприятиях докторской школы.

Особенностью французской магистратуры исследовательского направления является то, что на второй год обучения могут поступить не все студенты первого курса, а лишь те, кто успешно защитит исследовательскую работу первого курса и «досье» которых (в этом досье отражены учебные достижения магистранта) пройдет отбор специальной комиссией. На втором году обучения магистранты начинают участвовать в работе исследовательской школы со своими научными руководителями.

Идеи французского опыта организации различных форм исследовательской работы магистрантов на первом и втором курсах магистратуры могут быть, на наш взгляд, успешно использованы в российских магистратурах.

Функционирование системы НИРС в вузе обеспечивается также ученым советом вуза, учеными советами факультетов (институтов), советом вуза по НИРС и НСО.

Вуз планирует и проводит организационно-массовые мероприятия системы НИРС за счет средств вуза, а также дополнительно привлеченных для этого ресурсов из источников, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы и задания

1. Является ли научно-исследовательская работа для всех

студентов/магистрантов обязательной?

2. Чем отличается НИРС от НИР во внеучебное время?

3. Как называется вид выпускной квалификационной работы магистров?

4. К какой (каким) организационной форме обучения относится научно-

исследовательская работа студентов: лекционной, семинарской,

лабораторной, практической, самостоятельной?

Проектная деятельность студентов магистерской программы осуществляется по трем ключевым направлениям:

· правовое сопровождение деятельности организаций (как коммерческих, так и некоммерческих, а также государственных и муниципальных), включая руководство соответствующими юридическими службами (In-house);

· оказание правовых консультационных услуг, включая создание и развитие юридического бизнеса, руководство юридическими фирмами (Legal Consulting);

· создание инновационных бизнесов, связанных с правом (LegalTech);

Все три направления взаимосвязаны и подчинены единой цели – сформировать прикладной инструментарий реализации юридической функции.

Успешная проектная деятельность предполагает как индивидуальную, так и активную командную работу, оперированию большими объемами знаний в современном информационном пространстве, способность структурирования проблем, принятие эффективных управленческих решений.

Основные задачи проектной работы:

Изучение ведущих международных и национальных практик в управлении юридическим бизнесом и организации работы юридической функции компании;

Выработка комплексного системного экономическо-юридического подхода к принятию управленческих решений в сфере юриспруденции;

Изучение мировых и национальных исследований в области юридического менеджмента, обсуждение их результатов, степени эффективности и возможностей применения в российских условиях;

Формирование предпринимательского мышления, лидерских качеств и навыков самостоятельной работы;

Разработка проектов стартапов в области юридического бизнеса;

Формирование навыков презентации и защиты полученных результатов,

Обучение организации стратегических сессий, мозговых штурмов и ситуационных анализов;

Выработка у студентов навыков экспертного анализа управленческой проблематики.

Проектная деятельность организуется в следующих формах:

Мастер-классы ведущих специалистов-практиков,

Подготовка, презентация и обсуждение докладов по актуальной междисциплинарной и межотраслевой тематике,

Проведение игровых (симуляционных) процессов и деловых (ролевых) игр,

Обсуждение проектов научных работ магистрантов (включая курсовые работы и магистерские диссертации) и др.

Особенности проектной работы, выполняемой студентами магистерской программы "Юридический менеджмент":

1) прикладной характер;

2) комплексный межотраслевой междисциплинарный подход;

3) практическая применимость полученных результатов;

4) оценка и систематизация международного и национального опыта;

5) выработка показателей оценки эффективности внедрения проекта.

Проектная работа может выполняться в малых группах или индивидуально.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

In-house

1. Юридическая служба в системе управления современной организацией

2. Управление коллегией адвокатов

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

4. Юридическая служба в холдинге: построение эффективного взаимодействия юридических служб головной и дочерних компаний

5. Корпоративная культура юридической компании

6. Защита интересов собственников в деятельности юридической службы организации

7. Построение юридической фирмы "с нуля"

8. Юридические бутики

Legal Consulting

1. Лидерство и командообразование в деятельности юридической службы

2. Продвижение услуг юридической фирмы

3. Тайм-менеджмент руководителя юридической службы компании

4. Бренд юридической компании

5. Карьера в юридической индустрии

6. Особенности мотивации сотрудников юридической службы

7. Стратегия развития юридической компании

8. Бренд юридической компании

9. Продвижение услуг юридической фирмы

10. Руководитель юридической службы как топ-менеджер

LegalTech

1. Стартапы в LegalTech

2. Автоматизация и искусственный интеллект в деятельности юридической службы и в юридическом бизнесе

1

В статье рассматриваются проблемы организации научно-исследовательской деятельности в магистратуре. Приводятся результаты анализа первого опыта разработки и внедрения модульной программы в магистратуре Омского государственного педагогического университета по направлению – научно-исследовательская деятельность. Авторами проанализированы современные теоретические подходы к данной проблеме в условиях внедрения актуализированных стандартов третьего поколения и апробации стандартов четвертого поколения. Делается вывод, что в условиях нацеленности педагогического образования на развитие компетенций, необходимо представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Еще одним фактором подготовки к научно-исследовательской деятельности выступает инструментарий для осуществления мониторинга и оценке уровня развития профессиональных компетенций.

магистратура

научно-исследовательская деятельность

компетенции

стандарт высшего профессионального образования

модульная программа

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // URL: http: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 15.06.2015).

2. Зверева Г.И. Компетенции магистров культурологии: условия формирования и оценивания [Электронный ресурс] // URL: http://hischool.ru/userfiles/zvereva-komp.doc (дата обращения: 12.05.2015).

3. Инновации в оценке качества повышения квалификации педагогов: монография / Дука Н.А., Дука Т.Л., Дроботенко Ю.Б., Козулина А.П., Макарова Н.С., Мякишева М.В., Павленко Е.А., Тряпицына А.П., Чуркина Н.И., Филимонов А.А.: Под ред. Н.В. Чекалевой. – Омск: ЛИТЕРА, 2013. – 334 с.

4. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. - №18 (156). Философия. Социология. Культурология. – Вып.12. – С.155–162.

5. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: Научно–методическое пособие / Под ред. проф. В.А. Козырева. – СПб.: Изд–во РГПУ ииим. А.И. Герцена, 2006. – 225 с.

В стандарте третьего поколения отмечено, что требования к результатам освоения основных образовательных программ формулируются на языке компетентностей (общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных). Как отмечают исследователи, переход российских вузов на компетентностный подход - важный шаг в движении по пути вхождения в Болонский процесс . По-мнению, А.Г. Бермуса, компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц (стандарта). Общепризнанным в педагогической теории и практике является определение компетентности как способности к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности .

Компетентности являются не только прогнозируемым результатом обучения, но и выступают основанием определения логики и отбора содержания образования. Как отмечает Зверева Г.И. «должен произойти концептуальный переход от системы, ориентированной на вклад преподавателя, к системе, ориентированной на результаты образовательной деятельности студента… студент оказывается в центре всего образовательного процесса» .

В актуализированных стандартах не меняется методология организации образования, но серьезно скорректированы некоторые ориентиры. Анализ первых месяцев апробации стандартов показал педагогическому сообществу и государству, что первоначальная идеология ФГОС профессионального образования - задать обширный список компетенций, которыми должен овладеть специалист к моменту окончания вуза, не реализуется. Не только из-за неготовности преподавателей, но, прежде всего, по причине отсутствия прозрачных механизмов оценки компетенций.

В новой редакции стандартов и в стандартах четвертого поколения, внедрение которых запланировано через два года, вузы сами определяют комплекс видов деятельности, реализуемых в рамках основной образовательной программы (ООП), с учетом особенностей области будущей профессиональной деятельности, особенностей объектов деятельности и ее видов, на основе задач каждого вида деятельности. Так, в Омском педагогическом университете в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» было определено два ключевых вида деятельности (педагогическая и научно-исследовательская), третий вид деятельности детерминируется профилем программы. Каждый вид деятельности связан с решением определенных профессиональных задач. В ряду специфических видов деятельности, к которым должен быть готов выпускник магистратуры по направлению «Педагогическое образование», научно-исследовательская деятельность нам представляется приоритетной. В этом случае магистерская программа будет складываться из модулей исследовательской магистратуры. Потребность в открытии исследовательских программ обусловлена рядом социокультурных тенденций:

Повышением роли науки в современном обществе, которая проявляется в возросшей скорости распространения научной информация, преимущественно прикладном характере научных исследований, увеличении числа работников этой сферы;

Изменением содержания педагогической деятельности, в которой значительное место стала занимать творческая составляющая, для успеха которой педагог должен владеть навыками поиска и анализа информации, выбора методов исследования, определения адекватной методологии познания и деятельности и др.;

Научное сообщество осознало преимущества магистерского образования, признало его как оптимальную модель подготовки научных кадров. Эту тенденцию подтверждает постепенное сближение требований к оформлению, результатам магистерских и кандидатских диссертаций.

Открытие исследовательской магистратуры в высшем педагогическом образовании ожидается в ближайшие годы, но уже сегодня вузы осознают необходимость модульного принципа построения магистерских образовательных программ и усиливают их научно-исследовательскую направленность.

При этом анализ процесса подготовки, выполнения и защиты выпускных квалификационных работ магистрантов, который проводится кафедрой педагогики ОмГПУ в течение десяти лет, показывает, что у многих студентов недостаточно развиты умения научно-исследовательской деятельности. Совокупность учебных курсов, продолжительная научно-исследовательская практика не могут в полной мере решить эту проблему. За счет каких ресурсов, предлагаемых в актуализированных стандартах, возможно более качественно подготовить магистрантов к решению исследовательских задач?

Нам представляется, что нацеленность педагогического образования на развитие компетенций, предполагает представление учебных дисциплин и практик в процессе подготовки магистра в виде взаимосвязанных модулей, в соответствии с заявленными видами деятельности. Это достигается благодаря сочетанию компетентностного и модульного подходов в процессе формирования образовательных программ, что предусматривает учет специфических «входных» требований для каждого уровня обучения, глубины освоения модуля и курса.

Компетентностный подход к построению образовательного процесса задает условия проектирования магистерских программ:

· построение основной образовательной программы по модульному принципу на основе новых образовательных технологий;

· достижение тесных взаимосвязей между теоретическим обучением, социально-практическими знаниями, способностями и навыками экспертно-аналитической, проектной, организационной и консультационной работы в научной сфере.

В содержании основной образовательной программы определено, что в области научно-исследовательской деятельности выпускники владеют способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6). Развитие данных компетенций, конечно, происходит на основе различных дисциплин, но в учебном плане есть курсы очевидной научно-исследовательской направленности.

В текущем учебном году три дисциплины, которые задают теоретическую базу для развития научно-исследовательских компетенций («Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Работа с научной информацией»), вошли в модуль «Научно-исследовательская деятельность» и стали преподаваться в первом семестре первого курса. Если первые два курса студенты и раньше изучали в первом семестре, то место последнего было определено в третьем семестре, когда большая часть студентов готовится к защите диссертации и проблемы, поднимаемые в курсе для них уже не столь актуальны. Единство модуля определяется разработкой общей программы, в которой согласованы тематика лекций и практических заданий, комплекс заданий для самостоятельной работы. Еще одним важным компонентом модульной программы стала научно-исследовательская практика, в рамках которой студенты выполняли задания, направленные на развитие профессиональных компетенций, формирование которых возможно только средствами научно-исследовательской деятельности.

Модуль «Научно-исследовательская деятельность» должен содействовать развитию научно-исследовательских компетенций на основе понимания: современных тенденций развития науки и образования, основ методологии, методов психолого-педагогического исследования; овладения практическими навыками и умениями разработки логики и программы психолого-педагогического исследования, отбора и использования адекватных на-учных методов.

Но, конечно, разработка и реализация модульной программы не принесет ожидаемых результатов, если не будет разработан адекватный инструментарий по мониторингу и оценке уровня развития компетенций. В условиях внедрения актуализированных стандартов разработкой оптимальных моделей оценивания заняты многие вузы. Так, коллектив преподавателей Московского технического университета (Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов) считают, что традиционные типы контроля в российских вузах могут применяться для текущей и промежуточной аттестации. Частично компетентностный подход может быть реализован при оценивании курсовых работ, учебных и производственных практик, НИРС. Оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.). Ученые отмечают, что аттестационные процедуры в рамках компетентностного подхода могут носить как индивидуальный (тестирование, курсовые и дипломные проекты, рейтинги и др.), так и институциональный характер (общественная экспертиза деятельности, аттестация и лицензирование, рейтингование образовательных учреждений и др.) .

Для оценки уровня сформированности научно-исследовательской компетентности магистрантов необходимо сочетание различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля (который происходит во время защиты магистерской диссертации). Курсы, которые включены в модуль «Научно-исследовательская деятельность», уже сегодня содержат задания, направленные на развитие компетенций.

В программе курса «Методология научного исследования» содержание лекционных материалов и семинарских занятий строится в соответствии с логикой научного исследования. Магистранты знакомятся и осваивают: навыки работы с источниками научной информации; методы наблюдения и анализа педагогических явлений; учатся изучать и обобщать педагогический опыт, определять акту-альную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квали-фикационных работ. Семинарские занятия и задания для самостоятельной работы построены в русле подготовки студентов к выбору темы, определению научного аппарата, методологии, методов исследования. Например, к первому семинарскому занятию студенты должны выполнить следующие задания: составление списка научных журналов, которые могут использоваться для определения темы и при работе над диссертацией; составление микротезауруса ведущих понятий исследования; написание аннотации и рецензии на статью по теме исследования; презентация пяти сайтов, которые могут помочь при работе над проблемой исследования.

Помимо содержания образования, можно выделить ряд форм и методов обучения, которые применяли в модуле. Одним из действенных, является кейс-метод. В модульной программе использовалось создание и обсуждение различных типов кейсов, которые могут быть разработаны как преподавателем или магистрантом, что позволяет актуализировать и развивать навыки поиска нужной информации, определения содержания, разработки плана кейса, отбора необходимых диагностических инструментов, т.е. всех навыков, необходимых для реализации педагогического исследования.

Для магистерской подготовки, в рамках овладения научно-исследовательской деятельностью, актуально комплексное использование обучающих, научно-исследовательских кейсов. Помимо освоения практики решения типовых исследовательских задач магистрант вырабатывает с помощью кейс-метода профессиональные навыки постановки новых исследовательских и научно-практических проблем, а также развивает в себе полезные умения их творческого, самостоятельного разрешения. Работа магистранта с кейсами в аудитории и за ее пределами способна создавать комплексный эффект - познавательный, инструментальный, обучающий, воспитательный. Профессионально составленные и «проигранные» кейсы развивают исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию и принимать решения.

В наборе форм и методов интерактивного обучения для магистрантов в модуле научно-исследовательской деятельности, важное место занимает проектный метод, который предполагает развитие у студентов способностей к творческой постановке научных и научно-практических проблем и их самостоятельному решению. В ходе подготовки и реализации индивидуальных и групповых проектов магистранты формируют навыки осознанного выбора научного инструментария и умения его практического применения. Элементы аудиторной и внеаудиторной проектной работы могут включаться в проблемные семинары и практические занятия. Метод проектов в полной мере представлен в процессе подготовки выпускной квалификационной работы магистранта.

Одной из возможных форм промежуточного комплексного контроля готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности, может быть научно-рефлексивный семинар. На таком семинаре происходит апробация освоенных приемов и методов научного исследования, происходит критическое обсуждение научных работ, разрабатываемых в современной науке, производится их экспертная оценка. Многосоставной характер такого семинара предполагает включение в его работу помимо модераторов, магистрантов и их научных руководителей-профессоров, профессионалов из разных социокультурных областей, которые вводят в семинарскую работу компоненты экспертного знания. В рамках апробации модуля основной образовательной программы педагогической магистратуры «Учитель основной школы» (модуль «Методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса») был проведён научно-исследовательский семинар, который позволил не только подвести итоги по апробации, но и выйти на новые, исследовательские результаты. Семинар проходил после научно-педагогической практики, на которой магистранты должны были апробировать новые методы и приемы профессиональной деятельности, способствующие внедрению системно-деятельностного подхода в образовательную практику основной школы. Семинар носил рефлексивный характер, магистранты определяли и анализировали причины трудностей, с которыми сталкивается учитель основной школы и которые испытывали они при построении деятельностных уроков. В результате анализа выделялось проблемное поле, определялись пути решения отдельных проблем.

Помимо оценки преподавателем уровня и качества овладения научно-исследовательской деятельностью, результативными могут быть различные формы самоаттестации, в литературе можно найти описание ее различных вариаций . Например, действенным методом промежуточного контроля признается составление портфолио. В отличие от студентов, обучающихся на уровне бакалавриата, магистранты в состоянии самостоятельно систематически фиксировать, накапливать и оценивать свои достижения. Ведение портфолио дает возможность студенту целенаправленно пополнять и качественно наращивать «материальные» результаты индивидуальной научно-исследовательской деятельности. Составление портфолио по научно-исследовательской деятельности позволяет пролонгировано оценить процесс становления педагога-исследователя в период, когда освоение модульной программы уже завершено. Как показывает практика применения данной формы оценивания, портфолио формирует потребность к обучению в течение всей жизни, развивает у магистранта критическую саморефлексию, позволяет ему оценивать свои сильные и слабые стороны подготовки, видеть динамику в собственных способностях и навыках.

Объединить процесс освоения дисциплин, входящих в научно-исследовательский модуль, может и рабочая тетрадь, в которой будут собраны задания для самостоятельной работы по всем учебным курсам модуля. Главным условием ее разработки должна быть логика научно-исследовательской деятельности и ориентация всех заданий на тематику магистерской диссертации. В условиях работы по новому стандарту, когда значительная часть материала должна осваиваться магистрантами самостоятельно, такие учебно-методические разработки помогают организовать образовательное пространство магистранта, скрепляют в единый смысловой и деятельностный блок разные учебные курсы, координируют работу преподавателей. Переход на модульные программы меняет и процесс разработки учебно-методического комплекса, который в такой модели должен быть один, так же как и аттестационные материалы, система контроля и т.д.

Даже беглый взгляд на реализацию исследовательского модуля магистратуры показывает, что новые стандарты должны изменить всю систему работы в магистратуре, казалось бы, что они определяют только новые образовательные результаты, но как показывает первая практика их внедрения, достижение этих результатов невозможно без изменения всей логики и структуры образовательного процесса.

Рецензенты:

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г. Омск;

Курдуманова О.И., д.п.н., доцент, зав. кафедрой химии и методики обучения химии Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Библиографическая ссылка

Синицына Г.П., Чуркина Н.И. НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАГИСТРАТУРЕ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20420 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»