Экспресс обследование слоговой структуры слова. Протокол обследования слоговой структуры слова

Серия заданий направлена на выявление характера нарушений слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с опреде­ленными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, дву­сложные, со стечением и т.д., последовательно обследу­ются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отра­женно за логопедом, ответить на вопросы.

Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, со­стоящие:

~ из разных гласных и согласных, например, «ка - ту - бо»;

Из разных согласных, но одинаковых гласных, на­
пример, «ка - га - да»;

Из разных гласных, но одинаковых согласных, на­
пример, «та - то - ту»;

Из одинаковых гласных и согласных звуков, но с
разным ударением (акцентированные) па - па - па,
да - да - да, па - па - па.

В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры.


Цель исследования:

1. Выявить те частотные классы слов, слоговая
структура которых сохранна в речи ребенка.

2. Выявить те классы слоговой структуры слов, ко­
торые грубо нарушены в речи ребенка.

3. Определить тип нарушения слоговой структуры
слова.

Виды нарушения слоговой структуры слова - см. п. 5.2.

По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень О HP.

1. Исследование сформированное™ слоговой струк­туры слов 1-3 классов (по Марковой)

1 класс - двусложные слова из открытых слогов:
вода

муха зубы

2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:
собака

ягоды молоко

3 класс - односложные слова:
мяч

1 класс: 2 класс 3 класс:
лыжи машина кот
мыло лопата лес
пила корова нож

Критерии оценки:

4 балла - четко воспроизводит слоговую структуру всех
слов.

2 балла - произносит замедленно, по слогам, некоторые
слова искажает.

1 балл - большинство слов искажает, искажает звукона-полняемость слов.

О баллов - искажение слоговой структуры слов и при пов­торе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке.


2. Исследование сформированности слоговой струк­
туры слов 4-6 класса (по Марковой)


1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

4 класс - двусложные слова с закрытым слогом:
веник

утюг паук

5 класс - двусложные слова со стечением в середи­
не слова:

юбка письмо

6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и
стечением согласных:

поднос компот

2) Инструкция: «Назови картинки».

4 класс: 5 класс 6 класс:

лимон мышка фартук

топор кошка альбом

пенал вилка тетрадь

Критерии оценки:

3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно.

2 балла - произносит скандированно, со второй попытки.

1 балл - большинство слов воспроизводит, искажая сло­говую структуру.

О баллов - некоторые слова отказывается повторить и на­звать картинки, остальные искажает по структуре и звукона-полняемости.

3. Исследование сформированности слоговой струк­
туры слов 7-9 класса (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок

помидор ананас

8 класс - трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко

шахматы ананас


9 класс - трехсложные слова со стечением соглас­
ных и закрытым слогом:

кузнечик

осьминог

2) Инструкция: «Назови картинки».

7 класс: 8 класс 9 класс:

телефон конфеты памятник

огурец рубашка цыпленок

самолет котлеты карандаш

Критерии оценки:

4 балла - верно повторяет слова и называет картинки.

3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но с запинками.

2 балла - слоговая структура воспроизводится в замедлен­ном темпе.

1 балл - искажается слоговая структура большинства слов.

О баллов - отказывается повторить некоторые слова и на­звать отдельные картинки.

Воспроизведенная слоговая структура других слов искажена.

4. Исследование сформированности слоговой струк­туры слов 10-13 классов (по Марковой)

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями
согласных:

матрешка

11 класс - односложные слова со стечением соглас­
ных в начале или конце:

слова: флаг хлеб волк

12 класс - двусложные слова с двумя стечениями
согласных:


13 класс - четырехсложные слова из открытых сло-

кукуруза

2) Инструкция: «Назови картинки.

10 класс: 11 класс: 12 класс: 13 класс:

кисточка стол клетка черепаха

лампочка стул краски гусеница

корзинка ключ кнопка пирамида

Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура всех слов 10-13 классов воспроизводится верно.

3 балла - слоговая структура воспроизводится, но звуко-наполняемость нарушается.

2 балла - слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отраженно.

1 балл - искажается слоговая структура по всем классам слов и нарушается звуконаполняемость.

О баллов - отказ от выполнения задания.

5. Исследование сформированности слоговой струк­туры слов сложной слоговой структуры

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

Примечание 1. Предварительно выясняется понима­ние значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (по­каз картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.

Примечание 2. Слова, сложные по семантике, под­черкнуты.

скворечник

простокваша

лекарство

троллейбус

телевизор

транспорт

строительство

парикмахерская


2) Инструкция: «Назови картинки».

танкист

сковорода

космонавт

аквалангист

термометр

кинотеатр

милиционер

аквариум

Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура всех слов воспроизводится верно.

3 балла - замедленное, скандированное, послоговое восп­роизведение слова нарушается.

2 балла - искажает слоговую структуру при назывании картин.

1 балл - искажается слоговая структура более половины всех слов.

О баллов - грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.

6. Исследование возможности повторения ряда сло­гов

1) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примеча­
ние: предлагают слоги, состоящие из разных гласных и
согласных звуков.

ПА - ТУ - КО ТА - ПУ - БО ДА - ТУ - ПО

2) Инструкция: «Повтори за логопедом».
ных согласных, но одинаковых гласных звуков.

КА - ГА - ДА ПО - КО - КО БУ - ПУ - ГУ

3) Инструкция: «Повтори за логопедом».
Примечание: предлагают слоги, состоящие из раз­
ных гласных, но одинаковых согласных звуков.

ПА - ПО - ПУ БО - БУ - БА КУ - КА - КО


4) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают одинаковые слоги, но про­износимые с разной силой голоса (т.е. под ударением). ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА ТА - ТА - ТА

Критерии оценки:

4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах.

3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцен­тированные слоги.

2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах.

1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1,2, 3 пробу из двух слогов.

0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от
выполнения задания.

Примечание: трудности воспроизведения ряда из трех слогов могут быть связаны с недостатками слухо­вой памяти на линейный ряд. В этом случае предлага­ется сократить слоговые ряды до двух слогов в ряду.

7. Исследование возможности воспроизведения рит­мических структур

1) Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза).

Примечание: ритмический рисунок можно отхлопы­вать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п.

2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание: предварительно предъявляются кар­точки с разным количеством точек.


3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».

Отхлопывание ритмического рисунка с разной си­лой: ! - тихо, ! - громко.

Примечание: лучше проводить исследование восп-|роизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.

Критерии оценки:

4 балла - точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления.

3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления.

2 балла - появление ошибок после второго предъявления.

1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления;

О баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

8. Исследование возможности воспроизведения рит­мического рисунка слова ударами

1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколь­ко частей (слогов)?»

Маша лето молоко ракета

Мыши мыло машина газета

Мука лапа лопата котята


Критерии оценки:

4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую струк­туру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов).

3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую
структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (сло­
гов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное от-
хлопывание логопеда.

2 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую струк­
туру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов)
слов не производит.

1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры
слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов.
Количество слогов не определяется.

0 баллов - не включается в сопряженную деятельность.
Отказ от выполнения.

2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».

слова 1 класса слова 2 класса

лыжи - бананы -

часы - собака -

г | луна - корова -

ff коза - лисица -

ваза - береза -

рыба - кубики -

бусы - радуга -

муха - сапоги -

Критерии оценки:

4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит
правильно.

3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не
синхронно с произнесением.

2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только
слов 1 класса.

1 балл - количество ударов не соответствует количеству
слогов.

О баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.

9. Исследование возможности произнесения предло­жений со словами сложной слоговой структуры

Инструкция: «Повтори за логопедом предложения».


Слова, сложные по семантике, поясняются, уточня­ются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ре­бенка, то предложения, включающие эти слова, исклю­чаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.

# Экскурсовод проводит экскурсию.

# Водопроводчик чинит водопровод.

# Регулировщик регулирует движение транспорта.

# В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

# Строители работают на строительстве высотного
дома.

# Волосы подстригают в парикмахерской.

# Весело журчат весенние ручьи.

# На сковороде жарятся котлеты.

Критерии оценки:

4 балла - слоговая структура слов в предложении воспро­изводится правильно.

3 балла - замедленное, скандированное, послоговое восп­роизведение слоговой структуры слов.

2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 предложе­ниях после двукратного повторения.

1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 предложени­ях после двух- трехкратного повторения.

О баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответов.

10. Исследование слоговой структуры слов при отве­тах на вопросы

Инструкция: «Послушай и ответь на вопросы». Слова, сложные по семантике, уточняются, поясня­ются.

Что жарят на сковороде? (котлеты) Кто чинит водопровод? (водопроводчик) Кто проводит экскурсию? (экскурсовод) Кто регулирует движение транспорта? (регулиров­щик)

Кто подстригает волосы? (парикмахер)

Как называют водный дом для рыб? (аквариум)

Кто учит учеников? (учительница)


Критерии оценки*:

4 балла - правильное воспроизведение слоговой структу­ры слов.

3 балла - замедленное, скандированное воспроизведение слоговой структуры слов.

2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 ответах.

1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 ответах. До­пускает ошибки даже после двух- трехкратного повторения.

О баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов, либо не отвечает. Отказывается от ответа: «Я так сказать не могу».

В результате исследования слоговой структуры ре­бенка со стертой дизартрией можно составить профиль развития слоговой структуры ребенка.

Вид слоговой структуры слова Оптический раздражитель (картинка) Речевая реакция на оптический раздражитель Речевая реакция на акустический раздражитель Примечание
Односложные слова с закрытым слогом мак дом сыр
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов рука роза лапа
Двусложные слова с 1 закрытым слогом сахар диван забор
Двусложные слова со стечением согласных с середины слова кукла марка утка арбуз карман
Односложные слова со стечением согласных в начале слова стол стул шкаф
Односложные слова со стечением согласных в конце слова волк тигр
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова трава брови книга
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова клумба клубника
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова корабль бинокль
Трехсложные слова из 3 открытых слогов панама канава малина
Трехсложные слова с последним закрытым слогом кошелек пулемет телефон
Трехсложные слова со стечением согласных конфеты памятник винтовка термометр тракторист
Четырехсложные слова с открытыми слогами паутина черепаха
Многосложные слова из сходных звуков клубок колосок корзина картина

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:

«Петя пьет горькое лекарство»

«На перекрестке стоит милиционер»

«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ – МОЛОТОК – «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ – СТУЛ– «ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ – ТАБУРЕТКА – «ТАБУЕТКА»; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКВО, СЛОГОВ – КОМНАТА – «КОМОНАМАТА», СТОЛ – «СМТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ – ДЕРЕВО – «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.



VII. Обследование состояния

Функций фонематического слуха

Д.Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи.

Предлагаемые задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи, а не только звуки, указанные в содержании задания как образец.

Содержание задания Ответы ребенка
1. Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных а, у, ы, о, у, а, о, ы, и
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласных п, н, м, к, т, р
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования по акустическим признакам
а) звонких и глухих п–б, д– т, к – г, ж– ш, з– с, в– ф
б) шипящих и свистящих с, з, щ, ш, ж, ч
в) соноров р, л, м, н
3. Повторение за логопедом слогового ряда
а) со звонкими и глухими звуками да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за
б) с шипящими и свистящими са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ща-ча, за-жа-за; жа-за-жа
в) с сонорами ра-ла-ла, ла-ра-ла
4. Выделение исследуемого звука среди слогов Подними руку, если услышишь слог со звуков «с» ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си
5. Выделение исследуемого звука среди слов Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуков «ж» лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы
6. Название слов звуком «з»
7. Определите наличия звука «ш» в названии картинок колесо, ящик - сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда
8. название картинок и определение отличий в названиях бочка – почка, коза – коса, дом –дым
9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец) чайник, ручка, мяч
10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш» сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

ВЫВОДЫ: ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА СФОРМИРОВАНЫ, СФОРМИРОВАНЫ НЕДОСТАТОЧНО.

VIII. Обследование звукового анализа слова

Содержание задания Используемый речевой и наглядный материал Ответы ребенка Примечание (указать характер выполнения)
1. Определить количество звуков в словах ус, дом, роза, баран, ромашка
2. Выделить последовательно каждый звук в словах мак, зонт, крыша, танкист, самолет
3. Назвать первый ударный гласный звук Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша
4. Определить последний согласный звук в слова ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол
5. Выделить согласный звук из начала слова сок, шуба, магазин, щука, чай
6. Назвать ударный гласный звук в конце слова ведро, грибы, рука, чулки
7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале, середине и конце сосна
8. Придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков
9. Назвать слова с 1 слогом, 2, 3, 4слогами
10. Определить количество гласных и согласных в названных словах
11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах
12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина
13. Сказать, в чем отличие этих слов Оля – Коля, крыша – крыса
14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово сук (сок), стол (стул), марки (рамки), ложа (жало), сосна (насос)
15. Закончить слова бара…, пету…, само…
16. Объяснить смысл предложений На грядке лук. За рекой зеленый луг

Выводы: навыки звукового анализа соответствуют возрасту, сформированы недостаточно.

Обследование слоговой структуры слова

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи, при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, при которой нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

ОНР у детей дошкольного возраста может проявляться по-разному. При осложненных формах данного нарушения, помимо перечисленных компонентов речи дополнительно нарушается слоговая структура слова. (Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.)

При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

Сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

Опускание слогообразующей гласной - “пинино” = “пианино”

Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

Перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

Перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

Сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

Вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

классификация А.К. Марковой,

которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

1. Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов.

Обследование слоговой структуры

У детей-олигофренов с детским церебральным параличом неправильное произношение звуков не ограничивается недостатками звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Предлагаются ребенку для называния предметные картинки; затем называются логопедом слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особенно отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, какие слоговые структуры у ребенка сформированы, а какие – нет. Составляется протокол обследования.

Протокол обследования слоговой структуры слова

Вид слоговой структуры слога

Оптический раздражитель (картинка)

Речевая реакция на оптический раздражитель

Речевая реакция на акустический раздражитель

Примечания

Односложные слова с закрытым слогом

мак, дом, сыр

Двусложные слова из 2-х прямых открытых слогов

рука, роза, лапа

Двусложные слова с одним закрытым слогом

сахар, диван, забор

Двусложные слова со стечением согласных в середине слова

кукла, марка, утка, арбуз, карман

Односложные слова со стечением согласных в начале слова

стол, стул, шкаф

Односложные слова со стечением согласных в конце слова

волк, тигр

Двусложные слова со стечением согласных в начале слова

трава, брови, книга

Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова

клумба, клубника, гнездо

Двусложные слова со стечением согласных в конце слова

корабль, бинокль

Трехсложные слова из 3-х открытых слогов

панама, канава, малина

Трехсложные слова с последним закрытым слогом

кошелек, пулемет, телефон

Трехсложные слова со стечением согласных

конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист

Четырехсложные слова с открытыми слогами

паутина, черепаха

Многосложные слова из сходных звуков

клубок, колобок, корзина, картина

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагается для повторения следующие предложения:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем и др.

ВЫВОДЫ : отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татулетка»; добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка звуков и слогов – дерево – «деверо»).

Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.

Методика обследования

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок.
Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова. Детям более старшего возраста предлагают различные типы слов, в том числе со стечением согласных и гласных в разных позиция слова. В случае выявления нарушений ребенка просят: повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пы); из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением. А также ребенка просят отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов: Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Детям школьного возраста предлагается чтение слов сложной слоговой структуры, чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений, запись сложных слов и предложений под диктовку.

Нарушения слоговой структуры слова

Пропуски звуков в слогах часто обусловлены структурой слога, при стечениях согласных одна из них чаще опускается. В сложных по слоговой структуре словах часто отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация, причем чем длиннее слово, тем больше вероятности появления в нем фонематических нарушений [Ковшиков В.А., 2001].

Вид нарушения слоговой структуры

Нарушение количества слогов

1. Сокращение (пропуск) слога:

«моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз».

2. Опускание слогообразующей гласной:

«пинино» = «пианино»,

«прасоник» = «поросёнок».

3. Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных:

«команата» = «комната», «дупело» = «дупло».

Нарушение последовательности слогов в слове

1. Перестановка слогов:

«деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка».

2. Перестановка звуков соседних слогов:

«гебемот» = «бегемот».

Искажение структуры отдельного слога

1. Сокращение стечений согласных:

«тул» = «стул».

2. Вставки согласных в слог:

«лимонт» = «лимон».

3. Уподобление слогов:

«кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор».

4. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

«били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка».

5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

«нананасы» = «ананасы».

6. Контаминации (смешение слов):

«в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией:

    Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

    Инертное застревание на каком - либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикани Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»)

    Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

    Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.

Первый год обучения детей 5-ти летнего возраста с ОНР в детском саду условно делятся на 3 периода обучения, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала.

Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук “И”. На индивидуальных занятиях к этому времени должна быть проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного “Л” и работа по дифференциации этих звуков.

Работу по формированию слоговой структуры слова необходимо проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова.

Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть “разбито” ребенком на 2-3 более простых и изученных слоговые структуры.

Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова.:

  • -Двусложные слова из открытых слогов (вата);
  • -Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
  • -односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак)
  • -двусложные слова с закрытым слогом (лимон)
  • - двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка)

Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);

  • - трехсложные слова с закрытым слогом (теремок)
  • - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
  • - трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
  • - односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
  • - двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
  • - четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

  • 1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов). 2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов. 3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее. 4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед). 5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава. 6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами. 7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог. 8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома). 9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д. 10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано. 11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:
    • -слова написаны неправильно;
    • -слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
  • 12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил. 13. Что изменилось в слове? Лис лиса лисица. 14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова. 15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке. 16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил. 17. Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов). 18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова. 19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан. 20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов. 21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое. 22. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).

Обследование звукослоговой структуры слова

Обследование разработано на основе методических разработок составленных кандидатом педагогических наук, профессором кафедры Логопедия Московского педагогического государственного университета Бабиной Галиной Васильевной и старшего преподавателя того же университета Сафонкиной Натальей Юрьевной. А также «Методики психолингвистического исследования нарушений речи», составленной доктором педагогических наук, профессором РАО Раисой Ивановной Лалаевой.

Методика обследования включает два направления исследования.

  • 1. Выявление состояния звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
  • 2. Определение предпосылок сформированности звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Первое направление состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста), а также произнесение слоговых таблиц. Комплексы экспериментальных заданий, разработаны на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой; слоговых таблиц А.С. Штерна) .

Задачи серии заданий:

  • 1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений.
  • 2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.

Второе направление включает комплексы заданий, направленных на исследование речевой моторики; задания на воспроизведение основных компонентов звукослоговой структуры слов (определение длины слова, количества структурных элементов слоговой последовательности, акцентуации); обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий.

Данная серия заданий разработана на основе: теоретических исследований П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способности живой материи; исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о возможностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия; психологической теории восприятия как процесса посегментного анализа через синтез, детерминированного вероятностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).

Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплек­сов заданий, разработанных на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.

Задачи серии заданий:

  • 1. Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение дисритмии и искажений в лексической единице.
  • 2. Исследование способности к вероятностному прогнозированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном материале.
  • 3. Выявление зависимости, определяющей уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, вероятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.
  • 4. Исследование способности к динамике овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.
  • 5. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического.
  • 6. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей.
  • 7. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования.

"Обследование слоговой структуры слова по З.Е. Агранович

Детям школьного возраста задания в ходе обследования даются как в устной, так и в письменной форме:

  • · чтение слов сложной слоговой структуры; чтение предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок;
  • · списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.

Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые до пускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2 5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Организация и проведение логопедической работы по развитию слоговой структуры слов

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

  • · подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
  • · собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К.Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой в зависимости от их возрастающей сложности.

Предлагается самостоятельно назвать все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание уделяется произнесению сложных по слоговой структуре слов в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.

Задание: Слова со сложной слоговой структурой

Задание: Повторить за логопедом словосочетания:

    Слесарь- инструментальщик.

    Космонавт- исследователь.

    Молодой экскурсовод.

    Строгий регулировщик.

Задание: Повторить за логопедом предложения:

    Лара забрала Рому домой.

    Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

    На перекрестке стоял регулировщик.

    Валерия Александровна учила Лару.

    Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала.

4. Обследование словаря.

Здесь представлен материал, который позволяет провести количественный и качественный анализ словарного состава языка каждого обследованного ребенка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств, умение подбирать однородные слова, обобщать понятия. Эта работа проводится в соответствии с методикой, предлагаемой С.Г.Шевченко.

Задание: Назвать части туловища, части лица.

Задание: назвать, подобрать обобщающее слово.

5. Обследование грамматического строя речи.

Этот раздел содержит материал по обследованию грамматического строя речи и включает изучение словоизменения и словообразования. Здесь используются традиционные в логопедии приемы обследования.

      Понимание обращенной речи:

    Выполнение действий, состоящих из одной инструкции, затем из двух инструкций;

    Понимание предлогов;

    Понимание предложений с причинно- следственной связью;

    Понимание изменения числа существительного в предложении.

      Словоизменение:

    Изменить существительное по падежам;

    Изменить прилагательное по родам;

    Подобрать глагол к существительному;

    Изменить существительные женского, мужского, среднего родов по числам;

    Изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок- котята);

    Множественное число существительных в родительном падеже;

    Согласование существительных с числительными;

    Изменение глаголов по временам.

      Словообразование:

    Образовать новые глаголы от глагольных основ с помощью приставок;

    Образовать глаголы с противоположным значением с помощью приставок;

    Образовать существительные с помощью уменьшительно- ласкательного суффикса;

    Образовать слова, обозначающие профессию от существительного с помощью суффикса;

    Образовать прилагательные от существительных;

    Образовать прилагательные, обозначающие неполноту действия (белый- беловатый);

    Образовать глаголы от прилагательных по аналогии (красный- краснеть);

    Подбор родственных слов.

Задание: назвать действие по предъявленному предмету.

Задание : назвать слова с противоположным значением (антонимы).

Задание: назвать прилагательные по тактильному ощущению.

Определить:

Какой чай в чайнике;

Какой снег на ощупь;

Какой дождь летом.

Задание: назвать, из чего сделан предмет.

Задание: посмотри на картинки и скажи:

Задание: назвать притяжательные прилагательные. Чей это хвост?

Задание: (Наречия)

Как ползает черепаха?

Как светит месяц?

Как скачет конь?

Задание:

Когда, в какое время суток дети идут в детский сад?

Когда дети идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

Задание : Без чего?

Задание: (Понимание предлогов) Покажи, где:

    Кот идет к дому;

    Кот в доме;

    Кот перед домом;

    Кот за домом;

    Кот на крыше;

    Кот вылезает из трубы;

    Кот под крыльцом.

Задание : назови, какой по цвету этот предмет.

Задание: Работает чем?

Задание: изменение существительных с непродуктивными основами.

Задание: подобрать глагол к существительному:

Бабочка …. Бабочки………

Задание: Словообразование. Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов

Задание: изменение глаголов по временам.