Библиотечный урок с презентацией. Библиотечный урок для старшеклассников «Поиск документов в электронном

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Библиотека « Библио» – книга « тека» - хранилище

СТРУКТУРА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ - Абонемент - Читальный зал - Книгохранилище

Место, где выдают книги на дом Сказки Рассказы Книги о животных Стихи Комиксы и другие детские книги

Помещение в библиотеке, где книги и другие издания на дом не выдаются Энциклопедии Словари Справочники Редкие книги С D и DVD диски

Помещение для хранения учебников - Многоэкземплярной литературы

Газеты («Пионерская правда») Журналы («Мурзилка», «Весёлые картинки», «Тошка», «Свирель», «Царевна», «В мире растений» и другие)

Новые книги Юбилеи писателей Знаменательные даты Другие выставки

В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям Книги надо возвращать вовремя, их ждут другие ребята В нашей библиотеке можно взять книгу на 10 дней Книги из читального зала нельзя брать на дом

Берите книгу чистыми руками Не перегибайте книгу, чтобы не выпали страницы Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой Не читайте книгу во время еды Нельзя писать и рисовать в книгах Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их

Учащиеся школы Учителя Другие сотрудники школы Библиотекари других школ

Это документ, в котором учитываются выданные читателю книги

Что такое библиотека? Из чего состоит библиотека? На какой срок выдаются книги? Для чего нужен читальный зал? Правила поведения в библиотеке Правила пользования книгой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

В течение октября в 1-х классах велась ознакомительная работа: дети поседетили школьную и районную библиотеки. В районной библиотеке "Радуга" учащиеся 1-а класса приняли участие в игре "Сказки д...

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

Слайд 1

Структура и виды книги
Библиотечный урок

Слайд 2

Что такое книга? Если бы вы не умели читать, вы бы сказали - пачка бумаги, только в картонках. Но вы открываете книгу. Глаза бегут по строчкам и начинается чудо. Вместе с героями книги вы отправляетесь на далекие планеты, опускаетесь на дно морское, оказываетесь в другом времени. Так что книга - это великий волшебник. Вы закрываете книгу, сдаете ее в библиотеку. Книги с вами нет. Но мысли, которые были в книге, остались с вами. Вы что-то узнали, чему-то научились. Вам хочется стать такими, какими были герои книги. Вы становитесь умнее, добрее, опытнее, грамотнее. А помогла вам книга. Недаром книгу зовут добрым советчиком, спутником, другом.

Слайд 3

Книги
Раскладушки Малышки Игрушки Самоделки

Слайд 4

Книжка-раскладушка
Книжка-раскладушка – очень смешная и, действительно, похожа на растянутую гармошку.

Слайд 5

Книжки-малышки
Книжка называется «малышка», потому что необычная и очень маленькая.

Слайд 6

Книжка-игрушка
Они называются так потому, что их можно не только почитать, посмотреть, но и поиграть с ними.

Слайд 7

Книжки-самоделки
Эти книжки можно самим вырезать из журналов, где имеются странички «Сделай книгу сам»

Слайд 8

А вот интересно, известно ли вам, что книга состоит из разных частей, которые носят разные имена и выполняют каждая свою работу. Они дружат между собой.

Слайд 9

Страницы Обложка (переплёт) Корешок Титульный лист Буквица Иллюстрация

Слайд 10

Обложка (переплёт)
Чтобы страницы не потерялись и были всегда аккуратными на них «одевают» специальную одежду книги – переплёт или обложку. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом. На них печатают фамилию автора, название книги, иногда название издательства и год издания.

Слайд 11

Корешок
Корешок – дедушка страничек. Он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга и кто её написал.

Слайд 12

Переплет и основную часть книги соединяет «форзац», что в переводе с немецкого означает «перед текстом». На нем может быть какая-то информация, рисунок, портрет, иллюстрация или просто декоративный рисунок.
Форзац

Слайд 13

Перевернём страницу. Новый разворот. На левой стороне - фронтиспис, на правой - титул. Что же они означают? Фронтиспис - иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нём может быть портрет писателя - автора этой книги.
Фронтиспис

Слайд 14

Титульный лист
Первая страница книги – это титульный лист. Он всегда нарядный и красивый. На нём печатается автор, заглавие книги. Место и год издания, а так же сведения о художниках, переводчиках и оформителях книги

Слайд 15

Страницы
Страниц бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и называются «брошюрой». А когда их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе - получается книга.

Слайд 16

Во многих книгах перед текстом помещено предисловие. Предисловие помогает не только выбрать книгу, но и лучше понять её.
Предисловие

Слайд 17

Слайд 18

Буквица
«Буквица» - большая, заглавная буква, яркая и красочная. С неё начинается повествование.

Слайд 19

Иллюстрация
Книжную иллюстрацию все называют рисунком. От того, нравятся рисунки или нет, зависит и чтение книги. Ведь книжку с плохими иллюстрациями или вовсе без них не станут читать ребята. Они оставят её просто без внимания. Иллюстрации бывают:
рисунки
гравюры
лубочные картинки
Иллюстрации на вклейке

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2 класс

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Но вот появились буквы. Большинство алфавитов, которыми пользуются сегодня, вероятно, возникло из древнего рисунчатого письма.

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем. Они прославились своей письменностью. Писать умели немногие - только жрецы и чиновники, зато каждый египтянин знал, что писать надо на папирусе. Папирус тоже изобрели египтяне.

Пергамент

Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность (иногда для отбеливания применяли известь). Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен.

В начале из пергамента приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Книги из пергамента стали похожи на современные. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами, драгоценными камнями. Книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученных, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой.

Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.

Русский алфавит был составлен священниками Кириллом и Мефодием на основе греческого. Чтобы записывать переводы священных книг, они создали славянский алфавит, добавив новые буквы. Новую славянскую азбуку назвали кириллицей. "Аз Буки Веди. Глагол - Добро Есть... Рцы Слово Твердо". ("Я знаю буквы. Слово-это добро... Говори слова правильно") Славянская Азбука

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Началом промышленной революции в книгопечатании послужило создание печатной машины. 29 ноября 1814 года на ней впервые был отпечатан номер «Таймс» - лондонской газеты.

Как называлось письмо у древних шумеров? Каким письмом пользовались древние египтяне? Откуда появился русский алфавит? Что такое летописи? Кто изобрел бумагу?

Вы записались в библиотеку? Библиотекарь МБОУ «Арская НОШ №3» Фатхуллина Л.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок "Иллюстрации в книге"

На данном уроке мы не стремились познакомить учащихся со всеми (или многими) иллюстраторами детских книг. Основная цель урока - с помощью проблемного метода выяснить роль иллюстрации в кн...

Библиотечный урок "История книги"

Библиотечный урок по теме «История книги» знакомит ребят с историей письменности: узелковым письмом, клинописью; с письменными материалами: папирусом, берестой, бумагой; с историей книгопе...

Библиотечный урок

Малышева Наталья Андреевна

Библиотекарь С(К)ОШИ VIII вида

город Лысьва, Пермский край

Тема. «История создания книги»

Цели:

Познакомить детей с историей создания книги;

Способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;

Средства. Компьютер + проектор. Электронная презентация. Книги школьной библиотеки. Глиняные дощечки. Шёлковая ткань. Береста. Кисточки + гуашь. Металлические спицы.

Место проведения. Компьютерный класс.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.

II . Вводная беседа.

Ребята, в нашей библиотеке хранится большое количество различных книг - более 18 тысяч экземпляров. Сегодня я оформила выставку книг. Ваша задача подготовить рассказ об одной из книг по плану. Слайд №2.

План

    Как называется книга?

    Кто её написал?

    Где и когда была издана книга?

    Работа в парах (дети готовят устный рассказ о книге по плану).

    Рассказы детей.

Ребята, расставьте книги по порядку, с учётом года издания, «возраста» книг. Слайд 3.

Давыдычев Л.И. Лёлишна из третьего подъезда. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1965.

Давыдычев Л.И. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова Пермь: Пермское книжное издательство, 1973.

Гайдар А.П. Повести. – Москва: Московский рабочий, 1986.

Ершов П.П. Конёк-горбунок. – Москва: «Детская литература», 1990.

Давыдычев Л.И. Руки вверх или враг №1. – Пермь: «Мастер-ключ», 2006.

Воробьёв В.И. Сказки. – Пермь: ОАО «ИПК «Звезда», 2010.

Сколько лет самой «пожилой» книге нашей школьной библиотеки? А самой новой? (ответы детей)

Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была? (ответы детей)

А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги? (ответы детей)

III Постановка темы, целей.

Сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара, ведь наше занятие пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле. Слайд 4.

Расшифруйте название корабля, используя шифр. Слайд 5.

Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными. Слайд 6, 7.

IV . Основная часть

1. Книги в Древнем Египте.

Библиотекарь. Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет. Слайд 8.

В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Слайд 9.

Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. Слайд 10.

Практическая работа.

Ребята, давайте представим себя древними египтянами и попробуем написать на глине слова: книга, слово.

Библиотекарь. Позднее египтяне изобрели папирус.Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Слайд 11.

Вопросы:

Из чего делали книги древние египтяне?

2. Книги в Древней Греции.

Библиотекарь. Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию. Слайд 12.

Библиотекарь. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен. Слайд 13.

Вопросы

Какой материал для письма был придуман?

Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?

3. Книги в Древнем Китае.

Библиотекарь. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. Слайд 14.

Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Слайд 15.

Практическая работа.

Ребята, представим себя древними китайцами и попробуем написать на шёлковой ткани иероглиф, обозначающий слово «книга».

    П исьмо иероглифа, обозначающего слово «книга».

Библиотекарь. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке. Слайд 16.

Вопросы

Кто изобрёл бумагу?

Из какого растения делали бумагу в Древнем Китае?

Почему секрет изготовления бумаги долго хранился?

4. Создание первой печатной книги в Германии.

Библиотекарь. Приглашаю вас, ребята, отправиться в Германию. Слайд 17.

Здесь в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Слайд 18, 19.

Вопросы

Кто изобрёл первый печатный станок?

5. История создания книги в России.

Библиотекарь. А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга. Слайд 20.

Как вы думаете, из чего создавались книги на Руси, когда ещё не было бумаги?

Рассказ ученика (заранее подготовленного). В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Слайд 21.

Практическое упражнение. С помощью железного стержня напишите на бересте слово «грамота».

Рассказ ученика. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие. Слайд 22, 23.

З адание. К числу древних книг относится книга «Пчела» (вторая половина 14 века), предназначенная для домашнего чтения и содержащая поучения. Восстановите отрывок текста из этой книги. Объясните смысл высказываний. Слайд 24.

(Хороший советник лучше любого богатства.

Учение для знатных – украшение, для бедных - спасение).

Библиотекарь. И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.Послушайте рассказ первопечатника Ивана Федорова. Слайд 26, 27.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол». Слайд 28.

Вопросы

В каком городе появилось книгопечатанье?

Какой царь дал разрешение на книгопечатанье?

Как называлась первая печатная книга?

Как вы думаете, сколько времени работал Иван Федоров с помощниками над первой печатной книгой?

Библиотекарь. В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. На следующем библиотечном уроке вы узнаете о том, как, где и кем создаются современные книги.

V . Разгадывание кроссворда.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия. Разгадайте кроссворд. Слайд 30.

Вопросы к кроссворду:

    Как в древности хранили книги из папируса?

    Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных?

    Из чего делали книги древние египтяне?

    Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам?

    На чём ещё писали в Древнем Египте?

VI . Повторение

1. Составление рассказа по плану.

    Дети по желанию рассказывают.

2. Обзор литературы

Библиотекарь. Много интересного об истории создания книги вы можете узнать из следующих источников:

    Книга Осетрова Е.И. «Аз – свет миру» рассказывает об истории русской письменности и древнерусских писателях.

    В хрестоматии «Твоя Россия» вы сможете найти интересную информацию о создании берестяных грамот, о летописцах, о библиотеке князя Ярослава Мудрого.

VIII . Рефлексия.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что было для вас интересным? Что вы узнали нового? Что пожелаете друг другу? Дополните фразы.

Слайд 32.

    Сегодня на уроке я узнал (а)…

    Мне было интересно …

    Я желаю ребятам…

Библиотекарь. А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.

Список литературы

    Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы/ М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).

    Осетров Е.И. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной, печатной/ Худ. Г.Ордынский. – М.: Дет.лит., 1989. – 303 с.: ил.

    Пузанов Б.П. История России: учеб. Для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [ Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 311 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).

    Резник Н.М. Как слово зародилось…// Читаем, учимся, играем. 2003. №1.