В чем заключаются особенности высшей нервной деятельности человека? Специфические особенности внд человека. понятие о сигнальных системах Специфической особенностью внд человека является наличие

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-1.jpg" alt="> Особенности высшей нервной деятельности человека Лекция-1 я Первая и"> Особенности высшей нервной деятельности человека Лекция-1 я Первая и вторая сигнальные системы

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-2.jpg" alt="> Исходный базовый принцип физиологии высшей нервной деятельности составляет основной закон"> Исходный базовый принцип физиологии высшей нервной деятельности составляет основной закон биологии - единство организма и среды. Этот закон предусматривает приспособительную изменчивость организма относительно среды. Современная нейробиология идет по пути обоснования диалектического единства организма и среды, структуры и функции, субстрата и его свойств.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-3.jpg" alt="> В свое время И. П. Павлов писал, что многие просчеты физиологии"> В свое время И. П. Павлов писал, что многие просчеты физиологии связаны с тем, что «представление об организме как целой системе коренится в нас недостаточно прочно»

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-4.jpg" alt="> ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Исторический аспект) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-5.jpg" alt="> 1. История физиологии высшей нервной деятельности до 201 г до н."> 1. История физиологии высшей нервной деятельности до 201 г до н. э. 2. История физиологии высшей нервной деятельности от Рене Декарта до начала XIXв. 3. Начало XIXв (становление психологии) 4. Конец XIXв - XXв. 5. Начало XXI века.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-6.jpg" alt="> Платон (427 - 347 до н. э.) - древнегреческий "> Платон (427 - 347 до н. э.) - древнегреческий философ, ученик Сократа. Разработал учение о бессмертии и переселении душ Аристотель (384 - 322 до н. э.) - древнегреческий философ, автор первого трактата о душе. В нем он выделил три души: растительную, животную и разумную, или человеческую, Эпикур (341 - 270 до н. э.) - допускал возможность самопроизвольного отклонения атомов, которую клал в основу своего учения о душе и свободой воле.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-7.jpg" alt="> физиологии высшей нервной деятельности от французского естествоиспытателя Рене Декарта до"> физиологии высшей нервной деятельности от французского естествоиспытателя Рене Декарта до начала XIXв Исключительное значение для развития материалистических взглядов в изучении физиологических основ психической деятельности имело обоснование Ренэ Декартом (1596- 1650) рефлекторного механизма взаимоотношения организма и среды.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-8.jpg" alt="> Чешский анатом, физиолог и врач Й. Прохазка (1749- 1820) Он"> Чешский анатом, физиолог и врач Й. Прохазка (1749- 1820) Он впервые подошел вплотную к истинному пониманию физиологических механизмов высшей нервной деятельности. Говоря о психофизиологических исследованиях Прохазки, следует прежде всего отметить, что именно им в 1800 г. был введен в науку сам термин «рефлекс» (от лат. «рефлексе» - отраженный) и впервые дано классическое описание рефлекторной дуги.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-9.jpg" alt="> В процессе эволюции животных, филогенетического развития мозговых структур соотношение врожденных и"> В процессе эволюции животных, филогенетического развития мозговых структур соотношение врожденных и приобретенных реакций закономерно меняется. Исходя из этого И. П. Павлов вводит разделение понятий высшей нервной деятельности и низшей нервной деятельности.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-10.jpg" alt="> Низшая нервная деятельность определена как деятельность низших отделов головного мозга"> Низшая нервная деятельность определена как деятельность низших отделов головного мозга и спинного мозга, заведующих главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-11.jpg" alt="> Высшая нервная деятельность была определена как условнорефлекторная деятельность ведущих отделов"> Высшая нервная деятельность была определена как условнорефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных - больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру т. е. поведение.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-12.jpg" alt=">Эволюция мозга позвоночных ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-13.jpg" alt=">Мозг позвоночных как основа обучения ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-14.jpg" alt="> Все рефлексы целостного организма могут быть разделены на две большие группы: безусловные"> Все рефлексы целостного организма могут быть разделены на две большие группы: безусловные и условные

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-15.jpg" alt="> Безусловные рефлексы Реакции организма, встречающиеся у всех животных данного вида."> Безусловные рефлексы Реакции организма, встречающиеся у всех животных данного вида. Они являются наследственно закрепленными, врожденными. Большинство безусловных рефлексов сохраняется у позвоночных животных после удаления коры больших полушарий головного мозга. безусловные рефлексы осуществляются при участии низших отделов центральной нервной системы - спинного, продолговатого, среднего и промежуточного мозга и подкорковых ядер больших полушарий.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-16.jpg" alt=">Особенности организации безусловного рефлекса (инстинкта) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-17.jpg" alt="> В переводе с латинского языка слово “инстинкт” означает “побуждение”. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-18.jpg" alt="> Подобно всем рефлексам, инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних раздражений."> Подобно всем рефлексам, инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних раздражений. Так, появление половых и родительских рефлексов стимулируется накоплением продуктов соответствующих желез и гормонов внутренней секреции и такими внешними раздражителями, как свет, пища, температура, природная обстановка и др.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-19.jpg" alt="> Инстинктивные реакции наделяют животных набором адаптивных реакций, которые находятся в"> Инстинктивные реакции наделяют животных набором адаптивных реакций, которые находятся в состоянии «готовности» и возникают при первой же их необходимости. Богатый набор инстинктов создает явные преимущества для ряда низших животных, но особенно для животных с коротким сроком жизни (например, насекомые) или лишенных родительских забот.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-20.jpg" alt="> ОБУЧЕНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-21.jpg" alt="> условнорефлекторная связь в противоположность безусловнорефлекторной не является врожденной и"> условнорефлекторная связь в противоположность безусловнорефлекторной не является врожденной и образуется в результате обучения.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-22.jpg" alt="> Основным физиологическим фондом, на базе которого формируются условнорефлекторные, или временные, связи,"> Основным физиологическим фондом, на базе которого формируются условнорефлекторные, или временные, связи, являются врожденные, безусловные рефлексы.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-23.jpg" alt="> Условные рефлексы составляют определенный фонд «знаний» , индивидуального опыта животных и"> Условные рефлексы составляют определенный фонд «знаний» , индивидуального опыта животных и человека. Они формируются (накапливаются) при определенных условиях индивидуальной жизни организма и исчезают при отсутствии соответствующих условий, отличаясь тем самым от врожденных форм приспособления. Результаты условнорефлекторного научения часто включаются в качестве скрытых, едва заметных компонентов в сложные поведенческие акты.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-24.jpg" alt="> Последовательная цепь условно- рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном,"> Последовательная цепь условно- рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени устойчивом порядке, называется динамическим стереотипом. Вся жизнь человека и его поведение представляют собой сложную динамическую целостную систему. Формирование профессиональных навыков, как проявление динамического стереотипа.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-25.jpg" alt=">Физиологической основой динамического стереотипа является наличие связей между корой больших полушарий и"> Физиологической основой динамического стереотипа является наличие связей между корой больших полушарий и подкоркой. Чем чащеподкрепляется эта связь, тем прочнее динамический стереотип. Повторение- мать учения

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-26.jpg" alt="> Привыкание Важным биологическим механизмом приспособления к окружающей среде является"> Привыкание Важным биологическим механизмом приспособления к окружающей среде является «научение не отвечать» на раздражители, теряющие «значение» для организма. Такую форму индивидуального приобретения опыта называют привыканием

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-27.jpg" alt="> Все условные рефлексы были разделены на классические и инструментальные. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-28.jpg" alt="> Если же условная реакция не имеет связи с вызывающим ее безусловным"> Если же условная реакция не имеет связи с вызывающим ее безусловным раздражителем, то в таком случае мы имеем дело с инструментальным, или оперантным, условным рефлексом. рефлексы условные инструментальные (оперантные) - при их выработке подкрепление безусловное дается лишь по возникновении определенной двигательной реакции.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-29.jpg" alt="> Различие между классическими и инструментальными условными рефлексами проводится прежде всего на"> Различие между классическими и инструментальными условными рефлексами проводится прежде всего на уровне различия в методике их выработки; вопрос же о том, до какой степени различаются внутренние процессы, лежащие в основе формирования этих реакций, остается пока открытым.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-30.jpg" alt=">МЕХАНИЗМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-31.jpg" alt="> И. П. Павлов считал, что замыкание временных связей происходит в коре"> И. П. Павлов считал, что замыкание временных связей происходит в коре больших полушарий головного мозга между тем пунктом, который воспринимает условный раздражитель, и корковым представительством безусловного рефлекса. Каждый условный сигнал поступает в корковый конец анализатора, в проекционную зону, соответствующую модальности стимула. Каждый безусловный раздражитель, центр которого расположен в подкорковых структурах, имеет свое представительство в коре больших полушарий мозга.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-32.jpg" alt=">Схематическое изображение условного рефлекса с двусторонней связью (по Э. Л. Асратяну,"> Схематическое изображение условного рефлекса с двусторонней связью (по Э. Л. Асратяну, 1970). А - кортикальный пункт мигательного рефлекса, Б - пищевого рефлекса, В и Г - подкорковые центры мигательного и пищевого рефлексов; I - прямая временная связь, II - обратная

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-33.jpg" alt=">Динамика условнорефлекторной деятельности (процессы торможения) ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-34.jpg" alt="> Изучая закономерности условнорефлекторной деятельности мозга, И. П. Павлов установил, что"> Изучая закономерности условнорефлекторной деятельности мозга, И. П. Павлов установил, что существует два вида торможения - безусловное (внешнее) и условное (внутреннее).

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-35.jpg" alt="> Внешнее (безусловное) торможение есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных"> Внешнее (безусловное) торможение есть процесс экстренного ослабления или прекращения отдельных поведенческих реакций при действии раздражителей, поступающих из внешней или внутренней среды

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-36.jpg" alt="> Так, собака, у которой выработан прочный условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической"> Так, собака, у которой выработан прочный условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, перестает выделять слюну, если во время включения условного раздражителя дать, например, резкий звонок.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-37.jpg" alt="> В школьной практике условные рефлексы детей, связанные, например, с"> В школьной практике условные рефлексы детей, связанные, например, с письмом, тормозятся, если на учащихся действует какой-либо достаточно сильный посторонний раздражитель. Таким раздражителем может быть, например, удар грома, громкий голос учителя, чувство голода, духота и т. п.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-38.jpg" alt="> К внешнему торможению И. П. Павлов относит и запредельное торможение."> К внешнему торможению И. П. Павлов относит и запредельное торможение. Оно возникает в тех случаях, когда сила действия условного раздражителя значительно увеличена.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-39.jpg" alt="> В отличие от внешнего внутреннее, или условное, торможение наступает не сразу"> В отличие от внешнего внутреннее, или условное, торможение наступает не сразу под воздействием вызывающих его факторов, а вырабатывается постепенно. Так, при многократном неподкреплении условного раздражителя, например зажигания электрической лампочки, безусловным, т. е. кормлением, количество отделяемой слюны постепенно уменьшается и, наконец, совершенно прекращается. Такого рода торможение называют угасанием.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-40.jpg" alt="> Угасание условных рефлексов, связанных с обучением, наблюдается у школьников в тех"> Угасание условных рефлексов, связанных с обучением, наблюдается у школьников в тех случаях, когда усвоенный ими учебный материал не находит своего постоянного закрепления повторением. В таких случаях знания учащихся непрочны и быстро утрачиваются.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-41.jpg" alt="> К внутреннему торможению относится дифференцированное торможение. Особым видом"> К внутреннему торможению относится дифференцированное торможение. Особым видом внутреннего торможения является выработка так называемого условного тормоза.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-42.jpg" alt=">ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-43.jpg" alt="> Первая сигнальная Вторая сигнальная система система, 1. Все сигналы"> Первая сигнальная Вторая сигнальная система система, 1. Все сигналы внешней и 1. Слова, внутренней среды которые 2. Непосредственно обозначают все е воздействие на сигналы рецепторы. 2. Речевое общение. Павлов назвал вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой» к механизмам высшей нервной деятельности человека

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-44.jpg" alt="> Речь составляет вторую сигнальную систему, она имеется только у людей. "> Речь составляет вторую сигнальную систему, она имеется только у людей. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка. И. П. Павлов писал, что «слово сделало нас людьми. . . » .

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-45.jpg" alt=">Структуры коры, с которыми связана речь. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-46.jpg" alt=">Сканирование активного мозга ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-47.jpg" alt="> Функции речи 1. Коммуникативная – сообщение (диалог. Чтение) или побуждение к действию."> Функции речи 1. Коммуникативная – сообщение (диалог. Чтение) или побуждение к действию. 2. Регулирующая – исключительно для человека, это сознательная форма психической деятельности в виде внутренней речи. 3. Программирующая функция речи проявляется в переведении внутренней речи в развернутую, правильную устную речь

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-48.jpg" alt="> Речь состоит из слов. Одни слова обозначают предметы, явления "> Речь состоит из слов. Одни слова обозначают предметы, явления и. т. д. , Но язык - это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают слова в предложения и позволяют рассказывать о связях между реальными предметами и событиями. Говоря о второй сигнальной системе, И. П. Павлов имел в виду не только слова, но и законы, которые позволяют связывать слова в осмысленные сообщения.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-49.jpg" alt="> Язык представляет собой систему кодов, обозначающую объекты и их отношения. В этой"> Язык представляет собой систему кодов, обозначающую объекты и их отношения. В этой системе кодов формируются понятия.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-50.jpg" alt="> Слова, близкие по смыслу, образуют ядро смысловых связей ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-51.jpg" alt="> У животных левое и правое полушария головного мозга выполняют сходные"> У животных левое и правое полушария головного мозга выполняют сходные функции. У человека одно из полушарий, чаще левое, доминантное. В нем находятся центры, управляющие речью. Второе полушарие оказывается подчиненным.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-52.jpg" alt="> Речевые функции полушарий Понимание словесных раздражителей и осуществление словесных реакций"> Речевые функции полушарий Понимание словесных раздражителей и осуществление словесных реакций связано с функцией доминирующего, речевого полушария. Клинические данные, полученные при изучении поражений мозга, а также результаты электрической стимуляции структур мозга во время операций на мозге позволили выявить те критические структуры коры, которые важны для способности говорить и понимать речь

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-53.jpg" alt="> К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он"> К передним отделам речевых зон коры относится и центр Брока. Он расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при которой нарушается собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-54.jpg" alt="> Больные с афазией Брока большую часть своих ошибок осознают. Говорят "> Больные с афазией Брока большую часть своих ошибок осознают. Говорят они с большим трудом и мало.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-55.jpg" alt="> Другая форма расстройства речевой функции - чувствительная (височная афазия Вернике)"> Другая форма расстройства речевой функции - чувствительная (височная афазия Вернике) - характеризуется расстройством восприятия речи. Человек не понимает речи, возникает избирательная глухота на слова; способность же речи не только сохранена, но проявляется даже повышенной говорливостью.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-56.jpg" alt="> Развитие речи 1. Формирование ассоциативной коры 2. Критические периоды развития"> Развитие речи 1. Формирование ассоциативной коры 2. Критические периоды развития речи - от 2 до 4 лет

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-57.jpg" alt=">Называние увиденного предмета ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-58.jpg" alt=">Формирование ассоциации между зрительным и слуховым образом квадрат ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-59.jpg" alt="> Этапы развития речи 1. Н-Н Непосредственный раздражитель – непосредственная реакция До 5"> Этапы развития речи 1. Н-Н Непосредственный раздражитель – непосредственная реакция До 5 -6 месяцев 2. С – Н Слово – непосредственная реакция 5 -8 месяцев 3. Н – С Непосредственный раздражитель – слово. От 8 месяцев до 2 лет 4. С – С Слово – слово, диалог 3 – 4 года

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-60.jpg" alt=">Н-Н Развиваются ассоциативные зоны коры. Слово пока просто звук, такой же раздражитель,"> Н-Н Развиваются ассоциативные зоны коры. Слово пока просто звук, такой же раздражитель, как и любой шум, свет С–Н Слово уже является сигналом второй сигнальной системы. Пройден период генерализации, когда главным были сам звук, интонация, индивидуальные особенности говорящего. Пройден и период дифференциации, слово уже обозначает предмет, вторая человека, ситуацию. Можно говорить о том, что сигнальная система сформирована, слово уже стало «сигналом сигналов» . Н–С Непосредственным раздражителем служит ситуация, предмет, человек. Ребенок уже может обозначить эти раздражители словами. Формируются ассоциации: вначале слово – интегратор 1 порядка К концу 2 года появляются слова – интеграторы 2 порядка С–С Появляются слова – интеграторы 3 порядка Сформированы представления о соотношении вещей: больше, меньше. Сформированы Словарный запас 500 – 700 слов. речевые стереотипы родного языка.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-61.jpg" alt="> ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-62.jpg" alt="> Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных"> Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-63.jpg" alt="> Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности Крупной"> Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности Крупной заслугой И. П. Павлова явилось то, что он связал четыре типа темперамента, выделяемых античной классификацией, со свойствами нервной системы, выделив среди них силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процесса. Четыре основных типа комбинаций этих свойств И. П. Павлов описал как четыре типа высшей нервной деятельности.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-64.jpg" alt="> Холерик - сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре"> Холерик - сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-65.jpg" alt="> Сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в "> Сангвиник - сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-66.jpg" alt="> Флегматик-сильный и уравновешенный, инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но"> Флегматик-сильный и уравновешенный, инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-67.jpg" alt="> Меланхолик-слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик"> Меланхолик-слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-68.jpg" alt="> Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности."> Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И. П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-69.jpg" alt="> Итог Сильный Слабый Неуравновешенный"> Итог Сильный Слабый Неуравновешенный Уравновешенный Подвижный Инертный

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-70.jpg" alt="> Анализ биографии выдающихся деятелей науки, техники, литературы и искусства убеждает"> Анализ биографии выдающихся деятелей науки, техники, литературы и искусства убеждает в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигли люди разных темпераментов. В одной лишь русской художественной литературе мы встречаем холерика А. С. Пушкина, сангвиника А. И. Герцена, флегматика И. А. Гончарова, меланхолика Н. В. Гоголя.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-71.jpg" alt="> Темперамент в структуре индивидуальности Темперамент - это совокупность"> Темперамент в структуре индивидуальности Темперамент - это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. Исследователи выделяют большое число самых различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многие другие.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-72.jpg" alt="> Художественный тип характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй."> Художественный тип характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. Люди художественнго типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-73.jpg" alt="> Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой,"> Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления. Средний тип характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем. Большинство людей относится к этому типу.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-74.jpg" alt="> Средний, или смешанный, характеризующийся уравновешенностью сигнальных систем, образного и словесного "> Средний, или смешанный, характеризующийся уравновешенностью сигнальных систем, образного и словесного мышления; люди этого типа в равной степени склонны пользоваться в своем мышлении и словесными понятиями, и образными представлениями.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-76.jpg" alt="> Мозг и сознание Сознание - функция человеческого мозга."> Мозг и сознание Сознание - функция человеческого мозга. Его часто определяют как «высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественноисторическому существу»

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-77.jpg" alt="> подсознание. Неосознаваемые психические процессы охватывают обширную сферу явлений."> подсознание. Неосознаваемые психические процессы охватывают обширную сферу явлений. П. В. Симонов предлагает выделять среди них по крайней мере две группы. Первая группа - подсознание. К ней принадлежит все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, глубоко усвоенные человеком нормы поведения, мотивационные конфликты, вытесненные из сферы сознания. Подсознание предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-78.jpg" alt="> сверхсознание Другая группа неосознаваемых психических явлений - сверхсознание или интуиция,"> сверхсознание Другая группа неосознаваемых психических явлений - сверхсознание или интуиция, связана с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание - источник новой информации, гипотез, открытий. Его нейрофизиологическая основа - трансформация следов памяти и порождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-79.jpg" alt=">Анализ и синтез ">

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-80.jpg" alt="> Важную роль в организме играет способность вычленять из множества раздражений"> Важную роль в организме играет способность вычленять из множества раздражений те, которые в данный момент имеют для него наибольшее значение. Такое различение носит название анализа раздражений.

Src="https://present5.com/presentation/3/162173915_182861620.pdf-img/162173915_182861620.pdf-81.jpg" alt="> Наряду с анализом раздражений в коре непрерывно совершается их синтез,"> Наряду с анализом раздражений в коре непрерывно совершается их синтез, т. е. объединение возбуждений, которые возникают в разных участках коры, благодаря чему происходит взаимодействие между нервными процессами, протекающими в различных ее зонах.

Животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизические механизмы, которые определяют особенности его внд. Павлов считал, что специфика внд человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миров, который стал возможен в результате деятельности людей и который выразился в речи.

Основа высшей нервной деятельности - условные , возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразно на внешние и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее УР способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.

Раздражителями для образования условных рефлексов у человека являются не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать , накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде . Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.

Две сигнальные системы действительности

Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом “вводится новый принцип нервной деятельности -отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов -принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека -науку”.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции -коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

I СС является физиологической основой конкретного (предметного) мышления и ощущений; а II ССД – основой абстрактного (отвлеченного) мышления. Совместная деятельность сигнальных систем у человека является физиологической основой умственной деятельности, основой общественно-исторического уровня отражения как сущности психики и преобразования образов и сигналов в представления.

II СС является высшим регулятором человеческого поведения. II СС, взаимодействуя с I СС, служит физиологической основой специфически человеческих форм отражения действительности – сознательного отражения, регулирующего целенаправленную планомерную деятельность человека не просто как организма, а как субъекта общественно-исторической деятельности.

С точки сигнальных систем ВНД человека имеет три уровня своего механизма:

  • первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы;
  • второй уровень – подсознательный, его основу составляет I СС;
  • третий уровень – сознательный, его основу составляет II СС.

Речь значительно повысила способность мозга человека отражать действительность. Она обеспечила высшие формы анализа и синтеза.

Сигнализируя о том или ином предмете, слово выделяет его из группы других. Это аналитическая функция слова. В то же время слово как раздражитель имеет для человека и обобщающее значение. Это проявление его синтетической функции.

Физиологический механизм приобретенных сложных форм обобщения заложен у человека в свойствах слова как сигнала сигналов. Слово в этом качестве формируется благодаря его участию и образованию большого количества временных связей. Степень обобщения нельзя рассматривать как постоянную, устойчивую категорию, потому что она меняется, и, что особенно важно, в зависимости от условий формирования временных связей у учащихся в процессе их . В физиологическом отношении в основе обобщения и отвлечения выступают два принципа:

  1. образование системности в ;
  2. постепенное сокращение сигнального образа.

Исходя из этих представлений о сущности механизма процесса обобщения, оказывается более понятным и представление об основах формирования новых понятий. В этом случае превращение слов в интеграторы различных ступеней следует рассматривать как развитие у школьников более широких понятий. Такие изменения приводят к построению все более сложной системности и к более широкому развитию объема интеграции. Угасание условных связей, входящих в эту систему, суживает объем интеграции и, следовательно, затрудняет формирование новых понятий. Отсюда следует вывод, что формирование понятий в физиологическом смысле имеет рефлекторную природу, т.е. его основу составляет формирование временных связей на речевой условный сигнал с адекватным ему безусловно-рефлекторным подкреплением.

У ребенка младшего школьного возраста в связи с недостаточным развитием второй сигнальной системы преобладает наглядное мышление, поэтому и его имеет преимущественно наглядно-образный характер. Однако вместе с развитием второй сигнальной системы у ребенка зарождается начало теоретического, отвлеченного мышления.

Взаимодействие сигнальных систем является наиболее важным фактором в формировании конкретного и абстрактного. В процессе установления взаимоотношений между сигнальными системами возможно появление помех преимущественно за счет наиболее ранимой второй сигнальной системы. Так, например, при отсутствии стимулов, способствующих развитию второй сигнальной системы, мыслительная деятельность ребенка задерживается, а преобладающей оценочной системой его взаимоотношения с окружающей средой остается первая сигнальная система (образное, конкретное мышление). Вместе с тем желание воспитателя как можно раньше заставить проявиться абстрактным способностям ребенка, не соизмеряя это с достигнутым ребенком уровнем умственного развития, тоже может привести к нарушению проявлений второй сигнальной системы. В этом случае первая сигнальная система выходит из под контроля второй сигнальной системы, что легко можно заметить по поведенческим реакциям ребенка: у него нарушается способность к обдумыванию, спор приобретает не логический, а конфликтный, эмоционально окрашенный характер. У таких детей быстро развиваются срывы в поведении, появляются обидчивость, плаксивость, агрессивность.

Нарушение взаимоотношений между сигнальными системами можно устранить педагогическими приемами. Примером этого могут быть средства и методы, применявшиеся А.С.Макаренко. Воздействуя словом (через вторую сигнальную систему) и подкрепляя действием (через первую сигнальную систему), ему удавалось нормализовать поведение даже у очень «трудных» детей. А.С.Макаренко считал, что главное в развитии ребенка – умелая организация его разнообразной активной деятельности (познавательной, трудовой, игровой и др.). Взаимодействие сигнальных систем способствует формированию такой деятельности и, очевидно, что этим обеспечивается, кроме того, и необходимое развитие нравственного воспитания.

Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению. Поэтому в начальных классах занятия должны быть построены так, чтобы уроки, требующие преобладающей деятельности второй сигнальной системы (например, ), чередовались с уроками, в которых преобладала бы деятельность первой сигнальной системы (например, естествознание).

Учение о сигнальных системах имеет важное значение для педагогики еще и потому, что предоставляет учителю большие возможности для установления необходимого взаимодействия между словесным объяснением и наглядностью в процессе обучения, для воспитания у учащихся умения правильно соотносить конкретное с абстрактным. «Живое слово» учителя уже является средством наглядности. Искусство владеть словом заключается, прежде всего, в умении вызвать у учащихся яркое представление, «живой образ» того, о чем рассказывает учитель. Без этого рассказ учителя всегда скучен, неинтересен и плохо сохраняется в памяти учащихся. Важно в практике учителя также и умелое сочетание слова с наглядностью. В школьной методической практике установилось прочное убеждение в несомненной пользе наглядного обучения, что относится преимущественно к обучению в начальных классах. Действительно, в учебном процессе предметная наглядность выступает и как объект изучения, и как источник знаний, усваиваемых учащимися в процессе обучения. Наглядность обучения является средством организации разнообразной деятельности учащихся и используется учителем для того, чтобы обучение было наиболее результативным, доступным и способствовало развитию детей. Совместное действие слов и средств наглядности способствует появлению внимания учащихся, поддерживает их к изучаемому вопросу.

Сочетание слова с наглядностью принимает одну из наиболее употребительных форм: слово выступает как условный сигнал для деятельности учащегося, например, как сигнал для начала изучения им программного вопроса, а наглядность служит средством восприятия. Причем, сущность явления воспринимается учащимися из словесного объяснения, а наглядность лишь служит средством, подтверждающим правильность объясняемого, и создает убежденность в этом. Учитель может применять каждый метод в отдельности или оба вместе, но всегда следует помнить, что в физиологическом плане они не однозначны. Если при первом способе применения наглядности у учащихся преобладающим оказывается развитие первой сигнальной системы, что выражается в формировании конкретного представления об изучаемом предмете или явлении, то во втором, напротив, преобладающее развитие получает вторая сигнальная система, что выражается в формировании абстрактного представления, которое играет здесь большую роль, т.к. наглядное только подтверждает абстрактное представление. При правильном применении каждого из этих методов можно добиться необходимого взаимоотношения между первой и второй сигнальными системами, не делая ни одну из них чрезмерно преобладающей. В противном случае у учащегося окажется более развитой или способность воспринимать только конкретное, и тогда он будет в трудном положении каждый раз, когда необходимость заставит его применить способности к абстрагированию, или, может быть, наоборот, – способность воспринимать только абстрактное будет ставить учащегося в трудное положение каждый раз, когда он должен будет обратиться к конкретному материалу. Следовательно, сочетание словесного объяснения с наглядностью может служить педагогике и оказаться эффективным только в том случае, если учитель найдет средства к установлению необходимой взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами действительности, выражающими у людей конкретное и абстрактное представления об окружающей среде.

В опытах с животными И.П. Павлов установил, что у некоторых животных положительные условные рефлексы образуются быстро, а тормозные медленно. У других животных, наоборот, положительные условные рефлексы вырабатываются медленно, а тормозные быстрее. У третьей группы животных и те и другие рефлексы вырабатываются легко и прочно закрепляются. Было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей ВНД - имеется в виду динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов. Она характеризуется следующими тремя типологическими свойствами:

1) силой нервных процессов - работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;

2) уравновешенностью нервных процессов - соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;

3) подвижностью нервных процессов - скоростью смены процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания этих свойств выделяются 4 типа ВНД.

Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип).

Второй тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, процессы эти подвижны (безудержный тип).

Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип).

Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).

Т. е. типом ВНД является определенное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, характерных для ВНД того или иного индивидуума.

Различные типы ВНД лежат в основе четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматичес­кого, меланхолического.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно реагирует на их действие (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).



При недостаточной подвижности нервных процессов

11.) организм не может быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болезненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротические состояния. Но, как показали исследования И.П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соответствующих условий жизни. Природные конституционные особенности организма могут быть изменены - такой оптимистичный вывод сделал И.П. Павлов, исходя из научно-экспериментальных данных.

Особенности ВНД человека

Рассмотренные выше принципы и закономерности ВНД являются общими для животных и для человека. Однако ВНД человека существенно отличается от ВНД животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности - это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) - это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. И.II. Павлов: со словом «вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов - принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека - науку».

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции - коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.

Существует 4 типа ВНД (см. выше). Но у людей име

11.) ются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это дало И.П. Павлову основание разделить ВНД человека на три типа:

1) мыслительный: К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

2) художественный: К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

3) средний (смешанный): тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми.

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, является нежелательным качеством человека.

«Нужно помнить, - говорил И.П. Павлов, - что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему и в связи с последней, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы оказываетесь пустословом, болтуном и не найдете себе места в жизни».

У людей с чрезмерным преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации.

Итак, выше были рассмотрены основные положения учения И.П. Павлова о ВНД. Многие из этих положений не утратили своей значимости и в наши дни. Однако некоторые из них были уточнены и развиты далее учениками и последователями великого физиолога.

Современные исследования ВНД характеризуются развитием интегрального подхода к изучению целостной работы мозга.

Механизмы образования и динамики условных рефлексов, обеспечивающих индивидуальное приспособление к изменяющимся условиям среды, у человека и животных общие. Однако человек резко отличается по своему поведению от животных благодаря особым механизмам нервной деятельности.

Такие особенности высшей нервной деятельности человека, как речь, сознание, отвлеченное мышление, развились в связи с трудом, благодаря которому люди смогли сознательно воздействовать на природу. Вместе с тем и внешняя среда для человека имеет качественно новое содержание, чем для животных, так как это социальная среда, общество людей, наделенных сознанием и живущих по законам общественного развития.

Главное отличие высшей нервной деятельности человека от животных - мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности.

Мышление - сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач. Процессы мышления сводятся к образованию общих представлений и понятий, а также сведений и умозаключений. Помимо словесно-логического, абстрактного, существуют формы эмоционального мышления (оценка), практического или наглядно-действенного мышления.

Речь - это средство общения между людьми в процессе труда, социальной, духовной и личной жизни. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек.

Основываясь на развитии речевой функции у людей. И. П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.

Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира - предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, восприятий, представлений, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления.

Но только у человека существует вторая сигнальная система , связанная с функцией речи, со словами, слышимым (речь) и видимым (письмо). Человек может отвлекаться от особенностей отдельных предметов и находить в них общие свойства, которые обобщаются в понятиях и объединяются тем или иным словом. Например, в слове «птицы» обобщены представители различных родов: ласточки, синицы, утки и многие другие. Подобным образом каждое слово выступает как обобщение.

Для человека слово - это не только сочетание звуков или изображение букв, но прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и мыслях. При помощи слов образуются понятия. Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем - сигналом сигналов.

При обобщении различных явлений человек открывает закономерные связи между ними - законы. Способность человека к обобщению составляет сущность отвлеченного мышления, которое отличает его от животного.

Мышление - результат функции всей коры головного мозга.

Вторая сигнальная система возникла в результате совместной трудовой деятельности людей, при которой речь стала средством общения между ними. На этой основе возникло и развивалось дальше словесное человеческое мышление.

Головной мозг человека - это одновременно центр мышления и связанный с мышлением центр речи.

Способностью к обучению речи человек наделен с рождения. Но если ребенок изолирован от человеческого общества, способность к обучению речи не развивается. Ребенок обучается говорить до 5–6 лет. Если до этого возраста ребенок не овладеет речью, его умственное развитие задерживается.

Речевые функции человека связаны со многими мозговыми структурами. Формирование устной речи связано с лобной долей левого полушария, письменной - с височными и теменными долями.

Основа высшей нервной деятельности - условные рефлексы, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, и позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Выработанные ранее условные рефлексы способны затухать и исчезать благодаря торможению при изменении среды.
Раздражителями для образования условных рефлексов у человека являются не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запах), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.
Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления. Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой нервной системой. Особенностью высшей нервной деятельности человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.
Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.
Первая сигнальная система действительности - это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) - это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.
Вторая сигнальная система имеет две функции - коммуникативную (она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.
Ко второй сигнальной системе относится слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое.
Под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека,которая имеет дело со словесными символами.