Волчанск — самый маленький город России с трамвайным движением. PROMFOTO из ЖЖ: Волчанский трамвай Координаты для GPS-навигатора

Волчанск — самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население — около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один вагон.

Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств.

Основной текст взят с википедии.

Схема маршрута

Грустный фильм о Волчанском трамвае

1. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

2. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

3. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.

4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии — около 7—8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии — кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада.

5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

7. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон.

8. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

9. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3).

10. В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

11. Депо отапливается печкой.

12. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

13. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск — Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

14. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

15. Склад ходовых электродвигателей.

16. В ванне разводят мальков.

17. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас — не знаю. Но информации о закрытии не нашел.

18. Зимняя защита от холода.

19. Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011).

20. Трамвайная линия дважды пересекается с железной дорогой: в одном случае — с малоиспользуемой ж/д веткой, а в другом — с бoлее неиспользуемыми подъездными путями к бывшему лесозаводу.

21. Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций.

22. Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таёжному лесу.

23. Вот такой вот необычный трамвай.

Виртуальная экскурсия по линии.

Большое спасибо директору Волчанского трамвая и всем сотрудникам за гостеприимство и помощь!

Волчанск - самый маленький город в России с действующим трамвайный движением. Население города составляет всего 10 тысяч человек! Трамвай здесь основной вид транспорта, соединяющий южную и северную части города.

Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 8 километров. Линия преимущественно однопутная, с разъездами

В прошлом в Волчанске было две линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез? 5. Линия на разрез была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода

Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, и была разобрана по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

В настоящий момент линия полностью одноколейная, ранее существовавшие разъезды разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу.

Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Лесной Волчанки и 23-24 минуты в сторону Волчанки. На линии работает один вагон. Расписание движения с осени 2013 года - от депо: 7. 05, 8. 05, 9. 05, 16. 05, 17. 05, 18. 05, 19. 05, 20. 05, 22. 05. От Лесной Волчанки - через 25 минут. При этом по трамваю можно в прямом смысле слова сверять часы - рейсы выполняются всегда вовремя.
Интересно, что ещё пару лет назад продавались советские билеты на трамвай, но с надпечаткой

В настоящий момент в Волчанске пять трамваев и одна грузовая платформа. Из них на ходу - четыре вагона.
Депо тоже выглядит довольно необычно..

А теперь самое интересное. Подвижным составом Волчанск может похвастаться перед многими городами. Особенно его разнообразием. В городе всего два вагона одинаковой модели! Это вагоны КТМ-5 85 года выпуска

Из-за особенностей (крайней убитости) сети там до сих пор используют бугельные токоприёмники

А вот и второй КТМ-5

КТМ-8 2000 года выпуска

Этот вагон был принят в дар от губернатора Эдуарда Эргартовича Росселя. Потому вагону сразу приклеилась кличка "Россель". Настолько, что стала встречаться даже в официальной документации

В 2005 году система обзавелась вагоном 71-402 ("Спектр") Уралтрансмашевского производства

И самое "смешное" - КТМ-19 2007 года! И тоже с бугелем!

Сугробы абсолютно не влияют на работу трамвая. Есть два метода борьбы. При малых заносах - весьма логичный и забавный метод. Не припомню, что бы где-то ещё додумались прицепить пассажирскому трамваю бульдозерный отвал

Ну а если "навалит по пояс", в бой идёт тяжёлая техника

Перед трамваем идёт бульдозер и чистит пути

Хотя снег всё равно остаётся, но такую глубину без проблем вспахивают уже и колёса трамвая

Линия пересекала несколько ж/д переездов (сейчас остался только один). Хотя интенсивность движения по этим ж/д путям ещё меньше чем трамвайная..

Есть места где железная дорога идёт рядом с трамвайной

Да и редкие пересечения с автомобильными дорогами оформлены "в стиле" железнодорожных переездов

Ближний путь - трамвайный, дальний - жеоезнодорожный

Царство кривых столбов и путей

Найди рельсы

Когда-то интенсивность трамвайного движения была гораздо выше чем сейчас. А состояние вагонов - гораздо хуже..

Зато как необычно смотрится современный трамвай в зимней тайге

Но вот состояние путей..

Хотя в городских местах всё довольно культурно. Есть даже площадочки для более удобной посадки

Пассажир бежит:)

В любое время года - красота! Сказка

В 2009 году было официально объявлено, что Волчанск - это самый маленький по населению (но не по размерам!) населённый пункт в России, жители которого могут приехать домой на трамвае

Ну и последнее - схема маршрута и закрытых линий. "Петляние" путей вызвано тем, что когда-то планировалось застроить тайгу и объединить две части городка в один. Вот теперь трамвай и поворачивает на так и не построенных перекрёстках..

На севере Свердловской области есть небольшой город Волчанск. Город совсем крошечный, практически деревня, так, что про него даже многие жители других районов Свердлощины никогда не слышали. Зато хорошо слышали про него транспортные фанаты. Ведь это самый маленький город России, в котором имеется свой трамвай! Рядом есть чуть более крупный Краснотурьинск, в котором также есть свой трамвай! Две маленькие, но такие душевные системы в глухой уральской глуши. Как они живут?


Попасть в этот медвежий угол Свердловской области не так то просто. От областного центра Екатеринбурга сюда ехать более 400 км. Напрямую можно доехать только на автобусах, и то, несколько раз в день. Однако можно добраться на поезде до Серова, который находится рядом.

Рядом-то рядом, да не тут то было. Если в Краснотурьинск отсюда ходят автобусы раз в полчаса, то в Волчанск отправляется всего один автобус в день. Оцените масштаб дырости.

Волчанский и краснотурьинские трамваи можно назвать "трамваем" в прямом смысле. Потому что в каждой из систем работает всего по одному вагону. Отправлясь в эти города второго мая, я реально боялся, что могу не застать движение - вдруг из-за праздников трамваи не ходят? Оба раза обстоятельства складывались так, что казалось, что уже всё, не будет трамвая..

Сперва я приехал в Краснотурьинск, т.к. до Волчанска автобус только днём, а автостопом рано утром ехать было лениво. Приехал в несусветную рань, где-то в 7.30 (поезд ЕКБ-Приобье приходит в Серов в 5.18, а там ещё надо ждать автобус). Рассудив логично, что когда трамваи точно ходят, так это с раннего утра, я сразу отправился обследовать линию. Однако трамваев на ней не было видно.

Подойдя к трамвайному депо, нашёл расписание, по которому в выходные и праздничные дни движение начинается с 9 утра. Ну ладно, пока погуляю по городу, благо он весьма интересный.

Застроен немецкими домиками, т.к. здесь жило множество пленных немцев.



Самая главная достопримечательность - градообразующее предприятие Богословский Алюминиевый завод.

С реки открывается на него живописный вид!

К нему же и трамвайная линия ведёт.

Пошёл в другой конец, к набережной. Как раз уже настало 9 часов, по идее вагон мог бы уже выехать.

Но что-то нет его и нет. Где он там катается?

Вот уже больше часа хожу в непосредственной близости от линии, но трамвая не видать..

Конечная "Набережная".

Поднялся на холмик откуда открылся изумительный вид на заснеженный Уральский хребет.

Погуляв ещё по городу, не встретив никаких признаков движения травайчика я в расстройстве собрался заглянуть напоследок в депо, и ехать в Волчанск в надежде на большую удачу там. И тут.. Навстречу едет он!

Оказывается, трамвай в выходные работает не с 9, а вообще с 11! Прикольно, какие совы работают в краснотурьинском трампарке. Тых-тых-тых-тых! Тых-тых-тых-тых!

В этом вагоне нет вай-фая. А в другом, по словам кондукторши, есть. Жалко, интересно было бы посмотреть.

Конечная "Фабрика-кухня" около алюминиевого завода.

Сделав полный круг вдоль всей линии, я пошёл смотреть депо.

Депо очень смешное: территория размером с районный дворик, огорожена вот таким заборчиком. Пройти на территорию можно спокойно.

Я тщетно пытался найти кого-нибудь, кто бы мне разрешил фотографировать, но на всей территории не было ни души. Поэтому пришлось фотографировать без разрешения. :)

Увы, очень всё грустно. Где-то 6-7 нерабочих вагонов - всё имущество трампарка.

Есть "Спектры". Они, похоже, тут на линию вообще никогда не выходили.

В таком виде хранятся запчасти

Второй действующий вагон, который с вай-фаем.

Один из вагонов стоит в цеху.

Длина всей линии 3,5 км. Её можно быстро пройти пешком. Линия полностью однопутная, однако есть разъезды.

Трамвай пользуется не очень большой популярностью с его то интервалами. Больше людей на нём просто так катается. Хотя, может, это просто выходной день такой был.

Кстати, раньше в Краснотурьинске было два маршрута. Второй шёл от депо на запад и заворачивал. Тянулась она и в другую сторону. Сейчас линия совершенно в нерабочем состоянии..

Вот бывшее кольцо "Улица Чкалова".

Ладно, едем дальше в Волчанск. Из Краснотурьинска всего 4 рейса в день туда. Более часто можно добраться из города Карпинска (где до середины 90-х, кстати, тоже был трамвай!).

Если Краснотурьинск производит впечатление пусть и маленького, но города, то Волчанск сразу воспринимается, как разросшаяся деревня.

Состоит город из двух частей, удалённых друг от друга на несколько километров. Автобус сначала заезжает в "центр", потом возвращается на объездную и заезжает в другую, известную, как "4-й разрез", там находится автостанция. Впрочем, автостанция вообще крошечная, состоит из небольшой комнатки 4 на 4 м и кассы.. Вон там вдали.

Трамвай как раз и соединяет эти две части (схема отсюда).

Раньше возил из южной части города рабочих на угольный разрез, находящейся в северной части. Но сейчас предприятия позакрывались, город депрессивный, работы нет..

Кольцо прямо у автостанции. Удобно, не надо думать в какую сторону идти.

Местные жители мне сказали, что трамвай ждать бессмысленно, им никто не пользуется, т.к. он ходит совершенно непредсказуемо, и что мне лучше ехать на автобусе. Ага, конечно. Ради автобуса я, что ли, сюда ехал?

Пока вагона не было, пошёл навстречу ему по линии.

Помнится, на лурке про Волчанск написали примерно так: "собрались строить в тайге город, сначала построили для него трамвай, а потом на город денег уже не хватило". Как-то так оно и выглядит, линия проложена немного по сельским районам, а по большей части - по природе!

Немного новых домов.

Очень скоро жилые районы закончились, и пошёл глухой лес!

Характерная черта волчанского трамвая! Идти по лесной чаще.

Кто-то даже на рельсах прямо костры жжёт. Удобно, наверное, можно же при желании поджечь дрова прямо от контактного провода:)

Длина всей линии - 8 км. Линия полностью однопутная, при этом на ней нет ни одного разъезда. Т.е. даже при желании невозможно будет пустить два вагона! Разве что только один за одним.

Большая часть линии (около 5 км) проходит по лесу!

Сразу обращаю внимание на состояние путей. Когда наступаешь на некоторые рельсы они хлюпают под тяжестью веса.. Страшно представить, как по таким путям вагоны ходят..

Иду и жду, когда навстречу трамвай проедет. Но его нет и нет! Я уже прошёл километров пять, шёл где-то полтора часа..

Неужто, всё же, не работает? Вот ведь расстройство. Также здорово бы было тут прокатиться на трамвайчике. Но если бы он ходил, то должен бы был уже проехать хоть раз за столько времени

Выйдя на прогалину, я решил сделать привал и сел на рельсы отдохнуть. Видимо придётся сюда ещё раз сюда приезжать, хоть и такая неудобная логистика. Может организовать аренду вагона, собрать любителей? Столько фотогеничных мест..

Вдруг... Вдали грохот! тых-тых-тых-тых-тых. тых-тых-тых-тых-тых. Не может быть! Второй раз уже я сегодня доведён до того, что этот звук вызывает у меня вселенскую радость и счастье.

И вот он показывается из-за поворота. Не составило труда трамвай застопить и уехать из леса.

Едем!

Пассажиров очень мало. В вагоне оказалось ещё двое фанатов из Ярославля. а так трамвай обычно ходит пустой..

Вернувшись в район Волчанка, где находится автовокзал, я сразу же на трамвае отправился назад, на южный конец линии. Опять лес.

Весь маршрут трамвай проезжает где-то минут за 40. В другом конце линии находится депо. В отличие от краснотурьинского тут даже нет забора и фиксированной территории. Просто разворотное кольцо, небольшое путевое развитие, пара цехов и простаивающие вагоны.

Пообщавшись со слесарями, я понял весь масштаб трагедии. Волчанский трамвай пребывает в предсмертной агонии. Запчастей нет, инструкций по трамваям тоже нет. Сами слесаря пришли в депо недавно: один с разреза, другой - с электровозов. Никто до этого с трамваями дела не имел, но вроде как у электровозов много общего с ними..

Поэтому даже элементарные проблемы, которые обычно в других городах решаются за 5 минут, тут могут привести к полной остановке движения единственного вагона. Просто никто не знает, как их устранять. А если знают, то может не быть нужных деталей или схем. Их нужно заказывать из Екатеринбурга или откуда-то ещё.

Директор депо не хочет особо тратиться на вызов квалифированных специалистов или хотя бы на инструкции к вагонам. Его подход "ездит и нормально".

Узнав, что я из Москвы и интересуюсь трамваями, слесаря стали пытаться у меня выяснить то, как какие резисторы подключать. Может я знаю. Но увы, мой уровень тут чисто дилетантский, я вообще не представляю, как трамвай внутри устроен, позор..

В депо есть несколько неработающих вагонов, в том числе недавно купленный новый КТМ-19. Стоит уже почти год из-за сгоревшей микросхемы. Больно смотреть.

Единственный действующий вагон КТМ-8 №1 называют "Росселем". По фамилии губернатора, который его подарил. Действующий он, конечно, условно. Слесаря проверяют его после каждого рейса, если тот оканчивается успешно.

А вообще ломается вагон практически постоянно, практически каждый рейс. Но если поломка незначительная, то обычно она устраняется водительницей с кувалдой. Тем не менее, каждый выезд вагона - как на войну. Неизвестно, вернётся ли?

Люди перестали вообще пользоваться трамваем. Ты ж видел сколько народу на нём ехало? Пустили автобус, и все стали ездить на нём. Раньше когда трамвай ходил стабильно, народ ездил. А сейчас кому охота по лесу по сугробам тащится несколько километров. Это сейчас ещё приятно прогуляться, когда хорошая погода. А представь себе каково это зимой, или в дождь?

Практически раз в 2-3 дня вагон где-нибудь ломается. Выезжаем на техничке, чиним на месте, или вытягиваем в депо. И хорошо, если вагон дотянет до жилых районов, а то если в лесу застрянет, приходится трактор вызывать. Вот так всё 1-е января провозились с ним. Раньше нам электровозы снились, а теперь трамваи снятся.

Пока я осматривал депо, трамвай уехал в очередной рейс. Я пошёл ему навстречу, думая как раз застать в лесу.

По дороге осмотрел южную часть Волчанска. Улица вдоль линии - практически весь город! Вдумайтесь в масштаб!

Тоже немецкие домики. Обратите внимание на малолюдность и маломашинность. Реально очень тихо и малонаселённо. И трамвай!

Но трамвай проехал маршрут быстрее, и я его встретил ещё до выхода из жилого квартала. На следующий круг трамвай не поехал, т.к. потребовался ремонт.

Я решил подождать, была надежда, что вагон починят - хотелось ещё раз прокатиться в северную часть. Ремонтировался трамвай около часа, и когда я уж собрался идти уезжать из Волчанска, он таки выехал!

По дороге была ещё аварийная остановка, когда водительнице пришлось полупить по контактам кувалдой. А я доехал до северной части, где ещё есть трамвайный ж.д. переезд!

Много ли вы знаете мест, где на железнодорожных переездах машины пропускают трамваи? Вообще, надо везде так сделать, чтобы неповадно было бензоглотам не уважать трамваи. :))

А вот ещё одно подтверждение того, что трамвай в Волчанске проложили по железнодорожной ветке!

Выйдя на той же прогалине, где и сел, я решил прогуляться по оставшейся части линии. И если по той части, что я шёл днём к линии параллельно идёт автодорога, то здесь реально глухой лес.

Когда-то в лесах были разъезды и на линии ходило несколько вагонов. А ещё раньше была вторая линия на 5-й разрез. А совсем в советские времена, в 50-е существовала междугородняя линия в Карпинск. Думаю, что тут могла бы вырасти крупная агломерация из трёх городов с единой трамвайной сетью. Было бы прикольно:) Но, вышло то, что вышло.

Слесаря из депо запугали меня активизировавшимися клещами, так что я шёл по этим путям с опаской.

Кстати, я тут упомянул вначале, что Волчанск - самый маленький ГОРОД с трамваем в России. Однако именно город! А не населённый пункт. Т.к. существуют ещё меньший, чем Волчанск посёлок Черёмушки

Да вообще, крошечные электротранспортные хозяйства всегда цепляют такой вот душевностью. Маленькое депо, порой вообще не охраняемые или не огороженные. Куда можно спокойно зайти, пообщаться с сотрудниками - водителями, слесарями. Они в таких местах часто приветливые - всё расскажут и покажут. Линии, проходящие по каким-то невероятно глухим совершенно нетипичным для такого вида транспорта местам. И впечатляешься, как оно тут вообще оказалось и работает?

Очень неоднозначное ощущение у меня оставил волчанский трамвай.. С одной стороны - такая уникальная система, ну как такую не сохранить хотя бы ради наследия?

С другой - определённо, если трамвай в Волчанске завтра исчезнет, транспортного коллапса в городе не случится. Просто Волчанск потеряет очень классную фишку. Но это уже будет прекращением издевательств на немногочисленными сотрудниками и водителями.

Реально жалко водительницу, для которой этот постоянно ломающийся вагон, похоже, вечная пытка.. И ладно бы, если б он людей ещё возил. Так ведь не пользуется трамваем никто. Сейчас выходит, что это реально "трамвай ради трамвая"..
Тем не менее, считаю, что Волчанску нужно сохранить этот вид электротранспорта, вложившись в модернизацию его инфраструктуры. Хотя бы ради наследия.

Вот так, спешите увидеть волчанский и краснотурьинский трамваи! Думаю, что приезжать лучше в будний день. И, конечно же, если едете, логично посетить оба города, объехать обе линии. Между городами где-то 20-25 км. При удачной логистике посещение обоих трамваев укладывается в один день. А вот если бы карпинский ещё существовал, то было бы сложнее.


Волчанский трамвай - основной вид транспорта, соединяющий южную и северную части города Волчанска (Свердловская область). Население города составляет около 10 тысяч жителей. Трамвай действует с 31 декабря 1951 года. Система состоит из одной линии протяжённостью примерно в 7-8 километров. // По материалам wikipedia.org


2. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

3. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора ЭВГ-15 по дороге между этими двумя городами.

4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу.

5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

Схема. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 28-29 минут в сторону Лесной Волчанки и 23-24 минуты в сторону Волчанки. На линии работает один вагон. Выходы из депо (южный конечный пункт) осуществляются каждый час с 7:05 до 22:05. Отправление с кольца у автостанции (Лесная Волчанка) осуществляется каждый час с 7:35 до 22:35. Таким образом, вагон заходит в депо в последний раз в 23:05.

7. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

8. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3). Последний прибыл в город в январе 2008 года. Таким образом, Волчанск полностью обновил свой подвижной состав и не испытывает проблем с недостачей вагонов.

10. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети. В депо сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути. В качестве склада используется кузов вагона МТВ-82.

11. По 2009 год в депо находился снегоочиститель ГС-4 (предположительно, не имеющий бортового номера), однажды разворованный охотниками за цветным металлом. Волчанцы планировали восстановить машину, но планы реализованы не были: вагон в итоге был разобран. Чистка снега производится трактором.

12. Согласно местной легенде, Волчанск был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький город в мире, где есть своё трамвайное движение. Такую историю первоначально рассказали гостям города сами волчанцы, откуда она превратилась в популярную байку как в городе, так и за его пределами. В настоящее время многочисленные рассказы о городе и даже официальный сайт администрации города созданный уже в 2010 году ошибочно упоминают этот «факт».

Виртуальный тур по всему маршруту с двух синхронизированных видеокамер:

13. Исправляя эту ошибку, Глава города в 2008 году организовал сбор средств, руководитель муниципального трамвайного хозяйства города подготовил документы и 30 марта 2009 года Волчанск был занесён в книгу рекордов России, где официально подтверждено, что этот город - «самый маленький город с трамвайным движением».

14. Что касается Книги рекордов Гиннесса, то мысли подать заявку остались, однако нашёлся город в Германии - Бад-Шандау - с населением около 3 тысяч человек, где тоже есть свой трамвай. Маршрут трамвай там проходит через восемь поселений и не является по сути городским транспортом. Проведённый анализ ситуации говорит о том, что Волчанск является самым маленьким самым северным городом с трамвайным движением.

15. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», дублируя при этом практически полностью трамвайный маршрут, а также легковые такси.

16. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая.

17. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

18. Организационные изменения, вызвавшие финансовые трудности в 2010 году, поставили под сомнение будущее муниципального предприятия и, как следствие, трамвая в городе. Для эксплуатации трамвая необходимы большие финансовые вложения (на такие мероприятия, как ремонт трамвайного пути, контактной сети, подвижного состава, оплату электроэнергии и так далее).

19. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться.

20. Однако на 2011 год из областного бюджета были выделены небольшие средства на работу трамвая в Волчанске, но этот объем средств настолько мал, что едва удастся поддерживать трамвайное хозяйство в рабочем состоянии.

А также посмотрите фильм:

Выражаю огромную благодарность директору МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» Сметанникову Александру Анатольевичу за помощь в подготовке материала.

Этот объект был посещен в рамках экспедиции

Волчанск - самый маленький город в России с трамвайным движением. Его население - около 10 тыс. жителей. На однопутной трамвайной линии протяженностью 8 километров в одну сторону ходит один вагон.

Держится это все на чистом энтузиазме работающих там людей и скудных бюджетных средств.

Основной текст взят с википедии.

Схема маршрута

Грустный фильм о Волчанском трамвае

1. Трамвайное движение в Волчанске открылось 31 декабря 1951 года. В то время Волчанск ещё не имел статуса города (он получил его только в 1956 году), однако население достигало тридцати тысяч жителей.

2. В прошлом в Волчанске было две городских трамвайных линии: на Лесную Волчанку и на угольный разрез № 5. Последняя линия была закрыта в 1994 году в связи с постоянными кражами контактного провода.

3. Также существовала междугородная трамвайная линия до Карпинска, которая действовала с 1953 года по 22 апреля 1965 года, разобранная по причине перегона своим ходом из Карпинска в Волчанск огромного экскаватора «ЭВГ-15» по дороге между этими двумя городами. Следы этой линии до сих пор читаются вдоль дороги на Карпинск.

4. Волчанский трамвай состоит из одной линии, соединяющей южную и северную части города. Протяжённость линии - около 7-8 километров. Линия одноколейная, ранее существовавшие разъезды полностью разобраны. Трамвайный путь проходит через заросшие луга и тайгу. На фотографии - кузов вагона «МТВ-82», который используется в качестве склада.

5. Пути изношены, однако волчанцы проводят обслуживание путей, насколько это возможно при существующих материалах, технике и средствах: перекладка путей, замена шпал, сглаживание стыков в кривых, установка шунтов. Случаются сходы вагонов, однако в последнее время таких случаев стало меньше.

6. Трамвайное депо расположено в южной части города и является конечным пунктом маршрута. Оно представляет собой одноэтажное административное здание, кирпичный бокс на два вагона, промплощадку для отстоя трамваев и хозяйственное помещение.

7. Существует только один маршрут. Время в пути составляет примерно 25-30 минут. На линии работает один вагон.

8. С мая 2010 года движение прекращается на период с 10:00 до 16:00. Первоначально остановка трамвая днем осуществлялась из-за трудностей с оплатой электроэнергии (днем отключалось электричество на тяговой подстанции). Затем даже после погашения долгов было принято решение не выпускать трамвай днем, так как пассажиропоток в это время довольно низкий.

9. Подвижной состав насчитывает два вагона 71-605 (бортовые номера 7 и 8), вагон 71-608КМ (бортовой номер 1), вагон 71-402 «СПЕКТР» (бортовой номер 2) и вагон 71-619КТ (бортовой номер 3).

10. В депо где-то сохранилась платформа от вагона КТМ-1, которую, прицепляя к пассажирскому вагону, волчанцы используют для транспортировки материалов и инструментов к местам проведения работ на пути.

11. Депо отапливается печкой.

12. Пассажирские вагоны оборудованы бугельными токосъёмниками, что обусловлено особенностями контактной сети.

13. Помимо трамвая, в Волчанске работает пассажирский автотранспорт: маршрутное такси и автобус, принадлежащие одному и тому же перевозчику и работающие по маршруту «Волчанск - Карпинск», при этом практически полностью дублируя трамвайный маршрут, а также легковые такси.

14. Поскольку администрация города перестала с 2009 года обеспечивать разумную конкуренцию, а эксплуатационная скорость движения автотранспорта выше, чем трамвая, а также вследствие того, что маршрутное такси и автобус ходят в два раза чаще, чем трамвай, зачастую выбор платежеспособного пассажира оказывается не в пользу трамвая. Тем не менее, трамвай являлся в Волчанске неким эталоном стабильности и постоянства: неуклонно соблюдается расписание движения, оперативно (насколько это возможно) исправляются неисправности на пути, даже в условиях экстремально низкого пассажиропотока на ранних утренних и поздних вечерних рейсах руководство трамвайного парка не намеревается отменять эти рейсы.

15. Склад ходовых электродвигателей.

16. В ванне разводят мальков.

17. Существовали опасения, что если на 2011 год из областного бюджета не будет выделено средств на содержание трамвая, то электротранспорт в Волчанске может остановиться. Однако в марте 2011 года (когда были сделаны эти фотографии) трамвай ходил. Что сейчас - не знаю. Но информации о закрытии не нашел.

18. Зимняя защита от холода.

19. Стоимость проезда составляет 14 рублей (март 2011).

20. Трамвайная линия дважды пересекается с железной дорогой: в одном случае - с малоиспользуемой ж/д веткой, а в другом - с бoлее неиспользуемыми подъездными путями к бывшему лесозаводу.

21. Юрьевич ловит звуки внеземных цивилизаций.

22. Приблизительно 2,5 км линии на междугороднем отрезке между южным и северным поселениями проходят по девственному таёжному лесу.

23. Вот такой вот необычный трамвай.

Виртуальная экскурсия по линии.

Большое спасибо директору Волчанского трамвая и всем сотрудникам за гостеприимство и помощь!