Психологические законы. Все мы ощущаем себя примерно одинаково

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1. Психология как наука

1.3. Методологические аспекты психологии

1.3.4 Законы психологии

Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления. Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы относительно ее дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов.

Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с непривычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны стороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика.

Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя много раз тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случайность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями. Это - законы - тенденции, в которых общее выступает как тенденция.

В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выраженные в строгой математической форме. Они относятся к разным уровням психического, раскрывают его различные измерения. На основе анализа того, что в них отражено, Бы. Ломов разделил их на шесть основных групп.

1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В частности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

2. Законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различение общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцированного и завершенного образа.

3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может быть современное представление о памяти. Сначала ее рассматривали как простую однородную функцию. Однако в процессе исследования оказалось, что она является сложной системой, которая включает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизации, а также потоки информации и процессы управления.

4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведения человека от уровня его регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, что обосновывает зависимость успешного решения задач от уровня мотивации. В соответствии с ним существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является наивысшей. Дальнейший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) продуктивность.

5. Законы, которые касаются психического развития человека, что рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетерохронність) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.

6. Законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.

Эта классификация не является окончательной и неизменной: психология как наука находится в постоянном развитии, выявляя ранее неизвестные психические факты, формулируя новые законы, уточняя известные. Законы каждой группы обнаруживают существенные устойчивые связи только в определенной плоскости. Поэтому ни один из них не является универсальным - он является узким, неполным и приближенным и имеет свои границы применения. Вот почему строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявить объективный закон, но и установить условия и границы его действия.

Методология современного психологического поиска в значительной мере определена нынешним состоянием и связями психологии с другими науками. Современное исследование характеризуется комплексностью, то есть наличием многих междисциплинарных связей. Философия, социология, физиология и другие дисциплины привносят своеобразие в систему методов и результатов психологических исследований. Однако психическое не сводится ни к социальному, ни к физиологическому.


Современный человек все время ищет гармонию, он хочет сделать свою жизнь радостной, счастливой и бесконфликтной. С этой целью мы много работаем, изучаем психологию и хотим разобраться в своих чувствах. Но для полного счастья нам постоянно чего-то не хватает. Причина этого - мы ищем гармонию не внутри себя, а снаружи. Довольствоваться тем, что имеем, многие люди не умеют, а некоторые теряют душу, приобретя "весь мир".

Психика не передается по наследству, она представляет собой набор условных рефлексов, сформированных в течение . У основного количества людей эти рефлексы возникли под воздействием "метода кнута" - нам запрещали, на нас кричали, нас наказывали, оскорбляли и унижали. Реализация этих рефлексов в жизни - это постоянный страх, который мы поддерживаем и взращиваем. Поэтому неудивительно, что среди нас мало спокойных и здоровых, в основном мы окружены раздражительными и конфликтными людьми, а причиной развития заболеваний у 70% больных является стресс. А ведь можно пойти другим путем и воспитывать своих детей "методом пряника", который более трудный и долгий, зато эффективный. Так мы сохраним и психику ребенка и создадим условия, чтобы новое поколение не повторяло наши ошибки и хотя бы наши дети жили, соблюдая законы жизни, что у нас у самих не всегда получается. Законов жизни в психологии довольно много, но вот эти по нашему мнению, самые интересные:

1. Закон соответствия . Человек имеет то, что заслуживает. Не ждите, что вас кто-то полюбит, если вы сами не способны на безграничную любовь. Не критикуйте и не предъявляйте претензии к другим людям, меняйте свое отношение к ним. Только меняя себя, мы можем изменить к себе отношение окружающих.

2. Закон перемен . Если хотите достичь чего-то в жизни, не ждите, а берите власть над обстоятельствами в свои руки. Из-за своей пассивности многие люди упускают реальный шанс стать успешным и счастливым. Расставлять приоритеты должны вы сами, а не жизнь. Плывя по течению стать хозяином судьбы невозможно. Если вы никуда не поедете, то никуда и не приедете.

3. Закон шлагбаума . Каждый человек ошибается, примите ошибки как возможность исправиться. Ошибки - это препятствие или шлагбаум, не пересекая который вы не сможете дальше ехать. Не все вокруг будут одобрять ваши решения, вы не сможете стать для всех идеальным. Не вините себя, любите себя с правом на ошибку. Избегание неудач не делает человека счастливым.

4. Закон ограниченности . Невозможно иметь все и сразу. Не гонитесь за будущим, потакая своим прихотям и желаниям. Живите настоящим, чтобы не "проехать" мимо счастья в поисках богатства. Не привязывайтесь и к прошлому, оно не дает вам возможности находить счастье в настоящем.

5. Закон выбора . Все происходящее в нашей жизни - это результат нашего выбора. Мир полон возможностей и у вас всегда есть выбор. Если вы сегодня проживаете вместе с нудным и скучным человеком, то вы сами выбрали эту компанию. Каждый человек сам является творцом своей судьбы и счастья. Без потерь не бывает приобретений. Заходя в одну дверь, вы пропускаете другие. Только вам решать, в какую дверь вам лучше войти. Потеряв что-то, мы часто приобретаем другое.


6. Закон зеркала . Люди, которые вас окружают - это ваше зеркало. Все они в какой-то степени повторяют ваши манеры поведения и черты характера. Подобное притягивает подобное. Все, с кем вы сейчас живете и дружите, соответствуют вашему внутреннему миру. Например, если вас постоянно обманывают, значит, вы легко доверяете и верите каждому встречному.

7. Закон зависимости . Никто никому ничего не должен. Ваши проблемы никто не решит, если вы сами к себе равнодушны. Не надо навязывать свою помощь, если вас об этом никто не просит. Чтобы быть добрым, надо быть сильным. Невозможно быть сильным, если вы не верите в себя и свои силы. Иногда лучше сказать "нет", чем обещать и не выполнить обещание.

8. Закон создания . Для того чтобы построить что-то новое надо расчистить место, разрушив старое. Не стоить рушить, не зная путей к созданию нового. Берегите то, что имеете, чтобы потеряв его не плакать. Не зная пути ведущей к счастью, легко можно заблудиться.

9. Закон платы . Платить придется за все - за бездействие и за действие. Плата за бездействие обойдется дороже. Если ничего не делаешь, то ничего и не получишь. Жаль, что многие это осознают только перед смертью.

10. Закон оптимизма . Сама по себе жизнь ни трудная и ни легкая. Плохой или хорошей делает ее наше отношение к ней. Учитесь наслаждаться и получать удовольствие от всего, что вас окружает. От прекрасных творений природы, от детских улыбок и спешащих мимо вас куда-то прохожих! Любите жизнь и радуйтесь каждому новому дню!

Весьма распространенные среди людей и надежные во времени закономерности психической жизни. Предложен Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которому в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ("рекапитуляция") признаков, свойственных их биологическим предкам, то есть онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Субъективная яркость короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки. Закон психофизики, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Э. Вебер проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине. Закон суммативности психического (познавательного) процесса. При равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус. Разрушение памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность: сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности, происходит утрата чувствований и привычек. распадается инстинктивная память. В случае восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке. Характеристики порогового раздражителя, такие как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. Между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, по Фехнеру, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n (Y - субъективная величина, ощущение, S - стимул, n - показатель степени функции, k - константа, зависящая от единицы измерения). При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара - 3,5. Видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока. Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Формула В.Э. Хика: ВР = а*log(n+1) (ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности). Эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового цвета. Видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10-15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме. Отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и человека и качество выполняемой им деятельности. 1-й закон: соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. 2-й закон: при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Для каждого цвета существует другой единственный цвет ("дополнительный"), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям. Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта. Закономерность, в силу которой лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием. Склонность связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают. Частный случай интерференции запоминаемого материала, характеризующийся затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала. Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.

Представленные феномены помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Эффект Прэтфелла.

Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.

Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства – проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.

Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.

В общем, ошибаться на людях – это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.

Эффект Пигмалиона.

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, – заключает он.

В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Парадокс выбора.

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим – один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.

Эффект свидетеля.

Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.

Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом – толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.

Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%. Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.

В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.

Spotlight Effect.

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Эффект фокусировки.

Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман

Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает 4000 грн в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но оан минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.

Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.

Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы.

Существуют различные точки зрения на законы в психологии. Можно выделить множество позиций, которые могут занимать представители различных естественно-научных, психологических и философских направлений при анализе и объяснении психических явлений.

Психология может только описывать то, что дано субъекту в непосредственном опыте (феноменология), и должна ограничиться этим.

Психология должна регистрировать и классифицировать психические явления; объяснять же психические явления следует на основе законов биологии, физиологии, социо логии.

Психические явления реально существуют и подчиняются специфическим психологическим законам, которые мож но изучать объективными методами.

Психология выявляет и изучает не только объективные природно-предустановленные законы, но и активно уста навливаемые законы, которые выступают продуктом куль турно-исторического развития человеческой деятельности и способов организации социальных отношений и носят нормативно-конвенциональный характер.

В современной мировой научной психологии преобладает третья из указанных позиций. В отечественной психологии широко распространена последняя позиция, которая во многом зарождалась в контексте культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений Л. С. Выготского (см. ниже).

Законы в психологии представляет собой выявление и обобщенное определение причинно-следственных отношений, которые устанавливаются как:

эмпирически измеряемые и регистрируемые причины (факторы, условия, взаимодействия с другими субъектами, особенности предметно-практических воздействий субъ екта на предметный мир), которые предопределяют фор мирование различных психических функций у живых ор ганизмов в процессах взаимодействия с окружающим ми ром;

ненаблюдаемые психические функции, механизмы ориен тировки в мире и организации поведения, которые в опре деленных условиях необходимо вызывают: а) наблюдае мые объективно особенности поведения; б) субъективно фиксируемые в форме феноменов психические явления (у человека).

В зависимости от способов построения объяснений в психологии, в первом приближении можно выделить четыре типа законов (причинно-следственных связей и зависимостей):

Наблюдаемые и регистрируемые эмпирические и феноме нологические закономерности (причинно-следственные зависимости и связи);

эмпирические и теоретические законы, раскрывающие функциональную динамику психических процессов во времени (функциональные и функционально-структур ные «психологические механизмы»);

эмпирические и теоретические законы формирования, структурирования и развития психических образований и различных уровней психической ориентировки и органи зации поведения: способностей, психических свойств и т. д. (генетические «психологические механизмы»);

закономерные отношения между разными структурными уровнями организации психических функций (психологи ческие функциональные системы).

При характеристике психологических законов наряду с выделяемой причинно-следственной связью часто требуется выявить и установить: а) внешние условия, в которых такая связь реализуется; б) внутренние субъективные факторы, которые на нее влияют; мотивационные основания действий субъекта; особенности целеполагания и саморегуляции субъекта.

В чем заключаются отличительные особенности психологической причинности?

Современные психологические теории широко опираются как на телеологические, так и на причинно-следственные способы построения объяснений (см. выше). В связи с этим полезно поставить вопрос: что представляет собой психологическая причинность в составе психологических теорий, опирающихся на разнообразные объяснительные основания и предположения?

Психологическая причинность предполагает установление скрытых, непосредственно не наблюдаемых причин, в силу которых формируются, развиваются и которым закономерно подчиняются психические явления. При этом следует различать причины, которые закономерно определяют особенности формирования, развития, структурной организации психических функций, и причины, которые определяют

закономерности функционирования сложившихся психических функций в разных предметных условиях и ситуациях. Поэтому полезно условно противопоставлять: а) законы, которым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром; б) законы, определяющие особенности поведения живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации сложившихся психических функций.

Таким образом, по отношению к теоретическому исследованию проблем формирования психологических механизмов организации и регуляции поведения и действий у высших животных и человека может существовать два типа вопросов.

Какие причины лежат в основе формирования и развития психологических механизмов организации и регуляции поведения и деятельности? Как формируются такие меха низмы?

Как сформировавшиеся и имеющиеся у субъекта психоло гические механизмы детерминируют и направляют пове дение и деятельность на достижение различных целей и мотивов?

Теоретические ответы на первый тип вопросов будут предполагать разработку преимущественно причинно-следственных объяснений; ответы на второй тип вопросов требуют разработки преимущественно телеологических объяснений.

Еще по теме Чем характеризуются законы в психологии?:

  1. О ТОМ, ЧТО ЗАКОНЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ, СЛУЖАТ УКРЕПЛЕНИЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ, А НРАВЫ ЕЩЕ БОЛЕЕ ВАЖНЫ, ЧЕМ ЗАКОНЫ