Повышение эффективности процесса обучения. Пути повышения эффективности обучения психические центры - круговое движение осознания

Йога-нидра:

9. Приносит в жизнь человека радость, благополучие, самоосуществление и удовлетворение.

10. Пробуждает врожденный внутренний разум.

11. Приносит непоколебимую уверенность в себе.

12. Вызывает медитацию.

Мы, вероятно, могли бы перечислить еще полсотни полезных свойств, однако сказанного достаточно, чтобы показать, какую огромную пользу вы можете получить от регулярной практики йога-нидры.

Йога-нидра и крийя-йога

Йога-нидра очень полезна в качестве подготовки к крийя-йоге. Важную часть крийя-йоги составляет восприятие различных чакр и центров кшетрам в человеческой структуре. Необходимо пробуждать чувствительность к конкретным частям тела. Это можно делать с помощью метода, который мы вскоре опишем - техники 6. Мы рекомендуем ее в качестве помощи в практике крийя-йоги.

Разновидности йога-нидры

Существуют сотни различных видов йога-нидры. Почти не существует пределов разнообразия, которые учитель может вносить в свои уроки. Одни виды могут даваться для устранения болезней, другие для избавления от тупости. Некоторые даже могут преподаваться специально для вызывания глубокого сна; примером служит техника 5, которую мы описали в третьей части. Учителю следует выбирать практику в соответствии со своей интуицией и благоразумием.

Наибольший простор для разнообразия дает стадия визуализации. Вот несколько примеров:

Истории могут охватывать огромное количество различных сцен; единственным ограничением является сила вашего воображения. Вы можете описывать истории, происходящие в джунглях, горах, отдаленных странах; можно использовать даже сказочные истории и описания межпланетных путешествий - всё, что вам позволяет воображение.

Объекты для визуализации также бесконечны. Вы можете использовать любой объект, но старайтесь выбирать их, руководствуясь интуицией.

Ауру тоже полезно визуализировать. Цель состоит в том, чтобы зрительно представлять себе праническое тело и, возможно, золотой шнур, выходящий из пупка. Это более трудная практика, которую следует выполнять только продвинутым практикующим. Ее можно сочетать с практикой прана видьи (познания праны).

Путешествие во времени - прекрасная практика, в ходе которой человек старается прослеживать свою жизнь в обратном порядке. Вы должны шаг за шагом двигаться в прошлое, осознавая возникающие при этом чувства и переживания. Путешествовать во времени можно проходя через события этого же дня, затем назад к прошлому году, своему детству, рождению и, возможно, даже дальше. Практика требует глубокого расслабления и опытного учителя. Это хороший метод избавления от травм детства и высвобождения подавленных переживаний.



Музыка тоже может быть частью практики йога-нидры, особенно в сочетании с круговым движением осознания через чакры. Этой практике нельзя научиться по книге. Это очень мощный метод. Если он вас интересует, то мы рекомендуем вам обратиться к учителю, который любит музыку.

Существует еще очень много своеобразных видов йога-нидры. В трех прошлых уроках и в этом уроке мы описали шесть разных техник. Они охватывают широкий диапазон возможностей, которые послужат вам ориентирами при планировании вашей собственной практики. Однако лучше всего обратиться копытному учителю за непосредственным личным руководством.

Практика

Узелки на память

Занимаясь йога-нидрой, помните следующее:

Расслабляйтесь, но не спите.

Осознавайте; не сосредоточивайтесь.

Сохраняйте позицию свидетеля - не теряйтесь в мечтаниях ума.

Не двигайтесь.

На протяжении всей практики держите глаза закрытыми.

Не пытайтесь интеллектуализировать или понимать процесс йога-нидры. Просто следуйте ему и выполняйте практику.

Техника 6

Описанная ниже практика состоит из десяти стадий:

1. подготовка;

2. погружение тела;

3. осознание ритмичного дыхания;

4. санкальпа;

5. визуализация - осознание тела;

6. психические центры - круговое движение осознания;

7. психические центры - визуализация;

8. осознание межбровного центра;

9. санкальпа;

Завершение.

Стадия 1: подготовка

Лягте на одеяло лицом вверх.

Расстегните или распустите всю свою одежду, чтобы чувствовать себя совершенно удобно.

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университете] им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2, с. 27-31

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

© 2008 г. Л.А. Найниш, Е.М. Тишина

Г осударственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза [email protected]

П2ступилб о риОбкцию 03.03.2008

Представлены результаты рассмотрения проблемы применения математических методов при моделировании учебного процесса. Проанализированы последние исследования и публикации по данной теме. Обоснована целесообразность использования методов математического моделирования. Построена логическая структура процесса обучения, учитывающая основные законы и принципы дидактики. Составлена математическая модель учебного процесса и проведен анализ ее исходных параметров. Разработана оптимальная методика обучения, базирующаяся на предложенной математической модели. Проанализированы результаты проведенного экспериментального исследования созданной методики обучения на примере учебной дисциплины «Черчение». Изложены перспективы дальнейших исследований.

Ключиоък сл20б: математическое моделирование, обучение, дидактика.

Реформирование современного образования, его интеграция в европейскую и мировую систему, возрастающие требования к качеству подготовки специалистов различного профиля обусловливают актуальность и важность постановки и решения задачи исследования методов и технологий повышения эффективности процесса обучения.

Высшие и средние специальные учебные заведения призваны осуществлять подготовку кадров высокой квалификации, обладающих глубокими теоретическими знаниями, твердыми практическими навыками, способных решать сложные научно-технические вопросы. Это влечет разработку методик, повышающих качество обучения .

Анализ теоретических и практических нововведений существующих методик обучения позволяет выделить общие характерные признаки основных технологий обучения. В опубликованных работах представлены: программы для общеобразовательных и специальных учреждений, методики проведения занятий, приведены примерные списки практических работ (для каждого уровня усвоения). Перечень тем полностью соответствует содержанию общеобразовательного стандарта. Предложенные методики построены на основе дидактического усовершенствования и реконструкции учебного материала. Предлагая определенную методику проведения занятий, авторы четко формулируют цели и задачи, подробно описывают этапы их проведения, делая методические акценты на наиболее сложных и интересных аспектах учеб-

ного материала и процесса обучения. Дается примерное содержание заданий на дом.

В исследованиях и публикациях по этой проблеме недостаточно освещены вопросы, касающиеся повышения эффективности процесса обучения различными методами. Представлены методики, ориентированные на предметную ситуацию и не учитывающие контингент специалистов, ее реализующих. В рассмотренных работах отсутствует описание способов формализации процесса, создания универсальной методики обучения графическим дисциплинам.

Для повышения эффективности процесса обучения необходимо использовать методы математического моделирования. Подобный подход предполагает выявление входных и выходных параметров, определяющих структуру и качество функционирования учебного процесса. Кроме этого, требуется построить логическую структуру процесса обучения, учитывающую основные дидактические законы и принципы, разработать оптимальную методику обучения, базирующуюся на предложенной математической модели.

Процесс обучения развивается во времени и имеет определенную последовательность действий, которая воплощается в конкретных формах и протекает по соответствующим правилам, называемым законами дидактики. Логика этого взаимоотношения представлена графом на рис.

1, где 1 - процесс обучения; 2 - законы дидактики; 3 - алгоритм; 4 - формы реализации алгоритма .

Рис. 1. Логическая структура процесса обучения

Для конкретизации логической структуры каждой из выделенных вершин необходимо рассмотреть: основные законы дидактики, алгоритм процесса обучения и формы его реализации.

Дидактические концепции или системы представляют собой совокупность элементов, объединенных общими законами, принципами и образующих единую структуру, называемую процессом обучения.

Логическая структура основных дидактических законов и принципов представлена в виде графа (рис. 2), вершинами которого являются: I - закон социальной обусловленности обучения; II - закон обратной связи; III - закон целостности и единства обучения, 1 - принцип при-родосообразности, 2 - принцип непрерывности обучения; 3 - принцип экологичности обучения; 4 - принцип систематичности обучения; 5 - принцип наглядности обучения; 6 - принцип доступности обучения; 7 - принцип прочности обучения; 8 - принцип научности обучения; 9 - принцип связи обучения с практикой .

Рис. 2. Логическая структура основных дидактических законов и принципов

Важным аспектом, характеризующим процесс обучения, является реализующий его алгоритм, состоящий из нескольких обязательных этапов, каждый из которых имеет свою цель. Целью первого этапа является подача новой информации. На втором этапе она усваивается, превращаясь в знания. В соответствии с принципом обратной связи на третьем этапе необходим контроль качества знания. После этого наступает этап оценки проконтролированных знаний. Завершает эту процедуру этап коррекции .

Исходными параметрами математической модели учебного процесса являются: обучаемость студентов; квалификация педагога; материально-техническое обеспечение учебного процесса; логическая структура учебного курса, а выходным параметром служит обратная связь.

В результате исследования выявлены взаимоотношения между этими показателями, и в частности между: квалификацией педагога -обучаемостью студентов, логической структурой учебного курса - квалификацией педагога, материально-техническим обеспечением учебного процесса - обучаемостью студентов, материально-техническим обеспечением учебного процесса - квалификацией педагога, матери-ально-техни-ческим обеспечением учебного процесса - логической структурой учебного курса, логической структурой учебного курса -обучаемостью студентов.

Математическая модель реализована в виде дискретной геометрической конструкции в пятимерном пространстве. Для построения математической модели учебного процесса использовалась многомерная геометрия, и в частности метод предельного геометрического моделирования. Процесс обучения представляется как поверхность в многомерном пространстве с размерностью, равной сумме параметров входа и выхода. В нашем случае размерность предельного пространства равна пяти (четыре параметра входа и один параметр выхода) .

Выделенные параметры имеют значительный диапазон изменений, анализ которого технически сложен. По этой причине он был ограничен до трех вариантов: ниже, норма и выше. Норма определяется исходя из образовательного стандарта. В результате вместо поверхности получим дискретную конструкцию, которая будет служить математической моделью учебного процесса .

Исследование предложенной дискретной конструкции в пятимерном пространстве требуется проводить одновременно, но технические средства, соответствующие нашему восприятию пространства, не дают такой возможности. Сле-

довательно, необходимо применить традиционный метод сечений, и в частности использовать трехмерные сечения. С целью сокращения вычислительных операций был применен математический аппарат многомерной геометрии, гарантирующий построение плоских вариантов четырехмерных сечений, позволяющих установить закономерность влияния уровней обратной связи на характеристики, определяющие эффективность процесса обучения .

Логическая структура математической модели учебного процесса представлена на рис. 3.

Для повышения качества знаний по графическим дисциплинам создана оптимальная методика обучения, этапами которой является: а) анализ исходных параметров, учитывающий конкретные условия; б) определение уровня обратной связи, соответствующего рассматриваемой ситуации, с использованием разработанной математической модели; в) формирование оптимальных действий, направленных на повышение качества обучения, форм их реализации, на основе практического использования математической модели .

Реализация предложенной оптимальной методики обучения осуществляется посредством следующих действий. Анализируются исходные параметры с целью выявления их состояния, которое может соответствовать оптимальной, нормальной или критической ситуации. Используя данные, представленные в виде графов и таблиц, описывающих результаты подсчета суммарных числовых кодов точек различных типов, определяем уровень обратной связи, соответствующий анализируемой ситуации .

Согласно выявленному уровню обратной связи формируется оптимальная методика обучения, подбираются виды ее реализации. Это возможно сделать с учетом информации, пред-

ставленной в таблицах, характеризующих значимость исходных параметров, оценивающих диапазон изменения данных, зависящий от различных уровней обратной связи и непрерывной шкалы суммарных числовых кодов. Подобный подход позволяет повысить эффективность процесса обучения методами математического моделирования за счет использования соответствующих видов подачи информации, типов контроля качества знаний и коррекции . Представление соответствующих схем, сечений, графов, таблиц и диапазонов изменений параметров из-за их сложности и большого объема вычислений в печатном издании нецелесообразно.

Разработанная методика подверглась экспериментальной проверке на примере изучения дисциплины «Черчение». Для этого выделялись контрольные и опытные группы. Результаты обработки статистических данных исследований показали, что предложенная методика обучения черчению позволяет доступными и эффективными способами повысить качество обучения посредством воздействия на учебный процесс, за счет оптимального подбора варьируемых параметров, таких как обучаемость студентов (Об), материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо), квалификация педагога (Кв), логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс).

Например, выбираем конкретные значения параметров: обучаемость студентов, материально-техническое обеспечение учебного процесса, квалификация педагога. Эти данные берутся на основе проведенного исследования, в котором выделялись восемнадцать групп студентов (общей численностью 450 человек) строительного, технологического, автомобильно-дорожного институтов. Девять групп были контрольными, и

Рис. 3. Логическая структура математической модели учебного процесса

девять - экспериментальными. В качестве логической структуры используется предложенная структура дисциплины «Черчение».

Следующим этапом является нахождение уровня обратной связи с помощью математической модели .

Так, для контрольных групп: обучаемость студентов (Об) - норма; материально-техническое обеспечение учебного процесса (Мо) - норма; квалификация педагога (Кв) - норма; логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс) - норма. Следовательно, итоговый уровень обратной связи соответствует трем, а суммарный числовой код - 13.5. Из этого следует - Кв2, Мо2, Об2, Лс2, где цифры указывают уровень параметра (1, 2, 3 - соответственно ниже, норма и выше).

Для экспериментальных групп: обучаемость студентов (Об) - норма и ниже; материальнотехническое обеспечение учебного процесса (Мо) - норма; квалификация педагога (Кв) -норма; логическая структура дисциплины «Черчение» (Лс) - норма. Следовательно, итоговый уровень обратной связи соответствует четырем, а суммарный числовой код - 20.2. Из этого следует - Кв1, Мо1, Об2, Лс1.

Анализируя данные, полученные с использованием предложенной модели, осуществляем корректировку методики обучения, которая приведет к оптимизации результата. Для рассматриваемого случая у экспериментальных групп необходимо воздействовать на показатели Кв, Мо, Лс в сторону их увеличения. Это позволит при фиксированном значении Об повысить качество обучения студентов.

Подобный подход, использующий разработанную оптимальную методику обучения и методику изучения черчения, позволяет повышать качество проведения учебного процесса, что приведет к росту знаний студентов.

Таким образом, увеличение эффективности процесса обучения методами математического моделирования обеспечивается посредством аналитических исследований совокупности характеристик: обучаемость студентов; квалификация педагога; материально-техническое обеспечение учебного процесса; логическая структура учебного курса - и категории «Обратная связь», приводящих к созданию математической модели, реализованной в виде дискретной геометрической конструкции в пятимерном пространстве. Построенные плоские варианты четырехмерных сечений позволяют установить взаимовлияние уровней обратной связи и параметров, определяющих эффективность процесса обучения, с учетом количественной оценки их статуса.

Оптимизация процесса обучения графическим дисциплинам осуществлена за счет применения предложенной методики обучения черчению, реализованной и экспериментально исследованной на примере контрольных и опытных групп. Учитывались логическая структура дисциплины, архитектура элементов, декомпозиция дидактических блоков и единиц, содержание тематических модулей и составляющих их разделов.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в целесообразности анализа возможности применения созданной оптимальной методики в качестве основы для разработки универсальных, адаптивных и эффективных методов и форм обучения, а также разработки методик обучения другим дисциплинам графического блока.

Список литературы

1. Якунин В.И. Отображение концепции общеинженерной подготовки в учебных программах общеинженерных дисциплин // Сб. Совершенствование подготовки учащихся и студентов в области графики, конструирования и стандартизации. Саратов, 1995. 21 с.

2. Пидкасистый П.И. и др. Педагогика // Учебник для вузов. М.: Пед. об-во России, 2002. 604 с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вуза. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. Кн. 1. 576 с.

4. Найниш Л.А., Горбунова В.С., Тишина Е.М., Филиппова Н.А. Многомерная конструкция - математическая модель учебного процесса // Профессиональная подготовка учительства: История, теория, практика: Труды Всерос. науч-практ. конф. Пенза: ПГПУ, 2006. С. 293-298.

5. Найниш Л.А., Тишина Е.М. Повышение эффективности учебного процесса с помощью математической модели // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: АНОО «Поволжский Дом знаний», 2007. С. 58-61.

6. Найниш Л.А. , Тишина Е.М. Использование математической модели для повышения эффективности учебного процесса // Искусственный интеллект в XXI веке. Решения в условиях неопределенности: Сборник статей V Всероссийской научнотехнической конференции. Пенза: ПГТА, АНОО «Поволжский Дом знаний», 2007. С. 14-18.

7. Найниш Л.А., Горбунова В.С., Кузнецова О.Н. и др. К вопросу проектирования оптимальной обучающей технологии // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: Труды межд. науч.-прак. кон. Пенза: ПГТА, 2005. С. 35-39.

IMPROVEMENT OF TRAINING PROCESS EFFICIENCY BY MATHEMATICAL MODELLING METHODS

L.A. Nainish, E.M. Tishina

The results of application of mathematical methods in the modelling of the training process are presented. Recent research results and publications on the topic are analysed. A rationale is given for the use of mathematical modelling methods. A logical training process structure is constructed with the account of basic laws and principles of didactics. A mathematical model of the training process is produced and its initial parameters are analysed. Optimum instructional techniques based on the proposed mathematical model are developed. The experimental research results of the new training techniques are analysed using the example of drawing as an academic subject. Further research prospects are stated.

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

Педагогическая технология -

  • Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
  • Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
  • Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
  • Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения
    • Технология педагогических мастерских
    • Технология обучения как учебного исследования
    • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
    • Технология эвристического обучения
    • Метод проектов
    • Вероятностное образование (А. Лобок)
    • Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
    • "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
    • Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (),
    • Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
    • Дизайн-педагогика.
  2. Предметно-ориентированные технологии обучения
    • Технология постановки цели
    • Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
    • Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
    • Технология концентрированного обучения
    • Модульное обучение.
  3. Информационные технологии.
  4. Технологии оценивания достижений учащихся
    • Технология "Портфолио"
    • Безотметочное обучение
    • Рейтинговые технологии
  5. Интерактивные технологии
    • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    • Технология проведения дискуссий
    • Технология «Дебаты»
    • Тренинговые технологии

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей, что способствует разработке и внедрению новых педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

1. Обучение в сотрудничестве

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  • Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  • Актуализируются полученные опыт и знания;
  • Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  • Повышается ответственность за результат коллективной работы;
  • Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более "слабых” в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

2. Дифференцированный подход к обучению

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”.

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

3. Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как "игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой - государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно "подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.

Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Можно самому сконструировать атом, можно увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии, из семени развивается растение, развивается промышленность и инфраструктура города и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка "перегорела” - можно вбросить ее в "мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

4. Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов - моделирование диффузии, движения броуновской частицы, баллистического движения. Один из учеников создал самостоятельно цикл виртуальных лабораторных работ по курсу физики 8 класса.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

1

В предлагаемой статье рассматриваются различные аспекты функционального использования иностранного языка в профессиональной деятельности; использования гибких технологий обучения, приспособленных к современным условиям культурного и информационного пространства; повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка; нахождения путей оптимизации учебного процесса при обучении иностранному языку в неязыковом вузе; решения определенных задач, направленных на активизацию предметной и языковой деятельности студентов. Автор раскрывает значимость личностно-ориентированного подхода, имеющего коммуникативный и деятельностный характер. Актуализация исследуемой проблемы связана с активными формами работы, применяемыми в практике обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье анализируются возможности объединения языковых проблем в главную цель - рационализацию методов преподавания и повышение их эффективности. В статье раскрыты современные тенденции повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, в частности такой, как создание условий для развития языковых способностей студентов с целью формирования у них мотивации обучения. В связи с этим делается вывод о необходимости усиления профессиональной направленности иноязычного обучения, которое должно быть ориентировано на формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

языковой материал

активные языковые формы работы

языковая компетенция

иноязычная коммуникативная компетенция

активизация языковой деятельности

развитие языковых способностей

личностно-ориентированный подход

активизация познавательной деятельности

оптимизация учебного процесса

неязыковой вуз

1. Валеев А.А., Баранова А.Р. Психологический компонент обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www..

2. Витин Ж.Л. Современные методы преподавания и изучения иностранных языков. – СПб.: 1997. – 120 с.

3. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания Иностранного языка [Текст]: / М.Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 2014. - № 2,4. - С. 70, 67.

4. Дремова Л.А. Формирование высшего образования: инновации в методах и технологиях вузе // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФЭИ в г. Курске. По материалам VII международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 18 декабря 2009 г. / Под ред. к.э.н. Л.А. Дремовой. – Курск: ВЗФЭИ, 2009. – С. 49–67.

5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1989. – 222 с.

7. Кривоногова О.В. Применение самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку с целью формирования духовно-нравственных ценностей // Труды III Международной научно-практической Интернет-конференции «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в неязыковых вузах: проблемы и перспективы развития». – Ростов-на-Дону. Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, 2013. – С. 172–176.

8. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы) / Под ред. К.Г. Павловой. – М: МГЛУ, 2002. – Вып. 467. – С. 5–22.

9. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. – М.: НВИТЕЗАУРУС, 2003. – 188 с.

10. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 2003. - 190 с.

11. Фоломкина С.К. За дальнейшее развитие методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Иностранные языки в высшей школе / Под ред. С.К. Фоломкиной. – М.: МПИ, 1989. – Вып. 21. – С. 4–8.

12. Шакирова А.А., Валеева Р.А. Гуманизация обучения иностранному языку: зарубежный опыт // Образование и саморазвитие. 2014. - № 2(40). – С. 72–75.

Новое содержание языкового образования в высшей школе ориентировано сегодня на подготовку не просто компетентного специалиста, но и способного к функциональному использованию иностранного языка в сфере своей деятельности. В связи с этим для повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе предлагаются различные гибкие технологии обучения, приспособленные к современным условиям культурного и информационного пространства. Исходя из этого программы обучения иностранному языку в неязыковых вузах включают в себя множество методических направлений и разрабатываемых методических моделей, предусматривающих те или иные сроки обучения в рамках подготовки специалистов . Данная подготовка занимает важное место в системе современного высшего образования, когда становится столь актуальным опыт продуктивной межкультурной коммуникации на фоне интеграции науки и производства разных стран. Вот почему владение иностранным языком с точки зрения повышения иноязычной культуры представляет собой одно из важнейших условий формирования собственно профессиональной компетентности, куда, помимо всего прочего, включается и формирование социально устойчивой личности, мобильного и творческого специалиста, готового к реализации своих профессиональных качеств в новых условиях современной жизни . Речь идет о современном специалисте, который должен владеть языком на таком уровне, чтобы свободно использовать его в сфере своей профессиональной деятельности, почему и необходимо, чтобы изучение языка приобрело, наконец, профессиональный статус. Именно в этой связи в практике обучения в неязыковом вузе сегодня все чаще применяется понятие «профессиональный иностранный язык», т.е. иностранный язык, используемый для специальных целей и подразумевающий также повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка . Вот почему так важно объединить языковые проблемы в одну центральную - «рационализацию методов преподавания и повышение эффективности последнего» . А для этого надо находить пути оптимизации учебного процесса, которую можно связать, например, с организацией самостоятельной работы студентов, интегрированной в аудиторную работу; качественным мониторингом всех видов их речевой деятельности; использованием информационно-коммуникационных технологий; разработкой новых типов учебных пособий по иностранному языку для неязыкового вуза и т.д. Вышесказанное, таким образом, можно увязать со следующими тенденциями повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе: 1) интеграция элементов различных методик преподавания иностранного языка; 2) усиление роли в содержании обучения речевой активности студентов; 3) учет преподавателем особенностей личности обучающегося, а отсюда выход за узкие рамки частных методик преподавания; 4) целесообразность сокращения переводных методов обучения; 5) создание условий для развития языковых способностей студентов с целью формирования у них мотивации обучения.

Все это вместе взятое входит в задачи обучения, каждая из которых в виде перечня знаний, умений и навыков ставится с учетом достижения общей поставленной цели. В нашем случае это представляет собой практическую цель обучения иностранному языку, в рамках которой в неязыковом вузе решаются следующие задачи:

1)профессиональная (развитие языковых компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности);

2) учебная (овладение знанием иностранного языка как средством общения и умение пользоваться им в устной и письменной речи);

3) филологическая (углубление знаний по теории изучаемого языка; отбор словарного материала по частотно-тематическому принципу; нахождение языковой достоверности с точки зрения грамматических норм данного языка и т.д.);

4) методологическая (владение умениями организации языкового и речевого материала для учебных занятий и самостоятельной работы студентов; развитие лингвистических способностей студентов с учетом их индивидуальных особенностей и т.д.);

5) страноведческая (углубленное знакомство с жизнью и культурой изучаемого языка, т.е. привлечение обширной информации по истории, обычаям и традициям данной страны; развитие умения аналитически подходить к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны и т.д.);

6) коммуникативная (адекватное восприятие речи носителей языка; владение устной диалогической и монологической речью; умение делать адекватный перевод на родной язык и на язык иностранного текста; готовность к практическому использованию иностранного языка в профессиональной деятельности т.д.).

Отсюда решение данных задач направлено на активизацию предметной и языковой деятельности в работе с иноязычным материалом, на основе чего шло бы дальнейшее формирование знаний, умений и навыков в русле основных видов речевой деятельности. Здесь базисным принципом деятельности преподавателя должен стать принцип активной коммуникации, когда при обучении иностранному языку он использует, например, ситуации, возможные в реальной деятельности, в которые студенты «погружаются» коллективно или индивидуально. Главное, чтобы в основе вышеприведенных аспектов деятельности преподавателя (решения им данных методологических задач) лежал личностно-ориентированный подход, имеющий коммуникативный и деятельностный характер и создающий положительную атмосферу взаимопонимания и продуктивного взаимодействия, когда все участники образовательного процесса делятся информацией на высоком эмоциональном уровне . А это, как показывает практика, является дополнительным ресурсом для формирования у студентов заинтересованности к изучению языков. Именно в этом контексте реализуется широко известная методика Г.А. Китайгородской, которую называют методом активизации резервных возможностей личности и коллектива. Данный метод связан с концепцией интенсивного обучения иностранному языку, в рамках которой во главе угла стоит речевое взаимодействие, ориентированное на объединение и координацию действий участников общения для определения, во-первых, коммуникативной цели и, во-вторых, достижения результата овладения иностранным языком . Особенно речевое взаимодействие повышает эффективность процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, поскольку оно, способствуя рациональному использованию учебного времени, в то же время активизирует речемыслительную деятельность студентов, тем самым усиливая развивающий эффект обучения. При этом речевое взаимодействие как метод обучения иностранным языкам уже по определению должен носить деятельностный характер, что наиболее эффективно реализуется в условиях социально-коммуникативного взаимодействия общающихся субъектов учебного процесса . Это тем более важно, что при решении участниками общения реальных или воображаемых задач со-вместной деятельности у будущего специалиста формируются способности осуществлять разные виды деятельности, что в свою очередь способствует осваиванию им языковых компетенций (например, владение грамматической, лексической, произносительной сторонами речи, а также графикой (знание всех букв алфавита) и орфографией), необходимых при овладении иностранным языком .

Рассмотрим в этой связи некоторые формы работы при обучении иностранному языку, связанные с автоматизацией речевых и коммуникативных действий через осознаваемые умения и навыки на разных уровнях овладения иностранным языком. При этом, однако, отметим, что необходима и творческая составляющая занятия, а это возможно только при условии проявления студентами их познавательной самостоятельности и собственно познавательной активности. Как показывает практика обучения иностранному языку в неязыковом вузе, большую роль в этом играют такие активные формы работы, как: языковые игры, деловые игры, метод «кейс-стади», учебный диалог, проектная методика, видеоурок, метод «квиз», «мозговой штурм», а также беседы, диспуты, конференции, презентации и т.д. Представляем тезисное описание данных форм обучения иностранному языку.

Языковые игры направлены на усвоение различных аспектов языка и подразделяются в свою очередь на фонетические, лексические, грамматические и стилистические игры. Так, фонетическая игра связана с постановкой (или коррекцией) произношения и отработкой интонации. Данная форма работы реализуется на уровне слов, предложений, стихов, песен, рифмовок, скороговорок. Лексическая игра концентрируется, как правило, на приобретении и расширении словарного запаса, а также отработке употребления слов в ситуациях общения. Грамматическая игра направлена на правильное употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Стилистическая игра связана с развитием умения различать разные стили общения (официальный и неофициальный), с тем чтобы правильно применять их в соответствующих ситуациях. Речевая игра способствует нахождению языковых средств в процессе общения исходя из конкретной ситуации. Существуют также игры для обучения чтению и аудированию, которые призваны помогать в продуктивной работе над иноязычном текстом . Деловые игры способствуют активизации программного лексико-грамматического материала, а также возможности создания языковой среды, в условиях которой студенты более успешно овладевают речевыми конструкциями, оперируя ими далее при выполнении уже иных коммуникативных заданий, связанных, например, с изучением культуры общения страны изучаемого языка .

Метод «кейс-стади» : неигровой имитационный активный метод обучения, предназначенный для разрешения ситуационной задачи. Основная цель данного метода заключается в анализе ситуации (как правило, проблемной) и выработке определенного алгоритма по ее решению (желательно с опорой на практический опыт студентов) .

Учебный диалог направлен на активизацию способности студентов вести беседу на заданную тему. Учебные диалоги, как правило, делятся на две основные группы: «ролевые» диалоги (например, «путешественник - местный житель»); диалоги равноправного характера (например, для обмена текущей информацией).

Проектная методика предполагает включение студентов в реальную деятельность, в рамках которой речевое общение вплетено, например, в познавательный контекст конкретной деятельности (организация путешествия, исследование экологической проблемы и т.д.).

Видеоурок : связан с показом видеофильмов или каких-нибудь аутентичных материалов с тем, чтобы организовать процесс овладения языком в рамках живой иноязычной культуры, а также приобщения к культурным ценностям народа - носителя языка.

Метод «квиз» (quiz - «викторина, опрос, проверочные вопросы») связан с развитием умения сжато излагать лингвострановедческие сведения, имеющиеся в предъявленном тексте. Данная форма работы над языком обязательно должна предполагать тексты страноведческого характера, с тем чтобы студенты получали дополнительные знания в области культуры, географии, образования изучаемого языка.

«Мозговой штурм» : представляет собой пятиминутную активизацию письменной или устной речи, направленную на интенсификацию мыслительной деятельности, когда студентам дается 5 мин на написание мини-сочинения (5-10 предложений) по предложенной теме, которые далее зачитываются преподавателем.

Таким образом, рассматривая вопрос о необходимости повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, преподавателям важно помнить о нахождении средств формирования интереса к обучению, для чего и применяются сегодня различные способы активизации познавательной деятельности студентов, что в свою очередь развивает у них самостоятельность мышления и фор-мирует навыки самообразования . Этим самым усиливается также профессиональная направленность иноязычного обучения, которое в соответствии с международными требованиями и стандартами ориентировано и на формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань;

Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор,зав кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Кондратьева И.Г., Мадякина Н.Ю., Валеев А.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23182 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»