Игровые технологии в спо по фгос. Тема: «Применение игровых технологий на уроках производственного обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е. В. Камышева»
г. Гагарина Смоленской области

Игровые технологии

Заместитель директора по УВР
Наталья Николаевна Покровкова

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
А.С. Макаренко

Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.
В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.
Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио¬нальное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла¬нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспе¬чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова¬тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Что входит в структуру игры как процесса? Давайте вместе составим логическую цепочку.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле¬ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль¬ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действи¬тельности, условно воспроизводимая в игре.
Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен-ным признаком - четко поставленной целью обучения и соответ-ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по-знавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча¬щихся к учебной деятельности.
Вводим игровой элемент. Игра «Продолжи (закончи) мою мысль.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
3. Учебный материал используется в качестве ее средства.
4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классифика¬ции педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельностинафизичес¬кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процессавыделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Ука¬жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделя¬ются игры по всем школьным дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определя¬ет игровая среда:различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны¬ми средствами передвижения.

Спектр целевых ориентаций
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при¬менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме¬ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб¬ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре¬деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму¬никативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав¬нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз¬витие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта¬ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Концептуальные основы игровых технологий
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда¬ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп¬ределении, саморегуляции, самореализации.
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имма¬нентного личности (Д.Н.Узнадзе).
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усво¬ения социальных установок (Л.С.Выготский).
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереа¬лизуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержа¬нием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения меж¬ду людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каж¬дой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психи¬ческие новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дош¬кольного возраста.

Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими ви¬дами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, сред¬ний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессио¬нальная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игровые технологии в дошкольном периоде
Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с чело¬веческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного вы¬ражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и об¬щение.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формиру¬ется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельнос¬ти ученья.

Технология развивающих игр Б.П.Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, ко¬торые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характер¬ными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, плана¬ми и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечка¬ми», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуго¬вицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллек¬том.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким обра¬зом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иног¬да двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способ¬ности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основ¬ном, только исполнительские черты в ребенке.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е.в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому про¬верять точность выполнения задания.
В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - уда¬лось объединить один из основных принципов обучения от простого к слож¬ному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих воз¬можностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, свя¬занных с развитием творческих способностей:
развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способнос¬тей с самого раннего возраста;
их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие спо¬собностей;
поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок раз¬вивается наиболее успешно;
развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосфе¬ру свободного и радостного творчества.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происхо¬дит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участ¬никами в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моде¬лирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ро¬левой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обста¬новка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-позна¬вательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсужде¬ние игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирую¬щей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так¬же ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики началь¬ной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у де¬тей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовыхпредставлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю¬дательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочета¬нии с обычными дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен¬ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви¬вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспиты¬вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.
В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшеб¬ника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.
Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта ме-тодика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленно¬го персонажа (октава - жирафа, терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возрас¬та незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и уме¬ния, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к ро¬зыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования об¬щеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный мате¬риал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими¬тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного ко¬митета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение пла¬на, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседа¬ний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими¬тирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, дей¬ствий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи¬мися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать воз¬можности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере¬сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон¬кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «дело¬вому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отраба¬тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 1).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сцена¬рия - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуа¬ции и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается поста¬новка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструк¬ций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необ¬ходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап подготовки - общее описание игры
- содержание инструктажа
- подготовка материального обеспечения
Ввод в игру - постановка проблемы, целей
- условия, инструктаж
- регламент, правила
- распределение ролей
- формирование групп
- консультации

Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия - выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов

Этап анализа и обобщения - вывод из игры
- анализ, рефлексия
- оценка и самооценка
работы
- выводы и обобщения
- рекомендации

Рис. 1. Технологическая схема деловой игры

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модифика¬ции деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участ¬ников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контро¬лер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, фор¬мулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установ¬ление связи игры с содержанием учебного предмета.
Практическая часть (примеры игр, в зависимости от специфики)

Подводя итог выше изложенному можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий (слайд).
«Плюсы» -использование игровых технологий:
игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
идет передача опыта старших поколений младшим;
способствует использованию знаний в новой ситуации;
является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
невозможность использовать на любом материале;
сложность в оценки учащихся.
В любом случае, самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Предлагаю всем поучаствовать в последнем игровом задании.
Прошу составить синквейн к понятию «игровые технологии» с опорой на алгоритм:
- ключевое слово;
- 2 прилагательных;
- 3 глагола;
- фраза;
- обобщающее слово или словосочетание.

« Игра есть специфический фактор всего, что окружает нас в мире.

Игра старше культуры…Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.»

(Йохан Хёйзинга - нидерландский философ,

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и условие общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

1) эмоциональная - это основная функция игры - доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес, активизировать к участию в познании;

2) диагностическая - самопознание и самооценка в процессе игры;

3) релаксационная - снятие психического напряжения, средство борьбы со стрессом;

4) коммуникативная - освоение правил общения.

5) самореализация - утверждение личностных качеств в конкретном виде деятельности.

6) социокультурная - усвоение единых социально - культурных отношений, норм человеческого общежития.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, желание действовать самостоятельно.

Особенностями игры в этом возрасте является нацеленность на утверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Переход на обучение по ФГОС и новые учебники особенно сильно высветил одно из противоречий между фактическим характером учебного материала, его огромным объёмом и нежеланием, а чаще невозможностью усвоить этот материал.

Трудности педагогической практики

Значительные учебные нагрузки

Репродуктивные методы обучения

Трудности самореализации обучающихся

Перенасыщенность современного обучающегося информацией

Современные педагогические технологии направлены на главный объект обучения - студента. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности преподавателя.

Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности студентов, на развитие через эту деятельность их умений, личных качеств, общих и профессиональных компетенций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые.

Имитационные деловые игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения (комитета, совета, отдела и т.д.). Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы, диспута) и обстановка, условия, в которых происходит событие (кабинет начальника, производственный цех, лаборатория, зал заседаний). В определённом смысле они отражают репетицию элементов профессиональной деятельности по конкретной специальности.

Операционные - когда работают в игре с определённым оборудованием, конкретным объектом, проводят эксперименты и опыты.

Ролевые - через распределение ролей в мини - спектаклях, изображение персонажей (декорации, костюмы).

В учебной игре обучающийся выполняет деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а накладываясь на канву профессионального труда. Обучающийся приобретает общие компетенции: навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться. Игра позволяет студентам раскрепоститься интеллектуально и эмоционально, проявить творческую инициативу.

Таким образом, развиваются личностные качества и общие компетенции ОК 1-ОК7.

Очень важным этапом игры является подведением итогов. Он представляет собой анализ результатов, достижение которых было целью игры.

Анализ игры. 1. Что нового узнали (термины, действия); 2. Чему научились (навыки, компетенции); 3. Полезность в будущей профессиональной деятельности.

«Будущее среднего образования лежит в играх - компьютерных, спортивных, интеллектуальных.»

(Павел Дуров, российский предприниматель, программист.)

Вывод: деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления изученного, развития творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

В качестве элементов более обширной технологии;

В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

В качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Деловая игра . Используется для решения комплексных задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

1. Имитационные игры . На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения.

2. Операционные игры . Помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций.

3. Исполнение ролей . Отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица.

4. «Деловой театр ». Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке.

5. Психодрама и социограмма . Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека.

15. Информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютер выполняет следующие функции:

1. В функции учителя компьютер представляет собой:

Источник учебной информации;

Наглядное пособие;

Тренажер;

Средство диагностики и контроля.

2. В функции рабочего инструмента:

Средство подготовки текстов, их хранение;

Графический редактор;

Средство подготовки выступлений;

Вычислительная машина больших возможностей.

Преимущества использования ИКТ:

1. Индивидуализация обучения.

2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся.

3. Рост объема выполненных на уроке заданий.

4. Расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.

7. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.

8. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

9. Освоение учащимися современных информационных технологий.

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ:

1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.

2. Мыслительная пассивность обучаемого в следовании за указаниями компьютера.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Перекладывание ответственности за результат работы на компьютер.

5. Психологическая созависимость от компьютера.

6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

7. Ограничение общения, снижение социализации.

8. Снижение роли речи в развитии речи.

9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

11. Ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению в силу дегитализации обучающих программ.

Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б.Хантер и др. Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические - В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»

(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»

Методическая разработка

Тема: Игровые технологии как фактор профессионального развития студентов

АННОТАЦИЯ 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5-20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 22

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке рассматривается целостность игровой технологии, в основе которой заложена активизация и интенсификация деятельности студентов среднего профессионального образования.

Методическая разработка содержит конкретные педагогические приемы, методы и задания, а также алгоритм подготовки урока деловой игры и ряд практических рекомендаций.

Эта методическая разработка - для каждого преподавателя, независимо от того, какую дисциплину и на каком курсе он преподает. Игровая технология универсальна: открывать и применять знания можно на любой дисциплине и на всех курсах профессиональной подготовки.

ВВЕДЕНИЕ

Деловая игра отвечает требованиям времени:

обучать - играя, играть - обучая .

Цель методической разработки: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения игровых технологий в образовательном процессе.

Принцип активности обучаемого в процессе образования был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.

Наиболее точно и широко игровой метод обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что позволяет студентам приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н. Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры.

Чуть позже возникло такое понятие как игровая технология или что означает в нашем понимании процесс реализации игры.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Игровые технологии направлены на получение учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических заданий, задач в создающихся для этого игровых ситуациях.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет функции:

Развлекательную;

Коммуникативную: освоение диалектики общения;

Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

    свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

    творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

    эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

    наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элементы более обширной технологии;

В качестве урока или его части;

Как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    учебный материал используется в качестве ее средства;

    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на :

    физические,

    интеллектуальные,

    трудовые,

    социальные,

    психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Классификационные параметры игровых технологий.

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

Спектр целевых ориентаций:

    Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

    Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

    Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

    Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Практическое применение игровой технологии наглядно представляю на примере плана урока по дисциплине «Статистика».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ВСЕРОССИЙСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)

ПЛАН УРОКА

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Дисциплина: Статистика

Преподаватель: Клюева Л.В.

Раздел 2. Статистическое наблюдение.

Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.

Тема урока: Этапы проведения статистического наблюдения.

Цели:

Дидактические (обучающие) : расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование и применение умений и знаний, необходимых в практической деятельности, собирать и регистрировать статистическую информацию; работать с информационными ресурсами (интернет-ресурсы) и первичным материалом проведенного наблюдения;

Воспитывающие: воспитание информационной культуры студентов, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости; воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности, формирование знаний и умений.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные реше­ния; развитие мотивации учебной деятельности, развитие технических способностей студентов.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, коллективно-мыслительная деятельность (КМД).

Педагогические возможности: стимулирование процесса развития познавательного интереса к учебной дисциплине «Статистика».

Структурно-логическая карта занятия

Этап урока

Ход урока

1 . Организация начала занятия. Подготовка обучающихся к работе на занятии. Полная готовность кабинета и оборудования. Постановка проблемы, определение темы и сообщение целей урока. Быстрое включение студентов в деловой ритм.

Задача этапа: обеспечение мотивации, актуализация опорных знаний и умений

Организационный момент

(4 -5 минут)

Добрый день, ребята! Я рада общению с вами, давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт.

Вступительное слово преподавателя по теме урока

(5 минут)

Тема нашего сегодня разговора посвящена организационным формам статистического наблюдения. В России запланировано провести микроперепись населения 2015года.

Как Вы думаете, к какой организационной форме этот вид статистического наблюдения будет относиться: к отчётности или специально организованному наблюдению?

2. Проверка опорных знаний студентов

Задача этапа: Проведение самоконтроля и взаимоконтроля опорных знаний студентов для установления их правильности и коррекция пробелов

Тестирование

(9-10 минут)

Работа с тестами (приложение 1, тестовая технология)

Подведение итогов тестирования

(7 минут)

Самооценка результата проверки опорных знаний студентов, выбор лучшего результата.

3. Подготовка к основному этапу занятия . Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность обучающихся к активной практической деятельности на основе опорных знаний.

Задача этапа: на основе имеющихся опорных знаний студентов подготовить их к освоению новых знаний, умений, навыков работы.

Определение темы урока, постановка целей, определение плана и этапов деловой игры (5 минут)

Тема нашего занятия – этапы проведения статистического наблюдения.

Цель: научиться собирать заданную информацию и, применяя опорные, знания уметь находить оптимальные решения поставленных задач.

Ввод в деловую игру

(15 минут)

Деловая игра: «Микроперепись населения Российской Федерации 2015года».

Ознакомление с официальными документами на сайте www .gks .ru :

Приложение 1к плану урока.

Ф.И.О. студента________________________________________________

Тест

1. Наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов, называется:

А. История

В. Статистика

С. Философия

2. Общее руководство и методологическое обеспечение проводимых в стране статистических наблюдений осуществляет:

А. Министерство Финансов РФ

В. Госкомстат РФ

С. МНС РФ

3.Способ исследования, при котором необходимую информацию получают из ответов респондентов (людей, отвечающих на вопросы) называется:

А. Опросом

В. Непосредственным наблюдением

С. Документальным наблюдением

4. Перепись населения России – это:

А. Единовременное, специально организованное, сплошное наблюдение

В. Периодическое, специально организованное, сплошное наблюдение

С. Периодическое, специально организованное, не сплошное наблюдение

5. Ошибки регистрации возникают:

А. Только при сплошном наблюдении

В. Только при не сплошном наблюдении

С. Как при сплошном, так и при не сплошном наблюдении.

Количество баллов (правильный ответ – 1 балл)________________________

Ответы: 1 – В, 2 – В, 3 – А, 4 – В, 5 –С.

Приложение 2 к плану урока.

Бланка «Обложка на опросные листы для одного жилого помещения».

Приложение 3к плану урока.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

КОМАНДЫ № __ «___________________________»

Капитан команды ___________________________________________

Члены команды

Скорость выполнения задания

(от 3 до 5)

Правильность выполнения задания

(от 3 до 5)

Актив

ность участия в команде

(от 3 до 5)

Общее

количество баллов

(макс. – 15,

Результаты ответов студентов на отдельные вопросы также представлены на диаграммах и отражают, на мой взгляд, результаты применения игровой технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достоинства применения игровой технологии обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, игровые технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

Игровое обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает обучающихся, формирует серьезный интерес студентов к научному знанию.

К недостаткам игрового обучения можно отнести то, что разработка технологии игрового обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени.

В целом игра должна сформировать у ее участников определенную совокупность знаний. В сознании игроков должны остаться общие принципы правильного диагностирования ситуаций, в которых имеет место противостояние группы и личности с одной стороны и интересов с другой.

Елена Володина
Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС

Роль игры и игровых технологий в реализации ФГОС

Фришман И. И.

Заместитель Председателя СПО – ФДО, директора ФГНУ

«Института психолого- педагогических проблем детства»

РАО, доктор педагогических наук, профессор

Произошедшие изменения в экономических, социальных условиях жизни нашей страны определили направления перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Техническое развитие , научные открытия, культурное разнообразие, вызовы и риски глобализации опережают способность человека осмысливать социальные изменения, прогнозировать сво будущее. Приоритетной становится сфера образования, в которой формируется способность личности «уметь учиться» . Интеллект и творческий потенциал человека представляет собой конкурентоспособное преимущество на рынке труда.

Принятие нового Закона об образовании в 2012 г. зафиксировало переход от стадии разработки ФГОС (начавшийся в 2005года) к этапу поиска основных технологий его реализации . В основе Стандарта лежит системно–деятельностный подход, связанный с формированием готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.

Это не случайно. Педагогика как наука в качестве ведущих видов деятельности выделяет три : игровую , учебную и трудовую. На практике их интеграция в сотрудничестве учителя и ученика позволяет преобразовывать учебный материал в познавательную «ситуацию развития» . Подтверждение этого мы находим в трудах Л. С. Выгодского : «Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведт за собой» , а не служит просто обогащению ребнка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».

К сожалению, в современном образовательном процессе активным формам обучения не уделяется большого внимания. Игра зачастую воспринимается как «избыточный элемент» современного образования. При этом исследования педагогов, педиатров, правозащитников, нейрофизиологов из разных стран мира доказывают, что игре принадлежит фундаментальная роль в развитии человека , определяющая для его жизненного самоопределения.

Вновь обратимся к трудам Л. С. Выготского : «Ребенок в игре переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению».

При этом большинству игр присуще четыре признака :

1. Свободная развивающая деятельность.

2. Творческий, импровизационный активный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность способов осуществления деятельности.

4. Наличие правил, отражающих содержание игровых действий участников .

В структуру игры органично входят : целеполагание, планирование, реализация

цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект .

Анализируя современное состояние педагогической практики, готовность педагогов к реализации ФГОС , можно сделать вывод, что разработка игровых технологий для реализации образовательного стандарта должна учитывать факторы эффективного взаимодействия всех субъектов системы образования (педагоги, родители, обучающиеся) .

Прежде чем разрабатывать и применять игровую технологию , учителю необходимо изучить феномен игры во всм его многообразии. Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей , положений.

Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

там же. Дополнительное образование детей Москвы от А до Я. 2014. Т. 3. № 2. http://додмск. рф

Следовательно, целью применения игровой технологии для реализации ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни. Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС состоит в том , что она позволяет достичь положительного эффекта :

в качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей

как элемента более широкой технологии ;

в качестве способа, прима, метода, средства обучающего диалога при решении

социальных, нравственных задач;

как основы межпоколенного взаимодействия в условиях социальной мобильности

и информационной насыщенности.

Роль игры и игровой деятельности в решении образовательных задач связана с пониманием того, что преобразование игры , игровой деятельности в технологию становится возможным, если определены конечные результаты и существует алгоритм контроля его достижений.

Очевидно, что используя игру, игровую деятельность как технологию , необходимо применять критерии результативности (обеспечение поставленной цели, воспроизводимости (возможности использовать в измененных условиях, транслируемости (возможности передачи опыта е использования в виде знаний) .

Именно поэтому дословный перевод понятия «технология » с греческого – наука о мастерстве. Овладение этим мастерством позволит на практике достичь новый уровень доступности и качества российского образования.

Публикации по теме:

Доклад «Применение игровых технологий в развитии детей среднего возраста» Можно сказать, что современная педагогическая наука совершает качественный скачок к более гуманным подходам в решении проблем личностного.

Использование игровых технологий обучения детей дошкольного возраста английскому языку в условиях реализации ФГОС It’s more than a game. It’s an institution. Thomas Hughes (1822-1896) Тема над которой я работаю, называется «Использование игровых технологий.

Консультация «Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников» 1 слайд: тема моего выступления Использование игровых технологий в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 2 слайд: «Без игры нет,.

Использование игровых технологий в работе педагога-психолога Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий в педагогической практике Полноценное сохранение психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – это первоочередная задача, которая стоит перед современным.