Дифференциация звонких и глухих парных согласных в картинках. Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К

Коррекционная цель: Учить различать звонкие и глухие согласные [п-б] в устной речи и на письме.

Лексическая тема: Обогащать активный и пассивный словарный запас по теме «Искусство. Его виды»

Развитие неречевых процессов:

Развивать фонематические процессы;
- Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;

Оборудование: сюжетные картинки по теме «Искусство. Его виды», трафареты (береза, тополь), раздаточный материал каждому учащемуся в виде бревен и плотов, перфокарты, манка, разносы, рабочие тетради, ручки.

Ход занятия

I. Организационная часть.

Приветствие. Рассаживание по рабочим местам.

II. Сообщение темы занятия.

Сегодня у нас на занятие гости. Посмотрите, кто это? (Девочка и мальчик) Они брат с сестрой. Живут наши герои в Волшебной стране. Давайте с ними познакомимся. Представьтесь, как вас зовут.

А вот они так просто вам свои имена не назовут, вы должны сами догадаться. У меня есть лишь одна подсказка. Имена этих детей начинаются с согласных звуков [п] и [б].

Вы правильно догадались. Их зовут Полина и Борис. С какого звука начинаются имена детей?

Охарактеризуйте данные звуки. Какие они?

Работа с индивидуальными зеркалами, сравнение артикуляционных укладов.

Сегодня на занятие мы будем различать парные согласные звуки [п-б] в слогах и словах.

III. Изложение нового материала.

Злой волшебник забрал наших героев из их замка. И что бы вернуться назад домой им нужно преодолеть разные испытания. Давайте поможем им.

1. Первое испытание – это болото. Что бы через него пройти Полине и Борису придется перепрыгивать по болотным кочкам. А вы будете им в этом помогать.

Я буду называть слоги, а вы должны их запомнить и повторить в такой же последовательности. Если вы допустите ошибку, то один из героев провалится в болото. И вам придется его спасать, еще два раза повторить данные слоги.

па-ба-па бу-бу-пу по-бо-по-бо па-ба-ба-па пу-пу-бу-пу по-бо-бо-бо
ба-па-па пу-бу-бу бо-бо-по-по ба-па-па-ба бу-пу-бу-бу бо-бо-по-бо

2. Молодцы вы помогли преодолеть первое препятствие. Полина и Борис отправились в дальнейший путь и очутились на краю обрыва. Что бы перебраться на другую сторону нашим героям нужно пройти по узкой подвесной лестнице. Некоторые из дощечек прогнили, и чтобы не упасть в пропасть, вам нужно выполнить следующие задание.

Зашифровать слова с буквами «П» и «Б», цифрой указывая их место в слове. По образцу: Опера – П 2, балет – Б 1.

Слова: опера, балет, спектакль, премьера, публика, певец, билет, писатель, поэт, мольберт, палитра.

Вы справились и с этим заданием, и наши герои успешно добрались до другого берега. А теперь давайте вспомним, какие слова вы шифровали. Все эти слова, мы можем объединить в общую тему? Какую? (Искусство)

Кто может сказать, что такое искусство? Что мы понимаем под этим словом?

Искусство – это творческое отражение действительности в художественных образах.

Какие виды искусства вы знаете? Работа с сюжетными картинками, изображающими различные виды искусства (архитектурные строения, скульптура, живопись, театральное и балетное представления)

Посмотрите на картинки и скажите, как называется данный вид искусства.

3. Полина и Борис перебрались на другой берег и оказались в сказочном лесу. В этом лесу растут деревья, посмотрите какие. Это тополь и береза.

Сейчас я вам раздам трафареты, которые вы должны будете обвести, береза должна располагаться на рабочем листе справа, а тополь – слева.

Какие парные согласные встречаются в названиях деревьев, которые вы обвели? Напишите под березой букву «Б», а под тополем – «П». Чтобы нашим героям пройти сказочный лес. Нужно правильно записать слова, под каждым деревом, подчеркивая согласные «п, б».

Слова: пой, бой, палка, балка, борт, порт, бочка, почка, пашня, башня, забор, запор, бабочка, папочка.

4. И с этим заданием вы справились, Полина и Борис очутились на поляне, около реки. Но вдруг налетел сильный ветер, небо затянули темные тучи, и пошёл дождь. Чтобы он скорее закончился, и наши герои смогли продолжать путешествие, вы должны сложить слова из букв записанных в беспорядке. При этом нужно отгадать, какая буква превратилась в капельку «П» или «Б».

Слова: палка, гриб, забор, лопата

5. Дождь закончился, но маленький ручеек превратился в широкую реку. И чтобы через нее перебраться, нужно построить плот из бревен. Сейчас я вам раздам «бревна», и вы должны будете их соединить.

«Бревна» будут прочно соединены, когда вы правильно выполните задание. Нужно в каждое бревно вписать слова. В бревно, где написана цифра 1 вы будете записывать слова, в которых звук [б] находится в начале слова. В бревно, с цифрой 2 – слова, где [б] находится на втором месте, и т.д.

Слова: бока, горб, обои, дуб, лоб, болт, хлеб, обоз.

Ну, вот плот готов, теперь на нем нужно переправиться через реку. Вы должны выполнить аналогичное задание, только теперь со звуком [п].

Слова: палец, спад, карп, запах, суп, плот, залп, спуск.

6. Наши герои добрались до берега. Они очень устали и решили сделать привал. Давайте и мы отдохнем и сделаем небольшую гимнастику.

Все вышли из-за столов и стали на ковер. Сейчас я буду произносить стихотворение, а вы должны внимательно слушать его и выполнять те движения, о которых говорится.

Мы – туристы, мы – в дороге. Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох. Путь не близок, путь далек.
У речного плёса, взяли в руки весла.
Пусть скрепят уключины: Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем и на цыпочки привстанем.
Вверх потянемся слегка – станут ближе облака.
Мы в дремучей лес зашли, ветви гнутся до земли:
Ниже, ниже наклонись, под ветвями проберись.
На поляне отдохнем, и букет цветов нарвем.

IV. Закрепление.

Вот мы и размялись, а теперь давайте продолжим наше путешествие.

1. Следующим препятствием в пути стали – горы. Чтобы их преодолеть, вам нужно правильно заполнить перфокарты, которые я сейчас раздам, прочитав слова и вставив пропущенные буквы «п» или «б».

Слова: …ок, …ол, су…, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои, …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда,…о…оище, …ро…олка.

2. Горы остались позади, но вот еще одно испытание – это жаркая пустыня. Посмотрите, что у меня на разносах. Это манка. Сейчас мы будем по ней писать буквы «П» или «Б», а это будет зависеть от того, какой звук встречается в словах, которые я буду называть.

Слова: плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пузырек, браслет.

3. Вот показался замок. Но его охраняют стражники. Что бы они пропустили Бориса и Полину, вы должны ответить на вопросы одним словом. Ответ записать в тетрадь, буквы «П», «Б» - подчеркнуть.

1. Кто ловит рыбу?
2. Какое дерево имеет белую кору?
3. Где растут рожь и пшеница?
4. Где растут клюква и брусника?

V. Итог занятия.

Стражники пропустили наши героев. Они оказались в замке и очень обрадовались возвращению домой. За путешествие они узнали много нового. А что узнали вы? Какие парные согласные мы различали сегодня на занятие?

Конспект индивидуального логопедического занятия

с учеником 2 класса на тему:

«Дифференциация парных согласных»

Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна

Чебоксары, 2017

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.

Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.

Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

Закрепить знания о звонких и глухих согласных, о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине.

Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.

3. Воспитательные:

Содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

1.Организационный момент. Проговаривание гласных.

Большой палец - А-Я

Указательный палец - О-Ё

Средний палец - У-Ю

Безымянный палец - Ы-И

Мизинец – Э - Е.

2. Вводная беседа.

Сколько букв в алфавите? (33)

На какие группы делятся все буквы алфавита? (Гласные и согласные)

Посмотри на эти буквы, что общего у них? (Они согласные).

В Т Б С Г Д

П Ш Ф К Ж З

–Можно ли их сгруппировать? (Да)

– В какие группы? (Парные звонкие и глухие согласные.)

Давай образуем пары из этих согласных.

Б Д Г З Ж В

П Т К С Ш Ф

Давай произнесем звонкие согласные, приложив руку к горлышку, что мы почувствовали? (Голосовые связки вибрируют. Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом и шумом).

Давай произнесем глухие согласные, приложив руку к горлышку. Что мы заметили? (Вибрации нет. Связки спокойные. Глухие состоят из шума).

3.Сообщение темы.

Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков. Давайте начнем.

4.Развитие фонематического слуха.

Я буду называть звуки, а ты услышав звонкий гласный позвони в колокольчик. (Б,П, Ф, Д, Т, Г. С, З, П, К. В)

А теперь слоги со звонкими и глухими согласными.(ВА, ПЫ,ТУ,ДА,СО,ЗА, ГУ, БИ,ФИ,КО).

5. Работа по теме.

Пальчиковая гимнастика.

Живут себе два брата

Глухой и звонкий звук.

И все вокруг стараются

Их различить на слух.

Но братья друг за друга,

Так прячутся порой,

Что не поймешь ни звука

Где звонкий, где глухой.

Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных
Мы различим на слух.

а) Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. Чтобы правильно написать парный согласный на конце слова, нужно изменить это слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный. Сугроб-сугробы)

-Посмотри на слова, данные на карточке. Впиши недостающие буквы.

Са_, сторо_, гла_, шар_, ястре_, огоро_.

б) Работа по карточке.

Впиши в скобки звуки, которыми различаются слова. Соедини их парами.

Почка-бочка, сова-софа, зайка-сайка, шар-жар, крот-грот, дачка-тачка.

в) Физминутка.

г)Дидактическая игра «Прятки». (Презентация).

Вставь пропущенные буквы в слова.

Ло…ка, ло…ка, мо…ка, пово…ка, поло…ка, бро…ки. шка…чик, ко…ти, ло…ти, про…ка, тря…ка, ре…ко, ска…ка, брю…ка, мя…ко.

д) Найди проверочное слово.

Тетрадь груз сад

Тетради погрузить садовый

Тетрадка погрузка посадка

Почему эти слова являются проверочными? (Потому. что согласная звучит четко).

Слова, в которых после согласного произносится гласный называются проверочными.

8.Итог занятия.

– Какие звуки мы учились различать?

Чем они отличаются?

Конспект разработан учителем-логопедом Шипелёвой Оксаной Николаевной

Тема: «Дифференциация парных согласных звуков и букв К-Г» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза»

Аудитория: учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы, имеющие нарушения письма и чтения, обусловленные несформированностью фонетико-фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза

Коррекционная: «Дифференциация парных согласных звуков и букв

К-Г изолированно, в слогах, словах, предложениях »

Цели : закреплять знания о звуках К-К, Г-Г навыки правильного произношения и различения звуков К-К, Г-Г в словах, словосочетаниях, предложениях, и тексте; развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

Закрепить умение дифференцировать звуки Г-Кпо звонкости-глухости;

Учить правильному построению словосочетаний и предложений;

Формировать связную речь при составлении рассказа;

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую моторику, согласовывать движение и речь;

Развивать мелкую моторику;

Развивать фонематическое восприятие;- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие; — обогащать и актуализировать словарь; — развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: - создать ситуации успеха; — воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи; — повышать речевую активность.

Ход урока

I. Организация начала урока. Сообщение темы занятия.

1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Логопед дает указание учащимся:

Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Покажите левую руку соседа. — Сядьте так, чтобы между Мишей и Колей сидел Артём, а Алина сидела рядом с Мишей.

II. Основная часть

1.Первичная актуализация темы и цели урока.

Сколько раз в стихотворении встретился звук Г? Найдите слово с мягким звуком Г.

Между собой уже века

Живут в согласные Г и К

И не впадает К в обиду,

Когда ее сменяет Г,

Что схожа с цаплею по виду

И на одной стоит ноге.

Г запомним наизусть -

Это - гордость, это грусть.

Все слова на Г нужны -

В речи так они важны!

Думаю, не ошибусь -

Г - как голубь, Г - как гусь.

Г - грибы, горох, галеты,

город, газ, графин, газета.

Сколько раз в стихотворении встретился звук К? Назовите слова с мягким звуком К.

К - кино, компот, котлета,

Книга, краски и конфета,

Кружева, Корабль, кит -

Слышишь К - везде звучит!

Кролик, куры, кот и кошка,

И капуста, и картошка,

Клевер, кактусы и клены,

Кипарис вечнозеленый.

Куст калины, роща кедров,

Ах, какой язык наш щедрый

Как вы думаете, звуки К и Г гласные или согласные? Они парные или непарные? Какой звук звонкий, а какой глухой? Ответы учеников. — Дайте характеристику звукам.

2. Дифференциация звуков занятия на уровне слога .

Сначала давайте потренируем наши ушки в игре с мячом.

Игра “Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!”(с мячом).

Логопед называет слоговые ряды и кидает мяч детям, те, по очереди, повторяют слоги, предложенные логопедом, и возвращают мяч:

Га-ка, го-ко, гу-ку, гы-кы, ко-го, ку-гу, кы-гы, кя-гя, гё-кё, гю-кю, ги-ки.

3. Подчеркните букву Г в ряду букв:

ТГПНХПРГДЛГНШГЦТЧГШГПГ

ВАГДГХГЕГХЗЩГПРОГМИСГТБ

ЮЖГЛДГТГУВГЯСИТГЖГХДГИК

игатгсыгшщгуцгтпгиагншхгчг

Подчеркни букву К в ряду букв:

УВКПРНКЖКХКПРКЧПРКИМТ ЛКДЛКТКХКЖВАПКПРКСМИТ

кждлкжкхзшкложкхкчтик

пркнклдиткжкхктискмпркнегек

Подчеркни букву К зеленым карандашом, Г - синим.

КХТГКГЖКНГЧТГУКХЖКТГКЧ УГТХКЖКТГКМИТГКХПГЖКШ КДГТВКИГНХКЖГТЛГЧКРГВГЛ

игклхтгчгуклдктнгцгвкпгшглкхгк

4. Дифференциация [к] – [ г ] в словах. Подружи слова с буквами и обозначь необходимые звуки. Записывая, проговаривай слова вслух по слогам.

Рыб…а, …аша, но…а, раду…а, мар…а, …апуста, бал…он, …азета, доро…а, о…онь, о…но, бу…варь, …итара, …ерой, …осмос, …увшин.

Сколько букв К вы написали, в каких словах? Сколько букв Г, в каких словах? Проверка задания. Кто из вас выполнил это задание без ошибок? Молодцы!

Прочитай слова, вставь необходимые слоги и обозначь звуки:

Га-ка ру—, но-, ро-, ре-, нит-, сём-, вет-, нор-.

Гу-ку —рица, —ница, —бики, — по-пать, по-лять, за- бить.

Ги-ки но—, ве—-, ру—, ре—, кеп—, фла—, гор—, утю—.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся — покажем –

Крылья сложили назад

Упражнения для глаз:

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть, повторить 5 раз;

Посмотреть в правый верхний угол, в нижний левый, в правый нижний и т.д.

Закрыть глаза и нарисовать глазками 8.

5. Дифференциация [к] – [ г ] в словосочетаниях.

Прочитай словосочетания, вставляя пропущенные буквы Г или К.. Назови непонятные слова. Напишите словосочетания правильно.

—розди — -алины —исти вино-рада

мешо— —артошки —орсть –рупы

высо—о пры—нул —ром—о –оворил

весёлая и—ра —упил –армошку

6. Дифференциация в предложениях.

Составьте из данных наборов слов предложения. Расставьте их по порядку так, чтобы получился рассказ. Запиши рассказ, и выделите буквы Г-К.

Белка, спешить. К, гнезду. Она, скакать, за, еловые, шишки. Забраться, белка, в тёплое, гнездо. В, лес, закружила, вьюга. Будет, вкусная, еда. У. зверёк, к, кладовая. Белка, выбраться, из, гнезда.

7. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Работа на уровне текста.

Прочитайте предложения из предыдущего задания. Скажите, можно ли составить из этих предложений рассказ? Поменяйте порядок предложений так, чтобы можно было бы прочесть рассказ «Белочка».

Итог занятия .

Задача: проанализировать и оценить успешность достижения цели, наметить перспективы последующей работы.

Чему мы учились на занятии? (Мы учились различать звуки и буквы «Г- К»). Что интересного узнали? Для чего мы учились различать звуки и буквы «Г – К»? (Для того, чтобы правильно писать слова с буквами «Г – К» и не путать их при письме). Выберите такого «Волшебного человечка», который соответствует вашему настроению. Вот молодцы, все выбрали веселых человечков. Я очень рада, что занятие вам понравилось! Все работали хорошо, старались. На следующих занятиях мы продолжим работу по дифференциации звуков и букв «Г – К».

Трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, у младших школьников приводят к смешениям букв в письменной речи. Смешение указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал неверную букву. По акустико-артикуляционному сходству часто смешиваются парные звонкие-глухие согласные: б-п, в-ф, д-т, з-с, г-к, ш-ж. Особенности произношения звуков этих пар - в одинаковых артикуляционных укладах.

При этом звонкие согласные произносятся с большим участием голоса, чем глухие. В речевом потоке, особенно при шёпотном проговаривании слов, когда учащиеся сами диктуют себе, различия между этими звуками «размываются». Ребёнок ориентируется на артикуляцию, а недостаточность фонематических представлений и дифференцировок, характерная для детей с речевыми недостатками, является определяющей в возникновении такого рода специфических ошибок. Смешения наблюдаются в чёткой позиции: «знежная», «картовель», «шуравль», «груглый», «попежал», «потружились». Ошибки носят стойкий характер.

Чтобы коррекционная работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования и принципы коррекционной логопедической деятельности: последовательность, поэтапность формирования умственных действий, системность, опора на разные анализаторы, комплексный подход. Рассмотрим систему коррекционной работы на примере парных согласных с-з:

1. Выделяем звуки из слов в начальной позиции по предметным картинкам.

2. Уточняем артикуляцию и звучание смешиваемых звуков. При этом опираемся на зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы. Соотносим звук и букву, используя мнемотехнические приёмы. Это особенно важно первоклассникам, у которых наблюдается нестойкость соотнесения фонемы с графемой, не упрочилась связь между значением и зрительным образом буквы. Например, звук «З» - песенка комара. При произнесении звука прикладываем ладонь к горлу, ощущаем вибрацию голосовых связок.

3. Дифференцируем звуки и буквы в слогах. Виды заданий:

  • Прочитать слоги по слоговым таблицам парами, выборочно (только с буквой с, з)
СА - ЗА
СО - ЗО
СУ - ЗУ
СЫ - ЗЫ
СИ - ЗИ
СЕ - ЗЕ
СЁ - ЗЁ
СЯ - ЗЯ
СЛА - ЗЛА
СЛО - ЗЛО
СЛУ - ЗЛУ
СЛЫ - ЗЛЫ
СЛИ - ЗЛИ
СЛЕ - ЗЛЕ
СЛЁ - ЗЛЁ
СЛЯ - ЗЛЯ
СВА - ЗВА
СВО - ЗВО
СВУ - ЗВУ
СВЫ - ЗВЫ
СВИ - ЗВИ
СВЕ - ЗВЕ
СВЁ - ЗВЁ
СВЯ - ЗВЯ
  • Показать (записать) первый слог в словах: зубы, супы, север, зебра, заяц, санки, слышу, злые, свёкла, звёзды и др.
  • Показать (записать) последний слог слов: неси, вези, морозы, весы, польза, роса и др.
  • Показать (записать) второй слог слов: бросали, резали, косили, возили, позвали, послали, козлёнок, ослёнок и др.
  • Придумать слово, которое начинается на заданный слог.

4. Дифференцируем звуки в словах. Виды заданий:

  • Прочитать и записать слова, вставляя пропущенные буквы С, З.
  • Прочитать и записать слова, добавляя подходящие слоги:
    СА-ЗА: ва__, гла__, Ли__, ли__, мимо__, о__, колба__, чуде__, сле__, гро__, поль__, поло__.
  • Заменить подчеркнутую букву на С или З, получив новое слово:
  • Выполнить слоговые схемы слов с указанием букв С, З: заносы, заблестел, вымазал, сквозить, зелёные, золото, сосны, наступила, земляника и др.
  • Распределить картинки (слова) в два столбика по наличию звуков С, З.
  • Загадки. Отгадки записать, сделать слоговую схему или зашифровать, указывая порядковые номера букв С,З

а) Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май серёжки дарит ей (Береза) - З5

б) Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья) - С2 С3
За что же тогда его птицей считают? (Страус) - С1С6

в) Полосатые лошадки целый день играют в прятки. (Зебры) - З1

  • Работа с парами слов, в которых звуки и буквы С,З являются смыслоразличителями:

б) вставить букву в контексте: колючая ро_а, холодная ро_а; _лить воду, _лить собаку.

в) Закончить предложение словом из пары:
Косит травушку …, щиплет травушку … (коса, коза)

г) Составить предложение с каждым словом пары.



5. Дифференцируем звуки и буквы в словосочетаниях и предложениях.

  • Вставить буквы с, з в слова словосочетания, предложения (пословицы):

  • Составить словосочетания, подбирая слова из скобок:
  • Вставить буквы в словосочетания. В каких словах согласные требуют проверки?
  • Вставить в предложения пропущенные слова - названия картинок:

Дети слепили … . Старшая сестра пошла в … . На … Зоя забыла косынку.

  • Найди ошибки в предложениях:

На ветвях берёсы мы заметили зтайку снегирей. На ромашке стрекоса - золотизтые глаза.

  • Составь предложения из слов:

а) сказок, знает, интересных, Соня, много; б) кормушки, дети, развесить, деревья, на;

6. Дифференцируем звуки и буквы в текстах.

  • Записать текст, вставляя в предложения пропущенные слова с буквами С, З.

Наступила холодная... . Снег укрыл землю белой... (чем?). Осинки и (что?) … надели... (какие?) шубки. У крыльца выросли высокие... (что?). Снег... (что делает?) на солнце яркими блестками. Мороз (что сделал?) стекла... (какими?) узорами. Ребятишки бегут... (с чем?) на горку.

Слова для справок: скатерть, березки, сугробы, санки, снежные, высокие, сияет, сверкает, искрится, расписал, разукрасил, сказочные, замысловатые.

  • Изложение по вопросам и плану.

Тузик . У Васи собака Тузик. Тузик сидит у забора. Вася даёт ему кости. Тузик грызёт кости.

Берёза . В саду высокая берёза. На берёзе гнездо зяблика. Он таскал в гнездо листики. Звонко поёт зяблик.

Храбрый Дрозд . Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки у Васьки заблестели. Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать.

Лакомка . Кошка Маркиза была очень странной. Любила она сладкий мёд. Раз Маркиза грелась на солнце. Тут она почуяла знакомый запах. Кошка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем Маркиза встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Маркиза бросилась в кусты.

План . 1. Странная кошка.
2. Знакомый запах.
3. Осталась без мёда.