Предпосылки выделения психологии в самостоятельную область знания. Выделение психологии в самостоятельную науку и её развитие Психология как самостоятельная наука выделилась

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – интроспекция. Это усугублялось успехами новой биологии. Она изменила взгляд на все жизненные функции, в том числе психические. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства трактуются отныне как «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации. Рушилось воззрение на сознание как замкнутый в себе внутренний мир. Влияние дарвинистской биологии сказалось и в том, что психические процессы стали исследоваться с точки зрения развития. На заре психологии главным источником сведений об этих процессах служил взрослый индивид, способный в лаборатории, следуя инструкции экспериментатора, сосредоточить свой «внутренний взор» на фактах «непосредственного опыта». Расширение зоны познания ввело в психологию особые объекты. К ним невозможно было применить метод интроспективного анализа. Таковыми являлись факты поведения животных, детей, психически больных. Практика реальной исследовательской работы до основания расшатала взгляд на психологию как науку о сознании. Созревало новое понимание ее предмета. В любой области знания имеются конкурирующие концепции и школы. Такое положение является нормальным для роста науки. Однако при всех разногласиях эти направления скрепляют общие воззрения на исследуемый предмет. В психологии же в начале XX в. расхождение и столкновение позиций определялись тем, что каждая из школ отстаивала отличный от других собственный предмет. В начале XX в. прежний образ предмета психологии, каким он сложился в период ее самоутверждения в семье других наук, сильно потускнел. Хотя по-прежнему большинство психологов считали, что они изучают сознание и его явления, эти явления все теснее соотносились с жизнедеятельностью организма, с его двигательной активностью. Лишь очень немногие продолжали считать, что они призваны заниматься поисками строительного материала непосредственного опыта и его структурами.

Выделяются следующие естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX в.

1. Постепенное отделение психологии от философии, так как для психологии назрела необходимость разделения предметов и методов, в частности ориентация на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи больше теоретической наукой, нежели практической, не могла дать психологии необходимых инструментов.

2. Внедрение в психологию исходя из исторической необходимости обрести свой, отличный от философского, метод познания новых методов исследования, в частности заимствованного из естествознания метода эксперимента, а также математических методов подсчетов результатов опытов.

3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия, которая, обладая конкретным предметом исследования -человеческим телом и изучая строение его органов, ставила психические функции человека в зависимость от особенностей его анатомии и объясняла причины и механизмы его функционирования не как следствия влияния и особой организации души, являющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, а как целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии и физиологии человека. Не на уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте была доказана зависимость некоторых аспектов поведения человека от физиологических, т. е. материальных, факторов.

4. Возникновение эволюционного подхода к пониманию природы человека [теория эволюционного развития Ч. Дарвина, эволюционный эссоцианизм Г, Спенсера) обусловило изменение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.

Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на основополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущность.

Психология – очень древняя область знаний. В течение многих столетий и даже тысячелетий, на протяжении всей истории человечества, происходило накопление и теоретическое осмысление психологических знаний. Так, например, у Аристотеля, величайшего энциклопедиста античной Греции, «наука о душе» выступает как область знаний, значительно более отчетливо очерченная и систематизированная, чем многие другие, впоследствии далеко обогнавшие психологию как самостоятельные науки. Однако до второй половине 19-го века психология развивалась в рамках философии, естествознания, общественной практики и художественной литературы.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло лишь в 60-х-гг. XIX в. Лишь к этому времени многообразные психологические знания оформляются в самостоятельную науку, вооруженную собственной, специфической для ее предмета методикой исследования и обладающей своей системой, т.е. специфической для ее предмета логикой построения относящихся к нему знаний.

Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине 19-го века было обусловлено следующими предпосылками :

  1. Общее состояние естественнонаучного знания того периода . Этот период характеризуется во всей Европе возрастанием появившегося в первой половине века интереса к естественнонаучным проблемам. Развивающаяся техника и потребности производства показали первостепенную важность всех знаний, касающихся материальной природы. Рост промышленного производства, интенсификация общественной потребности в научных знаниях, интеграция усилий ученых разных специальностей в комплексном решении конкретных проблем способствовали повсеместному развитию естественных наук. Успехи физики и химии дали могучий толчок всему комплексу анатомо-физиологических наук, способствовали прогрессу медицины, психиатрии, биологии. Достижения в познании живой материи способствовали интенсификации интереса и к самому человеку как объекту познания. Естественнонаучные концепции и методы все более активно применяются в смежных с психологической проблематикой областях. Эксперимент как метод познания все глубже проникает в разные области знания. Утверждение идеи о мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и распространение материалистических идей в области философского познания мира и человекознания, интерес ученых-естественников к психологической проблематике способствовали формированию идеи о том, что и при изучении психических явлений следует более широко и активно использовать методологию и методы естественных наук. Важным и необходимым условием при этом являлось то, что к середине XIX в. сами естественные науки достигли такого уровня развития, что их результаты могли быть активно восприняты другими научными дисциплинами.
  2. Состояние анатомии, физиологии и медицины . В середине XIX в. были получены данные, свидетельствующие о том, что именно мозговая деятельность определяет функционирование психики. Анатомо-физиологические исследования головного мозга, равно как и опыты в нервно-мышечной и сенсорной физиологии, явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественно-научные рельсы, предпосылкой объективного изучения психики животных и человека.
  3. Состояние биологии . Важным источником формирования естественно-научных основ психологии явилось эволюционное учение Чарльза Дарвина. В 1859 г. в свет выходит его книга «Происхождение видов путем естественного отбора». Эволюционное учение Дарвина оказало существенное влияние на развитие не только всей биологической науки, но и психологии. Психология стала заимствовать детерминистские идеи уже не у механики, а у эволюционной биологии, под влиянием которой был выдвинут ряд важных для психологии проблем, таких как адаптация к среде, филогенетическая обусловленность функций, индивидуальные вариации, роль наследственности, преемственность в развитии между психикой животных и человеческим сознанием и др. Теперь психика животных и человека стала выступать как необходимая сторона жизнедеятельности организма, обеспечивающая приспособление его к внешним условиям среды. Психические явления рассматривались Ч. Дарвином как орудие приспособления организма к среде. Выдвинутые Дарвином положения об изменчивости и наследственности признаков вскоре были перенесены и на область психических свойств человека. Через десять лет после выхода книги Ч. Дарвина «Происхождение видов», его двоюродный брат Ф. Гальтон попытался показать в книге «Наследственность таланта», что вариации психических способностей определяются наследственностью. Для доказательства своего основного тезиса Ф. Гальтоном привлекались экспериментальные, статистические и другие методы в изучении индивидуально-психологических различий между людьми. Ч. Дарвин, как подлинный естествоиспытатель, отстаивал объективный подход к изучению психических явлений. Все его труды основывались только на объективных наблюдениях и эксперименте. Взгляд на психику как на орудие приспособления организма к среде естественным образом предполагал включение в область рассмотрения факты приспособительного поведения животных и человека, доступные внешнему наблюдению и контролю. Именно это позволило Ч. Дарвину во всей своей исследовательской деятельности широко применять эксперимент и объективное наблюдение при изучении поведения животных и человека. Таким образом, под влиянием Дарвина изменился сам стиль психологического мышления. Важнейшим результатом происшедшего сдвига явилось внедрение объективного, генетического и статистического методов в психологические исследования, а также возникновение категории поведения.
  4. Состояние педагогики . Именно в этот период педагогика все в большей мере начинает ориентироваться в разработке своей методологии на психологическое знание. В педагогике все больше и больше утверждается идея о природосообразном воспитании и обучении человека. Так, известный щвейцарский педагог И. Песталоцци на рубеже XVIII-XIX вв. специально акцентирует внимание на том, что основой воспитания должна быть природа человека, закономерности его психического развития. Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области. Другой такой областью стала промышленная практика. В 80-х гг. XIX столетия в связи с развитием промышленного производства появляются работы по учету психики человека в труде, с чем связаны надежная работа персонала, устранение причин нарушений его деятельности, подбор и обучение людей. К психологии обращаются юристы, военные деятели, психиатры, физиологи.
  5. Развитие философских идей и общественно-исторической мысли . Характерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления. Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественнонаучного метода. Большую роль сыграли успехи медицины, в частности психиатрической практики, отчетливо обнаружившей тесную связь, существующую между душевными явлениями и телесными процессами. Многочисленные наблюдения врачей-психиатров за больными свидетельствовали о том, что имеется определенная зависимость между нарушениями физиологической работы мозга и телесными изменениями, между болезнями тела и души. В свете этих данных становился необъяснимым дуалистический постулат о независимости материальных и идеальных явлений, требовалось по-новому понять и объяснить их взаимосвязь.

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии.

Мысль о том, что одним из условий достижения психологией самостоятельности является ее отделение от философии, выразил Г. И. Челпанов в докладе на I Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) «О предпосылках современной эмпирической психологии».

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х- гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

По С. Л. Рубинштейну, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания (из физиологии органов чувств и нервной системы). Интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни (механико-физико-химическая теория жизни, концепция К. Бернара о гомеостазе), возникновение психофизики и психометрии явились важнейшими предпосылками преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловили ее развитие по образцу естественных наук.

27.Учение о непосредственном опыте в. Вундта.

Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология .

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека . Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.

Особенно следует заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии.

В первых своих работах В. Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Вначале главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), а затем эксперименты проводились над животными (К. Ллойд-Морган, Э. Ли Торндайк), исследовались душевнобольные, дети.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов.

В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования , математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики.

Однако обозначим тот первый этап становления психологического знания, когда оно стало претендовать на статус научного. Отметим при этом, что именно ориентация на позитивизм стала основанием претензии психологии на то, чтобы стать опытной и позитивной наукой. Не приводя историко-психологического обзора, укажем только наиболее значимые этапы. Итак, отнюдь не житейская психология стала основанием развития научной, а рефлексия – философская и методологическая – возможных путей построения таковой в общем контексте развития знания.

Термин "психология" (буквально "учение о душе") был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в конце XVI в., хотя чаще его автором называют X. Вольфа. В истории психологии первой работой, систематизировавшей взгляды античности на психику, считается трактат "О душе" Аристотеля. Но первая парадигма научного психологического знания, послужившая ядром большого числа теоретических и эмпирических исследований в этой области, окончательно сложилась лишь к XIX в. Именно в этот период ее пытались строить по канонам классической науки, взяв за образец наиболее развитую науку того времени – механику.

Название подхода, претендующего на право называться первой научной парадигмой в психологи, – "психология сознания" или "психология явлений сознания". У колыбели этого подхода стояли философы Ф. Бэкон (1561 – 1650), Р. Декарт (1596–1650), Т. Гоббс (1588–1679), Б. Спиноза (1632–1677), Дж. Локк (1632–1704). В их работах, т.е. в начале пути выделения психологии в самостоятельную область знания, наблюдалась двойственность в трактовке природы абстрактного знания и соответствующих категорий мышления. Одни авторы (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) полагали, что абстрактное знание выводится из чувственного опыта за счет его переработки (обобщения). Это направление получило название "эмпиризма", а выросшая из него эмпирическая психология часто характеризуется как "созерцательно-сенсулистическая". Созерцательность указывает на определенную пассивность субъекта, а сенсуа- листичность говорит об опоре на чувственный опыт. Другие авторы (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант) указывали на невыводимость абстрактного знания из опыта, что неизбежно приводило к признанию априорности категорий разума или их трансцендентного происхождения. Это линия рационализма в философии и затем в психологии.

Наряду с механикой одним из истоков становления первых этапов собственно психологического знания в XIX в. стало сближение логики и психологии. Особое место в этом сближении сыграла "Логика" англичанина Джона Стюарта Милля (1806–1873), или Милля младшего, философа-позитивиста и экономиста, который с позиции идеалистического эмпиризма (или "психологизма" в духе Юма) критиковал априоризм в теории познания. В отличие от "ментальной механики" Джозефа Милля (отца), Милль-младший считал, что не только законы механики, но и законы химии могут рассматриваться как основание построения психологических законов. Логику он стал рассматривать как ветвь психологии, изучающую технику мышления и в логической индукции видел метод раскрытия причинно-следственных связей. Кроме того, он использовал пропавшее в ассоцианизме – первой научной школе в психологии – представление о Я как субъекте познания, что само по себе уже демонстрировало недостаточность принципа ассоциации в понимании законов души.

Если в философии подчеркивается преувеличение Дж. С. Миллем роли индукции, то в психологии видят иные его влияния. Так, В. Вундтом (1832–1920) была воспринята его идея о том, что сознание имеет имманентные законы, которые можно изучать на основе наблюдения и эксперимента. В изменении трактовки ассоциации он оказал существенное влияние на возникновение концепции бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца; следующий шаг уже вел к И. М. Сеченову [Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И., 1974]. Однако вернемся к истокам возникновения психологического знания в рамках философии на классическом этапе развития науки.

Понятие опытная наука впервые прозвучало в XIII в. в работах английского мыслителя доктора Роджера Бэкона. Он же ввел двоякое представление о самом опыте. Один вид опыта – это приобретаемый с помощью "внешних чувств". В частности, он писал о том, что "земные вещи" мы узнаем с помощью зрения, а, например, небесные тела наблюдаем с помощью специально изготовленных для этого инструментов; от других людей, сведущих по опыту, мы узнаем о тех местах, где нас не было. Но есть и другой опыт – духовный; в этом опыте ум идет по пути познания, обретая "внутреннее озарение", не ограничиваемое ощущениями. Духовные предметы познаются и через их "телесные следствия", и рационально – умом.

Таким образом, уже в докартезианскую эпоху прозвучало представление о связи эмпирического (опытного) познания и рационального.

Следующий великий англичанин с той же фамилией – Фрэнсис Бэкон (1561–1626) развил учение об опыте, введя представление о его опосредствовании орудиями: как орудия направляют движение руки, "так умственные орудия дают разуму указания или предостерегают его". Но "идолы" ума и мешают познанию (психологам хорошо известна его концепция четырех типов заблуждений), и ум должен от них освобождаться. Занимаясь наукой, человек является, по Бэкону, обычно или эмпириком, или догматиком. При этом рационализм неправомерно отождествлялся с догматизмом в мышлении. Эмпирики только собирают данные (и довольствуются собранным), в то время как рационалисты подобно пауку воспроизводят нечто из себя самих. Третьим путем был бы путь пчелы, собирающий нектар, но перерабатывающей его. Дело философии – не исследование начал вещей или абстракция от природы, а осмысление извлекаемого с помощью опыта материала посредством категорий – "средних аксиом". В каждой науке такие аксиомы будут своими.

Таким образом, в концепции Бэкона речь шла не о психологическом знании как таковом, а о необходимости соединения опытного и рационального в познании, противопоставляемом схоластике. Через 35 лет после рождения Ф. Бэкона в мир пришел другой мыслитель – француз Репе Декарт, также не связавший себя служением в университетах, но давший классическую парадигму в разведении движений тела и души – ставшую академической формулировкой психофизической проблемы . Он завершил отождествление категорий души и сознания. Но пока, в работах Бэкона, психология – в рамках философии – перестает быть наукой о душе. Бэкон вводит индуктивную логику в законы познания. Он предполагает также возможность эмпирического изучения психических процессов и явлений, причем в эмпирической установке на то, "как они есть". Критерий отделения таковых от организмических дал позже – в первой половине XVII в. – Декарт (Картезий).

Картезианство, с одной стороны, последовательно "рационализировало" представление о человеке (в его телесной сущности) в учении о рефлексе, отказавшись от идеи ума (или души) как обеспечивающего движение тела.

С другой – Декартом, сделавшим эмпирическую данность мышления конечным критерием психического, было осуществлено отождествление души и сознания. В качестве мышления у него выступила вся совокупность непосредственно воспринимаемого, т.е. это и ощущения, и чувства, и мысли – все, что осознается. Он продолжил эмпирическую линию в изучении сознания. Таким образом, в рамках философского знания различным образом представленные рационализм и эмпиризм не были изначально разведены по разным "этажам" познания. У Декарта – при решении им психофизической проблемы – появился даже специальный орган их взаимодействия (шишковидная железа). Мышление свойственно именно душе (духовной субстанции). А страсти, имеющие как телесную, так и душевную стороны, побеждаются интеллектуально (в соответствии с гипотезой взаимодействия души и тела).

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса (60-е гг. XIX - 10-е гг. XX в.в.)

Первые программы психологии как самостоятельной науки. В. Вундт (1832 - 1920) и становление экспериментальной психологии. Предмет, методы и задачи психологии по Вундту. Дуализм программы. Школа Вундта. Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 - 1905). Рефлекторная концепция психического. Определение предмета психологии. Методы психологии. Исследования Сеченова в области восприятия, памяти, мышления, воли. Роль Сеченова в развитии отечественной и мировой психологической науки.

Другие психологические программы в зарубежной науке. Структурализм Э. Титченера (1867 - 1927) как развитие идей Вундта в американской психологии. Метод аналитической интроспекции. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии. Психология функций К. Штумпфа (1848 - 1986). Австрийская психологическая школа: А. Мейнонг (1853 - 1920), С. Витасек (1870 - 1915), Х.-Фон - Эренфельс (1859 - 1932). Развитие идей Брентано в Англии (Дж. Стаут, 1860 - 1944; Дж. Уорд (1843 - 1925); в Германии (Т. Липпс, 1851 - 1914); в Швейцарии (Э. Клапаред).

Психология У. Джемса (1842 - 1910). Понимание психики как фактора приспособления организма к среде. Характеристика сознания. Теория психического автоматизма. Учение об эмоциях, воле, личности. Значение психологии Джемса для возникновения функционализма. Прагматизм как методологическая основа функционализма. Основные положения функционально; психологии. Ее влияние на развитие прикладных областей и возникновение бихевиоризма.

Важнейшие направления развития психологии в России. Психология в университетах: Московском (М.М. Троицкий, Н.Я. Грот, Л.М. Лопатин), Петербургском (М.И. Владиславлев, А.И. Введенский), Киевском (С.С. Гогоцкий) и ее роль в создании научных школ.

Естественно-научное направление. Борьба за объективные методы исследования на разных этапах творчества В.М. Бехтерева (1857 - 1927). Сравнительная психология В.А. Вагнера (1849 - 1934). Учение А. А. Ухтомского (1875 - 1942) о доминанте. Понятие функционального органа, хронотопа. Физиология высшей нервной деятельности И.П. Павлова (1849 - 1936) и ее значение для развития психологии.

Роль Г.К. Челпанова (1862 - 1936) в организации научных исследований и создании системы психологического образования в России. Созданный Челпановым Институт психологии (1912, официальное открытие 1914) - крупнейший центр теоретических и экспериментальных исследований. Вопросы теории и метода в трудах Челпанова. Школа Челпанова.

Философская психология (С.Л. Франк, Н.О. Лосский, Г.Г Шпет). Значение для психологии философии Вл. Соловьева, Н.А. Бердяева.

Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей. Открытие лабораторий экспериментальной психологии в странах Европы и Америки. Первые психологические лаборатории в России (В.М. Бехтерев - Казань, Петербург, С.С. Корсаков, А.А. Токарский - Москва, П.К. Ковалевский -- Харьков, Г.Ф. Чиж - Дерпт и др.). Распространение эксперимента на изучение высших психических процессов. Классические работы по памяти Г. Эббингауза (1885), Г.Э. Мюллера (1911, 1913, 1917). Исследования по психологии слуха К. Штумпфа (1883, 1890). Экспериментальные исследования восприятия и внимания Н.Н. Ланге (1888, 1893). Исследования мышления в вюрцбургской школе (1901 - 1911). Изучение процесса формирования навыков (У. Брайан, Н. Хартер, У. Бук, Дж. Мак-Кин Кеттел). Экспериментальные исследования психологии животных (Э.Торндайк, В. Смолл и др.), их значение для утверждения объективных методов в психологии.

Возникновение психологии индивидуальных различий. Исследования Ф. Гальтона (1882-1911) в области способностей и измерения интеллекта. Метод тестов (1890, Кеттел). Основание лондонской школы психологии Ч. Спирменом (1863-1945). Двухфакторная теория интеллекта Спирмена (1904). Дальнейшее развитие факторной теории интеллекта (Л. Терстоун, 1931, Дж. Гилфорд, 1967). «Индивидуальная психология А. Бине и В. Анри» (1895). Дифференциальная психология В. Штерна (1900). Развитие индивидуальной психологии в России. Характерология А.Ф. Лазурского (1874 - 1917). Челпанов о состоянии и значении психологии индивидуальных различий.

Приложение психологии к педагогике. Общие руководства по психологии в применении к педагогическим вопросам (У. Джемс, Г. Мюнстерберг, Дж. Дьюи). Экспериментальные исследования процесса учения. Э. Торндайк (1874-1949). Законы научения. Исследования А. Бине (1875 - 1911) в области тестирования интеллекта. Метрическая шкала интеллекта (1905, 1908). Ее усовершенствование Л. Терменом (1916).

Г. Ст. Холл (1863 - 1924). Теория рекапитуляции, методы эмпирических исследований в области психического развития. Идеи педологии (1893). Организаторская деятельность Холла. Экспериментальная педагогика Э. Меймана (1862 - 1915).

Развитие психолого-педагогической мысли в России. П.Ф. Лесгафт и его «Школьные типы» (1890). Основание А.П. Нечаевым (1870 - 1948) лаборатории экспериментальной педагогической психологии (1901). Экспериментальные исследования Нечаева по детской и педагогической психологии. Съезды по педагогической психологии в России (1906, 1909, 1910, 1913, 1916). «Психологические профили» Г.И. Россолимо (1910). Возникновение специальной психологии и педагогики трудных детей (дефектологии) - М.А. Сикорский, Г.Я. Трошин, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко.

Педологическое движение в России

Приложение психологии к медицине. Пионеры применения методов экспериментальной психологии в психиатрической клинике (Э. Крепелин, Р. Зоммер, Э.Блейер.). Метод ассоциативного эксперимента. Аутистическое мышление (Блейлер, 1919). Понятие конституции в психиатрии (Э. Кречмер, 1921; У. Шелдон, 1927) и проблема соотношения души и тела в норме и патологии. Исследование реактивных состояний (К. Ясперс, 1913, Э. Кречмер) и психопатий (К. Шнайдер, П.Б. Ганнушкин, 1933). Размывание границ между нормой и патологией в психологии. Переход к проблемам психологии личности.

Клинические исследования в области истерии и неврозов (А. Льебо, I823 - 1904; М. Шарко, 1825 - 1893; И. Бернгейм, 1837 - 1919). Роль психологических факторов в объяснении истерии и гипноза. Психопатология и основание научной психология во Франции. Психология Т. Рибо (1813 - 1916). Психология как наука о поведении П. Жане (1859-1947). Открытие бессознательного в трудах Жане. Спор о приоритете по поводу открытия бессознательного между Жане и З. Фрейдом.

Приложение психологии к области промышленного производства. Первые попытки рационализации условий труда с целью повышения производительности труда (Ф. Тейлор, конец ХIX в.). Начало научной разработки психологических проблем труда. Г. Мюнстерберг (1863 - 1916) и возникновение психотехники. Задачи, проблемы и методы психотехники. Становление психологии труда и психотехники в России.

Проблемы соотношения теории и практики в психологии в связи с ростом прикладных исследований. Методологическое значение психотехники (Выготский).

Ключевые понятия: структурализм, интроспекция, функционализм, Вюрцбургская школа, французская социологическая школа, описательная психология, структурная психология, экзистенциальная психология, «контекстная теория значения», интенция, качества Х. Эренфельса, гештальткачества, эмпатия, поток сознания, динамическая психология, теория «потока сознания», социологизм, коллективные представления, психотехника, условный рефлекс, безусловный рефлекс, объективная психология, ассоциативная психология, модальность, волюнтаризм, апперцепция.