Научная работа: образование ссср. Темы исследовательских работ по истории ссср Исследовательская по истории на тему образование ссср

Введение

1 Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны

2 Предпосылки создания СССР

3 Сталинский и Ленинский проекты СССР

Глава 2. Образование СССР и национально-государственное строительство

1 Подготовительная работа к I съезду Советов СССР

2 Принятие Декларации и Договора об образовании СССР

3 Принятие Конституции СССР 1924 г.

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность проблемы образования СССР для нашего времени не становится меньше, дело в том, что современная Россия вовсе не прошла окончательно этап дезинтеграции. Достаточно посмотреть на события на Северном Кавказе и станет понятно, что ситуация вовсе не безоблачная. Поэтому для такого многонационального государства, как Россия, вопрос о государственном устройстве не является отвлеченной темой для разговора. А пример распада СССР и по нынешнее время не потерял своей остроты, ведь еще буквально в конце восьмидесятых годов ХХ века многим казалось, что сверхдержава вечна и нерушима. Но только немногие знали точно, что пошли последние месяцы существования этого государства.

Появление СССР на политической карте мира не было фактом появления абсолютно нового государства, уже тогда говорили, что это Российская империя в новом виде. Новизна заключалась в том, что это было государство с новым типом социально-экономических отношений. Но не следует считать, что СССР был в то время уникальным явлением, ведь в Европе после Первой мировой войны исчезли все значительные монархии - германская, австрийская, российская и турецкая. Но если Австрия и Турция были низведены до уровня незначительных по политическому влиянию государств, то Россия и Германия даже с территориальными потерями оставались государствами с большим экономическим и политическим потенциалом. И оба государства в конечном итоге эволюционировали из парламентских государств в авторитарные режимы с социалистической идеологией. Только в России подобная эволюция произошла раньше и в результате Гражданской войны, в Германии процесс был мирным и растянулся на пятнадцать лет. А если к этим двум странам добавить еще и Италию, с ее фашистским режимом Муссолини, а так же ряд тоталитарных режимов в малых странах, таких как Венгрия, Словакия, Латвия, Литва, Испания, а так же балансирующую на грани тоталитаризма Францию, то следует признать, что СССР, с его тоталитарным режимом, вовсе не был исключением в Европе, а тем более, в Азии.

Образование СССР так же было закономерным итогом развития общества за предшествующие шестьдесят лет, т.к. Октябрьскую революцию многие не без основания считают крестьянским восстанием, имевшим целью передел земли. Именно крестьянская реформа 1861 года, в ходе которой крестьяне получили свободу, но не получили землю и спровоцировала недовольство крестьян, вылившееся в конечном итоге в гражданскую войну.

Победившие в войне большевики дали крестьянам землю, но обновленное государство следовало обустроить и упорядочить. Никто из высшего руководства СССР не желал терять земли Украины, Закавказья и Средней Азии. Но требовалось создать новую государственную организацию, которая бы отвечала требованиям времени и общественным настроениям. Унитарное государство уже не подходило, т.к. в гражданской войне приняли активное участие буквально все народы, населявшие территорию бывшей Российской империи. Ведь одним из лозунгов, которые подняли массы на войну, был лозунг о национальном самоопределении. Уже по этой причине нельзя было строить унитарное государство.

Но СССР, сумевший победить гитлеровскую Германию, развалился в мирное время и причины его распада крылись вовсе не в экономической сфере и не в изначальных ошибках в проекте. Ведь экономика СССР и уровень жизни были на достаточно высоком уровне, большинству республик выход из СССР был невыгоден. К тому же внутренне СССР постоянно эволюционировал от сталинского тоталитаризма к горбачевскому либерализму и превращение СССР в либеральное, демократическое государство было лишь вопросом времени. Но этого времени СССР никто не дал.

Поэтому в начале девяностых годов ХХ века шли оживленные дебаты в СМИ о том, что изначально в проекте СССР было порочно, а что можно было исправить. Эти споры и в наши дни имеют значение, ведь не секрет, что таможенный и экономический союз между Белоруссией, Россией и Казахстаном фактически означают начало создания нового СССР. Поэтому дебаты ученых о причинах создания СССР, его недостатках и преимуществах, означают и то, что идет активная работа в направлении строительства нового государственного образования.

Целью данной курсовой работы будет рассмотрение вопроса о создании СССР и современные подходы к этой проблеме.

В ходе выполнения курсовой работы будут поставлены следующие задачи:

рассмотреть внутриполитическую ситуация после окончания Гражданской войны;

изучить предпосылки создания СССР;

выявить различия между сталинским и ленинским проектами СССР;

рассмотреть подготовительную работу к I съезду Советов СССР;

показать принятие Декларации и Договора об образовании СССР и Конституции СССР 1924 г.

сталинский ленинский советский союз

Глава I. Образование СССР 1922 года как естественный процесс по созданию централизованного государства

1. Внутриполитическая ситуация после окончания Гражданской войны

Окончание Гражданской войны на территории бывшей Российской империи ознаменовало не только победу радикальной партии, придерживавшейся коммунистических воззрений. Война закончилась и грандиозной разрухой в экономике, не работали предприятия, сельское хозяйство было так же подорвано, несмотря на раздачу земли крестьянам. Но особенно тревожным для новой власти было состояние транспортных коммуникаций и систем связи. Ведь все понимали, что Российскую империю связывали железные дороги и телеграф, а отсутствие этих связующих элементов инфраструктуры грозило реальным распадом государства. И вожди партии большевиков не обольщались на счет того, что в Грузии, Азербайджане, Армении, Украине или Белоруссии у власти находились такие же большевики, как и они сами. Ленин, Троцкий и другие лидеры большевиков учились в школах и университетах и отлично знали историю, которая учила, что государства распадались тогда, когда центральная власть переставала контролировать власти на местах. А без карающей десницы центральной власти перерождение местных властей происходит очень быстро. Опасения Москвы подтверждала динамика активности республиканских властей, которые начали самостоятельно проводить внешнюю политику в своих республиках. Так упомянутые республики устанавливали полноценные дипломатические отношения с Германией, Польшей, Турцией и другими европейскими странами. Хотя эти шаги и одобрялись Москвой, но было очевидно, что в будущем республики будут считать ведение самостоятельной внешней политики своим неотъемлемым правом. А, что касается внутренней политики, то к этому времени самостоятельность республик была уже достаточно высока. Особенно это касалось Украины, чье руководство не стесняясь отстаивало экономические интересы своей республики. Ленин и Сталин понимали, что если процесс пойдет так и дальше, то окончательный распад новой России будет вопросом времени. Поэтому их работа над созданием союзного государства своей целью имела именно пресечение сепаратистских тенденций в республиках. Но оба вождя имели разные взгляды на конструкцию будущего государства, если Ленин считал, что республикам необходимо дать некоторый набор свобод, то Сталин свои предпочтения отдавал жестко централизованному государству.

Предпочтения И.В. Сталина имели под собой веские основания еще и потому, что он понимал, что общество после гражданской войны подобно разбушевавшемуся морю, которое даже без ветра еще не скоро успокоится. Поэтому следует поставить это общество в известные рамки, в противном случае нового витка гражданской войны не избежать. Кроме того, И.В. Сталин по воспитанию и своим наклонностям был авторитарной личностью и не терпел проявлений непослушания. Вся жизнь Сталина протекала в таких структурах, где превыше всего ценились дисциплина и исполнительность, и не важно, была ли это духовная семинария или группа боевиков, приготовившаяся к ограблению Тифлисского банка.

2. Предпосылки создания СССР

Но создание СССР в 1922 году началось вовсе не на пустом месте, еще летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции и Белой армии. Советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении

На предложенной странице ученик может выбрать темы проектов по истории СССР для проведения исследований и написания проекта для школы. Подобное исследование поможет автору изучать в деталях определённый аспект истории Советского Союза.


Любую тему исследовательского проекта по истории СССР рекомендуется расширять или сужать в зависимости от интересов учащегося и времени, выделенного на работу. Персонализированный характер исследовательской работы будет отличать вас среди других исследователей.

Выбирая определённую тему исследовательской работы по истории СССР , автор беспрепятственно может учитывать персональные предпочтения и учитывать степень знаний в выбранной области. Немалые трудности у ученика возникают при определении актуальности исследования, также происходит путаница при точной формулировке объекта и предмета исследования.

Изучая и выполняя проекты на темы исследовательских работ по истории СССР, школьники понимают, что история Советского союза полна различных спорных тем для обсуждения о последствиях войны, противоречии коллективизации, раскулачивании жителей, первом полёте человека космос и в целом - о влиянии существования сверхсильной державы на мировую историю.

Темы исследовательских проектов по истории СССР

Темы проектных работ обучающихся по истории периода Советского Союза:


«Нам песня строить и жить помогает»
Автомобиль ЗиС-5: скромный труженик советских дорог.
Афганистан болит в душе моей
Афганистан в моей семье оставил след
Афганская война - интервенция или интернациональный долг?
Афганская война 1979-1989 гг. Солдат войны не выбирает
Афганский дневник моего отца
Афганский капкан
БАМ в истории страны, земляков и моей семьи.
Большой террор, или репрессии 30-х годов.
В какие игры играли наши бабушки?
Вадим Алексеевич Мельников: судьба человека на фоне истории СССР во второй половине ХХ века.
Внешняя политика СССР.
Волокна семейного полотна (Судьба ребенка немецкой национальности в ХХ веке).
Голод 1932 - 1933 гг. в странице Ладожской Краснодарского края.
Еще никому не известный Сталин
Жертвы голода во славу Отечества
Жить стало лучше, жить стало веселей - Советское общество по материалам периодической печати 30-х годов XX века.
Злодеи века: Сталин против Гитлера
История высшего образования в России и СССР.
История высшего образования в СССР и Российской федерации.
История комсомола глазами современников
История пионерского движения в школе
История пионерской организации
История политических репрессий. Кадры решают все.
История праздника 7 ноября.
Коба.
Коллективизация - трагедия для крестьянина-труженика?
Коллективизация и раскулачивание через судьбы односельчан.
Коллективизация сельского хозяйства (1928-1937).
Конфликты на постсоветском пространстве.
Кто такие пионеры?
Курлакские руины социализма
Мир повседневности советского общества в 20-30-е гг.
На службе тоталитаризма: Человек по ту сторону «колючки».

Темы исследовательских работ по истории СССР (продолжение)


Награды Советского Союза
О жизни Ю.А. Гагарина
Октябрята... Кто они?
От сессии до сессии живут студенты весело (О студентах 50–60-х).
Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин.
Перестройка. Итоги и значение
Пионерский галстук моей семьи.
Пионерское движение в СССР и проблема организации подростков в XXI веке.
Пионерское детство моих родных
Пионеры-герои, опаленные войной

Повседневный мир советского общества на страницах художественной литературы.
Подвиги молодёжи 70-х на строительстве БАМа
Поиски исчезнувшего концлагеря.
Правда о заключенных Сибири
Проблемы режима секретности при создании КБ-11.
Прогностическая деятельность А.Д. Сахарова.
Распад Советского Союза.
Роль детских и юношеских организаций в формировании советского государства и личности советской эпохи.
Символы пионерской организации
Система ГУЛАГа в СССР
Смех сквозь слезы, или Оборотная сторона медали колхозной жизни.
Создание Рабоче-крестьянской Красной армии.
Солдат Афганской войны
СССР в годы Великой Отечественной войны.
СССР: закат и падение Советского Союза.
Сталин - вина всех бед в России или правильно ли во всём обвинять Сталина.
Сталинские репрессии
Страницы истории: раскулачивание.
Строительство межнациональных и межгосударственных отношений на постсоветском Кавказе.
Тимуровское движение в 1940-е годы.
Традиции пионерского движения на страницах книги Л.А. Преображенской "Мамин галстук".
Трансформация восприятия "вождя народов" И. В. Сталина в массовом сознании.
Холодная война.
Хрущевская оттепель во внешней политике СССР.
Эпоха Л.И. Брежнева в зеркале анекдотов: правда или вымысел?


Введение

На данном этапе развития и политических преобразований, происходящих в Российской Федерации и соседних государствах, преемниках бывшего СССР, когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица того периода, сам интерес к этому периоду в российской истории несколько утих, можно попытаться рассмотреть это время в истории нашего государства, дабы найти ответы на те вопросы и проблемы, которые у нас возникают сейчас.

Говоря о СССР, можно сказать, что это был весьма сложный и непонятный период в истории нашего государства. И, лишь поэтому, причин образования союзного государства можно выделить множество.

К концу гражданской войны и иностранной военной интервенции стабилизируется территория связанных военно-политическим союзом советских республик: Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской Советской Социалистической Республики, Белорусской, Азербайджанской, Армянской, Грузинской Советских Социалистических Республик, Бухарской и Хорезмской Советских народных республик (в ноябре 1922 г. в состав РСФСР вошла Дальневосточная Республика).

В большинстве этих государственных образований у власти находились национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП(б). В каждой республике действовали своя конституция, органы государственной власти и управления. В 1921-1922 гг. развернулись процессы экономического и политического объединения советских республик в федеративный союз в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Система союзных договоров оказалась недостаточной, что проявилось в возникновении конфликтов между руководством РСФСР и руководством ряда республик (Украины и Грузии).

В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал специальную комиссию по подготовке к пленуму ЦК проекта предложений по вопросу о федеративных взаимоотношениях между РСФСР и другими республиками. Подготовленный под руководством И. В. Сталина проект автономизации предлагал советским республикам стать частью РСФСР. В. И. Ленин отверг этот проект и настоял на принятии идеи образования СССР на началах равноправия всех независимых советских республик и соблюдения их суверенных прав. Актом учреждения Союза ССР стал договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). Они образовали новое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор устанавливал разграничение компетенции между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами. Подписанный 27 декабря 1922 г. договор вместе с особой декларацией был одобрен 30 декабря 1922 г. I Всесоюзным съездом Советов. Был избран новый ЦИК, который по предложению В. И. Ленина должен был иметь четырех председателей (М.И. Калинина, Н.Н. Нариманова, Г.И. Петровского, А.Г. Червякова). В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства СССР. После многочисленных дискуссий они были сформулированы в Конституции, принятой 31 января 1924 г.

Целью данной курсовой работы является изучение истории создания Союза Советских Социалистических республик.

Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:

Изучить характер перестройки государственного аппарата в 1921 г. – конеце 20-х годов;

Охарактеризовать процесс образования и развития СССР

Проанализировать развитие СССР как союзного государства.

Объект исследования – процесс образования СССР.

Предмет исследования – освещение явлений и процессов, происходивших в стране в этот период.

1. Советсоке государство и право в период НЭПА (1921 г. - конец 20-х годов)

1.1 Перестройка государственного аппарата

После окончания гражданской войны и прекращения в основном во­енной интервенции политика «военного коммунизма» уже не удовлетво­ряла крестьянство. Громадная часть крестьянства была ею недовольна. Ширились выступления крестьян против Советской власти. Крестьян­ское хозяйство, разоренное войнами и подорванное неурожаем, находи­лось к весне 1921 г. в тяжелом положении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В 1920 г. общая про­дукция сельского хозяйства составляла около половины довоенной. В еще худшем положении находилась промышленность. Продукция тяже­лой промышленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. В стра­не не хватало самых необходимых предметов: хлеба, одежды, мыла и т.д. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс, стояли многие фабрики и заводы. Рабочие от голода, бросали их и уходили в деревню; занимались кустарничеством, мешочничеством. Стала ослабе­вать классовая база диктатуры пролетариата. Рабочий класс распылял­ся, деклассировался. На почве голода и усталости проявлялось недо­вольство части рабочих.

Перестройка государственного аппарата в этот период была обу­словлена следующими факторами: окончанием гражданской войны и иностранной военной интервенции и в связи с этим переходом к мир­ному развитию, к восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства; осуществлением нэпа; образованием и развитием СССР.

Перестройка управления промышленностью привела к упразднению чрезвычайных органов, точнее, к их реорганизации. Как уже отмечалось в предыдущей главе, Совет рабочей и крестьянской обороны был реор­ганизован в Совет Труда и Обороны в связи с тем, что на первый план вышли хозяйственные задачи. Упраздняется система главкизма. Пред­приятия получают определенную хозяйственную самостоятельность. В связи с «Наказом Совета народных комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики» от 9 августа 1921 г. предпри­ятиям предоставлялось право реализации части своей продукции, час­тично самостоятельно решать вопросы снабжения себя сырьем, в том числе приобретая его за границей. Ранее все это осуществляли главки ВСНХ. Часть предприятий подлежали сдачи в аренду. Ставилась задача кооперирования мелкой и кустарной промышленности. Разграничива­лись функции и компетенция Совета Труда и Обороны, Госплана и ВСНХ. На Государственную общеплановую комиссию возлагалась зада­ча по выработке общехозяйственного плана и «увязке интересов про­мышленности с транспортом, продовольствием и т.п.» Совет Труда и Обороны должен был осуществлять общее руководство экономической политикой. ВСНХ являлся органом (на правах комиссариата), проводя­щим в жизнь утвержденные Советом Труда и Обороны планы и общехо­зяйственные директивы в области промышленности. В 1923 г. отрасле­вые главки в ВСНХ были ликвидированы и вместо них создано два главных управления: Главное экономическое управление и Центральное управление государственной промышленности. Главное экономическое управление являлось для всей промышленности регулирующим и пла­нирующим органом, а Центральное управление государственной про­мышленности - органом оперативного управления. Оно имело отрасле­вые отделы. С образованием СССР создается ВСНХ СССР. В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. стали создаваться тресты, объединявшие родственные предприятия.

В связи с переходом к мирному строительству создавалась необхо­димость реорганизации такого чрезвычайного органа, каковым являлась ВЧК. Проходившая в декабре 1921 г. Всероссийская конференция Коммунистической партии указала, что очередной задачей является во­дворение во всех областях жизни строгих начал революционной закон­ности, усиление гарантий личности и имущества граждан, что компе­тенция и круг деятельности ВЧК и ее органов должны быть сужены и сама она – реорганизована. Выступая на IX Всероссийском съезде Со­ветов, председатель СНК В.И. Ленин отмечал, что с укреплением Со­ветской власти внутри страны и вне ее, с осуществлением нэпа появи­лась необходимость ограничить деятельность ВЧК сферой борьбы с контрреволюцией. IX Всероссийский съезд Советов постановил: «Сузить круг деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы». Во исполнение постановления IX Всероссийского съезда Советов о реорганизации ВЧК, ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее местные органы. В соответствии со ст. 8 этого декрета впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотре­нию революционными трибуналами или народными судами. Таким об­разом, декрет лишал административный орган судебных полномочий. Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управле­ние (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. На местах создавались политические отделы: в автономных республиках – при центральных исполнительных комите­тах, а в губерниях – при губернских исполкомах. Политические отделы непосредственно подчинялись ГПУ. В составе ГПУ и политических от­делов были Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволюцией на транспорте. Декрет возложил на ГПУ и его органы борьбу с бандитиз­мом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска, ко­личество которых определял Совет Труда и Обороны. При осуществле­нии этих задач ГПУ и его органам предоставлялось право производства обысков, выемок и арестов. Не позднее двух недель со дня ареста аре­стованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.

Уже на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г. ст. 12 «Договора об образовании СССР» предусматривала в целях объединения усилий республик по борьбе с контрреволюцией создание при СНК СССР Государственного политического управления (ОПТУ). Председа­тель ОПТУ и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. При председателе ОПТУ образовывалась коллегия, члены которой ут­верждались СНК СССР. В непосредственном распоряжении ОПТУ со­стояли особые войска. ОПТУ руководило работой ГПУ союзных рес­публик через своих уполномоченных при СНК союзных республик. На ОПТУ были возложены такие же задачи, как по декрету ВЦИК от 6 февраля 1922 г. на ГПУ РСФСР. Новым было поручение выполнять указания Президиума ЦИК СССР и СНК СССР по охране революцион­ного порядка. В Конституции СССР 1924 г. ОПТУ была посвящена спе­циальная глава 9. Она повторяла положения ст. 12 «Договора об образо­вании СССР». Новым было положение о надзоре прокурора Верховного Суда СССР за законностью деятельности ОПТУ.

Происходила перестройка судебных органов. В целях унификации судебной практики, выработки единой карательной политики необходи­мо было реорганизовать три почти самостоятельные системы революци­онных трибуналов. Эту задачу призван был решить декрет ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех революционных трибуналов респуб­лики». В качестве единого кассационного органа и органа надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судеб­ного учреждения для дел особой важности создавался единый Верхов­ный трибунал при ВЦИК. Главный революционный военный железнодо­рожный трибунал, Революционный военный трибунал республики и состоявший при ВЦИК Верховный революционный трибунал объединя­лись. Их функции и аппарат передавались единому Верховному трибу­налу. Единый Верховный трибунал при ВЦИК учреждался в составе: а) пленума или объединенного заседания председателей коллегии Вер­ховного трибунала, члена-докладчика и представителя ВЧК; б) коллегий Верховного трибунала: судебной, кассационной, военной и военно-транспортной; в) областных отделений. Вхождение представителя ВЧК в состав пленума Верховного трибунала являлось нарушением демокра­тического принципа отделения суда от административных органов.

В связи с изменившимися условиями в стране серьезной перестройке подверглись местные революционные трибуналы всех трех систем: об­щие, военные и железнодорожные. В соответствии с уже упомянутым декретом ВЦИК от 23 июня 1921 г. упразднялись все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую же­лезную дорогу и водный район, почти все военные трибуналы. При всех губернских трибуналах создавались отделения по военным и крупным должностным преступлениям. Функции и аппараты объединяющихся трибуналов передавались в губернские трибуналы. В результате прове­денной реорганизации местных революционных трибуналов в основном действовали система общих революционных трибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы. Однако военные отделения трибуналов не выполняли должным образом своей задачи по пресече­нию воинских преступлений. Вскоре в Верховный трибунал и Реввоен­совет республик стали поступать от местного военного командования и политорганов доклады, телеграммы с настойчивым ходатайством о вос­становлении военных трибуналов, ибо военные отделения губернских трибуналов не связаны с армией, не знают ее быта, несвоевременно рассматривают дела о воинских преступлениях. Вскоре военные трибу­налы стали восстанавливаться, и процесс этот шел довольно быстро.

Введение

Глава 1. Взаимоотношения Советских республик до образования СССР (1918-1922 гг.)

1 Вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР

2 Двусторонние договоры, заключавшиеся между независимыми республиками и РСФСР

Глава 2. Поиск формы государственного Союза Советских народов осенью 1922 г.

1 Проекты создания советского многонационального государства

2 Провозглашение СССР I Всесоюзным Советом

Заключение

Литература

Введение

Актуальность. Образование СССР стало событием огромной исторической важности как в российской истории, так и в общечеловеческом масштабе. Создание нового многонационального государства было трудной и исторически важной задачей. Ее решение во многом определяло судьбу каждой республики, нового социального строя, судьбу революции. Решение проблемы государственного образования различных наций на новой социальной основе - государства трудящихся, строящих социалистическое общество, имело и всемирно-историческое значение как пример будущего содружества освобождающихся от колониализма и капитализма народов всех континентов. Весь период с 1920 по 1922 г. Шел процесс собирания сил для объединения всех российских народов в единое государство на новой социально-политической основе. К этому времени созрели предпосылки для объединения всех республик в единое государство.

В ходе Гражданской войны сложился военно-политический и экономический союз трех советских республик: РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР, которые имели национальную самостоятельность и органы государственного руководства. Эти республики составили ядро нового государства. Предпосылками к объединению в единое государство всех образовавшихся советских республик стали: многовековые культурные и экономические связи; общая социально-экономическая основа и политическая власть трудящихся; общая угроза новому строю и национальной независимости со стороны империалистических государств; наличие интернациональной централизующей политической силы в лице партии большевиков.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ процесса образования СССР. Поставленная цель обусловила решение следующего круга задач:

рассмотреть национально-государственное строительство в РСФСР;

изучить социально-экономические и политико-идеологические предпосылки создания Союза советских республик;

рассмотреть образование СССР и его провозглашение I Всесоюзным Советом.

При написании курсовой работы был осуществлен подбор доступной литературы. Наиболее нужными в ходе написания работы оказались следующие книги: 1.Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.А. Федерализм в истории России. Кн.1. М.,1992г. 2. Байбаков С.А. История образования СССР: Итоги и перспективы изучения.М.,1997. 3. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. - М.: Юристъ,2000. 4. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А. П. - М., 1990. 6.Национальный вопрос на перекрестке мнений, 20-е годы.М.,1992. 7. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М, 2004.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав с подглавами, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Взаимоотношения Советских республик до образования СССР (1918-1922 гг.)

.1 Вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР

Конституция РСФСР 1918 г. закрепила принцип национально-территориальной федерации. За период с лета 1918 г. и по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных образований (республик и областей).

Руководящие органы автономных республик (наркоматы) либо находились в непосредственном подчинении соответствующих наркоматов РСФСР, либо подчинялись только высшим органам автономной республики (ЦИК и СНК). Структура этих органов повторяла структуру органов РСФСР.

В феврале 1920 г. ВЦИК принял постановление "Об образовании комиссии по разработке вопросов федеративного устройства РСФСР", которое должно было урегулировать правовые отношения между федерацией и составляющими ее республиками.

Система органов власти в автономных республиках повторяла систему органов власти РСФСР, а система органов власти автономной области - систему органов власти в губерниях: областной съезд советов и исполнительный комитет автономной области. При центральных органах РСФСР (ВЦИК) создавались специальные представительства автономных республик, с 1920 г. они были переданы Наркомнацу (Народному комиссариату по делам национальностей) РСФСР. Одновременно создавались представительства Наркомнаца при ЦИК автономных республик и исполкомах автономных областей.

Вновь образовавшиеся национальные республики группировались вокруг РСФСР как федеративного центра. При этом они использовали ее государственные и правовые модели. Шел поиск экономических, политических и государственно-правовых форм сотрудничества с РСФСР.

В самом начале июня 1919г. ВЦИК издает декрет "Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". В нем провозглашалось необходимым провести тесное объединение военной организации и военного командования, советов народного хозяйства, железнодорожного управления и хозяйства, финансов, комиссариатов труда этих республик. Целью такого объединения являлось сосредоточение руководства указанными отраслями народной жизни в руках единых коллегий.

ВЦИК РСФСР фактически осуществлял функции общефедерального органа. В его состав были включены представители других республик. Наркоматы РСФСР руководили объединенными отраслями народного хозяйства, в состав СНК республик (Украины, Белоруссии) входили уполномоченные объединенных наркоматов. Национальные республики посылали своих представителей на Всероссийские съезды советов, представители ЦИК национальных республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР.

В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую (Башкирская АССР, Татарская АССР, Дагестанская АССР и др.) и областную (Бурят-Монгольская АО, Вотская АО, Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО и др.). Исключением здесь стали Киргизская (Казахская) и Туркестанская автономные республики.

На экономически и культурно развитых окраинах распавшейся империи местные коммунисты, руководимые ЦК РКП(б), образовали суверенные советские республики, формально находившиеся вне контроля Москвы: Украинскую ССР (декабрь 1917 г.). Белорусскую ССР (январь 1919 г.). Азербайджанскую ССР (апрель 1920 г.). Армянскую ССР (ноябрь 1920 г.), Грузинскую ССР (февраль 1921 г.). Три последние в марте 1922 г. вошли в Закавказскую федерацию. Здесь уместно напомнить, что советская власть, утвердившаяся было в Латвии, Литве и Эстонии, не удержалась там, сгорев в пламени гражданской войны и интервенции.

С момента возникновения суверенные республики фактически сразу оказывались в рамках общего политического союза - уже в силу однотипности советской государственной системы и концентрации власти в руках единой большевистской партии (республиканские компартии изначально входили в РКП(б) на правах областных организаций).

1.2 Двусторонние договоры, заключавшиеся между независимыми республиками и РСФСР

советский республика многонациональный автономный

Наряду с этим с 1920 г. начала развиваться система двусторонних межреспубликанских договоров. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. - РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.- РСФСР и Армения, в мае 1921 г. - РСФСР и Грузия.

В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях.

Итак, в период с 1918 г. по 1921 г. на территории бывшей Российской Империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Отсутствие единых для всех республик органов власти и управления заменялось делегированием их функций органам РСФСР. Основой конфедерации стал военно-политический (а позже - хозяйственно-политический) союз республик. Часть территорий бывшей Империи не вошла в этот союз, и там образовались независимые национальные государства (буржуазные, демократические) - Латвия, Литва, Эстония.

Вслед за РСФСР советская власть была установлена на Украине, в Белоруссии, Закавказье <#"justify">Развитие этих отношений и подготовило образование Союза Советских Социалистических Республик, завершившее определенный этап национально-государственного строительства в стране.

Советские республики, испытавшие на практике взаимоотношения друг с другом разной формы, убедились в конце концов в полезности и даже необходимости более многогранного объединения. К нему их звала в первую очередь экономика: исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции для наиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединение республик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связи между ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношения между соответствующими органами республик были усложненными и запутанными и не позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики. Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надо было создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающий формирование единого хозяйства, регулируемого общим планом.

Глава 2. Поиск формы государственного Союза Советских народов осенью 1922 г.

.1 Проекты создания советского многонационального государства

В июле 1922 г. Закавказский крайком партии поставил вопрос о взаимоотношениях РСФСР с Закавказской Федерацией. Становилось ясным, что проблему взаимоотношений республик пришла пора решать во всей полноте, принципиально, не ограничиваясь отдельными аспектами и двусторонними переговорами. Но новая форма государственного единства Советской страны была найдена не сразу.

Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем формального превращения всей Советской страны в унитарное государство.

Имела место и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСР автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники шли еще дальше, предлагая объединить советские республики на основе конфедерации, что означало ослабление государственного единства Советской страны по сравнению с уже достигнутым.

августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и принят проект, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик, то есть их "автономизации". Проведение его в жизнь означало бы умаление прав союзных с РСФСР советских государств, подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал возражения в партийных органах некоторых республик.

Материалы обсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Союзные республики, по мысли В.И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали бы в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов.

Возникает вопрос: почему Ленину захотелось отказаться от уже апробированной системы автономизации и как оценить этот отказ? Думается, что оценка здесь может быть двоякой, и притом все дело заключается в перспективе. В то же время даже в документах I Всесоюзного съезда Советов отмечалось, что Договор <#"justify">.2 Провозглашение СССР I Всесоюзным Советом

декабря 1922 г. состоялся Первый съезд Советов СССР, принявший Декларацию об образовании СССР и Договор об образовании СССР. В Декларации подчеркивалось, что «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».

Договор об образовании Союза ССР разграничивал компетенцию союзного государства и вошедших в его состав республик, определял систему высших общефедеративных органов. Верховным органом страны являлся съезд Советов СССР, а между съездами - Центральный исполнительный комитет СССР, который избирался из представителей союзных республик пропорционально населению каждой в составе 371 члена. ЦИК СССР избирал Президиум, который возглавляли четыре председателя ЦИК (по числу союзных республик - председатели их ЦИК). Президиум ЦИК являлся высшим органом власти Союза в период между сессиями ЦИК СССР. Исполнительным органом ЦИК Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров СССР.

Съезд принял тексты Декларации и Договора в основном и передал их на рассмотрение ЦИК союзных республик. Он поручил ЦИК СССР с учетом полученных от республик отзывов утвердить Декларацию и Договор, ввести их в действие и представить их на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

В ходе работы над юридическим оформлением образования Союза ССР было решено разработать и принять Конституцию СССР, хотя представители Украины и Грузии предлагали ограничиться разработкой Договора (что с правовой точки зрения придавало новому союзу характер скорее конфедерации, а не федерации). После всестороннего обсуждения на разных уровнях проекта, 6 июля 1923 г. вторая сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции и постановила:

) утвердить Конституцию Союза ССР и немедленно ввести ее в действие;

) внести принятый сессией текст Конституции на окончательное утверждение Второго съезда Советов СССР.

Создание Союза Советских Социалистических Республик явилось событием, повлиявшим не только на развитие отечественного государства и права, но и на весь ход мировой истории.

июля 1923 г. Президиум ЦИК СССР принял Обращение ко всем народам и правительствам мира, в котором сообщалось, что высшие органы государственной власти и государственного управления нового государства сформированы и приступили к своей деятельности. В обращении особо оговаривалось, что отнесенные к ведению союзных республик вопросы остаются в их исключительной компетенции.

Конституционное строительство активно продолжалось. На второй и третьей сессиях ЦИК СССР первого созыва были приняты постановления: «О Совете Труда и Обороны Союза ССР», «О Государственном банке Союза ССР», «О Центральном статистическом управлении Союза ССР», Положение о Центральном Исполнительном Комитета Союза ССР, Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик, Общее положение о народных комиссариатах Союза ССР.

Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик - первой Конституции союзного государства.

апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство - Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались система органов государства, предметы ведения органов власти и управления СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на 11 глав:

.О предметах ведения верховной власти СССР

.О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

.О съезде Советов СССР

.О ЦИК СССР

.О Президиуме ЦИК СССР

.О СНК СССР

.О Верховном суде СССР

.О народных комиссариатах СССР

.Об ОГПУ

.О Союзных Республиках

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет Народных комиссаров СССР.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и органы СССР. Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного надзора.

Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие Конституцию.

Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г. Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских съездах.

января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Председателем СНК в связи со смертью В. И. Ленина был назначен А. И. Рыков.

Заключение

Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. Российская Федерация дала первый образец национально-государственного строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии.

Для объединения республик вокруг РСФСР имелся рад предпосылок: идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Историческое значение образования СССР заключается в следующем:

воссоздано тысячелетнее российское государство, дающее безопасность существования и развития российским народам;

образовано многонациональное государство на новой социальной основе, на принципах добровольности и равноправия как пример государственности для народов, освобождающихся от капиталистического гнета;

значительно возросли возможности экономического и культурного развития народа каждой республики в результате объединения их усилий в едином государстве;

угнетенные народы и трудящиеся всего мира получили в лице СССР защитника своих интересов на международной арене;

именно Советский Союз стал впоследствии главной силой в разгроме фашизма, угрожавшего порабощением всему человечеству.

Прогрессивная роль образования СССР особенно наглядно проявляется в сравнении с теми последствиями, которые принесло разрушение Советского Союза в 1991 г.

Литература

К. Маркс, Ф. Энгельс, ПСС, т. 45, с. 356

Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.А. Федерализм в истории России. Кн.1. М.,1992г.

Байбаков С.А. История образования СССР: Итоги и перспективы изучения.М.,1997.

Журавлева В., Ильин А., Ненароков А. Вместе и наравне// Урок дает история. М.,1989.

Исаев И. А. История государства и права России: учебник. - М.: Юристъ,2000.

История государства и права. - М.: Юрайт-М, 2001.

История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. - М.:

Госполитиздат, 1963.

История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак. пед. ин-тов/ С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин, Ф. В. Носов; под ред. С. А.Сераева. - М.: Просвещение, 1983.

Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2. Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл. Ненарокова А. П. - М.: Прогресс, 1990.

Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской конституции,2-е изд. М.,1987.

Лепешкин А.И. Советский федерализм (теория и практика). М.,1977.

Международный ежегодник: политика и экономика, 1991.

Микоян А. И. В начале двадцатых. - М.: Политиздат, 1975.

На пути к социализму и унитаризму (из новых документов) 1922г. по истории образования СССР// Отечественная история,1992, №4.

Национальный вопрос на перекрестке мнений, 20-е годы.М.,1992.

Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. Для ун-товмарксизма-ленинизма. - М.: Мысль, 1967.

Ненароков А.П. К единству разных.М.,1991.

Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб.

заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 1

Очерки истории КПСС: Учеб. пособие для школ основ марксизма-ленинизма. -М.: Политиздат, 1967.

Тайна национальной политики ЦК РКП. Четвертое совещание ЦК РКП с ответств. Работниками национальных республик и областей. М.,1992.

Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М.: ИКД "Зерцало-М", 2004

Шишкин В.А. Власть. Политика. Экономика. Послереволюционная Росия (1917-1928гг.). СПб, 1997.

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

Тема:Образование СССР


Введение ………………………………………………………………………….3

1. Первый этап Федеративных отношений……………………………..……....4

2. Планы дальнейшего объединения Советских республик…………………..7

3. Создание СССР ……………………………………………………………….11

4. Конституция СССР …………………………………………………………...13

Заключение ………………………………………………………………………16

Список использованной литературы …………………………………………..18


Введение

Многовековая историяРоссийской империи родила особую модель межнациональных отношений. Онаскладывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономикавсех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесновзаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветнойметаллургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленностиМосквы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделияпромыслов Поволжья.

Сложились прочныетрадиции в защите рубежей страны, общие исторические ценности. На всейтерритории страны шли активные миграционные процессы. Частыми были смешанныебраки. Активное участие в революции всех народов бывшей империи, борьба синтервентами и носителями традиций «единой, неделимой» укрепили это историческисложившееся «чувство локтя».

Однако всплескнационально-освободительного движения вскрыл и накопившиеся за веканесправедливость, ошибки и преступления в отношениях между центральной властьюи населением окраин, между большими и малыми народами. Вражду между нимирождала политика насаждения среди нерусского населения православия, русификациишколы и делопроизводства, покровительства русским переселенцам на окраинах ипередача им лучших земель. Протест вызывали злоупотребления чиновничества(большей частью русского), тяжелые поборы, ограничение в политических правахцелых народов (черта оседлости для евреев). Черносотенные организации,антисемитизм, еврейские погромы были обыденными атрибутамиобщественно-политической жизни царской России.


1. Первый этапФедеративных отношений

Однако у большинстванародов преобладало понимание общности их исторических судеб, необходимостисохранить союз для достижения свободы, национального развития. Уже в годыгражданской войны начался поиск новых форм и принципов отношений междусоветскими республиками. Первоначально сформировался военно-политический союз.Летом 1919 г. Силы всех советских республик (России, Украины, Белоруссии) былиобъединены «для борьбы с мировым империализмом». В перспективе Ленин считалвозможным вхождение других республик в состав Российской федерации на правахавтономии или заключение межгосударственного союза. Главное – «мы хотимдобровольного союза наций – такого союза, который не допускал бы никакогонасилия одной нации над ругой, - такого союза, который был бы основан наполитике доверия, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольнойоснове». В 1919 г. На VIIIсъезде партии он подчеркивал, что в национальных отношениях «нельзя действоватьпо одному шаблону». В письме к С. Орджоникидзе от 2 марта 1921 г. Ленинотмечал, что «и внутренние, и международные условия Грузии требуют отгрузинских коммунистов неприменения русского шаблона…».В декабре 1920 – январе 1921 г. Договоры РСФСР с Украиной и Белоруссией былиобновлены. Налаживалась тесная координация в области обороны, внешней торговли,в руководстве важнейшими отраслями хозяйства. Для этого создавалисьобъединенные комиссариаты. Представители республик вошли в высшие органы властиРСФСР (ВЦИК, хозяйственные наркоматы). В Москве в старинных особнякахоткрывались представительства советских республик при правительстве РСФР. Помере установления советской власти в Азербайджане, Армении, Грузии аналогичныедоговоры заключались с ними. Межгосударственный союз становился новым типомфедерации. Но, как и первый (в виде автономии), он рассматривался большевистскойпартией в качестве переходной формы к будущему полному единству трудящихсяразных наций, которое наступит при победе социализма в мировом масштабе. VII съезд Советов (декабрь 1919 г.),приветствуя образование IIIКоммунистического Интернационала, выражал уверенность, что «грядущей формоймеждународного государственного общежития станет международная Советскаяреспублика».Эта перспектива отпугивала сторонников укрепления национальнойгосударственности. Одновременно она несла в себе угрозу наступленияцентрализма, унитаризма.

С Хивинской и Бухарскойсоветскими народными республиками были заключены договоры на основе их полнойсамостоятельности и независимости.

С другой стороны,партийные и государственные органы России, беря на себя функции управления отимени всех республик, часто, следуя традициям прошлого, без должного вниманияотносились к интересам других государств. Это проявлялось в стремленииповсеместно насаждать разверстку (со стороны Наркомпрода), наступать на частныйкапитал (ВСНХ), использовать лишь русский язык в делопроизводстве и суде(Наркомюст) и т.п. Многое несправедливо было при сбое налогов, перераспределениифинансов. Высокомерие, нетерпимое во взаимоотношениях между народами,проявилось в резолюции VIIВсероссийского съезда Советов (декабрь 1919 г.) «Об угнетенных нациях», гдевыражалось «сочувствие» трудящимся массам бывших окраин, выделившихся из Россиии добившихся национальной независимости.

В памяти народовЗакавказья остался поход Красной Армии на помощь местным большевистским силам.В результате были свергнуты национальные правительства, провозгласившиенезависимость республик в 1918 г., отменены принятые уже конституции,установлена советская власть (в Азербайджане – в апреле 1920., Армении – вноябре 1920., в Грузии – феврале 1921 г.).

В открытом письме (май1921 г.), обращенном к Ленину, грузинский писатель К. Гамсахурдиа воссталпротив новой колони заморской политики Советской России в Закавказье («русскогошаблона»). Он писал: «Неужели сегодня не стало явным для всех, что большенельзя стирать национальные нюансы и цвета?»

Синдром гражданской войныбыл еще силен. Сохранявшееся в начале 1921 г. Повстанческое движение наСеверном Кавказе (Гоцинский мятеж в Дагестане), в Северной Азии (басмачество),в Якутии, живые воспоминания о еврейских погромах предупреждали, что угольямежнациональных противоречий могут вспыхнуть ярким пламенем. Страшась этогопламени, партия большевиков отбросила лозунг, с которым шла к революции, - оправе наций на самоопределение. Сам термин «самоопределение» изгонялся изпропаганды, рассматривался как оппортунистический, реакционный.


2. Планы дальнейшегообъединения советских республик

Окончание войны и переходк мирному возрождению предъявили новые требования к союзу суверенных советскихгосударств. Экономическая разруха подсказывала необходимость восстановленияпрерванных экономических связей между регионами и предприятиями, перехода кединой валюте, налаживания беспрепятственного движения грузов. Экономическаяблокада со стороны капиталистических государств, политика дипломатическогонепризнания, постоянная военная опасность предполагали более тесную координациюсил. Следовало учитывать и исторические задачи, вставшие перед всеми народамиРоссии еще на рубеже веков, - модернизация общества, активное включение вмирохозяйственные экономические и духовные связи, защита геополитическихинтересов. Решать их лучше было совместными усилиями.

22 февраля 1922 г. Всемисоветскими республиками было подписано соглашение о передаче РСФСР правапредставлять их интересы на общеевропейской экономической конференции в Генуе.Это был новый шаг к дипломатическому объединению. Летом 1922 г. Руководителизакавказских республик, а затем Украина и Белоруссия поставила вопрос обупорядочении экономических взаимоотношений. Накопилось много вопросов, связанныхс претензиями к центральным органам России.

Единые формыгосударственности (Советы), единая правящая партия (большевиков), единыевооруженные силы (Красная Армия), накапливавшийся опыт управления из единогоцентра хозяйствования подсказывали пути укрепления союза.

Преимущества такого путидоказывал опыт передовых капиталистических государств, не разделенныхнациональными перегородками при многонациональном составе населения. К этомуопыту начинало постепенно обращаться и руководство РСФСР. Оно опиралось и нанакопленный трехлетний опыт самой Российской Федерации. На этот опыт былабсолютизирован. Автономию Сталин рассматривал как «единственно целесообразнуюформу союза между центром и окраинами». Он считал эту форму достаточно гибкой,готовой отразить разные уровни развития того или иного народа. Но непременно всоставе «единого пролетарского государства», непременно по одному пути –советизации, диктатуры пролетариата. Он считал, что смысл национального вопросав Советской республике сводится главным образом к тому, чтобы преодолетьразницу в развитии отдельных народов. Соответственно разные формы федерациидолжны были обеспечивать возможность отсталым народам догнать ушедшую впередЦентральную Россию. Выдвижение такого эталона лишало народы права выбирать иныепути движения к прогрессу. На Xсъезде партии (март 1921 г.) Сталин в докладе об очередных задачах партии внациональном вопросе сделал вывод, что «федерация советских республик являетсятой искомой формой государственного союза, живым воплощением которого являетсяРСФСР».

Но зрели и другиеварианты. Украина, как наиболее развитая республика, вынашивала предложение осоздании конфедерации, т.е. такого типа договорных отношений, при которыхсохранялась вся полнота управления внутренними делами в республике. Белоруссия,хотя и менее последовательно, тоже выступала за сохранение сложившихсядоговорных отношений независтимых республик. Отличалась позиция закавказскихреспублик. Они уже имели опыт объединения в федеративный союз (в марте 1922г.), а затем в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую республику.Мотивы такого объединения были понятны – для сглаживания острых межнациональныхконфликтов, экономического возрождения, расширения внешних связей. Однаконачавшиеся сложные процессы координации усилий трех республик вызывали разнуюреакцию в республиках, особенно в Грузии, тяготившейся федерацией. За годынезависимости усилились позиции националистических партий и течений, церкви,национальной интеллигенции. Этим объяснялась сдержанность руководства ЗСФСР. Вответ на предложения о вхождении ее в состав РСФСР. Особенно непримиримуюпозицию занимали партийные и государственные органы власти в Грузии.

Для выработки плановсближения советских республик ЦК РКП (б) в августе 1922 г. Создал специальнуюкомиссию под председательством Сталина. В ее состав были включены представителивсех республик. Предложение Сталина о вхождении в состав РСФСР всех остальныхсоветских республик (так называемый план автономизации) было поддержано членамикомиссии. Сталин отверг предложение о создании в будущем законодательногооргана верхней палаты с представительством от национальностей как якобы«несовместимого» с советским строительством.

Более сдержанную позициюзанимал Ленин. Он учитывал ряд факторов, заставляющих не только не форсироватьэтот процесс, но и делать максимум уступок со стороны РСФСР другим республикам.Амбициозность быстро сложившихся национальных политических элит, вспышканационального самосознания в новых республиках, остатки великодержавногошовинизма в деятельности управленческого аппарата наводили его на мысль онеобходимости поиска более компромиссной формы союза. В письме в Политбюро от26 сентября 1922 г. Он предложил создать «новый союз, новую федерацию», «новыйэтаж, федерацию равноправных республик».Центральные союзные органы находились бы в равном отношении ко всемреспубликам, в том числе и к РСФСР. Новый союз не покушался на суверенитетотдельных советских республик, а укреплял его за счет коллективной поддержки.Комиссия ЦК РКП(б), затем Пленум ЦК партии (6 октября 1922 г.) прислушались кэтим рекомендациям, вынеся решение о создании Союза Социалистических СоветскихРеспублик. Однако уже запущенный механизм «автономизации» продолжал набиратьобороты.

Ленин с тревогой отмечалскоропалительность и администрирование в начавшемся процессе объединения, егоогромные издержки. 30 декабря он продиктовал: «Я, кажется, сильно виноват передрабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резков пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросомо союзе советских социалистических республик». Его вывод сводился к тому, что«видимо, вся эта затея «автономизации» в корне была не верна и несвоевременна».Указывалось на слабость аргументов в пользу скорейшего создания Союза,отсутствие прочных прав объединяемых республик (в том числе права на выход изсоюза), опасность наступающего великодержавного шовинизма. Ленин приходил квыводу, что следовало бы подождать с этой мерой». (Ту же рекомендацию – непроявлять излишнюю торопливость – Ленин давал и при образовании ЗСФСР годназад, в ноябре 1921 г.). Он предлагал в рамках СССР объединить лишь минимумведомств, оставив руководство всеми остальными отраслями в республиках.Подсказывалась возможность, в свете будущего опыта, вернуться назад, к прежнейформе соглашения, т.е. объединению лишь военного и дипломатического ведомств.Говоря о влиянии опыта Советской России на другие страны, на Восток, Ленинделал вывод: «Было бы непростительным оппортунизмом, если бы мы накануне этого выступленияВостока и в начале его пробуждения подрывали свой авторитет среди него малейшейхотя бы грубостью и несправедливостью по отношению к нашим собственныминородцам».Ленин еще раз вернулся к личным качествам Сталина как политического деятеля,отметив его торопливость, администраторское увлечение, озлобление против тех,кто придерживался иных взглядов. Это могло грозить в будущем тяжелейшимипоследствиями.

Однако предостережениямитяжело больного вождя были проигнорированы. Образование СССР по сталинскомуварианту шло полным ходом.

3. Создание СССР

Обсуждение в республикахвопроса о создании нового межгосударственного союза проходило остро. Ведьрешался кардинальный вопрос о будущности народов и их государств. Многиепредставители национальной интеллигенции выступали за сохранение завоеванногосуверенитета; они признавали Союз лишь как очередной шаг на пути налаживанияпрочных федеративных равноправных отношений между независимыми республиками.

В самой РоссийскойФедерации идея Союза подтолкнула общественных деятелей ряда автономий, в первуюочередь наиболее развитых (Татария, Башкирия), к дальнейшей суверенизации своихреспублик. Они выступили с предложением о свободном вступлении их в состав СССРнаравне с союзными республиками. Одновременно на волне автономизации средирусских зрело настроение в пользу особого государственного объединения, ссозданием соответствующих органов власти (Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а такжесамостоятельной коммунистической партии в составе партии большевиков.

Против этих предложенийСталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме». Партийно-советскийаппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новоегосударство. Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а также самостоятельной коммунистическойпартии в составе партии большевиков.

Против этих предложенийСталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме».Партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советскихреспублик в новое государство. Съезды Советов, собравшиеся в декабре 1922 г. Вовсех советских республиках, после широкого обсуждения на местах поддержалипредложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, а такжеподготовленных Сталиным «Основных пунктов Конституции СССР». Выступая на X Всероссийском съезде Советов (26декабря 19922 г.), «всероссийский староста» М.И. Калинин заявил, что знамяРСФСР склоняется перед знаменем будущего союза. В интересах народов России, каки других союзных республик, преклонять национальные знамена не следовало.Важнее было поднять их еще выше, рядом со знаменем СССР. Ведь к этому сводилсяплан Ленина. В докладе на XВсероссийском съезде Советов Сталин констатировал, что на «на Западе, в миребуржуазной демократии, мы имеем дело с постепенным упадком и разложениеммногонациональных государств на составные части». Противопоставив этой мировойтенденции складывающийся союз советских республик, Сталин умолчал о перспективесоздания сверхцентрализованного государства, где права республик будутмаксимально урезаны. Маятник общемировой цивилизации, качнувшись в XX веке в сторону распадамногонациональных империй, в СССР устремился к противоположной крайней точке –созданию тоталитарного государства.

30 декабря 1922 г.Делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд,вошедший в историю как Iсъезд Советов СССР. 94,1% делегатов съезда были коммунистами, 5,7% - беспартийными, 0,2% - представителями других партий. Возрастной состав съездабыл необычным – 45% в возрасте от 21 до 30 лет, 43,9% - от 31 до 40 лет.Большинство коммунистов вступили в партию уже после революции. По характерузанятий делегаты до революции были рабочими (41,2%), крестьянами (10,5%),учащимся (19,4%). После революции они передвинулись в ряды служащих,партийно-профсоюзных работников, пополнив ряды правящей элиты. Промежуточнымэтапом была служба в Красной Армии в годы гражданской войны (для 1/3делегатов). В момент съезда среди делегатов рабочих было всего 1,2%, крестьянин– 3,3%, учащихся – 1%. Зато работники партийных, общественных и государственныхорганизаций оставили 91,2%. Почти половина (49,3%) делегатов имела низшееобразование, лишь 18,6% - среднее. 17,9% окончили или учились в высших учебныхзаведениях (большей частью нового «облегченного» типа, вроде Коммунистическихакадемий). Имелись и малограмотные, и просто неграмотные. Такой состав съезда,помня о глубоком политическом и государственном кризисе всего двухлетнейдавности (в конце 1920 – начале 1921 г.), охотно голосовал за решения, которыеобеспечивали усиление и централизацию партийно-государственной власти во всехреспубликах и автономиях.

4. Конституция СССР

Съезд принял дваконституционных документа – Декларацию и Договор республик об образовании СССР.На их основе, после дополнительного рассмотрения документов в ЦИК союзныхреспублик, была разработана первая Конституция СССР. Эту конституцию утвердил II съезд Советов СССР 31 января 1924 г.В Основном Законе провозглашалась добровольность объединения республик, ихравноправность, свобода выхода из СССР, а также право других государств навхождение в СССР. Закреплялось делегирование центральным органам широких прав вруководстве важнейшими отраслями народного хозяйства, обороны, иностранных дел,внешней торговли. За республиками сохранялись права в руководстве местнымхозяйством, посвящением, земледелием, здравоохранением, социальнымобеспечением, юстицией.

Высшим органом властиявлялся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями – всесоюзный Центральныйисполнительный комитет (ВЦИК). Председателями ВЦИК были избраны председателиЦИК союзных республик – М.И.Калинин (РСФСР), Г.И.Петровский (Украина),А.Г.Червяков (Белоруссия), Н.И.Нариманов (ЗСФСР). Специфические интересымногочисленных народов должна была представлять созданная в составе ВЦИК палата– Совет национальностей. В ее создании проявилась настойчивость республик иавтономий в защите своих прав. Пленум ЦК, состоявшийся в феврале 1923 г.,вынужден был признать необходимость формирования ЦИК СССР в составе двух палат.Общесоюзные вопросы решались второй палатой – Советом союза. Президиум ВЦИКпровозглашался высшим законодательным, исполнительным и распорядительныморганом. При ВЦИК создавался Верховнй суд СССР, Объединенное государственноеполитическое управление (ОГПУ). Эта политическая конструкция противоречилаобщедемократическому принципу разделения властей (на законодательную,исполнительную, судебную), но вполне соответствовала принципу пролетарскойдиктатуры. Специалисты-правоведы сразу же указали, что Конституция СССРотразила скорее не идею верховенства права, закона, а идею революционнойцелесообразности, т.е. обслуживания интересов формирующейся новой власти. Сэтим выводом фактически согласилась и сама партия (в лице ее ЦК), заявив, чтовидит в образовании СССР «опыт решения национального вопроса при диктатуре пролетариатав условиях многонациональной крестьянской страны».

Председателем СовнаркомаСССР был утвержден В.И.Ленин. Из-за болезни он к работе не приступал. С 1924 г.На этот пост назначен А.И.Рыков. Представителями республик были лишьзаместители председателя СНК СССР М.Д.Орахелашвили (ЗСФСР), В, Я, Чубарь(Украина). Наркомы – Г.В.Чичерин, Л.Д.Троцкий, Л.Б.Красин, Ф.Э.Дзержинский,И.И. Смирнов, В.В. Куйбышев, В.В. Шмидт, Н.П. Брюханов, Г.Я. Сокольников –пришли из прежнего российского СНК, принеся прежние навыки работы. В составеСНК РСФСР Наркомнац под предлогом того, что он выполнил свою миссию по созданиюнациональных республик и областей и объединению их в СССР, был ликвидирован.Народы Российской Федерации лишились привычного аппарата, который защищал ихинтересы.

Конституция СССРустановила Государственный герб, воплотивший идею мирового братства рабочих икрестьян (серп и молот на фоне земного шара, обрамленного колосьями в лучахсолнца). Алый стяг стал флагом СССР. Столицей была избрана Москва.


Заключение

Весной 1923 г. Собрался XII съезд партии. Выступления делегатовот союзных республик и автономий показали, что неудержимо нарасталицентралистические тенденции. В адрес Сталина был брошен упрек в сокрытии откоммунистов последних писем Ленина по национальному вопросу. На самом съезде порешению его президиума ленинские документы были оглашены келейно (на заседаниисеньорен-конвента), а далее – по делегациям). Группа делегатов указала на явноепренебрежение интересам республик, на недооценку национальных проблем. Попыткиотстоять суверенные права народов в составе СССР подавлялись центральнымруководством.

На совещании ЦК РКП(б) сответственными работниками национальных республик и областей, проходившем виюне 1923 г., было рассмотрено «дело» М. Султан-Гавителя Татарстана). Кподготовке «дела» был широко привлечен аппарат ГПУ. Открывая совещание, Каменеввыдвинул задачу «создать полное взаимное понимание между нами». Эта задачадостигалась ценой игнорирования своеобразия отдельных народов. Один изучастников совещания прямо заявил, что местные работники, в чем-то расходящиесяс центром, боятся, что их арестуют, расстреляют. Ход совещания подтвердилсправедливость этих слов. Персональное дело М. Султан-Галиева было раздуто,использовано для широкой кампании против так называемого уклона к национализму.Для острастки тех, кто проявлял инициативу при проведении национальнойполитики, Султан-Галиева арестовали, исключили из партии, угрожали расстрелом.

Тенденция к унитарностинабирала силу. Ей не противоречило последующее вхождение в СССР вновьсоздавшихся советских социалистических республик – Узбекской, Туркменской (1925г.), Таджикской (1929 г.), Казахской, Киргизской (1936 г.), а также роспускЗСФСР и непосредственное вхождение в СССР в 1936 г. Азербайджанской, Армянской,Грузинской ССР.


Список использованнойлитературы:

1. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., ШестяковВ.А. История Отечества. XXвек. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. – М.: Дрофа, 2007.

2. Историягосударства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.

3. Историягосударства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2006.