В чем заключается предмет педагогики. Т

Тема работы: Педагогика как наука, объект, предмет, функции



Введение

Педагогика как наука. Объект педагогики

Предмет педагогики и ее функции

Заключение

Список использованных источников


Введение


Педагогика, так же как психология и многие другие древние науки, существовала первоначально как некоторой совокупности идей в составе других наук, прежде всего, она входила в состав философии. Первые великие педагоги, такие, как Конфуций, Сократ, Христос, были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя как талантливые теоретики и практики педагогической деятельности. Зарождение педагогики в качестве самостоятельной науки относится к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в "Великой дидактике" и других педагогических трудах первому удалось выявить специфику образовательной деятельности в качестве особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, которая в полной мере заслуживает наименования науки.

Цель работы - изучить объект, предмет и функции педагогики как науки.

Раскрыть педагогику как науку, понятие "объект" педагогики.

Охарактеризовать предмет и функции педагогики.

Объект работы - педагогика.

Предмет работы - объект, предмет и функции педагогики.

Методы исследования: анализ теоретических источников по теме работы, систематизация и обобщение изученного теоретического материала, формулирование выводов.

Теоретической основой работы явились исследования, проведенные Н.Г. Алексеева, Е.Н. Кравцовой, А.М. Столяренко и др.

1. Педагогика как наука. Объект педагогики


На современном этапе педагогика - это сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая их которых имеет свой собственный объект и предмет исследования.

В Древней Греции к ребенку, посещающему учебное заведение, был приставлен раб, которые должен был его сопровождать и следить за дисциплиной. Гораздо позже педагогами стали вольнонаемные люди, занимающиеся наставлением, воспитанием и обучением детей разного возраста. Так, постепенно педагогика стала восприниматься в качестве искусства вести ребенка по жизни, т.е. обучать, направлять его духовное и физическое развитие .

Общеизвестно, что каждая наука имеет свой объект исследования. Под объектом науки понимается та либо другая часть действительности, материальной, идеальной либо социальной, на которую непосредственным образом направлен интерес ученого. К примеру, физика изучает природу в целом, биология изучает живую природу, антропология проводит исследования по выявлению особенностей человека в качестве уникальной части живой природы, а социология призвана изучать связи, взаимоотношения людей друг с другом.

Объект педагогики - одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно разновидность, обеспечивающая развитие, совершенствование человека. Если, к примеру, экономическая наука изучает коммуникации между людьми, которые складываются в процессе производства ими материальных благ, а культурология исследует процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без которого невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, так как только человек является субъектом любого рода социальных отношений .

Данную направленность педагогической науки и практики на особые социальные отношения, которые призваны обеспечивать развитие умственных, нравственных и физических способностей человека, выражает и ее наименование, которое происходит, как было указано выше, от соединения двух греческих слов - "пейда" - ребенок и "гогос" - вести, что на русский язык можно перевести (дословно) как детоводческое мастерство, либо тесное взаимодействие между ребенком и его наставником. Педагогом стали называть человека, который на базе данной науки вводит ребенка в жизнь таким образом, чтобы дальше он смог идти сам .

Появившись вместе с человеком и человеческим обществом, сфера педагогических взаимоотношений, как и другие области социальной деятельности, обнаружила тенденцию к усложнению своего содержания и форм. Так, если на первом этапе своего развития она не выделялась в отдельную сферу деятельности, то по мере эволюционного развития форм активности человека и расширения его познаний, с переходом от собирательной к производящей экономике, появлением земледелия, ремесла, торговли, и образование превратилось в специализированную область, стало особой профессией.

Характер такого рода деятельности дает возможность уяснить лингвистический анализ терминов "педагогика", "образование".

В греческом языке образование выражалось еще одним словом "пайдейа", которое обозначало взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности сообразно собственной природе. Философ Фалес (624-547 до н.э.) пытался сравнивать процесс образования человека с выращиванием винограда .

В латинском языке слово "культура" тоже переводится как взращивание, вскармливание, культивирование людей согласно с их природой в их собственных интересах и на благо обществу; термины "образование" и "культура" оказываются очень близкими по смыслу .

Этот главный смысл слов "педагогика", "образование" сохранился и в современных европейских языках.

К примеру, в английском языке слова "eclucatio" и "cultus" используются в качестве однозначных и переводятся как "вскармливание", "взращивание".

В немецком языке слово "Bildung" в первоначальном своем смысле означает "построение", "создание" .

Таким образом, по общему смыслу педагогическая, образовательная деятельность представляет собой специфический социальный процесс, в результате которого происходит формирование или создание нового человека, его второе рождение.

Обобщая вышесказанное, отметим, что теория педагогики либо общая педагогика в логической последовательности рассматривает содержание понятий образования, обучения, воспитания, образовательных технологий, включая компьютерные, а также системы управления образовательным процессом с целью обеспечения их высокого качества. Основной дидактической единицей в данном случае выступают указанные выше ключевые понятия, которые составляют основу категориального аппарата педагогической науки.

Объектом своего исследования различаются такие отрасли педагогической науки, как детская педагогика и андрогогика, т.е. педагогика взрослых. Специальной областью науки об образовании является дефектология, которая исследует методы обучения людей, которые имеют те либо другие отклонения в умственном и физическом развитии.


. Предмет педагогики и ее функции

педагогический образование обучение воспитание

Под предметом той либо другой науки обычно принято понимать некоторая часть идеальной, духовной реальности, которая представляет собой логически связанную, которая базируется на разуме, совокупность размышлений ученого о том либо другом объекте действительности. Данного рода размышления не могут охватить всей сложности исследуемого объекта, практически всегда имеют объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и по этой причине всегда лишь в той либо другой степени соответствуют объекту.

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм стал необходим и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности. Из совокупности данных размышлений сформировалась еще в Древнем мире особая отрасль знаний, которая существовала первоначально в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем уже, к Новому времени, она организовалась в самостоятельную науку .

На современном этапе предмет педагогики как науки определяют в качестве совокупности размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, следовательно, представляет собой науку, которая призвана раскрывать сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, которая разрабатывает практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена ее тесная взаимосвязь с практикой в связи с тем, что ее главной задачей выступает не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

Размышления современной педагогической науки имеют направленность, как правило, на решение ряда трудных вопросов, ее "вечных проблем".

Во-первых, это проблема определения целей образовательной деятельности.

Общеизвестно, что целеполагание - это задача первостепенной важности для любого вида деятельности. Для корабля, который не имеет пристани, говорил римский философ Сенека, никакой ветер не будет попутным. Трудность решения этой задачи заключена в том, что каждая историческая эпоха в развитии народов, государств отменяет одни и выдвигает перед людьми другие социальные цели.

Несмотря на это, за последнее столетие цели социального развития нашей страны менялись несколько раз, с полной ясностью они не определены еще и на современном этапе. Между тем без ответа на вопрос, для чего мы воспитываем людей, во имя каких целей, идеалов образовательная деятельность не может быть эффективной. Но любая цель может быть реализована только в том случае, если она является реальной, если она соответствует действительным возможностям .

По этой причине еще одна важная проблема педагогической науки заключается в исследовании человеческих возможностей, природы человека. К примеру, "если педагогика имеет цель воспитать человека во всех отношениях, говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" .

И хотя узнать человека в полной мере не удалось до настоящего времени еще никому, тем не менее, общепризнано, что искать разгадку тайны человеческой природы необходимо в его внутреннем мире, в его душе, в сфере его психики. По этой причине можно заключить, что уяснение уникальности человека станет возможным только на базе укрепления связей педагогики с психологией, только посредством "психологизации" педагогической науки и практики.

Другими словами, педагогика, опираясь на психологию, должна четко ответить на вопрос: кого учить?

Сложность ответа на этот вопрос заключен в том, что природа людей не только устойчива, но и весьма динамична, она непрерывно меняется вместе с изменением окружающей природной и социальной среды, в связи с чем в каждый данный момент образовательная система оказывается в результате этих изменений перед лицом совершенно новых задач в связи появлением нового "человеческого материала".

Только на основе выяснения данных проблем может быть положительно решена и третья: проблема конкретного содержания образовательной деятельности в виде набора тех либо других учебных предметов, разработки учебных планов и программ, соответствующих как целям, так и конкретным условиям обучения, прежде всего составу обучаемых. Таким образом, еще одной важной проблемой педагогической науки и практики является ответ на вопрос: чему учить? .

Педагогика призвана найти ответ и на вопрос: как учить?, т.е. определить, какие именно методы, приемы, технологии образовательной деятельности наиболее соответствуют поставленным целям, установленному содержанию обучения и наличному составу учащихся.

С целью осмысления своего предмета, разрешения указанных проблем педагогическая наука разрабатывает специальный инструментарий в виде совокупности специальных понятий.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно принято относить следующие :

Основные задачи педагогики заключаются в следующем :

-выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, которые проявляются во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;

-изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;

-разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

-прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;

-внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, на современном этапе педагогика представляет собой многоплановую науку, которая охватывает различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию детей, молодежи и взрослых. Овладение как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки - необходимое условие эффективной образовательной деятельности.


Заключение


Сформулируем основные выводы по результатам проведенной работы:

Объект педагогики - одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно разновидность, обеспечивающая развитие, совершенствование человека. Если, к примеру, экономическая наука изучает коммуникации между людьми, которые складываются в процессе производства ими материальных благ, а культурология исследует процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без которого невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, так как только человек является субъектом любого рода социальных отношений.

На современном этапе предмет педагогики как науки определяют в качестве совокупности размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

К основным функциям педагогической науки можно принято относить следующие:

-объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);

-преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);

-прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).


Список использованных источников


1.Алексеева Н.Г.. Психология и педагогика. - М.: Эксмо, 2013. - 469 с.

2.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М.: Издательский цент "Академия", 2013. - 480 с.

Королева Т.Н. Психология и педагогика. - М.: Инфра-М, 2012. - 400 с.

Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. - М.: Издательский цент "Академия", 2012. - 480 с.

Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 с.

Ушинский К.Д. Педагогика. - М.: Юрайт, 2012. - 569 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мухматулина Алина 21 ЛиЛР

Перминова Татьяна 21 ЛиЛР

Педагогика в системе наук о человеке.

Слово «педагогика» греческого происхождения. Эта наука получила свое название от греческого слова «пайдагогос» (пайд – битя, гогос – веду). В дословном переводе означает «детовождение» или «дитяведение».

Педагогика – наука о воспитании.

Необходимость передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с появлением общества и будет существовать на всех этапах его развития.

Педагогами первоначально назывались рабы, которые сопровождали детей своего господина в школу. Позже педагоги – это вольнонаемные люди, которые занимались наставлением и обучением детей.

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 – ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда.

Становление и разви­тие педагогики как науки – донаучный и научный периоды ее развития.

Донаучный период. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Научный период. Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Объект и предмет педагогики в современном понимании.

Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый и практик, кото­рого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической на­уки. Он писал, что многие считают объектом педагогического ис­следования ребенка, но это неверно. Объектом исследования на­учной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследовате­ля. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изу­чает целенаправленную деятельность по развитию и формирова­нию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа­гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объек­том педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена­правленной деятельности общества. Эти явления получили назва­ние образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики. Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень реальных возможностей «трудовых ресурсов», продуцируемых системой об­разования, пытается определить затраты на их подготовку. Социо­лог хочет знать, готовит ли система образования людей, способ­ных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-тех­ническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопро­сом о целях и общем предназначении образования - каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изу­чает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государ­ственной образовательной политики на том или ином этапе разви­тия общества и т.д.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как соци­ального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связан­ные с повседневными процессами роста и развития человека, вза­имодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это впол­не правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специ­альная наука - педагогика.

Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специаль­ных социальных институтах (семье, образовательных и культур­но-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае пред­ставляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (об­разования) как фактора и средства развития человека на протя­жении всей его жизни.

На этой основе педагогика разрабатывает теорию и техноло­гию его организации, формы и методы совершенствования дея­тельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их харак­теристика.

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

Общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

Возрастная педагогика – дошкольная, школная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

Коррекционная педагогика – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушением речи);

Частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

История педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

Отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т. п.)

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие отрасли педагогики, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.

Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определен­ный класс сущностно единых явлений, а с другой - конструиру­ют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обознача­ет всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стрежне­вого, понятия.

Система понятий, представленная во взаимосвязи их друг с другом, есть не что иное, как одно развитое понятие, выражаю­щее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет педагогический процесс. Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой - выражает сущность этих явле­ний. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического Процесса в отличии от других родственных ему явлений.

Прежде всего отметим, что поскольку образование как предмет педагогики - это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относи­тельная их автономность.

Рассмотрение педагогического процесса как целостности воз­можно с позиций системного подхода, который позволяет уви­деть в нем прежде всего систему - педагогическую систему (Ю.К. Бабанский).

Под педагогической системой нужно понимать множество взаи­мосвязанных структурных компонентов, объединенных единой обра­зовательной целью развития личности и функционирующих в цело­стном педагогическом процессе.

Педагогический процесс, таким образом, представляет собой спе­циально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удов­летворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагоги­ческого взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимо­действие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, пред­ставляет собой преднамеренный контакт (длительный или времен­ный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием кото­рого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве пе­дагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение вос­питанником и собственную активность последнего, проявляющу­юся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педаго­гическое взаимодействие» поэтому шире, чем педагогическое воз­действие, педагогическое влияние и даже педагогическое отноше­ние, которое является следствием самого взаимодействия педаго­гов и воспитуемых (Ю.К.Бабанский).

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами.

Субъекты педагогического процесса, влияющие на его ход и результаты.

Традиционный подход отождествляет пе­дагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью - особым видом социальной (профессиональной) дея­тельности, направленной на реализацию целей образования: переда­чу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.

Представляется, что он является следствием некритического, а потому и механистического переноса в педагогику основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике субъект - это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то руководством взрослый. Пред­ставление о педагогическом процессе как субъект-объектном от­ношении закрепилось вследствие утверждения в системе образо­вания авторитаризма как социального явления. Но если ученик - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогиче­ских воздействий, т. е. внешней, направленной на него деятельно­сти. Признавая воспитанника субъектом педагогического процес­са, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

Педагогический процесс осуществляется в специально орга­низованных условиях, которые связаны прежде всего с содержа­нием и технологией педагогического взаимодействия. Таким об­разом, выделяются еще два компонента педагогического процес­са и системы: содержание образования и средства образования (ма­териально-технические и педагогические - формы, методы, при­емы).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и вос­питанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагоги­ческой системы (А.И.Мищенко).

Цель образования как совокупность требований общества в сфе­ре духовного воспроизводства, как социальный заказ является де-терминантой (предпосылкой) возникновения педагогических си­стем. В рамках же этих систем она становится имманентной (внут­ренне присущей) характеристикой содержания образования. В нем она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личностного развития и раз­вития коллектива и т.д. Она в явном и неявном виде присутству­ет в средствах, а в педагоге и воспитанниках цель образования функционирует на уровне ее осознания и проявления в деятель­ности.

Цель, отмечал П. К.Анохин, опосредуя реальную деятельность, не только характеризует ее общий результат, но и как закон опре­деляет способ и характер действий человека. Субъекты педагоги­ческого процесса являют собой един­ство цели и деятельности, «модус перехода от общества к лично­сти» и наоборот.

Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической систе­мы, т.е. внешней по отношению к ней силы.

Следует отметить, что соотношение понятий «образование» и «воспитание» является предметом многих дискуссий. Однако спо­ры, возникающие вокруг этого вопроса, по-видимому, непро­дуктивны. Все дело в том, в каком контексте и смысле они ис­пользуются. Часто встречающееся в литературе употребление слов «образование» и «воспитание» как обозначающих противополож­ные стороны педагогического процесса не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в лю­бом случае включает в себя и воспитание. Однако направленность образования как педагогического процесса зависит от способов (механизмов) ее осуществления, а это уже прерогатива воспита­ния и обучения.

Следовательно, воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются целесообразные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действия педагога, связанных с применением ой или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Структура педагогической науки. Система педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется

Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием

«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

педагогических дисциплин:

1. общая педагогика, исследует основные закономерности

воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и

закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии

личности, процесс образования и обучения.

2. возрастная педагогика, изучающая особенности

воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и

3. специальная педагогика – дефектология, изучающая

особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая

в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами

воспитания и обуче ния глухонемых и глухих детей занимается

сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном

слухелогопедия;

4.частная методика, исследующая специфику применения

общих закономерностей обучения к преподаванию

определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики,

химии и др.);

5. история педагогики, изучающая развитие

педагогических идей и практики воспитания в различные исторические

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика

высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика

семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,

педагогика культурно-просветительной работы.

Взаимосвязь педагогики с другими областями знания.

Педагогика имеет очень обширные и прочные связи с различ­ными областями человеческих знаний. В течение всего своего су­ществования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие.

Педагогика и философия. Эта связь является наиболее длитель­ной и продуктивной. Философские идеи продуцировали создание новых педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогического поиска и служили методологическим основанием педагогики.

Связь философии и педагогики имеет двойственный характер. Временами педагогику признавали как «полигон» для приложе­ния и апробации философских идей. В этом случае ее рассматри­вали как практическую философию. С другой стороны, неодно­кратно предпринимались попытки отказаться от философии в пе­дагогике. Господство этих тенденций дает о себе знать и в совре­менных представлениях о взаимосвязи педагогики и философии.

Таким образом, на различных этапах развития педагогика то резко обрывала многовековые связи и традиции, то, напротив, настойчиво обращалась к философии, когда требовалась более или менее глубокая теоретическая поддержка. Периоды объеди­нения педагогики с философией сменялись периодами жесткой борьбы. Отмечались также этапы длительного безразличия этих двух наук друг к другу.

Современное состоя­ние этих отношений также двузначно. Среди исследователей-педагогов есть как последовательные приверженцы сохранения связей с философией, так и, напротив, сторонники полного отказа от нее при изучении педагогических явлений и закономерностей.

От философской теории (экзистенциальной, прагматической, неопозитивистской, материалистической и др.), которой придер­живаются исследователи педагогики, зависит направление педа­гогического поиска, определение сущностных, целевых и техноло­гических характеристик образовательного процесса. Методоло­гическая (направляющая) функция философии по отношению к любой науке, и педагогике в том числе, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научно­го познания. Философия является теоретической платформой ос­мысления педагогического опыта и создания педагогических кон­цепций. Педагогика не может приобрести статус науки путем экс­периментирования и обобщения опыта без их философского обоснования.

Педагогика и психология. Связь между этими науками является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной нау­кой и эффективно направлять деятельность педагога, должна знать человека и его особенности. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А.Коменский. Все выдающиеся педагоги говорили о необходимости понимать свойства человече­ской природы, ее естественные потребности и возможности, учиты­вать механизмы, законы психической деятельности и развития личности. Строить образование (обучение и воспитание) возмож­но только в соответствии с этими свойствами, потребностями, воз­можностями.

Первоначально отношение между педагогикой и психологией представлялось многим очень простым. Если психология раскры­вает «механизмы души», то из нее можно напрямую вывести, как следует формировать душу ребенка в соответствии с целью обра­зования. Однако связи между педагогикой и психологией оказа­лись не такими простыми, как это представлялось ранее.

Педагогика в течение длительного времени наряду с филосо­фией использовала в качестве теоретического обоснования ре­зультатов педагогических исследований еще и психологию. Более того, наиболее выдающиеся педагоги прошлого в первую очередь были философами и психологами.

Наиболее точно определяет связь педагогики и психологии из­вестный психолог В.В.Давыдов. Он утверждает, что психология должна учитываться, но она «не диктатор». Он объяснял это тем, что жизнь педагогов и детей обусловлена социальными условиями. А закономерности развития человека носят конкретно-истори­ческий характер и потому при изменении социальных условий так­же меняются. А следовательно, меняются и закономерности про­цессов обучения и воспитания.

Говоря о связи педагогики с психологией, следует подчеркнуть их двухсторонность. На протяжении длительного периода эти две науки оказывали взаимное влияние друг на друга. Существенные из­менения в одной тотчас начинали оказывать воздействие на другую.

Педагогика и биологические науки. Педагогика тесно связана и с биологическими науками, изучающими его как биологический вид. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология че­ловека) и медицина. Проблема соотношения природных и соци­альных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики, и биология помогает ее решить.

Целый ряд вопросов, ответы на которые может дать только биология, является актуальным для современной педагогики: что в человеке определено наследственностью, какова роль природ­ных факторов в индивидуальном опыте и др. Ответы на эти во­просы расширяют круг задач, относимых к компетенции педаго­гики, поскольку позволяют определить биологические причины и условия достижения педагогических воздействий.

Педагогика и экономика. Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономиче­ские законы, с помощью которых государство планирует развитие всех отраслей хозяйства, распространяются и на образование. Система экономических мероприятий, проводимых государством, оказывала тормозящее или активизирующее действие на образова­ние и его востребованность обществом, что, в свою очередь, сказывалось на развитии педагогических идей и педагогической науки как самостоятельной дисциплины.

Следовательно, экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Не­маловажным фактором развития педагогики остается экономиче­ское стимулирование научных исследований в этой области зна­ний.

Педагогика и социология. Связи педагогики с социологией отно­сятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая заня­ты планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, воспитанием и развитием человека в различных социальных учреждениях.

Обобщая вопрос о связи педагогики с другими науками о че­ловеке, необходимо отметить следующее:

нельзя вывести из какой-либо одной науки систему педагоги­ческих знаний;

Данные других наук необходимы для разработки педагогиче­ской теории и практических рекомендаций, но недостаточны;

одни и те же данные (например, из психологии или физиоло­гии) могут быть использованы различным и даже противополож­ным образом в зависимости от того, какие цели реализуются в образовательном процессе;

педагогика не просто заимствует и использует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы полнее и глубже познать педагогический процесс и разработать способы его оптимальной организации.

Наука охватывает все сферы человеческой деятельности. Чтобы детализировано рассматривать социум и явления природы, были созданы отдельные дисциплины. В рамках статьи для нас наибольший интерес представляет педагогика. Что изучает данная дисциплина? Каковы объект и предмет педагогики? Какие задачи она решает?

Общая информация

Итак, для начала давайте разберёмся с определением. Педагогика - это наука, которая занимается изучением закономерностей передачи социального опыта от старших поколений к младшим и его усвоение последними. Она занимается людей. Также для неё интерес представляет и педагогическая деятельность. Это профессиональная активность специалистов, которые с помощью разных средств воздействия на учеников и благодаря взаимодействию с ними решает проблемы по поиску наилучшего подхода к обучению, воспитанию и образованию.

и цель

Основополагающие составляющие любой науки. Предметом педагогики выступает образование, а если смотреть шире - то сознательный и целенаправленный организованный процесс обучения. Исследуются сущности, закономерности, тенденции, принципы, перспективы, теория и технология реализации. Поскольку предметом педагогики выступает образование, то немаловажную роль в этом играет деятельность учеников и учителей. Под объектом понимают действительность, которой обусловлено становление и развитие отдельного человеческого индивида под влиянием общества и воспитателя. В качестве примера можно привести целенаправленный процесс обучения, который проводится в интересах самого человека, социума и государства. Следует отметить, что педагогика изучает обучения и образования не только детей, но и взрослых людей. Относительно цели можно сказать, что она заключается в том, чтобы выявить закономерности и разработать самые оптимальные методы становления человека. А если к этому добавить объект и предмет педагогики, то у нас получается целый комплекс знаний о влиянии дисциплины на формирование индивида.

Функции, задачи и вопросы

Конечно, вышеописанной информацией педагогика не ограничивается. Она является весьма хорошо проработанной дисциплиной. Следует отметить, что в данном случае всё связано, и большую роль в подготовке будущего поколения играет именно педагогика. Предмет и функции ее также являются взаимосвязанными. Существует два направления, каждое из которых имеет три уровня. Каждый из них имеет свои особенности. Так, теоретическая функция реализована на описательном, диагностическом и прогностическом уровнях. Она занимается подготовкой исследуемого материала. Технологическая функция имеет такие уровни: проектный, преобразовательный и рефлексивный. Она занимается внедрением наработок. Относительно задач можно сказать, что они следующие:

  1. Находить закономерности в области и управления систем.
  2. Изучать и обобщать практику и опыт педагогической деятельности.
  3. Давать прогнозы относительно развития будущего.
  4. Внедрять результаты исследований в практику.

Всё это направлено на то, чтобы дать ответы на определённые вопросы:

  1. Зачем и для чего необходимо учить и воспитывать?
  2. Чему следует обучать и какие идеалы прививать?
  3. Как учить и воспитывать?

Категории

Так называют основные понятия и термины педагогики. Все мы рассматривать не будем, остановимся только на наиболее важных:

  1. Обучение. Так называют целенаправленный, организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников. Он направлен на то, чтобы получить и усвоить новые знания, умения, навыки, способы познавательное деятельности, развивать умственные способности и интересы.
  2. в основу которого положено целенаправленное влияние, главной целью выступает задача помочь ребенку накопить необходимый для жизни в обществе социальный опыт и сформировать у него систему ценностей, позволяющую жить в социуме.
  3. Образование. Под этим понимают процесс ознакомления с системой научных знаний, навыков, умений, а также конечный результат, который выражается в виде сформировавшихся мировоззренческих нравственных и иных качеств личности. При этом также достигается цель развития творческих способностей.
  4. Формирование. Так называют процесс, во время которого происходит становление индивида в качестве социального существа. При этом влияние на него оказывает большое количество факторов: идеологических, экономических, социальных, психологических и так далее.
  5. Развитие. Под этим понимают реализацию задатков человека, которые присущи ему от рождения.
  6. Социализация. Под этим понимают самореализацию и развитие человека. Следует отметить, что этот процесс происходит на протяжении всей жизни индивида.

Педагогическое взаимодействие

Это создание преднамеренных контактов, во время которых осуществляется общение педагога и ребенка. Целью таких действий является изменение поведения, деятельности и отношения к чему-то или кому-то. Здесь необходимо привести интересный ответ. Предметом педагогики выступает, напоминаем, именно процесс образования. Поэтому происходит изучение многих аспектов образовательной деятельности. Так, например, можно сказать, что девиантное поведение выступает предметом педагогики. И это будет абсолютно верно. Причем следует учитывать, что изучаются не только обычные люди, но и сами исследователи и воспитатели. Так, тезис о том, что предметом педагогики выступает психология учителя, является тоже абсолютно верным. Следует понимать, что эта дисциплина неотделима от иных наук про человека. Поэтому идёт постоянное накопление новых знаний, опыта, навыков работы и так далее.

Чем же занимается педагогика?

Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, следует вспомнить, какие направления в ней есть. В качестве фундамента для этой дисциплины выступает философия. Её дополняет история образования. Затем следует общая педагогика, которая занимается теоретическими основами, дидактикой и школоведением. Её преподают в университетах для общего развития человека. Затем в порядке усложнения идёт возрастная педагогика. Они занимается дошкольной подготовкой, школьной, профессионально-технической и высшими учебными заведениями. Для решения проблем воспитания и оказания помощи обществу применяется социальная педагогика. Она занимается семьями, перевоспитанием нарушителей, подготавливает к обучению и запоминанию данных, а также учит человека, как себя необходимо предъявлять. Кроме этого, есть ещё специальная педагогика. Она занимается особенно тяжелыми случаями, например, обучением немых или детей с проблемами в развитии.

Междунаучные связи

Следует отметить, что педагогика развивается вместе с психологией, физиологией, социологией, философией, историей, географией, литературой, кибернетикой и медициной. Как видите, это настоящий комплекс наук. И всё это направлено на то, чтобы воспитать человека, в котором заинтересовано общество. Причем следует отметить, что они действуют в тесном взаимопроникновении, и часто можно наблюдать такую ситуацию, когда границы между науками стерты, и определить, что к какой дисциплине относится, не представляется возможным.

Применение на практике

Когда может быть полезной педагогика? Многим это покажется удивительно, но она применяется не только и не столько в школе, профессионально-технических училищах и университетах. Поскольку в качестве предмета педагогики выступает образование, она применяется ещё и в различных организациях. В качестве примера можно рассмотреть предприятие. Владелец компании заинтересован в том, чтобы оно работало с максимальной эффективностью, а для этого необходимо позаботится о том, чтобы не было никаких проблем внутри коллектива. Для этого он нанимает управленца с педагогическим талантом, который может найти подход к любому человеку и решить проблему до того, как она успеет значительно обостриться.

Заключение

Итак, мы выяснили, что предметом педагогики является образование и другие понятия, которые составят базис для индивида, у которого вдруг возникнет желание заглянуть в тайники человеческой души. Правда, необходимо помнить, что знания сами по себе, без их практического применения, имеют мало ценности. Но при этом необходимо иметь определённые рамки. Так, например, многие считают, что не следует стремиться стать искусным манипулятором. Научиться защищаться от них - это да, полезное дело. Но необходимо действовать в рамках разумного, и если в руки попадёт власть над человеком - не злоупотреблять ею.


Авторы материала: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.
Ответы на вопросы 14, 15, 16, 17 подготовлены в соавторстве с канд. пед. наук А. В. Духавневой, Т. К. Сологубовой;
на вопросы 18, 19, 20, 25, 32, 55, 57-67, 70-74 -в соавторстве с проф, М. В. Булановой-Топорковой, канд. пед. наук А. В. Духавневой

Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.
В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Греческое слово пейдагогос (пейда — ребенок, гогос — вести) обозначает детоводитель. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила свое название наука о воспитании — педагогика. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в.
1. ОБЪЕКТ познания в педагогике — человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики — воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.
Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.
Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта — теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.
Другое дело — практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство.
ПРЕДМЕТОМ педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. Педагогика исследует следующие проблемы:
. изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание;
. определение целей воспитания;
. разработка содержания воспитания;
. исследование и разработка методов воспитания.

Лекция, реферат. Объект и предмет педагогики - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Педагогика очень емкая наука. Она содержит в себе вкрапления многих других гуманитарных наук и имеет множество определений. В широком смысле педагогика – это наука об обучении и воспитании человека. Само по себе слово «педагогика» имеет греческие корни и дословно обозначает «детоведение». Первые педагогические мысли зарождались еще в древние времена, когда при детях находились рабы, отвечавшие за воспитание ребенка и наделение его знаниями.

Сущность педагогики как науки

Педагогика – это наука о систематической организованной деятельности, направленной на формирование личности человека, а также о методах и формах образования, обучения и воспитания. Она подразумевает накопление, развитие и передачу социального опыта от нынешнего поколения к последующему и подготовку молодежи к жизни и деятельности. Кроме того, педагогикой называют общественную науку, которая изучает процессы обучения, воспитания, образования и формирование личности ребенка в условиях его взаимодействия с окружающим миром и обществом. Объектом педагогики является человек. А. С. Макаренко , известный педагог и психолог, вывел такую мысль, что считать объектом педагогики только лишь индивида не совсем верно, поскольку внимание исследователя в этой науке направлено в большей степени на педагогические явления, влияющие на процесс формирования и развития его личности. Следовательно, объектом педагогики являются процессы воспитания, образования и обучения. Предметом педагогики принято считать процесс формирования и развития личности человека, под влиянием системы педагогических явлений, состоящей из образования воспитания и обучения.

Воспитание есть создание благоприятных условий для усвоения социального жизненного опыта предыдущих поколений последующим. Это важный процесс, влияющий на социальное развитие личности и приспособление ее к самостоятельной жизни. Через воспитание формируется мировоззрение человека, его политическая ориентация. Происходит усвоение культурно-исторических ценностей и приобщение к традициям, которым следует окружающее общество.

Задача педагога

Важной задачей педагога также является суметь спровоцировать ученика на самовоспитание, поскольку процесс воспитания проходит в разы легче и интереснее, если воспитанник не просто формально перенимает опыт своего наставника, но и осмысливает, задает вопросы и стремится усвоить еще больше, но уже самостоятельно. Воспитание тесно связано с рядом гуманитарных наук, в число которых входят философия, этнография, экономика, психология и социология.

Образование является основой развития личности. Оно формирует образ действий и мыслей человека через усвоение новых умений, знаний и навыков. В некотором смысле, образование является завершением процесса воспитания. Через образование формируются такие качества человека, как интеллект, индивидуальное творческое мышление и способность к обучению.

Обучение – это и есть сам процесс передачи и усвоения знаний. Во время обучения происходит двустороннее взаимодействие между педагогами и учащимися. Педагог передает знания, умения и навыки, а ученики, усваивая их, развивают мышление, креативность, тренируют и совершенствуют многие способности, например память. Кроме того, учитель направляет и контролирует деятельность ученика. Акт, совершаемый педагогом, называют преподаванием и, в некотором смысле, обучением, а акт совершаемый учеником – учением. Признаками обучения являются единство, целостность и двусторонний характер процесса, его целенаправленность, соответствие установленным закономерностям развития учащихся, совместная деятельность педагога и учащегося.

Категории педагогического учения

Педагогика решает многие практические и теоретические задачи. Это исследование и систематизация опыта практической педагогической деятельности, создание новых средств, методов и форм обучения и воспитания, введение теоретических знаний в практику, создание планов образования на недалекое будущее. Многочисленные методы педагогики включают в себя исследовательскую беседу, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, изучение школьной документации и другое.

Наука педагогика является системой множества специализированных направлений. Общая педагогика исследует процесс воспитания в целом. История педагогики содержит в себе знания о развитии педагогических взглядов в различные исторические периоды. Целью сравнительной педагогики является изучение и сопоставление воспитательных и образовательных систем в других странах. Возрастная педагогика занимается исследованием возрастных особенностей воспитания человека.

Специальная педагогика направлена на изобретение и совершенствование форм, методов и принципов образования и воспитания людей, имеющих какие-либо отклонения в физическом или умственном развитии. Специальная педагогика или, как ее еще принято называть, дефектология имеет ряд отраслей, таких как сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Профессиональная педагогика изучает особенности воспитания и образования человека, имеющего целью какую-то конкретную профессию. Это направление педагогики помогает человеку лучше сориентироваться профессиональной сфере деятельности и проще достигать карьерных высот.