Основные темы и жанры русской поэзии начала XIX века. В каких произведениях русских писателей звучит тема образования и в чем сходство или различие этих произведения со стихотворением Н

Родина!? Все говорят об этом, но что же подразумевается под этим словом. Настоящая Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. Это страна, куда человек стремится возвращаться независимо от возраста и обстоятельств. Родина - тот уголок, который мы стремимся сберечь, защитить, сохранить. Там, где нам хорошо и свободно. Где мы можем быть самим собой. Защищать и любить Родину - это обязанность каждого человека. И не национальность или место проживания определяет это, а внутренние ощущения.

Каждый человек вправе гордиться не только своей Родиной - страной, гражданином которой является, но и своей Малой Родиной - местностью, в которой он живёт: своим городом или селом. Необходимо сердцем почувствовать, что это самое родное и останется с ним на всю жизнь, гордиться ею и любить ее. Это чувство сопереживания, по-особенному ярко выражают поэты.

Цель: рассмотрение образа родины – России в поэзии русских поэтов.

Поставил задачи:

    провести анализ стихов

    провести краткое исследование актуальности данной темы для современного поколения с помощью анкетирования

    отразить личное восприятие Родины

Методы:

    изучение и анализ литературы

    описание

    анкетирование

Объект исследования: творчество русских поэтов.

Предмет исследования: тема родины в творчестве поэтов.

Выдвинутая гипотеза: стихи о Родине нужны современному поколению.

Актуальность темы: в необходимости прививать любовь современной молодежи к своей Родине. Важно, чтобы современное поколение видело ее красоту через поэзию и умело защищать ее интересы.

Для написания работы я изучил литературу:

1. «И тебе я в песне отзовусь». Сборник стихотворений Сергея Есенина Москва, «Московский рабочий», 1986

2. Л. П. Бельская. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина Москва, «Просвещение», 1990

3. Русская советская литература. Хрестоматия, 10 класс, части 1 и 2 Москва, «Просвещение», 1987

I этап: подготовительный – определил цель, задачи

II этап: планирование работы – подобрал литературу, провел анализ литературы, определил способ предоставления результатов

III этап: исследование – составил вопросы анкеты, проводил опрос одноклассников

IV этап: результаты и выводы – проведение презентации, проанализировал информацию и сделал выводы

V этап: выступление – выступил на школьной конференции

Практической значимостью моего проекта является выступление на классном часе, формирование любви к Родине у современного поколения.

Отражение личностного восприятия Родины

1.1 Моя Родина - Россия

Так называется наша страна (Россия или Российская Федерация).

Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На карте (Приложение I) много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна. А какие прекрасные города есть в нашей стране. (Приложение II).

Москва – столица России, крупнейший в государстве город, а также промышленный, политический, культурный и научный центр (один из важнейших в мире). Расположен он в европейской части страны, на реке Москва, в междуречье Волги и Оки. Столица - главный город государства, страны. А символ столицы нашего с вами государства - (Кремль). А над Кремлем развивается государственный флаг – символ государства.

1.2 Знакомство с государственными символами

Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах (Приложение III).

Золотой двуглавый орел изображен на фоне красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Еще один важный символ нашего государства – флаг.

Флаг (Приложение IV) нашей страны тоже имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.

Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.

Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн (Приложение V) – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

1.3 Югорская земля – родина моя (Приложение VI)

Я живу в городе Нижневартовске, который расположен на северо-западе Сибири. Здесь работают мои родители, здесь пошел я в первый класс, здесь живу и учусь, занимаюсь спортом. Свои спортивные успехи в настольном теннисе я посвящаю моему городу - моей малой Родине. (Приложение VII)

Сильные морозы, непроходимые болота, комары, мошка. Сама жизнь здесь – преодоление. Раньше в городе не было хороших дорог, тротуаров, везде валялся мусор. Сегодня город меняется в лучшую сторону. Горожане каждый год сажают здесь различные деревья, чтобы в нем было больше зелени. Появилось много красивых газонов, высотных домов и фонтанов, его достопримечательностью, например, стало Комсомольского озеро. Сейчас это лучшее место для отдыха горожан. По утрам вокруг него совершают пробежки жители, заботящиеся о своем здоровье, по вечерам гуляют влюбленные пары и молодые мамы со своими малышами, наслаждаясь красивым пейзажем.

1.4 Русские поэты о Родине

Любить и прославлять свою Родину могут только истинные патриоты. Такими патриотами были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, И.А. Бунин и другие русские поэты.

А.С. Пушкин в своих стихах говорит о могуществе России: (Приложение VIII)

«Сильна ли Русь? Война, и мор,

И бунт, и внешних бурь напор

Ее, беснуясь, потрясали.

Смотрите ж: все стоит она!»

О ее Великом будущем:

«Святая Русь…Моя Россия:

Лик кроткий, мученицы нимб...

Я верю, праведный Мессия

Воздаст страданиям твоим!»

М.Ю. Лермонтов воспевал необъятность и красоту родного края: (ПриложениеIX)

Но я люблю - за что, не знаю сам,

Ее степи холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

С.А. Есенин любил свой народ и был предан ему и своей Родине и выразил это в стихотворении «Гой ты Русь моя родная»: (Приложение X)

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

1.5 Поэты Югры о Родине

Основной мотив лирики поэтов - северян – это родная природа сурового края, его богатства:

В.Н. Козлов

Наша Родина - Югра

Мы живем с тобой в Югре!

Нет привольней и добрей

И богаче края,

чем земля родная.

Мы должны её беречь,

Как свою родную речь.

А любить и уважать

Как свою родную мать.

Сергей Трохименко

Не смотря на лютый холод,

Все невзгоды и усталость.

Нижневартовск, светлый город,

Был построен, всем на радость.

По годам, совсем он молод,

Сердцу милый и пригожий.

Памятник при въезде в город,

Нежно мы зовём - "Алёшей".

Как они познают Родину в семье?

Эти вопросы в моей анкете для моих одноклассников и их родителей.

(Приложение XI, XII, XIII)

Анализ ответов на вопросы анкет показали, что ребята мало знают о родине в поэзии русских поэтов и совсем мало о поэзии Югорских поэтов.

(Приложение XIV, XV)

Елена Ивановна организовала открытый урок по литературе, на тему «Родина и ее образ в поэзии русских поэтов», на котором я читал стихи о Родине. На урок была приглашена поэтесса Александра Дарьина. А. Дарьина читала свои стихи о России.

Пояснение.

В стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» звучит тема образования. Лирический герой стихотворения с гордостью ставит в пример мальчику великого русского учёного Ломоносова. При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться. Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

У Ломоносова в «Оде на день восшествия…» Просвещенный монарх Петр I развивал «божественны науки», Россия ожидала «полезны видеть их плоды». Продолжать его дело – значит, строить новую Россию, и главная роль в этом великом процессе принадлежит, по мнению Ломоносова, молодому поколению, тем, «которых ожидает Отечество от недр своих», кто должен доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

О просвещённом монархе Петре I пишет и Пушкин в стихотворении «Стансы», в котором звучит тот же мотив: Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье...

По мнению Пушкина, Петр - «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»- был «вечным» работником - в этом его заслуга перед Отечеством.

Таким образом, произведения Некрасова, Ломоносова, Пушкина, в которых раскрывается тема просвещения, образования, глубоко патриотичны. На благо Родины, для славы России нужно думать о просвещении, чтобы двигать страну вперёд. В отличие от Ломоносова и Пушкина, в творчестве Некрасова эта тема преломляется через призму социального неравенства. Поэт понимает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями, но верит, что за такими детьми будущее России.

Взятая в целом поэзия начала века представляла собою противоречивую по своим устремлениям, динамическую картину. В ней продолжала действовать инерция устоявшихся поэтических форм, проявляли свою жизнеспособность еще не исчерпавшие себя до конца элементы прежней художественной системы, возникали явления промежуточные, сочетающие старые эстетические принципы с поиском новых творческих возможностей, и, наконец, заявляли о себе новаторские устремления, которые в конце концов привели к возникновению новой поэтической системы.

Общую тенденцию в развитии русской поэзии этого времени можно было бы определить как движение от классицизма и сентиментализма к романтизму (с развитием которого и связано появление этой системы), но реальная картина была несомненно более сложной и многогранной. Нелегко ввести в определенные строгие границы действующие в это время поэтические группировки и объединения поэтов.

Русская поэзия в эти годы отличается необычайной пестротой жанров и стилевых тенденций, ориентацией на самые разные «образцы», весьма различным толкованием целей и задач поэтического творчества. И тем не менее поэтическое движение тяготеет к нескольким центрам, группируетсявокруг ряда имен, выступающих своего рода знаменем таких групп и школ.

Не претендуя на сколько-нибудь полную характеристику их, коснемся главным образом тех из них, которые выступали выразителями типичных для эпохи устремлений и в силу этого определяли качественное своеобразие поэзии двух первых десятилетий XIX в.

В пределах поэтической системы классицизма в основном протекала творческая деятельность поэтов, объединяемых принадлежностью к «Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств» (1801—1807).

Но уже пример Державина показывает, как под воздействием общих процессов и перемен, переживаемых русской литературой конца XVIII — начала XIX в., система классицизма начинает разрушаться изнутри, обнаруживает точки соприкосновения с явлениями иного эстетического ряда.

Выступив младшими современниками Державина, которого Пушкин называл «отцом» русских поэтов, поэты «Вольного общества» воспринимают жанровые традиции поэзии классицизма, уже осложненные сентиментальными и предромантическими влияниями.

Опыт классицизма как бы пропущен в их эстетическом сознании сквозь призму созданных этими направлениями поэтических стилей (оссианизм, немецкая готика, русский волшебно-сказочный мир). Один из наиболее заметных поэтов той же группы — Г. П. Каменев (автор одной из ранних русских баллад «Громвал», 1804) — далеко не случайно был назван Пушкиным первым русским романтиком.

Он писал элегии, проникнутые меланхолическим настроением, кладбищенские стихи, охотно переводил немецких предромантиков; к сожалению, ранняя смерть (1804) не позволила в должной мере развернуться его поэтическому дарованию.

Радикально настроенные поэты «Вольного общества» (идейная платформа которого уходит своими корнями в русское просветительство XVIII в.) сознательно ориентируются на иные, сугубо национальные образцы, на радищевские традиции, хотя и не воспринимают их в полном объеме: им остается более или менее чуждым революционный пафос его творчества, идея неизбежности крестьянской революции и непримиримая вражда с самодержавием.

Далеко не во всем оправдывая присвоенное им наименование «поэты-радищевцы», они выступают сторонниками мирного пути общественного преобразования России и усматривают в поэзии одно из могущественных его средств.

В деятельности поэтов-радищевцев с наибольшей отчетливостью и полнотой обозначился поворот к новой трактовке гражданских тем, которая стала одной из характерных черт поэзии начала века.

Для поэтов-радищевцев характерна особая острота и сила гражданского чувства, глубина общественных эмоций. Их лирика насыщена острыми злободневными намеками, живыми реалиями, почерпнутыми из современных политических споров.

В своихстихах они откликаются на убийство Павла («Ода достойным» (1801) А. Х. Востокова с ее тираноборческим пафосом), приветствуют вступление на престол Александра I, от которого ожидают благотворных перемен, ратуют за развитие просвещения, утверждение начал законности в русской жизни, обличают пороки современного общества («Ода времени» (1804) и «Ода счастию» (1805) А. Х. Востокова, «Итак, Радищева не стало» (1802) и «Послание к В. С. С.» (1814) И. Пнина, «Надежда» (1805) и «Счастье» (1801) В. В. Попугаева и др.).

В поэзии «радищевцев» «утверждался в духе социальной концепции просветительства определенный идеал справедливого общественного устройства, основанного на власти нерушимого закона».

5 В подобной позиции обнаруживает себя умеренность политической программы «Вольного общества» (в отличие от революционности Радищева), но объективное звучание возникающих на этой основе произведений тем не менее весьма значительно: они выражают пафос нового, активного и целеустремленного, независимого от официальной идеологии отношения личности к действительности.

Отличительной чертой лирики поэтов-радищевцев становится открытая, подчеркнутая программность их стихотворений. В «Оде на правосудие» И. Пнин, выражая чаяния своих современников, прославляет законность, «источник всех великих дел». Однако эта верная и важная мысль получает декларативно-прямолинейное выражение, что в известной мере ослабляет силу ее эстетического воздействия на читателя.

Гражданская тема трактуется поэтами «Вольного общества» в возвышенном, героическом плане. Патетика достигается эмоциональной насыщенностью стиха, декламационно-ораторской интонацией и нарочитой архаизацией лексических средств.

Используя одическую традицию, они не создают еще самостоятельного поэтического стиля, хотя и закладывают предпосылки для его формирования в творчестве поэтов-декабристов.

Несколько особняком среди поэтов-радищевцев стоит А. Х. Востоков (самый заметный поэт «Вольного общества»), деятельность которого отмечена печатью творческих поисков, наиболее далеко отстоящих от принципов классицизма.

Виднейший теоретик русского стиха, Востоков шел путем экспериментов, прививая русской поэзии новые метрические формы, как античные, так и восходящие к русскому народному стиху, одним из первых исследователей которого он был.

6 Ряд стихотворений из его сборника «Опыты лирические» (1805—1806), поэма «Певислад и Зора» (1804) и в особенности переводы сербских народных песен (1825—1827) идут по линии сближения литературы с фольклором и, в частности, имеют несомненное значение для появления «Песен западных славян» Пушкина.

В жанрах гражданской лирики Востоков широко применяет емкие символические образы, восходящие к античной истории и мифологии, посредством которых поэт выражает свое патриотическое воодушевление и негодование, утверждает высокие общественные идеалы и стремится воспламенить сердца сограждан любовью к Отечеству и добродетели («История и баснь», 1804).

Деятельность поэтов «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» несомненно способствовала интенсивному развитию гражданственных устремлений додекабристской лирики, сближению ее жанрово-стилистического и образного строя с общественно-политической, освободительной мыслью времени. Но следует все же подчеркнуть, что гражданское сознание этих поэтов опережает их эстетический опыт.

В своем творчестве они используют в достаточной мере традиционные формы высокой одической поэзии, хотя и стремятся к их обновлению и еще в большей степени к обогащению поэтики отдельных жанров за счет расширения круга исторических реалий, использования современной политической фразеологии и ее насыщения емким, ассоциативным содержанием, подчеркивающим вольнолюбивый и патриотический пафос их лирики.

Не выдвинув из своей среды поэта значительного художественного масштаба, участники «Вольного общества» нащупывают те пути, по которым пойдет в дальнейшем эволюция русской гражданской лирики и в особенности поэзия декабризма.

Наряду с поэтами «Вольного общества» существенный вклад в становление стиля гражданской лирики 1800—1810-х гг. и прежде всего в использование в целях политического иносказания античных и библейских мотивов внесли В. М. Милонов и Н. И. Гнедич.

Милонов был выдающимся для своего времени мастером политической сатиры, предвосхитившим, в частности, в своем стилизованном под античность стихотворении «К Рубеллию» (1810) образно-стилистический строй знаменитой сатиры Рылеева «К временщику» (1820).

Культ гражданских доблестей и приверженность к высоким жанрам политической лирики характерны и для раннего периода творческой деятельности Н. И. Гнедича. В своем переводе философской оды «Общежитие» (1804) французского поэта Тома, близкого к энциклопедистам, Гнедич заострил ее политический смысл, придав ему современное звучание.

Он противопоставил разумные законы, царящие в природе, равнодушию и эгоизму в общественной жизни людей, подчеркнул мысль об ответственности каждого за нарушение исконных человеческих прав на свободу. Он обращался со словами резкого осуждения к своему современнику:

Ты спишь, — злодей, уж цепь цветами всю увив,

На граждан наложил, отечество терзает.

Политическими аллюзиями проникнуто и стихотворение Гнедича «Перуанец к испанцу» (1805), содержащее прямой призыв к борьбе с тиранией и имевшее широкое распространение в декабристской среде. Поэт угрожает тиранам справедливым гневом возмущенных рабов.

Белинский отмечал, что, несмотря на «прозаичность» этого стихотворения, в нем есть места, замечательные «энергией чувства и выражения».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Волчков Владислав Александрович, ученик 9 «Б» класса

Цель работы:Исследование отражения в русской поэзии, живописи и музыке темы «Времена года» с целью расширения кругозора и развития интеллекта учащихся; формирования у них эстетического и художественного вкуса, интереса к национальному культурному наследию; воспитания чувства любви к родной природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

Итоговый проект по литературе на тему:

«ВРЕМЕНА ГОДА

В РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Александрович,

ученик 9 «Б» класса

Руководитель: Шашкова Валентина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

п. Шумячи

2018 год

Паспорт проектной работы…………………………

Стр.

План выполнения работы…………………………..

Стр.

Цель работы и задачи по ее реализации…………...

Стр

Введение……………………………………………..

Стр.

Пролог………………………………………………..

Стр.

Времена года в русской поэзии:

  • Зима
  • Весна
  • Лето
  • Осень

Стр.

Заключение…………………………………………..

Стр.

Список использованных литературных источников…………………………………………..

Стр.

Приложение I(CD диск «Времена года» Чайковский mp3) ………………………………………...

Стр.

Приложение II(Стихи)

……………………………………….

Стр.

Приложение III (Иллюстрации картин)………………………………………

Стр.

Паспорт проектной работы

Тема проекта:

Времена года в русской поэзии

Волчков Владислав Александрович

Руководитель проекта:

Шашкова Валентина Васильевна

Учебный предмет:

литература

ученики 9-11классов

Цель проекта:

формирование у учащихся литературно-эстетического и художественного вкуса, интереса к национальному культурному наследию; воспитание чувства любви к родной природе.

Время работы над проектом:

один месяц

Форма работы:

внеурочная

Мотивация к работе:

личный интерес

Материально-техническое оборудование:

мультимедийный проектор

Продукт проекта:

мультимедийная презентация

План выполнения работы

Вводный этап

Обоснование идей проекта. Составление индивидуального плана работы над проектом.

Поисковый этап

Изучение произведений русских поэтов, просмотр альбомов произведений живописи, прослушивание музыки в звукозаписи. Подбор стихотворений, картин и музыкальных произведений, посвященных выбранной теме. Анализ и систематизация собранного материала по отдельным направлениям исследования.

Аналитическая часть работы

Исследование отражения в русской поэзии, живописи и музыке темы «Времена года».

Обобщающий этап

Изложение результатов проведенного исследования, формулировка выводов и рекомендаций по использованию для воспитания эстетического и художественного вкуса учащихся.

Оформление проекта

Создание мультимедийной презентации проекта, работа с иллюстративным материалом и музыкальным сопровождением, оформление готовой работы.

Заключительный этап

Подготовка к публичной защите проектной работы.

Цель работы и задачи по ее реализации

Цель работы:

Исследование отражения в русской поэзии, живописи и музыке темы «Времена года» с целью расширения кругозора и развития интеллекта учащихся; формирования у них эстетического и художественного вкуса, интереса к национальному культурному наследию; воспитания чувства любви к родной природе.

Задачи работы:

  • Найти произведения русских поэтов, художников и композиторов, посвященные временам года в русской природе. Подобрать необходимую для этого литературу, просмотреть и отобрать, подходящие произведения живописи. Прослушать музыкальные произведения в звукозаписи.
  • Сделать мультимедийную презентацию по исследуемой теме.
  • Подготовиться к публичному выступлению

ВВЕДЕНИЕ

С временами года в русской поэзии впервые я осознанно столкнулся год назад, в 8 классе. Мне был задан проект по литературе на тему: «Стихи русских поэтов о родной природе. Зима». Подбирая, а затем анализируя материал для будущей работы, я был очень впечатлен красотой русской природы и очарованием русской поэзии. Увидел, как через зимний пейзаж передаются чувства, настроения поэтов. Ощутил любовь к родной земле, к большой и малой Родине. И тогда я задумался о том, что природа настолько привычна для нас, что мы зачастую не замечаем ее красоты, да и не каждый способен ее разглядеть. Именно это меня сподвигло к работе над нынешним проектом. Зная, что природа – неисчерпаемый благодатный источник поэзии, я решил рассмотреть поэтическую красоту каждого времени года, выбрать самых ярких для меня представителей пейзажной лирики и выложить из их работ, словно из кусочков ткани, свою единую картину русского пейзажа. Для того чтобы в дальнейшем донести ее до одноклассников и приоткрыть им дверь в мир прекрасного, высокого и одновременно близкого и такого родного каждому. Я стал задумываться над тем, как же сделать свое выступление перед сверстниками более эффектным, запоминающимся. У меня в памяти всплыли хрестоматийные диски для прослушивания художественной речи из учебника литературы. На них звучали стихи в записи известных чтецов, а перед некоторыми из них звучала музыка, словно настраивая слушателя на нужный лад, передавая настроение.

(Выйти на «Времена года» Чайковского и русских пейзажистов)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Этот удивительный мир стал частью моей жизни. И мне искренне хочется рассказать о нем моим одноклассникам и всем тем, кто любит русскую природу, музыку, поэзию и живопись.

ПРОЛОГ

Вряд ли есть что-нибудь столь же властно занимающее человеческий ум и воображение, как природа. И это вполне естественно, ибо мир природы входит в жизнь и душу человека с момента его появления на свет, вызывая неподдельное изумление, восторг и преклонение. «Ты у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Сквозь дождик солнцем улыбалась мне. Когда порою изменяли силы И обжигала сердце горечь слез, Со мною, как сестра, ты говорила Неторопливым шелестом берез. Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда? В тебе величье моего народа, Его души бескрайние поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя!» (В.А.Рождественский). С первых своих шагов человек ощущает могучие силы окружающего мира, свою тесную и органичную связь с ним, испытывает желание узнать этот мир и передать словами, изображениями, звуками наполняющие его душу чувства другим людям. «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: Что такое окружающая природа? Откуда все это? Что он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». (А.А.Фет)

Без этого единения с природой нет и не может быть содержательной, творческой и полноценной жизни как отдельного человека, так и народа в целом. «Я вопрошал природу, и она Меня в свои объятья приняла… Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя, в себе одном Нашел спасенье целому народу; И утонул деятельным умом» . В этих поэтических строках М.Ю.Лермонтова человек как бы включается в вечную жизнь природы, соотносится с ней и поверяется ею. Об этом единении прекрасно сказал М.М.Пришвин: «Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нем… Дело человека высказать то, что молчаливо переживается миром. От этого высказывания, впрочем, изменяется и самый мир».

«Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» – так понимал и чувствовал природу Ф.И.Тютчев. Именно с родной природой связывается первое осознание человеком важнейшего в его жизни понятия – понятия Родины, рождение чувства любви к ней и осознания долга перед ней. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не любя Родину. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Эти слова Г.К.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе, ведут нас к истокам формирования у человека чувства патриотизма, гражданственности, любви и преданности своему народу, как в минуты его высочайшего торжества, так и в минуты его глубочайшего трагизма, воспитывают у человека уважение к истории, культуре и искусству своего Отечества, рождают желание защитить все это даже ценой своей жизни. «Да, можно выжить в дождь, жару, морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть, но эти три березы При жизни никому нельзя отдать» (К.М.Симонов).

Поэтому неудивительно, что тема русской природы, ее взаимоотношения с человеком, их диалог между собой являются одной из основных тем русской поэзии, а также живописи и музыки. Тем более, что русская природа с ее чередованием зимы, весны, лета и осени, с их вечным праздником красок и линий, постоянными изменениями и движениями дает неисчерпаемый источник для вдохновения, фантазий, чувств и размышлений.

Поэзия – это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

ВРЕМЕНА ГОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Зима … Начало календарного отсчета нового года… Самая суровая, лишенная буйства красок и птичьего многоголосья и, вместе с тем, самая загадочная и таинственная пора в русской природе. Она будит воображение русского человека, дает беспредельный простор его фантазии. В народных сказках, стихах русских поэтов зима с любовью называется «волшебницей», «чародейкой»; с этим временем года связаны любимые многими из нас сказочные образы нежной Снегурочки и грозного Мороза-воеводы. Начало русской пейзажной лирики, включая и описания картин русской зимы, как и многому другому, если не сказать, всему лучшему, что есть в отечественной поэзии, положено Александром Сергеевичем Пушкиным. Следуя его гениальному поэтическому воображению, мы, не задумываясь, одухотворяем природу, где: «…север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима!» . «Здоровью моему полезен русский холод», – признавался А.С.Пушкин. И не случайно один из любимейших его поэтических образов – Татьяна Ларина «…русская душою, Сама не зная, почему, С ее холодною красою Любила русскую зиму. На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов…» Зима в стихах А.С.Пушкина – это блеск, сверкание, непрекращающийся радостный праздник: «Опрятней модного паркета, Блистает речка, льдом одета» , «И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом».

Сказочно загадочным, заколдованным миром природы предстает перед нами зима в поэзии другого великого русского поэта Ф.И.Тютчева. Присущее его поэзии одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью, порождает восприятие природы как огромного живого существа: «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежною бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит» .

Тема природы занимает значительное место и в творчестве одного из замечательнейших русских поэтов А.А.Фета. В своих произведениях А.А.Фет продолжает традиционное для русской поэзии отождествление картин природы с определенным настроением и состоянием души человека. Примечательно, что, следуя А.С.Пушкину, А.А.Фет именно зиму, как наиболее оригинальное явление нашей природы, делает и образом русской души; связывает с ней свое ощущение Родины: «Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…» . Удивительно, но это стихотворение, в котором нет ни одного глагола, передает с такой полнотой те явления, те чувства, которые происходят в природе и душе человека!

Любовь к родной природе, ощущение единства с ней человека проходит через творчество всех русских поэтов, оставивших заметный след в отечественной литературе. И.С.Никитин, у которого зима воспринимается как свое, родное, с чем человек связан кровными узами. И оттого «матушка-зима», долгожданная «гостья-зима» у него – добрая заступница не только от невзгод, но и от врага: «И случится ли, к нам Гость незваный придёт И за наше добро С нами спор заведёт (...) Для постели ему Белый пух припаси И метелью засыпь Его след на Руси!» . С.А.Есенин – один из самых проникновенных певцов русской природы, этот, по образному выражению А.М.Горького – «оргáн, созданный природой исключительно для поэзии», с только ему присущим камертональным восприятием родной природы мог услышать, как: «Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка» . А сколько еще замечательных строк о родной природе, русской зиме заключено в стихах А.Н.Некрасова, А.Н.Майкова, А.А.Блока, И.А.Бунина, В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, С.Я.Маршака, И.З.Сурикова… Этот ряд нескончаем.

Но вот и подходят к концу долгие зимние месяцы, природа освобождается от ледяных оков; во всем чувствуется приближение весны … И хотя «Зима еще хлопочет И на весну ворчит, Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит. Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя. Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу» , и пусть «Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят» (Ф.И.Тютчев). Как созвучны этому настроению пушкинские строки: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей» . Читая эти строки, мы вместе с поэтом переживаем приход и утверждение весны. Здесь все рядом, все прекрасно, и фетовские «…шепот, робкое дыханье, Трели соловья…» , «…верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом» , и «Травка зеленеет, Солнышко блестит; Ласточка с весною В сени к нам ​летит» в стихах А.Н.Плещеева, и «Голубенький, чистый, Подснежник цветок!» А.Н.Майкова, и неожиданный «…весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» Ф.И.Тютчева. И вот уже «На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны!» (В.А.Жуковский). Наступила недолгая, трогательная и оттого такая дорогая сердцу русского человека весна: «О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» (А.А.Блок).

Лето. В русской пейзажной лирике это время года традиционно связано с крестьянским трудом в поле. По словам Н.В.Гоголя: «…здесь человек идёт рядом с природой, соучастник и собеседник всему, что совершается в твореньи… Наступило лето... А тут покосы, покосы… И вот закипела жатва: за рожью пошла рожь, а там пшеница, а там и ячмень, и овес. А как отпразднуется всё, да пойдет свозиться на гумны, складываться в клади…» . Какая величественная картина напряженного и многообразного крестьянского труда, и как хорошо подчеркнута его значимость для русского крестьянина неожиданным словом «отпраздновать». И, пожалуй, ни один русский поэт в своих стихах не прошел мимо картины благородного крестьянского труда. Как народная песня звучат строки стихотворения А.В.Кольцова «Косарь»: «Раззудись плечо, Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса, Как пчелиный рой! Молоньей, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава, Подкошонная; Поклонись, цветы, Головой земле!». Это стихотворение А.В.Кольцова буквально источает энергию, дает представление о труде крестьянина, как ярком, сильном и резком действии. «На каком другом языке передали бы вы всю поэтическую прелесть этих выражений: расстилается, пораскинулось, понадвинулось?», – восхищался В.Г.Белинский. Разумеется, разные поэты описывали картину крестьянского труда по-своему. Так спокойно, деловито и обстоятельно описывает сенокос А.Н.Майков: «Пахнет сеном над лугами... В песне душу веселя, Бабы с граблями рядами Ходят, сено шевеля. Там – сухое убирают; Мужички его кругом На воз вилами кидают... Воз растет, растет, как дом» . В жанре элегии изображает страдную пору Е.А.Баратынский: «А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает…». С тонким, только ему присущим лиризмом, рисует картины страдной поры А.А.Фет: «Смиренно преклонясь челом, Горит алмазами пшеница, Как новобрачная ​царица Перед державным женихом…Уже подрезан, каждый ряд Цветов лежит пахучей цепью. Какая тень и аромат Плывут над меркнущею степью!». Эти волнующие ощущения, которые дарит нам лето, предельно сжато, емко и динамично переданы в стихах Б.Л.Пастернака: «В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты…» . Но как бы не описывал тот или иной поэт картину крестьянского труда, во всех стихотворениях неизменно присутствует глубокое уважение к этому благородному труду русского человека: «А в поле труд… Обычной чередою Идет косьба: хлеба не будут ждать! Но это время названо страдою, – Другого слова нет его назвать... Кто испытал огонь такого неба, Тот без труда раз навсегда поймет, Зачем игру и шутку с крошкой хлеба За тяжкий грех считает наш народ!» (К.К.Случевский).

А вокруг живет своей жизнью родная русская природа: «Ясно утро. Тихо веет Теплый ветерок; Луг, как бархат, зеленеет; В зареве восток. Окаймленное кустами Молодых ракит, Разноцветными огнями Озеро блестит…», «Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается» (И.С.Никитин).

Радуются дарам лета крестьянские дети: «Грибная пора отойти не успела, Гляди – уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам…» (Н.А.Некрасов). Теплые ясные дни: «Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом» (Ф.И.Тютчев). Умиротворенная природа, тишина и покой, прерываемые изредка летней грозой: «Как весел грохот летних бурь. Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!... И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу...» (Ф.И.Тютчев).

Да, «…наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим» ; «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась» ; «Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло» ; «Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком… В саду горит костер рябины красной…» ; «Унылая пора! Очей очарованье!» .

Трудно остановить, прервать этот поэтический поток восторга перед величественным явлением увядания природы, до глубины души волнующим русского человека, возбуждающим в нем чувство щемящей грусти и сопереживания: «Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья» . Во всех этих строках из стихотворений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Плещеева, С.А.Есенина русская природа полна неизъяснимой притягательной прелести, по-человечески переживает завершение еще одного года своей жизни. «Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…». И в этой «светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею, И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою…» . Уже «птички отпели, Цветы отцвели…» , природа беспомощна и одинока перед приближающейся зимой, «О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!...» , «Ласточки пропали, А вчера с зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно» . Хотя «Еще вчера, на солнце млея, Последним лес дрожал листом, И озимь, пышно зеленея, Лежала бархатным ковром… Сегодня вдруг исчезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо – все одето Каким-то тусклым серебром» ; «И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть, И в ночь краснеет лист кленовый, Что, жизнь любя, не в силах жить».

Зима, весна, лето, осень. О чем бы ни писали в своих стихах русские поэты: о временах года, о музыке и красках наших полей и лесов, о родных просторах или крестьянском труде – они всегда помнили о главном – о любви к Родине, родной природе, своему народу. Некоторые из этих стихотворений помещены в Приложении II.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом завершена, но я все время мысленно возвращаюсь к прочитанным стихам о русской природе, любуюсь изображениями зимы, весны, лета и осени на картинах русских художников, слушаю музыкальные пьесы из «Времен года» П.И.Чайковского. Они дали ответ на мой вопрос, который определил цель проведенного исследования: «Есть ли в отечественной поэзии, живописи и музыке произведения, посвященные временам года в русской природе?» Ответ не просто положительный: прочитанное, увиденное и услышанное мною позволяет сделать вывод о том, что тема русской природы – это одна из любимейших тем в отечественной поэзии, а также живописи и музыке. И независимо от того, какому из времен года посвящена поэтическая лирика русских поэтов, какой период в жизни русской природы изображен художниками на картинах, какое музыкальное звучание лесов и полей услышано композитором, все они наполнены огромной и искренней любовью к родному краю, восхищением русской природой и чувством гордости за свою Родину. «Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист. Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. И может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть Бога во всем и не уметь, сознавая свое бессилие, выразить эти ощущения». Эти слова И.И.Левитана раскрывают побудительные мотивы творчества многих русских художников, поэтов, музыкантов, которые языком поэзии, живописи и музыки говорили о переживаемом ими чувстве восхищения и любви к родной природе, которые подарили миру совершеннейшие образцы духовной красоты и глубочайшие откровения человеческой мысли. Поэтому естественным является желание собрать эти ощущения вместе, объединить слова, краски, линии, звуки в едином образе русской природы в различные периоды ее жизни, тем более, что наше поэтическое, художественное и музыкальное наследие дает для этого безграничные возможности. (Приложения I, II, III).

Мне представляется, что такое объединение в общем тематическом плане красочных произведений живописи, поэзии и музыки оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, создает благоприятную среду воспитания его художественного и эстетического вкуса, чем каждое из этих произведений в отдельности. Это можно показать и используя материал, собранный в проекте. Такое органичное единство красок, слова и музыки достигается, например, при объединении художественного произведения В.А.Серова «Заросший пруд. Домотканово» (Пр. III, илл. 16), музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Баркарола», в которой слышится томная грусть человека среди умиротворенного покоя природы (Пр. I), и стихов И.А.Бунина «Нет солнца, но свéтлы пруды, Стоят зеркалами литыми, И чаши недвижной воды Совсем бы казались пустыми, Но в них отразились сады. Вот капля, как шляпка гвоздя, Упала - и, сотнями игол Затоны прудов бороздя, Сверкающий ливень запрыгал» (Пр. II. Лето). Картины Г.Г.Мясоедова «Косцы» (Пр. II, илл. 25), полной поэзии напряженного, спорого труда в поле под палящими лучами солнца «Песни косаря» из «Времен года» П.И.Чайковского (Пр. I) и стихотворения К.К.Случевского: «Полдневный час. Жара гнетет дыханье; Глядишь, прищурясь, блеск глаза слезит, И над землею воздух в колебанье, Мигает быстро, будто бы кипит. И тени нет. Повсюду искры, блестки; Трава слегла, до корня прожжена. В ушах шумит, как будто слышны всплески, Как будто где-то подле бьет волна... Ужасный час! Везде оцепененье: Жмет лист к ветвям нагретая верба, Укрылся зверь, затем что жжет движенье, По щелям спят, приткнувшись, ястреба. А в поле труд... Обычной чередою Идет косьба: хлеба не будут ждать! Но это время названо страдою, Другого слова нет его назвать... Кто испытал огонь такого неба, Тот без труда раз навсегда поймет, Зачем игру и шутку с крошкой хлеба За тяжкий грех считает наш народ!» (Пр. II. Осень). Пейзажа И.Э.Грабаря «Рябинка» (Пр. III, илл. 24), «Осенней песни» П.И.Чайковского, наполненной прощальным шепотом опадающей листвы в пустеющем осеннем саду (Пр. I), и поэтических строк А.К.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин» (Пр. II. Осень). И такие примеры можно множить, множить и множить…

Что же является главным в союзе музыки, слова и живописи? Замечательный русский поэт Н.С.Гумилев, отдавал предпочтение музыке, считая, что «Музыка – это то, что соединяет мир земной и мир бесплотный. Это душа вещей и тело мысли». Как «первооснову жизни», дающей начало любому искусству, считал музыку и другой прекрасный русский поэт О.Э.Мандельштам: «Она еще не родилась, Она и музыка, и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь». И неслучайно И.И.Левитан, страстно любя музыку, часто работал над своими произведениями, не только наслаждаясь, но и вдохновляясь музыкой П.И.Чайковского, в которой он находил «лирическое раскрытие длящегося как песня состояния природы в русских веснах и осенях». В свою очередь М.А.Волошин считал, что поэтическая манера И.А.Бунина очень близка «тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму». И это не исключение, а, скорее, правило, ибо сказанное является общим и характерным для многих русских поэтов, художников и композиторов.

Чрезвычайно важно и то, что поэзия, живопись и музыка, посвященные родной природе, наряду с воспитанием эстетического и художественного вкуса, одновременно вырабатывают у человека внутреннюю мотивацию его активной гражданской позиции, заинтересованной и осознанной познавательной деятельности. Известный русский мыслитель Г.П.Федотов справедливо отмечал: «Без воздуха культуры школа теряет свое влияние, книга перестает быть вполне понятной… Дело не в грамотности, не в запасе благородных, но бесполезных сведений по истории, литературе и мифологии. Все остается мертвым грузом, если не совершится чудо возрождения подлинной культуры».

В своем проекте я постарался собрать воедино некоторые из произведений живописи, поэзии и музыки, дающих возможность каждому самому выбрать стихи, пейзажные картины, музыкальные пьесы, которые, может быть, станут его любимыми художественными произведениями, откроют, возможно, новые для него страницы истории отечественного искусства, позволят составить свое собственное представление о таком уникальном явлении мировой культуры, каким, без сомнения, является русская культура; увидеть, услышать, почувствовать окружающий нас мир природы таким, каким видели, слышали и воспринимали его русские художники, поэты и композиторы. И в этом воздействии искусства на человека, по-видимому, и есть высшее его предназначение, ибо: «Благо, даруемое нам искусством, заключается не в том, что мы, благодаря ему, узнаем, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся» (О.Уайльд). Искусство нашего народа через произведения живописи, поэзии и музыки, через их гармоничное соединение в слове, цвете и звуке формирует чувство любви к русской природе, Родине; пробуждает стремление и в делах, и в мыслях быть преданными интересам своего Отечества, и ни на мгновение не позволяя «душе лениться», пройти долгий путь, чтобы в конце его стать достойным своего великого народа: «Родиться Русским – слишком мало: Им надо быть, им надо стать!» (И.В.Северянин).

СПИСОК

использованных литературных источников

  1. Баратынский Е.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Изд-во «Правда», 1983.
  2. Брюсов В.Я. Избранные сочинения в двух томах. Том I. – М.: ГИХЛ, 1955.
  3. Бунин И.А. Собрание сочинений в восьми томах. Том I. – М.: ГИХЛ, 1955.
  4. Волошин М.А. Автобиографическая проза. Дневники. – М.: Книга, 1991.
  5. Времена года. Родная природа в поэзии. – М.: Молодая гвардия, 1976.
  6. Гумилев Н.С. Сочинения в трех томах. Том III. – М.: Художественная литература, 1991.
  7. Есенин С.А. Сочинения в двух томах. Том I. – М.: ГИХЛ, 1955.
  8. Заболоцкий Н.А. Столбцы и поэмы. Стихотворения. – М.: Русская книга, 1996.
  9. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в трех томах. Том I. – М.: ИПО «Полигран», 1996.
  10. Мандельштам О.Э. Стихотворения, переводы, очерки, статьи. – Тбилиси: Мерани, 1990.
  11. Путешествие в страну «Поэзия». Поэзия – школе в двух книгах. Книги 1, 2. – Лениздат, 1968.
  12. Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. Том I, II, IV. – М.: Художественная литература, 1975.
  13. Родная природа. Стихи русских поэтов. – М.: Детская литература, 1971.
  14. Тарковский А.А. Собрание сочинений в трех томах. Том I. – М.: Художественная литература, 1991.
  15. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. – Л.: Советский писатель, 1987.
  16. Фет А.А. Стихотворения. – М.-Л.: Советский писатель, 1963.

This study discusses some aspects of works written by Mehmet Niyazi. This paper studies some education issues of the Crimean Tatar diaspora in Romania through the prism of fiction and non-fiction works by Mehmet Niyazi.

Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались в крымскотатарской литературе всплеском интереса к вопросам образования. Новаторский подход к этой проблеме проявил Исмаил Гаспринский, известный просветитель, публицист и писатель. Именно ему суждено было стать тем человеком, который внедрил новый метод обучения в систему крымскотатарского образования, вошедший в историю под названием “Усул-и Джадид”. Параллельно с этим крымскотатарская литература претерпела значительные изменения – тематические и жанровые. Это был период вдохновенных поисков и экспериментов, в который закладывались основы новой крымскотатарской литературы. Главным катализатором перемен здесь стало возросшее влияние русской и западноевропейской литератур. Если говорить о тематических изменениях, то невозможно обойти стороной тот факт, что крымскотатарская литература получила новый – социальный – вектор развития. В своих произведениях Исмаил Гаспринский и его последователи затрагивают целый ряд тесно взаимосвязанных между собой тем: социальная несправедливость, эмансипация женщин, наука и образование.

В связи с этим актуальным представляется исследование важных тенденций тематического развития литературы крымскотатарского зарубежья. В данной статье мы ставим целью рассмотреть и проанализировать идеи просвещения в творчестве Мемета Ниязи, наиболее известного писателя и публициста крымскотатарской диаспоры Румынии, чей творческий расцвет пришелся на первую треть XX века.

Тот факт, что именно Мемет Ниязи посвятил целый ряд публицистических и художественных произведений теме образования, не случаен, поскольку жизненный путь самого писателя тесно связан с преподавательской деятельностью. Мемет Ниязи начал учительствовать в 1898 году, во время своего первого визита в Крым , который он был вынужден покинуть по принуждению российских властей.

В 1904 году, после смерти отца, Мемет Ниязи добился должности учителя в школе-рушдие в г. Констанца, Румыния. Спустя три года, Мемет Ниязи, снискавший славу талантливого педагога, получил назначение на должность директора в этой же школе. В 1914-1917 гг. Мемет Ниязи преподавал турецкий язык и литературу в мусульманской семинарии. Следует отметить, что несмотря на многогранную деятельность Мемета Ниязи, он никогда не оставлял педагогической работы, которая оставила очень заметный след в его творчестве и сформировала его как писателя. Главными идеями Мемета Ниязи стали всеобщее национальное образование, равные возможности для обучения и воспитание крымскотатарской молодежи на национально-патриотических ценностях. В этом отношении Мемет Ниязи является последователем Исмаила Гаспринского, который, размышляя о роли просвещения, писал: “Для прогресса и расцвета любого народа надо, чтобы этим народом овладела трезвая идея – идея просвещения” .

В 1915 году увидел свет первый номер журнала “Мектеп ве Аиле” (“Школа и семья”), основателем и редактором которой стал Мемет Ниязи. В редакционной статье, озаглавленной “Несколько слов о целях и задачах”, он развивает идеи, высказанные Исмаилом Гаспринским: “Развитие нации, ее плодотворное культурное существование, несомненно, является большой ответственностью преподавателей и интеллигенции. Если преподаватель видит, что его задачей было принести пользу своему народу, тогда он может считать, что он достиг своей цели и осуществил свои желания. Учитель должен хорошо знать, как нужно работать, и если он не знает, то обязан научиться этому. Если же он не знает, какой путь выбрать, если среди преподавателей нет единства мысли, то тогда сложно будет достичь намеченной цели. Если труд учителей не будет направлен в одно русло, если они не будут едины в своих побуждениях, то и достигнуть хорошего результата будет сложно” .

О необходимости совершенствовать существующую систему образования крымскотатарской диаспоры в Румынии Мемет Ниязи заявлял неоднократно на конференциях, в журналах и газетах. В публицистическом материале, напечатанном в сборнике “Посвящения”, Мемет Ниязи сетует на убогость существующей системы образования в крымскотатарской общине Добруджи: “Мы, добруджинцы, не можем похвастаться ни отличными школами, ни медресе, ни больницами. Две-три школы да одно-два медресе, есть, да и там мы программу не обновляем. Не в обиду будет сказано, но еще вчера мы торговали, ели-пили в свое удовольствие… Мы невежды…” .

Продолжая свою мысль, Мемет Ниязи указывает на то, что другие тюркские народы проявляют большее рвение к обучению. “Если бы только осознав эту задачу, мы бы начали работать! Если бы среди нас были чиновники, доктора, адвокаты, учителя, несомненно, мы не были бы в числе отстающих, и наш народ был бы совсем в другом положении” . Видя тяжелое положение своего народа, Мемет Ниязи понимал, что будущее крымскотатарской диаспоры в Добрудже будет во многом зависеть от ее образованности. Педагогические воззрения сказалось и на его художественном творчестве. Особенно сильно чувствуется присутствие Ниязи-педагога в его раннем сборнике “Посвящения” (“İthafat”), который был издан в стамбульском издательстве “Kader” в 1912 году (по некоторым сведениям, в 1911 году ) и повторно переиздан спустя сто лет, в 2012. Идея “образования” как единственного возможного пути с самосохранению и процветанию крымскотатарского народа красной линией проходит через весь сборник – от первого и до последнего стиха поэт настойчиво убеждает читателей в большой важности образования и научных знаний. Вопросы просвещения рассмотрены в таких стихах, вошедших в сборник “Посвящения”, как “Школа” (“Мütalaa hane”), “Из спора учеников” (“Мücadelei şakirdan”), “Сирота” (“Yetim”), “Иляхи” (“Религиозное песнопение”) (“İlahi”). Сам поэт достаточно скромно оценивает собственный вклад в литературу, но подчеркивает, что писал стихотворения, вошедшие в сборник, черпая вдохновение из собственного опыта, о чем он и говорит в предисловии: “Издаваемый мною сборник “Посвящения”, хотя и написан печальными, даже мрачными словами, и не несет научной или литературной ценности, основан на переосмыслении пережитого мною за эти годы” .

В поэзии Мемета Ниязи (в отличие от публицистики) отсутствует критика существующей системы образования. Его поэзия выдержана в позитивном ключе. Тут нет места критике, однако в ней воспевается просвещение как главная ценность жизни. В ранних стихах, написанных на османском турецком, мы видим восторженную элегию науке:

Поэт напоминает читателям, что любой труд вознаграждается, и усилия, потраченные на учебу, окупаются сторицей:

Как отмечает румынская исследовательница крымскотатарского происхождения, Шукран Вуап-Мокану, поэт выше всего ставит “образованность и науку, культуру и просвещение”:

В стихотворении “Mütalaa hane” (“Школа”), которое может быть дословно переведено как “дом рассудительности”, поэт подчеркивает, что школа является тем местом, где мудрость и знания преумножаются: “Deha, zeka bu mahalde nema bulur” (“Знания, мудрость в этом месте в обилии есть”) . Более того, поэт называет школу “колыбелью знаний” (“kehvarei fazilet”). Со свойственной стилю “Сервет-и Фюнун” помпезностью (которому, по мнению турецкого исследователя Ибрахима Шахина, поэт подражал на раннем этапе своего творчества ), Мемет Ниязи щедро осыпает школу такими метафорами, как “чистейшее место” (“pür maalidir”) и “высочайшая вершина” (“makat aliidir”).

В другом стихотворении поэт указывает на судьбоносную роль образования в жизни молодых людей:

“Из спора учеников” писатель описывает (воображаемую) дискуссию о месте и роли учителей в школе. В стихотворении доминирует идея о высокой миссии педагогов, от которых, по его убеждению, зависит будущее их подопечных.

Через стихи Мемета Ниязи передается глубокая убежденность в необходимости образования. В стихотворении “Сирота” Мемет Ниязи описывает горькую судьбу ребенка, оставшегося наедине с жестоким миром. В первой половине стихотворения поэт рисует вполне конкретный портрет несчастного сироты, весь образ которого свидетельствует о пережитых лишениях. В стихотворении, которое адресовано Сулиману Суди, занимавшего последовательно должности казначея а затем и председателя Просветительского Общества Добруджинских Мусульман , Ниязи напоминает о той социальной ответственности, что общество несет перед сиротами:

Стихотворение завершается призывами поэта проявить социальную ответственность и оказать посильную помощь сироте:

В контексте стихотворения “Сирота” Мемет Ниязи несколько расширяет смысловой диапазон понятия “просвещение”. Просвещение – это не только формальное образование в учебных заведениях. Просвещение включает также в себя социальную ответственность всей общины и в особенности интеллигенции за будущее народа.

После выхода в свет сборника “Посвящения”, Мемет Ниязи продолжает не только педагогическую, но и литературную работу. Следующий сборник поэта под названием “Тоска” (“Сагъыш”) был издан в 1931 году, спустя 19 лет после первого сборника “Посвящения”.

Литературный стиль поэта за почти два десятилетия претерпел значительные изменения, которые сложно не заметить: вместо османского турецкого, который Мемет Ниязи использовал как основной язык стихосложения в сборнике “Посвящения”, он стал писать произведения на родном ему степном диалекте крымскотатарского языка “чёль шивеси”. Язык произведений Мемета Ниязи стал несколько проще по сравнению с имеющим богатую письменную традицию османским турецким, но от этого он не стал ни беднее, ни слабее. Напротив, он стал понятнее простым слоям крымскотатарского населения. Благодаря этому, поэт сумел добиться желаемого эффекта: его произведения получили большую читательскую аудиторию. Не изменилось одно – тематическое многообразие произведений Мемета Ниязи. В его поэзии все так же находится место лирическим стихам, в которых он выражает тоску по родному Крыму. Он по-прежнему пишет на острые социальные темы, о политике, и, конечно, об образовании. В сборнике “Тоска” мы находим два произведения, которые так или иначе затрагивают тему просвещения: “Марш медресе имени Менгли Гирая” (“Mengli Giray medresesine marş”) и “По случаю официального открытия Симферопольской татарской школы для девушек” (“Akmescit Tatar Darülmuallimatinin küşad-i resmi munasebetiyle”).

Последнее поэтическое произведение не изобилует художественными средствами. Автор добивается нужного эффекта через воображаемый диалог с читателем и использование риторических вопросов. В стихотворении поэт восторженно пишет:

М. Ниязи в этом стихотворении отмечает вклад Исмаила Гаспринского в просвещение крымскотатарского народа. На риторический вопрос “Кто такой Исмаил бек? Разве есть кто-то, кто его не знает?” он дает ответ в следующих строках:

Гораздо более глубоким по художественной силе нам представляется другое произведение Мемета Ниязи, “Марш медресе Менгли Гирая”, также вошедшее в сборник “Печаль”. Торжественное, даже несколько помпезное стихотворение превозносит роль этого медресе в просвещении крымских татар:

Из этого очага лучится свет науки, который “не скоро погаснет, он всегда ярок”. Этот луч знаний, по мнению автора, – самая большая надежда на развитие нации:

Поэт выражает свою уверенность в силу знаний, удостаивая их метафоры “оружия”. “Наше оружие – образование, от него напасти исчезнут и враги убегут!”, убежден автор. Его глубокая уверенность в силе просвещения была заразительна и, вероятно, послужила источником вдохновения для творчества следующего поколения писателей крымскотатарской диаспоры Добруджи.

Анализируя произведения Мемета Ниязи можно прийти к выводу, что в начале XX века тема образования занимала значительное место в творчестве крымскотатарских писателей в Румынии, в поэзии и публицистике Мемета Ниязи в частности. Его стиль был более побудительно-призывным, чем информационным, и перекликался с идеями просвещения, доминировавшими в среде тюркских народов в конце XIX – начале XX вв. Впервые в истории литературы крымскотатарской диаспоры Румынии, Мемет Ниязи начал дискуссию о роли образования, о роли преподавателя и ученика в школе, о социальной ответственности общества перед молодым поколением. В этом смысле именно Мемет Ниязи оказался пионером, который изменил стиль крымскотатарской литературы зарубежья, существенно расширил диапазон обсуждаемых в художественной и публицистической литературе тем, и вывел литературу крымскотатарской диаспоры на качественно новый уровень.

Список использованной литературы

  1. Niyazi M. Dobruca Müsülman Taamim Maarif Cemiyetinin ilk konferansıdır // Renkler – Bukreş, 1992. – С. 170-177.
  2. Niyazi M. Ithafat. – İstanbul, 1912 – 100 c.
  3. Niyazi M. Sağış. – Bukreş, 1998. – 59 c.
  4. Şahin İ. Kırım mecmuasında neşredilen Kırım konulu şiirler üzerine bir inceleme // Türk dünyası incelemeleri dergisi, 1998. – № 2. – С. 173–191
  5. Vuap-Mokanu Ş. Memet Niyazi // Renkler – Bukreş, 1992. – C. 163–165.
  6. Vuap-Mokanu Ş., Memet Niyazi’nin “İthafat” cıyıntığı // Renkler – Bukreş, 1989. – C. 128–135.
  7. Аблаев Э. Исмаил Гаспринский – гуманист, просветитель, педагог. – Симферополь, 2007. – 136 с.
  8. Алиев Ю. Литература крымского зарубежья: некоторые размышления. – Симферополь, 2007. – 56 с.
  9. Къуртумеров Э. Иджреттеки эдебиятымыз тарихына къыскъа бир назар // Йылдыз, 2005. – № 6. – С. 129–135
  10. Къырымтатар иджрет эдебияты. / Под рук. Э.Э. Къуртумерова, Т.Б. Усеинова, А.М. Харахады. – Симферополь, 2002. – 256 с.
  11. Къырымтатар эдебиятынынъ тарихы. – Симферополь, 2001. – 640 с.

Статья впервые опубликована в журнале “Культура Народов Причерноморья”: Миреев М. Поэзия на службе просвещения: идеи образования в контексте творчества Мемета Ниязи // Культура народов Причерноморья. – № 233. – 2012. – С. 178-181

© Maksym Mirieiev 2012

47.252093 -122.448369