Проектная работа по теме фразеологизмы. Фразеологизмы (презентация-проект)

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Краснодарского края

школа-интернат спортивного профиля

Роль

фразеологизмов в нашей речи.

Исследовательский проект.

Исполнители:

учащиеся 6 «А».

Руководитель:

Гетманская А. А.

2015-2016 учебный год

Содержание:

    Паспорт проекта……………………………………………………

    Аннотация проекта…………………………………………………

    План проекта……………………………………………………….

    Теоретическая часть проекта………………………………………

4.1 Введение……………………………………………………….

4.2 Лингвистическая справка………………………………………….

4.2.1Фразеологизмы, произошедшие из мифов………………….

4.2.2 Фразеологизмы, пришедшие из Библии…………………….

художественной литературы:

4.3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова…………………….

4.3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова…………………….

4.3.3 Фразеологизмы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина……...

4.3.4 Фразеологизмы в русских народных сказках………………

4.4 Фразеологические словари…………………………………….

4.5 Омонимы- фразеологизмы, синонимы- фразеологизмы,

антонимы-фразеологизмы………………………………………

    Аналитические материалы………………………………………...

    Описание продукта-буклета……………………………………….

    Заключение…………………………………………………………

    Список использованной литературы……………………………..

    Приложения………………………………………………………..

    Интернет-ресурсы………………………………………………...

1.Паспорт проекта

Название

Роль фразеологизмов в нашей жизни

Тема

Фразеология

Руководитель

Гетманская А. А.

Тип

Исследовательский проект

Основная учебная дисциплина

Русский язык

Дополнительная дисциплина

Литература

Цель

Определение роли фразеологизмов в речи наших современников разного возраста

Задачи

    Выявить состав фразеологизмов в тексте и определить обстоятельства, при которых они употреблены;

    Выяснить значение фразеологизмов в лингвистических словарях;

    Сделать выводы, какова их роль как стилистического средства.

Проблема

Какова роль фразеологизмов в речи школьников и взрослых

Предполагаемый результат

Доказать важнейшую роль фразеологизмов для придания речи

образности, яркости, выразительности

Предполагаемый продукт

Буклет с самыми интересными фразеологизмами

Необходимое оборудование

экспериментальные материалы-анкеты, литература по теме, компьютер, Интернет

Состав проектной группы

Карпов Валентин, Наумов Дмитрий, Яковенко Дмитрий

2. Аннотация проекта.

Данный проект предназначен для исследования того, как часто и с какой целью наши современники различного возраста употребляют фразеологизмы.

Проблема: Какова роль фразеологизмов в речи школьников и взрослых.

Цель: О пределение роли фразеологизмов в речи наших современников разного возраста.

Задачи:

1.Ознакомиться с научной литературой по теме.

2.Выявить состав фразеологизмов в тексте и определить обстоятельства, при которых они употреблены.

3.Выяснить значение фразеологизмов в лингвистических словарях.

4.Сделать выводы, какова их роль как стилистического средства.

Объекты исследования:

    речь взрослых и школьников;

    художественные произведения;

    фразеологические словари;

3. План проекта.

Этап

Направление работы

Сроки

Планируемый результат

1.

Подготовительный

Выбор проблемы, источников литературы, составление плана

Сентябрь 2015

Определение поля деятельности и структуры работы

2.

Деятельностный

Формулирование гипотезы, составление анкеты, изучение материалов по заявленной теме

Сентябрь 2015

Научное обоснование темы заявленного проекта и глубины освещения исследуемого вопроса

4.

Ход исследования

Работа с литературными источниками (современная художественная литература, Библия, мифы)

Сентябрь 2015

Подготовка теоретических выкладок

5.

Рефлексивный

Обработка полученных данных

Октябрь 2015

Окончательное определение содержания практической составляющей проекта

6.

Аналитический

(заключительный)

Анализ результатов

Октябрь 2015

Формулировка заключения и практических выкладок по проекту

4. Теоретическая часть проекта.

4.1.Введение.

Фразеологические обороты – это устойчивые сочетания, являющиеся неисчерпаемым источником речевой экспрессии. Употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно сказать коротко о многом, поскольку они определяют не только предмет, но и его признак, не только действие, но и его обстоятельства. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта представлений и верований наших предков, реальные события далекого прошлого. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов. К фразеологическим выражениям большинство учёных относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении, другие - в прямом значении.

Актуальность.

Мы выбрали именно эту тему потому, что изучение фразеологии языка – это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Нельзя знать язык, не зная фразеологии. Обращение к теме «Роль фразеологизмов в нашей речи» расширит знания о языке, обогатит речь, поможет уместному употреблению фразеологических выражений.

Цель учебно-исследовательской работы – определение роли фразеологизмов в речи.

Задачи:

    ознакомиться с научной литературой по теме;

    выявить, каковы характерные признаки фразеологизмов и определить, чем отличаются фразеологизмы от свободных сочетаний;

    выявить состав фразеологизмов в тексте и определить обстоятельства, при которых они употреблены;

    выяснить значение фразеологизмов в лингвистических словарях;

    сделать выводы, какова их роль как стилистического средства.

Практическая значимость заключается в том, что с результатами исследований можно ознакомить одноклассников, выступить на научно – практической конференции, пропагандируя необходимость изучения такого интересного раздела науки о языке, как фразеология, и использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.

Объекты исследования:

    речь взрослых и школьников;

    художественные произведения;

    фразеологические словари;

    научно-методическая литература.

Методы исследования:

    метод сплошной выборки;

    метод контекстуального анализа;

    метод социометрического опроса;

    метод статистической обработки.

4.2 Лингвистическая справка.

Слово фразеология происходит от двух слов греческого языка: phrasis – выражение, оборот речи и logos – понятие, учение, следовательно, фразеология – это раздел науки о словах (лексикологии), изучающий устойчивые словосочетания и обороты.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, например, бить баклуши – «бездельничать», за тридевять земель – «далеко».

Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы – другие фразеологизмы; например, синонимы: на краю света, куда ворон костей не заносил; антонимы : возносить до небес, втаптывать в грязь.

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, мастер на все руки , отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например , не теряет головы, водить за нос и другие.

Фразеологизмы используются в обыденной речи, в художественных произведениях, в публицистике.

Значение фразеологизма можно найти во фразеологическом словаре. Чтобы найти нужный фразеологизм там, надо начинать поиск с первого самостоятельного слова. В «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В.П.Жукова словарные статьи даются строго по первому слову фразеологизма.

Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях. Они помещаются под знаком ◊ в конце той словарной статьи толкового словаря, которая совпадает с первым самостоятельным словом фразеологизма, например:

Белка, -и, род.мн.-лок. дат –лкам, ж. Небольшой пушной зверёк отряда грызунов, с большим пушистым хвостом, живущий на деревьях, а также мех этого зверька.

Как белка в колесе вертеться (или кружиться, крутиться ) – быть в беспрестанных хлопотах, быть занятым многими делами.

Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новых слов или заменять одни другими. Нельзя сказать вместо сесть в калошу - « сесть в детскую калошу», или вместо положить в долгий ящик – «положить в коробочку». В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова, а все выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, надо помнить, знать в том виде, в котором они утвердились в языке.

Особенности фразеологизмов.

Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи.

Так, охарактеризовать героя - человека, не понимающего, что он делает,- можно с помощью одного фразеологизма: без царя в голове.

Таким образом, точность - это первая особенность фразеологии.

Другая особенность фразеологии - её образность . Писатели видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности. Картинность и образность речи выражается фразеологизмами, которые влияют на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильнее, эмоциональнее, чем если бы говорящий обратился к нему с речью чисто логической.

Сравнение является наиболее простым языковым средством образности (стрелой лететь, лететь, как стрела).

В основе образности фразеологизмов лежат различные приёмы, например : гипербола - живого места нет, пушкой не прошибёшь ; литота - с гулькин нос, тише воды, ниже травы, от горшка два вершка . [ 1]

Для создания образности обычно используются хорошо известные народу предметы и явления. Например, многие фразеологизмы включают названия животных, причем оценка этих животных, их признаки те же, что и в фольклоре: заяц - трусливый, медведь - неповоротливый (медведь на ухо наступил), волк - голодный и жадный, лиса - хитрая, слон - нечто большое, значитель

ное ( слона-то я и не приметил, делать из мухи слона) .

4.2.1 Фразеологизмы, произошедшие из мифов

Происхождение фразеологизмов.

1) исконно- русские (топорная работа, зелёная улица) ;

2) старославянские (ищите и обрящете) ;

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку).

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой.

Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.

Фразеологизмы, пришедшие из мифов.

Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

    Авгиевы конюшни

    Ариаднина нить

    Ахиллесова пята - уязвимое место.

    Дамоклов меч

    Двуликий Янус - двуличный человек.

    Золотое руно -

    Кануть в Лету

    Олимпийское спокойствие

4.2.2 Фразеологизмы, пришедшие

из Библии

Фразеологизмы, пришедшие из Библии.

Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

    Внести свою лепту

    Глас вопиющего в пустыне

    Допотопные времена - доисторические времена.

    Зарыть талант в землю

    Манна небесная

4.3 Употребление фразеологизмов в произведениях

художественной литературы:

4.3.1 Фразеологизмы в баснях И.А.Крылова

4.3.2 Фразеологизмы в рассказах Н. Носова

4.3.3. Фразеологизмы

в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

4.3.4 Фразеологизмы

в русских народных сказках

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них -9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- "Волк на псарне": и волчью вашу я давно натуру знаю.

В рассказах Николая Носова был найден 21 фразеологизм:

    бежать во всю прыть- бежать очень быстро;

    бить баклуши- бездельничать;

    броситься наутёк - убежать;

    в два счёта- очень быстро;

    в трёх соснах заблудились-запутались в простом деле;

    взять на буксир-помочь;

    вывести на чистую воду - заставить сказать правду;

    глядеть во все глаза - очень внимательно;

    засучив рукава - энергично;

    и дело с концом- закончить начатое дело;

    как в воду глядел-предвидел настоящее;

    как в воду опущенные - поникшие;

    как с луны свалился- появился неожиданно;

    калачом не заманишь - ничем не соблазнишь;

    накостылять по шее - наказать;

    намылить шею - избить;

    не видать, как своих ушей - не увидеть никогда;

    ни жив ни мёртв - очень испуган;

    пойти на край света - очень далеко;

    с ног валиться - очень сильно устать.

Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина, мы нашли 21 фразеологизм. Например:

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Лексическое значение фразеологизма

Название сказки

держать камень за пазухой

таить злобу

"Дикий помещик"

ни пяди не уступить

нисколько не отдать

"Дикий помещик"

стоять на своём

добиваться выполнения своих требований

"Дикий помещик"

некуда носу высунуть

некуда выйти

"Премудрый пескарь"

ума палата

иметь много ума

"Премудрый пескарь"

гляди в оба

будь бдителен

"Премудрый пескарь"

сон в руку

вещий сон

"Премудрый пескарь"

ступай за семь вёрст киселя хлебать

отправляться далеко за чем-либо

"Премудрый пескарь"

нам ко двору

к месту

"Карась-идеалист"

держи карман шире

надеяться на что-либо, чего не может быть

"Карась-идеалист"

В русских народных сказках нашли 10 фразеологизмов.

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

    и я там был, мёд-пиво пил

    избушка на курьих ножках

    Кощей Бессмертный

    Лиса Патрикеевна

    ни в сказке сказать, ни пером описать

    при царе Горохе

    сказано - сделано,

    сказка - ложь, да в ней намёк

    сказка про белого бычка,

    три дня и три ночи.

Фразеологическое богатство языка оживает под пером талантливых писателей, публицистов и становятся источником новых художественных образов, шуток, неожиданных каламбуров.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

4.4 Фразеологические словари

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова "Школьный фразеологический словарь", А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" , Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т «Словарь фразеологических синонимов русского языка и другие.

4.5 Омонимы- фразеологизмы,

синонимы- фразеологизмы,

антонимы-фразеологизмы

При изучении словарных статей стало ясно, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов:

    Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию.

    Пустить петуха - это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов:

    Ума палата - семи пядей во лбу

    Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара - одного поля ягоды.

    Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны.

И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

    Хоть пруд пруди - кот наплакал.

    Засучив рукава - спустя рукава.

    Заварить кашу - расхлёбывать кашу.

    Тяжёл на подъём - лёгок на подъём.

5.Аналитические материалы

Социометрическое исследование.

Мы провели социометрический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и учащихся 6-7 классов на добровольной основе. Респондентам были заданы такие вопросы:

4. Ваш любимый фразеологизм.

93% учителей знают, что такое фразеологизм, 7% не знают; 65 % родителей знают, а 35% - не знают, из детей - 83% знают, 17% не знают.

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети - в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети - в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 42% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 48%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным (83% и 78% соответственно), и только 17% взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и 22% детей назвали древнюю Русь.

Любимый фразеологизм учителей - ни свет ни заря,

учеников - как с гуся вода,

родителей - зарубить на носу.

6.Описание продукта-буклета

Буклет представляет собой коллекцию лучших фразеологизмов, составленный в ходе исследовательской работы.

См. Приложение № 3.

7. Заключение.

В ходе исследовательской работы мы познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, совершенствовали навык работы с фразеологическими словарями, создали презентацию о фразеологизмах.

Мы выяснили, что употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой, убедительной. Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Наличие большого количества фразеологизмов в языке показывает его богатство, и нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии. Очень часто за такими словами и оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – факты ушедшего быта представлений и верований наших предков, реальные события далекого прошлого.

В конце исследовательской работы мы пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами , чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

8. Список использованной литературы.

    Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. Учеб ное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. М, «Просвещение», 1993г.

    Жуков В.П., Молотков А.И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова. – 4-е изд.. – М.: Рус. яз., 1986.

    Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – 3-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

    Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Под редакцией Ф.П.Филина. М. просвещение, 1981.

    Субботина Л.А.-автор-составитель. Фразеологический словарь русского языка для школьников. -Екатеринбург: У- Фактория, 2004.-412 с.

    Учебное пособие: Русская словесность. От слова к словесности.5 класс: учебное пособие / Р.И. Альбеткова. – 10-е издание, стереотипное – М.: Дрофа, 2010.

    Учебник: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.Русский язык.Учебник для 5-го класса в 2-х частях.М.: Просвещение, 2014.

9.Приложения.

Приложение №1.

Анкета.

1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

3. Приведите примеры фразеологизмов.

4. Ваш любимый фразеологизм.

5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

Приложение №2.

Таблица. Результаты социометрического исследования «Знание фразеологии».

Приложение №3.

Словарь фразеологизмов, составленный в ходе исследовательской работы.

    А Васька слушает да ест-не обращает внимания.

    А ларчик просто открывался- проблема, казавшаяся сложной, имела простое решение .

    Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.

    Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

    Ахиллесова пята - уязвимое место.

    Бежать во всю прыть- бежать очень быстро.

    Бить баклуши –бездельничать.

    Броситься наутёк- убежать.

    В два счёта- очень быстро.

    В трёх соснах заблудились-запутались в простом деле.

    Взять на буксир-помочь.

    Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.

    Вывести на чистую воду- заставить сказать правду.

    Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.

    Глядеть во все глаза- очень внимательно.

    Гляди в оба- будь бдителен.

    Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.

    Двуликий Янус - двуличный человек.

    Демьянова уха- насильное чрезмерное угощение, вопреки желанию угощаемого .

    Держать камень за пазухой таить злобу.

    Держи карман шире- надеяться на что-либо, чего не может быть.

    Допотопные времена - доисторические времена.

    Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.

    Засучив рукава- энергично.

    Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.

    И волчью вашу я давно натуру знаю- имею большой жизненный опыт.

    И дело с концом -закончить начатое дело.

    К ак белка в колесе- б ыть в беспрестанных хлопотах.

    Как в воду глядел-предвидел настоящее.

    Как в воду опущенные –поникшие.

    Как с луны свалился- появился неожиданно.

    Калачом не заманишь- ничем не соблазнишь.

    Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.

    Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

    М артышкин труд- напрасный труд.

    Н а тысячу ладов, за тридевять земель- громко, далеко.

    Накостылять по шее- наказать.

    Нам ко двору- к месту.

    Намылить шею- избить.

    Не видать, как своих ушей- не увидеть никогда.

    Некуда носу высунуть- некуда выйти.

    Ни жив ни мёртв- очень испуган.

    Ни пяди не уступить- нисколько не отдать

    Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

    Пойти на край света- очень далеко.

    С ног валиться- очень сильно устать.

    Сон в руку - вещий сон.

    Стоять на своём добиваться выполнения своих требований.

    Ступай за семь вёрст киселя хлебать- отправляться далеко за чем-либо.

    Тришкин кафтан- небрежное и непродуманное устранение одних недостатков, которые влекут появление новых.

    Ума палата- иметь много ума.

    Х одить на задних лапах - исполнять все прихоти, прислуживать, трепетать и подчиняться .

    И я там был, мёд-пиво пил –был на гулянье.

    Избушка на курьих ножках- ветхое жилище.

    Кощей Бессмертный- старый и жадный.

    Лиса Патрикеевна- хитрая.

    Ни в сказке сказать, ни пером описать- очень красиво.

    При царе Горохе –очень давно.

    Сказано – сделано -быстро исполнено.

    Сказка - ложь, да в ней намёк- поучительный смысл сказки.

    Сказка про белого бычка- о длинной, бесконечной истории (при этом часто занудной). http :// cle . pickens . k 12. sc . us / images / announcement /142542-2081126-857. gif

    3.

    4

    5.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность реализованного проекта:

В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?

Цель нашего проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о фразеологических оборотах, изучить историю появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание проекта входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов. Учиться употреблять фразеологизмы в своей речи можно только на примере русских народных сказок и произведений русских классиков, поэтому решено было обратиться к творчеству И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова. Чтобы получить объективную картину использования фразеологизмов в нашей речи, был проведён социологический опрос взрослых и ровесников. Все учащиеся принимали участие в создании иллюстрированного словаря фразеологизмов.

Для достижения цели мы использовали методы исследования, наблюдения, сравнения, социологического опроса, анализа, обобщения.

Этапы подготовки и реализации проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания

1 группа - исследовать данные науки о фразеологизмах; изучить источники фразеологизмов;

2 группа - социологический опрос учащихся, учителей, родителей;

3 группа - исследовательская работа; объект исследования: русские народные сказки, произведения И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова;

4 группа - изучение словарей фразеологизмов; подбор фразеологизмов-синонимов, антонимов, омонимов.

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе, определение источников (найти в Интернете, спросить дома, воспользоваться энциклопедиями, хорошо подумать самому).

ЭТАП 2. Сбор и уточнение информации, анкетирование .

  1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации,
  2. Самостоятельная работа групп
  3. Консультации учителя.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Консультации учителя.

ЭТАП 4. Оценка результатов (анализ выполнения проектных заданий)

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

ЭТАП 5. Проведение урока "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Итоги работы над проектом:

Учащиеся усвоили значение понятия "фразеологизм", познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, с фразеологическими словарями.

  • Создали презентацию о фразеологизмах.
  • Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать.
  • Работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами. разнообразие.
  • Узнали историю происхождения многих фразеологизмов.

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков "Фразеологизмы в рисунках"

Все участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения фразеологизмов, формировать умения применять их в речевой ситуации; обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта.

1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.

2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.

4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.

Цели:

  • подвести итоги исследовательской работы над проектом;
  • показать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи, представить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; представить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Ход урока

1. Слово учителя:

Мы представляем исследовательский проект "Роль фразеологизмов в нашей речи". Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал... Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

"Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его... богатство", - писал великий русский критик В.Г. Белинский Поэтому мы решили узнать о фразеологизмах всё и включились в проект "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Для работы над проектом мы создали рабочие группы. У каждой группы было своё задание.

2. Слово предоставляется учащимся 1 группы:

Исследуя разные информационные источники, мы познакомились с понятием "фразеологизм". Мы узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т.д. Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти "фразесы", "идиоматизмы", "речения", то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Мы познакомились с источниками фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица );

2) старославянские (ищите и обрящете );

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту );

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку )

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.

Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

  • Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
  • Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
  • Ахиллесова пята - уязвимое место.
  • Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.
  • Двуликий Янус - двуличный человек.
  • Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.
  • Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.
  • Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

  • Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.
  • Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.
  • Допотопные времена - доисторические времена.
  • Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.
  • Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

3. Слово предоставляется учащимся 2 группы:

Мы провели социологический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:

4. Ваш любимый фразеологизм.

93% учителей знают, что такое фразеологизм, 7% не знают; 65 % родителей знают, а 35% - не знают, из детей - 83% знают, 17% не знают.

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети - в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети - в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 58% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 44%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным (83% и 78% соответственно), и только 17% взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и 22% детей назвали древнюю Русь.

Любимый фразеологизм учителей - ни свет ни заря, учеников - как с гуся вода, родителей - зарубить на носу.

4. Слово предоставляется учащимся 3 группы:

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- "Волк на псарне": и волчью вашу я давно натуру знаю;

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

  • бежать во всю прыть,
  • бить баклуши
  • броситься наутёк
  • в два счёта,
  • в трёх соснах заблудились,
  • взять на буксир
  • вывести на чистую воду,
  • глядеть во все глаза,
  • засучив рукава
  • и дело с концом.
  • как в воду глядел
  • как в воду опущенные,
  • как с луны свалился,
  • калачом не заманишь,
  • накостылять по шее
  • намылить шею
  • не видать, как своих ушей
  • ни жив ни мёртв,
  • пойти на край света
  • с ног валиться

Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, мы нашли фразеологизмы.

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

фразеологизм Лексическое значение фразеологизма Название сказки
держать камень за пазухой таить злобу "Дикий помещик"
ни пяди не уступить нисколько не отдать "Дикий помещик"
стоять на своём добиваться выполнения своих требований "Дикий помещик"
некуда носу высунуть некуда выйти "Премудрый пескарь"
ума палата иметь много ума "Премудрый пескарь"
гляди в оба будь бдителен "Премудрый пескарь"
сон в руку вещий сон "Премудрый пескарь"
ступай за семь вёрст киселя хлебать отправляться далеко за чем-либо "Премудрый пескарь"
нам ко двору к месту "Карась-идеалист"
держи карман шире надеяться на что-либо, чего не может быть "Карась-идеалист"

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

  • и я там был, мёд-пиво пил
  • избушка на курьих ножках
  • Кощей Бессмертный
  • Лиса Патрикеевна
  • ни в сказке сказать, ни пером описать
  • при царе Горохе
  • сказано - сделано,
  • сказка - ложь, да в ней намёк
  • сказка про белого бычка,
  • три дня и три ночи.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

5. Слово предоставляется учащимся 4 группы:

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова "Школьный фразеологический словарь", А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" и другие.

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов: Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха - это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов: Ума палата - семи пядей во лбу

  • Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара - одного поля ягоды.
  • Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны.
  • И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

    • Хоть пруд пруди - кот наплакал.
    • Засучив рукава - спустя рукава.
    • Заварить кашу - расхлёбывать кашу.
    • Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

    Просмотр презентации, подготовленной учащимися.

    У: А теперь подведем итоги нашей работы. Каков же результат нашей работы? Что мы нового узнали в ходе работы над проектом?

    Приложения

    Анкета.

    1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

    2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

    3. Приведите примеры фразеологизмов.

    4. Ваш любимый фразеологизм.

    5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

    6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

    Опросный лист для учеников и учителей

    Вопр. № №1 №2 №3 №4 №5 №6
    1
    2
    3
    4
    5

    Опросный лист родителей, бабушек и дедушек.

    МБОУ «Красноярская СОШ»

    «Фразеологический словарь»

    ученик 5 класса

    Соловьёв Роман

    Заказчик:

    учитель русского языка

    Павлова А. А.

    с. Красный Яр


    Введение.

    Тема моего проекта «Фразеологический словарь».

    Актуальность. Я выбрал эту тему, потому что она меня заинтересовала.

    Цель моей работы – как можно подробнее рассказать о фразеологических оборотах.

    Проектным продуктом будет мой фразеологический словарь.

    Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как я постараюсь подробнее рассказать о фразеологизмах.


    План моей работы конец новогодних каникул 12.01.16 – 13.01.16 г. Выбор темы и уточнение названия, т.к я раньше знакомился с фразеологическими оборотами, то мне эта тема сразу понравилась. Сбор информации: у меня в домашней библиотеке находится “Словарь фразеологических оборотов”.


    Изготовление продукта сначала выбирал самые интересные и понятные фразеологизмы, затем захотел ещё нарисовать иллюстрации. Написание письменной части проекта: тему выделял цветной ручкой, чтобы она была видна, затем иллюстрацию к тексту о данном фразеологизме, а далее писал текст.


    Основная часть

    • Я начал свою работу с того, что подобрал нужную информацию о фразеологических оборотах.
    • Потом я приступил к работе.
    • Я завершил работу тем, что написал последний фразеологизм.
    • В ходе работы я столкнулся с такими проблемами: хотелось охватить, как можно больший материал, но уже немного устал.


    Заключение.

    Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например не успел написать и рассказать ещё о многих фразеологизмах.

    Это произошло, потому что не хватило времени.

    Если бы я начал заново, я бы всё дописал.



    Исследовательский проект

    Тема: «Фразеологизмы: знакомые

    незнакомцы»

    I. Введение……………………………………………………. 3-4

    II. Основная часть……………………………………………… 5- 9

    III.Заключение…………………………………………………… 10

    IV. Список источников информации…………………………… 11

    V. Приложение………………………………………………… ….

    «Для тех, кто интересуется историей,

    культурой своего народа, фразеология -

    одна из самых увлекательных и занима-

    тельных сфер языка»

    Н. М. Шанский

    Введение

    Русский язык чрезвычайно богат меткими и образными устойчивыми оборотами речи. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Часто на уроках мы слышим «зарубите себе на носу» - если материал важный и его надо обязательно запомнить. Опять «воды в рот набрал», «язык проглотил»! - говорит мама, когда ребенок молчит и не может ответить на ее вопрос. Ты « оказал медвежью услугу»,- произносит Елена Леонидовна, когда звучит подсказка на уроке. Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда нужно образно выразить своё отношение к данному факту: одобрительное, пренебрежительное или насмешливое.

    Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял такие фразы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами фразы, их значения. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей многие ребята перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Все меньше подростков может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать. В связи с этим нам стало интересно - а насколько знают фразеологизмы наши сверстники.

    Поэтому, мы поставили перед собой цель - выяснение, какие фразеологические обороты знают учащиеся, употребляют ли их в устной и письменной речи.

    В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие задачи:

    Изучить теоретический материал;

    Провести анкетирование учащихся школы по данной теме;

    Проанализировать данные и сделать выводы;

    Создать фразеологический словарь класса;

    Познакомить с результатами проекта учащихся начальной школы.

    Объект исследования: фразеологические обороты.

    Предмет исследования: использование фразеологизмов в речи учениками начальных классов.

    Мы выдвинули гипотезу : из числа фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.

    В своей работе мы использовали следующие методы:

    Анкетирование.

    Анализ детской литературы.

    Сбор информации.

    Обобщение полученных в ходе проекта результатов (выпуск фразеологического словаря класса)

    Мы считаем, что эта тема будет актуальна во все времена, так как знание родного языка, его богатств необходимо каждому.

    Основная часть

    В словаре Ожегова сказано, что фразеологизмы - это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Каждое отдельное слово, потеряло своё первоначальное значение. Они приобрели совсем иной, общий для них смысл. Например, в значении фразеологического оборота «заваривать кашу» никакой еды нет, во фразеологизме «золотые руки» нет ничего, сделанного из золота.

    Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке - фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.Крепкий орешек - эта самая фразеология. До сих пор многие учёные-филологи ломают голову, рассуждая о фразеологизмах в русском языке.

    Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями (дым коромыслом), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (словно Мамай прошел), третьи вышли из народного фольклора и литературных произведений (сказка «Про белого бычка», «А воз и ныне там» из басни И. Крылова «Лебедь, рак и щука»)

    Признаки фразеологизмов

    1.Фразеологизмы обычно не терпят замену слов и их перестановки, за что ещё зовутся устойчивыми словосочетаниями.Во что бы то ни стало нельзя произнести во что бы мне не стало или во что ни стало бы то, а беречь как зрачок глаза вместо беречь как зеницу ока. Есть конечно и исключения: ломать голову или голову ломать, врасплох застать и застать врасплох, но такие случаи редки.

    2.Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:
    сломя голову - быстро, рукой подать - близко.

    3.Cамая главная черта фразеологизмов - их образно-переносный смысл.
    Часто прямое выражение превращается в переносное. Фразеологизмы нельзя понимать буквально, иначе речь становится комически-бессмысленной.

    Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово - кривая речь» - говорит русская пословица.
    Практическая часть нашей работы состоит из нескольких этапов.
    На первом этапе мы решили выяснить, что знают о фразеологических оборотах учащиеся начальных классов нашей школы. Для этого мы провели анкетирование.

    Для исследования мы решили работать с фразеологическими оборотами, связанными с частями тела человека. Учащимся было предложено 10 фразеологических оборотов. Проанализировав устойчивые выражения, они должны были ответить на 3 вопроса:

    Слышал ли ты этот фразеологический оборот?

    Употребляешь ли его в своей речи?

    Объясни значение этих фразеологических оборотов.

    Фразеологический оборот

    употребляю

    значение

    Ударить в грязь лицом

    Каша в голове

    Весить лапшу на уши

    Намылить шею

    Язык на плече

    На лбу написано

    Сидеть на шее

    Пускать пыль в глаза

    Носить на руках

    Ни в зуб ногой

    Также был задан вопрос «Для чего нужны фразеологизмы?» 80% ответили «для украшения речи»; 13% - не ответило; и лишь 7% вспомнило, что фразеологизмы позволяют более образно и точно передать свои чувства и мысли.

    Если исходить из полученных данных, около 52% учащихся слышали эти фразеологизмы, но используют их в своей речи только 25 % детей, то есть половина от слышавших.

    Самое большое затруднение вызвало как раз задание под номером 3. Оказалось, что примерно только 19 % опрошенных действительно понимают смысл данных оборотов. Получается, что 6 % учащихся употребляя фразеологизмы в своей речи, не понимают их смысл и, поэтому, употребляя их, садятся в галошу.

    Проведенная анкета ПОДТВЕРЖДАЕТ НАШУ ГИПОТЕЗУ: среди фразеологизмов, которые употребляют взрослые и дети, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают. И это только на примере 10 фразеологизмов, наиболее известных.

    Мы пришли к выводу, что, для того чтобы ребята лучше знали русский язык, могли употреблять в своей речи фразеологизмы, им необходимо разъяснить, что же такое фразеологизмы, с какой целью мы их употребляем, происхождение и значение некоторых фразеологизмов. Поэтому,
    следующий этап - создание своего фразеологического словаря.

    Побывав в школьной библиотеке, мы попросили у библиотекаря Людмилы Павловны фразеологические словари.


    Такие издания, по-нашему мнению, не могут заинтересовать учащихся начальных классов (мелкий шрифт, без иллюстраций, а все примеры употребления фразеологизмов в литературе приведены из произведений, изучаемых в старшей школе).

    Цель создания нашего словаря - познакомить ребят с тем, что ранее мы узнали сами. Работали над созданием не покладая рук. Для этого обращались к ИНТЕРНЕТУ, фразеологическим словарям под редакцией Степановой М.И., Жукова В.П., беседовали с родителями, учителями. А, самое главное, исследовали детскую литературу.

    Мы провели конкурс рисунков, выбрали лучших художников, отобрали материал для иллюстрирования. Наш словарь получился необычным, а точнее, НЕПРАВИЛЬНЫМ. Наши художники показали, как не надо толковать фразеологизмы. Получилось интересно, смешно, а главное понятно, почему нельзя «разбирать» фразеологизмы на отдельные слова и объяснять значение каждого слова (Приложение)

    Заключение

    Фразеологизмы окружают нас с самого детства т.к. встречаются во многих произведениях для детей. В ходе работы мы пришли к выводу: далеко не все ребята в начальной школе имеют представление о том, что такое фразеологизмы, а уж тем более не могут объяснить их значение. Достаточно мало наших сверстников употребляют фразеологизмы в своей речи. Мы считаем, что это обусловлено тем, что целенаправленно фразеологизмы в школе не изучаются. Мы надеемся, что наше исследование помогло ребятам увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину.

    Необходимо уделять большее внимание изучению фразеологизмов, ведь благодаря им увеличивается словарный запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.

    Работая над этой темой, мы получили более полное представление о фразеологизмах, научились находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также мы научились работать со словарями, использовать информацию из интернета.
    Изучая эту тему, мы узнали много интересного о нашем прошлом, об истории русского народа, его традициях, обычаях.
    Задачи, поставленные перед нами, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена.

    Жизнь идёт вперёд, и сегодня появляются новые устойчивые выражения, связанные с профессиональной деятельностью людей. Например: активная жизненная позиция. Таким образом, фразеология постоянно развивается и пополняется. В дальнейшем мы хотели бы продолжить работу над этой интересной и увлекательной темой.

    Список источников информации

    Ашукин Н.С. Крылатые слова / Н.С. Ашукин, М.Г., Ашукина. - М.: Знание, 1997.-183с.

    Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.-336с.

    Жуков В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Высшая школа, 2001.-236с.

    Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. - М.: Просвещение, 1994.-431с.

    Лопатин В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. - М.: Русский язык, 1990.-704с.

    Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.-224с.

    Интернет-портал "Русские словари" (интерактивные словари, справочная литература, служба русского языка ИРЯ РАН) -

    Проект по теме "В гостях у фразеологизмов"

    Содержание
    I.Введение
    II.Основная часть
    2.1 Многообразие фразеологических оборотов
    2.2 Классификация фразеологизмов
    2.3 Использование фразеологических оборотов в речи моих знакомых
    III. Заключение
    IV. Список используемой литературы
    V. Приложение

    I.Введение

    Актуальность темы:
    Участвуя в школьном Интеллектуальном марафоне, я не смогла справиться с одним заданием по русскому языку. Нужно было объяснить значение фразеологических оборотов: «яблоку негде упасть», «сесть в калошу», «точить лясы», «комар носа не подточит». Было очень обидно не получить баллы за такое, на первый взгляд простое задание. Почему я и мои сверстники знаем так мало фразеологизмов, почему так редко употребляем в своей речи, почему не хотим задумываться над их смыслом и значением, когда слышим их из уст своих родителей и учителей? Я задала себе эти вопросы и попыталась ответить на них в своей работе, которую назвала так: «В гостях у фразеологизмов».
    Цель и задачи:
    Целью моей работы является обогащение своего словарного запаса фразеологическими оборотами.
    Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
    1) изучить литературу по теме «Фразеология»;
    2) разобраться в истории возникновения фразеологических оборотов;
    3) провести анкетирование и опрос среди сверстников, родителей и учителей школы, и выяснить, какие фразеологизмы употребляют в речи мои знакомые;
    4) раскрыть значение хорошо знакомых мне фразеологизмов.
    Объект и предмет исследования:
    Фразеологизмы в русском языке. Использование фразеологических оборотов в речи сверстников, родителей, педагогов.
    Структура работы
    Свои исследования я начала проводить в январе 2014г.
    Моя работа состояла из нескольких этапов:
    1. Изучение литературы о фразеологизмах.
    2. Проведение опроса и анкетирования родителей, учеников, педагогов школы.
    3. Презентация проекта.
    II. Основная часть
    Фразеология исследует наиболее
    живой, подвижный и разнообразный
    отряд языковых явлений. В.В.Виноградов.

    2.1 Многообразие фразеологических оборотов.
    Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
    Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

    Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.

    Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений над общественными и природными явлениями («ближе к делу», «далеко пойти», «мороз по коже», «как небо от земли», «стоять горой»), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (« пусто, словно Мамай прошёл»), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («добрый молодец, молочные реки, обливаться горючими слезами»).
    Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу. Например, выражение «Бить баклуши» в значении «бездельничать» возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек», т.е. делать несложное, нетрудное дело.
    Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга) личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).
    Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

    2.2 Классификация фразеологизмов.
    Фразеологизмы в русском языке в нашей повседневной речи употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны. Можно произнести целую тираду, что – нибудь вроде «мы занимаемся бессмысленным и малоэффективным делом, силы затрачиваем большие, а результат будет ничтожным». А можно обронить короткое - «Напрасный труд»,- и всем всё станет понятно.
    Впрочем, фразеологизмы бывают и длиннее. «Не видно ни зги» - это то же самое, что темно. Однако, фразеологизм энергичнее, эмоциональнее, то есть, прибегая к нему человек сообщает ещё и о своём отношении к событию, предмету или собеседнику.
    Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
    По характеристике:
    Характеризующие взаимоотношения человека с окружающей средой, коллективом:
    1.Ходить, стоять на задних лапах - угодничать, прислуживаться;
    2.Мылить голову (кому) - сильно бранить, ругать кого-либо.
    Характеризующие манеру речевого общения:
    1.Точить лясы – заниматься пустой болтовней
    2.Вертеть, крутить вола – говорить, болтать ерунду.
    Характеризующие отношения человека к работе и делу:
    1.Засучить рукава - усердно, делать что-либо.
    2.Бить баклуши - бездельничать.
    Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется внешне, в его манере поведения:
    1. Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
    2. Как осиновый лист дрожит - трясётся – обычно от волнения, страха.
    О фразеологизмах можно говорить много. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов. Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов, я выделила основные группы:
    - Фразеологизмы русского происхождения (зарубить на носу – запомнить, очки втирать – надувать, обманывать, как пить дать – точно, несомненно).
    - Заимствованные фразеологизмы (из древнегреческой и древнеримской мифологии: ахиллесова пята (уязвимое место), сизифов труд (бесполезная работа).
    Таким образом, узнав о фразеологизмах, которые существуют в русской речи, я решила познакомить ребят с фразеологическими оборотами на классном часе. Для того чтобы заинтересовать их данной темой, я подготовила анкеты для родителей и учеников нашего класса, провела опрос среди педагогов нашей школы.
    Выяснив самые популярные фразеологизмы среди своего окружения, я узнала историю происхождения этих фразеологических оборотов, подготовила презентацию и предложила ребятам проиллюстрировать понравившиеся фразеологизмы.

    2.3 Использование фразеологических оборотов в речи моих знакомых.
    Проведённое анкетирование среди одноклассников показало следующее: знают, что такое фразеологизмы – 12 учеников класса (50%), не знают – 7 учеников (30%), употребляют, но не знают, что это фразеологизмы 5 учеников (20%). Самыми популярными фразеологизмами в нашем классе можно считать такие как: щёки горят, где раки зимуют, считать ворон, сесть в калошу.
    Анкетирование родителей учеников нашего класса показало, что многие родители употребляют в речи фразеологизмы издавна, но многие не помнят, что это фразеологизмы, а популярные среди них следующие:
    1) Вставлять палки в колёса (мешать)
    2) Водить за нос (обманывать)
    3) Летать в облаках (мечтать)
    4) Как с гуся вода! (ему (ей) всё нипочём).
    Мне стало интересно узнать, каким фразеологическим оборотам отдают предпочтения наши учителя? Классный руководитель часто говорит такие фразеологизмы: «Спустя рукава», «Засучив рукава», «Брать быка за рога».
    Учитель английского языка любит повторять следующие фразеологизмы: «Бить баклуши», «Крокодиловы слёзы»
    Библиотекарь напоминает: «Ушки на макушке», «Комар носа не подточит», «Развесить уши».
    Завуч начальной школы порадовала своими любимыми фразеологизмами: «Заруби себе на носу», «Заметать следы», «Как снег на голову».
    Завуч старшего звена, не задумываясь, сказала: «Воробью по колено», «Потерять голову».
    А директор школы сказала: «Как две капли воды», «Только пятки засверкали, «На краю Земли»
    А мне пришлись по нраву фразеологизмы со словом язык: «Корова языком слизала», «Чесать языком», «Типун тебе на язык» и т.д.
    Эта работа увлекла моих одноклассников, и мы составили рассказ о школе (Приложение1)
    Таким образом, фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.

    III.Заключение
    Выводы:
    1. Изучив литературу по теме «Фразеология», я убедилась, что русский язык очень богат фразеологическими оборотами. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

    2. Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу. Теория фразеологизмов заложена была в начале ХХ века. В России эту теорию стал развивать и написал ряд интересных работ Виктор Владимирович Виноградов.

    3. Фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.

    4. Узнавать значение фразеологизмов очень увлекательное занятие!

    IV.Список используемой литературы:
    1) Баранов М.Т. «Русский язык» - Москва: Просвещение, 1993 – с.25
    2) Быстрова Е.А. Краткий фразеологический словарь русского языка – Санкт – Петербург: Просвещение, 1994 – с.3 – 8
    3) Волина В.В. «Учимся играя» - Москва: «Новая школа», 1994 – с.406 – 424
    4) Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – Москва: Просвещение, 1980 – с.3 -18
    5) Лехина И.В. – Словарь иностранных слов – Москва: «Русский язык», 1985 – с.540
    6) Яранцев Р.И. «Русская фразеология» - Москва: «Русский язык», 1997 – с.6 – 8

    Приложение 1

    Рассказ о школе
    Утром я просыпаюсь ни свет, ни заря, но, собираясь в школу, тяну канитель, и поэтому приходится мчаться стрелой, чтобы не опоздать на уроки. Во весь дух врываюсь в фойе. А тут народу – яблоку негде упасть. В гардеробе учеников набилось, как селедки в банке. Вот и звонок на урок. Труднее всего приходится с русским языком. Здесь я ни в зуб ногой! Спряжение, глаголы, суффиксы – для меня темный лес. Немного проще обстоит дело с литературным чтением, хотя у меня зуб на зуб не попадает, когда у нас проверяют скорость чтения. А вот математика для меня самый любимый урок. Здесь я как рыба в воде. Примеры и задачи щелкаю как семечки. Вот так нелегко приходится мне грызть гранит науки!