Учебная практика профильная школа по физике. Отчет по практике: Методика изучения динамики твердого тела в курсе физики профильной средней школы

Профильная практика учащихся 10-х классов направлена на формирование у них общих и специфических компетенций и практических умений, приобретение первоначального практического опыта в рамках выбранного профиля обучения. Задачами профильной практики учеников 10-х классов педагогический коллектив лицея определил:

Углубление знаний лицеистов по избранному профилю обучения;

Формирование современной, самостоятельно мыслящей личности,

Обучение основам научного поиска, классификации и анализа полученного материала;

Развитие потребности в дальнейшем самообразовании и совершенствовании в области предметов выбранного профиля обучения.

Несколько лет профильная практика организовывалась администрацией лицея в сотрудничестве с Курским государственным университетом, Курским государственным медицинским университетом, Юго-Западным университетом и заключалась в посещении нашими учащимися лекций преподавателей данных университетов, работе в лабораториях, экскурсиях в музеи и на научные кафедры, пребывании в курских больницах в качестве слушателей лекций врачей-практиков и наблюдателей (не всегда пассивных) врачебного труда. Лицеисты посещали такие подразделения вузов, как нанолаборатория, музей кафедры судебной медицины, криминалистическая лаборатория, геологический музей и др.

Перед нашими учениками выступали как учёные с мировым именем, так и неостепенённые преподаватели ведущих курских вузов. Лекции профессора А.С Чернышёва посвящены самому главному в нашем мире - человеку, старший преподаватель кафедры всеобщей истории КГУ Ю.Ф. Коростылёв беседует о самых разных проблемах мировой и отечественной истории, а преподаватель юридического факультета КГУ М.В. Воробьёв раскрывает перед ними тонкости российского права.

Кроме того, наши ученики в ходе профильной практики имеют возможность встретиться с людьми, уже достигшими определённых высот в профессиональной деятельности, как то ведущие работники прокуратуры Курской области и города Курска, управляющий отделением банка ВТБ, а также сами пробуют свои силы с качестве правовых консультантов и пытаются совладать с бухгалтерской программой «1С».

В прошедшем учебном году мы начали сотрудничество с профильным лагерем «Индиго», который организован ЮЗГУ. Нашим учащимся очень понравился новый подход в организации профильной практики, тем более что организаторы лагеря постарались совместить солидную научную подготовку школьников с развивающими и социализирующими играми и соревнованиями.

По итогам практики все участники готовят творческие отчёты, в которых не только рассказывают о проведённых мероприятиях, но и дают взвешенную оценку всем компонентам профильной практики, а также вы сказывают пожелания, которые администрация лицея всегда учитывает при подготовке к профильной практике следующего года.

Итоги профильной практики - 2018

В 2017 -201 8 учебном году лицей отказался от участия в летней профильной смен е ЮЗГУ «Индиго», вследствие неудовлетворительных отзывов учащихся в 2017 году и повышения стоимости участия. Профильная практика была организована на базе лицея с привлечением специалистов и ресурсов КГМУ, ЮЗГУ, КГУ.

В ходе практики учащиеся 10-х классов слушали лекции учёных, работали в лабораториях, решали сложные задачи по профильным предметам.

Организаторы практики постарались, чтобы она была и интересной, и познавательной, и работала на развитие личности наших учеников .

На итоговой конференции в лицее учащиеся поделились впечатлениями от практики. Конференция была организована в виде защиты проектов , как групповых, так и индивидуальных. Самыми запоминающимися занятиями стали, по словам учащихся, занятия на кафедре химии в КГУ и КГМУ, экскурсии в КГУ в криминалистическую лабораторию и в КГМУ в музей кафедры судебной медицины, занятия со студентами и преподавателями юридического факультета КГУ по программе «Живое право».

Не первый раз к нам приходит профессор психологии КГУ, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии КГУ Алексей Сергеевич Чернышев. Его беседа о человеке дала возможность лицеистам по-новому взглянуть и на собственную личность, и на процессы, происходящие в обществе как нашей страны, так и мира.

Экскурсия в музей при кафедре судебной медицины КГМУ изначально планировалась только для учеников 10 В социально-экономического класса , но к ним плавно примкнули ученики химико-биологического класса . Знания и впечатления, полученные нашими учениками, заставили некоторых из них ещё раз задуматься о правильности выбора будущей профессии.

Кроме посещения вузов, в ходе практики лицеисты активно совершенствовали знания, полученные в лицее в течение учебного года. Это было и решение задач повышенного уровня, и разбор и проработка заданий ЕГЭ, и подготовка к олимпиадам . , и решение практических правовых задач с использованием специализированных интернет-ресурсов .

Кроме того, ученики получали индивидуальные задания , о выполнении которых отчитывались в течение занятий (проведение социологического опроса, анализ информации по различным аспектам).

Подводя итог прохождению профильной практики, учащиеся лицея отметили большой познавательный эффект занятий. По словам многих, практика ожидалась как нечто скучное, как продолжение уроков, поэтому для них большой неожиданностью стало то погружение в профиль, которое получилось в результате. Делясь информацией о практике с друзьями из других школ, лицеисты часто слышали в ответ: «Если бы у меня была такая практика, я бы тоже на неё стремился!»

Выводы:

    Организация профильной практики учащихся 10-х классов на базе лицея с привлечением ресурсов вузов г . Курска имеет больший эффект, нежели участие в профильных сменах лагеря «Индиго» при ЮЗГУ.

    При организации профильн ой практики необходимо в большей степени сочетать аудиторные и внеаудиторные занятия.

    Необходимо планировать больше тем для общего изучения всеми профильными классами.

« Инновационные образовательные практики в образовательном процессе школы: учебная практика по химии (профильный уровень) »

Плис Татьяна Федоровна

учитель химии первой категории

МБОУ «СОШ №5» г. Чусовой

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Поэтому в рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.

При этом необходимо использовать следующие принципы:

    свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

    ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

    возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

    единство обучения, воспитания, развития;

    практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В нашей школе внеурочная деятельность осуществляется через целый ряд направлений: элективные курсы, исследовательская деятельность, внутришкольная система дополнительного образования, программы учреждений дополнительного образования детей (СЮН), а также учреждений культуры и спорта, экскурсии, инновационную профессиональную деятельность по профильному предмету и мн. др.

Более подробно я хочу остановиться на реализации только одного направления – учебная практика. Она активно внедряется во многих образовательных учреждениях.

Учебная практика рассматривается в качестве интегрирующего компонента личностно-профессионального становления ученика. Более того, формирование начальных профессиональных умений, профессионально значимых личностных качеств в данном случае приобретает более важное значение, чем овладение теоретическими знаниями, поскольку без умения эффективно применять эти знания на практике специалист вообще не может состояться.

Таким образом, учебная практика – это процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения учащихся в различных социально-профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Методологической основой учебной практики служит личностно-деятельностный подход к процессу их организации. Именно включение учащегося в различные виды деятельности, имеющие четко сформулированные задачи, и его активная позиция способствуют успешному профессиональному становлению будущего специалиста.

Учебная практика позволяет подойти к решению еще одной актуальной проблемы образования – самостоятельного практического применения учащимися полученных в ходе обучения теоретических знаний, введения в актив применяемых техник собственной деятельности. Учебная практика есть форма и способ перевода учащихся в реальность, в которой они вынуждены применять общие алгоритмы, схемы и приемы, усвоенные в процессе обучения, в конкретных условиях. Учащиеся оказываются перед необходимостью самостоятельно, ответственно (прогнозируя возможные последствия и отвечая за них) принимать решения без «опоры», обычно присутствующей в том или ином виде в школьной жизни. Применение знаний носит принципиально деятельностный характер, здесь ограничены возможности имитации деятельности.

Как и любая форма организации образовательного процесса, учебная практика отвечает основным дидактическим принципам (связь с жизнью, последовательность, преемственность, полифункциональность, перспективность, свобода выбора, сотрудничество и т.д.), но самое главное, она имеет социально-практическую направленность и соответствует профилю обучения. Очевидно, что учебная практика должна иметь программу, регламентирующую ее продолжительность (в часах или днях), направления деятельности или тематику занятий, перечень общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которыми учащиеся должны овладеть, форму отчетности. Программа учебной практики традиционно должна состоять из пояснительной записки, которая излагает ее актуальность, цели и задачи, методику проведения; тематического почасового плана; содержания каждой темы или направления деятельности; списка рекомендуемой литературы (для учителя и для учащихся); приложения, содержащего подробное описание формы отчетности (лабораторный журнал, отчет, дневник, проект и т.д.).

В 2012 – 2013 учебном году для учащихся, изучающих химию на профильном уровне, была организована учебная практика на базе нашей школы.

Данную практику можно считать академической, т.к. она подразумевала организацию практических и лабораторных занятий в образовательном учреждении. Основной целью этих десятиклассников являлось знакомство и освоение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), включающих новое поколение естественно – научных компьютерных лабораторий, пришедших в школу за последние два года. Также они должны были научиться применять теоретические знания в профессиональной деятельности, воспроизводить в новой реальности усвоенные в общем виде модели и законы, ощутить «ситуативный вкус» общих вещей и через это достичь закрепления полученных знаний, а главное – постичь метод исследовательской работы в «настоящих» реальных условиях адаптации к новой, непривычной и неожиданной, для школьников действительности. Как показывает практика, для большинства учащихся такой опыт явился поистине бесценным, реально активизирующим их навык подхода к окружающим явлениям.

В результате реализации практики нами были проведены многочисленные эксперименты по следующим темам:

    кислотно – основное титрование;

    экзотермические и эндотермические реакции;

    зависимость скорости реакции от температуры;

    окислительно – восстановительные реакции;

    гидролиз солей;

    электролиз водных растворов веществ;

    эффект лотоса некоторых растений;

    свойства магнитной жидкости;

    коллоидные системы;

    эффект памяти формы металлов;

    фотокаталитические реакции;

    физические и химические свойства газов;

    определение некоторых органолептических и химических показателей питьевой воды (общее железо, общая жесткость, нитраты, хлориды, карбонаты, гидрокарбонаты, солесодержание, рН, растворенный кислород и др.).

Выполняя данные практические работы, ребята постепенно «загорались азартом» и огромным интересом к происходящему. Особый всплеск эмоций вызвали эксперименты из нанобоксов. Еще одним результатом реализации этой учебной практики явился профориентационный результат. Часть учащихся изъявили желание поступать на факультеты нанотехнологий.

На сегодняшний день фактически отсутствуют программы учебных практик для старшей школы, поэтому учителю, проектирующему учебную практику по своему профилю, нужно смелее экспериментировать, пробовать, чтобы разработать комплект методических материалов по проведению и реализации таких инновационных практик. Существенным преимуществом этого направления стало сочетание реального и компьютерного опыта, а также проведение количественной интерпретации процесса и результатов.

В последнее время, в связи с увеличением объема теоретического материала в учебных программах и сокращения часов в учебных планах на изучение естественно – научных дисциплин число демонстрационных и лабораторных опытов приходится сокращать. Поэтому, внедрение учебных практик во внеурочную деятельность по профильному предмету является выходом из сложной создавшейся ситуации.

Литература

    Зайцев О.С. Методика обучения химии – М.,1999г. С – 46

    Предпрофильная подготовка и профильное обучение. Часть 2. Методические аспекты профильного обучения. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 352 с.

    Энциклопедия современного учителя. – М., «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 336с.: ил.

Введение

В работе обозначены проблемы обучения физике в профильной школе в рамках изменяющейся парадигмы образования. Особое внимание уделено формированию разносторонних экспериментальных умений у учащихся во время выполнения учебных экспериментов. Проанализированы существующие учебные программы различных авторов и профильных элективных курсов, разработанных с использованием новых информационных технологий. Наличие существенного разрыва между современными требованиями к образованию и существующим его уровнем в современной школе, между содержанием предметов, изучаемых в школе, с одной стороны, и уровнем развития соответствующих наук - с другой стороны, говорят о необходимости совершенствования системы образования в целом. Этот факт отражается в сложившихся противоречиях: - между итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования и требованиями системы высшего образования к качеству знаний абитуриентов; - единообразием требований государственного образовательного стандарта и многообразием склонностей и способностей учащихся; - образовательными потребностями молодых людей и наличием жесткой экономической конкуренции в образовании. Согласно европейским стандартам и руководящим документам Болонского процесса, «поставщики» высшего образования несут основную ответственность за его гарантию и качество. В этих документах говорится также о том, что должно поощряться развитие культуры качества образования в высших учебных заведениях, что необходима разработка процессов, с помощью которых образовательные учреждения могли бы демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене.

Ι. Принципы отбора содержания физического образования

§ 1. Общие цели и задачи обучения физики

Среди основных целей общеобразовательной школы особенно важными являются две: передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям и оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности. В реальности часто задачи развития ребенка отодвигаются на второй план образовательными задачами. Это происходит прежде всего потому, что деятельность учителя в основном оценивается по сумме знаний, полученных его учащимися. Развитие ребёнка очень трудно оценить количественно, но ещё труднее оценить вклад каждого учителя. Если знания и умения, которые должен приобрести каждый школьник, определены конкретно и практически на каждый урок, то задачи развития учащихся могут быть сформулированы лишь в общем виде на длительные сроки обучения. Однако это может быть объяснением, но не оправданием сложившейся практики смещения на второй план задач развития способностей учащихся. При всей важности знаний и умений по каждому учебному предмету нужно отчётливо осознать две непреложные истины:

1. Невозможно овладеть какой-либо суммой знаний, если не развиты необходимые для их усвоения умственные способности.

2. Никакие усовершенствования школьных программ и учебных предметов не помогут вместить в них всю сумму знаний и умений, которые необходимы каждому человеку в современном мире.

Любая сумма знаний, признанная сегодня по каким-либо критериям необходимой каждому, через 11–12 лет, т.е. к моменту окончания обучения в школе, не будет вполне соответствовать новым жизненным и технологическим условиям. Поэтому процесс обучения должен быть ориентирован не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие умений приобретать эти знания. Приняв за аксиому суждение о приоритетности развития способностей у детей, мы должны сделать вывод, что на каждом уроке необходима организация активной познавательной деятельности учащихся с постановкой достаточно трудных проблем. Где же найти такое количество проблем, чтобы успешно решать задачу развития способностей ученика?

Не нужно их искать и искусственно изобретать. Сама природа поставила множество проблем, в процессе решения которых человек, развиваясь, стал Человеком. Противопоставление задач получения знаний об окружающем мире и задач развития познавательных и творческих способностей совершенно лишено смысла – эти задачи неразделимы. Однако развитие способностей неразрывно связано именно с процессом познания окружающего мира, а не с приобретением определённой суммы знаний.

Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: формирование современных представлений об окружающем материальном мире; развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики. Физика как учебный предмет в средней школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся.

Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны: одна – гуманистическая, – эта проблема свободного и всестороннего развития и самореализации, а следовательно, и счастья каждой личности; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов научно-технического прогресса. Благосостояние любого государства всё в большей степени определяется тем, насколько полно и эффективно его граждане могут развить и применить свои творческие способности. Стать человеком – это прежде всего осознать существование мира и понять своё место в нём. Составляют этот мир природа, человеческое общество и техника.

В условиях научно-технической революции как в сфере производства, так и в сфере обслуживания всё больше требуется работников высокой квалификации, способных управлять сложными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи : обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией или быстро переквалифицироваться при изменении производства. Изучение физики в школе должно способствовать успешному использованию достижений современных технологий при овладении любой профессией. Обязательно должны войти в содержание курса физики в средней школе формирование экологического подхода к проблемам использования природных ресурсов и подготовка учащихся к сознательному выбору профессий.

Содержание школьного курса физики любого уровня должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения и ознакомление учащихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства, техники и бытового окружения человека. Именно на уроках физики дети должны узнать о физических процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление.

От ознакомления с опытными фактами следует переходить к обобщениям с использованием теоретических моделей, проверке предсказаний теорий в экспериментах и рассмотрению основных применений изученных явлений и законов в человеческой практике. У учащихся должны сформироваться представления об объективности законов физики и их познаваемости методами науки, об относительной справедливости любых теоретических моделей, описывающих окружающий мир и законы его развития, а также о неизбежности их изменений в будущем и бесконечности процесса познания природы человеком.

Обязательными являются задачи на применение полученных знаний в повседневной жизни и экспериментальные задания для самостоятельного проведения учащимися опытов и физических измерений.

§2. Принципы отбора содержания физического образования на профильном уровне

1. Содержание школьного курса физики должно определяться обязательным минимумом содержания физического образования. Необходимо уделять особое внимание формированию у школьников физических понятий на основе наблюдений физических явлений и опытов, демонстрируемых учителем или выполняемых учащимися самостоятельно.

При изучении физической теории необходимо знать экспериментальные факты, вызвавшие её к жизни, научную гипотезу, выдвинутую для объяснения этих фактов, физическую модель, использованную при создании данной теории, следствия, предсказанные новой теорией, и результаты экспериментальной проверки.

2. Дополнительные вопросы и темы по отношению к образовательному стандарту целесообразны, если без их знания представления выпускника о современной физической картине мира будут неполными или искажёнными. Так как современная физическая картина мира является квантовой и релятивистской, то более глубокого рассмотрения заслуживают основы специальной теории относительности и квантовой физики. Однако любые дополнительные вопросы и темы должны быть представлены в виде материала не для механического заучивания и запоминания, а способствующего формированию современных представлений о мире и его основных законах.

В соответствии с образовательным стандартом в курс физики для 10-го класса вводится раздел «Методы научного познания». Ознакомление с ними необходимо обеспечить на протяжении изучения всего курса физики, а не только этого раздела. В курс физики для 11-го класса вводится раздел «Строение и эволюция Вселенной», поскольку курс астрономии перестал быть обязательной составной частью общего среднего образования, а без знаний о строении Вселенной и законах её развития невозможно формирование целостной научной картины мира. Кроме того, в современном естествознании наряду с процессом дифференциации наук всё большую роль играют процессы интеграции различных ветвей естественнонаучного познания природы. В частности, физика и астрономия оказались неразделимо связанными при решении проблем строения и эволюции Вселенной в целом, происхождения элементарных частиц и атомов.

3. Значительных успехов невозможно достичь без интереса учеников к предмету. Не надо рассчитывать на то, что захватывающая красота и изящество науки, детективная и драматическая интрига её исторического развития, а также фантастические возможности в области практических применений откроются сами собой каждому читающему учебник. Постоянная борьба с перегрузкой учащихся и неуклонные требования минимизации школьных курсов «высушивают» школьные учебники, делают их малопригодными для развития интереса к физике.

При изучении физики на профильном уровне учитель может дать в каждой теме дополнительный материал из истории этой науки или примеры практических приложений изученных законов и явлений. Например, при изучении закона сохранения импульса уместно ознакомить ребят с историей развития идеи космических полётов, с этапами освоения космического пространства и современными достижениями. Изучение разделов по оптике и физике атома надо бы завершить знакомством с принципом действия лазера и различными применениями лазерного излучения, включая голографию.

Особого внимания заслуживают вопросы энергетики, включая ядерную, а также проблемы безопасности и экологии, связанные с её развитием.

4. Выполнение лабораторных работ физического практикума должно быть связано с организацией самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Возможный вариант индивидуализации работы в лаборатории – это подбор нестандартных заданий творческого характера, например, постановка новой лабораторной работы. Хотя ученик и выполняет те же самые действия и операции, какие потом выполнят остальные учащиеся, но характер его работы существенно меняется, т.к. всё это он делает первым, а результат неизвестен ни ему, ни учителю. Здесь, по существу, проверяется не физический закон, а способность ученика к постановке и выполнению физического эксперимента. Для достижения успеха необходимо выбрать один из нескольких вариантов опыта с учётом возможностей кабинета физики, подобрать подходящие приборы. Проведя серию необходимых измерений и вычислений, ученик оценивает погрешности измерений и, если они недопустимо велики, находит основные источники ошибок и пробует их устранить.

Кроме элементов творчества в данном случае учащихся подбадривает и интерес учителя к полученным результатам, обсуждение с ним подготовки и хода эксперимента. Очевидна и общественная польза работы. Другим учащимся можно предложить индивидуальные задания исследовательского характера, где они получают возможность открыть новые, неизвестные (по крайней мере для него) закономерности или даже сделать изобретение. Самостоятельное открытие известного в физике закона или «изобретение» способа измерения физической величины является объективным доказательством способности к самостоятельному творчеству, позволяет приобрести уверенность в своих силах и способностях.

В процессе исследований и обобщения полученных результатов школьники должны научиться устанавливать функциональную связь и взаимозависимость явлений ; моделировать явления, выдвигать гипотезы, экспериментально проверять их и интерпретировать полученные результаты ; изучать физические законы и теории, границы их применимости.

5. Реализация интеграции естественнонаучных знаний должна обеспечиваться: рассмотрением различных уровней организации вещества; показом единства законов природы, применимости физических теорий и законов к различным объектам (от элементарных частиц до галактик); рассмотрением превращений вещества и преобразования энергии во Вселенной; рассмотрением как технических применений физики, так и связанных с этим экологических проблем на Земле и в околоземном пространстве; обсуждением проблемы происхождения Солнечной системы, физических условий на Земле, обеспечивших возможность возникновения и развития жизни.

6. Экологическое образование связано с представлениями о загрязнении окружающей среды, его источниках, предельно допустимой концентрации (ПДК) уровня загрязнения, о факторах, определяющих устойчивость окружающей среды нашей планеты, обсуждением влияния физических параметров окружающей среды на здоровье человека.

7. Поиски путей оптимизации содержания курса физики, обеспечения его соответствия меняющимся целям образования могут привести к новым подходам к структурированию содержания и методов изучения предмета. Традиционный подход основывается на логике. Психологический аспект другого возможного подхода состоит в признании в качестве решающего фактора обучения и интеллектуального развития опыта деятельности в сфере изучаемого предмета. Методы научного познания занимают первое место в иерархии ценностей личностной педагогики. Овладение этими методами превращает учебу в активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность.

Научный метод познания – ключ к организации личностно ориентированной познавательной деятельности учащихся . Процесс овладения им при самостоятельной постановке и решении проблемы приносит удовлетворение. Владея этим методом, ученик ощущает себя наравне с учителем в научных суждениях. Это способствует раскованности и развитию познавательной инициативы ученика, без которой не может идти речь о полноценном процессе формирования личности. Как показывает педагогический опыт, при обучении на основе овладения методами научного познания учебная деятельность каждого ученика оказывается всегда индивидуальной . Личностно ориентированный учебный процесс на основе научного метода познания позволяет развивать творческую активность .

8. При любом подходе нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики – обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства .

§3. Принципы отбора содержания физического образования на базовом уровне

Традиционный курс физики, ориентированный на сообщение ряда понятий и законов за крайне малое учебное время, вряд ли увлечёт школьников, лишь малая их часть к концу 9-го класса (моменту выбора профиля обучения в старшей школе) приобретает чётко выраженный познавательный интерес к физике и проявляет соответствующие способности. Поэтому основное внимание должно быть уделено формированию их научного мышления и мировоззрения. Ошибка ребёнка в выборе профиля обучении может оказать решающее влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому программа курса и учебники физики базового уровня должны содержать теоретический материал и систему соответствующих лабораторных заданий, позволяющих ученикам самостоятельно или с помощью учителя глубже изучить физику. Комплексное решение задач формирования научного мировоззрения и мышления учащихся накладывает определённые условия на характер курса базового уровня:

в основе физики лежит система взаимосвязанных теорий, обозначенных в образовательном стандарте. Поэтому нужно знакомить учеников с физическими теориями, раскрывая их генезис, возможности, взаимосвязь, области применимости. В условиях дефицита учебного времени изучаемую систему научных фактов, понятий и законов приходится свести к минимуму, необходимому и достаточному для раскрытия основ той или иной физической теории, её способности решать важные научные и прикладные задачи;

для лучшего понимания сущности физики как науки учащиеся должны познакомиться с историей её становления. Поэтому принцип историзма должен быть усилен и ориентирован на раскрытие процессов научного познания, приведших к формированию современных физических теорий;

курс физики должен быть построен как цепочка решения всё новых научных и практических задач с использованием комплекса научных методов познания. Таким образом, методы научного познания должны быть не только самостоятельными объектами изучения, но и постоянно действующим инструментом в процессе усвоения данного курса.

§4. Система элективных курсов как средство эффективного развития разносторонних интересов и способностей учащихся

В федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ с целью удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и развития их способностей введён новый элемент: элективные курсы – обязательные, но по выбору школьников . В пояснительной записке сказано: «…Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определённых условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план .

Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию».

Элективные предметы являются компонентом учебного плана образовательного учреждения и могут выполнять несколько функций: дополнять и углублять содержание профильного курса или его отдельных разделов; развивать содержание одного из базовых курсов; удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящие за рамки выбранного профиля. Элективные курсы могут также явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных и методических материалов. На них значительно эффективнее, чем на обычных обязательных занятиях, можно учесть личностную направленность обучения, запросы школьников и семьи к результатам образования. Предоставление учащимся возможности выбора различных курсов для изучения – важнейшее условие реализации личностно-ориентированного образования.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования сформулированы также требования к умениям выпускников средней (полной) школы. Профильная школа должна предоставить возможность приобрести необходимые умения путём выбора таких профильных и элективных курсов, которые интереснее детям, соответствуют их склонностям и способностям. Особое значение могут приобрести элективные курсы в малокомплектных школах, в которых создание профильных классов затруднено. Элективные курсы могут помочь в решении ещё одной важной задачи – создать условия для более осознанного выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.

Разработанные к настоящему времени элективные курсы* можно сгруппировать так**:

предлагающие для углублённого изучения отдельные разделы школьного курса физики, в том числе и не входящие в школьную программу. Например: «Исследования ультразвука », «Физика твёрдого тела», «Плазма – четвёртое состояние вещества », «Равновесная и неравновесная термодинамика », «Оптика», «Физика атома и атомного ядра»;

знакомящие с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве. Например: «Нанотехнология », «Техника и окружающая среда», «Физико-техническое моделирование», «Методы физико-технических исследований», «Методы решения физических задач »;

посвящённые изучению методов познания природы. Например: «Измерения физических величин », «Фундаментальные эксперименты в физической науке », «Школьный физический практикум: наблюдение, эксперимент »;

посвящённые истории физики, техники и астрономии. Например: «История физики и развитие представлений о мире », «История отечественной физики », «История техники», «История астрономии»;

нацеленные на интеграцию знаний учащихся о природе и обществе. Например, «Эволюция сложных систем », «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Физика и медицина », «Физика в биологии и медицине », «Биофизика: история, открытия, современность », «Основы космонавтики».

Для учащихся различного профиля могут быть рекомендованы различные спецкурсы, например:

физико-математический : «Физика твёрдого тела», «Равновесная и неравновесная термодинамика», «Плазма – четвёртое состояние вещества», «Специальная теория относительности», «Измерения физических величин», «Фундаментальные эксперименты в физической науке», «Методы решения задач по физике», «Астрофизика»;

физико-химический : «Строение и свойства вещества», «Школьный физический практикум: наблюдение, эксперимент», «Элементы химической физики»;

индустриально-технологический : «Техника и окружающая среда», «Физико-техническое моделирование», «Методы физико-технических исследований», «История техники», «Основы космонавтики»;

химико-биологический, биолого-географический и агро-технологический : «Эволюция естественнонаучной картины мира», «Устойчивое развитие», «Биофизика: история, открытия, современность»;

гуманитарные профили : «История физики и развитие представлений о мире», «История отечественной физики», «История техники», «История астрономии», «Эволюция естественнонаучной картины мира».

К элективным курсам предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, ведь эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Поскольку все они должны соответствовать запросам учащихся, возникает возможность на примере учебных пособий по курсам отработать условия реализации мотивационной функции учебника.

В этих учебных пособиях можно и весьма желательно обращаться к внешкольным источникам информации и образовательным ресурсам (интернет, дополнительное и самообразование, дистанционное обучение, социально-творческая деятельность). Полезно также учесть 30-летний опыт системы факультативных занятий в СССР (более 100 программ, среди них много обеспеченных учебными пособиями для учащихся и методическими пособиями для учителей). Элективные курсы наиболее наглядно демонстрируют ведущую тенденцию развития современного образования:

усвоение предметного материала обучения из цели становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития учащегося, обеспечивающего переход от обучения к самообразованию.

ΙΙ. Организация познавательной деятельности

§5. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Метод проектов основан на использовании модели определённого способа достижения поставленной учебно-познавательной цели, системы приёмов, определённой технологии познавательной деятельности. Поэтому важно не смешивать понятия «Проект как результат деятельности» и «Проект как метод познавательной деятельности». Метод проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования. Эта определённым образом организованная поисковая, исследовательская, творческая, познавательная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, предусматривающая не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата определёнными методами, приёмами. Метод проектов ориентирован на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения по поводу направления и методов поиска решения проблемы, развитие критического мышления. Метод проектов может использоваться как на уроке (серии уроков) по какой-то наиболее значимой теме, разделу программы, так и во внеклассной деятельности.

Понятия «Проектная деятельность» и «Исследовательская деятельность» часто считают синонимами, т.к. в процессе выполнения проекта ученику или группе учеников приходится проводить исследования, а результатом исследования может быть конкретный продукт. Однако это должен быть обязательно новый продукт, созданию которого предшествуют замысел и проектирование (планирование, анализ и поиск ресурсов).

При проведении же естественнонаучного исследования отталкиваются от явления природы, процесса: оно описывается словесно, с помощью графиков, схем, таблиц, получаемых, как правило, на основании измерений, на базе этих описаний создаётся модель явления, процесса, которая и проверяется путём наблюдений, опытов.

Итак, цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели явления или процесса.

При выполнении проекта ученики понимают, что хорошей идеи недостаточно, необходимо разработать механизм её реализации, научиться добывать нужную информацию, сотрудничать с другими школьниками, изготавливать детали своими руками. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими и информационными, краткосрочными и долгосрочными.

Принцип модульности обучения предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей, как из элементов, конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны.

Основная цель модульно-рейтинговой системы обучения – формирование у выпускника навыков самообразования. Весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.

М.Н.Скаткин (Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: 1980, 38–42, с. 61.) справедливо отмечает, что отрицательное влияние на формирование мировоззрения и категориального строя мышления учащихся, на развитие интереса к учению вызывает «перегрузка излишними, малозначительными подробностями»: «Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из-за деревьев школьники перестают видеть лес». Модульная система организации учебно-воспитательного процесса посредством укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени предполагает движение ученика по схеме «всеобщее – общее – единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в другие циклы взаимосвязанной деятельности.

Каждый учащийся в рамках модульной системы может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей. Сжатие учебного материала посредством укрупнённого, системного его представления происходит троекратно: при первичном, промежуточном и конечном обобщениях.

Внедрение модульно-рейтинговой системы потребует достаточно значительных изменений в содержании обучения, структуре и организации образовательного процесса, подходах к оценке качества подготовки учащихся. Изменяется структура и форма представления учебного материала, что должно придать образовательному процессу большую гибкость и адаптивность. Привычные для традиционной школы «протяжённые» учебные курсы с жёсткой структурой уже не могут в полной мере соответствовать возрастающей познавательной мобильности учащихся. Суть модульно-рейтинговой системы обучения состоит в том, что школьник сам выбирает для себя полный или сокращённый набор модулей (определённая их часть является обязательной), конструирует из них учебную программу или содержание учебного курса. В каждом модуле для учащихся указаны критерии, отражающие уровень овладения учебным материалом.

С позиций более эффективной реализации профильного обучения гибкая, мобильная организация содержания в виде учебных модулей близка к сетевой организации профильного обучения с её вариативностью, возможностью выбора, реализацией индивидуальной образовательной программы. Кроме того, модульно-рейтинговая система обучения своей сущностью и логикой построения обеспечивает условия для самостоятельной постановки цели самим обучаемым, что определяет высокую эффективность его учебной деятельности. У школьников и студентов вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки. Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся. Выбор одного комплекта модулей из множества возможных определяется самим учеником в зависимости от его интересов, способностей, планов на продолжение образования при возможном участии родителей, педагогов и преподавателей вузов, с которыми сотрудничает конкретное образовательное учреждение.

При организации профильного обучения на базе общеобразовательной школы прежде всего следует познакомить школьников с возможными комплектами модульных программ. Например, для предметов естественнонаучного цикла можно предложить таковые для учащихся:

планирующих поступление в вуз по результатам ЕГЭ;

ориентированных на самостоятельное овладение наиболее эффективными методами применения теоретических знаний на практике в форме решения теоретических и экспериментальных задач;

планирующих выбор гуманитарных профилей при последующем обучении;

предполагающих после школы овладеть профессиями в сфере производства или обслуживания.

Важно иметь в виду, что ученик, желающий самостоятельно изучать предмет по модульно-рейтинговой системе, должен показать свою компетентность в области освоения данного курса основной школы. Оптимальный способ, не требующий дополнительного времени и выявляющий степень освоения требований образовательного стандарта для основной школы, – вводный тест из заданий с выбором ответа, включающих наиболее важные элементы знаний, понятий, величин и законов. Целесообразно предложить этот тест на первых уроках в
10-м классе всем учащимся, а право на самостоятельное изучение предмета по зачётно-модульной системе предоставить выполнившим более 70% заданий.

Можно сказать, что введение модульно-рейтинговой системы обучения в какой-то мере похоже на экстернат, но не в специальных школах-экстернатах и не при окончании школы, а после завершения самостоятельного изучения выбранного модуля в каждой школе.

§7. Интеллектуальные соревнования как средство развития интереса к изучению физики

Задачи развития познавательных и творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены только на уроках физики. Для их реализации могут быть использованы различные формы внеурочной работы. Здесь большую роль должен сыграть добровольный выбор занятий учащимися. Кроме того, должна осуществляться тесная связь обязательных и внеурочных занятий . Эта связь имеет две стороны. Первая: во внеурочной работе по физике опора должна быть на знания и умения учащихся, приобретённые на уроках. Вторая: все формы внеурочной работы должны направляться на развитие интереса учащихся к физике, на формирование у них потребности к углублению и расширению знаний, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся наукой и её практическими приложениями.

Среди различных форм внеурочной работы в классах естественно-математических профилей особое место занимают интеллектуальные соревнования, в которых школьники получают возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников из других школ, городов и областей, а также других стран. В настоящее время в школах России распространён целый ряд интеллектуальных соревнований по физике, часть из которых имеет многоступенчатую структуру: школьные, районные, городские, областные, зональные, федеральные (всероссийские) и международные. Назовём два типа таких соревнований.

1. Олимпиады по физике. Это личные состязания школьников в умении решать нестандартные задачи, проводимые в два тура – теоретический и экспериментальный. Время, выделяемое на решение задач, обязательно ограничивается. Проверка олимпиадных заданий проводится исключительно по письменному отчёту школьника, а оценивает работу специальное жюри. Устное выступление школьника предусматривается только в случае апелляции при несогласии с выставленными баллами. Экспериментальный тур позволяет выявить умение не только выявлять закономерности заданного физического явления, но и «думать около», по образному выражению лауреата Нобелевской премии Г.Сурье.

Например, ученикам 10-го класса было предложено исследовать вертикальные колебания груза на пружине и установить на опыте зависимость периода колебаний от массы. Искомую зависимость, которую не изучали в школе, обнаружили 100 учеников из 200. Многие заметили, что кроме вертикальных упругих колебаний возникают маятниковые. Большинство пытались такие колебания устранить как помеху. И лишь шестеро исследовали условия их возникновения, определили период перекачки энергии из одного вида колебаний в другой и установили соотношение периодов, при котором явление наиболее заметно. Другими словами, в процессе заданной деятельности 100 школьников выполнили требуемое задание, но лишь шестеро открыли для себя новый вид колебаний (параметрические) и установили новые закономерности в процессе не заданной явно деятельности. Заметим, что из этих шести лишь трое довели до конца решение основной задачи: исследовали зависимость периода колебаний груза от его массы. Здесь проявилась ещё одна особенность одарённых детей – склонность к изменению идеи. Им часто неинтересно решать задачу, поставленную учителем, если появляется новая, более интересная. Эту особенность необходимо учитывать при работе с одарёнными детьми.

2. Турниры юных физиков. Это коллективные состязания школьников в умении решать сложные теоретические и экспериментальные задачи. Первая их особенность – на решение задач выделяется большое время, разрешается использовать любую литературу (в школе, дома, библиотеках), допускаются консультации не только с товарищами по команде, но и с родителями, учителями, учёными, инженерами и другими специалистами. Условия задач формулируют кратко, выделяется лишь основная проблема, так что предоставляется широкий простор для творческой инициативы в выборе путей решения проблемы и полноты её разработки.

Задачи турнира не имеют однозначного решения и не предполагают единственной модели явления. Учащимся необходимо упрощать, ограничивать рамками ясных допущений, формулировать вопросы, на которые можно ответить хотя бы качественно.

И физические олимпиады, и турниры юных физиков давно вышли на международную арену.

§8. Материально-техническое обеспечение преподавания и внедрение информационных технологий

Государственный стандарт по физике предусматривает развитие у школьников умений описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств. Принципиальное значение для реализации этих требований имеет обеспеченность физических кабинетов оборудованием.

Сейчас осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому. Оборудование физкабинетов должно обеспечивать три формы эксперимента: демонстрационный и два вида лабораторного (фронтальный – на базовом уровне старшей ступени, фронтальный эксперимент и лабораторный практикум – на профильном).

Вводятся принципиально новые носители информации: значительная часть учебных материалов (тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы) всё чаще размещаются на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изданий.

Разработанные в ИСМО РАО и одобренные МОиН РФ рекомендации материально-технического обеспечения (МТО) учебного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Создатели МТО (Никифоров Г.Г. , проф. В.А.Орлов (ИСМО РАО), Песоцкий Ю.С. (Фгуп рнпо «Росучприбор»), г. Москва. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса. – «Физика» № 10/05.) исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Заключение

Хотелось бы отметить, что физика – один из немногих предметов, в ходе усвоения которого ученики вовлекаются во все типы научного познания – от наблюдения явлений и их эмпирического исследования, до выдвижения гипотез, выявления на их основе следствий и экспериментальной верификации выводов. К сожалению, на практике не редки случаи, когда овладение умениями экспериментальной работы среди учащихся осуществляется в процессе только воспроизводящей деятельности. Например, учащиеся проводят наблюдения, ставят опыты, описывают и анализируют полученные результаты, используя алгоритм в виде готового описания работы. Известно, что не прожитое деятельностное знание мертво и бесполезно. Важнейшим побудителем деятельности является интерес. Для того чтобы он возник, ничего нельзя давать детям в «готовом виде». Все знания и умения учащиеся должны добывать в процессе личного труда. Учитель не должен забывать о том, что обучение на деятельной основе – это совместная работа его как организатора деятельности учащегося и ученика, выполняющего эту деятельность.

Литература

Ельцов А.В.; Захаркин А.И.; Шуйцев А.М. Российский научный журнал №4 (..2008)

* В «Программах элективных курсов. Физика. Профильное обучение. 9–11 классы» (М: Дрофа, 2005) названы, в частности:

Орлов В.А ., Дорожкин С.В. Плазма – четвёртое состояние вещества: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Орлов В.А ., Дорожкин С.В. Плазма – четвёртое состояние вещества: Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Орлов В.А ., Никифоров Г.Г . Равновесная и неравновесная термодинамика: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Кабардина С.И ., Шефер Н.И. Измерения физических величин: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Кабардина С.И. , Шефер Н.И. Измерения физических величин. Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Пурышева Н.С. , Шаронова Н.В. , Исаев Д.А. Фундаментальные эксперименты в физической науке: Учебное пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Пурышева Н.С. , Шаронова Н.В. , Исаев Д.А. Фундаментальные эксперименты в физической науке: Методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

**Курсивом в тексте выделены курсы, которые обеспечены программами и учебными пособиями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Ι. Принципы отбора содержания физического образования………………..4

§1. Общие цели и задачи обучения физики………………………………..4

§2. Принципы отбора содержания физического образования

на профильном уровне………………………………………………………..7

§3. Принципы отбора содержания физического образования

на базовомуровне………………………………………………….…………. 12

§4. Система элективных курсов как средство эффективного

развития интере-сов и развития учащихся……………………………...…...13

ΙΙ. Организация познавательной деятельности……………………………...17

§5. Организация проектной и исследовательской

деятельности учащихся……………………………………………………….17

§7. Интеллектуальные соревнования как средство

развития интереса к физике…………………………………………………..22

§8. Материально-техническое обеспечение преподавания

и внедрение информационных технологий…………………………………25

Заключение……………………………………………………………………27

Литература…………………………………………………………………….28

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганской народной республики

научно-методический центр развития образования

Отдел среднего профессионального

образования

Особенности преподавания физики

в условиях профильного обучения

Реферат

Лободы Елены Сергеевны

слушателя курсов повышения квалификации

учителей физики

учителя физики «ГБОУ СПО ЛНР

«Свердловский колледж»

г. Луганск

2016

имени Ярослава Мудрого

Великий Новгород

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Учебное пособие / ФГБОУ «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого», Великий Новгород, 2011 г. – 46 с.

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры методики обучения физике РГПУ имени

В учебном пособии рассмотрены все виды учебной работы студентов в процессе прохождения педагогической практики по физике в основной школе и в средней школе . Приведены планы анализа уроков и другие образцы учебной документации учителя физики. Кроме того, рассмотрена отчетность студентов по итогам педагогической практики и критерии оценки педпрактики. Пособие предназначено для студентов специальности 050203.65 – Физика. Учебное пособие одобрено обсуждалось не конференции «Герценовские чтения», а также на заседании кафедры общей и экспериментальной физики Новгородского государственного университета


© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в школе.

В ходе педагогической практики происходит активное формирование основных профессиональных умений и навыков: будущий учитель наблюдает и анализирует различные стороны учебно-воспитательного процесса, учится проводить уроки, дополнительные занятия и внеклассные мероприятия, ведет воспитательную работу с детьми, т. е. приобретает первоначальный профессиональный опыт и стимул для собственного творческого развития.

Следует иметь в виду, что назначение практики заключается не только в формировании определенных умений и навыков, необходимых будущему учителю. В процессе педагогической практики возрастает объем самостоятельной работы студента и коренным образом меняется уровень требований к ней. Нередко бытует мнение, что студента - практиканта обучает и плохой урок. В смысле приобретения некоторого педагогического опыта это действительно так. Однако этого нельзя сказать об учениках. Ущерб, причиненный учащимся нерадивым студентом в результате плохого урока, бывает трудно устранить даже опытному учителю, особенно в современных условиях, когда времени на изучение физики отводится чрезвычайно мало, а научить детей за отведенное время необходимо очень многому. Поэтому студенту - практиканту в первую очередь необходимо выработать ответственное отношение к своему делу, так как результаты его труда отражаются, прежде всего, на детях.

Педагогическая практика проводится в два этапа - на IV и V курсах, - и на каждом этапе имеет ряд особенностей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ НА IV КУРСЕ

Педагогическая практика на IV курсе носит ознакомительный характер и проводится для того, чтобы студенты могли окунуться в жизнь школы, ознакомиться с особенностями работы учителя не с позиции ученика, а с позиции учителя. Такая деятельность призвана готовить студентов к восприятию дисциплин по методике обучения физике, повышать мотивацию к их изучению и улучшать подготовку студентов к самостоятельной работе в школе.

Цели практики:

Познакомить студентов с целями и основным содержанием методики обучения физике.

Познакомить студентов с передовым педагогическим опытом в школах Великого Новгорода.

Начать подготовку студентов к самостоятельному проведению уроков физики.

Познакомить студентов с возможными внеклассными занятиями школьников по физике.

Начать формирование умения студентов проводить внеклассную работу по физике.

Педагогическая практика состоит из двух частей:

Теоретическая часть: лекции и семинарские занятия по методике преподавания физики как подготовка студентов к самостоятельному проведению уроков, посещение, поэлементный разбор и педагогический анализ уроков физики в школе;

Практическая часть: проведение пробных уроков и внеклассных мероприятий в школе, работа помощником классного руководителя , выполнение заданий по педагогике, психологии и школьной гигиене.


В ходе практики студенты должны расширить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные в университете, научиться сознательно и творчески их применять в учебно-воспитательной работе с учащимися, закрепить учебно-воспитательные умения.

Задачи практики:

Овладеть умением наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу;

Научиться проводить уроки физики разного типа; использовать разнообразные технологии, методы и приемы для изложения и закрепления учебной информации и обучения решению физических задач; активизировать познавательную деятельность учащихся; добиваться хорошего усвоения ими курса физики;

Подготовиться к проведению внеклассной работы по физике;

Научиться выполнять функции классного руководителя (вести классную документацию, проводить групповую и индивидуальную воспитательную работу с учащимися, работать с родителями).

Структура практики включает шесть частей :

1) знакомство со школой и работой лучших ее учителей;

2) учебная работа (проведение и посещение уроков физики, проведение дополнительных занятий, проверка тетрадей);

3)работа в кабинете физики (знакомство с оборудованием кабинета, починка приборов, изготовление наглядных пособий, подготовка демонстрационного эксперимента к уроку);

4)внеклассная работа по физике (организация и проведение экскурсии, проведение коллективного творческого дела с учащимися);

5) работа в качестве классного руководителя в прикрепленном классе.

6) выполнение заданий по педагогике, психологии и школьной гигиене на основе материалов педагогической практики.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ - V КУРС

Целью заключительной практики является подготовка студентов к выполнению функций учителя физики и классного руководителя.

Задачи практики:

Научиться сознательно и творчески применять теоретические знания (по физике, педагогике, психологии и методике обучения физике) для организации работы с учащимися.

Освоить комплексный подход к обучению, развитию и воспитанию учащихся в процессе преподавания физики.

Проверить степень своей готовности к самостоятельной педагогической деятельности.

Научиться проводить самоанализ урока физики для того, чтобы найти пути повышения качества обучения школьников.

Усовершенствовать знания и умения, приобретенные на первой практике.

Собрать и обобщить исследовательский материал для курсовой и дипломной работы по методике обучения физике или педагогике.

Педагогическая практика включает: -

Знакомство со школой и работой лучших ее учителей;

Учебная работа (проведение 15-18 уроков физики, проведение дополнительных занятий, проверка тетрадей);

Посещение, обсуждение и анализ уроков товарищей по группе;

Работа в кабинете физики (знакомство с оборудованием кабинета, починка приборов, изготовление наглядных пособий, подготовка демонстрационного эксперимента к уроку);

Внеклассная работа по физике (организация и проведение экскурсии, проведение коллективного творческого дела с учащимися);

Работа в качестве классного руководителя в прикрепленном классе;

Выполнение заданий по педагогике и психологии на основе материалов педагогической практики.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Практика является напряженным периодом работы студента. Успех ее во многом зависит от правильного планирования работы.

Каждый студент должен составить индивидуальный план прохождения педагогической практики, предусмотрев в нем освоение самых разнообразных методов и приемов работы с учащимися. Последовательность и сроки работ должны быть выбраны таким образом, чтобы не нарушался план работы коллектива школы, и не вызывалась перегрузка учащихся.

Для составления индивидуального плана проведения практики и подготовки к работе студентам предоставляется первая неделя работы в школе. Они начинают ее с общего ознакомления со школой, классом, учителями и организацией учебно-воспитательной работы в данном педагогическом коллективе. Это требование не является жестким: в случае производственной необходимости и хорошей подготовки студента к практике проведение уроков может начинаться и на первой неделе.

1. На специальном совещании директор школы (или его заместитель) знакомит студентов со школой; раскрывает особенности школы, основные задачи, которые поставил перед собой педагогический коллектив в этом году. Часто обсуждаются трудности, которые могут возникнуть в работе и чем могут помочь школе студенты - практиканты и т. д. Здесь же студенты прикрепляются к классам, знакомятся с учителями и классными руководителями.

2. Студенты проводят активное изучение учащихся своего класса:

Посещают и наблюдают уроки по всем предметам;

Проводят беседы с учащимися, классным руководителем, учителями, психологом, социальным педагогом, библиотекарем и т. д.;

Просматривают журнал, личные дела учащихся, их библиотечные формуляры, тетради по предметам.