Различные элементы предметной среды учебной дисциплины. Предметная среда

Понятие среды Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.


Среди аспектов, в которых рассматривается образовательная среда, выделяются, в частности: 1. Уровень среды: общеобразовательная среда; предметная образовательная среда – среда образовательного предмета; образовательная среда учреждения – школы, ВУЗа и т.д.; личная образовательная среда. 2. Тип среды, строение, содержание. В соответствии с разными уровнями образовательной среды происходит дифференциация в ее исследовании как феномена и фактора образования.


Предметная образовательная среда Предметную информационно-образовательную среду В. Дронов определяет как открытую педагогическую систему, сформированную на основе информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации, педагогических технологий, и направленную на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности.


Предметная образовательная среда Предметная информационно - образовательная среда может иметь принцип построения на основе полисредового подхода. Суть которого в том, что ПИОС состоит из совокупностей сред. Наиболее общей средой является информационная среда. На её фоне взаимодействуют три среды: среда взаимодействия участников образовательного процесса (субъектная среда), ресурсная и технологическая. Функционируя в единстве, они обеспечивают эффективное протекание образовательного процесса.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики На основе общего понятия предметной информационно-образовательной среды сложилось представление, что можно рассматривать под информационно-образовательной средой курса математики. Предметная информационно- образовательная среда курса математики - это реальность, возникающая в результате активной деятельности ученика по освоению математического содержания, и учителя, организующего и поддерживающего эту деятельность.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики Результатом обучения в условиях предметной информационно- образовательной среды должно стать не только овладение каждым учеником суммы математических знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий и личностного опыта. Этого результата можно будет достичь, если учитель научиться управлять познавательной деятельностью каждого школьника.


На уровне общей педагогики, дидактики, психологии образовательная среда рассматривается как объективный феномен образования, изучаются его образующие компоненты, инвариантные свойства и отношения. Здесь можно перечислить таких известных ученых, педагогов, психологов, как С.Д.Дерябо, В.П.Лебедев, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.


Общее понимание образовательной среды Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно- образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие ученика.


Информационный характер современной образовательной среды – одно из важнейших ее свойств, инвариантное вне зависимости от толкования этого понятия. В век глобальной информатизации признание этого свойства является не только необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды. Оно необходимо и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях. Поэтому часто образовательную среду называют информационной образовательной средой(ИОС) и рассматривают ее именно в этом контексте.


ИОС За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде».


ИОС Определение О.И.Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html): «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово- экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».


1. ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педагогической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения. 2. Рассмотрение с позиций «педагогической системы» однозначно влечет первичность исследования однородной по уровню системы – общеобразовательной ИОС. 3. Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управления ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагогической системы». ИОС


Естественным интеллектом, активизирующим ИОС, а вместе с ней, всех ее потенциальных участников продуктивного взаимодействия с ней, является учитель. Именно учитель приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников (субъектов) и необходимые для этого действия информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС.


Учитель Учитель – предметник должен разработать и внедрить абстрактный образ учебного процесса, абстрактный учебный процесс в контексте реализации функций ИОС в системе данного предметного обучения. Поскольку учитель находится в центре систем отношений: Педагогическая система – учитель – учебный процесс (обучение), Знание (предметная компетентность) – учитель – ученик, то важнейший для него функцией ИОС, реализуемой им, является обучающая функция, включающая классную и другую внутришкольную учебную работу и внешкольную работу при посредстве ИОС (ее учебный и внеучебный компонент).




В классной и во внеклассной практической работе учащихся надо планировать сравнительно большую опору на электронные средства, ЭОР, представленные на компакт-дисках в качестве приложений к базовым учебникам, в электронных библиотеках и медиатеках ИОС, в медиатеках рекомендованных порталов Интернет и т.д. Необходимо самостоятельное и осознанное погружение субъектов обучения в определенную (указанную учителем) предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, где им предоставляется возможность оперирования с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Здесь также достигается несколько целей, в частности, развиваются: когнитивная и мотивационная компетентности учащихся; умение поиска и работы с информацией среды (личная информационная компетентность, медиакомпетентность); культура конструктивного диалога со средой – информационная субкультура.


По уровню электронной формы реализации предметного аспекта рекомендуется следующее: 1. Следует в большей мере задействовать компьютер с интерактивным экраном, готовить (при участии учеников – они изучают информатику) и показывать презентации по изучаемым темам. 2. Использовать стандартные ЭОР, мультимедийные, аудиовизуальные средства, вовлекая в работу большее количество личностных средств восприятия учащихся.


Что такое ЭОР и ЦОР? Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD- плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.


Что такое ЭОР и ЦОР? Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. В ЭОР можно указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.


Что такое ЭОР и ЦОР? Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.


ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Важное достоинство ЭОР нового поколения состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников. А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Что такое ЭОР и ЦОР?


ЦОР обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы: рубрикатор ЦОР; ЦОР простой структуры; ЦОР сложной структуры; метаданные ЦОР. Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока. Что такое ЭОР и ЦОР?


Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примеры простых ЦОР: статья; иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; аудиозапись, видеозапись; презентация в формате MS Power Point; отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР: гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; система тестирования; тренажер; тематический каталог. Что такое ЭОР и ЦОР?


Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Знакомство с современными ЭОР и ЦОР по математике, их особенностями, спецификой деятельности по отбору и организации проведения уроков на основе ЭОР, рекомендуем начать с двух федеральных коллекций (ФЦИОР и ЕК ЦОР).


Использование электронных образовательных ресурсов Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения модульной архитектуры. Большинство ресурсов подходит для организации фронтальной работы с использованием интерактивной доски. Среди них – модули информационного, практического и контрольного типов. Ресурсы представляют собой файлы с расширением.oms. Для их воспроизведения требуется установка специального программного обеспечения – ОМС Плеера. Дистрибутивы плеера для платформ Windows и Alt Linux находятся в свободном доступе на сайте самого центра


Использование электронных образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) содержит разнообразные учебные материалы – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. Доступны каталоги и фильтры, позволяющие выбрать нужный предмет, нужный класс, назначение (учителю/ученику). Раздел для учителя содержит методические рекомендации для учителей по использованию ЦОР. В состав ЕК ЦОР включены комплекты ЦОР к различным УМК, инструменты учебной деятельности (конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков) и инструменты организации учебного процесса. Для просмотра ресурсов могут потребоваться различные программы, полный список которых приведен в разделе «Программы просмотра ресурсов». Все программы в свободном доступе на сайте самой коллекции:


Использование электронных образовательных ресурсов Применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению, является источником формирования индивидуальных образовательных траекторий, причем не только заданных учителем, но и самостоятельно выбранных самим обучающимся


GeoGebra GeoGebra свободно распространяемая (GPL) динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки. Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка (который, кстати, позволяет управлять и геометрическими построениями) Программа написана Маркусом Хохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем). Переведена на 39 языков. Полностью поддерживает русский язык. В настоящее время активно разрабатывается.


Литература: Воронцов А.Б. Заславский С.В. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, с. Дронов В. Современная информационно-образовательная среда - важнейшее условие на пути к новому качеству образования. Информационно-публицистический бюллетень Просвещение, спецвыпуск, август Иванова Е. Осмоловская И. Дидактические аспекты процесса обучения в информационно – образовательной среде. Информационно- публицистический бюллетень ПРОСВЕЩЕНИЕ, август Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., С Федорова М.А. Дидактическая характеристика образовательного пространства: полисредовой подход. Образование и общество, 6, стр Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография / В.В. Юдин. - М.: Университетская книга, с.



Ученики 1-4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Использование предметной среды по математике в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельно-стному, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности.

Включение предметной среды в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Я разработала курс ИКТ-под-держки по математике для 2-го класса. Это виртуальное образовательное пространство соответствует тематическому планированию и методике изложения содержания, принятым в курсе математики 2-го класса программы «Школа России». Курс позволяет ученикам повторить материал, который они изучали на уроке. Дети, которые не были на занятии, могут самостоятельно ознакомиться с темой урока. Мотивированные дети могут заниматься с опережением программы, задавая вопросы учителю в интерактивном режиме, кроме того, дети, обучающиеся в других учеб-

ных заведениях, могут также присоединиться к курсу. Элементы курса:

арифметический диктант; задания с несколькими ответами;

курс «Математика и информатика».

Программа курса позволяет сразу проверить работу и выставить оценку. Если работа выполнена неудовлетворительно, ребенок может повторить попытку и получить положительную оценку.

Моя задача сейчас - построить свою работу таким образом, чтобы ученики были не только зрителями, но и участниками урока.

Активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объему материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.

Актуальность использования предметной среды для учителя и ученика состоит в том, что:

Можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

Предлагаемые задания могут быть как тренажерными, так и контрольными;

Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу математики;

В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал.

Курс математики в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

С какой целью я использую предметную среду по математике на уроках?

Во-первых, для того чтобы решать практические задачи, записанные в программе по математике:

Формирование прочных вычислительных умений и навыков;

Овладение нормами математического языка;

Знание математических терминов.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагают возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Применение заданий этого курса на уроках математики вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе математики и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению.

При использовании данной предметной среды у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.

Я убедилась, что использование предметной среды по математике помогает реализовать личнос-тно ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности.

Следует отметить, что предметная среда в нашей группе имеет характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Это говорит о том, что среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Мы стараемся часто не переставлять оборудование в группе, предварительно спланировав обстановку в помещении до прихода детей. Дети второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, а не вместе.

Каждая образовательная область направлена на развитие детской деятельности:

Игровой;

Двигательной;

Познавательно-исследовательской

– продуктивной (конструктивной);

Коммуникативной;

Трудовой;

Восприятие художественной литературы

Художественное творчество

Исходя из этого, организуя пространственно-развивающую среду, мы интегрируем в ней все виды деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

У наших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды учитывает для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Для игры детей 5-6 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, предлагаются наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

У нас это:

· шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

· пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

· домик-теремок - ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где "живут" мягкие игрушки-звери, прячутся и устраивают свой "дом" дети; здесь же развертывается игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

· тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными.

1.Постановка задачи.

Кабинет, в котором вы работаете, оборудован в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете использовать при проведении обобщающего урока в 5 и 10 классах.

Создание предметной среды учебной дисциплины математика

На мой взгляд, конкретная задача, которую я поставлю, – формирование математически грамотной монологической речи учащихс я.

Актуализация задачи для конкретного класса/учащихся, описание условий ее решения.

В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь с проблемами организации учебного и межличностного сотрудничества между учащимися. Ученики, в целом, не умеют :

    принимать позицию собеседника

    строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

    корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы

    критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

    высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух

    предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

    выделять общую точку зрения в дискуссии

    договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

    организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

Ученики не умеют на уроке математики :

Четко и ясно объяснять алгоритм (план) решения задачи;

Аргументировать свои действия по решению задачи с опорой на математические факты;

Отвечать математически грамотно на вопросы учителя, связанные с формулировкой определений, аксиом, теорем и т.д.;

Быстро, в уме построить алгоритм решения несложных математических задач и устно его воспроизвести.

Основным контекстом решения проблемы организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках урока, на мой взгляд, является

В целом, включение в урочную и внеурочную деятельность групповых и игровых форм работы , выполнение мини-проектов, организация уроков-состязаний, уроков-викторин и т.п.;

На уроках математики – формирование математически грамотной монологической речи учащихся посредством систематического использования фронтальных опросов, устных ответов у доски, поиска и устного объяснения разных вариантов решения одной задачи , доказательства теоремы и т.п., поиска ошибок в готовых (намеренно ошибочных) решениях и устных развернутых ответов объяснений и исправлений данных ошибок.

2.Перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи и конкретные действия, необходимые для их выполнения.

Определить взаимосвязь предметной и метапредметной составляющих урока

Отбор предметного содержания и видов учебной деятельности, определить формы работы, которые позволят наиболее продуктивно решить поставленную мной задачу

Как эффективно спланировать учебную деятельность?

Составление сценария, технологической карты урока

Организации рефлексии урока с оценкой формирования предметных знаний и коммуникативных умений

Как оценить эффективность урока по решению поставленных задач?

Самоанализ проведенного урока

3. Какую информацию (о чем?) и из каких источников (научная, методическая, художественная литература, документы, люди и др.) необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией я при этом буду пользоваться?

Виды технологий организации работы учащихся, на основе технологии создания индивидуального образовательного маршрута (не более трех на класс).

ФГОС ООО, примерная ООП и т.д.

Анализ, синтез, систематизация посредством составления таблицы «Умеют – не умеют», «должны научиться – могут научиться» и т.п.

Варианты организации учебного сотрудничества и межличностных коммуникаций на уроках для повышения мотивации учащихся.

Сайт «Математические этюды»

http://www.etudes.ru

Методы и приемы формирования познавательного интереса к предмету математика.

Сайт «Математические этюды»

http://www.etudes.ru

Сайт «Все о математике» http://www.math.ru

Журнал «Математика в школе» и т.д.

Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного сотрудничества и межличностного взаимодействия на уроках.

4. Решение задачи в виде конкретного материала.

5 класс

Тема урока: « Площадь. Формула площади прямоугольника »

Цели урока:

1. Закрепление и осмысление усвоенных знаний

2. Расширить представления учащихся об изменении геометрических величин

3. Выработка умений применять знания в другой ситуации

Задачи урока:

1. Образовательная: закрепление умений и навыков нахождения площадей квадрата, прямоугольника, треугольника, научиться вычислять площади разных фигур, закреплять навыки решения задач.

2. Развивающая: развитие речи при введении новых понятий, развитие мышления учащихся.

3.Воспитательная: в оспитание умения учиться, дисциплинированности, собранности и требовательности к себе, воспитание навыков сотрудничества; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесный, наглядный, практический

По характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

Формы организации урока: фронтальная, групповая

Оборудование и источники информации: учебник, тетрадь с опорными конспектами, вырезанные модели прямоугольников и треугольников, карточки с самостоятельной работой, проектор.

Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала

Этапы урока:

I . Организационный этап

II

III . Этап закрепления новых знаний

IV

V

Ход урока.

Умеем мы думать, решать, рассуждать,

что полезно для здоровья,

то и будем выбирать!

1.Организационный этап

МЭНЕДЖМЕТ.

Распределение учащихся в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнёр А, Б)

Рефлексия настроения.

Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение смайлика)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением смайликов. Покажите, какое у вас настроение.

Поздоровайтесь со своим партнером по лицу, и по плечу.

А еще, ребята, изучая материал:

Мы изучим пять секретов,

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить!

II .Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний

1.Устный счет. Ребята, прежде чем перейти к разминке, вспомним слова великого учёного, математика М.В.Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!» и «Математика – гимнастика ума!». Это и есть первый секрет здоровья: займёмся гимнастикой для ума.

Для того чтобы узнать тему нашего урока, начнём с разминки. Разминка.

Р аздаются карточки для устного счёта и на экране. Слайд 2 -11.

Вычислите. На обратной стороне написаны буквы, получается какое слово? (П ЛО ЩАДЬ)

Значит, сегодня мы вспомним о том, что мы знаем о площади и как вычислять площади различных фигур. Проверим готовность к уроку.

2. СИНГЛ РАУНД РОБИН (О бсуждение вопроса по кругу один раз)

Задаётся вопрос:

Как найти площадь квадрата, прямоугольника?

- А что могло бы произойти, если бы мы не изучали тему о площади? (Подумаем 3-5 с)

Включается таймер. Обсуждают. Каждый участник говорит 15 с, остальные слушают.

Начинает отвечать ученик №1. –Что сказал твой партнёр?

Ответ: Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколько единичных квадратов содержится в данной фигуре. Единичный квадрат - это квадрат со стороной 1 см. S квадрата = а 2 ; S прямоугольника = a · b

3. ТЭЙК ОФ –ТАЧ ДАУН (Встать-сесть)

Учитель дает простые задания с вычислениями площадей квадрата и прямоугольника на доске (Если выполнено правильно, то встают, если нет сидят). Слайды 12-16.

С помощью этой структуры: «встать – сесть» мы раскрыли ещё один секрет здоровья. «Здоровье в порядке, если делаешь зарядку!»

4. Работа с фигурами

Какие фигуры называются равными?

Учитель с помощью различных фигур выясняет, как дети усвоили понятия о равенстве фигур (фигуры вырезаны из картона, среди них есть равные,

учащиеся опытным путем, опираясь на правило, пытаются сравнить фигуры). Слайды 17-20.

5.ИНСАЙД АУТСАЙД СЁКЛ. (Внутренний и внешний круги). Ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета, ученики во внутреннем круге смотрят наружу лицом к партнёру во внешнем круге.

Ученики Б - сформируйте внешний круг.

Ученики А - найдите своего партнёра по лицу и «дайте пять».

Вопрос: Скольким равняется площадь квадрата со стороной 2? Поворачиваемся налево и делаем 4 шага вперёд, Поворачиваемся направо и поздороваемся новыми партнёрами («дать пять».).

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.

Назовите свойства площадей: Подумаем 3-5 с. Два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определённого количества времени. Включается таймер 30 с. Начинает говорить тот, у кого волосы длиннее.

Учитель спрашивает.: -Что тебе сказал твой партнёр? Отвечает участник.

  1. Площади равных фигур равны.

    Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

    Площадь квадрата равна квадрату его стороны. S квадрата = a 2

    S прямоугольника = a · b

Физкультминутка.

А сейчас проверим, все ли знают, как надо питаться правильно. Встаньте из-за парт. Если полезный продукт, руки вверх, если нет, руки в стороны.

Часто кушать как попало
Вам, ребята, не пристало,
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Свежий хлеб, конфеты, сыр,
Чипсы, овощи, поп-корн,
Суп, сухарики, и фрукты.
Биг- мак, молочные продукты.
Значит 3 секрет здоровья: «Правильное питание»

III . Этап закрепления знаний

1. Выполнение упражнений

Учебник стр.110 № 718

Прочитайте задачу.

О чем говорится в данной задаче?

Что надо знать, чтобы вычислить площадь?

Что сказано про длину прямоугольника?

Как ее найти?

По какой формуле вычислим площадь прямоугольника?

На какие фигуры делит отрезок КМ прямоугольник?

Что вы можете сказать про площади треугольников?

Как найти площадь треугольника?

Решите задачу.

1). 26+14=40(см) – длина второй стороны прямоугольника

2). 26*40=1040(см 2 )- площадь прямоугольника

3). 1040:2=520 (см 2 )- площадь треугольника

2. Самостоятельная работа: Слайд 22-24.

1ВАРИАНТ

Написать

формулу

для

вычисления

площади

прямоугольника.

Дано: прямоугольник

a = 18 см,

b = 3 см

Найти: S

Дано: квадрат

a =8 см

Найти: S , P

Дано: прямоугольник

S =48см 2 ,

a =12 см

Найти : в

Дано:

квадрат

S =49см 2

Найти: а

2 ВАРИАНТ

Написать

формулу

для

вычисления

площади

квадрата.

Дано: прямоугольник
a = 17см,

b = 4 см

Найти :S

Дано: квадрат
a =6 см
Найти:
S , P

Дано: прямоугольник
S =48см 2 ,

в=3см
Найти: a

Дано:

квадрат
S =81см 2
Найти: а

Учащиеся решают задания своего варианта и записывают ответы в таблицу.

Таблица для записи ответов:

Фамилия, имя_____________________________класс______

О ц енка учителя

Номер задания

Ответ

После самостоятельной работы учащиеся по просьбе учителя меняются тетрадями, и друг друга проверяют. Учитель со всем классом фронтально решает всю самостоятельную работу. Учащиеся выставляют друг другу оценки по следующей схеме:

Всё верно – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 ошибок – «2»

После проверки попросить встать учащихся, которые не сделали ни одной ошибки, после - у кого работа написана работа на «4», и на «3».

Ответы к устной проверочной работе (плакат)

1вариант

S = a b

54 см 2

64см 2 ,

32 см

4см

7см

2вариант

S = a 2

68 см 2

36см 2 ,

24 см

16 см

9 см

Физкультминутка
Зарядка для глаз.
Слайд 25,26.
Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Головку не поворачиваем, двигаются только глазки.
Глазками начертите зигзаг, треугольник, квадрат.
Закройте глазки.

Это 4 секрет здоровья: «Береги зрение» Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения.
А теперь открываем глаза и продолжаем работать.

IV . Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению : Стр.112-113, №740, 746.

V . Этап подведения итогов урока Слайд 28-31.

Наш урок подошел к концу. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке? Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата? Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? Что на уроке было самым сложным, простым?
Какие выводы вы сделали на уроке?

Выводы:
1.
Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколькоединичных квадратов содержится в данной фигуре ;

2.Площадь прямоугольника равна произведению

ширины прямоугольника на его длину ;

3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны ;

4. Площади равных фигур равны ;

5.Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

Понравился урок?
Что особенно запомнилось?


Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?
А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. Это и есть 5 секрет здоровья. Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!”
Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Я всех благодарю за активную работу на уроке.

Оценивание. Рефлексия.

«Лесенка достижений»

    Мне было интересно..

    Мне было трудно…

    Я понял

    Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен)

Какое у вас настроение? (Показывают смайлики)

Всем спасибо за урок. До свидания.

Тема урока Многогранники 10 класс

Тип урока Обобщение изученного материала

Оборудование: учебник, набор геометрических фигур, карточки, проектор.

Цели урока: 1.Организовать деятельность учащихся по формированию навыков решения задач по теме «Многогранники»

2.Систематизировать теоретические знания обучающихся по теме «Многогранники»

Задачи урока:

Образовательные:

Проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Многогранники»

Развивающие:

Развитие умения планировать полный или частичный ход решения;

Формирование навыка исследовательской деятельности;

Повышение уровня математической культуры учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать толерантность и умение работать в группах;

Воспитывать умение доводить начатое дело до положительного результата;

Умение осуществлять самоконтроль

Формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Формы работы организации познавательной деятельности :

Групповая, работа в парах, индивидуальная

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

* Структура МЭНЭДЖ МЭТ

В центре стола табличка (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б). Она нам поможет эффективно организовать учебный процесс в команде.

Настраиваются на работу

Ставят перед собой цель: «Что я хочу узнать сегодня на уроке»

Концентрируют внимание

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Получают позитивный заряд

самоопределяются и настраиваются на урок

Актуализация знаний

* Структура КОНЭРС («углы»)

Этапы реализации:

1.Постановка задачи. Ученикам раздаются карточки с утверждениями. Ученикам предлагается выбрать верные. 2.Учебная игра. Учитель: Вы по моему сигналу должны распределиться по разным углам в зависимости от выбранного вами варианта ответа, выбрать себе партнера, объяснить свой выбор партнеру, а затем учителю по его просьбе. 1 угол : 1 ,2,3 2 угол : 2 ,3,5 3 угол : 1,3,4 4 угол : другой ответ

3.Подведение итогов . Учитель заслушивает выбор отдельных учеников. Ученики доказывают правильность своих вариантов ответа.

Решают задачи:

1)Если 2 пересекающиеся прямые одной плоскости параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны

2)Если прямая параллельна плоскости, значит она параллельна любой прямой, лежащей в этой плоскости

3) Если прямая параллельна прямой, лежащей в плоскости, значит она параллельна плоскости

4)Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную другой плоскости, то такие плоскости перпендикулярны

5) Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна произведению периметра основания на высоту

Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для выбора верного ответа, доказывают свой выбор

Выполняют задания в группе

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения

Закрепляют

Выполняют тренировочное учебное действие

Повторение теоретического материала* Структура Stir The Class

Этапы реализации:

1. Постановка задачи. Пред вами учебник и справочный материал. Ваша задача вспомнить и запомнить как можно больше истинных утверждений, формул по теме «Многогранники» (кратко записать на лист). На выполнение задания у вас 3 минуты.

2. Учебная игра.

Учитель:

Прочертите линию после последнего утверждения. Сейчас я включу музыку Для вас это сигнал встать и начать двигаться по кабинету, чтобы записать как можно больше идей одноклассников. Как музыка прекратиться (через 3 минуты) , вы вернетесь на свои места (задача учителя проследить, чтобы дети не использовали время, отведенное на игру для праздного общения)

Работа в группах Вернувшись в группы ученики по очереди зачитывают записанные идеи (3 минуты)

    Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор учеников по очереди по 1 утверждению. Выявляется победитель (ученик, записавший больше всех утверждений)

1)Работают со справочной литературой

2) Записывают формулы, определения, теоремы, следствия из теорем по теме «Многогранники»

3)Сравнивают свои ответы с ответами одноклассников

4) Записывают те утверждения, которых у них нет

5)Обсуждают в группе свои утверждения

6) Зачитывают классу свои утверждения

сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для решения задачи повышенной сложности

Отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Участвуют в диалоге и выводят правило сравнения обыкновенных дробей

При возникновении ситуации затруднения регулируют ход мысли

Решение задач по теме «Многогранники»* Структура КУИЗ-КУИЗ-КУИЗ

«Опроси- опроси-обменяйся карточками»

Этапы реализации:

Постановка задачи . Перед вами карточки с заданиями. Каждый участник решает свое задание

Работа в группах . Партнеры по лицу объясняют решение своей задачи друг другу, а затем партнеры по плечу объясняют решение своей задачи. Если возникают затруднения, задача решается всей группой.

Подведение итогов. Учитель заслушивает решение задач. Ученики доказывают правильность решений задач (одновременно 4 ученика выходят к доске и записывают решения задачи, которую решал его партнер).

1.Сторона основания правильной треугольной призмы равна 6 см. а диагональ боковой грани 10 см. Найти площадь боковой и полной поверхности призмы

2.В основании прямой призмы АВСА 1 В 1 С 1 лежит прямоугольный треугольник АВС. Угол С –прямой. АС=4,ВС=3. Через сторону АС и вершину В1 проведена плоскость. Угол В 1 АС равен 60 градусов.. Найдите площадь боковой поверхности призмы

3.Основание прямой призмы- ромб со стороной 5 см и тупым углом 120 градусов. Боковая поверхность призмы имеет площадь 240 квадратных см. Найдите площадь сечения призмы, проходящего через боковое ребро и меньшую диагональ основания

4.Основание пирамиды- прямоугольник со сторонами 6 и 8 см. Высота пирамиды равна 12 см и проходит через точку пересечения диагоналей основания. Найдите боковые ребра пирамиды.

Самостоятельно планирует свою деятельность, применяет способы решения и прогнозирует результат. Выстраивает в процессе решения задач логическую цепь рассуждений

Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера

Планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре и координируют свои действия

Контроль за работой своей и партнера, оценка и коррекция деятельности

Проявляют познавательную инициативу

Решение задачи повышенной сложности Структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ

Этапы реализации:

1. Постановка задачи. Перед вами задача. Каждый из вас одновременно выполняет задание письменно на отдельных листочках

2. Работа в группах

По окончанию выполнения задания ученики передают свое решение друг другу по кругу. Решения обсуждаются.

3.Подведение итогов. Учитель заслушивает выбор отдельных учеников. Ученики доказывают правильность своих вариантов ответа.

Статград март ЕГЭ 2015 вариант 10310 (Профильный уровень) задание № 16

На ребре АА 1 прямоугольного параллелепипеда АВСДА 1 В 1 С 1 Д 1 взята точка Е так, что А 1 Е:ЕА=4:3. Точка Т- середина ребра В 1 С 1 . Известно, что АВ=5, АД=8, АА 1 =14.

а) В каком отношении плоскость ЕТД 1 делит ребро ВВ 1 ?

б) Найдите угол между плоскостью ЕТД 1 и плоскостью АА 1 В 1 .

Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Работают в парах с учениками и учатся сотрудничать с учителем во время фронтальной работы класса

Сотрудничают с одноклассниками

Вступают в диалог во время групповой работы

В ситуации затруднения регулируют свою деятельность

*Структура ТИК-ТЭК-ТОУ.

Этапы реализации:

1. Постановка задачи. Перед вами 9 карточек с 1 словом на каждом листочке: перемешайте листочки и разложите в формате 3*3

2. Работа в группах

Ученики составляют предложения, используя 3 слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали

3. Подведение итогов . Учитель заслушивает выбор отдельных учеников.

Каждый ученик составляет по 3 предложения, используя любые 3 слова на одной линии (по вертикали, горизонтали, диагонали) площадь, пирамида, призма, высота, апофема, ребро, поверхность, основание, угол

Рефлексия

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Каким способом решали поставленную задачи?

Обсуждают допущенные ошибки в заданиях

Проводят рефлексию способов и условий своих действий

Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Проводят самооценку

Домашнее задание

Обсуждение домашнего задания

Лысенко С 2 вариант 15

    Способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного решения.

На уроках применена рефлексия в виде наблюдения за учащимися: как они усвоили материал с помощью проверочной работы в конце урока. Так же в виде обратной связи «Лесенка достижений» и смайликов. Наблюдение за развитием учащихся во внеклассной работе, на последующих уроках.

    Обоснование варианта решения.

Задача организации учебного и межличностного сотрудничества в рамках урока наиболее эффективно решается через работу в группах. Цель группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы. Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

При совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность в этом)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем, что способствует сплочению класса и решению межличностных проблем. Один из способов работы в группах – соревнования команд, что и изложено в данном плане урока.

В возрасте 10-11 лет ребенок в этот период переходит на новую ступень обучения - в среднее звено. Подчас переход в среднее звено сопровождается определенными трудностями, проявляющимися падением успеваемости и появлением других проблем в учебе. Традиционно эти трудности связывают с проблемами социальной адаптации при переходе детей на предметное обучение и появлением в жизни ребенка нескольких педагогов вместо одного учителя. Общение, по мнению большинства исследователей, является ведущим видом деятельности в данном возрасте.

Для того чтобы повысить успеваемость необходимо уменьшить стресс и повысить мотивацию.

Используем по возможности ответы, сидя с места для уменьшения стресса. Слабые ученики всегда отвечают домашнюю работу (прослушали материал на уроке, повторили дома и в классе). Сильные ученики зарабатывают оценки на уроке. Урок начинается в интересном ключе с помощью «5 секретов». Ученики сидят по 4 человека. Сингапурские структуры позволяют задействовать коммуникативную активность, которая является ведущей в этом возрасте.

С целью повышения мотивации в начале урока использованы легкие задания для создания ситуации успеха. Веселые физ. Минутки снижают утомляемость и поднимают настроение. Красочные презентации так же вызывают интерес и снижают утомляемость учеников.

В 16 лет ребенок вступает в пубертатный возраст. Умственные и физические способности сформированы и продолжают развиваться. Происходит профессиональное и личностное самоопределение. Определяется жизненный путь и на первое

место выдвигается профессионально-учебная деятельность.

Для поддержания мотивации использована связь изучаемого материала с применением его в будущей профессии. Для развития концентрации внимания преимущественно используется посадка учеников по 1 человеку за парту при выполнении индивидуальных работ, а также работа в группе. Материал представляется менее красочно оформленным для того, чтобы было меньше отвлекающих факторов.

7. В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях.

Работа в группах эффективна еще и тем, что применяется практически на всех уроках. Условия ее организации известны учащимся, ее легко организовать. Основное условие – обоснованность выбора данного приема в конкретном контексте урока.

Использовать в других ситуациях можно:

1. Фронтальный опрос

2. Прием использования элементов предметной среды: запись материалов на интерактивной доске или планшетах учащихся, объединенных с ней, с их последующим обсуждением. Причем это может быть использовано не только в рамках одного урока, но и на протяжении всей темы. Этот прием может быть использован также и для прослеживания роста учащегося: «Что знаем в начале темы?» - «Что знаем в конце темы?»

3. Совершение намеренных ошибок в какой-либо информации с их последующим поиском и обязательным обсуждением.

4. Звукозапись домашнего задания на уроках по другим предметам.

8. Укажите, какие действия необходимо предпринять педагогу в процессе подготовки и реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога и/или права других субъектов образовательного процесса, профессионального сообщества в процессе реализации этого решения. В процессе выполнения этого «шага-задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:

9. Опишите возможные последствия предложенного Вами решения задачи в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.

На следующем уроке – научатся договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.

В конце четверти – научатся организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.), критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

К концу года – научатся принимать позицию собеседника, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, высказывать свои мысли четко, выражать свои идеи вслух, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

Это поможет мне в следующем году реализовать групповые проекты и учебные исследования, рассчитанные на продолжительное время.

Термин «предметная среда» и связанное с ним понятие появились в результате переноса на мир человека и человеческой деятельности представлений, выработанных при исследовании животных организмов и их поведения. В основе соответствующего биологического понятия -- «природная среда» -- лежало расчленение объекта изучения на «организм» и «среду», причем среда составляла природные, естественные условия жизни организма, к которым, по мысли биолога, организм должен был приспосабливаться. Природная среда в рамках этой абстракции не зависит от жизнедеятельности и поведения животных организмов; если она и менялась, то не в связи с ними. В свою очередь, поведение организма определялось его отношением к природной среде и вместе с тем создавало это отношение: животные могли избегать неблагоприятных условий или, наоборот, находить благоприятные. Даже в тех случаях, когда жизнедеятельность и поведение животных изменяли среду, то это все равно выступало для животных как стихийный, не зависящий от них, естественный процесс изменения самой природы. (Предметная среда -- это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.)

Подобные представления об обособленном животном организме и его отношении к природной среде подразумеваются и тогда, когда речь идет о предметной среде человека. Хотя в этом понятии вместо животного организма фигурирует человек, а вместо природы -- предметность, окружающая человека, характер абстракции остается тот же: человек мыслится приспосабливающимся к предметной среде, а среда -- независимой от человека.

Надо заметить, что подобный перенос понятия оказался возможным лишь на особом историческом этапе развития общества, когда отдельный человек стал настолько независимым от социума и приобрел такую мощь, благодаря экономическому или политическому управлению им, что стал действовать вопреки другим членам общества и против них, когда такое поведение стало своеобразной нормой жизни. Отдельный человек, при этом понимании, рассматривался как независимый организм, а все окружающее его -- как среда его поведения и жизнедеятельности. Здесь налицо пример совершенно неадекватного осознания новых условий жизнедеятельности. Приобретенная свобода осознается как рабская зависимость. Вполне естественно поэтому, что вскоре же такое представление начало с самых разных сторон обнаруживать свою неадекватность реальному положению дел.

Прежде всего, было отмечено различие между природной и социальной средой человека. Стало очевидно также, что сама социальная среда очень неоднородна: отношение человека к другим людям существенно иное, нежели отношение к вещам. Именно эта последняя составляющая социальной среды и была названа предметной средой.

Отмечалось также, что человек не просто приспосабливается к предметной среде, но и непрерывно изменяет ее своим поведением и деятельностью, что эти изменения осуществляются не столько стихийно, как у животных, сколько сознательно и целенаправленно. Последнее, естественно, привело общественную мысль к следующему принципиальному выводу: человек не просто изменяет предметную среду -- он ее производит, творит в соответствии со своими идеями, идеалами и планами. Это обстоятельство существенно отличает предметную среду человека от природной, которая изначала дана людям и не является продуктом их деятельности. Имея это в виду, предметную среду человека стали называть «второй природой».

Фиксация искусственности предметной среды, или второй природы, по сути дела, коренным образом изменила само понимание взаимодействия между организмом и средой. Человек оказывался таким организмом, который по отношению к предметной среде выступал уже не как приспосабливающийся, а как производитель и творец предметности, как ее источник. Предметная среда в силу этого перестала пониматься в качестве среды и была осознана в виде продукта человеческой производящей деятельности, в частности промышленного производства.

Но характеристики искусственного, будучи совершенно верными, не исключали и иных определений: в другом плане предметный мир, созданный и создаваемый людьми, выступал по отношению к ним как среда, к которой они должны таки были приспосабливаться и в соответствии с которой должны были строить свое поведение и свою деятельность. Поэтому определение мира вещей, созданных людьми и окружающих их, как предметной среды, т. е. как естественного, продолжало сохраняться, несмотря на очевидную правильность характеристик искусственного.

В основании этих двух разных характеристик, внешне приводящих к противоречию, лежит исключительно важная и принципиальная двойственность в положении и деятельности самого человека.

Своеобразие существования человека состоит как раз в том, что каждый отдельный человек является не только отдельным и самостоятельным человеком, живущим в природной и социальной среде, но всегда также определенным органом более сложного, социального организма -- человеческого общества, элементом сложной социальной системы. При этом, как выясняется, именно это второе качество -- органа социальной системы -- является главным и определяющим для человека, а существование его в качестве отдельного и независимого организма является вторичным, определяется потребностями более широкой социальной системы и, как показывает история, встречается отнюдь не при всякой организации человеческого общества.

Один и тот же индивид в современном обществе выступает и в той и в другой роли. Но он разный в каждом из этих отношений и по-разному относится к своему предметному миру.

Отдельный человек может производить, создавать элементы предметного мира, и поэтому многие элементы последнего выступают для него не как продукты его сознательной и целенаправленной деятельности, а как нечто естественно данное, независимое от него и противоречащее ему, как то, с чем ему приходится считаться и к чему ему приходится приспосабливаться, т. е. как среда его жизнедеятельности,

Если мы говорим о создании или производстве предметного мира в целом, то можем и должны иметь в виду уже не отдельного человека, а всех людей, объединенных в человечество, или, точнее, Человечество -- как единый социальный организм, создающий и производящий весь предметный мир. Но для организма этого рода, для Человечества, предметный мир выступает уже не как среда, к которой нужно приспосабливаться и которая живет по своим стихийным, естественным законам, а как продукт его деятельности, как его творение и в этом смысле -- как полностью от него зависящий мир.

Подобное творческое отношение к предметному миру доступно и характерно не только для абстрактного социального организма, или Человечества, но и для каждого конкретного человека. Реальное существование -- сознание и поведение отдельного человека -- задано не только его положением в системе Человечества, его функциями в этой социальной системе. Являясь органом всей социальной системы, отдельный человек как бы перенимает всю ее мощь и, благодаря этому, встает на один уровень с природой и предметным миром. Если человек осуществляет в социальной системе функцию управления, то он как бы присваивает себе всю эту социальную систему и начинает относиться к первой и второй природе посредством этой системы. В таком положении отдельный человек может чувствовать и осознавать себя производящим весь предметный мир, ибо его цели и идеалы, реализованные социальной системой, изменяют и преобразуют мир. Осознание этого факта определяет отношение современного человека ко всем окружающим его предметам и позволяет ему рассматривать их не как среду, к которой надо приспособиться, а как мир, который надо изменить.

Очевидно, что практически это отношение возможно только в том случае, если отдельный человек действительно является органом и агентом Человечества, если он сознает себя таковым, если он действительно присваивает себе социальную систему и получает возможность распоряжаться ее мощью в ходе своей собственной индивидуальной деятельности. Очевидно, что это происходит не всегда, и не может происходить всегда. Уже один факт различий и разнообразия целей деятельности отдельных людей ставит этому преграду и заставляет их подчинять свои цели и желания интересам целого. Отсюда знаменитый тезис о свободе человека как осознанной необходимости. Реально предметный мир, как и все остальное в социальных структурах, выступает для всякого отдельного человека с двух, связанных между собой сторон: с одной -- как предметный мир, который он в качестве органа и агента Человечества производит и изменяет в соответствии со своими идеалами, целями и потребностями, с другой -- как предметная среда, к которой он должен и вынужден приспосабливаться, как независимая от него сила, обладающая своими естественными законами жизни, с которыми он должен сообразовать все свои сознательные действия, если действительно хочет быть свободным.

Указанная двойственность в отношении человека к предметам окружающего мира дает возможность различить в жизнедеятельности каждого отдельного человека поведение и собственно деятельность. Отношение приспособления к предметам окружающего мира задает функциональные характеристики поведения, а сами эти предметы превращает в предметную среду. Отношение сознательного и целенаправленного изменения и преобразования предметов окружающего мира, или же использование их в качестве средств и орудий такого преобразования, задает функциональные характеристики деятельности, а сами эти предметы превращает, соответственно, в предметы деятельности, ее продукты и средства. В поведении и в деятельности предметы окружающего нас мира живут, если можно так выразиться, разной жизнью и по разным законам.

Вещи предметного мира могут не удовлетворять людей и человечество и как среда поведения, и как элементы деятельности. Отношение неудовлетворенности предметной средой возникает в тех случаях, когда вещи начинают ограничивать поведение и деятельность людей, создают дискомфорт и напряженность в психическом состоянии. Это может происходить и происходит потому, что поведение и деятельность людей меняются, а предметная среда остается прежней и входит в противоречие с новыми процессами; потому, что предметы, являющиеся условиями и элементами деятельности и поведения разных людей, групп и коллективов, сталкиваются и пересекаются в одном и том же пространственно-временном ареале; потому, что предметный мир изменяется и преобразуется быстрее, нежели реальные связи и механизмы процессов деятельности; наконец, потому, что идеалы и требования человека к наилучшей организации деятельности и среды опережают реальные процессы преобразования предметного мира.

Но какими бы ни были причины, по которым возникает неудовлетворенность состоянием предметного мира, необходимо различать два ее плана: а) отношение предметной среды к человеку и процессам его жизнедеятельности и б) отношение предметной среды к нормативным структурам деятельности, к нормам ее. Оба плана предполагают совершенно разные линии как осознания и изучения социальных разрывов, так и практического социального преодоления их. Предметный мир получает совершенно различные характеристики в зависимости от того, берется ли он в отношении к абстрактным структурам деятельности, в частности производственной, или же в отношении к людям. В первом случае точкой отсчета становится производство, его максимальная продуктивность, а люди выступают как элементы производственного механизма, элементы, без которых, к сожалению, нельзя обойтись, которые должны обеспечить максимум производственной энергии и которых для этого приходится специально воспроизводить. Во втором случае точкой отсчета становятся люди, независимые от производственного механизма, смысл и цель существования которых состоит в непроизводственной деятельности и которым нужно создать предметную среду, наиболее соответствующую непроизводительным установкам.

Таковы две крайние, полярные точки зрения на человека, производство и предметный мир. Обе -- достаточно бессмысленны из-за слишком абстрактного представления человека и производства и отсутствия действительного научного синтеза, дающего конкретное понятие о человеке. Но, к сожалению, многие философские и собственно научные осознания разрывов в отношениях между человеком, человеческой деятельностью и предметным миром до сих пор идут по этим крайним, полярным линиям, изображают их как разрывы либо только между человеком и предметной средой, либо только между деятельностью, чаще всего производственной, и ее вещественными элементами, т. е. нормами деятельности и их вещественными элементами.

Какой бы вид разрывов и противоречий ни осознавался отдельным человеком, его неудовлетворенность должна перерабатываться и преобразовываться в иные отношения, в отношения к иным элементам социальных структур. Какой бы плохой ни была предметная среда и какую бы неудовлетворенность она ни вызывала, из этого ничего не следует и ничего не вытекает, если мы относимся к ней только как к среде: ведь среда -- это то, что живет по своим естественным законам, не зависящим от нашей деятельности, то, к чему мы, следовательно, должны и только можем приспосабливаться. Чтобы могла возникнуть мысль об изменении предметного мира и установка на это изменение, предметный мир нужно представить уже не как среду, а как продукт и творение человеческой деятельности, деятельности человечества в целом и различных коллективов людей. Тогда отношение к предметному миру оборачивается отношением к абстрактному процессу его производства или же отношением к определенным людям, социальным группам и коллективам людей, производящим его. Первое происходит тогда, когда отдельный человек ощущает себя причастным ко всей социальной системе в целом, присвоившим ее себе; второе -- когда социальная система представляется ему расчлененной на классы и присвоенной классами, к которым он принадлежит.

В тех случаях, когда человек ощущает потребность изменить тот предметный мир, который его уже больше не устраивает, он обращает свою деятельность на процесс производства предметного мира и начинает перестраивать его так, чтобы это привело к производству другого предметного мира, другой предметной среды. Ясно, что это возможно не всегда, а только в случае, если этот отдельный человек не только ощущает себя, но и реально является органом социальной системы, имеющим возможность наметить, спроектировать и осуществить необходимое изменение системы производства. Ясно также, что подобный процесс является особым механизмом функционирования социальной системы и может происходить только в тех случаях, когда эта социальная система имеет необходимые для этого органы. Иначе говоря, целенаправленное и сознательное изменение предметного мира, рассчитанное на то, чтобы привести и постоянно приводить его в соответствие с изменяющимися процессами деятельности людей, их ценностями и отношениями к предметному миру, предполагает особые социальные структуры, особые органы, ни в коем случае не сводимые к одному лишь промышленному производству. Таким образом возникает социальный институт дизайнерского проектирования.

Для нас здесь важно только одно обстоятельство, а именно: объектом деятельности дизайнерского проектирования является предметная среда, но среда, понимаемая не биологически, т. е. как естественный объект, а синтетически -- как носитель оппозиции «естественное -- искусственное» Рис.1. Можно было бы заменить термин «предметная среда», и это, может быть, было бы самым удобным, но во-первых, трудно придумать другой, и во-вторых, он достаточно привился в литературе по дизайну.