Внеурочная деятельность как инновационная составляющая фгос второго поколения. Реализация внеурочной деятельности в начальной школе согласно требованиям фгос 6 основные направления внеурочной деятельности в школе

Внеурочная деятельность школьников

Методический конструктор


Раздел 1. Сущность внеурочной деятельности школьников

  • ВД – объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решать задачи их воспитания и социализации.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников

  • Игровая
  • Познавательная (не на уроке)
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социально преобразующая добровольческая деятельность
  • Трудовая
  • Спортивно-оздоровительная
  • Туристско-краеведческая

Результаты и эффекты ВД

  • Воспитательный результат ВД – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  • Воспитательный эффект ВД влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребенка.

  • Первый уровень результатов : приобретение школьниками социальных знаний , первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • Второй уровень результатов : получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Результаты внеурочной деятельности

  • Третий уровень результатов : получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • Достижение трех уровней результатов увеличивает вероятность появления эффектов ВД.
  • Первый достигается относительно простыми формами, второй – более сложными, третий – самыми сложными формами ВД.

Соответствие уровней результатов, форм и видов ВД

  • Форсирование результатов и форм ВД не обеспечивает эффективности! Примеры:
  • Социальное творчество – 1) социальная проба (участие ребенка в деле, акции, организованной взрослым) – 2) КТД – 3) социально-образовательный проект.

См. таблицу 1

методического конструктора


Раздел 2. Формы организации ВД

  • По всем направлениям ВД представлены формы работы и результаты для трех уровней, приведены примеры.

См. с. 16 - 114


  • Комплексные образовательные программы – достижение всех трех уровней результатов в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы – получение результатов в определенном проблемном поле (патриотическое воспитание, воспитание счастьем, воспитание толерантности …).

Раздел 3. Как разработать программу ВД школьников

Типы образовательных программ ВД:

  • Программы по достижению результатов определенного уровня – первого, первого и второго, второго и третьего, часто связаны с возрастом детей.
  • Программы по конкретным видам ВД – игровой, познавательной и др.
  • Возрастные образовательные программы
  • Индивидуальные образовательные программы.

  • ПВД могут быть разработаны школой самостоятельно или на основе переработанных примерных программ.
  • Программы должны быть рассчитаны на определенный возраст: для младших школьников, подростков и др.
  • Содержание программ отбирается педагогически целесообразным и соответствующим потребностям и запросам учащихся и родителей.

Общие правила разработки программ ВД

  • ПВД содержит: введение (цель программы, принципы, структура, объем часов, возрастная группа учащихся), перечень основных разделов с указанием часов на их освоение (тематический план), описание разделов и содержания занятий (конспекты), характеристика основных результатов.
  • В ПВД описывается содержание ВД, суть и направленность планируемых дел и мероприятий.

Общие правила разработки программ ВД

  • В ПВД указывается количество часов аудиторных занятий – не более 50% от общего числа часов – и внеаудиторных (активных) занятий.
  • ПВД могут реализовываться как в отдельном классе, так и в творческих объединениях школьников одной возрастной группы (образец программы для класса и образец программы для старших подростков)

Раздел 4. Диагностика эффективности ВД школьников

  • Изучение изменений в личности школьника : опросник личностного роста через отношение к ценностям (к себе, к Отечеству и др.)
  • Изучение детского коллектива: методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н. Лутошкин), социометрия
  • Изучение профессиональной позиции педагога: диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

См. книгу Изучение эффективности воспитательного процесса /Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.


Раздел 5. Нормативное обеспечение ВД школьников

  • Примерная должностная инструкция замдиректора по ВД
  • Примерная должностная инструкция педагога-организатора
  • Примерная должностная инструкция классного руководителя
  • Примерная должностная инструкция педагога дополнительного образования
  • Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ на период до 2010 года (проект)
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2010 г. № 30-51-433/16)

Раздел 6. Дайджест нормативных документов, регулирующих внеурочную сферу школы

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11. 02. 2000 г. № 101/28-16)

Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО и ООО Образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной Направлена на достижение воспитательных результатов (личностных и метапредметных) через участие обучающихся в различных видах деятельности






















Требования к программам Название программы Направление,форма Пояснительная записка(цели, задачи, виды деятельности) Учебно-тематический план Содержание курса Преемственность на протяжении всех лет обучения на каждой ступени Не более 50% аудиторных занятий


Духовно-нравственное Кружок «Мы живём в России» Спортивно-оздоровительное Секция ОФП «Путь к здоровью» Общекультурное Общеинтеллектуальное Кружок «Я – исследователь» Кружок «Юный граматей» Кружок «Я люблю английский» Интеллектуальный клуб «Умники и умницы» Направления и формы внеурочной деятельности МБОУ Школа 10 «Успех» Творческая лаборатория «Волшебная бумага» Социальное Кружок «Экология души»


Духовно-нравственное направление Кружок «Мы живём в России» 2 часа в неделю Виды деятельности Подготовка и проведение праздников посещение театров Участие в конкурсах, презентациях, выполнение проектов Знакомство с историческими и культурными центрами города (экскурсии) Уровень результатов: приобретение социальных знаний


Спортивно-оздоровительное Секция ОФП «Путь к здоровью» 1 час в неделю Виды деятельности Спортивные соревнования, подвижные игры Совместные спортивные праздники с родителями Туристические походы и спортивные эстафеты Уровень результатов: приобретение социальных знаний(1класс), приобретение социального опыта(2,3 классы)




Общекультурное направление Детский театр «Петрушка» 1 час в неделю Виды деятельности Ролевые и психологические игры, тренинги, Театрализованные представления Этюдные работы, сценическая речь, творческие работы Уровень результатов: приобретение социальных знаний


Общеинтеллектуальное направление «Я – исследователь» 2 часа в неделю Виды деятельности Эксперименты, наблюдения Групповая работа, деловая игра, игра- импровизация Конкурсы, конференции, круглые столы, презентации Уровень результатов: приобретение социальных знаний, социального опыта








Должностная инструкция воспитателя ГПД Сопровождает внеурочную деятельность детей, проводимую в режиме ГПД педагогом внеурочной деятельности: Присутствует на занятиях; Координирует деятельность обучающихся во время проведения внеурочных занятий; Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. Обеспечение режим соблюдения норм и правил техники безопасности во время проведения занятий.


Проблемы организации внеурочной деятельности: 1. «Перегрузка» обучающихся часами внеурочной занятости: 2. Занятие с целым классом (зависимость оплаты часов ВД от количества детей в группе; стоимость часа ВД) 3.Невостребованность часов педагогами- предметниками 4.Недостаток специально оборудованных помещений 5. Нерентабельность привлечения педагогов ДОУ

Приступая к разговору о направлениях внеурочной деятельности по ФГОС, вначале расшифруем эту аббревиатуру.

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт – документ, в котором отображаются основные требования, предъявляемые государством к обучающим программам образовательных учреждений всех типов – от дошкольных до профессиональных. Он является обязательным к применению учебными заведениями на всей территории Российской Федерации. Благодаря ФГОС обеспечивается преемственность образовательного цикла на всем его протяжении.

Типы ФГОС

Существуют различные типы ФГОС, в зависимости от того, для образовательных учреждений какого уровня они предназначены. Государственный стандарт общешкольного образования в РФ уделяет особое внимание не только изучению основных школьных предметов в форме уроков , но и внеурочной деятельности.

Направления внеурочной деятельности по ФГОС различны: игровые, познавательные, досуговые, творческие, трудовые, спортивные. Они способны удовлетворить интересы любого школьника, его потребности в самореализации.

Внеурочная деятельность имеет важное значение для нормального физического и интеллектуально-нравственного развития детей и подростков, а также для их социальной адаптации и привития им трудовых навыков , необходимых во взрослой жизни и облегчающих профессиональную ориентацию в будущем.

Основные виды организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в школе осуществляется несколькими способами. Многие дети, помимо общеобразовательной, посещают так называемые специальные школы: музыкальные, художественные, спортивные и т.д. Но такого рода занятия возможно организовать и в рамках стандартной школьной программы. Основной вид организации внеурочной деятельности в школе – секции и кружки . Занимаясь в них, учащиеся развиваются физически и интеллектуально, расширяют свой кругозор, углубляют знания по основным школьным предметам, порой выходя достаточно далеко за рамки стандартной учебной программы, получают навыки практической и , что может пригодиться им при обучении в профессиональных учебных заведениях.

Исходя из формы осуществления, виды внеурочной деятельности можно разделить на теоретические и практические.

Сколько основных направлений имеет внеурочная деятельность?

На самом деле внеурочная деятельность имеет множество направлении. Какие из них сделать основными, решает для себя каждая конкретная школа и каждый конкретный педагог, опираясь на главную цель: воспитание гармоничной и разносторонней личности.

Перечислим наиболее популярные направления и виды деятельности во внеурочной работе:

  • Оздоровительно-спортивное направление достигается путем организации при школе спортивных секций для занятий различными видами спорта.
  • Интеллектуально-культурное обеспечивается занятиями в кружках художественного плана (музыкальных, драматических, изобразительного искусства), а также организацией школьных экскурсий по музеям и театрам.
  • Занятия туризмом способствуют развитию интереса к родному краю, его природным и историческим достопримечательностям.
  • Профессионально-бытовые навыки дети могут получить в кружках по различным видам технического моделирования и рукоделия .
  • Работа в предметных кружках (математических, биологических, литературных) играет важную роль в процессе более раннего определения способностей и наклонностей, имеющих отношение к профориентации школьников.
  • Социальной адаптации могут способствовать так называемые ролевые игры , моделирующие различные ситуации бытового или общественного характера и облегчающие усвоение детьми правил поведения в них. В младших классах это могут быть игры типа «Мы пришли в магазин», «Дорога и дорожное движение », «На приеме у врача». Более старшие школьники с интересом имитируют работу взрослых учреждений, выступая в роли директора и других членов трудового коллектива, или организуют, скажем, избирательную кампанию по выборам президента школьного совета, попутно вникая во все тонкости и подробности избирательного процесса как такового.

В качестве организатора внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, как правило, выступает в основном ее собственный педагогический коллектив, но иногда привлекаются и преподаватели из школ дополнительного образования. Активное участие в ней способствует ускорению и облегчению социальной адаптации ребенка не только в образовательном учреждении как таковом, но и в обществе в целом, т.к. школа, в сущности, является одной из основных его моделей.

В начальных классах внеурочная деятельность выступает преимущественно в игровой форме, и это естественно. Младшие школьники – дети в полном смысле этого слова, и в силу возраста еще не способны ни к сколько-нибудь значительным нагрузкам – как физического, так и умственно-эмоционального плана, ни к точному определению сферы своих интересов, ни к концентрации усилий в этой сфере. Но по мере взросления детей она постепенно приобретает четкие и серьезные очертания, и работа в ней все более приближается к формам деятельности взрослых. Старшеклассники уже организуют школьные научные общества, становятся участниками различных олимпиад – спортивных, технических, предметных, завоевывая призовые места в них и поднимая таким образом как свой собственный рейтинг, так и престиж своего учебного заведения.

Наблюдая за учащимися в условиях внеурочной деятельности, педагог старается выявить все их таланты и способности – а они, безусловно, есть у каждого ребенка, – и направить усилия каждого из школьников к той области, в которой эти данные максимально раскроются, принося глубокое моральное удовлетворение как ученику, так и учителю.

Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС начальной и основной школы - видео

Письмо МО РК № 08-20/177 от 02.03.2012г.

Министерство образования Республики Коми в дополнение к письму № 08-20/55 от 26.01.2012г. направляет информацию, касающуюся установления доплат за внеурочную деятельность обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) образования.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезнаяи проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает свидами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть реализована в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Направления воспитательной деятельности необходимо рассматривать отдельно отвидов деятельности, которыми должна заниматься школа. Перечень видоввнеурочной деятельности может и должен быть шире, в него могут включаться такие видыкакигровая, туристско-краеведческая деятельности, проблемно-ценностное и досуговое общение.

Все направления внеурочной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывается на видах деятельности.

Заместитель министра Н.И. Студиград

Материал из Saratov FIO Wiki

Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС НОО, предполагает развитие у учащихся универсальных умений и способов деятельности, когда задача педагогов состоит в помощи ребенку в самопознании, самораскрытии, в выработке и развитии способов, позволяющих ему приобрести опыт использования средств развития своей индивидуальности. Естественно, что этот подход должен в полной мере реализовываться и в процессе внеурочной деятельности: не давать ребенку готовую сумму знаний, а ставить его в ситуацию поиска, выбора.

Кроме того, опора на данный подход позволит

Объединить усилия всех участников данного процесса, что будет способствовать повышению его эффективности;

Расширить диапазон воспитательного воздействия на ребенка;

Включить ребенка в целостной интегрированный педагогический процесс;

Оптимально использовать кадровые, материально-технические, финансовые ресурсы учреждения.

В связи с этим роль школы заключается в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса. Достижение этого связано не только с изменением содержания образования и средств педагогической деятельности, но и со значительной перестройкой всей организации жизни школы, её уклада.

При этом особое внимание необходимо уделять организации второй половины дня, когда открывается простор для педагогического творчества, когда вся деятельность строится исключительно на интересе школьников и их свободном выборе.

Идея организации второй половины дня не нова, она была широко обсуждаема в 70-80-х годах XX столетия и нашла свое подтверждение в научной литературе в работах известных ученых-психологов XX века В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, которые указывали, что внедрение развивающего обучения наиболее успешно будет протекать при условии:

Многообразия видов деятельности и ее добровольности;

Превращения школы в школу-клуб.

Научным фундаментом организации внеурочной деятельности являются гуманистические идеи педагогики и психологии, теоретические разработки в области развивающего образования, дополнительного образования, педагогики сотрудничества, педподдержки А.Б. Воронцова, О.С.Газмана, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.В. Катуновой, С.Э. Каркалиной., Э.Г. Костяшкина, Г.Н.Кудиной,О.Е. Лебедева, З.Н. Новлянской, С.Д.Полякова, В.В.Репина, О.К. Репиной, Н.Л.Селивановой, Г.К.Селевко, В.А.Сластенина, Е.Н.Степанова, А.Н.Тубельского, Т.И.Шамовой, Б.Д.Эльконина и др.

Еще в 70-е годы XX века на практике (М.В. Катунова, С.Э. Каркалина, Э.Г. Костяшкин, А.Н.Тубельский и др.) была подтверждена необходимость, с одной стороны, и эффективность, с другой, организации второй половины дня с использованием различных видов деятельности для успешного развития личности ребенка.

Ребёнок уже с детства знакомится с различными видами деятельности. Он оказывается включенным в разнообразные отношения. Характер этих отношений будет влиять на процесс развития и социализации ребенка, формирования его позиции: позиции потребителя или позиции производителя материальных и духовных благ. Это, по мнению Григорьева Д.В. и Степанова П.В., – стержень социализации личности, показатель его развития и взросления (своими руками сделал поделку для младшего брата, вместе с друзьями сделали подарки для детского дома, ходили в экспедицию по очистке родников, рисовали панно для больницы, подготовили концерт для ветеранов и т.д.).

Процесс воспитания в школьном пространстве, безусловно, непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.

С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности :

Спортивно-оздоровительное,

Духовно-нравственное,

Социальное,

Общеинтеллектуальное,

Общекультурное.

Выбор направлений и наполнение конкретным содержанием каждого из направлений находится в компетенции образовательного учреждения.

Обратите внимание!!!

Во многих образовательных учреждениях встречается ошибка при определении направлений.

Например, научно-познавательное, патриотическое, художественно-эстетическое и др. не названы в ФГОС НОО.

Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из указанных в ФГОС НОО направления.

Спортивно-оздоровительное направление

Основными целями реализации данного направления являются: способствовать

Освоению младшими школьниками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе (ведение здорового образа жизни, сохранение и поддержание физического, психического и социального здоровья);

Развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества (например, в Саратовской области приоритетными базовыми ценностями являются: патриотизм, семья, здоровье, Отечество и т.д.);

Приобретению школьниками нового ценностно-окрашеного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

В процессе реализации данного направления предполагается решение следующих задач: мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; формирование и развитие детских общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности; помощь младшим школьникам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности основывается на принципах: природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотизма, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Примечание. Для детей младшего школьного возраста Саратовской области наиболее оптимальной является такая форма реализации спортивно-оздоровительной деятельности как туристско-краеведческая подготовка (объединения: «Детский туризм», «Наше здоровье - в наших руках», «Эстафетная подготовка», «Пеший туризм», «Общая физическая подготовка», «Легкая атлетика», «Атлетика и скульптура тела», «Юный путешественник», клуб «Здоровячок»). Кроме этого большой популярностью пользуется сюжетно-ролевая деятельность с максимальным использованием средств физической культуры, например, день дублера. В проведении этого дня могут принимать участие дети из разных объединений, кружков, спортивных секций.

Социальное направление

Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Основным содержанием понимания социализации является перевод младшего школьника в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества. Иными словами речь идет о реализации такого направления внеурочной деятельности как социальное (социальное творчество). Социальное творчество школьников – добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Примечание. В Саратовской области данное направление удачно реализуется через детские общественные организации («Синегория», «Родничок», «Лидер» и т.д.), детские объединения (пионеры, скауты, юные инспектора движения, юные друзья пожарных), детские движения (волонтеры).

Наиболее эффективной, из применяемых в этом направлении технологий, можно считать технологию социального проектирования.

Технология социального проектирования легла в основу программы «Гражданин» и включает в себя следующие этапы:

Подготовка учащихся к работе над проектом;

Выбор проблемы;

Сбор информации;

Разработка собственного варианта решения проблемы;

Реализация плана действий участниками команды;

Подготовка к защите проекта. Формирование портфолио;

Презентация проекта;

Рефлексия.

Подробнее с программой «Гражданин» и условиями проведения всероссийской акции «Я – гражданин России» можно познакомиться на сайте Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования http://www.sipkro.ru .

Кроме этого, к использованию в образовательных учреждениях можно рекомендовать такие технологии как социальная проба и социальная практика.

Общеинтеллектуальное направление

Данное направление может реализовываться через факультативные занятия, кружки познавательной направленности, научные общества обучающихся, интеллектуальные клубы и т.д. Основная цель реализации данного направления: активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива. Примечание. Это направление можно с успехом реализовывать через такие объединения как: «Самый умный», «Самоделкин», «Страна Цифирия», «АБВГДейка» «Экология для младших школьников», и т.д.

Духовно-нравственное направление

В направлении духовно-нравственного развития обучающихся можно выделить следующие составляющие:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Цель и задачи духовно-нравственного направления организации внеурочной деятельности обучающихся достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала;

Укрепление нравственности;

Принятие обучающимся базовых национальных ценностей;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

Формирование основ российской гражданской идентичности.

Примечание. В образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Саратовской области данное направление внеурочной деятельности представлено следующими объединениями: «Основы православной культуры», «Моё право», «Литературное чтение», «Души прекрасные порывы», «Я – гражданин своей страны» и т.д.

Общекультурное направление

Задача общекультурного направления внеурочной деятельности состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается общекультурное воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе общекультурного воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия.

Примечание. Педагогам образовательных учреждений можно рекомендовать следующие объединения по реализации данного направления: «Театр «Малышок», «Школа волшебников», Музыкальная студия «Мелодия», фольклорная студия «Ручеек» и т.д.

В приказе Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» перечислены формы реализации внеурочной деятельности :

Экскурсии,

Круглые столы,

Конференции,

Диспуты,

Школьные научные общества,

Олимпиады,

Соревнования,

Поисковые и научные исследования,

Общественно полезные практики и др.