Антиципация результатов действия. Методические материалы по литературному чтению "антиципация как средство развития навыка беглого чтения"

Антиципация

(от лат. anticipatio - предвосхищение) - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий . В психологии различают два смысловых аспекта понятия А.:

2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления.

Это ожидание (или «опережающее отражение») обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П. К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

Карпенко Людмила Андреевна

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Антиципация

Способность системы в некоей форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. Особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности. В психологии различаются два смысловых аспекта этого понятия:

1 ) способность представить себе возможный результат действия до его выполнения, а также представить способ решения проблемы прежде, чем она реально будет решена (см. ); служит средством связи обратной при построении действия;

2 ) способность организма подготовиться к реакции на некое событие до его наступления; это ожидание (или ) обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора действия. Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия (П. К. Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания Г. Уолтера (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Антиципация Этимология.

Происходит от лат. anticipatio - предвосхищаю.

Категория.

Элемент процесса восприятия.

Специфика.

Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

Исследования.

Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К.Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания () Г.Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно-центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АНТИЦИПАЦИЯ

(от лат. anticipatio - предвосхищаю) - предмета, явления, результата действия и т. п. в сознании человека еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Син. предвидение. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия , описанный П . К . Анохиным в теории функциональных систем . Физиологическим проявлением А. является Г. Уолтера (см. ) - медленное отрицат. изменение электрического потенциала, предшествующее ожидаемому предъявлению стимула, преимущественно выраженное в лобно-центральных отделах коры. В психологии мышления А. обозначает представление (в сознании человека) схемы решения к.-л. проблемы еще до того, как она будет реально решена (см. ). Ср. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "антиципация" в других словарях:

    АНТИЦИПАЦИЯ - (греч) 1) предвзятость. В философии: предвзятое, недостаточно обоснованное положение, из котор. делаются те или другие выводы; 2) отдача денег, взятых взаймы, прежде наступления срока, преждевременное получение налога, подати и пр.; 3)… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНТИЦИПАЦИЯ - (налогов) термин, обозначающий преждевременное, нередкопринудительное взимание налогов государством или размещение им краткосрочного займа, облигации которого принимаются в погашение определенно го налога. Словарь финансовых терминов. Антиципация … Финансовый словарь

    антиципация - и, ж. anticipation <лат. anticipatio. См. также антисипация. 1. Преждевременное взимание каких л. податных сборов. Сл. 18. Новый заем, и новыя так называемыя антиципации, которыя также не что иное суть, как заем, по справедливости почли… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    АНТИЦИПАЦИЯ - (от лат. ante прежде, capere схватывать) предвидение или предвосхищение будущих событий, являющееся непосредственным и не представляющее собой вывода из др. знания. А. отличается как от ожидания, опирающегося на вероятностное умозаключение от… … Философская энциклопедия

    антиципация - предвосхищение, предугадывание, предвзятое мнение Словарь русских синонимов. антиципация см. предвосхищение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. А … Словарь синонимов

    Антиципация - (лат. anticipatio; англ. anticipation) 1) в праве и экономике уплата денег по долговому обязательству до наступления условленного срока; в налоговых правоотношениях см. Антиципация налогов. В … Энциклопедия права

    АНТИЦИПАЦИЯ - (лат. anticipatio) уплата денег по долговому обязательству до оговоренного срока. Соглашение, в соответствии с которым покупатель в случае досрочного платежа получает право на скидку, исходя из средней ставки процента … Юридический словарь

    Антиципация - А. Предположение, предвидение развития событий в будущем, имеющееся представление о вероятности того или иного события, явления. Б. Уплата денег по долговому обязательству до условленного срока. В. Наступление раньше срока какого либо события,… … Словарь бизнес-терминов

    АНТИЦИПАЦИЯ - (лат. anticipatio) ..1) предвосхищение2)] Преждевременное наступление какого либо явления … Большой Энциклопедический словарь

    АНТИЦИПАЦИЯ - (от лат. antici patio) 1) предвосхищение, предугадывание возможного хода событий; 2) преждевременное наступление какого либо явления, которое должно было наступить позднее, например уплата денег по долговому обязательству до условленного срока,… … Экономический словарь

Книги

  • Антиципации: Поэтический сборник , Максим Вышнев , Максим Вышнев хорошо известен читателям современной русской поэзии как автор 9 поэтических сборников, а также книг `Сценарии` (рассказы, повести, пьеса) и `Откровения` (афоризмы, максимы). По… Категория: Поэзия Издатель:

В статье рассматриваются основные подходы и направления исследования способности человека к опережающему отражению действительности. Показано, что в отечественной психологии преобладает функционально-регуляторный подход к исследованию процессов предвосхищения будущего, основанный на идеях П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна. Изучение места процессов прогнозирования в регуляции поведения человека как личности связано с исследованием ожиданий в западной психологии. Анализ достигнутых в этой области результатов показывает, что существует необходимость изучения прогнозирования на личностном уровне как проявления универсальной функции мозга.

Способность человека прогнозировать будущие события и действовать с упреждением во времени привлекает внимание психологов со времен возникновения психологии как самостоятельной научной дисциплины. Сложность данных феноменов, многообразие их проявлений обусловили возникновение целого ряда подходов к их исследованию, каждый из которых предлагает особые понятия и теоретические схемы. Для описания психических процессов и явлений, связанных с прогнозированием будущего, чаще всего используются термины « » , «вероятностное прогнозирование» , «опережающее отражение действительности» , «прогностическая способность» , «ожидание» . К числу феноменов предвосхищения будущего может быть причислена установка, понимаемая как готовность действовать в некоторой ситуации определенным образом . Наиболее ранним является термин «антиципация», введенный в психологию еще В. Вундтом. Понятие антиципации , по-видимому, является наиболее общим, которое используется в тех случаях, когда речь идет о проявлении способности психики к опережающему отражению. Классическим для отечественной психологии определением антиципации стало следующее: «Антиципация это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» . Чтобы сделать возможным систематическое изучение проявлений процессов антиципации, Б. Ф. Ломовым и Е. Н. Сурковым были определены ее функции, а также описано уровневое строение процессов антиципации. Полученная в итоге схема стала называться системно-уровневой концепцией антиципации. В соответствии с данной концепцией, исходя из предложенной Б. Ф. Ломовым классификации функций психики, выделяется три функции антиципации : когнитивная, регулятивная и коммуникативная. В приведенном выше определении на первый план выступает регулятивная функция антиципации, проявляющаяся в ограничении степеней свободы живой системы в соответствии с пространственно-временной структурой среды. В соответствии с прогнозируемыми изменениями условий внешней среды осуществляется опережающая подготовка, прогноз результатов действия и построение его программы. Все это определяет направление и характер поведения в сложившейся ситуации. Регуляция действия не может осуществляться без построения модели потребного будущего или, другими словами, акцептора результатов действия , который дает возможность сравнения полученных результатов действия с параметрами требуемого результата. Этот аспект регуляции обеспечивается процессами антиципации, так как результат является будущим по отношению к действию событием. «Цель конструирует деятельность, определяет ее характеристики и динамику. Она выступает как феномен опережающего отражения. Эффекты антиципации служат как бы материалом для ее построения» . Результаты прогноза включаются как существенные и необходимые компоненты в процессы принятия решения. Принятие решения невозможно без участия процессов антиципации, так как прогноз «потребного будущего» и предвидение возможных изменений условий деятельности являются наиболее существенными факторами, определяющими выбор альтернативы. В этом плане значение процессов антиципации столь велико, что Е. Н. Сурков считает одной из наиболее существенных функций антиципации максимальное устранение неопределенности в ходе принятия решения . Таким образом, роль процессов антиципации в регуляции поведения и деятельности весьма значительна. Прежде всего, это связано с тем, что человек, как и любая кибернетическая система, прогнозирует результаты собственной активности. Прогноз результатов делает активность целенаправленной и саморегулируемой, когда благодаря сличению параметров прогнозируемого результата с информацией, поступающей по каналам обратной связи становится возможной коррекция процесса деятельности, устранение отклонений от запланированных параметров результата. Вместе с тем прогнозирование касается не только будущих результатов действия, но и изменений условий внешней среды, которые происходят помимо активности субъекта, но могут иметь существенные последствия для индивида . По этой причине Б. Ф. Ломов считал, что опережающее отражение выступает в двух основных формах: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание . Целеполагание характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта. Цель выступает как опережающее отражение будущего результата этой деятельности. Предвидение более относится к опережающему отражению объективного хода некоторых событий, взятых как бы безотносительно к субъекту (когда субъект выступает в роли наблюдателя). Роль предвидения в регуляции деятельности не менее значительна, чем роль целеполагания. Так, в частности, Б. Ф. Ломов подчеркивал, что предвидение хода управляемого процесса и возможных изменений среды является неотъемлемым компонентом планирования деятельности . Хорошо известно, сколь большое значение имеет предвидение динамики условий деятельности в ходе принятия решений. Исходя из содержания прогноза в процессе регуляции деятельности, по-видимому, может быть дана более подробная классификация видов антиципации. Так, по мнению В. В. Фадеева, антиципация в деятельности охватывает следующие аспекты развития ситуации: возможные варианты трансформации условий; возможные варианты построения исполнительских действий; варианты оценки возможных результатов; возможные варианты коррекции модели условий и программы исполнительских действий . Рассматривая итоги исследований регулятивной функции антиципации, нельзя не заметить, что процессы прогнозирования будущего преимущественно рассматриваются с функционально-регуляторной позиции, истоки которой лежат в психофизиологических теориях регуляции поведения и деятельности . Соответственно, в поле зрения такого подхода не попадают те аспекты, которые требуют выхода за пределы функционально-регуляторного взгляда, в частности проблемы проявлений антиципации на уровне личности, содержательно-смысловых особенностей прогнозирования и т. д. Когнитивная функция антиципации связана с участием процессов прогнозирования в протекании различных познавательных процессов. Так, восприятие включает в себя элементы антиципации в форме перцептивной гипотезы или предвосхищающей схемы , . По мнению У.Найссера, исследовательская активность субъекта направляется предвосхищающими схемами, которые представляют собой «своего рода планы для перцептивных действий» . Результат исследовательской активности – выделенная информация – модифицирует исходную предвосхищающую схему, которая направляет дальнейшее восприятие. Центральным элементом данного перцептивного цикла, по мнению У.Найссера, является предвосхищающая схема, направляющая перцептивный поиск и подготавливающая субъекта к принятию определенной информации, тем самым обеспечивая избирательность восприятия. Антиципация участвует в селекции информации не только в процессах восприятия, но и в процессах запоминания, как это было показано Б. Ф. Ломовым . Б. Ф. Ломов подчеркивал, что запоминание не является механической записью того, что в данный момент действует на человека, оно необходимо включает селекцию воспринимаемой информации. Ведущая роль в процессе селекции информации для запоминания, по мнению Б. Ф. Ломова, принадлежит тем предсказаниям и планам, которые человек строит в процессе поведения. В актах целеобразования, антиципации и планирования поведения формируются критерии селекции воспринимаемой информации для запоминания, как произвольного, так и непроизвольного. Надо сказать, что и селекция информации из памяти в процессе воспроизведения, по мнению Б. Ф. Ломова, зависит от содержания антиципируемого будущего. Воображение не менее тесно связано с процессами антиципации . У. Найссер считал, что образы воображения представляют собой планы сбора информации из потенциально доступного окружения. Образы, по его мнению, являются реалистичным предвосхищением будущего, а суть воображения состоит в способности выделять предвосхищения из непосредственного контекста и манипулировать ими. Проявления антиципации в мышлении связаны, прежде всего, с прогнозом искомого, выступающего в форме мыслительной гипотезы . Прогноз искомого при этом рассматривается как детерминанта, определяющая направление поиска неизвестного. Необходимо подчеркнуть, что прогнозирование включено в решение любой мыслительной задачи (в том числе и непрогностической). На этом основании Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков считают возможным говорить о единстве мышления и прогнозирования. По их мнению, мышление – это прежде всего предвидение. Таким образом, прогнозирование включено в структуру почти всех познавательных процессов, что, по-видимому, дает основания считать антиципацию «сквозным психическим процессом» . Коммуникативная функция антиципации изучена несколько хуже, несмотря на тот факт, что каждый акт общения человека с другими людьми обязательно включает антиципационные процессы. Так, еще С. Г. Геллерштейн отмечал проявления антиципации в предвидении поступков других людей, основанном на не всегда осознанном знании логики эмоций и вытекающих из них поступков . В настоящее время в социальной психологии используется понятие социальных ожиданий, которые группа предъявляет по отношению к поведению каждого ее члена. Наличие конвенциональных ожиданий относительно поведения партнера делает ситуацию общения прогнозируемой и «безопасной». Большое значение имеет тот факт, что партнеры по общению могут осознавать ожидания партнера и строить свое поведение в соответствии с этими ожиданиями. При этом продуктивность общения отчасти определяется тем, какие ожидания предъявляют друг другу партнеры и насколько адекватно они осознают ожидания друг друга . Надо сказать, что исследование проявлений антиципации в коммуникативной сфере велось более широко в западной психологии и связано, прежде всего, с идеями символического интеракционизма и когнитивного подхода . При исследовании эффектов антиципации в коммуникативной и личностной сфере чаще всего опираются на понятие «ожидание». Понятие «ожидание» наиболее распространено в западной психологии и встречается в работах Ф. Хоппе, Э. Брунсвика, Э. Толмена, Ж. Нюттена, П. Фресса, Я. Рейковского и др. Э. Брунсвик ввел в психологию понятие вероятностного ожидания, детерминирующего, по его мнению, поведение субъекта. Ж. Нюттен связывает ожидания с оценкой результатов собственной деятельности, которое зависит от воспоминаний о результате и от оценки результатов в прошлом, а также от особенностей «Я-концепции». Им было выделено два типа людей – «оптимисты» и «пессимисты», которые различаются по характеру ожиданий результатов собственной деятельности и социальных ожиданий. Понятие «ожидание» используется в работах Ф. Хоппе, который при изучении уровня притязаний выявил различие между идеальной и реальной целями, в соответствии с которым человек прогнозирует не только необходимый (идеальный), но и ожидаемый в данной конкретной ситуации результат, который может существенно отличаться от первого . В работах этих ученых было показано, что прогноз значимых в контексте потребностей личности событий сопряжен с оценкой возможности их реализации. Тот факт, что индивидуальные особенности ожиданий Ж. Нюттен связывал с оптимистичностью, говорит о связи такой прогностической оценки с эмоциональными переживаниями. Большой вклад в исследование ожиданий в личностном контексте внес когнитивный подход. По мнению Э. Толмена, любое актуальное поведение мотивируют, наряду с потребностью, две переменные – ожидания и ценность цели. Научение сводится к развитию ожиданий, которые подтверждаются или опровергаются опытом. Представление о том, что ожидания являются одной из детерминант, мотивирующих деятельность, разделяют и другие представители когнитивного подхода в психологии личности, такие как Х. Хекхаузен, А. Бандура и др. Общим для всех представителей когнитивного подхода также является понимание ожиданий как особого рода знаний, которые фиксируют связь между разными способами поведения и его результатами. По мнению А. Бандуры, способность к антиципации позволяет человеку мотивировать свои действия, опираясь на их возможные последствия: «Прошлый опыт формирует ожидания того, что определенные действия принесут ощутимые преимущества, другие не приведут к существенным результатам, а третьи будут отдалять будущие неприятности. Представляя в уме, какими могут быть последствия совершаемых ими действий, люди способны превращать их в мотивационные факторы своего поведения. Таким образом, можно сказать, что большая часть человеческих действий находится под предварительным контролем» . Сформированные на основе прошлого опыта ожидания вызывают соответствующее им поведение. Так, в частности возникает особая форма дезадаптированного поведения – защитное поведение, которое связано с ожиданием угрозы: «Уже известная из прошлого опыта угроза активизирует защитное поведение не столько из-за своих аверсивных свойств, сколько потому, что обладает некоторой предсказательной силой. Ее появление сигнализирует о возможности болезненного исхода, если не будут приняты адекватные меры защиты» . Таким образом, в основе защитного поведения лежат «устрашающие ожидания» , которые иногда могут быть беспочвенными. Вместе с тем, такие ожидания с трудом поддаются коррекции, так как стойкое избегание некоторых ситуаций не дает организму возможности убедиться в том, что обстоятельства изменились и реальной опасности больше не существует. В итоге создается впечатление, что именно данное защитное поведение поспособствовало предупреждению потенциальной угрозы. Так подкрепляется защитное поведение, и люди продолжают вести себя в соответствии со своими ожиданиями. По мнению А. Бандуры, чтобы избавиться от устрашающих ожиданий, требуется мощный опровергающий личный опыт, который невозможно заменить вербальными уверениями. Несмотря на тот факт, что ожидания рассматриваются как особая когнитивная структура, А. Бандура указывает на тесную связь ожиданий не только с внешне наблюдаемым поведением, но и с эмоциональными реакциями: «Аверсивные переживания – как собственные, так и опосредованные – порождают ожидание неприятностей, которое, в свою очередь, может активизировать как страх, так и защитное поведение» . Наряду с ожиданием результатов поведения А. Бандура выделяет «ожидание эффективности». Ожидание результата определяется А. Бандурой как личная оценка того, что то или иное поведение должно привести к тем или иным результатам. Ожидание эффективности представляет собой убеждение в том, что индивидуум способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Так, например, субъект может знать, что некоторые действия приводят к определенному результату, но может не верить в то, что сам он способен произвести эти действия. Ожидание эффективности проявляется в том, будет ли субъект что-либо предпринимать для достижения цели. Основной вклад когнитивного подхода в исследование ожиданий связан, по-видимому, с анализом ожиданий как результата социального научения. Это особенно важно в связи выделением проблемы отрицательных ожиданий, вызывающих дезадаптированное поведение. Поиск истоков и методов коррекции отрицательных ожиданий в этом контексте связывается с содержанием личного опыта, опровергающего или подтверждающего наличные ожидания. Другой подход к изучению истоков негативных ожиданий связан с исследованием влияния особенностей Я-концепции на индивидуальные особенности ожиданий . По Р. Бернсу, одна из важнейших функций Я-концепции состоит в том, что она определяет ожидания индивида, под которыми Р. Бернс понимает «представления индивида о том, что должно произойти» . Он полагает, что ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. Существенно, что Я-концепция содержит в своей структуре оценочную составляющую, связанную с отношением к самому себе или к отдельным своим качествам, которую называют самооценкой или принятием себя . В зависимости от характера самооценки, содержание ожиданий может быть положительным или отрицательным. По мнению Р. Бернса, отрицательные ожидания могут укреплять негативную самооценку, ввиду того, что они реализуются с большой вероятностью по механизму «самореализующихся ожиданий». Таким образом, отрицательные ожидания могут выступать, с одной стороны, как результат низкой самооценки и, с другой стороны, вследствие наличия обратных связей в системе как один из источников неприятия себя. В отечественной психологии исследование ожиданий связано с изучением их роли в деятельности. Так, Т. Б. Булыгина отмечает, что объектом прогноза в учебной деятельности могут выступать отношения окружающих и свое собственное отношение к результатам учебной деятельности . По ее мнению, ожидаемая оценка поступков, действий, личностных качеств становится в младшем школьном возрасте «фактором развития регуляции поведения» . По мнению Т. В. Алексеевой, «ожидания результатов деятельности являются обобщенной характеристикой личности» . Под ожиданиями она понимает психические состояния субъекта, возникающие у него перед выполнением той или иной деятельности или какой-либо коммуникативной ситуации . Т. В. Алексеева подчеркивает тесную связь ожиданий оценки с насыщенными эмоциональными состояниями (положительными или отрицательными). Тесную связь негативных ожиданий с тревожностью обнаружила А. М. Прихожан. С помощью методики незаконченных предложений она выявила ожидание неблагополучия как компонент тревожности и характеристику личности. По ее мнению, истоки ожидания неблагополучия лежат в особенностях самооценки . Таким образом, исследование личностного аспекта проявлений антиципации преимущественно связано с понятием «ожидания», которое фиксирует результат предвосхищения личностно-значимых событий. В тех случаях, когда необходимо сделать акцент на процессуальной, а не результативной стороне, мы считаем возможным использование понятия прогнозирования. Термин «прогнозирование» по сложившейся традиции используют для обозначения проявлений способности к антиципации в мыслительной деятельности , т.е. он соответствует речемыслительному уровню по классификации Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова. Этот уровень является ведущим в регуляции поведения и деятельности личности, что заставляет считать понятие «прогнозирование» наиболее адекватным для использования в данном контексте. Обзор исследований антиципации показывает, что она выступает как некоторый универсальный механизм, «универсальная функция мозга» . Аналогичную позицию занимал и С. Г. Геллерштейн, который подчеркивал, что антиципация имманентно присуща любой деятельности, а ее корни следует искать «в сфере жизненно-важных приспособительных механизмов, являющихся биологически ценными продуктами эволюционного развития» . По мнению Е. А. Сергиенко, антиципация должна рассматриваться как «универсальный механизм психической организации человека», причем феномен антиципации имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, так как в этом понятии связываются воедино прошлые, настоящие и будущие события . Проявления антиципации на высшем уровне – уровне регуляции поведения и деятельности человека как личности являются одной из наименее изученных сторон данной проблемы в отечественной психологии. Универсальный характер функции антиципации заставляет предположить, что роль процессов прогнозирования на личностном уровне остается не менее существенной, чем на других, нижележащих уровнях. В пользу такого предположения свидетельствуют и данные зарубежных исследований, выполненных в русле когнитивного подхода и символического интеракционизма. Вместе с тем, в ходе исследования высших проявлений антиципации, по-видимому, следует учитывать принципиальное положение Б. Ф. Ломова и Е. Н. Суркова о том, что антиципация выступает как универсальная функция мозга. Это значит, что изучение проявлений антиципации на любом уровне требует учета базовых и, следовательно, общих характеристик антиципации как функции мозга.

Список литературы:

1. Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): Дис. … канд. психол. наук. – М., 1995. – 129 с.

2. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1998. – 400 с.

3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 258 – 372.

4. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. – С. 342 – 458.

7. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.

8. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование // Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 103 – 339.

9. Булыгина Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1996. – 16с.

10. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т. 3. – Л.: Издательство ЛГУ, 1981. – 324 с.

11. Геллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март – апрель. – М., 1966. – С. 305 –316.

12. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. – М.: Наука, 1986. – 168 с.

13. Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1976. – 21 с.

14. Колодич Е.Н. Формирование прогнозирования в процессе решения учащимися практических задач: Дис. … канд. психол. наук. – Минск, 1992. – 171 с.

15. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Наука, 1989. – 183 с.

16. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970. – 232 с.

17. Ломов Б.Ф. Память и антиципация // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – С. 73 – 81.

18. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980. – 278 с.

19. . – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

20. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. – М.: Прогресс, 1981. – 230 с.

21. Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. – С.189 – 191.

22. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. – № 2. – 1974. – С. 115 – 122.

23. Прихожан А.М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1977. – 18 с.

24. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика. – Киев: Вища шк., 1997. – 88 с.

25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.

26. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979. – 352 с.

27. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дисс. в виде научного доклада … д-ра психол. наук. – М., 1997. – 118 с.

28. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 145 с.

29. Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1982.

30. Фейгенберг И.М., Иванников В.А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. – М.: Издательство МГУ, 1978. – 112 с.

31. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с.

32. Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998. – 544 с.О. А. Сычев Бийский государственный педагогический университет им. В. М. Шукшина

У вас когда-нибудь было ощущение дежавю? Бывали ли в жизни случаи, когда вы знали, что ответит собеседник или что произойдет в следующую минуту? Когда человек контролирует свои способности предвосхищать события, это называется сверхъестественными способностями. Когда человек не контролирует данный процесс, это называется антиципацией, или интуицией в народе. Чтобы понимать, как все происходит, в статье будет приведены примеры и механизм антиципации, которые даны в психологии.

Антиципация

Об интуиции (антиципации) уже много написано. Несмотря на многообразие информации, люди не всегда полностью понимают, что это за явление. Откуда берется чуйка? Почему на нее все-таки следует положиться?

Антиципация – это предвосхищение, то есть предугадывание дальнейшего хода событий, развития явлений, поступков людей и т. д. Принято выделять два вида антиципации:

  1. Ориентировочный – когда человек находится в ожидании определенных событий, которые должны случиться, поэтому он занимает определенную позу, готовность к действию.
  2. Провидческий – предугадывание результата какого-то события до его непосредственного воплощения. Сюда можно включить умение индивида предвидеть, какими способами он сможет достичь того или иного результата.

Интуиция – это то, что человек понимает, но не осознает, не принимает. Человек хочет жить в собственных иллюзиях, а не в реальном мире. Чуйка – это когда уже деваться некуда, человек осознает то, чего не хотел ранее замечать.

Под антиципацией можно подразумевать трезвость взгляда на жизнь. Пока человек погружен в собственные амбиции, эмоции, желания, другая его часть (подсознание) считывает окружающую реальность беспристрастно и трезво. Чуйка – это когда кажется одно, но видно другое. То, что кажется, является анализом подсознания, которое восприняло окружающий мир и интерпретировало его. То, что человек видит, часто является его иллюзиями, бредом, желаниями.

В медицине под антиципацией понимается проявление симптомов до наступления конкретной болезни.

Стоики и эпикурейцы говорили о пролепсисе (другое название антиципации) – сознание конкретной вещи из логоса (знания) еще до восприятия его.

Кант обозначал антиципацию как познание вещей восприятия до непосредственного восприятия.

Логикой антиципация объясняется верной посылкой, аргументировать и доказать которую придется позднее.

Суммировав все вышесказанное, можно говорить об антиципации как о неизученном феномене, который проявляется в человеке зачастую неосознанно, когда он четко понимает, что произойдет в будущем, предвидит результат конкретных действий, а также может предвосхищать ход развития событий до конкретного результата, понимая, какие действия к нему приведут. Еще ничего не случилось, а человек уже знает.

Антиципация в психологии

Механизмы познания имеют три формы: восприятие всегда происходит в настоящем, память (опыт) нарабатывается в прошлом, антиципация устремлена в будущее. Антиципация в психологии рассматривается как опережающий феномен, который позволяет заглянуть в будущее. Воспринимая нынешние обстоятельства, человек обращается к прошлому опыту, который у него уже имеется, и всегда смотрит в будущее, как может происходить дальше.

Что такое интуиция? Многие люди под интуицией понимают нечто необъяснимое: что-то, что дано извне, из неоткуда, из всемирного потока информации. Возможно, интуиция – это действительно нечто необъяснимое, что пока еще ждет своего изучения. Но если присмотреться более реально, то можно понять, что она является наработанным опытом самого человека.

Интуиция (антиципация) базируется на опыте и инстинктах человека. Под инстинктами понимаются врожденные реакции человеческого организма на те или иные события. Когда человеку страшно, все его силы мобилизируются, чтобы в случае необходимости позволить ему убежать, высокого подпрыгнуть, отбиться от того, что угрожает. Инстинкты являются врожденными реакциями, которые даны всем людям. Таким образом, интуиция на уровне инстинктов у всех людей одинаковая.

Что же касается антиципации, которая базируется на опыте человека, то здесь она может отличаться у разных людей. И это неудивительно, ведь у каждого человека свой багаж опыта и знаний.

Антиципация – убеждения из вашего прошлого опыта. Сталкиваясь с теми или иными ситуациями, вы анализируете их, действуете, получаете результаты, понимаете, что делали правильного и неправильного, потом снова действуете, получая соответствующие результаты. Со временем ваш опыт становится автоматическим. Это и есть интуиция. Вам уже не нужно обдумывать ситуацию, вы ее и так уже понимаете, поскольку не раз с ней сталкивались и знаете ее вдоль и поперек.

Таким образом, антиципация всегда связана с опытом совершенных в прошлом поступков и достигнутых результатов, которые теперь можно воссоздать в настоящем, чтобы в будущем произошло то же самое. Данный феномен всегда связан с пространственно-временным упреждением, которое ориентировано на ожидаемое будущее.

Регулятивная функция антиципации заключается в том, что человек ограничивает спектр своих действий в зависимости от тех результатов, которых он желает достичь. Данный процесс начинается с анализа настоящих обстоятельств, которые уже программируют будущее. Человек ставит желаемый результат, а также прогнозирует действия, которые помогут ему достичь данного результата. По мере достижения цели он смотрит на итоги тех или иных действий, соотнося их с конечным результатом. Это помогает ему корректировать и регулировать собственное поведение.

Можно сказать, что антиципация становится не только интуитивным предвидением будущего, но и возможностью его формирования. Интуиция проявляется в тот момент, когда человек не достигает никакого результата, однако анализирует ситуацию и понимает, что с ним может произойти.

В антиципации процесс запоминания становится выборочным. Воспринимается лишь та информация, которая становится важной в предвидении и прогнозировании конкретного будущего.

Люди обладают разной антиципацией. С чем это связано? С их личностными психологическими особенностями, в которые входит и воображение. Чем больше развито , гибкость мышления, опыт прошлого и т. д., тем лучше развита антиципация.

Механизм антиципации

Антиципация – знания о том, что происходит. Не было бы знаний, прошлого опыта, интуиции бы тоже не было. Человек может отдаленно о чем-то догадываться, но это тоже является результатом имеющегося опыта и инстинктов. Если человек был бы лишен всего этого, то никакой антиципации (то есть автоматического анализа и понимания ситуации) не было бы. Следует рассмотреть механизм антиципации.

Данный феномен непосредственно связан с памятью, когда человек не только может вспомнить о прошлом, достать нужную для себя информацию, но и запоминает происходящие события, которые являются обновленными и совершенными. Так, человек устремляясь к будущему, подключает опыт прошлого. Если в нем есть ответ на вопрос, как достичь определенного будущего, тогда он использует те механизмы, которые уже дали положительный результат.

В настоящем человек совершает действия в условиях, которые могут быть схожи с прошлыми обстоятельствами, однако все-таки имеют различия. Человек получает новые результаты. Они могут быть схожими с прошлыми, а могут быть совершенно другими, новыми. Все это записывается в памяти, как новая информация, которая в будущем будет снова использоваться при прогнозировании.

В настоящем моменте происходит выборка получаемой информации. Она зависит от того, какое будущее предвосхищает человек, что поможет в ее достижении. Уже в будущем будут достигнуты определенные результаты, которые станут новым опытом. Также от желаемого будущего зависит то, какую информацию человек будет извлекать из собственной памяти. Каждый обладает большим объемом информации. Важна лишь та, которая становится полезной и нужной при достижении определенного будущего.

Человек не может жить без антиципации. Нарушение способности предвосхищать будущее лишает возможности не просто достигать своих целей, но и регулировать собственное поведение, чтобы достигать определенных результатов. Если человек не достигает того, чего хотел, значит, была совершена ошибка..

Примеры антиципации

У каждого человека есть жизненный пример антиципации, который подтверждает наличие данного феномена. Он затрагивает любую область жизни. Рассмотрим некоторые примеры антиципации:

  • Когда вы общаетесь с человеком, то может заранее понимать, что он ответит на ту или иную реплику. Когда вам задают вопрос «Что бы на это ответил ваш супруг/ребенок?», вы откуда-то знаете ответ, передавая слова другого человека, как будто вы – это он.
  • Когда вы заранее предугадываете, как будет жить общество, то или иное государство.
  • Желание предугадать курс национальной валюты. Вполне вероятно не угадать реального изменения. Однако научное обоснование тех или иных колебаний является антиципацией.
  • Дежавю – когда вам кажется, что то, что сейчас происходит, вы уже где-то видели или слышали.
  • Вещие сны – когда вам снится то, что должно произойти.
  • Скоростное чтение – когда человек по первым буквам слова уже понимает, что он читает.
  • Сверхъестественные способности в виде гаданий, шаманства, ясновидения являются антиципацией, которая тоже направлена лишь на предугадывание, однако не на однозначное воплощение сказанного.
  • Однозначная убежденность в том, что произойдет. Например, непонятное ощущение того, какая цифра выпадет.
  • Подсознательное понимание того, что вас обманут, предадут, поступят не так, как вы договорились.
  • Чуйка на счет того, что садиться в маршрутку не следует. А вскоре вы узнаете, что она попала в дорожную аварию.

У каждого человека найдется множество историй на счет того, как проявлялась антиципация. Причем она может быть как подсознательной («непонятное чувство»), так и сознательной (когда вы анализируете ситуацию и предполагаете, что может случиться).

Самым главным условием для проявления интуиции является спокойствие и трезвость ума. Эмоции и желания заглушают ее. Когда включаются амбиции, человек подвержен собственным эмоциям и эйфории. Для интуиции нужно спокойствие от эмоций и «холодный» взгляд на происходящее.

Итог

Антиципация является полезным феноменом в жизни человека. Она связана с функциями головного мозга, который должен быть здоровым, а также с психикой, которая должна быть лишена эмоций, расстройств, страхов и прочих отклонений. Итогом развитой антиципации является способность человека простраивать нужное для него будущее, то есть возможность быть успешным индивидом.

Почему следует прислушиваться к собственной интуиции? Пока вы находитесь под действием собственных эмоций или воспринимаете желаемое за действительное, ваша интуиция считывает окружающий мир и выдает «трезвую», «объективную», «адекватную» информацию. Вот почему люди соглашаются с тем, что следовало бы послушаться своей интуиции. Они не слушают ее, потому что не желают осознанно посмотреть на то, что с ними происходит в реальном мире. Но когда уже не получается закрывать глаза, тогда интуиция подтверждается. Видение реального положения дел – это чуйка.

Человек не всегда понимает своих внутренних порывов, истинных желаний и непонятных ощущений. Однако именно они сигнализируют о том, что происходит. Можно закрывать глаза и не обращать внимания. Однако мозг подсознательно анализирует ситуацию и выдает возможный результат в виде интуитивных предположений.

Антиципация помогает человеку регулировать собственные поступки, в зависимости от результата, которого он желает достичь. Прогноз такой жизни считается хорошим. Человек достигает желаемых результатов, что позволяет ему чувствовать себя уверенно, успешно, счастливо. Антиципация в умелых руках человека позволяет ему жить так, как хочется. Конечно, некоторые процессы в нем невозможно контролировать. Однако если человек научится понимать собственную интуицию, тогда он сможет использовать собственные скрытые возможности в полную силу.

Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой.

Умение быстро антиципировать помогает не только узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам, но и «опускать» избыточную информацию, которая не несет смысловой нагрузки и не является важной для понимания сути прочитанного. Каким же образом работает это свойство мышления?

Наверняка, вы замечали, как встречая в тексте первые слова пословицы «Утро вечера…», то дальше с легкостью могли бы продолжить, поскольку неоднократно слышали народную мудрость «Утро вечера мудренее». Наш мозг как бы «проскакивает» угаданные нами слова и выражения, не теряя на них время, а мы не растрачиваем внимание на то, что и так уже известно. Потому высокий уровень антиципации станет хорошей опорой для вашего ребенка в работе с текстовой информацией, а процесс чтения станет более динамичным и качественным.

Тренируя смысловую догадку ребенка, эффективным будет придерживаться следующих этапов:

    Антиципация букв

    Антиципация текста

Антиципация букв

Ребенок будет намного быстрее читать, если он с легкостью умеет распознавать буквы в их самых разных положениях и вариантах. Предлагаем вашему вниманию несколько несложных упражнений на развитие способности угадывания букв.

Упражнение 1 . Попросите ребенка прочесть небольшой текст удобного формата (шрифт не должен быть очень мелким) только по верхней части букв, нижнюю часть прикройте листом бумаги или линейкой. Если в каком-то месте текста ваш ребенок засомневался, не подсказывайте ему, он сам должен догадаться какая буква скрывается за преградой.

Усложненный вариант данного упражнения – чтение по нижней части букв. Но к нему можно переходить только в том случае, если ребенок уже легко справляется с чтением по верхней части.

Упражнение 2. Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнение буквенных пропусков, догадываясь о значении слов. Данное задание полезно выполнять и для профилактики орфографических ошибок.

Малень__ пуши__ крол__, рыж__ хит__ лиси__, боль__ бур__ медв__, весе__ обезь__, ласк__ щен__.

Игра «Восстанови слово»

МА - - НА (малина, машина, Марина)

РЫ - - ЛО - (рыболов)

Упражнение 3. Чтение с «решеткой»

Вырежьте вместе с ребенком «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст, будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т.д., которые спрячут часть букв или слов.

Упражнение 4. Чтение с закладкой

Закладка со стрелкой движется по строке, закрывая прочитанные буквы.

Упражнение 5. Чтение слов с разновеликим шрифтом

ПЫлеСОС Воро бьи снЕгИРи

Можно придумать и другие варианты похожих упражнений. Главное, чтобы вы, используя вспомогательные средства, усилили словесную и буквенную недостаточность текста. Тогда, читая, ваш ребенок будете вынужден прогнозировать и предвосхищать, а значит, воспринимать информацию более активно.

Антиципация слов и словосочетаний

На данном этапе антиципация имеет большое значение не только в увеличении темпа чтения, но и в улучшении качества восприятия, удержании уже прочитанного и предвидении последующего. Умение предугадывать развивается при выполнении определенных текстовых упражнений.

Упражнение 1 . Предложите ребенку восстановить в тексте опущенные элементы. Например,

Над городом низко повисли снеговые _________. Вечером началась _________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл как ___________ дикий _________. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка.

2. Работа с пословицами и поговорками

Мудрость народа хранится в Использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. Пословицы и поговорки помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –

Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки , то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы.

Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?

Упражнение « Ремонт»

Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.

Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.

Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит»

Упражнение « Склей половинки»

Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы.

Без труда один раз отрежь

Семь раз отмерь не вытащишь и рыбку из пруда

Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.

Упражнение « Продолжи»

Хорошим заданием для тренировки смысловой догадки будет продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений. Например,

1. Друзья познаются…

2. Любишь кататься - люби и…

3. Ахиллесова…

Дома и стены …….. Век живи, век - ……..

Упражнение 3. Попросите ребенка составить текст из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста. Усложнить данное упражнение можно, предложив дополнить текст недостающими предложениями, частями.

Антиципация текста

Это качественно новый уровень работы с текстом, на котором ребенок превращается в своеобразного соавтора. Он не просто предугадывает отдельные слова и выражения, а уже предвосхищает сюжет, мысленно пишет продолжение текста, опираясь иногда только на одно лишь заглавие. Это помогает ребенку не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.

Упражнение 1. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста. Другой вариант данного упражнения заключается в предвидении содержания и развития событий по концовке текста.

Упражнение 2. Составить текст на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.

Упражнение 3. Прочитав текст, подумать, какие вопросы могут быть заданы к прочитанному.

Работа с текстовыми упражнениями, основанными на антиципации, способствует интеллектуальному развитию ребенка, более качественному и целенаправленному чтению, а также, более осмысленному выполнению заданий по содержанию.

Антиципация [лат. anticipatio - предвосхищение] - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия "А.": 1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена- 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или "опережающее отражение") обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

Л.А. Карпенко

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. anticipatio предвосхищение), способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия антиципации: способность человека представить себе возможный результат действия до его...

Психологический словарь

(от лат. anticipatio - предвосхищаю) - представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия - . Анатомо физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор...

Психологическая энциклопедия

(лат. anticipatio - предугадывание событий). В психологии - способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты (опережающее отражение), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта. Термин А....

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от лат. anticipatio - предвосхищаю. Категория. Элементпроцесса восприятия. Специфика. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении...