Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами

1. Вставьте нужные по смыслу предлоги. Обозначьте приставки.

А) Стоит … лесу дерево. … верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить … зиме всю листву.
Вот мороз и убивает листья дуба прямо … ветках.
Б) … столу подставили стул. … стола отставили стул. … стол поставили кувшин. Убежал … волка. Вбежал … дом. Отплыл … берега. Доплыл … острова. Взбежал … лестнице … крыльцо.

2. Вставьте нужные по смыслу приставки. Обозначьте предлоги.

А) _____ступила весна. ____текли ручейки. На деревьях _____бухают почки. Скоро вернутся _______летные птицы.
Б) Автомобиль ____ехал из гаража, _____ехал по улице, _____ехал мост и вскоре ____ехал до леса.
В) Шура ____крыла клетку. Синичка _____летела из клетки и стала летать по комнате. Сначала села на стол. Потом ______летела на этажерку. _______летала над клеткой и ______летела в клетку. Шура захлопнула дверку.

3. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

Составьте предложения со словосочетаниями, которые подходят к картинкам .

4. Спишите, раскрывая скобки и обозначая предлоги и приставки.

Море (за) мерзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали рыбаки дырок (во) льду и (за) пустили сети.

5. Вставьте нужные по смыслу предлоги.

Обозначьте приставки.

Составьте предложение со словосочетанием, которое подходит к картинке

6. Составьте словосочетания, соединяя слова первого и второго столбика линиями.


7. Составьте из данных слов две группы, запишите их в два столбика, раскрывая скобки.

(По) вредил, (во) вред, (по) солил, (с) солью, (от) нес, (от) носа, (от) винтил, (от) винта, (за) платил, (за) плату, (под) рисовал, (под) рисунком, (в) лез, (в) лес, (у) летел, (у) летчика, (с) резать, (с) резьбой, (за) брал, (за) брата.

8. Спишите, раскрывая скобки и обозначая приставки и предлоги.

1) Лодка (от) плыла (от) берега. (До) плыла (до) острова. (По) ехал (по) дороге. (До) ехал (до) рощи. (С) лез (с) коня. (За) шел (за) дерево. (Под) лез (под) куст. (От) прыгнул (от) лягушки. (На) шел (на) земле. (С) дерева (с) лез. (От) тащили (от) дерева. (От) берега (от) толкнули. (За) тучу (за) шло.

9. Прочитайте стихотворения; определите, где в словах приставка, а где предлог.

Заполните таблицу: под номером строчки, на которой содержится приставка, ставьте знак "+ "; под номером строчки, на которой содержится предлог, - знак "-".

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) Образовательное учреждение города Севастополя для обучающихся,

нуждающихся в длительном лечении

«Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

Логопедическое занятие по коррекции письменной речи

у учащихся 3-го класса школы VII вида.

учитель-логопед Медова Е.В.

Тема: Дифференциация предлогов и приставок.

Цель: Совершенствование навыка правописания слов с приставками и предлогами.

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей о частях речи. Совершенствовать навык правописания слов с приставками и предлогами. Активизация словаря через умение образовывать слова при помощи приставок. Расширение семантического поля слов. Формирование связной речи.

Коррекционные: Развивать слуховое внимание и память. Совершенствовать мелкую и общую моторику. Развитие различных операций мышления.Воспитательные: Воспитывать навыки сотрудничества. Взаимодействия, самостоятельности, инициативности, положительной установки на участие в занятии. Развитие действия самоконтроля. Формирование чувства уверенности в себе.

Оборудование: Классная доска, мел разного цвета,индивидуальные карточки по количеству учащихся.

Ход урока

I .Организационный момент

1.Дыхательная гимнастика. «Одуванчик» Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание и выдохните с силой: ф-ф-ф… .Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы лёгкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны. Упражнение выполняется несколько раз.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Д/И «Назови знакомые предлоги и приставки»

Д/И « Ответь на вопрос полным предложением».

Что такое предлог? Предлог-это слово, которое, как и другие слова пишутся отдельно от других слов.

Что такое приставка? Приставка это часть слова, которая пишется слитно с остальными частями

Как же не путать предлоги и приставки?

Предлог-это помощник слова обозначающего предмет, поэтому он может стоять только перед названием предмета в (окне) ,либо перед названием признака предмета(в открытом окне ) .

Предлогов никогда не бывает перед названием действий предметов: уехал, пришёл,

забежел…

Догадались, как будет звучать тема занятия

II. Основная часть

3.Уточнение темы занятия логопедом.

Сегодня мы закрепим наши знания и умения в правописании слов с приставками и предлогами.

И в этом нам поможет наш друг - это ЁЖИК. (Игрушка или картинка)

4.Подготовка рук к письму

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Выполнение упражнений массажными мячиками.

5.Запись числа и темы.

6.Упражнения в правописании слов с приставками и предлогами.

Образование глаголов с помощью приставок.

Д/И «Кто больше» - подобрать как можно больше однокоренных слов с разными приставками.

Лететь: улететь, прилететь и т.д.….

Лезть: залезть, перелезть и т.д…

Запишите в тетрадь. Выделить приставку, корень.

7.Наглядное изображение соотношения между предлогами и приставками.

Учащимся предлагается самим нарисовать иллюстрацию к предложенииию, где есть предлоги и приставки.

Муха влетела в окно.

Кошка слезла с дивана.

Кошка убегает от собаки и т.д..

8.Работа по индивидуальным карточкам. Приложение 1

Д/И «Разложи в два столбика».

Левый - слова с приставками.

Правый-слова с предлогами.

Выделите предлоги и приставки.

9.Упражнение на тренировку зрительного аппарата. Рисование глазами воображаемых предметов (цветок, солнышко, тучка, и т.д…)

10.Составление словосочетаний. Приложение 2

Составьте пары слов. В каждой паре употребите одинаковые предлоги приставки. Объясните правописание.

Образец: Плыл, река- поплыл по реке.

Запишите в тетрадь Выделите приставку и предлог..

11.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Это- правая рука,

Это -левая рука.

Справа - шумная дубрава.

Слева - быстрая река.

Обернулись мы и вот

Стало всё наоборот.

Слева- шумная дубрава.

Справа- быстрая река.

Неужели стала правой

Наша левая рука?

12.Графический диктант.

Записать графически предложения,рисуя вместо предлога V , а вместо приставки

Тропинка спускалась с горы.

Цветы подрезали под корень. и т. д…

13.Работа на уровне текста.

Помогите ёжику правильно записать стихотворение.

Прочитайте стихотворение.

Словарная работа. Уточнение значения слов:

Баржа, полуторка.

Сугробы снега вьюги (на мели, намели )

И у ворот как баржа (намели, на мели )

Полуторка стоит.

Ну и (за нос, занос ).

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит-и хвать меня (занос,за нос ).

Подберите подходящие по смыслу слова и запишите шуточное стихотворение.-Объясните правописание слов.

III. Итог занятия.

Чему учились? Как запишем слова с приставкой? Предлогом?

Рефлексия деятельности.

Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось?

Охарактеризуйте свою работу на занятии.

Светлана Князева
Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР. Работа над предлогами.

Дети, страдающие речевыми нарушениями, не осознают смысловую значимость предлогов , они не выделяют их как отдельные слова. У детей часто возникают проблемы с описанием какого-либо предмета в пространстве . Когда сказать «на» , а когда «над» ? Где «за» , а где «перед» ? Дети боятся ошибиться и боятся использовать предлоги в своей речи . Так же они часто путаются в использовании предлогов «в» и «на» : «Папа пошел в завод» , «Мама работает на магазине » , «Солнышко спряталось тучу» .

Работая над предлогами , логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи :

1. Сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов ;

2. Сформировать представление о предлоге , как об отдельном слове;

3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог , т. е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога ) ;

4. Научить детей правильно употреблять предлоги ;

5. Дифференцировать предлоги : В – ИЗ, НАД – ПОД, ИЗ-ПОД – ИЗ, ИЗ-ЗА – ИЗ;

6. Анализировать предложение с пропущенным предлогом (определять количество слов в предложении , какой по счету предлог и т . д.);

7. Составлять предложение с предлогом по схеме .

Начиная работу над предлогами , логопед должен дать детям представление о том , что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова – предлоги . Чтобы проверить это, логопед раздает детям небольшие предметы (например, кубики) и предлагает положить эти предметы на стол , в стол и т. д. Затем дается такое же задание, не употребляя предлога : «Положите кубики стол» . Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет , поскольку не было названо маленькое, но очень важное словопредлог .

Логопед объясняет детям, что эти маленькие слова – предлоги помогают нам понять , где находится предмет , поэтому без них нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение . Каждое маленькое словопредлог имеет своё значение и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание положить предмет на стол , на книжку, на пол и т. д.) обозначает, что предмет лежит сверху , на поверхности чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов .

На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог » . Большое внимание уделяется демонстрации действий, прослушивание детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.

Количество предлагаемых занятий может быть увеличено в зависимости то усвоения учебного материала детьми. Дальнейшее усвоение материала проводится на индивидуальных занятиях.

Список используемой литературы :

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. – организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., «Просвещение » , 1991г

2. Новикова Е. В. – Секреты предлогов и падежей . – М., «Гном и Д» , 2007г

3. Новиковская О. А. – Логопедическая грамматика. – С-пб., «Корона – принт» , 2004г.

Публикации по теме:

Диагностика пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта. Коррекционная работа на уроках математики При работе с умственно отсталыми детьми, все специалисты сталкиваются с практически полным отсутствием у них пространственных представлений.

Дидактическая игра как средство формирования пространственных представлений у детей с ОНР Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи Дидактическая игра представляет.

Дидактическая игра «Лесная прогулка». Цель: развивать пространственное представление о направлениях, закрепить знание понятий слева, справа,.

Формирование предметно-пространственных представлений «За грибами в лес пойдём» в средней группе Конспект занятия по математическому развитию в средней группе Тема: «За грибами в лес пойдем» 1. Игра «Времена года». 2. Пальчиковая игра.

Формирование пространственных представлений у детей с ОДА посредством «Прозрачного мольберта» В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и даются.

Игры и упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста 1. Представления о собственном теле. 1. «Право – лево» К детям приходит медвежонок, который не знает правую и левую стороны своего тела.

Конспект НОД развитие представлений об окружающем мире и себя в подготовительной группе «Работа сердца» Образовательные: 1. Формировать представление детей о собственном теле, о назначении частей тела, понимания его красоты. 2. Познакомить.

ГБОУ «школа № 763» ДО-3, учитель-логопед Маринчева Е. В.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.

Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

  • Нейропсихологические (психогимнастика, электронейростимуляция)
  • Кинезитеропия (логоритмика)
  • Различные виды логопедического массажа
  • Су-Джок терапия
  • Гимнастика А. Н. Стрельниковой
  • Дидактический синквейн
  • Информационно-компьютерные технологии
  • Мнемотехника
  • Метод «блисс-коммуникации»
  • Нейропсихологические методы.

Психогимнастика.Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация. следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким и является речь. А т.к. ребенок познает мир через движения и эмоции преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

  • Регулярные проведение таких упражнений позволит:
  • Выработать правильное речевое дыхание
  • Развивать общую мелкую и артикуляционную моторику
  • Улучшить фонематический слух
  • Формировать умение изменять модуляцию голоса
  • Улучшить ритмико-интонационную сторону речи

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой) .

  • «Волшебная указка»
  • «Шарфики»
  • «Муравей»
  • «Солнце и тучка»
  • «Ракушка»

Кинезитерапия

Кинезитерапия – это лечение и коррекция нарушенных движений и речевых способностей дошкольников (так же называют методом Бубновского)

Моя система деятельности по кинезитерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития.

Она предполагает несколько направлений:

Направление «ручная терапия» , которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала я обучила детей приемам самомассажа рук, его мы проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его стихами, рифмовками, автоматизируя при этом проблемные звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи) , дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши) , декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки) , музыкальные игрушки (маракасы, дудочки)

  • «Камушки»
  • «Шишки»
  • «Деревянные ложки»
  • «Дудочки»
  • «Маракасы»
  • «Матрешки»

Направление «пальчиковый игротренинг» . Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Пальчиковые игры стараюсь проводить каждый день, играем с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО. В играх использую проблемные ситуации при помощи тактильной речи. Сначала показываю и объясняю сама, затем создают ситуацию дети и объясняют их. Дети учатся решать проблему, развивать речь.

  • «Семена растений»
  • «Мозаика»
  • «Театр Би-Ба-Бо»

Направление «терапия движением» . Это прежде всего логоритмика. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. Восстановлению четкой дикции способствует дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые я провожу в игровой форме. Для этого есть пособия: трубочки, бумажные свечи, флажки, пластиковые бутылочки, полоски, невидимки.

  • «Пропевание звуков»
  • «Трубочки»
  • «Пластмассовые бутылочки»

Направление «изотерапия» - работа вместе с преподавателем по ИЗО студии «Акварелька» . Мы понимаем что, чем богаче сенсомоторные способности детей, тем более развиты центры речи.

Итогом системной работы по кинезитерапии являются следующие результаты:

  • Создана картотека массажа, пальчиковых игр, логоритмических упражнений
  • Даются на дом задания-игралочки
  • Изо-студия «Акварелька»
  • Логопедический массаж

В своей работе стала активно использовать приемы СУ-ДЖОК терапии. Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. Кроме этого провожу массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним до появления ощущения тепла. Чтобы процесс массажа не показался скучным, используется стихотворный материал. Прокатывая шарик между ладонями, массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют упражнения с шариком.

  • «Шарик Су-Джок»
  • «Массажное кольцо»

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий.Я использую в работе такие упражнения «Один -– много»

Качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

Упражнение «Один-много»

Аналогично выполняется упражнение «Назови ласково» и «Скажи наоборот» (например тема «Ягоды» клюква-клюковка, клубника-клубничка. - - Запомнил ягоды я, наконец? Что это значит?

Дети поднимают плечи, удивляются:

Я – молодец! (Вытягивает большой палец вперед) Тема «Посуда» (дети катают Су-Джок шарик между ладонями)

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

В заданиях при совершенствовании навыков употребления предлогов ребенок кладет красный шарик в коробку, синий под коробку, зеленый около коробки.

Для слогового анализа слов дети выполняют упражнение «Раздели слово на слоги» . Ребенок называет слог и берет по 1 шарику из коробки, затем считает количество слогов.

По опыту работы со старшими дошкольниками с ОНР видно, что даже после занятий по коррекции речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулировку ответа. Трудности выражаются в неумении выбирать главное, коротко и точно оформлять свои мысли.

Дидактический синквейн

Развивать способности в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна («синквейн» - пять строк, с фр.) Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы

Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово)

Примеры синквейна

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

Иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой) , слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна с дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Филичевой Т. Б.. и Чиркиной Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» , которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так как дети в детском саду еще не умеют писать, они могут составлять синквейн в виде устных сочинений с опорой на схему. Я иногда даю задание на дом для совместной работы ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Пример синквейна (лексическая тема «Игрушки» )

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна придумать рассказ

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Еще один новый прием работы, используемый в моей практике. Это прием мнемотехники, то есть техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • копирование элементов информации в зрительный образ
  • сам процесс запоминания
  • запоминание последовательности информации
  • закрепление информации в памяти

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.

Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах,) Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.

Мнемодорожки: автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Мнемодорожки: автоматизация сонорных звуков.

По результатам логопедического мониторинга у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроком автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Компьютерные технологии в логопедии

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии, и ОНР у детей занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции ОНР «Игры для тигры» . Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.

«Игры для Тигры»

В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами. В упражнениях по каждому из направлений я придерживаюсь тематического подхода, используя в упражнениях слова, относящиеся к лексической теме (овощи, фрукты, ягода, инструменты, транспорт и тд) . Слова к каждому заданию подобраны в соответствии с наличием в словах звуков. Например, при формировании обобщающих понятий по теме «овощи» я выбираю категорию, к которой относится автоматизируемый звук, например [ р] .

На экране картинка с изображением овоща, фрукта или ягоды, и три корзинки (в одной овощи, в другой фрукты, в третьей ягоды) . Ребенок называет картинку, определяет к какой категории она относится, и выбирает нужную корзинку. Если ребенок правильно назвал и мышью выбрал правильную корзинку, на экране появляется следующая подписанная картинка и три корзины. При правильном выборе заключительной картинки на экране появляется улыбающийся смайлик. На каждую звуковую категорию приходится не менее 6 картинок.

Таким образом, в процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий будет стимулировать правильное произношение автоматизируемого звука в слове, плюс они поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Еще один новый интересный метод использования электронных наглядно игровых средств коррекционной работе по преодолению речевых нарушений.

Эта фоторамка Kodak Easy Share – это новое, уникальное средство, оснащенное цветным ЖК цветным дисплеем и системой управления цветов для воспроизведения видео клипов. Благодаря функции слайд-шоу фотографии меняются с разной скоростью, а динамики создают музыкальное сопровождение.

ФоторамкаKodak Easy Share

Фоторамку удобно применять на артикуляционной гимнастике. Появившееся на экране изображение нужного упражнения в речевом и музыкальном сопровождении ребенок сначала рассматривает, слушает, затем выполняет самостоятельно. Или например, при ознакомлении детей с иллюстрациями зимы используется музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» .

Данное средство имеет ряд преимуществ в коррекционной работе: удобный пульт управления, множество функций, собственное слайд шоу, просмотр мультимедийных обучающих программ, возможность задать время просмотра.

Примеры электронных наглядно-игровых средств

«Вкусный сок» (поле игры представляет собой изображение зеленого яблока с расположенными на нем бутылочками с названиями разных фруктов и ягод, внутри которых светящиеся светодиоды) Взрослый спрашивает «какой сок можно приготовить из фруктов и ягод?» ребенок отвечает: из яблок можно приготовить яблочный сок. После ответа выполняется самопроверка – нахождение соответствующей цвету фрукта капельки (у лимона желтая, у сливы фиолетовая, у апельсина оранжевая) .

Правильность ответа определяется совпадением высвеченной бутылочки и капельки. Затем ребенок узнает контурные изображения фруктов (яблоки, груши, ананасы) и называет предметы, про которые можно сказать: мой, моя, мое (мой банан, моя груша, мое яблоко)

Дидактическая электронная игра «Вкусный сок»

Электронное многофункциональное пособие «Чудо книга» (формат А3, состоящий из страниц, оснащенных внутри магнитами и светодиодами) .

При работе с пособием, правая сторона книги загорается красным цветом – сигнал для мотивации, и на странице появляется сказочный персонаж, от имени которого даются задания. Затем загорается зеленым цветом левая сторона, и на ней прикрепляются соответствующие зеленые предметные картинки, по которым ребенок должен отвечать.

Ребенок самостоятельно прикрепляет изображение на страницу книги. Логопед может задавать наводящие вопросы. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой или ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет: 1. Повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях. 2.Закрепить учебный материал. 3. Индивидуализировать процесс обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп) . 4.Снять негативизм от многократных повторений заданий. 5. Освоить приемы самоконтроля. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию. 7. Способствует положительной динамики развития.

Компьютерно-игровые технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование новых информационных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.

Логопедическая работа над правильным употреблением предлогов.

В условиях реализации ФГОС НОО при поступлении ребенка в школу проводится комплексное обследование каждого. Частью этого обследования является логопедическое, цель которого – выявление актуального уровня речевого развития. Обследуются шесть компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словообразовательные навыки, связная речь. Результаты обследования изучаются, анализируются, выявляются сильные (наиболее развитые) и слабые (проблемные) стороны речевого развития. По итогам диагностики первоклассники имеют более низкие показатели по блокам: словообразование, связная речь и грамматический строй. Наибольшее количество допущенных детьми ошибок – это добавление пропущенного предлога в предложение. Мы заметили, что данный вид работы сложен не только для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, но и для детей с нормой речевого развития. С целью дальнейшего развития устной речи, уточнения и расширения навыков словоизменения и словообразования в нашей школе разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Секреты правильной речи» для обучающихся 1 классов.

Программа нацелена на выполнение следующих задач:

1.Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.

2.Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности.

3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.

4. Формировать коммуникативные умения и навыки.

5. Расширять кругозор.

6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.

Логопедические занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю.

Одним из блоков в программе является изучение темы «Предлоги», на котором остановлюсь более подробно.

Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

Работа над темой «Предлоги» осуществляется в двух направлениях:

Работа над пониманием роли предлогов в речи;

Обучение правильному употреблению предлогов в речи.

Этапы работы над предлогами:

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Чтобы правильно организовать работу, логопеду необходимо четко знать значение каждого из часто употребляемых предлогов. Разные авторы предлагают различное деление предлогов на группы и их изучение. Условно я разделила предлоги на 3 группы.

1)Знакомство со значением предлогов.

Предлоги местоположения:

В – предмет находится внутри другого

На - предмет находится сверху и касается другого предмета

Под – предмет находится внизу

Над – предмет находится сверху и не касается его

У (около) - предмет находится рядом с другим предметом

За – предмет прячется позади другого

Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы

Предлоги движения:

ПО – один предмет движется по поверхности другого

От – предмет удаляется от другого предмета

К – приближается к предмету

Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали

С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали

Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет

Сквозь – один предмет проходит полностью другой

Сложные предлоги:

Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда

Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи можно рекомендовать такие задания. Подборка заданий осуществлена на примере предлога НА. Аналогично проводится работа над другими предлогами.

2)Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (гусеница в грибке, над грибком, на грибке), а также вопрос к ним: « Где гусеница на грибке? Ребенок должен показать соответствующую картинку.

3)Подружи слово – название этой картинки и предлог НА. (картинки цветов)

3) Составление предложений по картинкам

4) Логопед произносит фразу: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.)

5) Игра «Придумай предложение».

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

6) Составление предложений по опорным картинкам и слову – действию.

7) Упражнение «Послушай, запомни, назови».

Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (например, НА).

Логопед четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки.

Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

Воробей сидел на ветке у окна,

Ну а я- на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей на крышу с ветки,

А я на пол с табуретки

Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:

На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

На высокие дома…

Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

8)Логопед читает предложение. Если в предложении есть предлог НА, ребенок записывает его номер или рисует количество палочек, соответствующих номеру предложения.

9)Чтение небольших рассказов, нахождение предложений с предлогом НА

Можно предложить такие задания, к примеру, с предлогами ИЗ-С.

1) Игра «Не зевай, отвечай». Ответь на вопросы логопеда.

Платок лежал в кармане. Откуда достали платок?

Машину поставили на стоянку. Откуда выехала машина?

2) Закончи предложения.

Мальчик спрыгнул (откуда?)…………

Девочка вылила воду (откуда?)…………

3)Самостоятельное составление предложений с предлогом ИЗ, а потом с предлогом С (схемы предлогов вывешены на доске). Можно разделить детей на две группы, чтобы создать соревновательный момент.

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи разных предложных конструкций.

Задания:

1) Начерти в тетради схему названного логопедом предлога.

2) Игра «Не разорви цепочку» Детям предлагается вспомнить предлоги. Первый ребенок называет любой предлог, следующий повторяет его и называет свой, следующий повторяет уже два предлога и называет свой и т.д., пока не разорвется цепочка.

3) Добавление предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

4) Игра «Правда или шутка». Прочитайте предложения, но в них допущены ошибки. Вы должны их исправить.
Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Маша несет сумку в капусте.

5) Игра «Помоги Незнайке» Учитель читает предложения, дети исправляют ошибки:

Я перепрыгнул ПО лужу.

Машина едет ЧЕРЕЗ дороге.

6) Подстановочные упражнения. Детям необходимо вставить во фразу пропущенный предлог.

Дом стоит ……реки. Собака вышла ……..будки.

7) Составление предложений из слов, данных в начальной форме с использованием разных предлогов.

Книга, стол, лежать. (Книга лежит на столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит около стола. И т.д.)

8) Запись предложений под диктовку или списывание с печатного текста. Вместо существительных, к которым относится предлог, дети рисуют картинку.

9) В тексте за определенное время вычеркнуть все предлоги.

В конце учебного года был проведен итоговый логопедический мониторинг, с целью выявления динамики в речевом развитии. Данная работа дала положительные результаты.. При итоговом обследовании не обнаружилось серьезных проблем в пробах, направленных на выявление сформированности грамматического строя. Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. Усвоенные грамматические средства необходимы ребенку для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.