Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука. Индивидуальное занятие по автоматизации звука ц Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука ц

Пономаренко А.А., учитель-логопед ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы-интерната Ш-IV вида г. Армавира Краснодарского края.

1.Коррекционно – обучающие:

Активизация словаря;

Развитие лексико-грамматического строя;

Автоматизация правильного произношения звука “Ц” в словах, словосочетаниях и предложениях.

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие тактильного восприятия.

3. Коррекционно – воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; - воспитание любви и бережного отношения к природе.

Воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: наглядно-демонстрационный материал “Цветы”, иллюстрация “Клумба”, вазы, лист, цветные карандаши. Разрезные карточки со слогами и с пословицами. Карточки с деформированными предложениями. Презентация “Мир цветов”. Цветы красного и желтого цвета для рефлексии.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Если ты отгадаешь загадку, то узнаешь тему нашего занятия.

Очищают воздух,
Создают уют,
Весною расцветают,
До осени цветут.
(Цветы)

Правильно, это цветы.

  1. Задание “Подбери родственные слова”.
  2. Вспомни, что такое родственные слова? (слова, имеющие одинаковый корень). Попробуй подобрать как можно больше родственных слов к слову ЦВЕТОК.

    Цветок: цветник, цветной, цветет, зацветает, отцвёл, цветик, цветастый, цветочек, расцветать.

    Какой звук слышится во всех этих словах? Правильно – звук [Ц]. давай вспомним характеристику этого звука.

    Звук [Ц] - согласный, глухой, твердый. Парного мягкого звука в русском языке нет. Парного звонкого звука в русском языке тоже нет.

  3. Артикуляционная гимнастика
  4. “Заборчик” – удерживаем улыбку под счёт 5 - 10 раз

    “Трубочка” – удерживаем трубочку под счёт5 - 10 раз

    “Заборчик” – “Трубочка” – чередуем.

    “Чистим зубки” - движения языком вправо-влево 5-10 раз.

    “Накажем непослушный язычок” - пошлепывание языка губами, произнося звуки “пя-пя-пя”

    “Блинчик” - удерживаем широкий язык на нижней губе под счет от 10 до 15 секунд.

  5. Задание “Собери букет”
  6. В переводе с французского слово “букет” означает "собранные вместе цветы". Наше задание будет немного необычным для составления букета. В него мы соберем те цветы, в названии которых ты услышишь звук [Ц].
    Цветы: нарцисс, роза, гиацинт, астра, цинния, мак, бархатцы, настурция, ромашка, целозия, календула, форзиция, медуница, крокус, цинерария, флоксы, гоцания.

    Повтори названия цветов, в которых есть звук [Ц].

    Нарцисс, гиацинт, цинния, бархатцы, настурция, целозия, форзиция, медуница, цинерария, гоцания.

    Названия, каких цветов ты уже слышал? Рассмотри внимательно картинки с незнакомыми тебе цветами. Повтори их.

  7. Упражнение “Определи место звука в слове”.
  8. Перед тобой 3 вазы. в первую вазу поставь цветы,в названии которых звук [Ц] находится в начале слова. Во вторую те цветы, в названии которых звук [Ц] находится в середине слова. В третью вазу – цветы, в названии которых звук [Ц] находится в конце слова.

  9. Задание “Послушай, повтори”.
  10. Ца-ца-ца - расцвела в саду медуница

    Цы-цы-цы - мы сорвали бархатцы

    Цис – цис – цис – как прекрасен наш нарцисс

    Цинт – цинт – цинт – очень пахнет гиацинт

    Ция – ция – ция – на лугу настурция.

  11. Задание “Отгадай загадку”
  12. Этот цветок был так много воспет поэтами всех стран и веков, как ни один другой, разве только что роза. Отгадай загадку про этот цветок, отгадку выложи из геометрических фигур:

    Так красив он и изящен,

    Утонченный, словно принц.

    На голове его корона,

    Догадались – это… (нарцисс)

    Отгадай загадку и найди цветок среди остальных.

    Мои цветы - оранжевое пламя,
    А листья - как зеленые медали.
    В названии - восточная страна.
    Ну что, узнали вы меня? (настурция)

  13. Задание “Подбери слова-признаки”
  14. Каждый цветок очень красив и по-своему неповторим. Давай попробуем подобрать к нашим цветам слова, которые охарактеризуют его.

    Например, цинния –пушистая, светолюбивая.

    Гиацинт – душистый, голубой, красивый.

    Нарцисс – золотистый, нежный, хрупкий.

    Бархатцы – пушистые, красивые, алые.

    Форзиция – золотистая, пышная, ранняя.

    Гоцания – пестрая, теплолюбивая, садовая.

  15. Задание “Соедини слоги в слово, найди картинку”.
  16. Постарайся из слогов составить название цветов, выбери соответствующую картинку.

    зия, це, ло

    хат, цы, бар

    ца, го, ния

    тур, ция, нас

  17. Задание “ Рисуем цветок”
  18. Сейчас мы будем рисовать. Выполняй задание, следуя моей инструкции.

    Пять рисуем мы овалов,
    А кружок у нас внутри.
    Стебелёк спускаем ниже.
    Вот цветочек наш – смотри!

  19. Задание “Цветочная клумба” (ориентировка в пространстве).
  20. На нашей прямоугольной клумбе растут цветы. Расположи их согласно моей инструкции.

    В верхнем правом углу – нарцисс.

    В левом нижнем углу растут бархатцы.

    В левом верхнем – гоцания.

    В правом нижнем – медуница.

    В центре клумбы растет форзиция.

  21. Задание “Я начну, а ты закончи”.
  22. Проговори фразы, меняя темп речи и громкость: шепотом и медленно, затем громче и быстрее.

    Я купил(а) циннии и целозии.

    Ты ____ _____ _____ ______.

    Он ____ _____ _____ ______.

    Мы ____ _____ _____ ______.

    Вы ____ _____ _____ ______.

    Они ____ _____ _____ ______.

  23. Задание “Пословицы”.
  24. Существует много пословиц и поговорок о цветах. Некоторые сейчас ты узнаешь, если правильно подберешь к началу пословицы ее окончание. Попробуй объяснить смысл каждой пословицы.

  25. Задание “Распространение предложений”.
  26. Цветы цветут.
    Цветы цветут на улице.
    Цветы цветут на улице у больницы.
    Разноцветные цветы цветут на улице у больницы.

  27. Задание “Установи порядок слов в предложении”.
  • целебны, цветы, многие
  • цветков, пыльца, от, пальцах, на
  • купил, циннии, папа, настурции, папа
    1. Итог занятия.

Сегодня на занятии мы вспомнили цветы, в названии которых есть звук [Ц]. С некоторыми из них ты познакомился сегодня на занятии. Вспомни названия этих цветов. Какие из перечисленных цветов ты видел на территории школьного двора? Какие задания были наиболее интересными? А какие доставили тебе затруднения?

Рефлексия.

Если тебе понравилось сегодняшнее занятие, то возьми с собой красный цветок, если нет – желтый.

Образовательные, развивающие, воспитательные задачи логопедического занятия. Развитие артикуляторного праксиса, произнесение звука изолированно, развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематического восприятия, закрепление звука в словах, слогах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [ц]

Введение

Цель: постановка звука [ц].

Задачи:

· Коррекционно-образовательные :

o дать характеристику и правильную артикуляцию звука [ц];

o сформировать умение правильного произнесения звука [ц], по подражанию;

o научить произносить звук [ц] изолированно.

· Коррекционно-развивающие :

o развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; правильную воздушную струю; фонематическое восприятие;

· Коррекционно-воспитательные :

o повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

o поддерживать интерес к логопедическим занятиям.

Материалы: пригласительная открытка, тропинка с осенними листьями презентация PowerPoint,

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Здравствуй, я очень рада видеть тебя.

- Посмотри нам пришла пригласительная открытка, прочтем её.

Читает открытку . Звукознайка и один из его друзей приглашают нас в гости, но кто же этот друг мы узнаем лишь тогда когда дойдем до города. Примем приглашение Звукознайки и его друга?

- Но попастьтуда не так-то просто, мы должны пройти через волшебный сад и выполнить все задания, которые оставил нам Звукознайка и лишь тогда сможем добраться до места. Ты согласен мне помогать и выполнять все задания старательно?

- Тогда в путь! звук фонематический восприятие слог

2. Воспитание сильной длительной направленной плавной воздушной струи

- Вот это сад, но все тропинки в нем засыпало осенними листьями. И первое задание от Звукознайки- нужно расчистить тропинки но, не трогая листья руками. Какой хитрый, Звукознайка! Как же нам это сделать?

(Если ребенок не догадывается можно задать наводящие вопросы. Например: Как ветерок убирает тропинки?)

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку ,дуть на язычок

- Отлично ты убрал все листья и расчистил тропинки продолжаем путь!

3. Развитие артикуляторного праксиса

- Ой, посмотри, какой интересный куст растет в этом саду.

- Звукознайка просит нас вспомнить какие упражнения для язычка обозначают эти картинки и выполнить их красиво.

Ребенок. Называет картинку и выполняет упражнение, глядя в зеркало.

«Лопаточка»

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

«Наказать непослушный язычок»

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

«Чистим зубки»

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

«Горка»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Логопед. Молодец и с этим заданием ты справился прекрасно.

4. Сообщение темы. Постановка звука

- А это что за картинка? Обращает внимание ребенка на картинку с артикуляционным укладом. Это Звукознайка оставил нам сказку о звуке [ц], но сказку не простую - с движениями. Я буду ее читать, а ты показывать?

Объяснение артикуляции звука.

Текст сказки для чтения ребенку взрослым

Ветерок в темной и сырой пещере. Его охраняет язык, который улегся на пол пещеры растянулся, никак его не обойдешь.

постучать нижними зубами о верхние

открыть рот

широкий распластанный язык положить на дно ротовой полости

Вдруг язык поднял спину к потолку а своими боками прижимается к верхним зубам теперь ветерку еще труднее выбраться

сделать язык горкой: боковые края прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние зубы.

Но как только язык своей передней частью нагибается к нижним зубам решив пошептаться с ними. Ветерок тут же скатывается по его спине как по горке. Он съезжает прямо к нижним зубам.

оставив небольшое расстояние между зубами, длительно подуть на кончик языка, произнести звук [с].

Зубы не успевают сомкнуться и загородить путь ветерку, между ними остается маленькая щель.

улыбнуться, слегка обнажив зубы разомкнув их (расстояние 1-2 мм).

язык сердится на зубы за то что не удержали ветерка. язык опускается к нижним зубам своей передней частью, а спиной сильно стучит по верхним зубам.

удерживая кончик языка за нижними зубами, произнести несколько раз звук [т].

после удара языка ветерок скатывается по его спине и резко выскакивает в узкую щель между зубами.

отчетливо многократно произнести звуки [т] и [с] слитно (получиться звук ц)

приблизить ладонь ко рту, почувствовать толчкообразные движения воздуха.

- Молодец справился отлично. Запомним, что при быстром произнесении -ТС - в таком положении языка получается звук [ц].

Эта сказка о звуке [ц]. Повтори вместе [ц] (при повторении ребенком звука еще раз обратить внимание на правильность артикуляции).

5 . Произнесение звука изолированно, знако мство с его зрительным символом

Логопед. Вот и новое задание от Звукознайки. Посмотри внимательно на картинку и запомни (логопед показывает картинку с изображением детской коляски - зрительный символ звука) Новый звук [ц] похож на тот, каким мы просим не шуметь.Тише, тише, спит малыш! ЦЦЦЦ! Повтори!!

- Молодец у тебя хорошо получается.

6 . Развитие мелкой моторики пальцев рук

- А вот и наш Звукознайка и его друг. Кто же это?

- Совершено, верно, Ёжик. Здравствуй Звукознайка, здравствуй Ежик!

- Давай поиграем в игру для пальчиков «Ёжик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) - это ежик, пальцы другой руки - лесные зверюшки.

- Отлично!

7 . Разв итие фонематического восприятия

- Ежик предлагает поиграть в его любимую игру «Поймай звук». Как только услышишь звук [ц], хлопни в ладоши.

Речевой материал: ш, с, к, ц, т, ц, с, м, п, ц.

8 . Закрепление звука в слогах

ЯЦ - ЯЦ - ЯЦ - ЗАЯЦ

ЕЦ - ЕЦ - ЕЦ - ТАНЕЦ

АЦ - АЦ - АЦ - МЕСЯЦ

9 . Закрепление звука в словах

Послушай и отгадай загадки.

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажи мне, он такой?

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул наконец,

Так и выскочил …(птенец )

Он в пупырышках, зелёный,

Вкусен свежий и солёный.

Помидору друг и брат,

С ними так хорош салат!

Этот стройный молодец

Хрусткий, тонкий...(огурец )

10 . Закрепление звука в предложениях

Посмотри на картинки и закончи правильно предложение.

Собака укусила Соню за ….

На высокой сосне сидит маленький ….

В кузнице подковал коней …

Логопед. Молодец здорово поиграли.

11 . Итог, оценка деятельнос ти

- . Вот и закончилось наше путешествие, мы добрались до Звукознайки, побывали в гостях у его друга Ежика А давай вспомним, с каким звуком мы познакомились, в сказке и поиграли с ним.

- Правильно со звуком [ц], ты отлично поработал, выполнил все задания правильно и за это Звукознайка дарит тебе подарок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях. Методические рекомендации по коррекции фонетической стороны речи у детей шести лет с ринолалией. Игровой материал для коррекционной работы. Анализ логопедического занятия.

    отчет по практике , добавлен 12.09.2010

    Описание правильной артикуляции звука (Г). Характеристика звука по месту и способу образования. Виды и причины нарушений. Способы постановки и автоматизации мягкого звука. Комплекс артикуляционных упражнений. Игры на закрепление звука в речи ребёнка.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2014

    Учебно–тематический план по предметам: математика, изодеятельность, развитие речи, познавательная деятельность. Цель, задачи программы, почасовая нагрузка. Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях".

    методичка , добавлен 06.09.2009

    Руководство дидактическими играми. Методика руководства начальными видами музыкальной деятельности детей. Задания на различение длительности звука и силы звука. Память как одна из составляющих в дидактических играх. Развивающие игры, действия и правила.

    реферат , добавлен 03.09.2010

    Исследование особенностей развития мелкой моторики у младших школьников в психолого-педагогической литературе. Занятия лепкой как средство развития мелкой моторики ребенка. Разработка рекомендаций для учителей по подготовке и проведению занятий лепкой.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Недостатки произношения заднеязычных звуков. Основные виды каппацизма. Профили артикуляции при постановке звука. Исправление хитизма и парахитизма. Первичная профилактика речевой патологии, нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2013

    Психологические и физические особенности детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и уровень развития речи, их взаимозависимость. Развитие активных движений пальцев рук. Исследование влияния развития мелкой моторики на развитие речи.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Занятие с детьми с психическими нарушениями развития, коррекционно-развивающие, обучающие и воспитательные цели. Развитие техники чтения, составление плана почитанного, анализ смысловых отрывков текста, умение выделить главную мысль и формулировать её.

    методичка , добавлен 22.07.2009

    Определение норм и патологий речи ребенка. Применение методики ручного праксиса для составления психологического портрета дошкольника. Разработка комплекса упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2011

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

Ребята, давайте вспомним наше правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Текст: Вот и выпал снег. На лугах завяли последние цветы. Только в теплых теплицах умелые цветоводы выращивают цветы. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

Какой звук чаще других слышится в тексте?

Положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком «Ц» вы услышите.

Сегодня на занятии мы поговорим о цветах, но при этом будем постоянно следить за правильным произношением звука «Ц».

1). Расслабление для пальчиков.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром волшебным раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землёй корешки.

2) Подготовка к артикуляционной гимнастике.

Последим за посадкой.

Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Перед нами крем, изготовленный из цветков. Нежно наносим крем на лицо:

    от середины лба к вискам

    от внутренней стороны глаза вокруг век

    постукивание крыльев носа, затем подключаем звук

    от крыльев носа к ушной раковине

    от середины подбородка к

ушным раковинам

    массаж круговой мышцы рта.

    Мимические упражнения.

После массажа любуемся собой.

    удивились

    нахмурились

    возмутились

    обрадовались

    улыбнулись

    Упражнения для нижней челюсти.

Вправо, влево, сделать круговые движения, удержать под счёт.

5)Массаж твёрдого нёба.

6)Активизация мышц мягкого нёба.

    Из некоторых цветов можно готовить целебные растворы, вот приготовили раствор из каланхое, давайте полечим горлышко. Через соломинку наберём раствора, прополоскали горлышко, проглотили.

7)Упражнения на выработку диафрагмального дыхания.

Выдох - пфф

Возврат дыхания

Выдох -пфф

Возврат дыхания.

Упражнение для губ: у-у-у, какая туча (трубочка), улыбка (раскрывается цветок).

Для языка: * массаж губами

    массаж зубами

    удержание языка на нижней губе

    удержание языка за нижними зубами

    кончик языка упереть в нижние зубы, выгорбить переднюю часть спинки, подключить ротовой выдох

Какой звук «Ц» согласный или гласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий?

Почему звук «Ц» согласный?

Почему звук «Ц» глухой?

Почему звук «Ц» твердый?

Какой буквой обозначается звук «Ц» на письме?

Найдите среди других букв букву «Ц».

Текст: Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

А тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

Соберите цветок из лепестков, четко проговаривая слоги.

Прочитай слоги в следующей последовательности: ац-оц-уц-ыц-иц-ец, аца-оцо-уцу-ыцы-ици-еце, ца-цо-цу-цы-це.

Произнесите слово «цветок», четко проговаривая все звуки.

Сколько слогов в слове «цветок», почему?

Сколько звуков в слове «цветок», назовите их по порядку.

Определите место звука «Ц» в слове «цветок».

Давайте вернемся к нашей картинке и вспомним слова со звуком «Ц», которые вы нашли в начале нашего занятия.

Назовите слова, отвечающие на вопрос - «кто?»,

- «что делать?»,

- «какой?».

Детям предлагается деформированное предложение: цветет, в, цветок, цветнике.

Сколько слов в предложении?

Назовите слова в предложении по порядку.

Составьте графическую запись этого предложения.

Прочитайте предложение по графической записи.

Запишите предложение в тетрадь с проговариванием.

Работа с деформированным текстом:

Цветы радуют нас своим цветением. Цветовод посадил цветы в теплицу. В цветнике цветут цветы зимой и летом.

Вспомните, над каким звуком мы работали на занятии?

Закончите предложение, вставляя слово «цветок» в нужной форме:

В цветнике расцвел …...

В мире лучше нет …….

Очень рады мы …….

Мы несем домой …….

Мы любуемся …….

И поем мы о ……..

Ребята, большое спасибо вам за занятие. Вы сегодня все хорошо работали.

Цель: уточнить артикуляцию и правильное произнесение звука (Ц) в слогах.

Задачи:

Образовательная: - формирование звуковой культуры речи;

Закрепление изолированного произнесения звука (Ц);

Работа над развитием просодики и мелодико- интонационной стороны речи. Речевая: - отработка звука (Ц) в слогах;

Формирование длительной направленной воздушной струи; Воспитательная:

Воспитание любви и доброго отношения к животным. Развивающая:

Развитие мышления, памяти, внимания;

Развитие мелкой моторики;

Формирование положительной учебной мотивации и интереса к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Автоматизация звука (Ц) в слогах.

Цель: уточнить артикуляцию и правильное произнесение звука (Ц) в слогах.

Задачи:

Образовательная: - формирование звуковой культуры речи;

Закрепление изолированного произнесения звука (Ц);

Работа над развитием просодики и мелодико- интонационной стороны речи. Речевая: - отработка звука (Ц) в слогах;

Формирование длительной направленной воздушной струи; Воспитательная:

Воспитание любви и доброго отношения к животным. Развивающая:

Развитие мышления, памяти, внимания;

Развитие мелкой моторики;

Формирование положительной учебной мотивации и интереса к занятиям.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Сегодня у нас присутствуют гости. Мы рады им, давай подарим им

улыбку и вспомним правило речи. (слайд 2)

Говорим всегда красиво

Правильно, неторопливо.

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было все понятно!

Теперь наш ротик готов к работе. А глазки готовы? (моргание глазами). Носик? (вдох-выдох). А пальчики готовы? Нет! Сейчас мы их подготовим.

2. Палъчиковая гимнастика. (слайд 3)

Цыпа-цыпа

Цыпа-цыпа

(обеими руками «насыпайте» корм, потирая большим пальцем подушечки

остальных пальцев, начиная с мизинца),

Гуль, гуль, гуль.

Я насыплю,

Ты поклюй

(покажите, как пальчики «клюют» корм: указательными пальцами обеих рук попеременно стучите по столу),

Ты поклюй! Клю - клю -клю!

Кого звала хозяйка? Как ты думаешь? (курицу)

А как зовут птенчика курицы? (цыпленок)

А какого цвета бывает обычно цыпленок? (желтого).

Найди желтый шарик. Представим, что это цыпленок и погладим его, согреем. (Массаж рук массажным шариком, упр. на дыхание)

3. Артикуляционная гимнастика для губ, языка.

К. И. Чуковский написал сказку, которая так и называется «Цыпленок». Сейчас мы его послушаем и посмотрим.

(демонстрация иллюстраций к сказке по слайдам)

(слайд 4) Жил на свете цыплёнок. Он был совсем маленький. Вот

такой. Но цыплёнок думал, что он очень большой, и важно задирал

голову. Вот так.

И улыбался. (Гимнастика для губ: «Улыбка»)

(слайд 5) У цыпленка была мама. Она его очень любила. Мама была вот такая. Клювик у мамы был похож на трубочку. (Гимнастика для губ: «Трубочка»)

(слайд 6) Мама кормила цыпленка червяками. И были эти червяки вот

такие.

Как ел цыпленок червей? Как их глотал? Он был ещё совсем

маленьким, уставал, вытягивал язычок и отдыхал. (Арт. упр.

«Лопаточка»)

(слайд 7) Как-то раз налетел на маму Чёрный Кот и погнал её прочь со двора. И был этот кот вот такой.

Покажи, как сердится кот? Давай накажем кота. (Арт. Упр. « Киска сердится», «Накажем непослушный язычок»)

(слайд 8) Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так и во всё горло закричал: "Кукареку!" И важно посмотрел по сторонам: "Я ли не удалец? Я ли не молодец?" Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так.

Как он вытянул шею, покажи? Покажи заборчик? Давай покрасим нижний заборчик. (Арт. упр: «Заборчик», « Красим нижний заборчик»)

(слайд 9) И что было силы, запищал: "Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!" Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так. (А ты повтори тихо, как запищал цыпленок.) В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!" А была лягушка вот такая.

Покажи, какие щеки были у лягушки? (упр. на дыхание)

(слайд 10) Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала

его. Вот так.

И подула на перышки. (Упр. на дыхание: вдох носом - выдох через

рот).

(слайд 11) Ты запомнил, кого видел маленький цыпленок? Посмотри на картинки и назови, с кем он не встречался? (с кузнечиком). Увидев кузнечика, цыпленок хотел его склевать, но кузнечик затрещал.

4. Уточнение артикуляции звука (Ц)

(слайд 12) Вспомним, какой звук произносит кузнечик? (Ц-Ц-Ц). Вспомним артикуляцию этого звука. (Губы в улыбке, язык за нижними зубами). Расскажи это какой звук? (согласный)

5. Автоматизация звука (Ц) В слогах.

(слайд 13) Затрещал кузнечик Ц-Ц-Ц, а потом

АЦ-АЦ-АЦ

ОЦ-ОЦ-ОЦ

УЦ-УЦ-УЦ

ИЦ-ИЦ-ИЦ

ЫЦ-ЫЦ-ЫЦ

6. Фонематический анализ слова цапля. Словарная работа.

- Вдруг цыплёнок увидел какие-то листы. Никак не может понять, что же там нарисовано. Попробуй собрать рисунок ты. (Собирает рисунок, разрезанный на кусочки). Кто изображен на рисунке? (Цапля.) А кто он такой? (Цапля- крупная птица с длинным, прямым и острым клювом, с длинными ногами. Хвост у него короткий, закругленный. Живет цапля возле воды и питается рыбами.)

Где находится звук (Ц)? (в начале слова)

Раздели слово цапля на слоги, сколько слогов в этом слове?

7. Развитие фонематического слуха.

ыполняется работа по программе «Развивающие игры-тренажёры» ). Вдруг он услышал странный шум, это пролетал дережабль. Цыпленок спрятался в траве.

(С дережабля вылетают шарики со звуками, нужно нажать кнопкой на те, в которых слышится звук (Ц)).

8. Развитие слухового внимания.

(Слайд 14) Улетел дережабль, а где же наш цыпленок? А вот и он.

Цыпленок нашел листья, но они оказались кем-то откусанными,

наверно кузнечиком. Там написаны слова. Никак не пойму, какие? Ты

мне поможешь договорить слова?

Огур-...цы

Кури-...ца

Крыль-...цо

Ули-...ца

9. Итог. Мы попрощаемся с цыпленком и споем ему песню «В траве

сидел кузнечик». Ученик подпевает под музыку с помощью звука (А).

А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А-А... и т. д.

Домашнее задание.


, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели :

  • Коррекционно-образовательные : автоматизировать звук «Ц» в словах, чистоговорках и предложениях. Формировать умение выделять родственные слова из текста. Закреплять зрительный образ буквы «Ц». Учить анализировать слова. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании существительных суффиксальным способом. Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в умении составлять предложения с опорными словами.
  • Коррекционно-развивающие : развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
  • Воспитательная : воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование : ПК, презентация Microsoft Office Power Point: «В некотором царстве, в некотором государстве…», карандаши, тетрадь, индивидуальное зеркало.

Ход занятия

1. Оргмомент. (Слайд 2)

Здравствуй. Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие в сказочную страну. Хочешь? Тогда послушай. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно выполнить правильно все задания. Ты готов? Тогда начнем.

2. Артикуляционная гимнастика. Дыхательное упражнение. Изолированное произношение звука «Ц». (Слайд 3)

Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Проснулся язычок рано утром, а его домик – ротик – закрыт. Стал он тогда стучаться в одну щечку, потом в другую (упр. «Шишки»).

Ротик открылся, язычок выглянул, но зубки не хотели его пускать и начали кусать (упр. «Тесто»).

Тогда язычок решил почистить зубки. Чистим зубки верхние и нижние (упр. «Чистим зубы»).

Зубкам это понравилось, и ротик заулыбался. Улыбаемся широко и показываем чистые зубки (упр. «Заборчик»).

Пошел язычок гулять, увидел качели и решил покачаться (упр. «Качели»). А потом он пошел кататься с горки (упр. «Горка»).

Посмотри, здесь нарисованы воздушные шары. Давай тоже сделаем с тобой «воздушный шарик» и надуем его.

Пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками (см. рисунок). В этом положении дуем на них (дыхательное упр. «Надуй шарик»). Постепенно пальцы принимают форму шара.

Представь, что шарик лопнул и сдувается: «Тсссссссссссс». Теперь шарик сдувается так: «Ц-ц-ц…» пальцы принимают исходное положение.

3. Автоматизация звука «Ц» в чистоговорках. (Слайд 4)

Ца-ца-ца – вот овца.
Це-це-це – иду к овце.
Цу-цу-цу – веду овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.

4. Автоматизация звука «Ц» в словах. (Слайд 5)

Посмотри внимательно и назови предметы, в названии которых есть звук «Ц». (Кузнец, цыпленок, мельница, огурец, пуговица, цирк, ножницы, цветок).
Кто здесь лишний? (Собака). Почему? (В слове «собака» нет звука «Ц»)

5. Автоматизация звука «Ц» в словах. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Ц» в словах. (Слайд 6)

В путешествие вместе с нами отправятся заяц, курица, цыпленок, овца и цапля. Надо рассадить их по вагонам. Скажи, где спрятался звук «Ц» в этих словах (в начале, середине или конце).

(В первом вагоне едут цыпленок и цапля, во втором – курица и овца, в третьем – заяц)

6. Закрепление зрительного образа буквы «Ц». Развитие зрительного восприятия. (Слайд 7)

Еще мы возьмем с собой букву «Ц». Посмотри, как она пишется и подумай, на что она похожа. Нарисуй у себя в тетради. Посмотри, на что похожа моя буква «Ц».

7. Пальчиковое упражнение.

Самомассаж пальцев рук и ладошек. Движения сопровождаются строчками стихотворения.

Восемь у дороги,
Девять на лугу…
- Что ты, дождь, считаешь?
Может, помогу?
- Две – под старой елью,
Возле стога – шесть…
- Что ты, дождь, считаешь
Да не можешь счесть?
- Тороплюсь ромашки все пересчитать.
Десять на опушке, под осиной – пять…
Ну, как просчитаюсь. Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит у меня воды.

8. Образование имен существительных суффиксальным способом. (Слайд 8)

В сказочной стране живет волшебно эхо. Давай поиграем с ним. Образуй слова по образцу.
суп – супница
сахар – сахарница
конфета – конфетница
хлеб – хлебница

10. Физминутка. (Слайд 9)

Нам встретился еще один обитатель сказочной страны – цапля. Сделаем с тобой упр. «Цапля» (попеременно стоим то на правой, то на левой ноге, руки в стороны).

На одной ноге в болоте
Цапля целый день стоит.
Цапля носатая
Стоит, как статуя.

9. Выделение родственных слов к слову «цветок» из текста. (Слайд 10)

Послушай текст и назови слова-родственники к слову «цветок».

Подснежник, ветреницу и медуницу называют первоцветами .
Мама рассказала дочке сказку «Аленький цветочек ».
В парке большая цветочная клумба.
Саня – цветовод , он работает в цветнике .

За каждый правильный ответ я дарю тебе цветок. Вот какой красивый букет получился.

11. Составление предложений. (Слайд 11)

Подскажи мне последнее слово в предложении. В этом слове обязательно должен быть звук «Ц».

Собака укусила Соню за … (палец)
В скворечнике живет … (скворец)
На пороге вигвама стоит … (индеец)
Гонец прибыл с письмом во … (дворец)
В теплице вырос большой … (огурец)

12. Составление предложений по картинкам с заданными словами. (Слайд 12)

Составь предложения со словами: одеваются, смеются, катается, учатся, вытирается, купается. Не забудь четко и правильно произносить звук «Ц».

13. Итог занятия (Слайд 13)

Молодец! Ты помог жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотри, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что ты такой умница!
Скажи, что тебе понравилось больше всего? С каким звуком мы часто встречались сегодня?

Использованная литература

  1. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи/ Н.С. Жукова – М.: Эксмо, 2008. 120 с.
  2. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В.В. Цвынтарный – М.: ЗАО Центрополиграф, 2004. – 63 с.
  3. Домашняя тетрадь № 1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – «Гном и Д», 2002. – 48 с.