Игра «Бином фантазии. Фантазийный бином как способ формирования речевого творчества

Город и так уже завален по самые крыши, а снег всё летит - каждый день и каждую ночь. Тот, кто распределяет снегопады, к нашему городу нынче особенно щедр. Не даёт опомниться, намекает, что труд дворника почётный, но тщетный: одну голову срубил, три на месте выросли, пусть хоть какая крепкая и широкая у тебя лопата.
Ноги даже по самым центральным улицам передвигаются как во сне - когда особенно куда-то спешишь, очень опаздываешь, а ноги не идут, вязнут, скованы, и всё пропало. Просыпаешься в холодном поту, а то и в слезах, не в силах вспомнить, куда это я так торопилась?
Так и в жизни опаздываешь, продираясь сквозь новый снегопад. И он уже по колено, как море, и дворники обессилили, сдались. И город весь белый, и разносчик яндекс-еды с коробом за спиной весь в нём жёлтый.
- Игорян! - тороплю я. - Давай быстрей! Опаздываем!
- Мама! - отвечает сквозь снег невидимый с трёх шагов Игорян. - Я иду как могу.
У Игоряна за один день выросли ноги, и надежда на то, что в этих ботинках он проходит ещё одну зиму, не оправдалась. Перемерив всё, в том числе и экстравагантные ярко-рыжие, Игорян остановился на старых и добрых финских валенках: вдел ногу и свободен. Я думала, что теперь он в новых как припустит поверх сугробов! А он, оказывается, как может. Он, может быть, именно этот день запомнит из многих. Как ходили и купили срочно валенки в конце декабря, в большой снегопад, в предпоследний в четверти учебный день.
А что такое предпоследний день перед зимними каникулами, нужно ли объяснять? Он означает одно: что завтра - день последний.
И снег не перестанет, не пройдёт. Хоть сто лет смотри, а привыкнуть невозможно. Как невозможно привыкнуть к простым и понятным вещам. Например, к тому, что ноги больше нигде не жмёт, и можно рухнуть лицом в небо, в новое и белое. И планета летит как может, и никуда не торопится, и помнит этот день.

воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Я без предупреждения. Хоть, по современным правилам, следует предупредить. Хоть мелкими буквами, да указать, что текст содержит фрагменты, что чрезмерное вредит, а тем, кому восемнадцать минус, сюда нельзя.
Но я верю в людей - и в минус их, и в плюс. А приятные фрагменты ещё никогда никому не вредили. Поэтому буквы у меня будут крупные. И буквы эти будут - ЛИКЁР.
" - Ничего похожего! - громовым голосом ответил Филипп Филиппович и налил стакан вина. - Гм... я не признаю ликёров после обеда: они тяжелят и скверно действуют на печень."
Когда я читала в юности обеденные наставления профессора Преображенского, я была с ним согласна и про газеты, и про разруху, и про пение хором; но про ликёры меня всегда смущало. Мне казалось, что профессор, конечно, знает лучше, ведь он светило и литературный герой, каких мало. Тогда почему же у меня ничего не тяжелит, а что касается печени... Ну, какая может быть печень в двадцать лет? Не бывает в двадцать лет никакой печени.
Дело в том, что мне-то нравились как раз ликёры. Ни слова о небесно-голубых и ярко-зелёных бутылках, которые сверкали сквозь витрину пуще новогодних ёлок. К ним не притрагивались, несмотря на двадцать лет, полное отсутствие печени и страха.
Но были ведь и другие. Редко, дорого, но были. За что и люблю. Люблю, как благородно булькает, наполняя бежевым и густым маленькую рюмку на тонкой и слабой ноге. Люблю за тёмный и сладкий вкус. За то, что самодостаточный, не чрезмерный, не требующий никакой компании и никакой к себе еды. За долгую чёрную бутылку и долгие чёрные вечера, когда так и тянет обложиться и обвеситься всевозможными огоньками, и свечой в придачу. И всё будет мало.
За то, что просто так, без повода и без обеда, как будто нет в мире ни газет, ни разрухи, ни пения баритонов. Держа за слабую ногу единственную, долгую, бесконечную бежевую рюмку, потихоньку знать толк.
Знать толк в своих восемнадцати плюс и в крупных буквах без предупреждения. И что бутылка специально чёрная, чтобы не видеть, сколько ещё там осталось.
Много ещё там осталось. Если сильно не присматриваться, осталось почти столько же, как вчера.

пятница, 20 декабря 2019 г.

Мело, мело не только по всей земле, но и по всем глазам, по всем уличным фонарям и по всем до единого этажам. Мело строго по Пастернаку: "А на улице вьюга всё смешало в одно. И пробиться друг к другу никому не дано." Такой же, как у него, колючий хаос, но в каждой отдельной снежинке этого хаоса заложена гармония. Как её ни крути, а лучей выходит ровно шесть. Но при этом все до единой разные. И как у них это получается - у зимы с Пастернаком?
Даже на вертикальную рекламу намело маленький плоский сугроб; замело и розыгрыш призов, и стрелку, куда идти. Из таких белых и плоских отлично получаются привидения - дикие, но симпатичные. И весь честной город белый, весь завывает - не вьюгой, так автомобильными сиренами, потому что пробиться друг к другу по узким этим и кривым центральным улочкам надо, хоть и не всегда дано.
Но если поднять повыше залепленные свои очи, то можно и попытаться. Там, на балконе старого дома со скошенным фасадом, который образует комнаты в пять углов, на самом верхнем его этаже, выше которого могут быть только луны и привидения, стоит, как стояла вчера и позавчера, и третьего дня, узкая андерсеновская ёлка. Такая же сказочная и одинокая, такая же заранее припасённая.
Но это ещё даже лучше - просто знать, что она там. Как мы знали. Лицом на улицу, а мы к ней всей душой.
И вот однажды, дохнув морозом по рукам и ногам, её занесут в комнату. И какое-то время она простоит в углу просто так, привыкая. И будет растянута на полу гирлянда, которая никогда не загорается с первого раза, но в этом маленьком привычном ремонте есть своё таинство. И единственное, что я смогу потом понять и запомнить из школьного курса физики - последовательная электрическая цепь. Потому что это была гирлянда, это была жизнь.

вторник, 17 декабря 2019 г.

Больше всех остальных дней в году я люблю эти - когда и дня-то никакого нет, когда рассвет плавно перетекает в сумерки, а между ними маленький круглый мир, который протопили в оконном льду горячей денежкой. Размером тот мир весь с пятак. Каждый, кто сидел на подоконнике в тёплых носках и с больным горлом, знает.
Я любила всё это - и круг посреди льда, и подоконник. Я жаждала носков и больного горла. Я любила не похожие на дни дни. Не хотелось, чтобы они начинали прибывать, хотелось вечно возвращаться домой в надёжной и уютной темноте, скрипя по снегу маленькими валенками. Мимо горящих чужих, но тёплых окон, одно из которых непременно будет красное. И родители будут говорить с высоты своих полных тридцати лет, что это просто там такие шторы. Но я-то буду знать точно, что там целый таинственный мир. Столь же красный, как шуба одного старого знакомого Деда Мороза, который каждый год появлялся, ростом с витрину нашего стеклянного магазина, с гуашевыми румяными щеками и толстым носом. Была при нём и Снегурка в короне, и тройка... Красиво ли в целом?
В детстве совершенно некогда думать о таких вещах. В детстве любой нарисованный холст прячет за собой волшебную дверцу, а малая денежка открывает целый мир. Новый мир, в котором есть и первый в жизни каток, и горела звёздочка одна, и грели батареи и без того шерстяные ноги. И всё прибывала ночь в эти самые любимые мои дни. И летели на витрине, летели на тройке румяные и плоховато, в общем, топорновато изображённые старые знакомые. Но любой сидящий на подоконнике ребёнок с тёплой денежкой выше таких мелочей.

четверг, 12 декабря 2019 г.

Рассказы для детей Льва Николаевича Толстого были в программе начальной школы как космос - всегда. Любой прапрадедушка легко мог бы это подтвердить - всегда. И я тоже говорю своему сыну - всегда.
Правда, в моём детстве ассортимент был пошире. "Филиппок" - это уж непременно; адаптированная для детей история Михайлы Ломоносова. Трудная и страстная дорога к знаниям - один из значимых русских архетипов. Потом поучительнейшая "Косточка": мать сочла перед обедом сливы и увидела, что одной не хватает. Ужасная история про льва и собачку. Про двух товарищей и медведя - как один влез на дерево, а второй притворился мёртвым... Такое не забывается.
Но время просеивает сквозь своё беспристрастное сито всех, даже самых великих. Оставляя лишь то, что может и должно остаться. Унесло ветром из школьной программы "Косточку", унесло "Льва и собачку". А "Прыжок" остался. Как сто лет назад, так и теперь. И как сто лет назад рисуют художники - кто лучше, кто хуже, а кто совсем плохо, как в учебнике - но обязательно мальчика в матросском костюмчике, стоящего на зыбкой перекладине, и ветер треплет его воротник.
И если спросить жителя нашей страны любого возраста, он тут же перескажет драматичный сюжет. Даже тот перескажет, кто, научившись однажды кое-как читать, никаких книжек в руки отродясь не брал. Перескажет своими немногими словами, как мальчик в азартной погоне за обезьяной, укравшей его шляпу, забрался на рею, как закачался на смертельной высоте, и его отец-капитан крикнул, грозя ружьём: "Прыгай в воду, а то застрелю!" И как мальчик прыгнул.

воскресенье, 8 декабря 2019 г.

Как в сказке, медленно летит целый день за окном тихий ватный снег. Смотри сколько влезет. Но даже в такую погоду кто-то проехал на велосипеде по рыхлой оттепельной каше. По ней и ноги-то устают ходить пешком, а уж крутить педали - это нужно быть фанатом. Фанатом велосипеда и такого декабря.
Сквозь ватный снег даже самые резкие звуки кажутся домашними, своими. А люди в шарфах на катке - жителями волшебного фонаря. А ель - праздничным пряником. Как будто целый город запутался в чьей-то большой окладистой бороде - никакой не фальшивой, а природной и родной, которой мы так верили в детстве, а потом всё стали списывать на погоду. Это ведь всё она, это не мы. Нет, не мы.
В дни большого ватного снега обостряется яблочная интуиция - когда безошибочно угадываешь по яблоку, будет ли оно вкусным. И самым лучшим оказывается не сорт, а скромное, никому не известное и даже банальное прозвище: яблоки сезонные. Вот они-то самые настоящие и есть. Я не знаю, почему так получается. Но с людьми бывает точно так же, особенно когда обостряется интуиция.
Но ещё больше яблок нравятся в это время сухофрукты. Именно за ними хочется ходить сквозь густой, как в сказке, ватный, как в сказке, медленный снег. За очень чёрным черносливом, за гладкими финиками, за большими колёсами инжира и маленьким, наоборот, изюмом, про который никак не верится, что когда-то он был виноград.
Во всех этих тёмно-сладких плодах спряталось солнце. Чтобы мы про него не совсем уж забыли, со своими тихими снегами, яблочными озарениями и бородатыми сказками.

"Быстро добрались они до Чурола и Коля отложил хорей.
- Надо остановку делать, - сказал он. - Чай надо пить. У оленя голова болит.
- А чего она болит-то, - не понял Пронька.
Коля подумал, пососал маленько свой мундштук и сказал:
- Рога растут."
Я тоже сказала: "О, олень!" и подошла. Потому что правда о, олень. Я даже верблюда видела в наших парках, но оленя - никогда.
Я тоже трогала замшевые рога и меховой лоб. Хотела в тундру - увидеть Крайний бескрайний Север и своими глазами то самое белое безмолвие, и неплотно заселивших его квадратные километры людей, которые знают тридцать имён снега. Стоит лишь помять рукой - и он отзовётся. А мы глухие, наш снег городской и немой. И никогда не понять нам, почему те люди поселились неплотно, но прочно, и никуда не уходят с ледяных своих берегов, от своих олешек, летящих легко и стремительно сквозь бесконечную белую пустыню.

Одно слово оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе “Истоки мышления у детей” пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие “мягкий” появляется не до и не после появления понятия “жесткий”, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. “Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент”.

Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей “Теории формы и изображения”, что “понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с “биномами понятий”.

Рассказ может возникнуть лишь из “бинома фантазии”.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда “бином фантазии” определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке.

Я вызвала к доске двух учеников, одного попросила написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создает атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово “жираф”, то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. “Жираф” уже был не просто животным, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящемся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово “котенок”. Дети встречали его взрывом смеха. Отдельно взятое, слово “котенок” не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но “жираф” в паре с “котенком” – это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

В “биноме фантазии” слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они “отстранены”, “смещены”, выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа.

Итак, возьмем все те же два слова: “жираф” и “котенок”.

Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин:

Жираф с котенком

Жираф у котенка

Котенок жирафа

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации, и мы с ребятами решили пофантазировать на данную тему.

  1. По улице идут жираф с котенком . Они закадычные друзья и всегда придумывают что-то интересное, необычное. В трудной ситуации они помогают друг другу, никогда не ссорятся. И так далее и тому подобное.
  2. Однажды “жираф у котенка” был в гостях. Друзья решили поиграть в прятки. Первым прятался котенок, и жирафу пришлось долго его искать, потому что его маленький друг мог забраться в самый тихий и укромный уголок своего дома, и найти его было очень сложно. Данную тему можно продолжить по своему усмотрению.

После того, как мы с ребятами попробовали сочинить несколько историй с выбранными словами, я предложила каждому прямо на уроке придумать свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей очень увлекло данное занятие, так как каждый мог реализовать свои фантазии и попробовать себя в придумывании сказок, историй.

Стоит отметить, что большинство учеников справились с этим заданием и получили удовольствие от процесса сочинительства. В качестве примера я предлагаю познакомиться с двумя историями “бинома фантазии”.

Котенок и жираф”. Жирафа поймали и привели в зоопарк. Он очень тосковал по Африке и другим зверям. Все, кто приходили в зоопарк, видели в клетке грустное животное. Однажды прилетел к нему котенок. Они стали друзьями. Но жираф по-прежнему грустил. Он сказал котенку, что хотел бы вернуться в Африку к маленьким жирафчикам. Котенок сказал: “Что-нибудь придумаю”. Он полетел в клетку к птице кондор и попросил у него крылья. Кондор давно не летал. У него были запасные крылья. Он отдал их жирафу. Крылья навесили на жирафа, и он улетел из зоопарка. Котенок улетел с ним в Африку.

(Сочинила Соловьева Дарья)

Котенок и жираф”. Жил-был котенок. И был он весь в рыжих пятнышках. И все его звали Маленьким Жирафом. Он никогда не видел настоящего жирафа, но очень хотел с ним познакомиться. Вот как-то раз мама отпустила его одного гулять. И котенок решил разыскать жирафа. Шел-шел и увидел за кустами пестрого гуся и спросил: “Вы жираф?” “Я? – разозлился гусь. – Я гусь, и никто другой! Понял?” “Спасибо”, - сказал котенок. И пошел дальше. Шел-шел и пришел в цирк. Там дрессировали тигра. Тигр вставал на задние лапы, и котенок подумал, что это и есть жираф и спросил: “Вы жираф?” “Нет, - прорычал в ответ тигр, - я тигр!” И котенок пошел дальше. Шел-шел и пришел в зоопарк. Там были разные звери, он долго искал жирафа. Сначала нашел обезьяну, потом леопарда и, наконец, дошел до большого зверя с длинной-длинной шеей. У него были такие же рыжие пятнышки, как и у маленького котенка. И котенок решил с ним познакомиться: “Вы, наверное, большой кот?” “Нет, - удивленно ответил большой пятнистый зверь. – Я жираф!” “Жираф! Жираф! Как хорошо, что я нашел вас! – запрыгал от радости котенок. – Я тоже Жираф, только маленький”.

И с тех пор они стали друзьями – Маленький Жираф и Большой Жираф.

(Сочинила Иванова Светлана)

Тема: «Бином фантазии»

Цель:

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Задачи:

Отрабатывать качество выполнения упражнений на фонационное развитие;

Продолжать работу над выработкой четкой артикуляции и выразительностью речи;

Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового, учить видеть предметы и явления в многообразных связях;

Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами; создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;

Активизировать образное восприятие, учить создавать целостное изображение на основе донной – двух деталей.

Оборудование и материалы:

Герой рассказов Н.Носова «Незнайка»;

Картинки с изображением животных и людей;

Картинки с изображением предметов;

Лист бумаги с нарисованной геометрической фигурой.

Пред варительная работа:

Изучение пословиц и поговорок, заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон», придумывание рассказов по серии сюжетных картинок.

Ход занятия.

Сюрпризный момент .

Дети играют на ковре, стук в дверь. В группу заходит сказочный персонаж Незнайка. Он здоровается с детьми, речь Незнайки непонятная, слова неразборчивы.

Воспитатель: Друг наш Незнайка, почему твоя речь такая непонятная, давай вместе с детьми проведем речевую гимнастику.

Речевая гимнастика.

Упражнения на отработку фонационного дыхания:

Плавный вдох и плавный выдох;

Краткий (быстрый) вдох и медленный выдох;

Медленный глубокий вдох – выдох толчками;

Глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.

Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».

Воспитатель: А еще мы Незнайка на специальных занятиях по развитию речи учимся придумывать истории, играть в речевые игры. Оставайся с нами и обо всем узнаешь.

Давайте друзья мои, немного поиграем. Игра «Подскажи словечко».

Детям нужно сказать в конце стихотворения словечко, подходящее по смыслу.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот).

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б на встречу ни поплыл,

Всех проглотит …(крокодил).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …(мячик).

В реке большая драка,

Поссорились два …(рака).

Молодцы справились!

Введение в искусство придумывания истории – бином фантазии.

Друзья мои, перед вами разложены 2 набора картинок. Вам необходимо взять наугад по одной картинке из каждого набора и соединить слова – обозначения. (Из каждого набора дети берут наугад по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой» и т.п.)

Перед нами картинки еж и лампа. Давайте придумаем интересную историю «Еж и лампа» (ответы детей). (использование приема «Не повторись» ТРИЗ)

Замечательные истории у вас получились.

Пришла пора отдохнуть.

Физкультминутка.

Занимались мы, устали,

А потом мы дружно встали.

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И занятие начнем.

(Одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие движения.)

Чтение стихотворения В.Лунина «Вежливый слон».

Ребята рассаживайтесь поудобнее, вспомним с вами стихотворение В.Лунина «Вежливый слон».

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо –

Сказал муравью:

Можешь и ты наступить на мою!

(Тон чтения стихотворения осуждающий.)

Дети сначала читают стихотворение хором, а потом индивидуально. Взрослый постоянно обращает внимание детей на тон осуждения, который необходимо передать голосом.

Незнайке очень понравилось как вы читали стихотворение, озвучивая тоном осуждения.

Игра – соревнование «Вежливые слова».

Давайте поиграем в игру «Вежливые слова». Разделимся на две команды, победит та команда, которая быстрее и больше назовет вежливых слов.

Предлагаю вам игровое задание «Дорисуй», занимайте места за столами.

«Дорисуй».

Каждому ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа).

Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

(Ответы детей в форме беседы – диалога)

Вам понравилось сочинять истории?

Незнайка, а тебе занятие понравилось?

Бином фантазии. Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказоч­ном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кош­кой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для их соединения методом «бином фантазии». Приведем пример одной такой сказки. «Слон в шкафу». В доме жил фарфоровый слон. Скучно было ему и одиноко, не было у него друзей. Пошел он однажды погулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите, разве у вас нет дома?» - «Нет у меня ни дома, ни друзей - я совсем один!» - ответил шкаф. Слон предложил: «Давайте дружить!» Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона дома, они охраняют друг друга.

Слайд 23 из презентации «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок.pptx» можно в zip-архиве размером 3185 КБ.

Скачать презентацию

«Математика в ДОУ» - Дети садятся за стол и рисуют под диктовку. Посмотрите, какой длинный поезд. Навстречу едет товарный поезд. Мы сядем за стол и выполним несколько заданий. Для того, чтобы было весело ехать, споём песню. Вагончики бегут бегут, бегут. Давайте мы письмо почитаем. Карлсон показывает карточки с кодами. Материал к занятию.

«Развивающая математика для малышей» - Зайчик. Треугольник. Круг. Математика для малышей. Предметы круглой формы. Геометрические фигуры. Познакомить детей с геометрической фигурой. Фактор интеллектуального развития. Демонстрационный материал. Построим треугольник.

«Математика для дошкольников» - Математические способности. Логические блоки Дьенеша. Способности. Программа "Радуга". Анализ программ. Карточки - символы. Задачи использования логических блоков. Программа воспитания и обучения в детском саду. Использование логических блоков. Вид мышления. Программа "Детство". Программа "Развитие".

«Здравствуй мир» - Путешествие в Африку Путешествие в Австралию и Антарктиду Путешествие в Америку Зоопарк. Возможный максимум. Уметь объяснять свое отношение к миру. Как работать с пособиями для детей. Примерная сетка занятий для разных возрастных групп. Образное формирование конкретных понятий. Информированность. Нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного.

«Овладение грамотой» - Рисование орнамента. Образуй множественное число. Подбор антонимов. Зелёный круг. Крепкий фундамент. Что лишнее. Достаточность словарного запаса. Как можно назвать одним словом. Определить место звука «Л» в словах. Сформированность грамматического строя речи. Штриховка. Полноценность владения речевыми звуками.

Очереди в поликлинике, ожидание на остановке, долгая дорога в автобусе... Все эти ситуации сильно утомляют наших малышей, они начинают ныть и капризничать. Для подобных моментов (когда побегать проблематично и интересного рядом мало) палочкой-выручалочкой станут всевозможные словесные игры. Какие-то из этих игр вы наверняка уже знаете, в какие-то играли с вами ваши родители, ну а что-то может оказаться новым!:).

Игра в слова

Мама называет слово, малыш - слово, которое начинается на последнюю букву маминого слова: море - ехидна - акула - айсберг. Мамина задача - не просто отвечать ребёнку, а подбирать слова, которые бы заканчивались на редкие буквы (щ, ч, й, х...). Попутно можно расширить кругозор ребёнка, объясняя ему значения незнакомых слов.

Усложненные варианты:
Вариант 1. Можно говорить только слова на определённую тематику, например только растения или города.
Вариант 2. Слова должны составлять логическую цепочку.
Абрикос - сад (абрикос растёт в саду) - дерево (в саду растут деревья) - орех (растёт на дереве) - халва (её часто делают с орехами)...

Сочиняем сказку

Взрослый начинает свой рассказ по типу жили были..., говорит несколько предложений, а ребенок должен продолжить ваш рассказ. Потом снова вы рассказываете несколько предложений, таким образом вы и сочиняете и по очереди рассказываете сказку/историю. Можно задачу усложнить - пусть каждый игрок начинает свою часть со слов "И вдруг" или "Но" Чем больше участников, тем, как правило, интересней игра.

Дорожные истории.

Истории можно сочинять самые невероятные. А чтобы они получились интересней, надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:
К сожалению или к счастью?
К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
К сожалению, он сломался.
К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды... и т.д.

Слова с одной буквы

Называем слова по очереди с одной и той же буквы: Лампочка - лисичка - лимон - лыжи - ласточка

Найди лишнее

Мама говорит какие-то 3-4 предмета или понятия, а малыш находит лишнее и в идеале ещё и объясняет, почему это слово является лишним в списке.

Собака - кошка - яблоко - медведь. Лишнее - яблоко.
Дом - шалаш - тетрадь - квартира. Лишняя - тетрадь.

Находилки

Можно искать за окном предметы, начинающиеся на определенную букву или какого-то определенного цвета. С детками постарше можно делать это на скорость. С детками помладше лучше обойтись безо всякого соревнования. Возможно, даже придется помочь ребенку подсказками, что же начинается на эту букву из того, что находится в настоящий момент в поле его зрения.

Загадалки

Мама (или ребенок) загадывает предмет в зоне видимости, а ребенок его отгадывает. Прямые вопросы задавать нельзя, только наводящие, например: этот предмет большой? он серого цвета? он мягкий? и т.п. Отвечать можно только "да" или "нет"

Описатели:)

Для малышей помладше "загадалки" можно упростить. Например, мама описывает предмет, не называя его, а ребенок должен угадать. Лучше использовать предметы в зоне видимости.

"Кто первый"

Нужно загадать какой-то предмет, который есть шанс увидеть за окном поезда: грузовик, трактор, береза, двухэтажный дом, курица, белая машина и т.д. А дальше нужно просто смотреть в окошко! Кто первый увидит загаданный предмет - тот и победил!

Перевертыши

Возьмите любое слово, например, бабочка, и поменяйте буквы местами, получится баобчак. Предложите ребенку угадать, что это за слово такое странное. Можете писать на листе большими буквами, чтобы у ребенка еще и зрительная память работала. Эта игра очень нравится деткам, т.к. знакомые животные, птицы, насекомые становятся такими смешными. Суслик - лискус, лиса - асил, заяц - цазя, кошка - ашокк и т.д.

"Да и Нет не говорить, черное с белым не называть"

Игра из нашего детства, которая хороша развивает смекалку, память и речь. Ее смысл в том, чтобы заставить соперника сбиться и выбрать все-таки черный или белый цвет и сказать "да" или "нет"

Ведущий говорит: "Вам барыня прислала 100 копеек, 100 рублей. Вы поедете на бал?" Человек по неопытности может сразу ответить "Да" - тут и конец игры. А если он ответил: "Конечно, поеду" или что-то в этом роде игра продолжается. Задаются разные вопросы - цвет платья, машины, даже какими будут зубы, в общем человека запутывают так, лишь бы он сказал то, что нельзя говорить.

Превращалки

Играющий превращает существительное из последнего словосочетания в прилагательное и создаёт новое словосочетание. Например, первый игрок: прозрачное стекло -> следующий игрок: стеклянное окно -> следующий: оконная ручка и т.д.

Совместить несовместимое

Итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии" описал много словесных игр. Секрет этих игр в том, чтобы совместить несовместимое. Парадоксальное сочетание слов "выбивает" наш мозг из привычного русла. Вот тогда воображение и начинает работать на полную катушку.

1. Бином фантазии.

Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать мини-сказку по мотивам этих слов. Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному. Например, один человек загадал "уголек", другой "башня".

Бином: уголек - башня Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты. Например: - Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их. - Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить. - Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков. - и т.д.

2. А что произойдет если? Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что нужно загадать "героя" и действие, которое оно совершает. А потом задайте себе вопрос: а что произойдет, если [герой] [действие].

Например: - А что произойдет, если тело закружится в танце? - А что произойдет, если Москва улетит на небо? - А что произойдет, если гвоздь захочет помыться?

3. Префикс.

Суть этой игры в том, что берется какое-нибудь слово и к нему добавляется приставка. Получается бином из оригинального и измененного слова. В качестве префиксов можно использовать: "не" "анти" "раз", "дву" "трех", "полу", "супер", "мини", "микро", "макро", "недо", "пере", "при", "под", "над", "квази" и др. Можно прибавлять эти приставки к тем предметам, которые вы видите вокруг себя, стоя в очереди или из окна автобуса/машины/поезда.

«Глупые» предложения.

Один игрок называет слово, второй придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «кубик» можно расшифровать как «красная улитка бегает и кувыркается» или «кирпичный усач барабанит и кланяется». В общем, любые глупости. Которые, тем не менее, прекрасно развивают образное мышление. Дома предложите малышу нарисовать запомнившиеся примеры.

Современный вариант игры «В города».

Первый говорит: « Я поеду в Ашхабад. Зачем?». Следующий должен ответить со словом на А: «Зачем? Азбуку учить!» Второй продолжает: « Я поеду в Барселону! Зачем?» Третий: « В Барселону – барбариски сосать! Я поеду (теперь город на в) в Вильнюс! Зачем?» Ответ должен быть на В.

Здесь логику соблюдать совсем не нужно, то есть ответы «чем прикольнее, тем интереснее» подходят куда лучше, чем правда жизни. Главное города и ответы на «зачем» должны быть по алфавиту, а не на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово, как мы привыкли играть раньше

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Обзор составила Корнилова А.


Вконтакте