Кто решил исход шенграбенского сражения. Шенграбенское сражение в романе война и мир толстого

Шестидесятые годы — время работы Л. Н. Толстого над романом «Война и мир». В эпопее автор, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года». «Я старался, - говорил он, - писать историю народа». Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.

В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном. В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России — в 1812 году. Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.

«Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания».

Приказание было — немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.

Как всегда дерзок и храбр . Долохов «в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: «Я остановил роту… Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить…» Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя. Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: «…Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу».

Они не трусливы эти люди, нет. Но они не могут забыть во имя общего блага себя, свое самолюбие, свою карьеру, свои личные интересы, сколько бы громких слов они ни говорили о чести полка и как бы ни показывали свою заботу о полке.

Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении своего воинского долга. Рисуя Шенграбенское сражение, Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке» и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

А вот другой незаметный герой- капитан . Это «небольшой, сутуловатый человек». В его фигуре «было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». У него «большие, умные и добрые глаза». Тушин — это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его «батарея…не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.

Итак, изображая военные события, Толстой не только представляет широкие батальные картины Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений, но и показывает психологию отдельной человеческой личности, вовлеченной в поток военных действий. Командующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны — все эти разнообразные участники войны, носители самой разной психологии показаны Толстым с поразительным мастерством в самых разнообразных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, чуждого показной храбрости, мелочности, тщеславия, и, с другой стороны, наличие всех этих черт у большинства офицеров — дворян.

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.

Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.

Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.

Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит «согласно с его намерениями». Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.

Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.

В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова-он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.

Другой истинный герой Шенграбенского сражения — артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.

Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенгра-бен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли «дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек».

Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же «на ковер», Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия «более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

О шенграбенском сражении вкратце

Шенграбенское сражение, (в западных источниках «Бой при Холлабрунне») произошло 4 ноября 1805 года, и стало одним из событий Наполеоновских войн. Сражение произошло одновременно неподалеку от деревни Шёнграбен и города Холлабрунн, из-за чего и возникло различие в названиях. Бой был неравным, и произошел между семитысячным арьергардом войск Российской империи, которым командовал П.И. Багратион, и корпусом французских войск И. Мюрата, в котором числилось около 40 тысяч солдат.

Французская разведка не дала полной информации о противнике, и Мюрат был убежден, что он столкнулся со всеми силами Кутузова, поэтому он пытался избежать сражения, прося о перемирии. Однако Наполеон личным указом запретил заключать перемирие, и в своем послании приказал перейти в наступление.

В состав французской армии входили гренадеры Удино, атаковавшие через Шенграбен. По левому флангу наступала дивизия Сюше, а по правому кавалерийский корпус Леграна. Также в резерве находился полк кавалерии, а следом за Удино шли отряды Вандама. Всего в наступление перешли 20,6 тыс. человек. В то же время войска Багратиона, состоявшие из Черниговского полка драгун, Киевского полка гренадеров и казаков на левом фланге, шестого егерского полка по центру, двух мушкетерских полков и полка гусарской кавалерии на правом, не превышали 7,3 тыс. человек по численности.

Фактически бой завершился поражением русской армии, однако Багратиону удалось уйти, сохранив две трети своих людей и захватив трофеи, при этом нанеся вдвое больший урон французам. Шенграбенское сражение, кратко говоря, сделало Багратиону имя. Ему удалось спасти в безнадежном бою большое количество солдат, замедлить продвижение французов и с честью выйти из боя. Позже Л. Толстой описывал Шенграбенское сражение в своем произведении «Война и мир».

Одним из ключевых моментов войны 1805 года, описываемой Л. Н. Толстым в романе “Война и мир”, было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным нашим силам занять более выгодную позицию.

Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.

Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.

Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.

Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпажкой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.

В этом сражении отличился разжалованный в солдаты Долохов. Он убил одного француза, взял в плен сдавшегося офицера и, получив ранение, остался в строю. Но после этого он докладывает полковому командиру о своих заслугах, просит запомнить их. Это характерно для Долохова он прежде всего думает о себе. Даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.

Другой истинный герой Шенграбенского сражения - артиллерийский капитан Тушин. Толстой с нескрываемой симпатией рисует его портрет. Маленький, застенчивый, с большими умными и добрыми глазами, с высоким голосом, поразившим князя Андрея своей задушевностью, человек этот производил впечатление совершенно не военное и даже несколько комическое. Но именно этот маленький скромный капитан со своими артиллеристами решает исход Шенграбенского сражения.

Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления нашим войскам. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы предполагали, что именно здесь были сосредоточены главные силы русских. Они и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.

Но вот сражение окончено. Начальники частей со своими адъютантами и штаб-офицеры собрались у Багратиона разбирать подробности боя. Все приписывают себе небывалые подвиги, подчеркивают свою роль в сражении, при этом более других бахвалятся самые трусливые. Вызванный же “на ковер”, Тушин получает от Багратиона выговор за то, что оставил на поле боя орудия, хотя мог бы их взять, используя прикрытие. Тушин не оправдывается тем, что никакого прикрытия не было, боясь этим подвести другого командира. И лишь Болконский возражает Багратиону, высказывая свое мнение, что успехом дня наша армия “более всего обязана действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой”.

Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.

Шестидесятые годы – время работы Л. Н. Толстого над романом «Война и мир». В эпопее автор, по его словам, «любил мысль народную вследствие войны двенадцатого года». «Я старался, - говорил он, - писать историю народа». Показав решающую роль народа в исторических событиях общенационального значения, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею.

В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, но особенности русской армии, как и характер войны, проявляются еще в предшествующих войнах с Наполеоном. В романе дано изображение двух войн: за границей в 1805 -1807 годах и в России – в 1812 году. Изображая войну 1805 года при Шенграбене, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Мы видим героический переход отряда Багратиона к деревне Шенграбен, Шенграбенское сражение, мужество и героизм русских солдат и скверную работу интендантства, честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну в личных целях. Типичен для штабных офицеров Жерков, который в разгар боя был послан Багратионом с важным поручением к генералу левого фланга.

«Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания».

Приказание было – немедленно отступать. Из-за того что Жерков не нашел генерала, французы отрезали русских гусар, многие были убиты и ранен товарищ Жеркова Ростов.

Как всегда дерзок и храбр Долохов. Долохов «в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он подойдет к полковому командиру и скажет: «Я остановил роту… Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить…» Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе; все, что делает, делает для себя. Здесь, в бою, мы встречаем и двух полковых командиров. Оба они, профессиональные военные, ведут себя в бою весьма недостойно: «…Оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу».

Шенграбенское сражение (или битва при Голлабрунне) – эпизод австро-русско-французской войны 1805 года (Войны Третьей коалиции). Оно происходило 4 (16) ноября 1805 у местечка Шенграбен, на дороге из Вены в Цнайм. В сражении столкнулись русский арьергард князя Багратиона и часть французской армии, под командованием Мюрата .

После перехода через Дунай в Кремсе и сражения при Дирнштейне, русская армия, под начальством своего престарелого и опытного вождя Кутузова , отступала на Шратенталь и Цнайм к Брюнну, где она должна была соединиться со второй русской армией, с разными другими подкреплениями, шедшими из Галиции и Польши, а также с остатками австрийской армии, которые отступали через Никольсбург к Брюнну после занятия французами Вены и тамошнего моста чрез Дунай. Русскую армию, на пути от Кремса к Брюнну, преследовали корпуса Мортье и Бернадота , которым приказано было частыми стычками задерживать противников, между тем как корпуса Ланна , Сульта и кавалерия Мюрата, под общим начальством последнего, двинулись из Вены прямо на Цнайм, чтоб опередить в этом пункте армию Кутузова.

Вступать с ним в сражение не было никакой возможности: силы союзников были слишком рассеяны, а русская армия чрезвычайно утомлена форсированными переходами. В таком критическом положении оставалось одно средство спасти русскую армию: главнокомандующий отправил к Голлабрунну семитысячный отряд генерала Багратиона, предписав ему держаться у этого пункта во что бы то ни стало, пока главный корпус не минует Цнайма. Таким образом, отряд этот отдавался на почти неизбежную гибель для спасения остальных войск.

Портрет Петра Ивановича Багратиона. Художник Дж. Доу, 1822-1823

Но Багратион поддержал честь русского оружия и оправдал доверие в столь важном назначении. Ему весьма много способствовала и хитрость, при помощи которой Кутузову удалось обмануть Мюрата и протянуть время переговорами. Во время них русская армия безостановочно шла к Брюнну, а арьергард Багратиона оставался у Голлабрунна, нисколько не тревожимый Мюратом. Но Наполеон был проницательнее своего генерала, и с величайшим гневом приказал ему немедленно возобновить действия, сбить русский арьергард, преследовать его и стараться вовлечь русскую армию в общее сражение, к которому подоспеют и прочие силы. Сам Наполеон с гвардией тоже двинулся к Голлабрунну.

Мюрат, получив это приказание и имея до 25 тысяч войска, решил, несмотря на приближение ночи (4 ноября), немедленно атаковать слабый русский отряд, который расположился к сражению за деревнями Шенграбен и Грунд, укрепил наскоро последнее селение и поставил на самом шоссе позади дефиле сильную батарею. Мюрат хотел частью сил ударить на Багратиона с фронта, а другая часть должна была обойти правый фланг русских и отрезать им отступление. Для обхода была назначена большая часть корпуса Сульта. Корпус Ланна построился в две колонны против центра и правого крыла русских, а дивизия Вандамма следовала в резерве.

Маршал Иоахим Мюрат. Портрет работы Ф. Жерара, ок. 1808

После кратковременной перестрелки, гренадеры Удино стремительно двинулись вперед на центр русских, но были мужественно отражены. Сражение шло посреди уже наступившей ночной темноты. Пожар деревень Шенграбена и Грунда по временам освещал французов, а от них наши войска скрывал дым. Упорный бой завязался в Грунде: дивизия Леграна уже обошла русских в тыл, но мрак и дым вызвали в ней величайшее замешательство.

Шенграбенское сражение. Художник К. Буйницкий, 1899

Багратион, будучи не в состоянии держаться дольше, собрал все свои силы, ударил на Леграна в штыки и, открыв себе дорогу, отступил в порядке к тому пункту, где соединялись дороги, ведущие от Кремса и Вены к Брюнну, и который уже миновали главные русские силы. Упорный бой окончился в одиннадцать часов ночи. Французы послали кавалерию преследовать русских до Гунтерсфорфа; но она не могла поколебать отступающих. В славном бою при Шенграбене арьергард князя Багратиона, выдержав восемь часов упорной схватки против вчетверо сильнейшего неприятеля, лишился почти половины своих людей, но зато дал русской армии возможность беспрепятственно соединиться с прочими войсками.