Выборы. Проблемные вопросы блока «Политика»

Практика выборности должностных лиц существовала еще в древности. В Древней Греции и Риме участие свободных людей в голосовании было обязательным и за это даже платили. В период средневековья и абсолютизма этот институт исчезает на сотни лет. Возродились выборы и избирательное право только в эпоху буржуазных революций в ХУШ в.

В общественно-политической жизни общества выборы имеют большое значение. Это один из главных институтов политической системы.

Выборы – это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти; это способ формирования органов государственной власти; это способ смены правящих элит и передача власти мирным путем.

Именно путем выборов граждане реализуют свои права на управление страной через своих представителей. Избрание депутатов порождает ответственность органов власти перед населением. Через выборы формируются парламенты, органы местного управления, выбираются главы государств. Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы народа, то он имеет право через выборы ее сменить. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важнейший признак легитимности власти и наличия демократического общества.

В демократических государствах организация и проведение выборов подчинены определенным принципам: обязательность, открытость, периодичность, свобода, альтернативность выборов.

Ранее институт избирательного права регулировался только внутренним законодательством страны. Современное избирательное право исходит из устоявшихся международных стандартов при строгом соответствии Конституции страны. Периодичность выборов устанавливается через законы страны. Иногда проводятся внеочередные выборы, что может быть связано с введением чрезвычайного положения или невозможностью главы государства исполнять свои полномочия (болезнь, смерть).

Весь народ страны в выборах участия не принимает. Существует понятие «избирательный корпус» - это совокупность граждан, по закону обладающих правом голоса. Избирательный корпус и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают по своему объему, т.к. часть граждан по ряду причин лишена права участвовать в голосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальное основание для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. Не имеют права голосовать: члены королевской семьи; лица, отбывающие тюремное наказание; постоянно или временно лишенные политических прав; банкроты и т.д. Кроме того, существует понятие «электорат» - это часть избирательного корпуса, голосующая за конкретного кандидата или партию.

Выборы в обществе выполняют следующие функции:

1. креативная (создавать) – благодаря выборам создаются представительные органы;

2. выражение воли избирателей – состав парламента отражает политические предпочтения и настроения избирателей;

3. легитимации власти – в результате выборов парламенты становятся и признаются законными;

4. контрольная – периодические выборы позволяют избирателям контролировать избранников и в случае необходимости, могут отказать им в доверии и избрать других.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характерные черты очередных (основных) и внеочередных выборов. Особенности выборов при различных политических режимах. Отличия активного и пассивного избирательного права. Правила организации выборов. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Выборы как процедура назначения новых должностных лиц через свободное волеизъявление граждан путем голосования. Социальные функции, виды выборов. Основные демократические принципы избирательного права. Избирательная система как главный регулятор выборов.

    реферат , добавлен 28.03.2010

    Понятие выборов, их место в развитии гражданского общества. Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее основные стадии и типы. Проблемы современного избирательного процесса. Нормативные источники, регулирующие выборы.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2009

    Понятие и сущность избирательной системы. Основные принципы избирательного права. Избирательный ценз: понятие и виды. Организация и порядок проведения выборов. Определение результатов голосования. Мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Роль информатизации в проведении политических выборов. Медитация, компьютеризация, интеллектуализация. Информатизация демократического избирательного процесса, признаки. Символическая форма политического участия. Активизация научно-технической политики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2015

    Понятие и виды избирательных систем и функции выборов. Конституционные положения о президенте РФ. Основные результаты президентских компаний Российской Федерации в 1990-2000 годах, порядок и правила их проведения и формирования критериев оценки выборов.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Избирательные PR-технологии. Механизм их использования для формирования имиджа политика в избирательном процессе на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы 2003 года по 48 одномандатному избирательному округу Красноярского края.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

Кафедра

Политических наук и технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Политология

на тему: «Роль выборов в политическом процессе»

Выполнил: студент гр. 09304

Гусев В.В.

Проверила: Плясуля Г.И.

г. Новосибирск, 2011 г.

Введение...........................................................................................................3

    Понятие и социальные функции выборов..........................................4

    Виды выборов......................................................................................6

    Избирательные системы......................................................................8

    Понятие и структура избирательного процесса...............................12

Заключение..................................................................................................18

Список литературы.....................................................................................20

Введение

Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий.

Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.

Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.

Актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

1. Понятие и социальные функции выборов .

Выборы – непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств 1 .

Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов 2 .

В демократических государствах законодательно закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов.

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Выделяют следующие функции выборов 3:

    Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.

    Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

    Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

    Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

    Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

    Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство 1 .

Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса 2 .

Продолжительность срока полномочий выбранного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет 1 .

2. Виды выборов

Существуют различные классификации выборов 2:

    Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.

    Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

    Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

С учетом формы государства и иных факторо в выборы могут быть разных видов:

1) по виду формируемых органов , выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т.д.;

2) по форме проведения выборов : непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.

В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:

а) общегосударственными (на всей территории государства), региональными (в субъекте Федерации) и местными (в муниципальном образовании);

б) полными (выборный орган избирается в полном составе) и частичными (избирается часть депутатов выборного органа взамен выбывших);

в) очередными (проводятся в установленный законом срок), повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (при досрочном прекращении полномочий выборного органа или должностного лица).

В зависимости от принципов избирательного права выборы могут быть:

а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением недееспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и не всеобщими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права по какому-либо необоснованному признаку - половому, религиозному, имущественному, социальному и др.);

б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избирателей) и неравными (принципы равных выборов наруша-ются);

в) прямыми (каждый избиратель голосует непосредственно за конкретного кандидата или кандидатов), косвенными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и многоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие - при трех ступенчатых выборах);

г) тайными (контроль за волеизъявлением избирате-лей не допускается) и открытыми (при открытом голосовании);

д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на волю избирателей оказывается давление).

1)Определение понятия выборы

2)Виды избирательных систем:

Пропорциональная

Мажоритарная

3)Субъекты РФ в которые могут проходить выборы:

На пост президента

На пост региональных деятелей

На пост глав местного самоуправления

Выборы в политические партии

4)Система избирательного процесса:

Избирательное право

Избирательный процесс

5)4 действия избирательного процесса:

Подготовительная

Выдвижение кандидата

Предвыборная агитация

6)Возрастные ограничения на выборах:

Право избирать наступает с 18 лет

Право избираться наступает:

а)в органы местного самоуправления с 21 лет

б)в органы регионального управления с 30 лет в)на пост президента РФ с 35 лет

7)Роль выборов политическом процессе в РФ

Политический процесс как совокупность видов

Политической деятельности субъектов

1. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.

2. Субъекты политического процесса.

3. Стадии политического процесса:

а)выявление и согласование интересов б)формирование цели и программы деятельности в)реализация программы в деятельности социально- политических общностей

г)контроль за реализацией. Оценка результатов, определение ответственности

4. Понятие и специфические черты политической

деятельности:

а)ориентация действий на проблемы всего общества б)использование политической власти как главного средства

осуществления целей

в)основным институтом решения проблем выступает государство

5. Политические компромиссы.

6. Политическая борьба как противостояние интересов

политических субъектов:

а) Виды: революционная и реформаторская б) Формы политической борьбы

в) Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов

7. Основные тенденции в развитии политического процесса

в современной России

Политическая система как целостный механизм осуществления политической власти и Управления

Обществом

1) Структура политической системы и ее элементы а)организационная (институциональная) сфера -



государство, партии и общественно-политические движения б)нормативная сфера - политические, правовые, нравственные нормы, ценности, обычаи, традиции... в)культурно-идеологическая сфера - политическая

идеология и культура

г)коммуникативная сфера - информационные связи и политические отношения

2) Функции политической системы:

а)определение целей,задач,программ деятельности общества

б)мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей

в)интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей

3) Типология политических систем:

Выборы в Гос. Думу РФ

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов в Гос. Думу РФ

а)Конституция РФ

б)ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального собрания РФ"

в)ФЗ "О выборах"

2. Сущность пропорциональной избирательной системы:

а)партийные списки

б)пропорциональное распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов в)заградительный барьер и его назначение

3. Основные принципы избирательного права в РФ

4. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Гос. Думы:

а)российское гражданство б)достижение возраста 21 года

5. Результаты выборов 2007г. в Гос. Думу РФ


Роль СМИ в политической системе общества

1) Понятие о средствах массовой информации/ СМИ –

четвертая власть в

современной политической жизни./ СМИ – средства создания,

тиражирования и распространения информации.

2) Функции СМИ:

а) информационная (отбор и комментирование социальной

информации);

б) экспертная (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к политическим

ценностям и действиям);

г) представительство общественных интересов, мнений, позиций;

д) мобилизационная (побуждение и организация определенных политических

действий).

3) Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы).

а) локальная;

б) национальная;

в) международная.

4) Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность, неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

6) СМИ в политической жизни РФ.

Разделение властей в РФ

1.Сущность принципа разделения властей.

2. Разделение властей и их функции. Основные положения

теор. разделения властей.

3. Структура закнодат. власти в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Федеральное собрание РФ

б) органы законодательной власти субъектов РФ

4. Структура исполнит власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Президент РФ

б) Гос.Совет

в) органы исполнительной власти субъектов РФ

*председатель Сов.министров*правительство*

*заместители председателя*министры*

5.Структра судебная власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) конституционный суд РФ

б) Верховный суд РФ

в) Высший Арбитражный суд РФ

г) прокуратура

Механизм государственного регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования а)фискальная политика б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?

Политическая власть как особый вид общественных отношений

1.Властные отношения как особый вид общественных отношений

2.Виды власти

3.Причины возникновения политической власти

4.Субъекты политической власти а)народ как источник власти

б)политические элиты в современном обществе в)политические лидеры

5.Средства и способы осуществления политической власти

6.Гос-во как носитель политической власти. Особенности гос-

венной власти:

а)обязательность решения для всего населения б)вертикаль власти

в)легальность в использовании силы.

Современные политические идеологии

1)Роль идеологии в политической жизни

2)Основные политические идеологии XX века:

а)либеральная;

б)консервативная;

в)социалистическая и социал-демократическая;

г)идеология фашизма

3)Политическая идеология и политическое сознание:

а)политическая пропаганда

б)СМИ и их роль в современной жизни

4)Развитие политических идеологий в современном мире

Демографическая ситуация в современной России

1.Что такое демографическая ситуация в общем. А)понятие демографического кризиса. Б)современная демографическая ситуация.

2.Демографическая ситуация. А)в прошлые века

Б) в современной России

3.статистика

А)соотношение мужчин и женщин

Б)соотношение между трудящимися и пожилыми.

4.Факторы воздействия на демографическую ситуацию. А)войны

Б)эмиграция

5.Ээконоческие кризисы, нестабильная соц. ситуация

А)проблемы неполных семей

Одинокие люди

Увеличение числа

Тенденции развития демографического кризиса

1.Более позднее рождение детей

2.Сокращение числа на одну семью

3.Соотношение мужчин и женщин

4.Увеличение числа разводов

5.Соц. политика направленная на улучшение демографической ситуации

А)материнский капитал Б)пенсионная реформа В)ипотека

Политическое участие

1. Понятие политического участия

2. Формы политического участия а) опосредованное

б) непосредственное (прямое)

в) автономное участие;

г) мобилизационное участие.

3. Виды политического участия а) активное

б) инициативное в) пассивное г)поддерживающее

4. Мотивы участия избирателя в выборах:

а) интерес к политике;

б) политическая компетентность;

в) удовлетворение потребностей.

5. Политический абсентеизм.

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

Президентские,

Парламентские,

Муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

Очередные,

Внеочередные,

Дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политического системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза (Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства.1992. С. 47). Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидата выборные должности является в основном прерогатива политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. В современных условиях среди политологов существует единое мнение по этому вопросу. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести следующие:

Смена власти мирным путем;

Осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партии и отдельные кандидаты;

Легитимация и стабилизация политической системы, а бич числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;

Политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

Рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

Формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.