Общественные отношения входящие в предмет экологического права. Предмет, объект и задачи экологии

Экология - биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Этот термин был предложен в 1866 г. немецким зоологом Эрнстом Геккелем. Становление экологии стало возможным после того, как были накоплены обширные сведения о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни в различных местообитаниях и возникло понимание, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать.

Экология изучает как влияние факторов окружающей среды на отдельные организмы, так и взаимосвязи между живыми существами, образование более сложных систем до уровня всей биосферы. Несмотря на это, основным объектом традиционных экологических исследований можно считать экосистемы нашей планеты разного уровня организации (в зависимости от глубины исследований) и их элементы. Главным предметом исследований экологии являются взаимосвязи (их особенности и развитие) живых организмов, их групп различных рангов, живых и неживых компонентов экосистем, а также характер влияния природных и антропогенных факторов на функционирование экосистем и биосферы в целом.

Предмет экологии - структура или совокупность связей между средой и организмами.

Основным объектом экологических исследований являются экосистемы нашей планеты на разных уровнях организации.

Цель экологии – защита природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Задачи экологии меняются в зависимости от изучаемого уровня организации живой материи. Популяционная экология исследует закономерности динамики численности и структуры популяций, а также процессы взаимодействий (конкуренция, хищничество) между популяциями разных видов. В задачи экологии сообществ (биоценологии) входит изучение закономерностей организации различных сообществ, или биоценозов, их структуры и функционирования (круговорот веществ и трансформация энергии в цепях питания).

Среди задач экологии первоочередными являются следующие:

Изучение общего состояния современной биосферы, условий её формирования и причин изменений под воздействием природных и антропогенных факторов;

Прогнозирование динамики состояния биосферы во времени и пространстве;

Разработка путей гармонизации взаимоотношений общества и природы с учетом основных экологических законов;

Сохранение способности биосферы к самоочищению, саморегулированию и самовосстановлению;

Исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные экосистемы и биосферу в целом;

Научное обоснование рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы в результате деятельности человека и управления биосферных процессов, а также сохранения среды обитания человека;

Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами;

Экологическая индикация свойств тех или иных компонентов экосистем, в т. Ч. Индикация загрязнения природной среды;

Восстановление нарушенных природных экосистем, в т. Ч. Рекультивация выведенных из использования сельскохозяйственных угодий, восстановление пастбищ, плодородия истощенных почв, продуктивности водоемов и др.;

Сохранение (консервация) эталонных участков биосферы;

Разработка технологических, инженерных и проектно-конструкторских решений, минимизирующих ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью человека;

Прогнозирование и оценка возможных негативных последствий действующих и проектируемых предприятий (технологических процессов) для среды, человека, живых организмов, различных отраслей хозяйства;

Своевременное выявление и дальнейшая корректировка тех технологических процессов, которые разрушают окружающую среду, угрожают здоровью человека и негативно влияют на природные экосистемы.

Методы экологии подразделяются на полевые (изучение жизни организмов и их сообществ в естественных условиях, т. е. длительное наблюдение в природе с помощью различной аппаратуры) и экспериментальные (эксперименты в стационарных лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе.

Для изучения и прогнозирования природных процессов широко используется также метод математического моделирования. Такие модели экосистем строятся на основе многочисленных сведений, накопленных в полевых и лабораторных условиях. При этом правильно построенные математические модели помогают увидеть то, что трудно или невозможно проверить в эксперименте. Однако сама по себе математическая модель не может служить абсолютным доказательством правильности той или иной гипотезы, но она служит одним из путей анализа реальности.

Так же с помощью методов математического моделирования можно установить взаимосвязи организмов в экосистемах (пищевые и непищевые), зависимость изменений численности (производительности) популяций от воздействия экологических факторов и др. Математические модели позволяют прогнозировать возможные варианты развития событий, выделять отдельные связи, комбинировать их (например, количество особей промысловых животных можно изымать из природных популяций, чтобы не снизить их плотности, предусматривать вспышки численности вредителей, последствияантропогенноговоздействия на отдельные экосистемы и биосферу.

Помимо традиционных методов есть и новые . Среди них, например:

Статистический метод, позволяющий получать, обрабатывать и анализировать первичные статистические материалы.

Балансовый метод позволяет сопоставлять природные ресурсы с темпами использования.

Сравнительный метод предполагает изучение объектов путем сравнения с другими. В экологии часто сравнивают загрязненные экологически чистые территории.

Широко используют сравнительно простые методы математической статистики, а именно: обработку вариационных рядов с определением математического ожидания, дисперсии, среднего квадратичного отклонения, получения интенсивных и экстенсивных показателей для сравнения и т.д.

Сочетание полевых и экспериментальных методов исследования позволяет экологу выяснить все аспекты взаимоотношений между живыми организмами и многочисленными факторами окружающей среды, что позволит не только восстановить динамическое равновесие природы, но и управлять экосистемами.

Итак, современная экология является одной из фундаментальных наук о взаимоотношениях живой и неживой природы, новой философией человечества, и она, как и многие науки, все еще находится на стадии формирования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений

Особенности регулирования отдельных видов деятельности

Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей природной среды.

Государственное регулирование экологопользования.

Общая характеристика экологического права.

Тема 8.Основы экологического права.

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Термин "экология" возник в конце XIX в . Впервые в научную терминологию слово "экология" было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово "экология" в переводе с греческого означает "наука о доме" (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Сначала экология развивалась как часть биологии. "В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия".

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.



Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 УК РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. КоАП РФ содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

С учетом комплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальных вопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяет масштабы и эффективность экологической функции государства.

Общее правило, касающееся экологизации "иного" законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Роль права как регулятора поведения реализуется через воздействие правовых норм на конкретные общественные отношения, образующие предмет данной отрасли.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Указанные общественные отношения можно объединить в три блока:

- Общественные отношения, урегулированные нормами природоохранного права .

Так, в основу природоохранного права ложится законодательство об охране окружающей среды (природоохранное законодательство). Основополагающим нормативным правовым актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

По своей структуре ФЗ "Об охране окружающей среды" состоит из преамбулы и 16 глав :

Глава 1 - Общие положения (ст.ст. 1 - 4);

Глава 2 - Основы управления в области охраны окружающей среды (ст.ст. 5 - 10);

Глава 3 - Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды (ст.ст. 11 - 13);

Глава 4 - Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (ст.ст. 14 - 18);

Глава 5 - Нормирование в области охраны окружающей среды (ст.ст. 19 - 31);

Глава 6 - Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза (ст.ст. 32 - 33);

Глава 7- Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (ст.ст. 34 - 56);

Глава 8 - Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57);

Глава 9 - Природные объекты, находящиеся под особой охраной (ст.ст. 58 - 62);

Глава 10 - Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) (ст. 63);

Глава 11 - Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (ст.ст. 64 - 69);

Глава 12 - Научные исследования в области охраны окружающей среды (ст. 70);

Глава 13 - Основы формирования экологической культуры (ст.ст. 71 - 74);

Глава 14 - Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды (ст.ст. 75 - 80);

Глава 15 - Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст.ст. 81 - 82);

Глава 16 - Заключительные положения (ст.ст. 83 - 84).

ФЗ "Об охране окружающей среды" впервые закрепил основной понятийный аппарат (более 30-ти понятий), что имеет немаловажное значение в правоприменительной практике. В законе значительно увеличился перечень основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Несколько иначе закон подошел к вопросам нормирования, администрирования в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы.

Следует отметить, что Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - это третий по счету закон, принятый и действующий в России. Для того, чтобы понять его особенности и преимущества, необходимо обратиться к раннее действовавшим законам.

Первый в стране закон об охране природы был принят в 1960 году - Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" включающий всего 22 статьи. Вместе с тем, как отмечает О.Л. Дубовик, в нем были сформулированы важные положения о подлежащих охране объектах, о планировании, учете количества и качества природных ресурсов, ответственности руководителей ведомств и предприятий в указанной сфере. По истечении времени стало ясно, что положения этого закона во многом имели декларативный характер, поэтому практическая их реализация была затруднена.

Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" не стал отправным пунктом для реализации провозглашенных в нем положений в области охраны окружающей среды. Во-первых, потому, что в большей части он содержал в себе природоресурсные нормы. Во-вторых, отсутствовал механизм реализации этого закона. Отдельные природоохранные нормы оставались нереализованными. Так, определяя в преамбуле, что охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа, закон в тоже время отмечал, что природа и ее ресурсы в Советском государстве составляют естественную основу развития народного хозяйства, служат источником непрерывного роста материальных и культурных ценностей, обеспечивают наилучшие условия труда и отдыха народа. Природные ресурсы, таким образом, составляли не первооснову развития жизни и деятельности народов, а рассматривались в качестве материального источника, составляющего основу развития народного хозяйства. Тем самым была предопределена государственная политика, направленная на потребительское отношение к природным ресурсам. К тому же следует отметить, что Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" не был официально опубликован.

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" включил практически все положения, однако не стал единым кодифицированным актом в области охраны окружающей среды. В целом он сыграл прогрессивную роль в развитии российского законодательства об охране окружающей среды. Вместе с тем его критика началась едва ли не сразу после принятия.

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" по объему и кругу урегулированных вопросов значительно превосходил Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР". В нем было выделено 15 разделов, включающих 94 статьи. Законом устанавливались задачи и принципы охраны окружающей среды, экологические права граждан и их гарантии, дан перечень объектов охраны, определялась компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и т.д. Огромное влияние на Закон РСФСР 1991 г. оказало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". В свою очередь, принятие Закона РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" способствовало разработке и принятию ряда специальных законов, раннее не существовавших в России: Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Таким образом, природоохранное право регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, требования в области обращения с отходами производства и потребления и т.д.

Общественные отношения, урегулированные нормами природоресурсного права, в основу которого ложится природоресурсное законодательство. Указанные нормы регулируют общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных компонентов природной среды (земель, вод, лесов, недр, животного мира и т.д.) В систему природоресурсного права входят следующие нормативные правовые акты: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ, Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Общественные отношения, урегулированные нормами других самостоятельных отраслей российского права. Так, указанные нормы содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ, устанавливающем уголовную ответственность за экологические преступления, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и т.д.

Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.

В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права.

Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

Дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

Особенность экологического права заключается в том , что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм : при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение". Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

- Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

- Метод административно-правового регулирования , характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

- Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон , свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Предмет экологии ее структура задачи экологии 2. История экологии 3. Основные понятия экологии 4. Предмет экологии ее структура задачи экологии Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу используя и приспосабливая её для своих нужд.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 1

2. История экологии

3. Основные понятия экологии

4. Актуальность экологического образования.

5. Глобальные экологические проблемы.

1. Предмет экологии, ее структура, задачи экологии

Из всех живых организмов человек наиболее старается изменить природу, используя и приспосабливая её для своих нужд. Сегодня, благодаря развитию науки и техники, человек способен вторгаться во все микро- и макромиры, во все процессы, протекающие в биосфере. Тем самым он вызывает нежелательные изменения и не видит последствий. Если до некоторых пор срабатывали механизмы саморегуляции и они компенсировали антропогенное воздействие, то сегодня человеческая деятельность достигла таких размеров, которые сопоставимы с масштабами природных явлений.

Например, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками.

Разрушительная деятельность человека породила конфликт между обществом и природой, создала проблемы, которые принято называть экологическими. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология.

В 1866 немецкий биолог Эрнст Геккель ввёл в науку термин экология (oikos – дом, жилище, logos – учение, наука), т.е. учение о доме. Геккель назвал термином экология новый раздел биологии, изучающий совокупность всех взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды, который по мере накопления новых знаний превратился в самостоятельную науку.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения экологии – экосистемы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область её компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, биотических сообществ и биосферы в целом. Иерархия экологических уровней и область изучения экологии представлена на рис.1. Экология изучает главным образом те системы, которые расположены в верхней части спектра, то есть выше уровня организма.

Рис. 1. Иерархия экологических уровней:

Структура экологии

Общие закономерности взаимодействия любых живых существ, включая и человека как биологическое существо, изучает наука – общая экология , в состав которой входят следующие разделы:

Аутэкология – исследующая индивидуальные связи отдельного организма (особи) с окружающей средой;

Популяционная экология (демэкология) – изучающая структуру и динамику популяций отдельных видов

Синэкология (биоценология) – изучающая взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем.

Экология также классифицируется:

  1. По среде обитания :
    • Экология пресных вод
    • Экология моря
    • Экология суши
    • Экология океана
  2. По объектам исследования :
    • растений
    • позвоночных
    • микроорганизмов
    • человека

В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. В связи с обострением экологической обстановки наблюдается «экологизация» всех наук и отраслей народного хозяйства, т. е. обязательному учету законов и требований экологии при осуществлении любой деятельности.

В таком качестве экологию разделяют на 2 части – теоретическую и прикладную. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни в экосистемах и самой биосфере как глобальной экосистеме Земли, на основе законов общей экологии, учения о биосфере и положений экологии человека. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса, разрабатывает принципы рационального природопользования на основе законов, правил и принципов теоретической экологи..

В 20 веке экология возведена в ранг обобщающих наук, которая обобщает экологические направления самых разных наук: права, экономики, геологии, биологии, математики, географии, социологии, медицины и др.

Основные задачи экологии

  1. Исследование закономерностей организации жизни в природных системах, в том числе при антропогенном воздействии на эти системы.
  2. Создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов, прогнозирование изменения природы в результате деятельности человека, управление процессами, протекающими в биосфере.
  3. Регуляция численности популяций.
  4. Восстановление нарушенных природных систем и сохранение эталонных участков биосферы
  5. Формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали
  6. Оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития общества и государтства.

2. История экологии.

Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.

Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира . Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Аристотель классифицировал животных по образу жизни и способу питания. В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.

В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма.

Толчком к развитию наук о природе послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения .

18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.

Первая половина 19 века – зарождение и становлении экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Вторая половина 19 века - создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».

Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.

Начало 20 столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды. Создание Вернадским учения о биосфере и ноосфере.

Вторая половина 20 столетия – характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.

3. Основные понятия экологии.

Вид – совокупность особей, обладающих общими морфофизиологическими признаками, занимающих свою область обитания, способных в природных условиях скрещиваться друг с другом.

Популяция – совокупность особей одного вида, объединённых общими условиями существования.

Популяция характеризуется рядом признаков:

плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура, распределение в пространстве, кривая роста и т.п.

Количественно популяция может быть оценена числом особей, пpиходящихся на аpеал (площадь ее pаспpостpанения). Так обычно оцениваются популяции животных, в частности - пpомысловых. Другим паpаметpом является плотность популяции, котоpая может быть, в зависимости от целей, определена количеством особей или биомассой (или эквивалентной ей энергией) данного вида на единицу площади

Её обычно измеряют и выражают числом особей или биомассой популяции на единицу площади или объёма (500 деревьев на 1 га или 200 кг рыбы на 1 га поверхности водоёма).

Плотность популяции, являясь важнейшей ее хаpактеpистикой, но не дает исчерпывающего представления о благополучии популяции, динамики и тенденции ее развития. Эти данные могут быть получены из анализа динамики численности популяции, т.е. изучения pождаемости, смеpтности и возpастной структуры.

Рождаемость – способность популяции к увеличению численности.

Смертность – гибель особей в популяции.

Для исследования возpастных стpуктуp популяций используют гpафические пpиемы, напpимеp возpастные пиpамиды популяции, шиpоко используемые в демогpафических исследованиях (рис.2). Возрастной состав популяции – соотношение разных возрастных групп. В быстрорастущих популяциях значительную долю составляют молодые особи, в популяциях, находящихся в стабильном состоянии, возрастное распределение равномерно, а в отмирающих содержится большая доля старых особей.


Рис. 2 . Возрастные пирамиды популяции.
А - массовое размножение, В - стабильная популяция, С - сокращающаяся популяция

Исследования численности популяций и опpеделяющих ее фактоpов позволяет оценить последние и в отдельных случаях обеспечить ее биологическое pегулиpование.

Несколько популяций образуют сообщества – биоценозы.

Биоценоз – совокупность популяций, которая функционирует в определённом пространстве абиотической среды – биотопе. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое или экосистема.

Экосистема – совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом. Примером экосистемы могут быть лес, луг, озеро. Термин предложен А.Тенсли. для экосистемы характерен разного рода обмен веществ не только между организмами, но и между организмами и окружающей средой. Очень близко по смыслу к понятию «экосистема» понятие «биогеоценоз». Термин предложен академиком В,Н. Сукачевым («биос» - жизнь, «Гео» - земля, «ценоз» - сообщество)

Биогеоценоз – это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, растительности, животного мира, и мира микроорганизмов), имеющая свою особую специфику взаимодействия этих компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией между собой и другими явлениями природы.

Понятие экосистема и биогеоценоз не синонимы. По определению Тенсли экосистема – это безразмерные устойчивые системы живого и неживого, в которых совещается обмен веществ и энергии. Таким образом, экосистема – это капля воды с микроорганизмами, лес, горшок, биологические очистные сооружения, космический корабль, но при этом биогеоценозом они не являются. Экосистема может включать несколько биогеоценозов. Т. о. понятие «экосистема» шире, чем биогеоценоз, т.е. любой биогеоценоз является экосистемой, но не любая экосистема может считаться биогеоценозом, причем биогеоценозы – это сугубо наземные образования, имеющие свои четкие границы.

Биосфера – (bios – жизнь, spharia – шар) – это сумма экосистем, включающая все живые организмы, взаимосвязанные с физической средой Земли. Оболочка Земли, в которой развивается жизнь разнообразных организмов, населяющих поверхность суши, почву, нижние слои атмосферы, гидросферу. В своей основе биосфера представляет собой результат взаимодействия живой и неживой материи. Впервые этот термин ввёл в 1875 году австрийский учёный Э. Зюсс.

Но впервые обратил внимание на огромную роль живого вещества в жизни нашей планеты и вложил в это понятие более глубокий смысл выдающийся русский учёный Вернадский. Он является основоположником современных представлений о биосфере.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10641. Предмет, задачи, цели, содержание экологии 76.59 KB
Предмет и задачи дисциплины Термин экология от греческого oikos – жилище местообитание введен в литературу в 1866 г. Реймерс в словаресправочнике Природопользование 1990 указывает что экология – это: 1 часть биологии биоэкология изучающая отношения организмов особей популяций биоценозов и т. Тот же автор в другой работе отмечает что для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд Экология – это совокупность отраслей знания исследующих взаимодействие между биологически значимыми отдельностями и между ними и...
1936. ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИИ 495.77 KB
Термин “экология” образован греческими корнями “ойкос” – дом, непосредственное окружение человека и “логос” – наука. Поэтому в буквальном смысле экология – это наука об организмах, в том числе о человеке, наблюдаемых в пределах своего дома, причем особое внимание уделяется характеру связей между организмами и окружающей их средой.
10815. Основы факториальной экологии (аутэкологии) 392.84 KB
Различают также природную среду сочетание естественных и измененных деятельностью человека факторов живой и неживой природы которые проявляют эффект воздействия на организм среду абиотическую все силы и явления природы происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов и среду биотическую силы и явления природы которые обязаны своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов. Эволюционно возникшее приспособление организмов к условиям среды выражающееся в изменении их внешних и...
1078. Социология как основа развития социальной экологии 22.82 KB
Социология как основа развития социальной экологии Социальная экология –наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Социальная экология молодая научная дисциплина начала формироваться на стыке естественных общественных и технических дисциплин. Первоначально экология была разделом биологии термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г. Для социальной экологии термин экология означает особую точку зрения особое мировоззрение особую систему ценностей и...
19439. Фундаментальные законы природы и основные понятия экологии 32.6 KB
Закон сохранения энергии. Закон сохранения энергии В процессе развития физики как естественной науки выявился целый ряд противоречий между причинно-следственными связями в различных явлениях материального мира. Наиболее фундаментальным и разработанным законом природы является закон сохранения и превращения энергии. Закон сохранения энергии свидетельствует о неуничтожимости движения и материи существовании взаимных превращений между видами энергии и движения невозможности создания чего-либо из ничего.
1939. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОЙ ЭКОЛОГИИ. ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ 568.9 KB
Ее главная функция – выработка и систематизация объективных представлений об окружающей человека действительности. В этой работе академик Вернадский отмечал несколько равноправных источников формирования мировоззрения каждого человека: научный метод познания религиозная и философская практики искусство социальная и личная жизнь. Глобальные экологические проблемы Согласно современным представлениям состояние природы продолжает ухудшаться под давлением хозяйственной деятельности человека. Поэтому главной задачей человека является...
19445. Международное сотрудничество в экологии и экологическая политика России 16.62 KB
Это модель неустойчивого развития характеризующаяся экологически несбалансированной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы что делает нецелесообразным движение развивающихся стран в том числе и России по пути которым пришли к благополучию развитые страны. Международное сотрудничество и национальные интересы России в сфере экологии Как правопреемник Советского Союза Россия приняла к исполнению около 50 договоров соглашений конвенций протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР...
11406. Изучение экологии внутрисемейных отношений методами соционической типологии 3.1 MB
Создательница соционики Аушра Аугустинавичюте отмечает: не многие знают, что за этим понятием скрывается. Но если прислушаться, попытаться прочитать ещё раз СО-ЦИ-О-НИ-КА
819. 36.99 KB
Серьезными факторами дестабилизации среды жизни человека становятся технические аварии и природные катастрофы. Многие ученые, специалисты указывают на усиление связи между ними и на приобретение многими из них глобально-экологического характера.
10475. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ. ЦИТОПЛАЗМА. ОРГАНЕЛЛЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ КЛЕТКИ. СИМПЛАСТЫ И СИНТИЦИИ. СТРУКТУРА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА 18.83 KB
Гук который при помощи сконструированного им примитивного микроскопа увидел в срезе пробкового дерева клетки 1665 год.Пуркинье обнаружил в клетке цитоплазму в 1833 году Броун увидел в клетке ядро в 1838 году Шванн пришел к заключению что клетки различных организмов имеют сходное строение в 1858 году Вирхов установил что новые клетки образуются в результате деления материнской клетки.

Понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.
За категорией "общественное отношение по поводу природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).

Но формируемое экологическое право России регулирует и некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это - отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и .

Таким образом, предмет современного российского экологического права образуют отношения:

  1. собственности на природные объекты и ресурсы;
  2. по природопользованию;
  3. по охране окружающей среды от разных форм деградации;
  4. по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине экологического права отношения, регулируемыми им, называются экологическими.

Целесообразность приведенной выше классификации заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека.
При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.

Права собственности

При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

Природопользование

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. Природопользование и охрана природы некоторыми учеными рассматривается как единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности. Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть ни что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.
Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это - отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

Охрана окружающей среды

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, и касается трех видов вредных воздействий на нее:
1. химических;
2. физических;
3. биологических.

Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли. Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это - регулирование охраны окружающей среды от:

  • шума;
  • вибрации;
  • электромагнитных полей;
  • радиоактивных воздействий;
  • чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники;
  • сброса теплых сточных вод в водоемы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:

  • переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;
  • биотехнологий;
  • поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);
  • предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.

Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Охрана экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды, наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

Экологическая безопасность

В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.

Обратим внимание, что в России понятия "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность" употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных . В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Полномасштабная государственная научно-техническая программа "Экология России", начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы "Экологическая безопасность России". Наконец, Государственной Думой РФ 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон "Об экологической безопасности", не подписанный Президентом РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается новая редакция проекта Федерального закона по вопросам экологической безопасности.
В какой степени обосновано выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства?

Под экологической безопасностью в этом Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Анализ принятого ранее Государственной Думы РФ Закона "Об экологической безопасности" убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения, которые не охватывались бы Законом "Об охране окружающей среды". Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые инструменты обеспечения экологической безопасности, отличные от инструментов регулирования охраны окружающей среды в целом. В основном, он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

В контексте охраны окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.
В известной мере в научном и практическом плане понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.

Насколько автору известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие "экологическая безопасность" не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня ХХI века, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в июне 1992 в Бразилии. Предмет и законодательства, и практической деятельности составляет охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.

Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности. (Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система , 2010 г.)

Предмет экологического права складывается объективно, помимо и человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

Метод экологического права

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли. Для отрасли экологического права метод правового регулирования - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В науке и в праве выделяется ряд методов:

  • императивный;
  • диспозитивный;
  • стимулирования (поощрительный) и др.

В экологическом праве эти методы используются иногда в сочетании друг с другом.

Императивный (административно-правовой) метод

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он проявляется в установлении уполномоченным государственным органом допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, в дозволении на принятие решения о строительстве, запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применения мер юридической ответственности и др.

Заключается в установлении в законодательстве положений, направленных на стимулирование субъектов экологического права (как правило, природопользователей) в инициативном порядке принимать и осуществлять меры по эффективному исполнению требований экологического законодательства. К таким положениям относится, в частности, установление платы за негативные воздействия на состояние окружающей среды; установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект; освобождение от налогообложения определенных субъектов (или объектов), к примеру экологических фондов, особо охраняемых природных территорий; применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий; применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. С принятием и вступлением в силу Федерального закона "Об охране окружающей среды", интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс "экологизации" отдельных отраслей права.

Предметом экологического права является совокупность правовых норм, регулирующих общественное отношение в сфере взаимодействия общества и природы. На современном этапе развития общественных отношений, возникающих в среде взаимодействия человечества и природы, меняется методологический подход их правового регулирования. За основу принимается экология. Объектом правоотношений выступает "природа" в целом как комплекс объектов и ресурсов, характеризующихся тесными связями, обусловливающими взаимозависимость объектов. Интересы общества связаны с сохранением качества всей окружающей природной среды, поэтому любые правоотношения, возникающими с отдельными природными ресурсами должны быть подчинены этой цели. Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде; при правильном и эффективном их использовании способны умножить богатства человеческого общества.

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками:

1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека.

2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи.

3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:

1) носят исторический характер. Особенности современного периода:

а) нерациональное природоиспользование.

б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества.

2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении.

3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа.

4) наряду с эксплуатационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов.

Как объект правового регулирования выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. или можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды. В экологическом праве в качестве предмета традиционно выделяются две группы общественных отношений - по рациональному использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).

Эти две группы отношений образуют по оценкам юристов-экологов, исключительный предмет отрасли. Эта позиция отражена также в природноресурсном законодательстве. Так, в соответствии со ст.11 Водного Кодекса РФ "Органы государственного управления водами", говорится, что государственное управление водами в РФ осуществляют Правительство РФ, местные исполнительные органы, государственные органы управления водными ресурсами, а также иные специальные уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции.

Названные две группы отношений общепризнанные, они и образуют предмет права окружающей среды. Таким образом, учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного права окружающей среды образуют отношения:

собственности на природные объекты и ресурсы;

по природопользованию;

Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как основными средствами производства во всех сферах хозяйственной жизни. В основе развития экологических отношений лежит требования эффективного использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

Принципами права должны руководствоваться все участники экологических отношений - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, предприятия, граждане и общественные объединения. Общими, определяющими сущность права в целом, являются принципы социальной справедливости и социальной свободы, равноправия (равенства перед законом), единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности и др. Поэтому должны и обязаны руководствоваться следующими основными принципами:

приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей;

научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушения;

гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.