Поэтические течения в русской поэзии начала хх века. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) Имажинизм

1. Символизм, его теория и практика. Теоретическое самосознание символистов в статьях-манифестах Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова (список см. ниже). Символисты о задачах искусства и предназначении современного поэта; смысл споров с реализмом. Различные этапы и тенденции внутри символизма («старшие» и «младшие» символисты; эстетико-психологическая и эстетико-религиозные тенденции) и их отражение в статьях символистов.

а) Валерий Брюсов как поэт и теоретик символизма;

б) Александр Блок и символизм;

в) поэзия и теория символизма Андрея Белого.

Поэтика русского символизма (основные мотивы, символ, поэтика соответствий, намека; открытия в области стиха – обогащение метрики, звукописи, рифмы, строфика). Обобщить теоретический анализ по работам М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, В.Е. Холшевникова.

2. Акмеизм и его поэты. Теоретические декларации и художественная практика. Мироздание по акмеизму. Философия слова и концепция творчества. Художественные принципы акмеизма.

а) мир поэзии Николая Гумилева;

б) слово и культура Осипа Мандельштама;

в) художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой.

3. Футуризм. Манифесты футуристов. Поэт и его роль в понимании футуристов. Искусство книги у футуристов. Словотворчество футуристов.

а) творения Велимира Хлебникова;

б) поэтика Владимира Маяковского.

4. Марина Цветаева: слова и смыслы.

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэты.- М.: Языки русской культуры, 1996.

2. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество.- Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.

3. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К.Д. Бальмонт // Соколов А.Г. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ в. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 326-327.

4. Белый А. Символизм как миропонимание / В. Белый // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 103-119.

5. Брюсов В.Я. Ключи тайн. О искусстве. Священная жертва / Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / В.Я. Брюсов. – М.: Худ. лит., 1987. – С. 37-48; 72-93.

6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. (Глава 5 «Время Блока и Маяковского»)

7. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века». Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.

8. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. Валерий Брюсов и наследие

9. Иванов В. Две стихии в современном символизме / В. Иванов // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 31-72.

10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.

11. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Н.А. Кожевникова. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

12. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.

13. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 268 с.

14. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.

15. Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2001.

16. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: ХХI век. – Согласие, 2000.

17. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. (Глава 6 «Направленческий анализ лирического стихотворения»)

18. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 41-61.

19. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Соколов.– М., 1988.

20. Пушкина / В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 162-281.

21. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.; М., 2002.

22. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. – Липецк, 2000.

23. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.

24. Тарановский К. О поэзии и поэтике (сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 2000.

25. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А.Ханзен-Леве. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 512 с. (Серия «Современная западная русистика»)

26. Холшевников В.Е. Стих начала ХХ века / В.Е. Холшевников // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1994. – С. 216-220.

27. Эткинд Е.Т. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – М.: Максимо, 1997.

Занятие № 7

Художественная система стихотворения А. Блока «Шаги Командора»

1. «Шаги Командора» в контексте цикла «Возмездия». Смысл заглавия.

2. Блоковская картина мира и образ ночи в «Шагах Командора»

3. Пространство и время в стихотворении

1. Система оппозиций (ночь/свет). Двоемирие.

2. Основные фонологические и лексико-семантические сферы, их образно-персонажный уровень:

а) сфера дон Жуана и донны Анны;

б) функция повторов;

в) семантика символов.

3. Явление Командора. Неотвратимость возмездия.

4. Интертекстуальность произведения.

Литература

1. Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Блока «Шаги Командора» // Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.

2. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. – М.: РГГУ, 2002.

3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.

4. Пьяных М.Ф. Трагический ХХ век в зеркале русской литературы. - СПб.: Изд. «Блиц», 2003.

5. Федоров Ф.П. Художественная система стихотворения «Шаги Командора»// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.

6. Эткинд Е.Г. «Шаги Командора». Опыт композиционной интерпретации// Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.

Занятие № 8

Христианский миф и русская история в поэме А. Блока «Двенадцать»

1. Мотивы и образы статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», вошедшие в поэму «Двенадцать». Эволюция отношения поэта к Октябрьской революции от романтического ее восприятия (как несущей «возмездие» старому миру и дарующей ему очищение и преображение) до скептического восприятия современности (по дневникам 1917 – 1920 гг.).

2. Природные стихии как символы социальных явлений в поэме.

3. Принцип контраста как основной в художественном мире произведения (противоборство света и тьмы, космических бурь и земной участи маленького человека).

4. Образы противостоящих друг другу социальных сил:

а) сатирическое изображение представителей «старого мира»;

б) противоречивый образ красноармейцев и его развитие в поэме.

5. Роль «любовного треугольника» (Петрухи, Ваньки и Катьки) в сюжете поэмы.

6. Значение образа Иисуса Христа как «непризнанного духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути».

7. Полифонизм произведения.

8. Стиль и стих поэмы.

9. Критические суждения о «Двенадцати».

Литература

1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.; Л., 1962. – Т. 6, 8.

2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока «Двенадцать» // Знамя. – 1991.– № 11.

3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – Л., 1980.

4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». – Л., 1979. – Гл. 2, 3.

5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать» // Лит. в школе. – 1993. – № 3.

6. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – М., 2000.

Вступление. Силуэт “Серебряного века”________________________________________ 2

Глава 1. Рождение новой поэтической школы.____________________________________ 3

Глава 2. Настроения в поэзии._________________________________________________ 6

Глава 3. Поэты новой эпохи.__________________________________________________ 10

Глава 4. Власть над миром или властвование вместе с миром._____________________ 17

Глава 5. Техническая сторона символизма.______________________________________ 19

Глава 6. Мотивы и сюжеты у поэтов-символистов._______________________________ 23

Глава 7. Калейдоскоп поэтических школ._______________________________________ 26

Заключение. Тень Серебряного века.___________________________________________ 27

Список использованной литературы.__________________________________________ 29

“Серебряный век” – сложное, изумительное полотно русской поэзии, которое начало ткаться невидимой рукой создателя в 90-х годах XIX века. И первым наиболее ярким рисунком этого бесценного, многоликого творения стал символизм с его поэтикой намека и иносказания, с его эстетизацией смерти как живого начала, с его креативной силой "безумия", со знаковым наполнением обыденных слов. Его важнейшей приметой стала аналогия лика, мимолетности, сиюминутности, в которых отразилась Вечность.

Новое мировоззрение потребовало от новой поэтической школы нового приема. Таковым стал символ – многозначное иносказание, сформировавшее еще поэтику Священного писания, а затем причудливо разработанное французскими символистами. Опыт библейской символики очень повлиял на судьбу слова "символ": в "светском" понимании оно оставалось простым риторическим примером, применяемым к любому материалу, в "духовном" же понимании оно прочно оказалось связанно с религиозной тематикой как земной знак несказуемых земных истин. "Символ, - писал один из теоретиков и практиков нового течения, - только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине".

Новое движение закрепило за собой окончательное имя, когда вышла в свет книга стихотворений Д. Мережковского "Символы" (1892 год), оформилось же это течение благодаря трем сборникам "Русские символисты", выпущенным Брюсовым (1894-1895). Если у Брюсова и Бальмонта доминировало "светское" понимание слова "символ" (они видели в символизме школу с определенной техникой), то у В. Иванова, Блока, А. Белого, которых принято называть "младшими символистами", возобладала мистико­-религиознаятрактовка этого понятия.

Поэтам – символистам был свойственен глубокий историзм, с позиций которого оценивались и события современности; сугубая музыкальность поэтической строки и широчайший энциклопедизм культурного арсенала. Здесь царили разнообразные формы: баллады, триолеты, венки сонетов, поэмы, подчиненные новым образам, словам, размерам, рифмам.


Легкий ветер в кустах вдруг в веселии пьяном

Полетит над землей ураганом…

Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

Звезды станут недвижно средь темного свода,

И висеть будет ночь без исхода…

Я боюсь рассказать, как тебя я люблю.

Я боюсь, что, подслушавши повесть мою,

Мое сердце безумья любви ужаснется

И от счастья и муки порвется…

Н. Минский

Поэты – символисты стали под лозунг А.С. Пушкина: "Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв", избрав для себя раз и навсегда лагерь "эстетизма" (признание самодвижущей ценности искусства, произведений, отрыв от общественности). Это роднило символистов с акмеистами, в значительной степени с футуристами, а после революции с имажинистами; и противопоставляло их крестьянским и пролетарским поэтам, воспринимавшем поэзию, как социальный фактор.

Трактовка русского символизма как течения романтического по своей природе, как известного рецидива романтизма начала XIX века имеет над собой глубокие основания.

Романтизм как настроение, как стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, как неприятие жизни и реальности, вечное"искание бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям – является, несомненно, преобладающей стихией русского символизма, тем психологическим базисом, на основе которого он мог распуститься.


Короткий вечер тихо угасает

И пред смертью ласкою немой

На одно мгновенье примиряет

Небеса с измученной землей.

В просветленной, трогательной дали,

Что неясна, как мечты мои, -

Не печаль, а только след печали,

Не любовь, а только тень любви.

И порой в безжизненном молчаньи,

Как из гроба, веет с высоты

Мне в лицо холодное дыханье

Безграничной, мертвой пустоты…

Д. Мережковский

Внутренняя напряженность и беспокойство, несколько хаотическая взволнованность, так характерная для романтизма, является столь же характерной чертой русского символизма, особенно позднего его проявления. Не случайно первым увлечением Блока в поэзии был Жуковский, юношеским увлечением Бальмонта – Эдгар По и Шелли, Белый с детства упивался стихами Гете и сказками Андерсена, а любимым чтением юного Ф. Сологуба были "Робинзон" и "Дон Кихот".

Возрождением настроений романтизма идеологическая сторона русского символизма, однако, не исчерпывается. Он впитал в себя и другие влияния: влияния западного, в частности французского "декадентства" и мистической философии В. Соловьева:

В Альпах.

Радостно-мощный прибой…

Зыбкую насыпь надежд и желания

Смыло волной голубой.

Синие горы кругом надвигаются,

Синее море вдали.

Крылья души над землей поднимаются,

Но не покинут земли.

В берег надежды и берег желания

Плещет жемчужной волной,

Мыслей без речи и чувств без названия

Радостно-мощный прибой.

Западное декадентство – это прежде всего эстетство, холодное и замкнутое в себе, это крайнее самоутверждение личности, своеобразный индивидуализм (бесформенный и пассивный). Эти черты были ярко выражены в творчестве ранних русских символистов, которых иначе именовали "декадентами". Быть может, лучше, чем где бы то ни было, эстетика русского декадентства была сформулирована в словах Ф. Сологуба: "Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из нее сладостную легенду, ибо я – поэт», в юношеском кредо Валерия Брюсова: «Все в жизни только лишь средство для звонко-певучих стихов».

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    Ознакомление с основными литературными достижениями Серебряного века. Изучение особенностей модернистского направления в литературе. Рассмотрение проявлений символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма в творчестве великих русских писателей и поэтов.

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Основная позиция футуристов. Их внешний вид и издание ими манифестов. Основные направления футуризма: эгофутуризм, центрифутуризм и кубофутуризм. Яркие представители данных направлений. Характерные черты в творчестве эгофутуриста Игоря Северянина.

    презентация , добавлен 19.12.2009

    Авангард и его течения. Футуризм как одно из ярчайших направлений искусства XX века. Преемственность русского футуризма от итальянского. Утопические мотивы в футуризме Маяковского. Влияние утопических идей Ф.Т. Маринетти на творчество В.В. Маяковского.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2013

    Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России и положившее начало "Серебряному веку". Анализ поэзии акмеистов на примере писателя Н. Гумилева. Основные принципы и признаки футуризма. Имажинизм как поэтическое движение.

    реферат , добавлен 07.07.2014

    Реализм как творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм). Философские идеи Ницше и Шопенгауэра. Учение В.С. Соловьева о Душе мира. Яркие представители футуризма.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Символистский период творчества В. Шершеневича. Этапы в становлении поэтического языка: реализм, символизм и футуризм. Существенный недостаток работы "Футуризм без маски". Основные аспекты в слове. Идея противостояния слова-понятия и слова-образа.

    реферат , добавлен 08.03.2011

    Н.А. Заболоцкий родился в 1903 году в восьми километрах от Казани, в семье агронома. Студенческие годы и учеба поэта. Написание первых поэтических произведений. Основание литературной группы ОБЭРИУ, которая продолжила традиции русского футуризма.

    презентация , добавлен 13.02.2011

    Жизненное и творческое кредо Бурлюка, его особое место в футуризме. Формирование новой поэтической школы. Личностные мотивы автора. Встреча Бурлюка с В. Маяковским. Отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе.

    реферат , добавлен 26.09.2013

    Значение поэзии Серебряного века для культуры России. Обновление разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления ценностей. Характеристика литературных течений в российской поэзии начала ХХ века: символизма, акмеизма, футуризма.

    презентация , добавлен 09.11.2013

    Понятие и возникновение имажинизма. Поэтика Есенина в 1919-1920 гг. и его участие в "Ордене имажинистов". Поэмы "Сорокоуст", "Кобыльи корабли", "Пугачев" на основе литературной практики футуризма в эпоху революции и контрреволюции. Распад имажинизма.

И литературы

Пояснительная записка

На вводных уроках литературы в 11 классе учащиеся знакомятся с историко-литературной ситуацией рубежа XIX-XX веков. Основная цель данных уроков – показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние; дать представление о тенденциях русской литературы , познакомить с литературными течениями этого периода. Материал данной таблицы поможет учителю реализовать задачи урока. Для проверки знаний по материалам данной таблицы составлен тест, состоящий из 10 заданий. Ответы к вопросам выделены жирным шрифтом. В дополнение к уроку можно предложить одному из учеников составить презентацию о художниках, композиторах этого периода и их произведениях.

Поэтические течения конца XIX – начала XX веков

Направление, даты

Философские, исторические, литературные корни

Литературные объединения, журналы

Характеристика направления

Манифесты

Связь с другими видами искусства

Пролетарское

Поэзия декабристов, революционеров-демократов, поэты «Искры», поэзия Н. Некрасова

М. Горький

Г. Кржижановский

Д. Бедный (Придворов)

Поэтическое воплощение философии активного действия

Содержит страстное поэтическое осмысление русской революционной деятельности тех лет

Поэзия гражданского звучания

«партийная организация и партийная литература»; Плеханов «Искусство и общественная жизнь»

Луначарский «Письма о пролетарской литературе»

С. Иванов «на новые места», Касаткин «Раненый рабочий»; Ярошенко «Кочегар»

Касаткин «Рабочий боевик»; Иванов «Расстрел»; Серов «Солдат», «Браво, ребятушки»

Поэзия критического реализма

Знаниевцы

Новокрестьянские поэты

Акмеизм, 1911

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Традиции русской поэтической классики: А. Фета, И. Никитина, А. Полонского, А. Кольцова

Традиции народного творчества, крестьянская поэзия XIX века

Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса

Итальянский футуризм

А. Лукьянов

А. Черемнов

С. Клычков

С. Есенин

Н. Орешин

Н. Гумилёв

А. Ахматова

О. Мандельштам

М. Кузмин

В. Маяковский

Д. Бурлюк

В. Хлебников

И Северянин

К. Олимпов

Кружок «Среда»,

Альманах «Знание»

«Цех поэтов» 1911; Бродячая собака» 1912; «Привал комедиантов» 1915

«Бродячая собака», «привал комедиантов»

«Гилея», сборник «Садок судей»

«Петербургский глашатай», 1912

Демократизм, гуманизм, следование традициям революционной поэзии. Они разделяют идеи социал-демократов

В пейзажной лирике вырастает образ России – нищей, голодной, но любимой, прекрасной

Пейзажная лирика уступает место философской

Вторгается стихия русского народного творчества. Предпринимаются попытки разгадать истоки и законы жизни нации

Лейтмотив – жизнь русской деревни, русских крестьян, родной природы

«Акме» - ясность, высшая пора. Устремлённость к вершинам искусства. Поиски выхода из кризиса символизма. Безоговорочное принятие мира. Изысканность стиля, богатство зрительных впечатлений, чёткость поэтических конструкций

Анархический характер общественных и эстетических программ. Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, отказ от всех традиций, свободу слова

И. Бунин «недостатки современной поэзии»

Единой школы и поэтической программы не создали

Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма»

«Пощёчина общественному вкусу», 1910

«Пролог эгофутуризма»

Куинджи «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «Днепр ночью»

«Времена года»

Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»

Коровин «На миру»; Иванов «Бунт в деревне»; Репин «Крестный ход в курской губернии»

Союз русских художников: Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин

Журнал «Золотое руно»

Модернизм – общее обозначение русского искусства конца XIX - начала XX веков

Декаданс

Символизм

Философско-религиозный символизм

Младосимволизм

Независимые поэты

Новые идеи Ницше, французский символизм,

Греческая мифология

Соловьёва

И. Анненский

В. Брюсов

Ф. Сологуб

К. Бальмонт

Д. Мережковский

З. Гиппиус

В. Иванов

Б. Пастернак

В Набоков

А. Скрябин

В. Ходасевич

«Весы», «Золотое руно», «Апполон»

Литературный салон З. Гиппиус

Журналы «Комедианты», «Центрифуга»

Представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Интуитивное постижение мира, духовный опыт человека

Искусство как общественно-религиозное действо

Отражение внутреннего мира личности (любовь, одиночество, тоска)

Мережковский «О причинах упадка и новые течения современной русской литературы»; В. Брюсов «Русские символисты»

В. Иванов «Две стихии в современном символизме»

А. Белый «Символизм как миропонимание»

Стиль модерн, интерес к средневековью. Музыкальная стихия – первооснова жизни. Стремление к воплощению мимолётных впечатлений

М. Врубель

Тест на знание материала «Поэтические течения конца XIX - начала XX веков


1. Демократизм, гуманизм, следование традициям реалистической поэзии, разделение идей социал-демократов. Какому литературному течению характерны эти признаки?

А. Пролетарским поэтам

Б. Новокрестьянским поэтам

В. Знаниевцам

2.К какому литературному течению относится следующая группа писателей: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

3.какая из перечисленных характеристик относится к кубофутуризму?

А. Представление о познаваемости мира и закономерностях его развития. Интуитивное постижение мира.

Б. Анархический характер эстетических и общественных программ. Независимость формы от содержания.

В. Поэтическое воплощение философии активного действия.

4.Представители какого течения не имели единой школы и поэтической программы?

А. Новокрестьянские поэты

Б. Независимые поэты

В. Пролетарские поэты

5.Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса стал источником творчества поэтов:

А. Символистов

Б. Футуристов

В. Акмеистов

6.Какому литературному течению (направлению) соответствует созданный Союз русских художников, в которых вошли Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин и другие художники?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

7.Для какого из литературных течений (направлений) статья «партийная организация и партийная литература» стала манифестом?

А. Пролетарские поэты

Б. Младосимволисты

В. Новокрестьянские поэты

8.В творчестве каких поэтов прослеживается поэзия гражданского звучания?

А. Новокрестьянских

Б. Пролетарских

В. Символистов

9.Поэты какой группы относятся к поэтам-акмеистам?

А. Клюев, Есенин, Клычков

Б. Набоков, Скрябин, Ходасевич

В. Гумилёв, Ахматова, Мандельштам

10.К какому из литературных течений относится творчество И. Бунина?

А. Акмеисты

Б. Знаниевцы

3. Младосимволисты

Использованная литература

Таблица взята из лекционного материала с курсов повышения квалификации. Тест составлен автором по материалам данной таблицы.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVІІІ - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения недолжно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить».