Что будет со следователями фскн после упразднения. Интервью «Русской Планете» согласился дать известный эксперт в сфере борьбы с преступностью Александр Михайлов

№ 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

ФСКН слишком долго раскачивалась, обещая встать на путь исправления. Директор Виктор Иванов, в виду приближающегося краха, говорил, порой, правильные вещи, но происходило в наркоконтроле все то же безобразие. Единственный пример, приведенный директором недавно как образец борьбы с крупным наркобизнесом - это дело Шилова (о кондитерском маке), мало того, что насквозь сомнительное, но даже судом дважды возвращенное как непригодное для рассмотрения.

Отсюда и хорошо очищенный кондитерский мак, прошедший таможню, превращавшийся в тонны изъятых наркотиков.

Говорили об охоте на волков, а гонялись за зайчатами, представляя их волками в заячьих шкурах.

Устроили истерику со спайсами - "нация гибнет, а у нас руки связаны". При этом брали голыми руками и сажали иногда продавцов, но чаще покупателей этого самого якобы легального спайса - судили как за производные, за приобретенные миллиграммы как за тяжкое преступление. Добились включения расплывчатого понятия "производные" в перечень наркотиков. Одновременно с помпой провели закон о тех же самых ими придуманных производных, представляя их "легальными спайсами" - закон о новых потенциально опасных психоактивных веществах, застолбив за собой полномочия утверждать их реестр. Но за год с лишним ни одного "потенциально опасного" не обнаружилось, продолжали сажать за производные. Потому что оказалось выгоднее: за приобретение новых психоактивных не предусматривается ответственности, только за продажу, и то небольшая. А приобретение производных - тяжкое преступление.

Даже закон о себе самой ФСКН так и не родила, заложив в проект столько полномочий, что он не прошел через правительство. Не переживали - действовали без закона. Полиция - по закону, ФСБ - по закону, а наркоконтроль - помимо закона (лишь отдельные полномочия были прописаны в разных законах).

Подмяли под себя реабилитацию наркозависимых, назвав ее социальной (оказывается реабилитацией должна заниматься полиция!), и запросили на это столько денег, что Минфин только рот открыл. Но и с тем, что на реабилитацию получили, вышел конфуз под названием "братья Крупновы".

Это то, что на поверхности, за что ответственно руководство. О том, что происходило "на земле", за что, конечно, в нормальном государстве тоже ответственно руководство, надо писать отдельно. Достаточно сказать, что за хранение без цели сбыта сидит сейчас больше людей, чем за сбыт.

Да, было и полезное. Наркоконтроль ловил полицейских, торговавших наркотиками, а полиция - наркополицейских за то же самое. В этом плюс любой конкуренции. Но для плача по ФСКН этого мало, дурное перевешивает. И хотя с аппаратной точки зрения передача ФСКН и возвращение ФМС - это компенсация МВД за внутренние войска, ОМОН и вневедомственную охрану, - для простых людей, для общества ликвидация наркоконтроля как отдельного подчиненного непосредственно президенту ведомства - несомненное благо. Теперь за это отвечает министр внутренних дел.

http://hand-help.ru/doc3.html#nov227

Апрель 2016 года стал для рассматриваемой службы последним, т.к. официальный источник говорит о том, что ФМС и ФСКН РФ уже к 20 июня прекратят свое существование. Функция данных ведомств далее будет передана в полномочия МВД РФ. Сегодня данный процесс стал крайне интересным для большинства россиян, и многие интересуются, как это в принципе будет происходить, и что после будет с сотрудниками ликвидированных служб.

Ликвидация ФСКН в 2016 году последние новости

Официальный сайт описываемого ведомства не содержит какой-либо подробной информации относительно данного процесса. Руководитель службы Виктор Иванов в очередном интервью лишь еще раз отмечает, что реорганизация его ведомства идет по намеченному плану, и в поставленные сроки данный проект будет полностью выполнен.

Сегодня данное изменение многие связывают с сокращением. Но это не совсем так, ведь речь идет именно о реорганизации — т.е. о смене формы управления. Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что идет не передача полномочий одному ведомству (в лице МВД), а добавление в данную структуру еще две службы. Т.е. отныне миграционный контроль и оборот наркотических и психотропных вещество будет осуществляться теми же самыми органами, но уже под началом МВД РФ. К слову, ФСКН, как ведомство было образовано относительно недавно, и выделено оно было как раз из МВД. Т.е. время возвращает все назад.

Указ президента о ликвидации ФСКН 2016

Активно обсуждаемая в последние дни информация о возможном расформировании Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) нашла свое подтверждение.

По данным «Известий», проект указа президента об упразднении службы в феврале поступил в аппарат главы правительства России из государственно-правового управления администрации президента (АП).

Проект указа 10 февраля направлен руководителю аппарата премьера Сергею Приходько. Им предусмотрено упразднение ФСКН с 1 марта 2015 года. Полномочия службы по борьбе с наркотиками, а также по расследованию профильных уголовных дел теперь будут переданы в Министерство внутренних дел (МВД), а сфера реабилитации и лечения наркоманов - Минздраву, - сообщил собеседник «Известий» в аппарате правительства.

Государственно-правовое управление президента просит зампреда правительства поручить подготовить заключение о предполагаемых расходах бюджета в связи с расформированием ФСКН и передачей ее функций МВД.

Источник «Известий» в правоохранительных органах рассказал о некоторых подробностях ситуации вокруг расформирования Госнаркоконтроля.

Впервые информация о реорганизации ФСКН прозвучала на совещании у главы государства Владимира Путина 22 января - тогда государственно-правовое управление администрации президента получило поручение подготовить проект указа «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Этим проектом предусматривается с 1 марта 2015 года упразднение ФСКН и передача МВД полномочий по борьбе с наркопреступностью. Все уголовные дела по «наркотическим» статьям теперь также будет расследовать следственный департамент МВД. Полномочия по поддержке некоммерческих организаций, которые занимаются реабилитацией и ресоциализацией наркоманов, будут переданы Минздраву.

Передача функций ФСКН проходит в рамках масштабной реорганизации силовых ведомств, которая потребовалась в условиях финансового кризиса. Масштабные сокращения штатов готовят МВД, ФСБ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Генпрокуратура и другие силовики.

Штаты Госнарконтроля составляют более 30 тыс. человек, из которых лишь четверть перейдут на работу в МВД, а остальные будут сокращены. Напомним, что до 2002 года в структуре МВД было специализированное подразделение по борьбе с наркотиками - Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН).

По разным оценкам, ФСКН обходилась бюджету примерно в 30 млрд рублей в год, однако эффективность работы наркополицейских оставалась низкой. Так, по статистике, оперативники МВД выявляли 64,2% всех преступлений, связанных с наркотиками, из которых 61% относился к тяжким и особо тяжким составам, а ФСКН - только 33,5%. В 2014 году только официально в России было изъято 32 т наркотиков, из которых на МВД пришлось почти 10 т. Также следует учесть, что в ФСКН вес изъятых наркотиков всегда учитывала в сыром виде, а в МВД - только в «чистом», сухом. Таким образом, разница по изъятым наркотикам во внутриведомственной статистике МВД и ФСКН отличалась в десятки раз.

Руководство ФСКН сразу после появления информации об упразднении заявили, что служба эффективна. Так, 9 февраля на специальном брифинге директор Госнаркоконтроля Виктор Иванов рассказал, что за последние 5 лет служба ликвидировала в 8,5 раза больше наркосообществ, чем все остальные вместе взятые российские силовики. По его словам, на долю ФСКН приходится 98% уголовных дел по легализации и отмыванию наркодоходов. Также Госнаркоконтроль ликвидировал 20 тыс. наркопритонов, что в 3 раза выше совокупного результата всех силовиков страны. А 90% перехваченных и изъятых оптовых партий наркотиков, поставляемых в Россию, приходится на ФСКН.

Кроме того, после первых слухов о возможной ликвидации ФСКН наркополицейские начали проводить фактически ежедневные операции и рейды, не забывая отчитываться о громких победах над наркобизнесом. Так, за последнее время были проведены сразу три масштабные спецоперации: «Шанхайская паутина», «Карпаты» и «Черный банкир». Были изъяты сотни килограммов различных наркотиков и курительных смесей, задержано около 100 участников группировок. Одна из группировок хранила вырученные от продажи наркотиков деньги в Приватбанке, принадлежащем украинскому олигарху Игорю Коломойскому.

Есть еще одна причина ликвидации ФСКН. За всё время существования службы ее оперативники и руководители различного ранга сами регулярно попадали в криминальные скандалы и уголовные дела, связанные с торговлей наркотиками, крышеванием наркопритонов и вымогательством. Правозащитники обвиняли ФСКН в том, что она подменяет борьбу с крупными отечественными и международными наркогруппировками различной мелочью - проводила спецоперации и возбуждала уголовные дела против ветеринаров и торговцев пищевым маком, пожилых жителей деревень, у которых в огороде находили дикорастущие мак или коноплю.

Как считает директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков, в составе МВД силовые функции ФСКН будут исполняться лучше.

Целью ФСКН было выживание службы как ведомства, а в составе МВД такой направленности уже не будет, - пояснил он. По его мнению, основная задача ФСКН - уменьшение числа наркоманов в стране - так и не была выполнена.

Можно играть цифрами, но в действительности количество наркозависимых в стране только увеличилось, - заявил Олег Зыков. - При этом палочная система отчетности ФСКН привела к тому, что заметно увеличилось число наркоманов в тюрьмах. И дело не только в том, что это поломало судьбы конкретным людям. Теперь до 100 млрд рублей в год страна платит просто за то, что наркоманы сидят за решеткой и превращаются там в профессиональных бандитов.

Миллиарды на реабилитацию

Что касается системы реабилитации наркоманов, то ее получит Минздрав. В 2013 году ФСКН вынашивала амбициозный проект по созданию единой системы реабилитационных центров в России, на что просила у правительства 20 млрд рублей - на срок с 2014 по 2016 год. В эту сумму, по замыслу наркоборцов, должны были войти 16 млрд рублей из федерального бюджета, 3,3 млрд из бюджета субъектов и еще 650 млн из внебюджетных источников.

Виктор Иванов утверждал, что с помощью этой программы сможет уменьшить количество наркозависимых в России в 30 раз. Суть программы ФСКН заключается в создании - в соответствии с международной практикой и рекомендациями ООН - единой системы сертифицированных реабилитационных центров. Эти центры, по замыслу ФСКН, должны будут работать по стандартам, рекомендованным Минтруда и Минздравом, и предоставлять полную информацию о своей деятельности.

Виктор Иванов планировал, что кроме четырех государственных центров в нее могли бы войти почти 500 неправительственных некоммерческих организаций, которые на сегодняшний день не существуют юридически ни в одном государственном документе. После появления новой программы они смогут участвовать в конкурсах на грантовую поддержку.

Однако эти планы не нашли поддержки в Минфине, который зарубил проект, пояснив, что бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, принятом Госдумой, ассигнований на реализацию проекта программы не было предусмотрено. Также финансовое ведомство отклонило вопрос о создании федерального научно-методического центра для проведения научных исследований и подготовки экспертов в области реабилитации наркоманов.

Ранее из межведомственной госпрограммы вышел Минздрав, потому что медики и наркополицейские так и не смогли решить, кто из них будет заниматься реабилитацией наркоманов в России. Теперь Минздравсоцразвития лоббирует собственную госпрограмму «Развитие здравоохранения», в рамках которой занимается лечением наркоманов.

На финансирование программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков» ежегодно планировалось выделять из казны 23–25 млрд рублей. Значительная часть этих средств пойдет на программы реабилитации наркозависимых. Госпрограмма «Развитие здравоохранения» более масштабна - около 400 млрд рублей в год.

То, что ФСКН расформируют, для меня прекрасная новость, - сказал Зыков. - Фактически деятельность этого ведомства сводилась к аккумулированию у себя огромных бюджетных средств и их передаче дальше в различные организации. И это была очень коррупционная схема. По моим оценкам, эти деньги получало огромное количество реабилитационных программ, которые по сути были авантюристскими. Они были организованы неграмотными людьми, желающими заработать. Минздраву сейчас следует приостановить какое-либо финансирование реабилитационных центров и наконец разобраться, какие из них реально меняют к лучшему судьбы наркоманов.

Руководитель аппарата некоммерческого фонда «Здоровая страна» Сергей Орлов напротив оценивает опыт взаимодействия с ФСКН как «очень позитивный».

Мы плотно работаем с ФСКН - например, фонд участвовал в разработке критериев реабилитации, - сказал он. - Мы опробовали новые методики при поддержке ведомства, постоянно проводили совместные мероприятия. К примеру, в сентябре 2014 года был организован масштабный летний терапевтический лагерь, куда приехали представители девяти регионов. За время своей деятельности ФСКН сделала всё для пропаганды здорового образа жизни и борьбы с распространением и потреблением наркотиков.

Орлов отметил, что существуют определенные критерии для всех организаций, которые занимаются реабилитацией наркоманов.

Вряд ли Минздрав будет менять эти стандарты, - считает он. - Но придется заново договариваться, налаживать контакты и взаимодействие.

Президент ассоциации некоммерческих организаций «Родина без наркотиков» Вадим Харитонов отметил, что от Минздрава общественники в первую очередь ждут взаимопонимания и тесного сотрудничества, которого не хватало во время работы с ФСКН.

На балансе нашей организации работают реабилитационные центры в 30 городах России, где проходят лечение около 800 человек, - сказал он. - Этот показатель значительно выше, чем в любых государственных наркодиспансерах. При этом мы постоянно сталкиваемся с недопонимаем и попытками помешать нашей работе со стороны ФСКН. У нас налажено сотрудничество с Пермским и Алтайским краями, где представители госструктуры поддерживали наши инициативы и пилотные проекты - например, выдачу сертификатов на бесплатное прохождение реабилитации. При этом есть другие регионы, где сотрудники ФСКН всячески мешали нашей работе. В Новосибирске все наши попытки получить гранты заканчивались безуспешно. В Сургуте и Ханты-Мансийске нам устраивали информационную блокаду, а центры подвергались постоянным проверкам со стороны прокуратуры и других контролирующих органов. В Тюмени наши центры пытались обвинить в том, что у них «экстремистские» методы лечения.

Помощник министра здравоохранения РФ Татьяна Клименко рассказала, что, по данным Минздрава, всего в России около 800 НКО, которые занимаются реабилитацией наркоманов. Сейчас Минздрав никак не регулирует их деятельность, но государственные медучреждения «взаимодействуют с этими НКО в рамках преемственности лечебно-реабилитационного процесса в отношении каждого конкретного пациента».

Мы просим главных наркологов по каждому региону, чтобы они хотя бы примерную «карту» этих НКО имели и взаимодействовали с ними, - сказала Татьяна Клименко. - НКО проводят мероприятия по социальной реабилитации - когда больной учится жить в нашем обществе, ему оказывается помощь при восстановлении трудовых навыков, семейных взаимоотношений, социальных связей, помощь в учебе. Медицинские организации, которые занимаются наркологическими больными, конечно, нуждаются во взаимодействии с этими НКО.

Коммерческий рынок лечения наркоманов считается одним из самых выгодных - клиенты на нем будут всегда. По самым скромных подсчетам, в России насчитывается около 1,5 млн наркозависимых людей. Чтобы вернуть их к жизни, родственники и близкие готовы заплатить любую цену, но коек для всех в России явно не хватает. При этом в государственных наркологических учреждениях имеется всего чуть более 1,2 тыс. мест.

По данным Минздрава, на всю Россию - четыре государственных наркологических центра, 81 реабилитационное отделение и 144 наркодиспансера. Зато частных центров более 800.

ФСКН России должна была быть расформирована к 1 июня 2016 года. Об этом говорится в указе президента РФ Владимира Путина, посвященном упразднению этой службы. Однако на практике оказалось, что полностью завершить ликвидацию ведомства не успели. «Еще не все сотрудники ФСКН официально уволены. Есть постановление правительства России за подписью Медведева о том, что

служба прекратит свое существование как юридическое лицо в декабре нынешнего года.

Связано это с тем, что передача дел от наркоконтроля в МВД идет долго, кроме того, оба ведомства не успели по объективным причинам подготовить в достаточном количестве нормативные акты, необходимые для перехода функции наркополиции в Министерство внутренних дел», - рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, штат Управления МВД по контролю за наркотиками будет сформирован только 15 июня.

Вместе с тем в пресс-службе ФСКН «Газете.Ru» сообщили, что сейчас в главном здании службы работает межведомственная ликвидационная комиссия. «В ее составе есть множество представителей МВД, они ходят по кабинетам, принимают нашу оргтехнику и иное имущество. «Фээскаэнщиков в здании немного, они занимаются в основном вопросами своего увольнения и ничем более», - отметил представитель ведомства. Он добавил, что директор наркополиции Виктор Иванов сейчас находится в отпуске.

До своего расформирования Госнаркоконтроль обладал значительным арсеналом оружия, которое находилось у оперативных сотрудников и бойцов спецназа ФСКН «Гром». В частности, наркополицейские располагали пистолетами Макарова и Ярыгина, автоматами Калашникова, пистолетами-пулеметами «Кедр», снайперскими винтовками различных типов, а также помповыми ружьями, гранатометами и специальным орудием для бесшумной стрельбы. Однако, как рассказал «Газете.Ru» сотрудник спецназа по имени Сергей, сразу после публикации указа Путина о ликвидации службы все оружие было передано межведомственной комиссии.

«Сейчас мы все ходим безоружные, все оружие было сдано по описи полицейским»,

Сказал он.

Что касается вещественных доказательств по делам о производстве или продаже наркотиков, то они сейчас находятся в камере хранения ФСКН, описи переданы полицейским. «Дела еще расследуются, так что ко всем вещдокам, в том числе и наркотикам, применяются общие правила хранения этих доказательств. После приговора суда вещдоки, в том числе изъятые наркотики, уничтожаются», - рассказал «Газете.Ru» источник в ФСКН.

Как удалось узнать «Газете.Ru» из разговоров с теми сотрудниками ФСКН, которые еще не уволены, в настоящий момент большая часть из них просто сидят и ждут своей участи. «Мы сдали все дела в архив, ежедневно приходим на работу вовремя, сидим на местах, ждем штатной структуры МВД, переназначения на новые должности или хотя бы выведения за штат. Мы все написали рапорт на увольнение и на согласие служить в полиции на новых должностях. Нам сообщили, что всех нас устроят на службу в МВД, однако неофициально дали понять, что оперских должностей хватит не всем», - рассказал Константин, сотрудник управления про Центральному административному округу ФСКН. По его словам, это означает, что

некоторым вчерашним операм могут предложить служить патрульными полицейскими или участковыми.

«Конечно, это понижение в статусе, а иногда и в звании. Но я больше ничего не умею, кроме как работать в правоохранительных органах, так что соглашусь на ту работу, которую мне дадут в МВД», - сказал он.

Константин добавил, что большинству следователей ФСКН уже предложили работать в следственном аппарате Министерства внутренних дел, но не все на это согласились, кто-то предпочел уволиться. Константин также отметил, что за май всем сотрудникам его подразделения выплатили всю зарплату в полном объеме. Это же подтвердил и анонимный источник «Газеты.Ru» в руководстве ликвидируемого ФСКН. «При этом нам сказали, что в июне нам выплатят уже только оклад и надбавку за звание. Это на практике означает, что если за май я получил, условно, 50 тыс. рублей, то в июне получу порядка 30 тыс. рублей», - отметил оперативник.

По словам других сотрудников ведомства, точно так же в «режиме ожидания» существуют и некоторые другие подразделения Госнаркоконтроля, например бойцы «Грома».

«В указе о создании Нацгвардии сказано, что нас переведут туда. Однако пока никаких практических шагов в этом направлении не последовало, мы просто сидим и ждем.

Некоторые уже перешли в спецподразделения других силовых структур, например в спецназ СВР России «Заслон», - отметил «громовец».

«По нормативным документам и внутриведомственным инструкциям, сразу после указа о ликвидации должен был последовать новый, внутриведомственный, - о выведении всех сотрудников за штат. И все работники ФСКН два месяца должны были, по идее, находиться за штатом. После этого им должны были предложить новые должности, уже в МВД. И если экс-наркополицейские отказались бы от новых должностей, то их должны были бы уволить из органов внутренних дел», - рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к руководству Госнаркоконтроля. По его словам, с большей частью тех, кто еще числится в ФСКН, никто не проводит совещания и не доводит информацию о происходящем, что действует на некоторых наркополицейских удручающе. Как следует из открытых источников, всего в ФСКН к моменту ликвидации службы числилось чуть менее 34 тыс. сотрудников.

По словам источника «Газеты.Ru» в службе,

главное здание ведомства на Маросейке, 12, тоже перейдет МВД,

там будет размещено управление полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которое заменит Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, а также, возможно, другие полицейские подразделения. Таким образом, эта постройка уже четвертый раз за свою новейшую историю меняет хозяина. В начале 1990-х годов там располагалась одна из структур завода «Моссельмаш», потом его передали налоговой полиции, однако после расформирования этого ведомства здание отошло ФСКН. И вот вскоре там разместятся полицейские.

ФСКН была создана в 2003 году, тогда эту структуру возглавил бывший высокопоставленный сотрудник ФСБ Виктор Черкесов, который руководил наркополицией до 2008 года. После этого ведомство возглавил другой выходец из Федеральной службы безопасности, Виктор Иванов. При Иванове ФСКН активно занималась мероприятиями в сотрудничестве с антинаркотическими подразделениями Китая, Латинской Америки, США и Прибалтики. Результатом стал целый ряд задержаний наркоторговцев и перехват сотен килограммов запрещенных веществ при попытке их ввоза в Россию или транспортировки по российской территории. В 2012 году ОСН «Гром» включен в состав Коллективных сил оперативного реагирования антинаркотических ведомств и органов внутренних дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Впрочем, за годы существования ФСКН не обошли и насколько крупных скандалов.

В октябре 2007 года в аэропорту Домодедово сотрудники ФСБ задержали генерала управления собственной безопасности ФСКН РФ Александра Бульбова. Его обвинили в незаконных телефонных прослушках, взятках, «крышевании» бандитских группировок. Сам он свое задержание связал с участием в расследовании уголовного дела в отношении фирмы «Три кита», в котором, по его словам, оказались замешаны высокопоставленные сотрудники ФСБ. В 2009 году генерал был освобожден под подписку о невыезде, а еще через год приговорен к трем годам лишения свободы условно за мошенничество и превышение полномочий.

В 2013 году два оперативника ФСКН по САО, Челидзе и Калугин, был обнаружены в собственной машине без сознания неподалеку от здания наркополиции на Ленинградском шоссе. Они были госпитализированы в состоянии передозировки наркотиками, а в машине оперов нашли 7 кг кокаина и гашиш.

В марте 2016 года заместитель директора ФСКН генерал-полковник полиции Николай Аулов был объявлен Испанией в международный розыск и заочно арестован по обвинению в связях с оргпреступностью. Официально его причастность к преступным группам Госнаркоконтроль тогда опроверг. В 2014 году Иванов вошел в списки граждан РФ, в отношении которых США, Канада и Евросоюз ввели санкции.

На днях произошла очередная реформа в правоохранительной системе. Упразднена Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, а ее функции со штатной численностью переданы в МВД РФ. Об этом говорили давно, можно сказать, с первых дней, но в последние годы особенно активно. Несмотря на мотивацию – сокращение расходов, у этой истории есть своя весьма печальная интрига. Но для начала немного истории.

В 2003 году система правоохранительных органов пополнилась новым и, судя по заявленным задачам, весьма влиятельным партнером. Был создан Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ГНК, впоследствии Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков – ФСКН). Новый орган, по замыслу президента, был призван не только стать координатором в сфере борьбы с криминалом, но и реализовать новую наркополитику, суть которой – борьба не с последствиями, а с причинами. В первую очередь - за счет снижения спроса. В России было декриминализовано само потребление наркотиков, перевод потребителей из зоны уголовной в зону административной ответственности, а по большому счету, в гуманитарную: использование ресурсов гражданских ведомств гражданского общества. Удивительно и интересно было все делать с нуля! Не было ничего, кроме тысяч растерянных налоговых полицейских (оставят или выгонят?), «убитых» зданий и сооружений, гор автохлама и старой техники. Не было нормативной базы, приказов, инструкций, элементарных актов для организации работы.

Но самое главное – не было опыта в этой сфере!

Формирование шло трудно. Люди не верили в перспективы службы. А потому, как всегда в трудных ситуациях, сделали опору на офицеров госбезопасности. Как говорили в наше время, «партия скажет «надо» – ежа проглотишь». Во многих управлениях должности начальников и руководителей служб заняли выходцы с Лубянки. Многие пришли со своими наработками. Как удалось первому председателю Виктору Черкесову создать коллектив единомышленников, сегодня понять невозможно. Но, проработав в первом круге ФСБ, МВД, могу сказать: это был первый случай гармоничного формирования этого «первого круга», где не было склок, недопонимания, зависти и дружбы против кого-то. Не было той банки с пауками, которая стала нормой для многих ведомств.

Новый орган был призван не только стать координатором в сфере борьбы с криминалом, но и реализовать новую наркополитику, суть которой – борьба не с последствиями, а с причинами. Фото fsknmsk.ru

Создавать ведомство на базе ликвидированного – это как чистить авгиевы конюшни… Шла активная ротация, набор после тщательной проверки. Более 2,5 тыс. кандидатов на службу как из бывшей налоговой, так и из милиции были отведены по разным мотивам.

И тем не менее 1 июня служба «встала на рельсы». В первый полный год – 2004-й – было изъято из оборота 129 тонн наркотиков, 109 из которых изъяла служба. Руководители не вылезали из командировок. Как говорится, все приходилось делать «ножками». А как иначе? Надо было знакомиться с людьми, встречаться с руководством субъектов. Разъяснять, убеждать даже в том, в чем еще сами были уверены не до конца. Шли путем проб и ошибок. Иногда роковых. Но шли.

В течение года были во многом разрушены коррупционные связи правоохранителей с наркомафией. Только за тот же 2004 год было привлечено к уголовной ответственности более 1500 сотрудников разных ведомств. У мафии стала исчезать крыша…

В 2005 году было изъято уже более 139 тонн наркотиков.

Были запущены перспективные проекты в сфере первичной профилактики. Проект по гармоничному воспитанию детей и подростков, профилактике правонарушений и наркопотребления «Неприкосновенный запас – дети Отчизны» стал всероссийским. Сотни лагерей «Юный спецназовец» стали создаваться при участии ФСКН. Были выпущены журнал «Наркомат», подростковый журнал «Антидоза», газета «Зона права»… «Наркомата» вышло 52 номера - при отсутствии бюджетного финансирования!

К 2008 году прирост лиц, стоящих на учете, сократился с 25% в год до 1,5%. В Тольятти сотрудниками Самарского управления было ликвидировано организованное сообщество. 42 бандита, убийцы и наркодельцы, были привлечены к уголовной ответственности. Сроки - от 10 до 20 лет лишения свободы. 42! Дела в суд доставляли на камазе! А в зале специально варили клетку для подсудимых.

Сотни лагерей «Юный спецназовец» стали создаваться при участии ФСКН. Фото gnkrb.ru

Создание ГНК было вызвано рядом вполне объективных причин, среди которых резкий рост наркозависимых в России (с 1991 по 2001 год число стоящих на учете с диагнозом «наркомания» возросло в девять раз), наркобизнес стал срастаться с правоохранительной системой, что значительно увеличило обороты продаваемого зелья в стране, расширились возможности транснациональной преступности. Из страны транзита наркотиков Россия стала превращаться в страну потребления. Этому способствовала прозрачность внешних границ, наличие конвертируемой валюты, стремительный заход в Россию новой молодежной субкультуры, в которой в едином пакете сегодня секс, рок, наркотики.

Наркоконтролю предстояло «оседлать» каналы поступления наркотиков из-за рубежа, работать по крупным наркосообществам. А по сути, работать по принципу спецслужбы, «от противника». Упреждая, пресекая еще на подходах, а еще лучше – пресекая на стадии замысла. Не контролировать совершение преступления, а не допускать его! Такая задача под силу только серьезной специальной службе, имеющей интеллектуальный потенциал. Мощный оперативный костяк.

Декриминализация хранения для личного употребления малых доз наркотиков еще более усугубила ситуацию. Фактически мелкая розница оказалась вне зоны контроля со стороны правоохранительных органов. Перевод «хранения» в разряд административных правонарушений не изменил, по сути, позицию прокуратуры, которая в ряде субъектов стала требовать по каждому факту административного производства возбуждения уголовного дела «по факту сбыта неустановленным лицом». В подобном «разгоне» статистики не были заинтересованы ни органы внутренних дел, ни органы наркоконтроля.

Несмотря на снижение, на первый взгляд, влияния органов внутренних дел на борьбу с наркопреступностью, доля раскрываемых преступлений органами МВД по-прежнему оставалась достаточно высокой. Это очевидно, потому что по глубине и широте проникновения в уголовно-криминальную среду органам внутренних дел равных нет и не будет. А потому в ряде субъектов России на органы наркоконтроля приходилось всего от 15 до 60% раскрытых преступлений в этой сфере. Даже беглый анализ статистики показывает, что доля участия в борьбе с наркопреступностью органов внутренних дел, располагающих значительными оперативными и человеческими ресурсами, по-прежнему велика. Реальные же ресурсы (даже численные – 30 000 сотрудников ФСКН, из которых не более 15% занимаются непосредственной работой), не говоря об оперативных возможностях у специально уполномоченной службы, сегодня исчерпаны. Мы наблюдаем снижение объемов изъятий основных видов наркотиков (героина в первую очередь), а вал достигается за счет изъятия так называемых спайсов, а попросту - огромных масс сухой травы, опыленной мизерными объемами синтетической дряни. Увеличение изъятия так называемых синтетических наркотиков (в основном сырья для их производства) картину не улучшает, так как в статистике динамика по видам отсутствует. По сути, кратное увеличение достигнуто за счет изъятий курительных смесей и морских солей, где доля собственно наркотика в общем объеме массы ничтожно мала.

Наркоконтролю предстояло «оседлать» каналы поступления наркотиков из-за рубежа, работать по крупным наркосообществам. Фото newstes.ru

Меняется структура наркопотребления. Наметилась тенденция ухода героина с рынка. Пока это тенденция. Однако в ближайшее время возможно появление более сильных наркотиков, синтезируемых в домашних условиях. Об этом свидетельствует активизация консультаций пользователей интернета. Запреты, вводимые на отдельные виды препаратов, не решают проблемы, так как не исключены возможности синтезирования зелья из того, что запретить просто невозможно. Запрет – это удел слабого! Тем более, что голь на выдумки хитра.

Введение рецептурного отпуска на кодеиносодержащие лекарственные препараты оживило дискуссию в блогах, где лица даже без среднего образования обсуждают создание аналогичных молекулярных решеток с новыми веществами. Резкое падение спроса на такие препараты ничего не иллюстрирует. Появились тысячи новых веществ, более опасных, чем дезоморфин. А само утверждение, что у нас нет дезоморфиновых наркоманов, нелепо: наркоманы как были, так и остались, сменив свое меню.

Мы живем в параллельных мирах. У правоохранителей на бумаге одно, а у нас на улице – другое! Сегодня общество не интересуют тонны и килограммы изъятых наркотиков, ситуация в Афганистане и Гондурасе, проблемы войск коалиции. Его больше волнуют шприцы на лестничных площадках, около школ и в местах досуга. Граждане не желают нюхать зловоние наркопритонов. Разрыв между интересами ФСКН и общества стал увеличиваться: реакция на заявления либо запоздалая, либо формальная. Для правоохранительных органов ликвидация наркопритона – менее заметная в рейтинге строка, чем крупные изъятия и разоблачение групп и сообществ. И это при наличии более серьезных людских затрат, сложностей доведения до суда (если вообще это возможно).

У ФСКН отсутствуют реальная система и возможности работы в группе риска. Это объективно. Как человек, начинавший службу в ведомстве с момента его создания и прослуживший до 2008 года, считаю необходимым подчеркнуть, что формат межведомственного взаимодействия, заявленный в положении о ФСКН, предполагал взаимодействие в сфере профилактики с другими правоохранительными органами. Но эта комплексная система была разрушена, а новые потуги наладить эффективную работу в области профилактики наркопотребления носят исключительно декоративный характер (акции, слеты, конференции без опоры на «землю») при огромном объеме никому не нужных отчетов и справок. В силу этого проводимые мероприятия в сфере профилактики в последние годы напоминают школьные капустники, которые не имеют перспективы и, по сути, являются дежурными, показными акциями.

Для правоохранительных органов ликвидация наркопритона – менее заметная в рейтинге строка, чем крупные изъятия и разоблачение групп и сообществ. Фото fskn.lipetsk.ru

Институт участковых уполномоченных, школьных инспекторов и инспекторов по делам несовершеннолетних – единственный эффективный инструмент наряду с общественностью для сканирования и управления низовой наркоситуацией. Попытки ФСКН работать с этими категориями сотрудников МВД ни к чему хорошему не привели. Изначально было непонятно, кто ведущий, а кто ведомый. Чьи приоритеты первичны? Да и возможностей у сотрудников ФСКН практически не было, ведь это звено нещадно сокращали. Вал бумаг вместо конкретной работы…

Более того, искусственно нагнетаемый антагонизм между ФСКН и МВД, который мы наблюдали в последнее время, убедил всех, что на поляне должен быть один хозяин. Спартакиады, кто больше изъял, у кого больше дел, ни к чему хорошему не приводят. Из-за этого перетягивания каната усилиями руководства наркополиции она превратилась в самый неавторитетный орган, особенно в субъектах России.

Но самое главное, что с момента смены руководства ФСКН в 2008 году в корне изменилась морально-нравственная обстановка. Руководство превратилось в безапелляционную надстройку, которая избрала единственную тактику: «Вопросы здесь задаю Я». Чванливость и пренебрежение к коллегам «на земле» были доведены до совершенства. Генералы унижались, как прокаженные. Руководителям территориальных органов было запрещено входить в здание центрального аппарата без командировочного удостоверения, хотя многие вопросы ранее решались в период кратковременного пребывания коллег в Москве при отбытии или возвращении из отпуска. Это нормально и естественно. Возобладал принцип «я начальник – ты дурак». Существовала практика, когда начальников вызывали в Москву и держали по нескольку дней в приемной. Эта воспитательная работа привела к тому, что некоторых персонажей ненавидели все, от оперов до генералов. А какая это работа, если начальство не просто не любят, а ненавидят?! Окружение директора всегда вызывало странное ощущение. Ну, как можно было назначать на повышение генерала Аулова Н. Н. из МВД (сейчас находится в розыске Интерпола), если накануне он получил «неполное служебное соответствие» как начальник Управления МВД по Центральному федеральному округу. Как?!

Отношение к заслуженным людям иначе как хамским назвать нельзя. Мои коллеги – заместители директора, генерал-полковники, о своем увольнении узнали из указа, который им принесли в папке в конце рабочего дня. Начальник оперативного управления, также генерал (талантливый опер, прослуживший на этом участке много лет в ФСБ), получил указ в день своего рождения! Ни с кем из упомянутых никаких бесед ранее не было. Все делалось тайно и исподтишка. Аналогично был уволен Герой России, возглавлявший один из департаментов. Пытаясь прояснить ситуацию, генерал зашел в приемную своего куратора, который передал через секретаршу: «Я вас не вызывал!» Аналогичную практику расправ избрали и вновь назначенные руководители на местах. С приходом нового руководителя в областное управление обновлялся почти полностью оперативный состав, а на смену им набирались персоны, лично преданные шефу, которые завершали чистку. На момент ликвидации ФСКН в 16 управлениях более года не назначали начальников!

В речах бывшего руководителя ФСКН неоднократно звучали цифры, характеризующие наркоситуацию в стране. Фото kommersant.ru

Сегодня ФСКН офицеры покидают без сожаления, с чувством неприятного осадка. Такого мерзкого отношения к людям не было нигде. А покинув ведомство Иванова, они долго корят себя за то, что не сделали это раньше. За то, что последние годы подчинялись пассажирам, неспособным делать ничего руками, а только горлом. И у которых чванство – норма жизни.

При этом большие шишки ведомства были в шоколаде. Щедро раздавались ордена и медали, многомиллионные субсидии. Огромные суммы делились между руководителями департаментов. На одну выделенную субсидию можно было купить несколько квартир в региональных управлениях для оперативного состава.

Какова же была роль главного начальника ведомства? Он занимался «государственной деятельностью». Ему некогда было заниматься самой структурой. Число командировок (и недешевых! Латинская Америка, Европа, Азия и даже ЮАР, все бизнес-классом) за границу кратно превосходит число командировок по стране. Во многих субъектах его просто не видели. А над тем, что слышали из его уст по телевидению, просто сотрудники посмеивались, так как реально падающие результаты он выдавал за победы, не задумываясь, что это полный провал. Достаточно вспомнить его заявление, что за 5 лет число наркопотребителей выросло на 3,5 млн человек! Уже это было приговором ведомству: а зачем его тогда создавали? В речах бывшего руководителя ФСКН неоднократно звучали цифры, характеризующие наркоситуацию в стране. И каждый раз возникало ощущение обмана, так как даже при ближайшем рассмотрении все они только запутывали ситуацию. Как в отношении наркозависимых, так и в отношении простых потребителей… То 5, то 7, то 18 млн. Со смертями планка была задрана так, что впору кричать караул. В одном из своих выступлений он утверждал, что с 2003-го по 2008 год ежегодно в России погибало по 140 тыс. человек. Цифра безумная, но прозвучав из уст руководителя высокого уровня, она должна была вызывать доверие. Правда, через неделю он скорректировал: «… а в 2014-м сократилось до 90 тысяч!» В связи с этим на память приходят кадры из фильма «Праздник святого Йоргена», где мошенник, якобы исцеленный священником, говорил: «Когда я был маленьким, моя бедная мама уронила меня со второго этажа»; по мере возбуждения, он новым зевакам увеличивал этаж… аж до седьмого.

И этот бред предстает во всей красе, когда мы узнаем, что, по данным ООН, в мире в год умирает около 200 тысяч! Так вот. Как человек, в ФСКН отвечавший за межведомственное взаимодействие, замечу, что никогда эти дикие цифры ни в какой статистике не фигурировали. Более того, шел медленный, но устойчивый курс на снижение до 2008 года. С 12 000 до 8 000 (официально) и с 50 000 до 30 000 неофициально. Даже число вызовов скорой помощи снижалось в несколько раз.

С приходом новой команды ситуация изменилась в худшую сторону. Не понимаю, как это могли не заметить? Еще большие манипуляции связаны с результатами. Для сравнения отмечу только один факт. В 2004 году (первый год работы ФСКН) было изъято 139 тонн наркотиков. В 2015-м - всего 27 тонн. И это выдается за победу. При этом все время подчеркивается особая роль ФСКН. Титанический труд и оперативное мастерство… Хотя в ряде субъектов доля МВД в раскрытии наркопреступлений составляет 80-85%. Да и объемы наркотиков, изымаемых ФСКН, с каждым годом падали. Для чистоты эксперимента с сайта ФСКН была удалена вся статистика до 2008 года, так как результаты предыдущего периода кратно больше, чем ныне.

Состоявшееся решение президента – мера назревшая. Сегодня за счет поглощения ФСКН возможно значительно укрепить блок сотрудников, работающих в органах МВД на участке борьбы с наркотиками. Фото fedpress.ru

Я не буду анализировать все аспекты: желающий может их увидеть на сайтах соответствующих ведомств. Достаточно просто взять калькулятор… Хотя будет сложно, потому что нам все время предлагали сравнивать зеленое с соленым. То статистика в тоннах, то в граммах, то в дозах (как это посчитать, если речь идет о разных веществах?), то в долларах, то в рублях. Перечень нелепиц и завиральных идей можно продолжать долго. То предлагалось финансировать строительство птицефабрик в южных странах СНГ, чтобы дехкане не торговали наркотиками, то сеять мак, то разводить коноплю… Бороться с наркотрафиком в Латинской Америке (где мы и где Америка!), обмениваться опытом с Японией, хотя оттуда не было завезено ни одного грамма наркотиков, учить полицию Колумбии и Гондураса… Своих-то толком научить не могли!

Но факт остается фактом. Несмотря на бравурные заявления Иванова, можно заметить, что именно с его приходом система стала медленно сползать в могилу.

Состоявшееся решение президента – мера назревшая. Как говорят опера в системе, «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Сегодня за счет поглощения ФСКН возможно значительно укрепить блок сотрудников, работающих в органах МВД на участке борьбы с наркотиками. С учетом наличия организованных форм наркобизнеса повысить роль главка по борьбе с наркотиками.

Надо принципиально и кардинально повысить статус Государственного антинаркотического комитета (если он сохранится). Как и в прошлые годы существования Правительственной комиссии, его должен возглавлять один из вице-премьеров, а не руководитель ведомства. Существующий аппарат ГАК должен быть кратно сокращен. По сути, все сотрудники аппарата совещательного органа служат в ФСКН. В каком государстве столь расточительно относятся к специальным офицерским званиям? Его сотрудники давно должны быть переведены в разряд государственных и гражданских служащих. Высвободившийся состав должен быть передан в оперативные подразделения. Однако недавно численность ГАК увеличилась за счет создания новых подразделений! Зная людей, работавших в аппарате, могу сказать одно: не жили, а мучились бумажной волокитой. Многие талантливые опера, волею судьбы оказавшиеся не на своем месте, изнывали от бесцельного, по большому счету, существования. Имитируя «процесс», они гоняли тонны бумаг в низовые подразделения федеральной службы, где исполнители буквально стонали от исполнения никому не нужной работы. Сегодня аппарат состоит в основном из людей в погонах, которые в силу профессиональной деформации не могут в полном объеме решать задачи всех входящих в состав ГАКа ведомств. В аппарате ГАК должны работать представители разных ведомств. К слову, в правительственных комиссиях по противодействию распространению наркотиков в разные годы (одну возглавлял премьер, вторую вице-премьер) функции аппарата выполнял всего один человек.

Всегда, как только начинался разговор о ликвидации ФСКН, Иванов пафосно заявлял, что за этим выступает звериное мурло наркомафии. Сегодня это произнес президент. Интересно, а сейчас Иванов так же считает?

И последнее. Удивительно, но решение о ликвидации ФСКН не вызвало никакой реакции в обществе. И это симптом.

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

Александр Михайлов