Как должен выглядеть современный сельский клуб. Основы методического руководства деятельностью учреждений культуры клубного типа (методические рекомендации) Конкурс методической работы в клубном учреждении

Сельский Дом культуры с. Эйлиг-Хем введен в эксплуатацию 1987 году и расположен в с. Эйлиг-хем по улице Найырал 3. При сельском Доме культуры работают 5 специалиста, из них 2 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре.

Число жителей села Эйлиг-Хем 627 человек из них молодежь в возрасте от 15 до 24 лет 150 человек, т. е от общего числа населения численность молодежи составляет 23,9%.

Основными направлениями в работе с молодежью являлись мероприятия патриотического, нравственного, экологического воспитания, приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Одной из главных задач является массовое привлечение молодежи к полезному и культурному проведению свободного времени. Из года в год основными формами работы остаются различные конкурсы-смотры, игровые программы, викторины, игры с элементами спортивных состязаний, походы, тематические дискотеки, вечера отдыха. Например, дискотеки с игровой программой «А, знаешь ли ты кто?», «Чистота - залог здоровья», «Круто ты попал!», «Лучшие танцоры вечера». Ежегодно в Доме культуры совместно с отделом молодежи проводится КВН среди молодежных команд. В этом году он прошел под названием «Мы молодые». Идеей было выявление и развитие способностей и талантов молодежи, общение и взаимоотношение молодежи в процессе творческой деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности сельского Дома культуры Улуг-Хемского кожууна в 2012 году являются:

  • 1. Модернизация материально-технической базы сельского Дома культуры с. Эйлиг-Хем. Так как клуб в сельской местности должен быть местной интеллектуальной базой, центром досуга, технически оснащенный современными компьютерно-электронными средствами. Ибо только хорошо технически оборудованный клуб может быть центром культуры;
  • 2. Модернизация досуга молодежи;
  • 3. Повышение квалификации специалистов сельского Дома культуры, руководителей любительских коллективов. В кожууне 19 специалиста сельских клубов имеют только среднее специальное образование, 9 специалистов - среднее специальное не по культуре, что составляет 52%, поэтому проблема специалистов, способных решать сложные задачи культурно-досуговых учреждений в новых условиях, а значит и проблема повышения квалификации этих специалистов - одна из главных. Решается она согласно плана повышения квалификации специалистов сельских культурно-досуговых учреждений;
  • 4. Активное участие в разработке Грантов Председателя Правительства РТ, социально-творческих заказов, ФЦП.

В настоящее время заметно повысилось требование населения, особенно молодежи в проведении качественных и содержательных мероприятий. Действительно, захочет ли человек провести свой досуг в технически не оснащенном центре культуры, если в других заведениях в этом плане намного лучше? Пойдет ли он на дискотеку в клуб с плохим качеством звука и без соответствующих световых эффектов, тогда как в г. Кызыле, например, качественных мест отдыха много? Этот вопрос ныне стоит перед культработниками села во всей остроте. Дело не только в том, что клуб может потерять свой авторитет в глазах людей. При слабой оснащенности техническими средствами клуб перестанет быть именно центром культуры, местом отдыха.

Намереваясь шагать в ногу со временем нужно твердо уяснить, что нормальное функционирование любого, даже небольшого клуба и в городе и на селе немыслимо сегодня без применения новых технологий, без умелого руководства. Нет такой сферы культурной работы, где не чувствовалась бы насущная необходимость в технических работников. Разве обойтись без технических помощников, которые каждое мероприятие могут сделать эмоциональнее, красочнее, доходчивее? Да и по развитию платных услуг, предоставленных клубом населению, тоже не решить без хорошей материально-технической базы.

Осознавая большую роль новых технологий мы в нашем Доме культуры пытаемся работать на постоянное улучшение материально-технической базы, с учетом современных требований, что несомненно отражается на уровень проводимых мероприятий. По сравнению с 2000 годом резко возросло число клубных формирований, культурно-досуговых мероприятий, финансовых поступлений от разных видов уставных услуг.

На средства, вырученные от проведения уставных платных услуг, а также не в малой степени от спонсорских поступлений закуплены несколько комплектов компьютерной, оргтехники, средства связи. Приобретен и успешно используется в работе видеопроектор «SANYO», применение которого заметно улучшило качество и уровень проводимых мероприятий.

Стало возможным проведение красочных шоу-видео-дискотек для молодежи с одновременной проекцией видеоклипов, что как мы считаем, значительно повышает уровень дискотек на качественно новый уровень. Новым при проведении мероприятий явилась трансляция мероприятий на экран, показ слайдов, видеороликов, титров.

Новые технологии активно внедряются в кружки, работающие на самоокупаемости, в клубы по интересам и любительские объединения. В Доме культуры функционируют 13 формирований, где занимаются 125 человек, из них для молодежи от 15 до 24 лет 5 формирований, где занимаются 80 человек.

С 2011 года в нашем Доме культуры работают 2 платных самоокупаемых кружка и студия видеозаписи, где занимаются молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, всего 50 человек.

Это компьютерный кружок «Мой компьютерный мир» (рук. Монгуш А.А.), Целью данного кружка является обучение основным навыкам работы на персональном компьютере. В программу обучения входят ознакомление с устройством компьютера и периферийных устройств, работа с графикой, текстом, всемирная сеть Интернет.

От поступлений взносов за обучение в кружке приобретаем все расходные материалы: картриджи для принтеров, бумагу, заправку для ксерокса, пленку для ламинирования и т. д.

Кружок будущих видео-операторов. Занятие проводится еженедельно. Преподается теория, основные способы съемки, умения пользования светом, микрофоном. Благодаря кружковцам все мероприятия записываются с помощью видеокамеры на кассету и хранятся в отдельном фонде. Работает студия звукозаписи. На базе центра работает своя студия звукозаписи с возможностью компьютерного премастеринга и изготовления лазерных компакт-дисков, где увлечены делом 10 чел. (в возрасте от 14 до 24 лет).

В будущем планируется открыть при доме культуре клуб любителей кино, который соберет, надеемся молодежь единомышленников любителей кино. Уровень и количество сельских досуговых мероприятий не сравнимы со столичными, это и определяет низкую посещаемость молодежи мероприятий. Образ жизни селян более однообразен, чем у горожан, они больше смотрят телевизор, чаще посещают дискотеки, больше гуляют.

Таким образом, проблема удовлетворенности молодежи своим досугом является актуальной на сегодняшний день. В этой проблеме есть как объективное, так и субъективное содержание. С одной стороны, пассивность молодых людей, установка на потребительство, с другой - ограничения финансового характера. Дом культуры, например, выходом из данной ситуации, как ограничение финансового характера, считает проведение платных услуг, дискотек, кружков, аренды помещения и аппаратуры. Внедрение в Доме культуры платных, интересных кружков для молодежи, населения. Мы считаем, что тогда механизм самоокупаемости и самообеспечения сработает.

И так на сегодня выявлены 8 важнейших факторов привлечения населения, молодежь в сельский Дом культуры и развития клубного учреждения: заинтересованность в своей работе и творческий уровень руководителя, специалистов работающих в данном Доме культуры, хорошо продуманная тактика работы, активное внедрение уставных платных услуг по запросам населения, постоянное улучшение материально-технической базы, активное внедрение новых технологий в работе, Интернет, средства связи и постоянное улучшение эстетики, дизайна наружного фасада здания, благоустройству его территории: озеленению, освещение и т. д.

В целях активизации последовательной работы учреждений социокультурной сферы по профилактике социально-опасных заболеваний, приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни совместно с Управлением образования администрации Улуг-Хемского кожууна проводился цикл профилактических программ таких как «Нет туберкулезу!», «Мы за ЗОЖ», «Полоса жизни», по профилактике правонарушений, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях.

Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне.

Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы.

Досуг деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Досуг - это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.

От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем. При рассмотрении социокультурных технологии организации молодежного досуга было выявлено следующее…

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

Культурно-досуговым учреждениям важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  • - постоянное улучшение материально-технической базы культурно-досуговых учреждений;
  • - повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и широкого их выбора;
  • - создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя почувствовали различные слои населения;
  • - создание банка идей и центра молодых инициатив, учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного возраста;
  • - создание и организация новых клубов по интересам, гостиных и любительских объединений;
  • - участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и участников художественной самодеятельности;
  • - создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, групп общения, консультаций психологов, центров социально-психологической реабилитации нуждающимся в общении, заботе, доброте.

На основании вышеизложенному в качестве предложения мы разработали проект муниципальной целевой программы по организации досуга молодежи.

Надеемся, что практическая значимость данной работы в дальнейшем будет связана с возможностью ее использования специалистами культурно-досуговых учреждений, а также педагогами организаторами в образовательных учреждениях в качестве методических рекомендаций по организации молодежного.

Заключение

В ходе исследования нами изучено современное состояние деятельности учреждений культуры по организации досуга молодежи села, как особой категории населения. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждения культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. досуг молодежь социокультурный

Оптимальное использование социально-культурного потенциала молодежи достигается при помощи использования социально-культурных технологий, а именно разработкой и внедрением социокультурных проектов и программ. С этой целью нами разработан проект поселенческой целевой программы «Молодежь села Эйлиг-Хем на 2013-2015 гг.», который утвержден Главой администрации и заложены средства на реализацию программы в бюджет Улуг-Хемского кожууна на 2013 год.

Надеемся, что наша целевая программа будет реализован успешно, так как она практически значима.

Современная семья ее проблемы и пути их решения Социальные функции современной семьи.3 Тенденции развития российской семьи: История вопроса. Для этого нужно узнать об уже изученных формах а также рассмотреть проблемы современной семьи исходя из которых можно сформулировать конкретные задачи для решения этих проблем. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать социальные функции современной семьи выявить ее проблемы и пути их решения предположить путь ее дальнейшего развития а...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15983. СОТРУДНИЧЕСТВО ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С СЕМЬЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ 71.45 KB
По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей имеющих отклонения в здоровье наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Исторически так сложилось что от состояния здоровья детей от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. Поэтому вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания...
10014. Приоритетные направления развития продовольственного рынка Республики Бурятии 281.8 KB
Отечественное сельское хозяйство, принимая активное участие в мировой экономике, в данный момент находится в состоянии, когда сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают значительные трудности. Они связанны с тем, что Российская Федерация, участвуя во Всемирной торговой организации, принимает на себя обязательства по ограничению государственной поддержки отечественного сельского хозяйства.
9839. Формы работы с родителями по повышению социально-педагогической культуры в вопросах межнационального воспитания детей дошкольного возраста 67.87 KB
Учитывая сложившуюся социальную ситуацию, особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного, доброжелательного и уважительного отношения к людям других
9912. Основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе непрерывного обучения «детский сад - школа» 340.82 KB
К сожалению в настоящее время система работы по психологическому сопровождению детей в системе детский сад школа еще не сложилась хотя имеется определенный опыт организации преемственных связей между дошкольными учреждениями и начальной школой. Важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в период их перехода из дошкольного учреждения в школу. Цель исследования определить основные направления и формы работы по психолого-педагогическому сопровождению развития детей на этапе...
10366. Деятельность учреждений хосписного типа 11.17 KB
В эпоху крестовых походов на пути следования крестоносцев возникали монастыри которые давали приют паломникам путешественникам среди которых было немало больных раненых. Первой в России общиной сестер милосердия была Петербургская Свято-Троицкая обитель 1844 где наряду с женской больницей приютом для приходящих детей отделением сестер милосердия имелась также богадельня на 6 коек для неизлечимо больных. Направления на госпитализацию в дома отделения сестринского ухода и хосписы осуществляются участковыми врачами территориальных...
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
20801. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 168.67 KB
Профессиональная компетентность педагога является таким личностным образованием, которое имеет свойство изменяться и совершенствоваться. Поэтому важной задачей является определение путей повышения профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы с семьей. В этом направлении повышение профессиональной компетентности педагогов является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка.
11219. О проблемах интеграции учреждений культуры и искусств, образовательных государственных и муниципальных органов 9.21 KB
Задачами округа является обеспечение интеграции образовательных научных государственных муниципальных организаций и учреждений единой системы подготовки переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы организация взаимодействия с органами исполнительной власти Министерствами культуры образования и науки молодежи спорта и туризма региона Среднего Поволжья развитие межрегиональных связей а так же ряд других актуальных проблем. Высокие достижения в области культуры и искусства стали возможны в...
7602. Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков 107.79 KB
Петровского Социально – педагогический факультет Кафедра педагогики и социального образования Курсовая работа Технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков Научный руководитель: к. Теоретические основы технологии социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и подростков. Технологии социальной работы детей и подростков с девиантным поведением. Направления социальной работы с семьей как фактором преодоления девиантного поведения детей и...

Бытует мнение, что за последние годы престиж педагогических профессий стал ниже, в основном штате образовательных организаций преобладают возрастные педагоги с большим стажем работы в системе образования. Молодые кадры приходят в детские сады и школы неохотно, многие через год-два уходят из профессии, найдя более привлекательные варианты. Так что же делать? Профессия педагога, тем более работающего с особым ребенком и его семьей, бесспорно сложная, требующая самоотдачи, поиска решений и самообразования без поправки на праздники и выходные.
А если это работа с «особым» ребенком и его семьей, то круг решения задач, требующих вмешательства специалиста, становится еще шире. Но кроме трудностей, есть другая сторона этой деятельности - ясные глаза малыша, летящего к тебе со всех ног по коридору на занятия, тихие мамины слезы, когда она видит первые результаты и верит, что именно ты сможешь помочь, робкие выступления на методических советах и конференциях, когда маститые педагоги принимают позицию молодой девочки в решении профессиональных вопросов. Но для того чтобы почувствовать вкус этой второй стороны деятельности педагога, рядом должны быть профессионалы, которые поддержат при первых неудачах, помогут компенсировать недостаток практического опыта и пробелы в знаниях, не усвоенных на студенческой скамье. Наставничество - это необходимая часть адаптации и повышения уровня профессионального образования молодых специалистов.
Именно потому что неразрывная связь, профессиональная преемственность поколений являются обязательным условием прогресса в любой области развития современного общества, на базе Городского психолого-педагогического центра в первый же год его функционирования был создан Клуб молодых специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. Основной задачей клуба являлась активизация деятельности молодых педагогов в решении актуальных профессиональных задач и создание условий для их личностно-профессионального роста. Во все округа нашего столичного мегаполиса были разосланы приглашения для тех, кто стремится к знаниям, хочет совершенствовать имеющиеся умения и быть максимально эффективным, делая первые шаги в начале своего профессионального пути.
Сегодня мы можем рассказать о том, как строилась работа с молодыми специалистами, откликнувшимися на наше предложение. В восьми заседаниях клуба приняли участие 324 педагога из 194 образовательных организаций Москвы.
В ходе заседаний рассматривались значимые для молодых специалистов вопросы, позволяющие ориентироваться в направлениях развития современной системы образования столичного мегаполиса: изменение нормативно-правовой базы, взаимодействие образовательных организаций столичного региона, качество предоставляемых услуг по вопросам организации помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.
Ведущими клуба и педагогами-наставниками использовались различные формы работы: практикумы, семинары, мастер-классы, деловые игры, тренинги.
Участники заседаний в ходе занятий смогли ознакомиться с современными педагогическими технологиями выстраивания отношений в семье (практикум «Гармонизация детско-родительских отношений»), работы с младшими школьниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (мастер-класс «Технологии работы с обучающимися младшего школьного возраста, имеющими особенности в поведении»), а также нейропсихологическим направлением работы в деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (семинар «Нейропсихологические технологии в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»).
Особый интерес у участников вызвал формат деловой игры. Молодые специалисты разыгрывали сценарий часто встречающихся проблемных ситуаций. Было важно определить, как взаимодействовать с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью, как настроить коллективы образовательных школ (педагогический, родительский, детский) на принятие особых детей в свою среду.
Помимо активных методов работы (семинаров, практических занятий) огромное внимание было уделено индивидуальному и групповому консультированию. Молодые специалисты на практике ознакомились с супервизией «Анализ сложного случая из психолого-педагогической практики». Супервизия - одна из форм обучения начинающих специальных педагогов и психологов в процессе обмена мнениями опытных специалистов по поводу выхода из проблемных и нестандартных ситуаций.
Также особого внимания заслуживают тренинги по профилактике профессионального выгорания и разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Они позволяют молодым педагогам выстроить конструктивное взаимодействие в процессе общения с коллегами, детьми, родителями и находить компромиссные решения острых вопросов. Модератором клуба была И.И.Фокина. Занятия вели учителя-логопеды Е.А.Екжанова, О.В.Егупова, педагоги-психологи М.В.Малхасян, И.В.Воронкова, О.В.Кардашина, С.К.Сенатская и другие ведущие специалисты центра.
При подведении итогов работы клуба участникам встречи был предоставлен «Открытый микрофон», позволивший услышать пожелания, предложения и оценку деятельности сотрудников Городского психолого-педагогического центра по результатам проведенной работы.
И, конечно, ГППЦ планирует продолжить деятельность клуба в следующем учебном году. Как известно, «Кадры решают все!». И нам очень хочется, чтобы сегодняшние молодые специалисты и через десять-двадцать-тридцать лет с радостью каждое утро шли на любимую работу, снова и снова открывали для себя удивительный мир педагогической профессии и никогда не утрачивали желания приносить пользу маленьким и большим гражданам нашего столичного мегаполиса.

Уважаемые руководители!
Сообщаем вам, что на базе ГППЦ работает Клуб молодых специалистов психолого-педагогической службы (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и социальных педагогов).
Работа клуба длится весь учебный год и составляет 8 встреч различной тематики.
Наш клуб призван собрать молодых специалистов города, для того чтобы:
- содействовать их профессиональному развитию;
- создать профессиональное сообщество;
- способствовать эффективному построению работы психолого-педагогической службы образовательной организации.
Приглашаем молодых специалистов психолого-педагогических служб принять участие в работе клуба (участие бесплатное).
По окончании работы клуба выдается сертификат участия.
Встречи участников клуба будут проходить ежемесячно каждую третью среду месяца.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация. Частые ошибки при планировании.

Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе - дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.

Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?

Прежде всего определимся, что планирование - это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.

Планирование - основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Наиболее встречаемые недостатки и ошибки в календарных планах:

случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;

вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;

перегруженность (недогруженность) планов;

Отсутствие дат;

расписана организованная деятельность (занятия в детском саду), а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;

отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра-труд-обучение);

пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;

календарные планы представлены в виде перспективных;

нет указаний, в какие режимные моменты что и кем проводится;

нет сноски на литературу, страницу;

не прописывается индивидуальная работа с детьми.

По таким планам непонятно, кто, что и в какой день проводит, осуществлять контроль невозможно, системы планирования тоже нет. В общем, как ни крути, а планирование должно быть конкретным, чтобы было ясно, что воспитатель проводит. Чтобы воспитатели чувствовали ответственность за каждое мероприятие, которое они запланировали.