Нарушение связи между членами сложного предложения. Презентация на тему "ошибки в сложных предложениях" Презентация на тему

непременным спутником кризиса экономического, да и создать новый нравственный фундамент для нашей политики, которую, к сожалению,

десятки миллионов россиян сегодня считают делом грязным. (__) 7. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян… . (__) 8.

Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. (__) 9. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 10. Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину.(__)

14. Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений. Охарактеризуйте их особенности.

1. Не высыхают слезы солдатских матерей. 2. Они не могут узнать правду о судьбе пропавших без вести солдат. 3. Россия медлит со вступлением в НАТО. 4. Эта военная организация представляет собой потенциальную угрозу нашей безопасности. 5. Данная процентная ставка применялась при расчете процентов за пользование ответчиком чужими денежными средствами. 6. Эти средства принадлежали истцу Денисовой Е.Ю. 7. Законом установлены определенные требования к жилому помещению. 8. Оно предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

15. Укажите недочеты в построении сложных предложений. В

случае необходимости упростите конструкцию, разбив сложное предложение на несколько простых.

1. Денисова Е.Ю. обратилась в суд с иском к коммерческому банку

«Судостроительный банк» о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, сославшись на то, что в феврале 2010 года она заключила с Банком два договора аренды депозитных сейфов, в соответствии с условиями которых

ответчик предоставил ей в аренду для хранения денежных средств, драгоценностей, документов и ценных бумаг два депозитных сейфа № и №,

расположенных в дополнительном офисе Банка <адрес>.

2. 6 марта 2010 г. следователем СО..... было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения из банковской ячейки, расположенной в депозитарии дополнительного офиса Банка денежных средств, а Денисова Е.Ю. признана потерпевшей по данному уголовному делу.

3. 6 марта 2010 г. следователем СО..... было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту хищения из банковской ячейки, расположенной в депозитарии дополнительного офиса Банка денежных средств, а Денисова Е.Ю. признана потерпевшей по данному уголовному делу.

16. Прочитайте защитительную речь Ф.Н. Плевако (Приложение 4) и

покажите стилистически значимый порядок слов.

17. Прочитайте ст. 67, 257, 281, 303 УПК РСФСР, проанализируйте особенности употребления сложных предложений. Отредактируйте предложения, если это необходимо.

18. Прочитайте предвыборную листовку (Приложение 1). Какие ошибки допущены при составлении текста? Исправьте их.

Задания для самостоятельной работы,

темы рефератов и сообщений

1. Грамматические особенности деловой документации.

2. Особенности употребления имен собственных в речевой практике юриста.

3. Параллельные синтаксические конструкции в юридической речи.

4. Согласование определений и приложений в речи юриста .

Список литературы

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.

Губаева Т.В. Практический курс русского языка для юристов. Казань,

Культура устной и письменной речи делового человека. СПб., 1997.

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. М.,

Иванова Т.В. Словарь трудностей русского языка для юристов / под ред. Н.Ю. Тяпугиной. Саратов, 2009.

Панов Б.Т., Текучев А.В . Грамматико-орфографический словарь русского языка М., 1991.

Словарь сочетаемости слов русского языка / Под. ред. П.Н. Денисова,

В.В. Морковкина. М., 2002.

Трудности русского языка. Словарь-справочник.М., 1974.

Практикум

Правописание «не» и «ни» с разными частями речи

1. Прокомментируйте случаи написания “не” и “ни” в следующих словосочетаниях:

Недвижимое имущество, неопознанный объект, неподкупная честность, видно невооруженным взглядом, неподдельные документы, не подлежащий разделу, не соответствующий рангу, несмотря на опасность содеянного, незначительная сумма, недослышанная фраза, не написанный, а

отпечатанный текст, никто другой, не что иное, как, не договорил до конца,

неотразимость, доводов, непреложное правило, ни один не пришел, никому

иному нельзя пожаловаться, ни разу не ответил, ничтоже сумяшеся, ни два

ни полтора, никем не замеченный, неприсоединившееся государство.

Занятие 9

_________________________________________________________________

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ ЮРИСТА

Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка.

А.С. Пушкин

Юридическая работа – это многоплановая деятельность. Она включает в себя правосудие, прокурорский надзор, институт адвокатуры, нотариат,

правовое обеспечение государственных органов, предприятий и организаций.

Осуществляя дознание, консультирование или защиту подсудимого,

специалисты-правоведы должны использовать все возможности современного русского литературного языка.

Литературный язык отличается от других разновидностей национального языка (диалекта, просторечия, жаргона) стилистическим

богатством, способностью обслуживать различные сферы общения

(официальные и неофициальные). В зависимости от целей и задач общения

происходит

необходимых

языковых

образуются

функциональные стили. Функциональный

стиль –

разновидность

литературного языка, выделяющаяся на

выполняет

каждом конкретном

Экстралингвистические

(внеязыковые) факторы, условия, в которых используется язык, влияют на отбор речевых средств, вероятность употребления тех или иных слов

(лексем), грамматических форм и конструкций, т.е. формируют систему функциональных стилей. Совокупность действия всех факторов (сферы общения, функции коммуникации, характера адресата речи и др.) определяет

стилевую доминанту , вокруг которой и на основе которой происходит системная организация языковых средств.

В современной стилистике выделяют, как минимум, пять

функциональных стилей: научный, деловой, публицистический,

художественный и разговорный. Разговорный стиль (РС) используется в неофициальном, непосредственном общении носителей литературного языка,

и прежде всего в быту. Основная функция коммуникации – общение.

Доминанта РС – отсутствие заботы о форме выражения мысли,

непринужденность, раскованность говорящих, опора на общие знания

(ситуации, предмета разговора).

В юридической практике разговорный стиль используется в неофициальной беседе с коллегами, элементы разговорной речи обязательно присутствуют в устной речи судьи и следователя во время допроса, в

публичных выступлениях прокурора и адвоката на суде.

В науке, технике и обучении используется научный стиль (НС) , его функция – сообщение, отражающее результаты познания мира. Доминанта НС – понятийная точность, отвлеченная обобщенность и логичность изложения. Письменная форма здесь первична, хотя возможны и устные научные тексты. Юристы используют научный стиль при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ, научных лекций, статей.

Официально-деловой стиль (ОДС) обслуживают сферу правовых отношений. Основная функция – сообщение, предписание. Доминанта ОДС – предметная точность, стандартизованность. Письменная форма речи здесь преобладает над устной. Этот стиль речи очень распространен в профессиональной коммуникации юриста: письменная форма применяется для составления всех видов юридических документов; устная форма нужна для переговоров в суде, осуществления правовых действий между предприятиями и организациями и внутри них.

Публицистический стиль (ПС) используется в средствах массовой информации, на митингах и собраниях, а также при выступлениях в суде.

Основная функция – информационно-воздействующая. Доминанта ПС – социальная оценочность. Устная и письменная формы речи равноправны.

Владеть публицистическим стилем очень важно образованному юристу.

Статья в газету о профилактике правонарушений, выступление перед гражданами на правовую тему строятся по законам именно этого стиля.

Художественный стиль (ХС) употребляется преимущественно в художественной литературе. Его функция – воздействие на читателя через образное моделирование мира. Доминанта ХС - эстетическая значимость всех языковых элементов и образность речи. Ей свойственно лексическое богатство, разнообразие речи и включение в текст различных художественно-изобразительных средств. В юридической речи этот стиль используется реже предыдущих, однако владение этим стилем значительно обогащает профессиональную речь, увеличивая словарный запас правоведа.

Таким образом, современный квалифицированный юрист должен владеть всеми функциональными стилями литературного языка, поставив их на службу закона.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия "функциональный стиль".

2. Как вы понимаете, что такое "стилевая доминанта"?

3. Охарактеризуйте известные вам функциональные стили с точки зрения сферы общения, выполняемой функции.

4. Определите доминанту каждого стиля и назовите характерные черты (лексика, морфология и синтаксис).

5. Какие функциональные стили используют юристы в ситуациях профессионального общения?

Упражнения

1. Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:

Спектр обсуждаемых вопросов, довожу до вашего сведения,

жемчужная смуглость щек, гражданское процессуальное законодательство,

по данным социологического опроса, российский менталитет, сумерки в новой жизни, метод правового регулирования, дефицит федерального бюджета, одурели от первых лучей, руководствуясь ст. 34, предстоящие

спокойно шел сзади, пока она не открыла дверь, тогда он вошел вместе с ней.

Случилось это около часа ночи, когда Алена возвращалась с работы. Она была парикмахером, работала в салоне, а в нерабочее время частенько обслуживала тех, кому нужна была стильно причесанная головка в ночное время. В число ее постоянных клиентов входили дамы, посещающие дорогие клубы и казино, и даже двое мужчин с "трудными" волосами,

нуждающимися в постоянной укладке (А. Маринина "Когда боги смеются",

4. Во всех культурах мира зависть оценивается как проявление морального зла и повсеместно осуждается. Народная мудрость гласит: "Зависть прежде нас родилась". Однако древнегреческий философ Аристотель считал, что существует два рода зависти. "Благая зависть"

связана с духом конкуренции, соревнования между людьми в различных сферах жизни. В этом смысле зависть может побудить человека к более активной деятельности, к новым достижениям и успехам…

Отличие "благой зависти" от "низкой" в том, что человек "под влиянием чувства соревнования старается сам достигнуть благ, а … под влиянием зависти стремится, чтобы его ближний не пользовался этими благами.

5. Разрешая при помощи права основную задачу своей внешней жизни, т. е. создавая равный, упорядоченный и справедливый общественный строй, люди выработали постепенно три основных вида права, из которых каждый имеет свои особые черты и приспособлен к особой правовой потребности. Эти виды суть: закон, правительственное распоряжение и юридический обычай.

6. Законами называются правовые нормы, сознательно и нарочито придуманные органами, учрежденными именно для создания права. Не следует думать, что новое положительное право возникает только в деятельности законодательных органов. Дело в том, что органы правящие и применяющие право также имеют полномочие устанавливать новые

правовые нормы; но только нормы, устанавливаемые ими, имеют лишь подчиненное и дополнительное значение и ограниченную сферу действия (И.А. Ильин. Основы законоведения).

4. Исправьте тексты, выявив случаи неуместного словоупотребления.

Укажите причину ошибок.

1. Приказ № 21

"Об объявлении благодарности студентам академии"

Наши студенты хорошо сдали сессию, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Они отлично выступили в первом туре конкурса "Студенческая весна – 2002". Надо их порадовать. Мы тут посоветовались и решили дать грамоты.

2. Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща и ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, мойку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. (О.А. Крылова "Основы функциональной стилистики русского языка" (М.,1979, с. 149.).

5. Изложите предложенную информацию в трех стилях: официально-

деловом, публицистическом и художественном.

1. Обильный снегопад затрудняет движение автотранспорта.

2. Приобретение норковой шубы стоимостью 80 тысяч рублей.

О речевых недостатках можно говорить лишь в тех случаях, когда отход от принятых в ЛЯ норм не оправдан стилистическим заданием.

1. Загромождение сложного предложения придаточными, когда затемняется связь между частями сложного целого, иногда выпадает какой-либо конструктивный элемент, соединительное звено, что затрудняет понимание предложения.

2. Разнотипность частей сложного прдл: Докладчик выдвинул два положения: 1) Все большее значение приобретает пропаганда научных знаний; 2) роль в этой работе учителей средних школ. Нумерованные части, выступающие как своего рода однородные члены предложения при обобщающем члене предложения, имеют разную структуру: первая часть – двусоставное прдл, вторая – односоставное номинативное.

Иногда разнотипность связана с неодинаковым порядком слов в соподчиненных однородных придаточных прдл. Обычно в этих случаях сохраняется одинаковый (прямой или обратный) порядок главных членов прдл, хотя это и необязательно: К числу достижений педагогического коллектива следует отнести то, что в школе успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся (во 2-м прдл нужен тоже обратный порядок слов).

3. Смещение конструкции: Последнее, на чем я остановлюсь, - это на вопросе об использовании цитат (в главном прдл при подлежащем последнее составное именное сказуемое, присоединенное посредством слова ЭТО без вспомогательного глагола, должно было бы стоять в форме именительного падежа): Последнее… это вопрос об использовании цитат . К смещению конструкций относится и такой случай: Кто нуждается в консультации, необходимо ему обеспечить ее. Не вызывает возражения перебой конструкции, носящий характер присоединения: Мир и дружба – с этими словами мы всегда принимаем гостей .

4. Неправильное употребление союзов и союзных слов, например, употребление одного союза или союзного слова вместо другого: Вопрос обсуждался на специальном совещании, где было принято развернутое решение. – нет оснований для замены слова который словом где .

Неправильно также плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов): однако тем не менее , но тем не менее однако и т.п: Газета настойчиво подчеркивала, что будто бы США переживают в настоящее время переживают разгар большой полемики по вопросам внешней политики . Сочетание что будто (бы ) встречается в тех случаях, когда изъяснительное значение осложняется оттенком модальности: Захар сделал вид что будто шагнул, а сам остался на месте .

Нередко лишний союз оказывается после вводного слова или предложения, которое ошибочно принимают за часть главного предложения (сказуемое): Иногда встречаешь на улице незнакомых людей, которых, кажется, что уже где-то видел . Лишним здесь может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение): Мы любовались теми звездами, которые сияли на ночном небе .

5. Неправильный порядок слов. Часто он нарушен в придаточных определительных. Так, слова союзные слова который, чей, какой заменяют ближайшее предшествующее существительное. Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной . При невозможности или нецелесообразности замены придаточного причастным оборотом или затруднительности перестановки слов можно ввести в главное предложение указательное слово тот или такой , соотносительное союзному слову который или какой , другой прием – повторение определяемого слова.

1. Вопрос к господину Иванову, который не может не волновать россиян... 2. Вначале, когда я стала работать на трикотажной фабрике, мне было трудно, но мне помогли мои товарищи по работе, которые имеют больше знаний и опыта, которые дружески посоветовали мне учиться дальше, в школе рабочей молодежи, в которой я раньше занималась. 3. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 4. Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 5. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения. 6. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 7. Очень важно, чтобы каждый воспитанник школы-интерната, покидая на длительное время свою семью и вступая в новый коллектив, нашел бы в этой школе свой второй дом. 8. Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказа. 9. Докладчик просил, чтобы ему была бы предоставлена возможность выступить на собрании слушателей первого и второго курсов отделения газетных работников.

14. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.

1. На предприятии много сотрудников, хорошо показавших себя в этой сфере деятельности и характер работы которых соответствует избранной специальности. 2. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 3. Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. 4. К числу достижений преподавательского коллектива колледжа следует отнести то, что в нем успешно проводится воспитательная работа, хорошо организованные внеклассные мероприятия, из года в год повышается успеваемость учащихся. 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 6. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа. 7. Цитаты эти - неизвестно откуда автор их заимствовал. 8. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий. 9. Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы. 10. Условия для реализации мирных договоренностей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось. 11. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован.

15.В каких словосочетаниях не соблюдены синтаксические нормы:

Согласно плану, крепкое кофе, одержал поражение, соскучился за семьей, не свойственно для подсудимого, двое свидетельниц, купить пару джинс, по прибытию, в город, по приезду в Ростов,

дело рассматривал судья Власова, представляет собой, стоимостью 2000 рублей, осужденный по

статье, дело слушанием отложить, дело производством прекратить, рецензия на книгу.

Упражнение 341. Из данных простых предложений составьте все возможные типы сложных предложений, охарактеризуйте смысловые и стилистические их особенности.

1. Чернобыльцы объявили голодовку. Уже полгода им не выплачивают причитающиеся денежные средства. 2. Не высыхают слезы солдатских матерей. Они не могут узнать правду о судьбе пропавших без вести солдат. 3. Ильинична осталась в деревне с пятилетней внучкой. Две дочери и сын уехали на заработки в город. 4. Поля были не засеяны. Колхоз развалился, и некому было организовать посевную кампанию. 5. Леса окружали плотным кольцом деревушку. Малины и грибов всегда было вдоволь. 6. Россия медлит со вступлением в НАТО. Эта военная организация представляет собой потенциальную угрозу нашей безопасности. 7. На выборах губернатора в Курске убедительную победу одержал А.В. Руцкой. За него проголосовало большинство избирателей. 8. Елена Мавроди отстранена от участия в избирательной гонке кандидатов в депутаты от Тулы. Использованным ею способам привлечения на свою сторону избирателей дадут оценку судебные органы. 9. Наступила мертвая тишина. Казалось, все вокруг замерло в ожидании первых ударов грома. 10. У нас глубокая ночь. На другом континенте, в Америке, сейчас в разгаре рабочий день. 11. На зарплату старшего научного сотрудника нельзя содержать семью. Сохранить научные кадры в России — большая проблема. 12. Я люблю свою родину. Мне придется прожить остаток жизни вдали от России. 13. Нет пророка в своем отечестве. У нас называют писателей великими лишь после их смерти. 14. С трудом мы отыскали в горах эту хижину. В ней уже никого не было. 15. Утро вечера мудренее. Оставим этот разговор на завтра.

Упражнение 342. Укажите недочеты, стилистические ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их. В случае необходимости упростите конструкцию, заменив сложное предложение простым.

1. Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян… 2. Вначале, когда я стала работать на трикотажной фабрике, мне было трудно, но мне помогли мои товарищи по работе, которые имеют больше знаний и опыта, которые дружески посоветовали мне учиться дальше, в школе рабочей молодежи, в которой я раньше занималась. 3. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 4. Если бы эти мероприятия были бы проведены, эпидемия бы не разразилась. 5. Агапов вошел в контору с видом такого работника, полностью выполнившего поручения. 6. Необходимо, чтобы знания и навыки, которые приобретают учащиеся в средней школе, могли бы быть впоследствии применены ими в жизни. 7. Очень важно, чтобы каждый воспитанник школы-интерната, покидая на длительное время свою семью и вступая в новый коллектив, нашел бы в этой школе свой второй дом. 8. Многие считают, что будто завод не в состоянии выполнить заказа. 9. Докладчик просил, чтобы ему была бы предоставлена возможность выступить на собрании слушателей первого и второго курсов отделения газетных работников. 10. Наша победа в Лилленхаммере — это фундаментальность отечественной системы высшего спортивного совершенствования и организационной деятельности, доведенная до высокой степени профессионализма: школа, детская спортивная школа, училище олимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, сборная команда, и надо во весь голос сказать — этот задел кончается, потому что редкие талантливые имена — это не система, а «золотая рыбка», выловленная на наших просторах.

Упражнение 343. Укажите стилистические ошибки и недочеты в построении сложных предложений, исправленные редактором. В случае необходимости предложите свои варианты стилистической правки.

1. Итак, в 988 году владетельным князем Тьмутаракани стал Мстислав Владимирович; к тому времени это был крупный порт и важный стратегический пункт на юге России, через который проходили морские и сухопутные пути, по которым шли караваны киевских и новгородских купцов, которые были гружены мехом, медом и воском и которые направлялись на юг в Царьград или на восток в Ширван и Дербент, а оттуда везли на Русь золото, серебро, драгоценные камни и тонкие узорчатые ткани.

1. Итак, в 988 году Мстислав Владимирович стал владетельным князем Тьмутаракани. В то время это был крупный порт и важный стратегический пункт на юге России. Через него проходили морские и сухопутные пути, по которым караваны киевских и новгородских купцов, груженные мехом, медом и воском, направлялись на юг в Царьград или на восток в Ширван и Дербент, а оттуда везли на Русь золото, серебро, драгоценные камни и тонкие узорчатые ткани.

2. До Тьмутаракани с большим запозданием докатились отголоски бури, возникшей на Киевской земле после смерти в 1015 году великого князя Владимира, так что Мстислав не знал, что Святополк, стремясь стать единственным владетелем Киевской земли, хитростью и коварством извел трех сводных братьев — Бориса, Глеба, Святослава, за что и получил в народе прозвище Окаянный; что старший брат его Ярослав сумел собрать достаточно сил и разбить Святополка в битве у Любеча; что последний привел на Русь ляхов и снова занял киевский стол, однако княжил там недолго; что в 1019 году он вновь был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.

2. До Тьмутаракани с большим запозданием дошли вести о междоусобной борьбе за престол сыновей великого князя Владимира после его смерти в 1015 году. Тьмутараканский князь Мстислав и не ведал, что его брат Святополк хитростью и коварством извел трех сводных братьев — Бориса, Глеба и Святослава, за что получил в народе прозвище Окаянный. А старший брат Ярослав сумел собрать достаточно сил и разбить Святополка под Любичем. Но Окаянный привел на Русь ляхов и снова занял киевский стол. Однако княжил он недолго: в 1019 году Святополк вновь был разбит Ярославом в сражении на реке Альте.

3. При неточном включении могут быть броски тока, превышающие 15-кратные от номинального тока генератора, который представляет опасность для механической целостности генератора, а также вызывают большие колебания с провалами напряжения.

3. При неточном включении генератора возникают броски тока, превышающие в пятнадцать раз номинальный ток машины, вызывающие колебания напряжения и его провалы. Это может нарушить механическую целостность генератора.

4. Название ресторана «Яр» было дано в соответствии с тем, что он находился на берегу речки Синички, которая в настоящее время, заключенная в трубы, протекает под землей.

4. Ресторан назвали «Яр», потому что он стоял над обрывом у крутого берега речки Синички (сейчас она заключена в трубы и протекает под землей).

5. В местностях, где объявлено чрезвычайное положение, начинает действовать особый режим: устанавливается определенный порядок въезда и выезда граждан, введено ограничение свободы их передвижения, запрещено проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций; ограничивается свобода печати и деятельности средств массовой информации, а также движение транспортных средств и разрешается их досмотр.

5. В местностях, где объявлено чрезвычайное положение, начинает действовать особый режим: устанавливается определенный порядок въезда и выезда граждан; вводится ограничение свободы их передвижения; запрещается проведение митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций; ограничивается свобода печати и деятельности средств массовой информации, а также движение транспортных средств и разрешается их досмотр.

6. В свое время был широко известен случай, когда генерал А.П. Ермолов прибыл по вызову в приемную Александра I, где уже находилось много генералов и сановников, которые, ожидая вызова, как того и следовало ожидать, разговаривали по-французски или по-немецки, и вдруг Ермолов обратился к ним с вопросом: «Позвольте узнать, господа, а не говорит ли кто-нибудь из вас по-русски?»

6. В свое время был широко известен случай, когда генерал А.П. Ермолов, прибывший по вызову в приемную Александра I, оказался там среди генералов и сановников, которые, по обычаю разговаривали по-французски и по-немецки. Ермолов обратился к ним с вопросом: «Позвольте узнать, господа, а не говорит ли кто-нибудь из вас по-русски?»

7. Администраторы, делая незначительные уступки рабочим, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку.

7. Администраторы стараются предотвратить забастовку и делают незначительные уступки рабочим, нисколько не улучшающие их положение.

Упражнение 344. Укажите ошибки в построении сложных предложений, отредактируйте их.

1. На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности. 2. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 3. Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов. 4. К числу достижений преподавательского коллектива колледжа следует отнести то, что в нем успешно проводится воспитательная работа, хорошо организованные внеклассные мероприятия, из года в год повышается успеваемость учащихся. 5. Главное, чему необходимо уделить внимание, это художественной стороне произведения. 6. Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции романа. 7. Цитаты эти — неизвестно откуда автор их заимствовал. 8. Можно согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержится никаких внутренних противоречий. 9. Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы. 10. Условия для реализации мирных договоренностей были налицо, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта до сих пор не удалось. 11. Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. 12. В современной Болгарии сельское хозяйство настолько отличается от того, что было до второй мировой войны, как вообще вся экономика страны отличается от довоенной. 13. Укажите ту панацею, которая сможет спасти положение. 14. Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и финскими партнерами, получили бы свое дальнейшее развитие. 15. Если бы эти предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения. 16. Комиссия не приняла ряд объектов, на строительство которых были отпущены средства, которые, однако, были использованы не по назначению.