​Чем функциональная грамотность отличается от умения читать и писать. Формирование функциональной грамотности учащихся: пути, опыт, перспективы Подходы в формировании функциональной грамотности учащихся

Отдел образования г.Экибастуза

КГУ « Шидертинская СОШ »

«Функциональная грамотность как основа развития гармонической личности в современных условиях.»

учитель математики

г. Экибастуз, 2017 год

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед нами действительность, заинтересованными во все более самостоятельном познании.

Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том, или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое « функциональная грамотность»? Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:

Функциональная грамотность- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач.

Функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений – познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям:

Жить и работать в качестве человеческой личности;

Развивать свой потенциал;

Принимать важные и обоснованные решения;

Эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей среды и более широкого сообщества, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

Умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

Готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора

Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, в котором, сказано: « педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях» По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут, можно сказать, что функциональная грамотность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность (англ. functionalliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

В исследованиях PISA понятие математической грамотности уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы

формулировать и записывать результаты решения.

Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Как показывает практика одними из эффективными способами развития функциональной грамотности являются компетентностно-ориентированные задания, интегрированные задания и информационные технологий:

Компетентностные задания (задачи международного исследования PISA, КОЗы)

Интегрированные задания (математика- информатика, физика- математика, экономика- математика, астрономия- математика, география-математика)

Информационные технологии (персональный сайт учителя, дистанционные конкурсы, олимпиады)

На своих уроках математики функциональную грамотность формирую через решение нестандартных задач, решение задач, которые требуют приближенных методов вычисления и оценки данных величин, задания практического содержания, логических задании

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов. Например, во время устной работы может быть проведена следующая работа: математический диктант, выявляющий умение записывать числа.

Использую игровые технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Также формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.

Среди методов также использую работу с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с текстами разных видов и жанров, такими как научные тексты, биографии, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, географические карты и т.п.

При изучении нового материала важно заинтересовать учащихся, способствовать возникновению стремления к продуктивной творческой деятельности. Сделать это можно по-разному. Так, при изучении простых и составных чисел можно рассказать об истории выделения этих классов чисел, о достижениях, сделанных в этом направлении и о том, что можно ещё исследовать в этом направлении.

У учащегося должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи. Формирование его начинается в процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием. Учащиеся, владеющие обобщенными методами решения задач, при соответствующем обучении смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием знаний предметов естественнонаучного цикла.

Учащися, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь ввиду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Для решения этой проблемы существует несколько путей:

учитель может сам продемонстрировать некоторые способы работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрывая смысл, логику, особенности преобразований

можно организовать групповую или самостоятельную индивидуальную работу с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель.

Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения

Формирование функциональной грамотности это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках,умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педтехнологии. В результате такой работы повысилось качество знаний у учащихся до 50 %, ученики с удовольствием решают нестандартные задачи, логические тесты, участвуют в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах. При использовании различных приемов развития функциональной грамотности у учащихся развивалась речь, которая позволяет выразить свою мысль логично, точно, с аргументами и выводами

В заключении хочу сказать, что развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:

Изучать: Уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать : Запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информация; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать : Организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением,а также с окружающей средой; уметь оценивать произведение искусства и литературы.

Сотрудничать: Уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело : Включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Использованная литература:

1. Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников»

2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии -2004г. №5.

3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла методическое пособие Министерство образования и науки Республики Казахстан РГКП «Национальная академия образования им. И. Алтынсарина

Как подсчитал французский экономист Жорж Андриа, за 1500 лет от Иисуса до Леонардо объем информации удвоился, затем он удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, к началу XX столетия он удвоился опять …. И в очередной раз удвоилась всего за семь лет (). Совсем недавно доктор Жак Валле подсчитал, что количество информации удвоилось за 18 месяцев. По современным данным пятьдесят процентов информации устаревает через пять - десять лет. Ученик за 11 лет обучения посещает почти 10 тысяч уроков, но не может припомнить и половины информации, многие сведения он считает ненужными и неприменимыми в жизни.


В классе должна царить тишина – должна быть строгая дисциплина. Цель образования - дать знания. Цель школы - подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях. Функциональная грамотность - способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся.


В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Ожидаемыми результатами образовательного процесса является система ЗУН. Учитель и ученик – партнеры. Учитель на уроке спрашивает, влияет и определяет. Делание ребёнком того, что он выбрал сам, многократно усиливает эффективность воспитания. Традиционный урок - всему можно научить. Современный урок - всему можно научиться!


Демонстрация теории Устное изложение материала на уроке 0,5 Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования Использование ТСО 5,0 Обучение в малых группах Взаимообучение между учащимися 9,0 7,0 3,0 2,0 1,0 Практические занятия по закреплению теории Пирамида обучаемости (ЮНЕСКО)




Базовые компетенции Базовые компетенции характеризуют основные грани личности, способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя, как части мира. Они, как ориентир, становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли среднего образования.


Международные оценочные исследования PISA TIMSS PIRLS «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях «Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов» «Изучение качества чтения и понимание текста» изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей


Ключевые компетенции Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. К ключевым компетенциям относятся: информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция разрешения проблем; Предметные компетенции - знаниевые!!!


Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности


Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.




Таксономия учебных целей Б. Блума Современный урок проектируется по определенному алгоритму, который предполагает использовать таксономию (классификацию) учебных задач. Таксономия Бенжамина Блума состоит из 6 уровней, соответствующих последовательным мыслительным процессам: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.




Шесть уровней заданий Первый уровень «ЗНАНИЯ» – имеет своей целью научение переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, то есть превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – имеет целью научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах присвоенную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ. Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – имеет целью научение применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, то есть «по примеру и подобию». Четвертый уровень «АНАЛИЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Пятый уровень «СИНТЕЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ»- имеет целью научение делать умозаключения в конкретной ситуации алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ на предыдущих уровнях.


Задания разрабатываются по шести уровням. В матрице заданий к учебному занятию по Б. Блуму используются глаголы, которые ставятся в начале каждого предложения при составлении заданий. Здесь же указаны основные операнды, которые следует использовать в изложении учебного задания. Так, как современный урок носит продуктивный характер, то мы говорим о самостоятельности учащихся и применении знаний и умений на практике. К каждому уровню предлагается одно или более заданий, но учитывается хронометраж и возможности учащихся. Задания 1-3 уровней должны суметь выполнить все учащиеся.


1. Учителя делятся на группы по 5-6 человек. На выполнение работы - 40 минут. 2. В каждой группе есть тьютор, прошедший обучение по составлению компетентностно - ориентированных заданий по таксономии Б. Блума 3. Учителя знакомятся с памяткой по разработке заданий и выбирают учебный предмет, класс и тему урока. 4. Знакомятся с матрицей заданий к учебному занятию по Б. Блуму 5. Обсуждают возможные варианты заданий 6. Вносят задания в классификатор (6 уровней - 6 заданий или более) 7. Предлагают вариант разработанных заданий присутствующим.


Уровни обучения Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать


Результаты, которые достигнут учителя и учащиеся в ходе применения подхода: 1. Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности. 2. Освоение учителями и учащимися различных техник учения. 3. Улучшение уровня развитости математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности. 4. Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося. 5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций у учащихся через использование компетентностного подхода в деятельности 6. Развитые рефлексивные умения у учителя и учащихся

FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE TEACHERS: ESSENCE AND CONTENT

Nazira Diusheeva

ph.D., prof. Department of education and psychology ISU them. K. Tynystanov,

Kyrgyzstan, Karakol

Meder Kubatbekov

graduate student of the Department of education and psychology KSU them I. Arabaev,

Kyrgyzstan , Bishkek

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема формирования функциональной грамотности у будущих педагогов, уточняется её содержание, описывается структура и предлагаются подходы к формулированию результатов обучения, характеризующие функциональную грамотность.

ABSTRACT

The article actualizes the problem of formation of functional literacy of future teachers, clarifies its content, structure, and suggests approaches to the formulation of learning outcomes that characterize the functional literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетентность, результаты обучения.

Keywords: functional literacy, competence, learning outcomes.

В педагогической науке последнего десятилетия формируется направление, объектом которого становится компетентностно-ориентированное обучение, которое характеризуется интеграцией в мировое образовательное пространство; фундаментализмом и практикоориентированностью образования; изменением парадигмы знаниевой на личностно-ориентированную; непрерывностью образования, т. е. образованием через всю жизнь; здоровьесберегающим характером образования; субъект-субъектной позицией участников образовательного процесса.

В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения стран СНГ формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения.

Для определения содержания и структуры функциональной грамотности будущего педагога было определено взаимное соответствие таких понятий как «компетентность» и «функциональная грамотность».

Понятие «компетентность» в словаре С.И. Ожегова трактуется как «знание, осведомлённость, авторитетность в какой-нибудь области». Наиболее часто встречающаяся трактовка представлена А.Г. Бермусом : компетентность представляет собой владение личностью компетенцией, которая включает его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В.А. Сластёнин предлагает следующую интерпретацию: «… профессиональная компетентность учителя определяется единством его методологической, специальной и психолого-педагогической подготовки» . Особый интерес у нас вызвала интерпретация понятия «компетентность», предложенная Г.К. Селевко , согласно которой оно шире понятий «знание», «умения», «навыки», кроме того оно включает не только знаниевую составляющую, но и операционально-технологическую, мотивационно-этическую, социальную и поведенческую составляющие. А.В. Хуторский схож во мнениях с некоторыми авторами вышеуказанных дефиниций, «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету» .

Анализ дефиниции «компетентность» показал, что наблюдается незначительный разброс мнений, в целом же данный понятийный ряд имеет свои схожести и незначительные различия, это позволяет нам уточнить трактовку в следующем изложении: компетентность – это владение человеком определённой компетенцией, позволяющей выносить суждения в определённой сфере и принимать соответствующие конкретной ситуации решения.

Анализ понятия «функциональная грамотность» путём использования метода цитирования, позволил нам прийти к выводу о том, что формирование функциональной грамотности обеспечивается с помощью внешних условий и внутренними потребностями самого студента. Личностные качества будущего педагога формируются в условиях обучения в вузе, в том числе и личностью самих преподавателей. Другим важным условием формирования функциональной грамотности является система отношений будущего учителя к себе, как к профессионалу.

Таблица 1.

Цитирование понятия «Функциональная грамотность»

Дефиниция

Источник

Функциональная грамотность – способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.

О. Бранд. Функциональная грамотность в промышленно развитых странах // Перспективы. – 1988, № 2.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, являющийся необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющий совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом.

П.И. Фролова. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин. – Омск, 2008.

Функциональная грамотность – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении (ЮНЕСКО)

А.А. Веряев, М.Н. Нечупаева, Г.В. Татарникова. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение. – С. 15.

Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации.

А.А. Леонтьев. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы V-ой международной научно-практической конференции в 2-х ч. – Ч. I под ред. Усачёвой – М., 2002.

Функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни. Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

О.В. Бабушкина. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных исследований // электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». – № 10. – 2016 г.: http://journal.preemstvennost.ru/

Внутреннее и внешнее в единстве определяют позицию специалиста в его профессиональной деятельности и во взаимоотношении с другими людьми.

В понятие функциональной грамотности будущего педагога мы вносим такой уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной, вступать в отношения с внешней средой, функционировать и максимально быстро адаптироваться к ней. Следовательно, уточняя данное понятие, считаем, что функциональная грамотность – это совокупность профессиональных и коммуникативных знаний, умений, навыков самообразовательной деятельности, способностей владения информационными технологиями и личностных качеств специалиста, которые позволят ему достичь профессиональных результатов в профессиональной деятельности.

Различают три уровня развития функциональной грамотности специалистов, в том числе и педагогов: личностный, личностно-профессиональный и профессионально-технологический.

Личностный уровень функциональной грамотности проявляется в пригодности конкретного человека к выполнению любого вида деятельности. Он связан с оптимистическим способом мышления, позитивным мышлением, которое предполагает, что мир устроен по законам гармонии, что хороший людей больше, чем плохих, в каждом человеке есть обязательно хорошее. Стратегия оптимизма открывает новые горизонты, резервы и возможности в профессиональной деятельности. Другим важным личностным качеством педагога является умение адекватно оценивать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, принимая ответственность за свои действия и поступки на себя, а не ища причину в других людях и ситуациях. Личностный компонент ФГ представляет собой систему устойчивых личностных характеристик и стиль педагогической деятельности.

Личностно-профессиональный уровень – пригодность к выполнению педагогической деятельности. Он представляет собой деятельность по осуществлению образовательного процесса. Профессиональное развитие является естественной формой самореализации личности учителя, умении наладить взаимодействие всех субъектов образования, обеспечить развитие, воспитание и обучение учащихся.

Профессионально-технологический уровень – достаточно полное овладение знаниями умениями, навыками, современными образовательными и информационными технологиями в избранном виде деятельности, направленном на развитие учащихся.

Применительно к актуальной социальной ситуации и культурной сфере можно выделить следующие основные признаки функциональной грамотности будущего педагога: готовность к непрерывному образованию, овладению современными информационными и образовательными технологиями; способность к самостоятельному решению значительной части возникающих проблем в профессиональной сфере, к защите своих прав и ориентации в своих обязанностях; готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях для удовлетворения и развития своих духовных запросов; ориентация в научном понимании мира; обладание критическим и творческим мышлением; способность к коммуникативной деятельности в различных средах, владение яркой, убедительной и грамотной речью.

Далее, продемонстрируем процесс моделирования функциональной грамотности будущего педагога, который интерпретируется как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путём построения и изучения их моделей .

В основе формулировок показателей функциональной грамотности лежит Концепция Бенджамина Блума. Особенность её в том, что посредством прохождения 6-ти уровней мыслительного процесса формируются соответствующие знания, умения, навыки и способности, содержание которых представлено в форме активных глаголов. Таксономия Блума – это не просто схема классификации. Это попытка организовать различные мыслительные процессы как иерархию. В этой иерархии, каждый уровень зависит от способности обучающегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Далее представлена таблица, которая «предлагает» готовый перечень глаголов, которые возможно использовать в формулировании результатов обучения для каждого уровня мыслительного процесса.

Таблица 2.

Результаты обучения для когнитивной сферы

Знание – способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их.

Систематизировать, собирать, определить, описать, воспроизвести, перечислить, проанализировать, установить, категоризировать, запоминать, назвать, упорядочить, обрисовать, представить, ссылаться, вспомнить, распознавать, фиксировать, рассказать, соотнести, повторить, воспроизвести, показать, сформулировать, табулировать, сообщить

Понимание – способность понимать и интерпретировать

освоенную информацию.

Связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить, сопоставить, преобразовать, расшифровать, подержать, описать, провести различия, распознавать, обсудить, оценить, объяснить, выразить, подвести итог, обобщить, выявить, проиллюстрировать, указать, сделать вывод, интерпретировать, систематизировать, изложить своими словами, прогнозировать, распознать, описать, переформулировать, сделать (критический) обзор, выбирать, решать, переводить.

Применение – способность использовать изученный

материал в новых ситуациях.

Применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать, завершить, вычислить, построить, продемонстрировать, разработать, раскрыть, инсценировать, употребить, исследовать, проводить эксперимент, искать, проиллюстрировать, интерпретировать, манипулировать, модифицировать, эксплуатировать, организовать, применить на практике, предсказать, подготовить, создавать, соотносит, планировать, выбрать, показать, описать в общих чертах, решить, передать, использовать

Анализ – способность разбивать информацию на

составляющие

Анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать, категоризировать, классифицировать, сравнивать, связывать, противопоставлять, критиковать, обсуждать, вывести, провести различие, выделить, подразделить, исследовать, провести эксперимент, определить, проиллюстрировать, делать вывод, проверять, собирать сведения, упорядочить, изобразить схематически, отметить, рассмотреть, соотнести, выделить, подразделить, проверить.

Синтез – способность соединять части в целое.

Аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать, компилировать, составлять, строить, создавать, проектировать, развивать, разрабатывать, устанавливать, объяснять, формулировать, обобщать, порождать, интегрировать, изобретать, делать, управлять, изменять, организовывать, производить, планировать, подготавливать, предлагать, переделывать, реконструировать, соотнести, реорганизовать, пересмотреть, переписать, наладить, обобщить.

Оценка – способность судить о ценности материала для данной конкретной цели.

Произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение, выбрать, сравнить, делать вывод, противопоставить, убедить, критиковать, принять решение, защищать, провести различие, объяснить, составить мнение, ранжировать, интерпретировать, судить, доказывать, определять, прогнозировать, рассматривать, рекомендовать, соотносить, разрешить (проблему).

Структурируя функциональную грамотность, нами были определены её критерии и показатели. Критерии выражены в признаках функциональной грамотности в формулировках компетенций. Показатели – в характеристиках признаков функциональной грамотности, т. е. в формулировках ожидаемых результатов обучения, которые обучающийся продемонстрирует по завершению учебного модуля.

Таблица 3.

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Способность к разрешению проблем в процессе познавательной деятельности.

  • знает способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • классифицирует конструктивные и деструктивные способы разрешения проблем в процессе познавательной деятельности;
  • аргументированно прогнозирует последствия деструктивных способов разрешения проблем в процессе познавательной деятельности.

Способность к самообразованию

  • знает пути и условия, способствующие самообразованию;
  • демонстрирует схематически / кластерно систему процессов самообразования;
  • проектирует процессы самообразования и аргументированно их интерпретирует;
  • аргументированно оценивает уровень самообразования.

Способность к конструктивному межличностному общению.

  • перечисляет и интерпретирует признаки конструктивного межличностного общения;
  • прогнозирует значимость конструктивного межличностного общения на основные виды деятельности (учение, труд, общение);
  • демонстрирует приверженность к конструктивному межличностному общению;
  • аргументированно оценивает процесс деструктивного межличностного общения.

Способность к самоорганизации и управлению временем в процессе познавательной деятельности.

  • характеризует процессы самоорганизации и описывает регламент процесса познавательной деятельности;
  • обобщает признаки самоорганизации и управления временем в процессе познавательной деятельности;
  • даёт аргументированную оценку процессам самоорганизации и управления временем согруппников, сокурсников, друзей, родных

Навык предотвращения и профилактики конфликта.

  • классифицирует конфликты;
  • перечисляет способы разрешения и профилактики конфликтов;
  • аргументированно оценивает последствия конфликтов.

Навык владения ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями).

  • выбирает для процессов самообразования адекватные информационно-коммуникационные технологии;
  • демонстрирует путём представления презентации навыки владения ИКТ;
  • аргументированно перечисляет и интерпретирует признаки высокого, среднего и низкого уровней владения ИКТ.

Способность к самоанализу.

  • перечисляет признаки содержательного и конструктивного самоанализа;
  • демонстрирует путём графических организаторов алгоритм самоанализа и резюмирования итогов данного процесса;
  • аргументированно оценивает процесс самоанализа, перечисляя признаки, определяющие его траекторию.

Таким образом, формирование функциональной грамотности – важный процесс, способствующий профессионально-личностному развитию будущего педагога. Оценить компетенции – невозможно, но возможна оценка результатов обучения, которые характеризуют данные компетенции, т. к. они выражены в форме активных глаголов и сформулированы согласно уровням мыслительного процесса Концепции Бенджамина Блума. Данные формулировки могут послужить основой в вопросах целеполагания педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – http:// – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www. еidos. ru / journal /2005/0910 – 12.htm (Дата обращения: 11.12.16).
  2. Большой энциклопедический словарь [Тескт]: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энцикл., 1991.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Тескт] – М.: Русский язык, 1981. – 816 с.
  4. Сластёнин В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Тескт]: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  6. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы [Текст] // Нар. обр-е. – 2003. – № 2. – С. 60.

Татьяна Григорьевна Киселёва
«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»

Доклад на тему : «Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls »

Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников .

В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность » , появилось понятие «функциональная грамотность » .

Что же такое «функциональная грамотность » ? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем , только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности , сколько о функциональной безграмотности , что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

Процесс средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления .

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таблица 1.

Логические приемы Примеры заданий

1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи : развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое : развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию , способность контролировать свои движения , а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции , управлять своим поведением.

При формировании функциональной грамотности важно помнить , что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов ).

Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS ) в таких международных исследованиях , как : «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS , сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении , математическая и естественнонаучная, грамотность .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации , и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают , что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося , развитие его функциональной грамотности .

Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку .

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью , но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах) ; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил . Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму .

Письмо с проговариванием.

Списывание.

Комментированное письмо.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо по памяти.

Творческие работы.

Выборочное списывание.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Словарная работа

Работа над ошибками,

Свои знания могут успешно применять и на других уроках : чтения, истории, природоведения, математике.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения , ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения) ; умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов) ; умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики) ; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами : внизу, вверху, между , рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей :

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку") . Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися .

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче) .

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами : сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать , добиться развития функциональной грамотности младших школьников .

Class="clearfix">

Сначала – история «из жизни». Наше издательство долго и безуспешно искало хорошего литературного редактора. Разговаривая с соискателями, я задавала привычные вопросы: где учились, что закончили, есть ли опыт работы, с какими текстами предпочитаете иметь дело, что умеете и пр. Один из многочисленных претендентов (в итоге взяли именно его) на все мои вопросы отвечал одинаково: «Я умею читать и писать!» С некоторым раздражением я заметила, что мы все это умеем, но в ответ прозвучало: «Я умею читать и писать, если вы понимаете, что это значит».

Если вы понимаете…

Владение навыками и умениями чтения и письма называется грамотностью . Современный словарь синонимов включает это слово в такой синонимический ряд: грамотность, осведомлённость, компетентность, знание (чего), знакомство (с чем). И, соответственно, синонимами слова грамотный являются слова осведомлённый, сведущий , компетентный, знающий, наслышанный (о чём), сильный (разг.). Возникает закономерный вопрос: если грамотность – это уже умение читать и писать, компетентность, осведомлённость, то что именно добавляет к этому понятию слово «функциональная»? Что понимается под функциональной грамотностью и почему о ней так много пишут и говорят?

Сошлёмся на определение доктора психологических и педагогических наук академика Алексея Алексеевича Леонтьева (в статье «Педагогика здравого смысла», 1999 г.) Функциональная грамотность, по А. А. Леонтьеву, это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста , то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). С этой точки зрения, человек, который, например, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими.

Каков же минимальный набор умений чтения и работы с информацией, обеспечивающий функциональную грамотность? Их не так много, но каждое из этих умений чрезвычайно важно, причём все умения между собой тесно взаимосвязаны. Ответив на каждый вопрос из предложенных ниже, вы сможете углубиться в содержание понятия, а подсчитав количество ответов «да» и «нет», приблизительно определить уровень своей функциональной грамотности.

  1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете?
  2. Знаете ли вы о том, что любой текст содержит, как правило, три уровня информации: фактуальную (то, о чём в тексте сказано в явном виде, напрямую), подтекстовую (то, о чём напрямую не сказано, но можно прочесть «между строк») и концептуальную (это основная идея текста, его главные смыслы, которые читатель формулирует самостоятельно)? О полном понимании текста можно говорить только в том случае, если читатель осваивает (вычитывает) все три уровня текстовой информации.
  3. Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации?
  4. Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью?
  5. Знаете ли вы о том, что существую разные виды чтения, например, просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное - и у каждого вида чтения есть свои приёмы?
  6. Владеете ли вы приёмами разных видов чтения?
  7. Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста?
  8. Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя?
  9. Видите ли вы в тексте скрытые авторские вопросы? Если да, то пытаетесь ли прогнозировать ответы на них и затем проверять себя по ходу чтения – то есть вести так называемый «диалог с автором»?
  10. Умеете ли вы устно и письменно передавать содержание текста сжато? А выборочно?
  11. Умеете ли вы находить в тексте ключевые слова и, наоборот, на основе группы ключевых слов определять тему и основное содержание текста?
  12. Умеете ли вы представлять текстовую информацию в ином виде (например, составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему, тезисы, конспект, простейший график или диаграмму)? А наоборот: составить связный текст на основе таблицы, схемы, плана, тезисов?