Человек и его деятельность. Вопросы

1.Что такое личность?
2.Что такое индивидуальность?
3.Что такое самооценка?
4.Какие виды самооценки вы
знаете?
5.Что такое деятельность?
6.Назовите основные виды
деятельности.
7.Расскажите о структуре
деятельности.

1. Как называется сознательное изменение мира
человеком?
1) деятельность
2) целеустремленность
3) преобразование
4) улучшение
2. Найдите слово (понятие), обобщающее
перечисленные термины: цель, средства,
действия, результат.
1) занятие
2) процесс
3) деятельность
4) работа

3. Найдите наиболее корректное окончание
предложения.
Человек не только проявляется в своих действиях,
отношениях и поступках, но и
1) участвует в них
2) раскрывается в них
3) избегает их
4) формируется в них
4. Труд - это деятельность, которой(-ая)
1) занимаются все люди
2) не требует знаний
3) даёт человеку всё необходимое для жизни
4) обязательно использует различные приспособления

5. Найдите ситуацию, которая иллюстрирует деятельность.
1)Бобры построили плотину на ручье.
2) Девочки играют в куклы.
3) Пожилой человек сидит на лавочке.
4) Игорь собирается стать учёным.
6. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Общение не относится к видам деятельности.
2) В отличие от игры учение является обязательным занятием ребенка.
3) Деятельность - способ отношения к окружающему миру,
который присущ всем живым существам.
4) Цель определяет действия человека.

7. Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из
предложенного списка. Обратите внимание: слова в
списке даны в именительном падеже и единственном
числе.
Чтобы достичь поставленной __________ (1), человек
должен продумать свои __________ (2) и выбрать
лучшие __________ (3). Нужно предусмотреть все
неблагоприятные __________ (4) и постараться
избежать их. Мы называем этот процесс оценкой
возможного __________ (5).
Слова для заполнения пропусков:
действие
последствие
риск
средство
цель

Смотри дерево в плодах, а человека в трудах.

Как вы понимаете смысл
этого выражения?Что
можно сказать о занятии этих
детей?
Каково твое мнение, своим ли делом
они заняты?
Какие чувства вызвала эта картина и
почему?

Объясните смысл поговорок:

Уменье
и труд все перетрут.
Пашню пашут, руками не машут.
Кто не ходит, тот и не падает.
С мастерством люди не родятся, а
добытым ремеслом гордятся.
С охотой можно и в камень гвоздь
забить.
Усердная мышь и доску прогрызет.

Страница 32, №5. Ответьте на вопросы.

10.

По горизонтали:
1. Деятельность - .... мира в интересах человека.
3. То, с помощью, чего человек добивается цели.
4. Профессия, связанная с тем, чтобы строить здания.
7. Труд муравья направлен на то, чтобы построить себе...
11. Цель учителя - дать ученикам...
12. Люди трудятся и получают за нее зарплату.
14. Итог и финал деятельности.
По вертикали:
2. Главная деятельность ученика.
5. Когда люди разговаривают, обмениваются информацией.
6. Китайская поговорка: "Посеешь привычку - пожнешь..."
8. Деятельность - ... человека от животного.
9. Не один человек, а много.
10. То, чего хочет достигнуть человек.
13. Создание того, чего нет в природе.

1.Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: труд, учение, общение,___________________

1).личность

2).сознание

4).способности

2.Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Каждый человек уникален, то есть обладает _________________ (неповторимой внешностью, индивидуальностью, сознанеием). Индивидуальные черты внешности мы получаем ________________(в процессе развития, с возрастом, по наследству). Другие уникальные качества формируются________________________________(в определённом возрасте, в социальной среде, до рождения).

3.Заполните пропуск в таблице.

Ответ:______________________

4. Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей - это

1). потребность

2). познание

3). самосознание

4). сознание.

5.Как называется сознательное изменение мира человеком?

1).деятельность

2). целеустремлённость

3).преобразование

4).улучшение.

6. Найдите ситуацию, которая иллюстрирует деятельность.

1). Бобры построили плотину на ручье.

2).Девочки играют в куклы.

3).Пожилой человек сидит на лавочке.

4).Игорь собирается стать учёным.

7.Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обратите внимание: слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе .


Чтобы достичь поставленной ________________ (1), человек должен продумать свои __________________ (2) и выбрать лучшие __________

(3). Нужно предусмотреть все неблагоприятные ____________________(4) и постараться избежать их. Мы называем этот процесс оценкой возможного _________________ (5).

действие

последствие

средство

8. Выберите правильные высказывания.

1).Животные способны ставить цели.

3).Любую деятельность можно назвать трудом.

4). В игре процесс бывает важнее результата.

Ответ:_______________________

9.Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже. Осознавемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни,- это

1).желание

2). самосознание

3).потребность

4).сознание

10.Какая ситуация иллюстрирует социальные потребности человека?

20. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1).Участники конфликта бросились в драку.

2).Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой.

3).Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учебник.

4).Всеволода обидело поведение друга. Он открыто высказывал ему своё недовольство и выслушивал ответные доводы.

21.Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Мораль- это правила _________________(доброго, интеллектуального, ответственного) поведения. (Ритуалы, нормы, обычаи)_________________

морали выполняют важную роль в обществе. Они_______________(подчиняют, регулируют, украшают) жизнь людей на основах взаимной поддержки и добра.

Ответ:____________________________

22.Золотое правило нравственности гласит

1).» Худой мир лучше доброй ссоры».

2).» Слово - серебро, молчание - золото».

3).» Поспешишь – людей насмешишь».

4).» Относись к окружающим так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе».

23.Пословица «Пуганая ворона куста боится» означает, что

1).испуганный человек всегда неправ.

2). страх ослабляет человека

3). тот, кто испугался, становится сильнее.

4).сильный человек ничего не боится.

24. Заполните пропуск в таблице.

25. Гуманизм - это система воззрений, которая считает, что в основе справедливого общества лежит

1). благо человека.

2). сила государства.

3).поклонение природе.

4). вера в бога.

26. Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обратите внимание: слова в списке приведены в именительном падеже и единственном числе.

Современное _____________(1) создало условия для _____________(2) жизни. Прогресс____________(3) изменил труд и быт людей. Но быть цивилизованным не значит автоматически быть ______________(4). Отношение к ___________(5) как к высшей ценности - вот основа гуманизма.

Слова для заполнения пропусков:

гуманный

комфортный

Изменённые состояния сознания (ИСС ) - качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение Арнольда Людвига) . Согласно А. Ревонсуо, главным характерным признаком изменённых состояний сознания являются системные изменения (относительно нормального состояния сознания) связи содержания переживаний с реальным миром, то есть в ИСС присутствуют искажения представления внешней реальности или осознания себя в виде галлюцинаций или иллюзий, причём эти искажения складываются в глобальное изменение репрезентаций .

Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей . Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии . ИСС представляют собой одну из главных потребностей человека (сон). Им отводится заметное место в различных религиях. Важную роль в исследованиях ИСС в конце XX столетия сыграли научные эксперименты с использованием различных галлюциногенов (включая ЛСД), а также методики холотропного дыхания .

История исследований ИСС [ править | править код ]

ИСС как подкатегория состояний сознания [ править | править код ]

Изменённые состояния сознания являются частным случаем такого общего социального, культурно-исторического и, в частности, психофизиологического феномена, как состояния сознания; по определению Чарльза Тарта, состояния сознания - это в общем качественные изменения общего паттерна субъективного (психического) функционирования . Другим подвидом состояний сознания являются так называемые «нормальные», или «обычные», состояния сознания (включающие три широких, естественных состояния сознания - бодрствование, сновидение и глубокий сон). Также выделяются состояния - гипноз , транс, активное сознание .

Согласно Уильяму Джеймсу, состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов» .

Согласно В. Н. Мясищеву, психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности личности и характера, а также соматический статус человека .

Систематические исследования ИСС [ править | править код ]

Систематические научные исследования ИСС начались с работ немецкого психолога Арнольда Людвига, который первым разработал модель ИСС, основанную на модульной структуре состояний сознания . Согласно его определению, которое стало классическим, ИСС представляют собой «любые психические состояния, индуцированные физиологическими, психологическими или фармакологическими событиями или агентами различной природы, которые распознаются самим субъектом или внешними наблюдателями, и представлены существенными отклонениями в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм в состоянии активного бодрствования» . Основываясь на исследованиях Арнольда Людвига, французский антрополог Эрика Бургиньон определяет ИСС, как «состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера» .

В современной психологии разрабатывается целый ряд моделей, описывающих ИСС :

Согласно Чарльзу Тарту, ИСС - это новая по отношению к базисному состоянию (например, обычному бодрствованию) психическая система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной, совокупностью психологических функций, которые обеспечивают её стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определённой перемене внешних условий .

В соответствие со взглядами Колина Мартиндэйла, в его теории непрерывных (континуальных) состояний сознания, при переходе к ИСС, по мере постепенной регрессии сознания, происходящей при действии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое .

В своей теории смежных состояний сознания, Адольф Диттрих, с опорой на работы Вильгельма Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга, в центре которого - бодрствующее сознание, на окружности - бессознательное, а внутри круга - переходные структуры сознания, качественно различающиеся на различных радиусах, но сравниваемые друг с другом, за счёт их равноудалённости от центра, описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчётливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях. В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга по модели Вильгельма Вундта, внутри которого располагаются ИСС, выражающие градации исходного базового состояния. Таким образом, согласно модели А. Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют различные закономерности, но и вместе с тем, в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой .

ИСС активно исследуются в трансперсональной психологии, в рамках которой утверждается, что изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания и расширить границы традиционного понимания личности. Исследователями в этой области предложен ряд моделей психики, в рамках которых разработаны классификации, систематизирующие и описывающие необычные переживания личности в ИСС. Наиболее известными являются:

  • спектр сознания К. Уилбера
  • модель холодвижения Д. Бома
  • модель личности Р. Уолша и Ф. Воган

В рамках трансперсональной психологии утверждается, что само погружение в ИСС приводит к спонтанным и самопроизвольным достижениям в интеграции личности .

Согласно А. В. Россохину под ИСС следует понимать «состояния, в которых происходят трансформации семантических пространств субъекта, изменения формы категоризации, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к новым способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний» .

Согласно О. В. Гордеевой, ИСС - это способы организации душевной жизни человека ; это функциональный орган деятельности человека, функциональная система, которую человек выстраивает сам (или ему помогает в этом общество) для достижения определённой цели . Структура, содержание, формы, функции ИСС определяются существующими у человека соответствующими представлениями об ИСС - моделями ИСС, которые имеют эксплицитный или имплицитный характер. Психологическими носителями таких моделей выступают установки, эмоциональные отношения, знания, ожидания в отношении данных состояний .

Известный отечественный психолог В. А. Петровский предложил различать ясное и изменённое состояния сознания (а также ясное и изменённое состояния самосознания). Критерием ясного сознания, с его точки зрения, является обратимость саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний (человек при этом может вернуться назад, и вновь пройти пройденное). ИСС характеризуется необратимостью саморефлексии, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем, чтобы пройти путь заново .

Согласно кросс-культурным исследованиям Эрики Бургиньон, «изменённые состояния сознания… используются во всех человеческих обществах. Они известны во множестве различных форм и интегрированы в разнообразные культурные модели, играют разные роли, используются во множестве различных контекстов и снабжены огромной массой значений. […] они представляют характерные типы реакций на определённые изменения в сенсорных, перцептивных, когнитивных, мотивационных и аффективных отношениях между людьми и их опытом - типы реакций, которые в значительной степени являются культурно смоделированными» .

Критерии возникновения ИСС [ править | править код ]

Согласно исследованиям В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохина, к критериям возникновения ИСС относятся :

  1. Переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов.
  2. Изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, сопровождающие переход к новым формам категоризации.
  3. Изменения процессов самосознания, рефлексии и внутреннего диалога.
  4. Присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога.
  5. Изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в изменённых состояниях на «язык» социально-нормативных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения во время рассказа о нём в бодрствующем состоянии сознания).

Согласно исследованиям Арнольда Людвига, к основным характеристикам ИСС относятся следующие 10 доминаторов или черт:

  1. Субъективное ощущение нарушения мышления (проявляется в изменении концентрации внимания, нарушении мнемических процессов или сложности в вынесении суждений).
  2. Изменение в субъективном ощущении течения времени.
  3. Потеря контроля и страх утраты эго-идентичности (диссоциативные нарушения).
  4. Изменения в эмоциональной сфере по мере снижения сознательного контроля, проявляются как: 1) регресс к более примитивным эмоциям; 2) биполярные аффективные расстройства; 3) эмоциональная лабильность; 4) трудность в выражении эмоций (шизотимия).
  5. Изменение схемы тела (проприорецепция - ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), включающая в себя явления деперсонализации и дереализации.
  6. Искажения в восприятии, представляющие собой иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временно обострения остроты восприятия, преимущественно визуального.
  7. Изменение системы значений и ценностей.
  8. Трудности в вербализации переживаний ИСС (ineffability) .
  9. Чувство обновления, возникающее в ряде состояний и при выходе из них (психоделические состояния, гипноз, деперсонализация и др.).
  10. Снижение порога внушаемости, включающая невозможность критической оценки речевых сообщений и инструкций, воспринимаемых субъектом; тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы на основе личностных установок и страхов.

Чарльз Тарт, изучая ИСС, вызванные наркотиками, разработал модель факторов, участвующих в формировании ИСС, некоторых из которых человек может усиливать, а некоторые тормозить :

  • наркотические факторы - физиологическое воздействие наркотика, определяющее характер возникающего при употреблении наркотика состояния.
  • ненаркотические факторы:
  • долговременные :
  • культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
  • структура личности субъекта;
  • физиологические особенности человека, создающие определённую предрасположенность к воздействию наркотика;
  • непосредственные :
  • настроение человека;
  • ожидания;
  • совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.
  • ситуативные :
  • социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
  • физические условия и их влияние;
  • формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
  • неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.

Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:

  • ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения
  • ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.
  • ИСС как продукт когнитивного процесса, и в частности как одна из форм проявления креативности.

Дополнительно рассматривается гипотеза об ИСС как продукте нарушения динамики «образующих» сознания, в частности при условиях, вызывающих явные противоречия между чувственной тканью и содержанием предметного образа. Леонтьев, Алексей Николаевич приводил пример такого явного нарушения в экспериментах Стрэттона, Джорджа Малкольма, где испытуемые носили инвертоскоп, который искажал чувственную ткань образа, что сопровождалось утратой чувства реальности.

Функции ИСС [ править | править код ]

Арнольд Людвиг, в отношении отдельного человека, испытывающего ИСС, выделил, по критерию их полезности для человека и общества, в котором он живёт, 2 основных группы функций ИСС :

  • адаптивные функции ИСС:
  • психотерапевтическая - ИСС помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться для излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью;
  • получение нового опыта и новых знаний - пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества, в которых он живёт;
  • социальные функции - ИСС обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека.
  • дезадаптивные функции ИСС - эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности).

Типологии ИСС [ править | править код ]

Согласно разработкам Л. И. Спивака и Д. Л. Спивака, изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом:

  1. искусственно вызываемые : индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками - галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, кактусы пейотль и Сан-Педро, можжевёловый дым, алкоголь, химические препараты) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием);
  2. психотехнически обусловленные : религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния;
  3. спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре, оргазме), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный опыт различной этиологии).

Согласно О. В. Гордеевой, ИСС можно подразделить на «высшие» и «низшие», по аналогии с подразделением психических функций у Л. С. Выготского :

  • «высшие» - культурно-исторически обусловленные формы ИСС (культура может обуславливать, а порой и жёстко задавать определённый набор ИСС, их структуру, содержание, функции, специфические характеристики, способы вхождения в конкретное ИСС, признаки, по которым человек может идентифицировать данное состояние, способы саморегуляции этого состояния);
  • «низшие» - «натуральные» состояния , представляющие собой нецеленаправленные, случайные изменения состояния сознания, наступающие в результате дезорганизации «обычного» состояния сознания и характеризующиеся хаосом, отсутствием структуры психической жизни (в частности, установок, ожиданий и целей деятельности), что может быть связано с полным отсутствием опыта - как культурного, так и индивидуального.

Согласно феноменологической социологии Ж.-П. Валла , можно выделить следующие типы отношений человеческих сообществ к ИСС:

  • ИСС как нечто привычное и доступное для всех.
  • ИСС как опыт, переживаемый всеми, но лишь один раз в жизни.
  • ИСС как достояние специалистов, к которым сообщество обращается за советом и опыт которых использует.
  • ИСС выступают не только на индивидуальном, но и на социальном уровне, являясь передаточным звеном в распространении профетических учений (мессианство).
  • ИСС как нечто подозрительное и, возможно, злонамеренное.
  • ИСС - это плохо, это безумие.

«Высшие», культурно-исторически обусловленные формы ИСС могут способствовать как сохранению социальной системы и социальных структур, так и их изменению .

Классификация ИСС [ править | править код ]

Четыре базисных шкалы независимых друг от друга изменений происходящих с сознанием человека:

  • изменение эмоциональных состояний;
  • изменение восприятия мира;
  • изменение волевого самоконтроля;
  • изменение самоосознания и самотождествленности личности (Наиболее изучены С. Гроффом. Он выделяет 5 типов переживаний: 1. переживание эмбриона и плода; 2. архаическое прореживании сложных мифологических эпизодов; 3. соматические эффекты; 4. сознание Универсального Разума; 5. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота;)

Методики исследования ИСС [ править | править код ]

В начале 1980-х годы научным коллективом под руководством Адольфа Диттриха было проведено кросс-культурное исследование изменённых состояний сознания, для чего специально был сконструирован психодиагностический опросник выраженности ИСС, первоначально - на немецком языке, но на английском с названием: Standardized Psychometric Assessment of Altered States of Consciousness (1981), который был переведён на основные европейские языки. Факторизация шкал опросника позволила выделить три самостоятельных фактора, описывающих ИСС: первый связан с изменением зрительного восприятия, второй получил название «страх распада личности», а третий - связан с переживанием растворённости в окружающем мире и единении с природой, и был назван «океаническое чувство» .

пожалуйста решите. заранее спасибо.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Dzadtsoeva1 05.05.2015

Ответ

Проверено экспертом

1-это деятельность
2-потребностью
3-биологические — потребности в пище, ;одежде, жилище и др.
духовные — потребности в знаниях, творческой деятельности, и др.
социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности и др.
4-Гуманитарные: история, литература, философия, социология
Естественно — научные: физика, биология, химия
5- общее образование:
— начальное общее(1-4 классы)
— основное общее (5-9 классы)
— полное среднее образовние (10-11 классы)
затем идёт профессиональное, здесь тоже несколько ступеней:
— начальное проф. (ПТУ и проч.)
— среднее проф. (техникумы, колледжи)
— высшее проф. (вузы)
— послевузовское (аспирантура, ординатура, курсы повышения квалификации)

6- Патриот — человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
7-Межличностные отношения бывают:
1. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения. Например, учитель - ученик, директор школы - учитель, Президент РФ - глава Правительства РФ и т.д. 2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор­мами права, для них не существует соответствующей юридической основы.

Доктор Джо Диспенза (Joe Dispenza) стал одним из первых, кто начал исследовать влияние сознания на реальность с научной точки зрения. Его теория взаимосвязи между материей и сознанием принесла ему мировую известность после выхода документального фильма «Мы знаем, что делает сигнал».

Ключевое открытие, сделанное Джо Диспензой, заключается в том, что мозг не отличает физические переживания от душевных. Грубо говоря, клетки «серого вещества» абсолютно не отличают реальное, т.е. материальное, от воображаемого, т.е. от мыслей!

Мало кто знает, что исследования доктора в области сознания и нейрофизиологии начались с трагического опыта. После того, как Джо Диспенза был сбит машиной, врачи предложили ему скрепить поврежденные позвонки с помощью импланта, который впоследствии мог привести к пожизненным болям. Только так, по мнению врачей, он смог бы снова ходить. Но Диспенза решил бросить вывоз традиционной медицине и восстановить свое здоровье с помощью силы мысли. Всего через 9 месяцев терапии Диспенза снова мог ходить. Это и послужило толчком к исследованию возможностей сознания.

Первым шагом на этом пути стало общение с людьми, пережившими опыт «спонтанной ремиссии». Это спонтанное и невозможное с точки зрения врачей исцеление человека от тяжелого заболевания без применения традиционного лечения. В ходе опроса Диспенза выяснил, что все люди, прошедшие через подобный опыт, были убеждены в том, что мысль первична по отношению к материи и может исцелять любые заболевания.

Теория доктора Диспензы утверждает, что каждый раз, переживая какой-либо опыт, мы «активируем» огромное количество нейронов в нашем мозге, которые в свою очередь влияют на наше физическое состояние.

Именно феноменальная сила сознания, благодаря способности к концентрации, создает так называемые синаптические связи — связи между нейронами. Повторяющиеся переживания (ситуации, мысли, чувства) создают устойчивые нейронные связи, называемые нейронными сетями. Каждая сеть является, по сути, определенным воспоминанием, на основе которого
наше тело в будущем реагирует на похожие объекты и ситуации.

Согласно Диспензе, все наше прошлое «записано» в нейросетях мозга, которые формируют то, как мы воспринимаем и ощущаем мир в целом и его конкретные объекты в частности. Таким образом, нам лишь кажется, что наши реакции спонтанны. На самом деле, большинство из них запрограммировано устойчивыми нейронными связями. Каждый объект (стимул) активирует ту или иную нейронную сеть, которая в свою очередь вызывает набор определенных химических реакций в организме. Эти химические реакции заставляют нас действовать или чувствовать себя определенным образом — бежать или застывать на месте, радоваться или огорчаться, возбуждаться или впадать в апатию и т.д. Все наши эмоциональные реакции — не более чем результат химических процессов, обусловленных сложившимися нейросетями, и основываются они на прошлом опыте. Другими словами, в 99% случаев мы воспринимаем реальность не такой, какая она есть, а интерпретируем ее на основе готовых образов из прошлого.

Основное правило нейрофизиологии звучит так: нервы, которые используются вместе, соединяются.

Это значит, что нейросети образуются в результате повторения и закрепления опыта. Если же опыт долгое время не воспроизводится, то нейросети распадаются. Таким образом, привычка образуется в результате регулярного «нажимания» кнопки одной и той же нейросети. Так формируются автоматические реакции и условные рефлексы — вы еще не успели подумать и осознать, что происходит, а ваше тело уже реагирует определенным образом.

Только вдумайтесь: наш характер, наши привычки, наша личность являются всего лишь набором устойчивых нейросетей, которые мы в любой момент можем ослабить или укрепить благодаря осознанному восприятию действительности! Концентрируя внимание осознанно и выборочно на том, чего мы хотим достичь, мы создаем новые нейронные сети.

Раньше ученые считали, что мозг является статичным, но исследования нейрофизиологов показывают, что абсолютно каждый малейший опыт производит в нем тысячи и миллионы нейронных изменений, которые отражаются на организме в целом. В своей книге «Эволюция нашего мозга, наука изменять наше сознание» Джо Диспенза задает логичный вопрос: если мы будем с помощью нашего мышления вызывать в организме определенные негативные состояния, то не станет ли в итоге это аномальное состояние нормой?

Диспенза провел специальный эксперимент для подтверждения возможностей нашего сознания. Люди из одной группы в течение часа ежедневно нажимали на пружинистый механизм одним и тем же пальцем. Люди из другой группы должны были только представлять, что нажимают. В результате пальцы людей из первой группы окрепли на 30%, а из второй — на 22%. Такое влияние чисто мысленной практики на физические параметры — результат работы нейронных сетей. Так Джо Диспенза доказал, что для мозга и нейронов нет никакой разницы между реальным и мысленным опытом. А значит, если мы уделяем внимание негативным мыслям, наш мозг воспринимает их как реальность и вызывает соответствующие изменения в теле. Например, болезнь, страх, депрессию, всплеск агрессии и т.д.

Еще один вывод из исследований Диспензы касается наших эмоций. Устойчивые нейронные сети формируют неосознанные паттерны эмоционального поведения, т.е. склонность к тем или иным формам эмоционального реагирования. В свою очередь, это ведет к повторяющемуся опыту в жизни.

Мы наступаем на одни и те же грабли только потому, что не осознаем причины их появления!
А причина проста — каждая эмоция «ощущается» вследствие выброса в тело определенного набора химических веществ, и наш организм просто становится в некотором роде «зависим» от этих химических сочетаний. Осознав эту зависимость именно как физиологическую зависимость от химических веществ, мы можем от нее избавиться.

Необходим только сознательный подход.

Сегодня посмотрела лекцию Джо Диспенза «Сломай привычку быть собой» и подумалось: «Таким ученым золотые памятники надо ставить. » Биохимик, нейрофизиолог, нейропсихолог, хиропрактик, отец троих детей (двое из которых по инициативе Диспензы родились под водой, хотя 23 года назад в США этот способ считался полным сумасшествием) и очень обаятельный в общении человек. Лекции читает с таким искрометным юмором, о нейрофизиологии говорит настолько простым и понятным языком - настоящий энтузиаст от науки, просвещающий обычных людей, щедро делясь своим 20-летним научным опытом.

В своих объяснениях он активно использует последние достижения квантовой физики и говорит об уже наступившем времени, когда людям сейчас мало просто узнать о чем-то, но теперь они обязаны применять свои знания на практике:

«Зачем ждать какого-то особого момента или начала нового года для того, чтобы начать кардинально менять свое мышление и жизнь к лучшему? Просто начинайте это делать прямо сейчас: перестаньте проявлять часто повторяющиеся ежедневные негативные моменты поведения, от которых хотите избавиться, например, скажите себе утром: «Сегодня я проживу день, никого не осуждая» или «Сегодня я не буду ныть и жаловаться на все подряд» или «Не буду сегодня раздражаться».

Старайтесь делать что-то в другом порядке, например, если сначала умывались, а потом чистили зубы, сделайте наоборот. Или возьмите и простите кого-нибудь. Просто так. Ломайте привычные конструкции. И вы почувствуете необычные и очень приятные ощущения, вам понравится, уж не говоря о тех глобальных процессах в своем теле и сознании, которые вы этим запустите!

Начните привыкать размышлять о себе и беседовать с собой, как с лучшим другом.

Изменение мышления приводит к глубоким изменениям и в физическом теле. Если человек взял и задумался, беспристрастно посмотрев на себя со стороны:

«Кто я?
Почему мне плохо?
Почему я живу так, как не хочу?
Что мне нужно в себе изменить?
Что именно мне мешает?
От чего я хочу избавиться?»

и т.д. и почувствовал острое желание не реагировать, как прежде, или не делать чего-то, как прежде,- это значит, что он прошел через процесс «осознания». Это внутренняя эволюция. В этот момент он совершил скачок. Соответственно личность начинает меняться, а новой личности нужно новое тело. Так происходят спонтанные исцеления: с новым сознанием болезнь больше не может оставаться в теле, т.к. меняется вся биохимия организма (мы меняем мысли, а от этого меняется набор химических элементов, участвующих в процессах, наша внутренняя среда становится токсичной для болезни), и человек выздоравливает.

Зависимое поведение (т.е. аддикцию к чему угодно: от видеоигр до раздражительности) можно определить очень легко:это то, что вам трудно остановить, когда вы хотите. Если не можете отлипнуть от компьютера и проверяете свою страницу в Facebook каждые 5 минут, или понимаете, например, что раздражительность мешает вашим отношениям, но не можете перестать раздражаться, - знайте, что у вас зависимость не только на ментальном уровне, но и на биохимическом (ваше тело требует вброса гормонов, отвечающих за данное состояние). Научно доказано, что действие химических элементов длится периодот 30 секунд до 2 минут, и если вы продолжаете испытывать то или иное состояние дольше, знайте, что все остальное время вы искусственно поддерживаете его в себе, мыслями провоцируя цикличное возбуждение нейросети и повторный выброс нежелательных гормонов, вызывающих негативные эмоции, т.е. вы сами поддерживаете в себе это состояние! По большому счету, вы добровольно выбираете свое самочувствие. Лучший совет для таких ситуаций - научитесь переключать свое внимание на что-то другое : природа, спорт, просмотр комедии, да что угодно, способное отвлечь и переключить вас. Резкая перефокусировка внимания позволит ослабить и «потушить» действие гормонов, отвечающих на негативное состояние. Эта способность называется нейропластичностью. И чем лучше вы разовьете в себе это качество, тем легче вам будет управлять своими реакциями, что, по цепочке, приведет к огромному множеству изменений в вашем восприятии внешнего мира и внутреннему состоянию. Данный процесс и называется эволюцией. Потому что новые мысли приводят к новому выбору, новый выбор ведет к новому поведению, новое поведение ведет к новому опыту, новый опыт ведет к новым эмоциям, которые, вместе с новой информацией из окружающего мира, начинают менять ваши гены эпигенетически (т.е. вторично). А потом эти новые эмоции, в свою очередь, начинают вызывать новые мысли, и так вы развиваете самоуважение, уверенность в себе и т.д. Именно таким образом мы можем усовершенствовать себя и, соответственно, свою жизнь.

Депрессия - тоже яркий пример зависимости. Любое состояние зависимости говорит о биохимическом дисбалансе в теле, а также о дисбалансе в работе связи «сознание-тело»

Самая большая ошибка людей в том, что они ассоциируют свои эмоции и линии поведения со своей личностью: мы так и говорим «Я нервный», «Я слабовольный», «Я больной», «Я несчастный» и т.д. Они считают, что проявление определенных эмоций идентифицирует их личность, поэтому постоянно подсознательно стремятся повторять схему реагирования или состояние (например, физическую болезнь или депрессию), как бы подтверждая себе каждый раз, кто они такие. Даже если сами очень страдают при этом! Огромное заблуждение. Любое нежелательное состояние можно при желании убрать, а возможности каждого человека ограничены только его фантазией.

И когда хотите изменений в жизни, представьте четко, чего именно вы желаете, но не разрабатывайте в уме «жесткий план» того, КАК ИМЕННО это произойдет, для возможности «выбора» самого лучшего для вас варианта, который может оказаться совершенно неожиданным. Достаточно внутренне расслабиться и попытаться порадоваться от души тому, что еще не произошло, но обязательно произойдет. Знаете почему? Потому что на квантовом уровне реальности это уже произошло, при условии, что вы четко представили и от души порадовались. Именно с квантового уровня начинается зарождение материализации событий. Так начните действовать сначала там. Люди привыкли радоваться только тому, что «можно потрогать», что уже реализовалось. Но мы не привыкли доверять самим себе и своим способностям к СО-ТВОРЕНИЮ реальности, хотя занимаемся этим каждый день и, в основном, на негативной волне. Достаточно вспомнить, как часто реализуются наши опасения, хотя эти события ведь тоже сформированы нами, только без контроля. А вот когда вы выработаете в себе способность к контролю над мышлением и эмоциями, начнут происходить настоящие чудеса. Поверьте, я могу привести тысячи прекрасных и воодушевляющих примеров. Знаете, когда кто-то улыбается и говорит, что что-то произойдет, а его спрашивают: «Откуда ты знаешь?», а он спокойно отвечает: «Просто знаю. ». Это яркий пример контролируемой реализации событий. Уверен, что абсолютно каждый хоть раз испытывал это особое состояние.»

Вот так просто о сложном рассказывает Джо Диспенза. Всем горячо посоветую его книги, как только их переведут на русский и начнут продавать в России (давно пора уже, по-моему!).

И еще Диспенза советует: никогда не переставайте учиться. Лучше всего информация усваивается, когда человек удивлен. Старайтесь каждый день узнавать что-то новое - это развивает и тренирует ваш мозг, создавая новые нейронные связи, что в свою очередь, будет менять и развивать вашу способность к осознанному мышлению, которое поможет вам смоделировать вашу собственную счастливую и полноценную реальность.

«Самой главной нашей привычкой должна стать привычка быть самими собой».

При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

Прямое общение – личные, непосредственные контакты.

Косвенное общение – общение через посредников.

По субъектам общения различают следующие виды общения:

– общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

– общение реального субъекта с иллюзорным партнёром (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

– общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

– общение воображаемых партнёров (например, литературных персонажей).

Функции общения – социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция.

Игра – вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.

Труд – вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:

– целесообразность;

– нацеленность на достижение запрограммированных результатов;

– наличие умений и знаний;

– практическая полезность;

– наличие результата;

– развитие человека;

– преобразование внешней среды обитания человека.

Классификация деятельности

Существуют две основные формы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность – это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностноориентировочную и прогностическую деятельность.

Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Ценностно-ориентировочная деятельность – это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.

Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности.

По объектам и результатам деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.

По субъекту деятельности – индивидуальная и коллективная.

По характеру самой деятельности – репродуктивная и творческая.

По соответствию правовым нормам – законная и незаконная.

По соответствию моральным нормам – моральная и аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом – прогрессивная и реакционная.

По сферам общественной жизни – экономическая, социальная, политическая.

По особенностям проявления человеческой активности – внутренняя и внешняя.

Творчество – это деятельность, в результате которой получается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведение, методы лечения, обучения, воспитания.

Механизмами творческой деятельности являются:

Комбинирование уже имеющихся знаний;

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;

Фантазия – плод воображения, яркость и необычность создаваемых представлений и образов;

Интуиция – знание, способы получения которого не осознаются.

Деятельность может носить:

сознательный характер – сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;

продуктивный характер – стремление получить конкретный результат;

преобразующий характер – изменение окружающего мира и самого человека;

общественный характер – в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.

Мышление

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык.

Различают следующие формы мышления:

– ассоциативно-образные;

– вербальные;

– деятельностно-орудийные.

Типы мышления

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Индивид – это биологический организм, носитель общих наследственных социальных и психологических черт человечества, таких как разум, воля, потребности, интересы.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности.

Личность (от лат. persona ) – это индивид, сформировавшийся в результате усвоения общественных форм сознания под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. Затем его стали применять к самому актёру и его роли (отсюда – «персонаж»).

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Различают следующие этапы социализации:

начальный – семья, детские дошкольные учреждения;

средний – школа;

завершающий – освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации – разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации – родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

Агенты вторичной социализации – средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

Институты социализации – это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными – СМИ, армия, Церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.