Событийный подход в образовании дошкольников. Технология событийного подхода новое условие современной практики воспитания детей и молодежи Факультет воспитательных событий

Елена Евлампиева
Событийный подход в ДОУ

Дошкольники – первая ступень в образовании. ФГОС ориентирован не только на поддержку «разнообразия детства» , но и вариативности развивающих форм этой поддержки.

Событийный подход рассматривается нами как продуктивная педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности, используя которую, мы можем обеспечить достижение целевых ориентиров, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события , вызывающие позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Построение образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному » принципу, позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.

Главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми в событийном

подходе выступает принцип эмпатии, подразумевающий создание положительных, доверительных, открытых отношений с ребенком, учет его состояний, сопереживание и поддержку, а также опора на детскую деятельность (игра, рисование, конструирование и пр., позволяющая реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимании.

Событийность для детей…

1. У детей раскрываются способности, активизируется стремление к самостоятельности, развивается творческое отношение к собственной деятельности и желание участвовать в коллективной деятельности, доводить начатое дело до конца.

2. Все дети самостоятельно ищут пути для решения ими же самими поставленных целей, выбирают средства, проверяют правильность решения.

3. Постановка детской цели и планирование деятельности детьми помогает им сконцентрировать внимание при выполнении последующих действий.

Событийность для педагогов…

Событийность способствует повышению мотивации к саморазвитию и самообразованию. Ведь детские вопросы порой такие, что обращаешься к разным источникам-энциклопедиям, методической литературе, ищешь пути для решения поставленного вопроса.

Воспитатель является равноправным участником деятельности наравне с

В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы :

Яркое событие в природе , социальной жизни общества или праздник;

Яркие события , специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

события , формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества, День Победы) ;

Явления нравственной жизни (Дни «спасибо» , доброты, друзей) ;

Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных) ;

Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра) ;

Традиционные праздничные события семьи , общества и государства (Новый год, День 8 марта, Праздник весны и труда, День матери) ;

Наиболее важные профессии (дни воспитателя, врача, день работников пищевой промышленности, день строителя) .

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие » , что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие » ?

Сущность образовательного события заключается в том , что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель : у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий :

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии : проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях : в процессе непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события , интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ :

– определение тематики образовательных событий . Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

– определение целей и задач предстоящего образовательного события , планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события . Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию .

– подготовка к образовательному событию .

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события . Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

– проведение образовательного события , самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике , творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события .

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии .

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии , участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события , с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том , что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Татьяна Коньшина
Педагогические ресурсы событийной педагогики в образовании детей дошкольного возраста

Новые требования к качеству дошкольного образования , выраженные в Федеральном стандарте, утверждение профессионального стандарта педагога , модернизация дошкольного образования – все это направлено на развитие личности ребёнка. Но, не-смотря на постоянное совершенствование образова-тельных технологий , использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов , ведущая роль в содействии в развитии личности дошкольника по прежнему принадлежит (кому уважаемые коллеги) воспитателю. Да именно он при-нимает непосредственное участие в процессе форми-рования у ребёнка «Я-концепции» , окружающего ми-ра и место человека в нём, системы отношений к себе и другим, к обществу и бытию в целом.

Одна из значимых идей современного образования - его событийность . В результате которой оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности, смыслы.

Эльконин дал такое определение «Образовательное событие -это специальная форма организации и реали-зации образовательной деятельности , выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знаний.

Событийный подход в педагогике чаще всего понима-ется как технология организации и осуществления значимых событий в жизни детского коллектива и от-дельной личности. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздей-ствия. Ему присущ целостный характер, т к оказывает воздействие на сознание, эмоциональную сферу и по-ведение личности.

Уважаемые педагоги давай те вспомним 3 постулата, которые должен сделать каждый человек «Посади дерево, вырасти ребёнка и построй дом» - гласит народная мудрость. В ней скрыто глубинное понимание духовности - назначение и смысл земного бытия человека. Без осознания этой, на вид простой истины, невозможно научиться «сеять разумное, доброе, вечное» . Ведь творчество педагога , как и всякое творчество, не может осуществляться само по себе. Оно для других. Для истинного педагога - каждый ребёнок це-лая планета, которую нужно открыть и понять.

Через мои руки прошло не мало ребят и я уже по-рой могу с первого взгляда на воспитанника наметить какие то перспективные линии его развития. Стараюсь внутренне вжиться в каждого ребёнка, поставить себя на его место и его глазами посмотреть на всё окружающее.

Широко пользуюсь мною проверенным методом доверия. Но тут надо учесть одно обстоятельство, ко-торое имеет первостепенное значение : надо чтобы ре-бёнок верил тебе без всякого сомнения. И только то-гда можно проникнуть в его душу, да и сам он рас-скажет самое сокровенное. Вот тогда и начинается процесс «лепки» . Лепки будущего человека. Знать воспитанника «На сегодня» - мало, надо знать его «на завтра» , чтобы совершенствовать его характер, про-ектировать его будущее.

Поэтому моя педагогическая деятельность постро-ена на основе уважения к личности каждого ребенка, доброжелательного отношения к нему :

Утром встречаю каждого с улыбкой, обнимаю. У нас в группе это называются «утренние обнимашки»

При встрече интересуюсь : как дела?

Проявляю внимание к их настроению. Для этого в группе есть уголок настроения, где дети «записываются» в команды Колобков (веселые, грустные, смешные, задумчивые) .

Вместе с детьми обсудили и приняли «Правила дружбы» в нашей группе.

Поощряю самостоятельность в проведении режимных моментов (дежурство, помощь друг другу и взрослым) .

Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» . Общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру ребенка на руки. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками :

Собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

Знакомя детей , друг с другом, называю их по именам, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них.

Привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложени-ями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости, за другого.

При организации совместных эмоциональных, по-движных, предметных игр помогаю координиро-вать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр.

Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем пере-вода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятель-ности или предметы. Любимая моя фраза на нега-тивные поступки : «Это очень печально у нас получилось!»

Помогаю овладевать речевыми способами общения : называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Активно использую картотеку «мирилок» .

Работая с детьми, я взяла за правило :

Не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор) .

Приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям, играть, и общаться, используя мотивацию, игровые приемы.

Служу примером спокойного общения : разговари-ваю с детьми спокойным, но не монотонным голо-сом.

Избегаю прямых оценок личности и характера ребенка. Оценку даю только деятельности ребенка.

Помогаю ребенку проживать «триумф успеха» , ра-дуясь его достижениям.

Для поддержки эмоционального благополучия ребенка

У нас в группе есть «Психологический уголок» . Там стоит мягкая мебель, лежат фотоальбомы «Наша группа» , «Моя семья» , «Домашние питом-цы» , «Любимые рисунки» , есть кубик настроения, коврик «дружбы» . На полочке лежат разноцветные мешочки с различной крупой, массажные мячи – ежики, наборы бумаги для разрывания, клубки пряжи,

Волшебный пластилин.

«секретная коробочка» для детских рисунков для друга.

Стаканчик для крика

Для повышения заниженной самооценки есть «Ко-робочка добрых дел» , в которую дети бросают «зерна добра » .

Коврик дружбы

Варежка примирения

Клубнички заполненные разной на ощупь крупой

Кубик настроения

В группе есть цветок добра , который растет и рас-цветает от добрых дел детей ,

На полу лежит «коврик - злости» ,по которому, можно потопать и злость пройдет. Есть телефоны «Позвони маме» .

Для формирования у детей потребности в общении, развития умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других. я решила, использовать в образовательном процессе новую для меня методику «Работа в паре» . Работа по данной методике проходит в 3 этапа.

Первый этап - когда дети получают позитивный опыт работы в паре. Когда один выполняет, другой проверяет и наоборот (руководит воспитатель)

Второй этап - когда паре детей предлагается выбор предмета деятельности, развивается самостоятельность и творчество (воспитатель советует) .

Третий этап – дети делятся на пары по жребию и выполняют самостоятельно совместную творческую работу.

Смысл методики состоит в том, что задание полу-чает не каждый ребенок группы в отдельности, а пара детей , которая должна его выполнить, научившись договариваться о предмете и способе деятельности - другими словами, «что делать?» и «как делать?» Де-тям нравится работать в паре, особенно если они лег-ко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию, свои придумки. В большинстве случаев дошкольники приходят к согла-сию ради выполнения общего задания.

Если пару образуют дети с сильными лидерскими стремлениями, не готовностью уступить, то договор тормозится. В этом случае я предлагаю им догово-риться о том, что, например, крылья у птички будут такими, как говорит один из участников пары, а глазки- как предлагает другой.

Правильно организованная деятельность с использованием этой методики позволяет получить ребенку важный психологический опыт договора со сверстни-ками, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать жела-ние другого, договорится так, чтобы достичь, общую цель. Как правило, это удается (с помощью воспитателя) и дети действительно рады, что у них все получилось.

Дети выходят за пределы дошкольного детства благодаря взаимодействию с меняющимся миром, благодаря взаимодействию со взрослыми, родителями и педагогами . Это взаимодействие, если рассматривать его развитие во времени, является образовательным и влияет на формирование образа своего «Я» , на становление образа мира и представлений о своём месте в нём. Рассматривая образовательный процесс таким образом , можно сказать, что у дошкольной педагогике как науке , есть будущее.

Современная дошкольная педагогика способна по-смотреть на ребёнка со стороны изменений в личности и поведении, деятельности растущего человека в изменяющемся мире.

Таким образом , событийная педагогика , которая сегодня прорастает из традиционных взглядов на до-школьную педагогику как науку , может стать действительно педагогикой будущего , не отвергая прошлого, своей истории.

Литература :

1. Н. Миклеева «Образовательный процесс сегодня : новый взгляд в дошкольной педагогике », ж. Обруч,№6 2015г.

2. Н. А. Князева «Работа детей средней группы в паре : развиваю-щие возможности методики в контексте ФГОС ДО»,справочник Старшего воспитателя№2 2016г.

3. Н. А. Князева «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников старшей группы », справочник Старшего воспита-теля №12 2015г.

4. Н. Н. Агафонова «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы», справочник Старше-го воспитателя №4 2015г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Новые педагогические технологии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя общеобразовательная школа №2 Павловского района Воронежской области Учитель истории и обществознания Черешнева О.Е.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

4 слайд

Описание слайда:

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

5 слайд

Описание слайда:

Образовательная технология: легко вписывается в учебный процесс; позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету; обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода; обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность; обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Современные педагогические технологии (ПТ) подразделяются на 9 основных видов: ________________________________________ ПТ на основе активизации и интенсификации деятельности уч-ся ПТ на основе эффективности управления и организации учебного процесса ПТ на основе личностной ориентации пед.процесса ПТ на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Частнопредметные ПТ Альтернативные ПТ Природосообразные ПТ Технологии развивающего обучения ПТ авторских школ

7 слайд

Описание слайда:

Приоритетные технологии развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технология « дебаты»; технологию модульного и блочно- модульного обучения; лекционно – семинарско - зачетная система обучения; технология развития «критического мышления»; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно – коммуникационные технологии (ИКТ); здоровьесберегающие технологии; систему инновационной оценки « портфолио»; технологию дистанционного обучения; технология мастерских; групповое обучение и др.

8 слайд

Описание слайда:

Современные педагогические технологии Здоровьесберегающие технологии Технологии интегрированного обучения Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная) Учебно-исследовательская деятельность Технологии сотрудничества Личностно-ориентированные технологии Обучение на основе учебных задач и ситуаций Информационнокоммуникационная (ИКТ) Технологии дифференцированного обучения Деловые игры Проблемное обучение Портфолио учащихся компьютерные технологии интерактивные технологии Технологии разноуровнего обучения

9 слайд

Описание слайда:

Большое распространение получили следующие образовательные технологии: Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии Проективые и деятельностные технологии Креативные технологии Игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама Технологии личностно-ориентированного образования Этнопедагогические технологии Коллективные и групповые способы обучения Тренинги Коучинг (индивидуальное обучение, тренировка) Сетевые технологии

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Технология событийности Авторы: Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И. и др. Суть технологии: развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опыта и ценностных отношений обучающихся Для того чтобы урок стал событийным, содержание должно быть представлено в виде текстовой событийности, совокупности документальных произведений, предполагающих многозначность понимания

12 слайд

Описание слайда:

Этапы организации образовательных событий 1 этап – определение тематики образовательных событий. 2 этап – определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно. 3 этап – подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов. 4 этап – проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия. Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом. 5 этап – рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого.

13 слайд

Описание слайда:

Формы организации событий на уроке: «Корзина грецких орехов» К фразеологическому сочетанию «крепкий орешек» обращаются, когда говорят о том, сущность чего не познать с первого взгляда и проблема чего не может быть легко разрешена без огромных усилий или помощи других людей. Какие-то жизненные вопросы решаются без затруднений, как семечки, а иные вопросы сопровождают человека всю жизнь, оставаясь часто так и не разрешенными. «Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьником. Иногда он надеется на помощь чью-либо, часто уверен, что сам справится со своими духовными препятствиями. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения. «Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, - вопросы, крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.

14 слайд

Описание слайда:

«Дискуссионные качели» Суть этой занимательной формы - в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередным толчками на доску раскачивают «качели»; чем сильнее толчок, тем выше взлет «качелей». Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После тога как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения па предложенному вопросу - «качели» начинаю свае движение. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели». «Долга качаться нельзя - голова закружится!» - подводит итог дискуссии. Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли па земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.

15 слайд

Описание слайда:

«Театр-экспромт» Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом – фиксируются все персонажи представления, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром». Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.

16 слайд

Описание слайда:

В заключении обязательна рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс. Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

17 слайд

Описание слайда:

Преимущества этого метода очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой; приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов; это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса; ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций; ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии; каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе. И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям. Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.

Учитель начальных классов СОШ №3

Севостьянова Любовь Владимировна

Г.Павловск Воронежской области

СОБЫТИЙНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача утверждения приоритета индивидуальности ребенка. В переходном периоде к ФГОС, который переживает вся система образования, обозначены новые целевые ориентиры, направленные на:

·​ желание сделать жизнь детей более интересной;

·​ содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

·​ формирование инициативного, активного, самостоятельного ребенка.

Именно эти ориентиры требуют новые виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами, окружающим социумом.

Чем же «образовательное событие» отличается от «мероприятия»?

В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую ему методику осуществления». Родители же были благодарными зрителями. Встал вопрос, каким образом сделать родителей активными участниками образовательных отношений. И тут на помощь приходит идея событийного подхода, заимствованная из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик.

В чем же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с родителями проживают значимое событие, получают опыт, знания, проявляют инициативу, самостоятельность, радуются своим успехам и удачам других. Любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность, свои переживания.

Как мыслил Б.Д. Эльконин «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьёзную, трудную и напряженную работу и переживание»

Образовательное событие – это

·​ Значимое творческое действие.

·​ Открытие смысла происходящего для каждого участника.

·​ То, что развивает и то, что развивается.

·​ То, что вместе создается, но индивидуально понимается.

·​ Способ жизнетворчества человека.

·​ Уникально, его нельзя повторить.

Этапы осуществления образовательного события

1 этап Определение тематики образовательного события. Фиксируются в годовом плане работы учреждения.

2 этап Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки. Определение целей определяют, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события, определяют средства, необходимые для ее достижения, разрабатывают модель достижения поставленной цели.

3 этап Подготовка к образовательному событию. В процессе подготовки дети получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания и ребята готовят тематические материалы.

4 этап Проведение образовательного события. Самый яркий, долгожданный момент действия. Сценарий разрабатывается педагогами. Оформление места проведения, творческая совместная деятельность. И как результат - оформление выставки продуктов деятельности.

5 этап Рефлексия. Эффект от участия в образовательном событии. По итогам проводится обмен мнениями по поводу прожитого, делятся впечатлениями.

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности. а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

1

Событийный подход в образовании активно исследуется, в том числе на разных этапах подготовки педагога. В связи с реформированием педагогического образования событийная организация подготовки педагога приобретает особую актуальность. В статье анализируются современные подходы к педагогическому образованию, обеспечивающие профессиональное педагогическое самоопределение студентов. Показано, что событийный подход отвечает требованиям формирования мотивации, приобретения профессиональных компетенций, развития рефлексии. Описан опыт реализации событийного подхода при подготовке педагогов. Изучение всего многообразия подходов и технологий к решению проблемы событийной организации образовательного процесса представляет интерес для решения современных проблем подготовки педагога.

педагогическое самоопределение

студенческий возраст

педагогическое образование

образовательное событие

биографический подход

средовый подход

событийный подход

1. Волкова Н.В. Место и роль образовательных событий в подготовке студентов к инновационной педагогической деятельности // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 7 (336). – С. 156-161.

2. Генисаретский О.И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: prometa.metod.ru.

3. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 57.

4. Концепция модернизации педагогического образования (проект). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mpsu.ru›files/docs/3.1evolution_concept.doc.

5. Макаренко А.С. О взрыве. Педагогические сочинения: в 8 т. – М.: Педагогика, 1984. Т. 3. – С. 457-459.

6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 36-42.

7. Прозументова Г.Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 15-138.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с. – С. 320-336.

9. Событийный подход в организации учебных и внеучебных форм деятельности как условие взаимодействия («встреч») детей разных возрастов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2792.

10. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. – Ижевск, 2006. – Ч. 2. – С. 24-26.

11. Соловьёв Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. – 2009. Вып. 2. – С. 103-11. – С. 106.

12. Степанчук З. А. Событийность образовательного процесса в начальной школе // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 140-143.

13. Троицкий Ю.Л. Событие как образовательная стратегия // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. – 2010. – Вып. 1 (43). – С. 87-94. – С. 93.

Новые требования к качеству школьного образования, выраженные в федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога, разработка проекта модернизации педагогического образования предполагают необходимость изменения в организации, содержании и технологиях подготовки педагогов. В проекте модернизации педагогического образования отмечено, что, «несмотря на глобальные изменения информационного пространства, постоянное совершенствование образовательных технологий, использование инновационных методов и средств, интерактивных образовательных ресурсов, ведущая роль в содействии развитию личности по-прежнему принадлежит учителю. Именно он, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в мир культуры, социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и новейшим достижениям человеческой цивилизации. Он принимает непосредственное участие в процессе формирования у молодого человека «Я-концепции», образа окружающего мира и места человека в нем, системы отношений к себе, другим, природе и обществу, бытию в целом» .

Для разработки проекта организации образовательного процесса будущих педагогов необходимо рассмотреть социальную ситуацию развития студентов, приходящих на обучение на педагогические специальности (направления бакалавриата). Студенческий возраст имеет границы от 17 до 21-22 лет и совпадает с периодом кризиса юности. Этот кризис - это, с одной стороны, кризис, связанный с вхождением в новый образ жизни, приобщением к значимым общественным формам деятельности (в том числе в профессии), а с другой - фактический разрыв идеала и реальности, который может быть преодолен только практически - в реальном самоопределении . С психологической точки зрения, самоопределение - это определение человеком собственного жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социально целого. Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Во внешней стороне жизнедеятельности этот этап представлен важным событием в жизни молодого человека - завершением школьного обучения (когда жизнь шла как бы «по рельсам») и необходимостью совершения ответственного жизненно важного поступка - выбора будущей профессии, направления и уровня обучения. Однако, как показывают многочисленные исследования, фактически молодой человек к окончанию школы не готов к принятию такого ответственного решения; выбор вуза и профиля обучения редко связан с будущей профессией и рассматривается абитуриентами просто как продолжение образования.

Абитуриенты, поступающие на профили педагогического и психолого-педагогического направлений бакалавриата СФУ и ЛПИ-филиала СФУ, чаще всего выбирают педагогический образовательный профиль как «запасной», чаще всего это второй - третий приоритет, после психологии, социологии, других гуманитарных направлений подготовки. Абитуриенты, поступающие на педагогические и психолого-педагогические направления, на момент поступления, редко связывают свою будущую профессиональную деятельность со школой, с преподаванием, с работой с детьми.

Еще одна особенность студента первокурсника - это свершившийся «переход» - поступление в вуз. Внешняя сторона этого события - приобретение нового социального статуса - психологически «закрывает» для молодого человека те новые реалии, требования, которые предъявляет к нему профессиональное образование. Студенческая жизнь в университете устроена так, что на первом курсе на молодого человека «сваливается» множество внеучебных событий - Первое сентября, «Прошу слова!», «Посвящение в студенты», «День первокурсника», «Педагогический квест» и т.д., а учебная жизнь мало чем отличается от предшествующей, школьной - лекции, семинары и т.д. Кроме того, в первом семестре большинство предметов никак не связано с будущей профессиональной деятельностью, что также не способствует становлению и закреплению профессионального самоопределения. Следовательно, при организации учебного процесса по подготовке педагогов встает задача становления профессиональной позиции, профессионального сознания будущего специалиста.

Средством решения этой задачи, по нашему мнению, является событийная организация образовательного процесса. В современном образовании отмечается интерес к событийности в исследованиях философов, психологов и педагогов (Я.А. Баскакова, М.И. Болотова, Н.В.Волкова, О.И. Генисаретский, Л.В. Горюнова, Д. В. Григорьев, К.В. Дрозд, Л.М. Лузина, Л.И. Новикова, Г.Н. Прозументова Н.Л. Селиванова, В.И. Слободчиков, Ю.Л.Троицкий, А.А. Шибаев и др.).

Истоки событийного подхода мы можем найти у А.С.Макаренко (перспективные линии, метод «взрыва») который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Перспективные линии - движение коллектива к событию, метод «взрыва» (потрясения) - создание таких ситуаций, которые являются поворотными пунктами в биографии ребенка, его мировосприятия и нового взгляда на жизнь .

Анализ философской, психолого-педагогической литературы показывает, что событийность чаще всего рассматривается в контексте организации образовательного процесса в школе и может пониматься в нескольких смыслах:

Событие в контексте биографического подхода понимается как некоторая «точка» на линии жизни человека, в которой происходит становление новых смыслов. С другой стороны, событийная организации учебно-воспитательного процесса может пониматься в контексте средового подхода. Средовой подход в педагогике понимается как система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Он связан с учетом влияния различных факторов, которые приобретают комплексный характер воздействия на личность .

Объектом средового подхода в образовательном процессе являются не только факторы позитивного средового влияния, но и возможности воздействия на среду в целях ее улучшения. Ситуативный и событийный подходы рассматриваются нами как разновидности средового подхода и определяются через категориальные отношения общего, особенного и частного. Событие в этом контексте может рассматриваться как «некоторая точка» в хронотопе образовательной среды, меняющая её метрику..... При этом важно учитывать субъективный характер событийности: то, что для одного человека может оказаться событием, другим может восприниматься как малозначительный факт, либо как мероприятие, организованное другими. В то же время событийность - вероятностное явление и каждое образовательное событие вырастает из ситуации, но не каждая ситуация превращается в событие.

«Педагогическая ситуация как событие для нас - это своеобразный момент импульса для глубинных изменений в креативно-смысловых структурах сознания, рефлексии прежнего и обретения нового опыта». В связи с этим ситуационный подход противостоит попыткам описывать педагогический процесс посредством линейных связей типа «средство-результат». К тому же ситуационный подход включает в себя такую проектировочную процедуру как разработку технологии ситуационно-событийного ряда (обучение как проживание событий и их переживание). Для нас также значима такая характеристика ситуационного подхода как «целостный охват факторов и условий развития личности, а не выделение отдельных «педагогических средств»; значимость каждого из таких средств определяется через его вклад в целое - в личностно развивающую ситуацию, в ее центральное (ситуационно-образующее) событие .

Событийный подход в педагогике чаще всего понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности .

Исследования В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева направлены на изучение со-бытийной общности как ценностно-смыслового объединения людей; как объект и источник развития субъективности. Результатом со-бытия, по их мнению, выступает та или иная форма субъективности . Со-бытие, по В.И. Слободчикову, и есть та подлинная ситуация развития, где впервые зарождаются специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности, позволяющие ребенку впоследствии действительно «встать в отношение» к своей жизнедеятельности. Со-бытие есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности. Соответственно сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами - более сложными и более высокого уровня развития .

По мнению Ю.Л. Троицкого, «событийность в образовании - это способ образовательной экзистенции, противостоящий образовательной повседневности, но не заменяющий ее . О.И. Генисаретский отмечает, что событийность лежит в коммуникационной плоскости: встреча с человеком, с идеей, с какой-то ситуацией, но встреча «твоя». В обозначенных мнениях прослеживается идея субъектности и экзистенции при появлении феномена событийности в образовании. . В событийном подходе в педагогике единицей проектирования выступает образовательное событие, которое определяется и как «способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности (А.Воронцов), и как «специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания (Б.Д. Эльконин). По мнению Г.Н. Прозументовой, образовательное событие можно трактовать как исток, начало того, что потом вырастает и оформляется как особое явление и образовательная форма, образовательная инновация. При этом Г.Н. Прозументова отмечает, что образовательное событие является существенной характеристикой инновационного опыта и его образовательной реальности . Предполагается, что прецеденты личного участия человека в своём образовании имеют событийную природу, т.е. открывают человеку самого себя как предмет образования и субъекта влияния, поэтому их можно рассматривать как «протоформу» образовательных инноваций

Необходимо отметить, что организация образовательных событий рассматривается нами как относительно самостоятельная цель подготовки будущего педагога, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик. Мы предлагаем осуществить перенос в иную среду - студенческую, а сами события связаны с осознанием профессионального выбора. Организация событийного образовательного процесса включает несколько этапов:

На подготовительном (диагностическом этапе) исследуется социальная ситуация, выявляется влияние факторов среды, определяющих развитие личности и группы. На этом этапе целесообразно определить события, которые находятся в «зоне ближайшего развития» человека определенного возраста: личности и группы.

На этапе прогнозирования осуществляется совместная разработка сценария организации и проведения события, определяются цели и мотивы личности и группы, выявляется «степени свободы» выбора, намечаются пути развития личности и группы в зависимости от влияния различных факторов и переменных среды, функционирование которых приводится в действие событием. В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено мотивами, системой ожиданий, мерой включенности студентов в деятельность.

На этапе организации и реализации осуществляется непосредственная реализация пика события согласно разработанному сценарию. Каждый участник события «включен» в него и мера «включения» может быть определена только самим студентом, но зависит от его включенности на предыдущих этапах разработки и подготовки события. Событие связывает всех субъектов в единое целое. Воспитательное взаимодействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения, наша задача заключается в организации именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность, определяют ее развитие в просоциальном направлении .

Рефлексивный этап осуществляется в разнообразных формах как открытого обсуждения соотношения «ожиданий» и «результатов», так и форм письменного рефлексивного отчета. Е.И. Исаев, С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков на основе глубокого анализа научной литературы и практики профессионального образования делают вывод о том, что развитие рефлексии (самосознания) оказывается несводимым ни к формированию, ни к «заражению», ни к спонтанному «созреванию». В отношении развития профессионального сознания выявленная авторами рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию собственной субъективности как раз и является генеральной способностью, подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала . Событие, с одной стороны, явление, планируемое во времени и пространстве, а с другой - «протестующее против режимов и регламентов».

Для решения задачи формирования педагогического самоопределения будущих педагогов-первокурсников и обеспечения «входа в профессию» нацелен курс «Введение в профессию», проходящий у нас в форме интенсивного семинара, в котором принимают участие студенты других курсов и специальностей (для них этот семинар решает задачи курсов «Социально-педагогическое проектирование», «Методы психолого-педагогических исследований», «Психолого-педагогический практикум», «Педагогическая анимация»). Главная задача семинара - построение образа будущей профессии и «встраивание» себя в этот образ. В итоге работы у студентов-первокурсников образуются представления о своей будущей учебной деятельности, появляются предложения по корректированию индивидуального учебного плана.

По нашему мнению, подготовка будущего педагога на этапе проведения семинара «Введение в профессию» требует формирование способности строить мысленные модели цели, объекта, предмета и процесса деятельности. Содержание этих моделей должно включать гуманистическое понимание личности, социальной среды, ее различных уровней и их взаимосвязи; способов взаимодействия человека и социальной среды; возможности влияния на социальную среду. Ключевой задачей в формировании настоящего профессионала является задача становления его субъектности в социальной среде, становление профессионала как деятеля, способного к самостоятельному, инициативному действию, к постановке цели, и выбору средств для её осуществления.

Важное значения для формирования у студентов-первокурсников профессионального педагогического сознания и субъектной позиции - построение событийной общности педагогов, студентов и практиков. Предпосылки и необходимость построения общности кроются как в специфике юношеского кризиса, так и в особенностях организационных форм совместной работы. На предлагаемом семинаре и в игре нет разделения на учителей и учеников, отсутствуют статусно-ролевые предписания; в качестве равных партнеров присутствуют студенты разных курсов, преподаватели и практические работники образовательной сферы. Нацеленность на получение общезначимого продукта в работе, развертывание работы на принципах совместного коллективного обсуждения проблем, использование особых процедур и техник, стимулирующих активные высказывания и оценку различных точек зрения, эмоциональная включенность в обсуждение выступают психологическими предпосылками развертывания интеграционных процессов в группе. Налаживанию взаимоотношений преподавателей со студентами способствует создание на семинаре и в игре особой социально-психологической атмосферы: открытости, непринужденности, доброжелательности, готовности к общению, настроенности на понимание и диалог.

Оценка эффективности реализации программы курса «Введение в профессию» в форме проблемного семинара и непрерывной практики осуществляется как по ходу проведения семинара и практики, так и по итогам занятий. В качестве специальных методов оценки эффективности программы нами использовались беседа, консультации, анкета, анализ видеозаписей семинара. Воздействие используемых методов и технологий работы со студентами первого курса на их развитие многопланово. Можно выделить общие, типичные результаты, которые мы проиллюстрируем высказываниями самих студентов.

  1. Уточнение студентами конкретных знаний о профессии педагога, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности: «Этот семинар помог нам понять смысл и важность нашей профессии»; «В ходе практики, я поняла, что работа педагога охватывает больше деятельности, чем я себе представляла, что педагог играет различные социальные роли, что работа с детьми - это очень ответственная работа». «Преподаватели дали нам возможность самим выйти на определение педагога с помощью специальных заданий. Мне очень понравилось! И благодаря семинару я поняла, что моя специальность очень интересна и познавательна». В этом месте для нас важным является не то, что студент получил ответы, а то, что он начал задавать вопросы о будущей специальности.
  2. Группообразование, знакомство: «На нем (семинаре) мы ближе познакомились с группой, с помощью различных игр больше узнали друг о друге». «На интенсивном семинаре «Введение в профессию» я испытывала некоторое смущение из-за того, что было много незнакомых мне людей, но при этом было очень интересно. В первую очередь этот семинар помог мне познакомиться со своей группой». «Безусловным плюсом этого семинара являются знакомство и с одногруппниками, и с преподавателями нашей кафедры». «Сначала была неуверенность, т.к. впервые видела совершенно незнакомых людей; новая обстановка и непонятный смысл всей работы. Затем - интерес к происходящему, попытка понять других и как можно полнее высказать своё мнение. Плюсом интенсива было участие в нём студентов старшего курса, которые помогали, подсказывали, предавали уверенности».
  3. Постановка студентами ценностно-смысловых вопросов педагогической деятельности, профессионального самоопределения и самообразования, перспектив совместного обучения в вузе: «Главное было, конечно же, то, что нас «ввели в профессию». «Я ещё раз поняла, что мне нравится работать с детьми. Я могу стать для них если не другом, то очень хорошим приятелем. Другим важно моё мнение, они готовы помочь, если что-то не получается и дать хороший совет. И таких - большинство».
  4. Формирование у студентов установки на учебу, на осмысление своих ресурсов и дефицитов как профессионала: «С одной стороны, первокурснику показывают, как много он может узнать, сколько дорог для него открыто, а с другой - полное отсутствие свободного времени».
  5. Студенты фиксируют изменения, происходящие в них самих в результате проделанной работы: «После первых встреч с детьми я поняла, что еще не готова к работе, но в дальнейшем дело стало продвигаться. Со временем я стала внимательней к людям, как мне кажется (во всяком случае, стараюсь). По мере возможности стараюсь быть менее вспыльчивой. Теперь лишний раз могу промолчать (пропустить мимо ушей нечто, что может меня завести). Трудности возникают, но их легко можно преодолеть, если вспомнить о том, что после ссоры отношения могут крупно испортиться».

На основании всего вышеизложенного можно представить общую схему введения студентов в педагогическую профессию и формирования у них субъектной позиции и профессионального сознания в контексте событийного подхода:

  1. Создание и совместное переживание студентами и педагогами проблемных ситуаций как основа совместной событийной общности. Включенность студентов в разноплановую совместную образовательную деятельность, интерес к «новой» деятельности, расширение связей между участниками образовательного процесса (студентами разных курсов, преподавателями и детьми).
  2. Демонстрация образцов педагогической деятельности. Введение в педагогическую деятельность должны осуществлять педагоги как носители норм, эталонов, образцов общения, взаимодействия, мышления и рефлексии. Именно полнота и «прозрачность» структуры и смысла профессиональной деятельности есть условие приобщения к ней студентов первого курса, а при соответствующей поддержке со стороны педагога начинает формироваться подлинно событийная общность Мастера и ученика.
  3. Формирование теоретической и методологической основы деятельности, обращение к научным, историческим и художественным текстам как источнику знания, материалу для размышления и собственной рефлексии.
  4. Включение личного опыта в создание образовательных ситуаций. Построение совместности как основного условия введения студентов в профессию педагога возможно лишь при включении субъектного, личного опыта в саму структуру образовательной ситуации. Интерес педагога к суждениям студента, поддержка и разделение его позиции создают психологические предпосылки личностного включения в обсуждение проблем педагогической профессии и последующее ее освоение.
  5. Обязательная фиксация смены социальной роли первокурсников - переход их из статуса школьников и абитуриентов - в состояние новой определенности - студенческой, понимание и принятие этой новой социальной роли, идентификация с ней. Изменение позиции студентов в образовательной деятельности (с помощника на организатора), при этом студенты стали генераторами идей, проектировали образовательную деятельность, рефлексировали ее.

Таким образом, можно выделить основные признаки событийности образовательного процесса при становлении будущего педагога: изменение у студентов отношения к будущей педагогической деятельности; выявление и развитие педагогических задатков и способностей; изменение у студентов представлений о ребенке, о себе и своих возможностях; изменение представлений о совместной деятельности; наличие новых эмоциональных переживаний; отношение к общению и взаимодействию между участниками; рождение педагогического опыта и опыта рефлексии.

Статья подготовлена в рамках работ по Госконтракту № 05.043.12.0031 от 18.06.2014г. по проекту «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата, в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования».

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии СФУ, г.Красноярск.

Павловский В.В., д.филос.н., профессор кафедры философии КГАУ, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Колокольникова З.У., Лукина А.К. СОБЫТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14543 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»