Мой дед защитник родины федор саламатин. Проект «Мой дедушка защищал Родину

Устименко Елизавета

Реферат о Пластинине Прокопии Сергеевиче, одном из тех, кто защищал нашу Родину и победил в этой войне.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пгт Лальск

Реферат

Мой дедушка – защитник Родины.

Работу выполнила:

Устименко Елизавета

ученица 4 б класса

МОУСОШ пгт Лальск

Руководитель:

Осенникова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУСОШ пгт Лальск

2009г.

  1. История написания реферата. 3 стр.
  1. Трудное детство. 3 стр.
  1. Война. 3 стр.
  1. Послевоенные годы. 3 – 4 стр.
  1. Обращение к школьникам. 4 стр.
  1. Мы живём, пока помним. 4 стр.
  1. Литература. 5 стр.
  1. Приложения. 6 -8 стр.

Однажды, когда мне было 5 лет, в альбоме моего дедушки я увидела очень старую фотографию. На ней был молодой человек. Я спросила дедушку: «Кто это?» Он ответил, что это его отец. Я удивилась: «Как? Он ведь уже старенький». Дедушка сказал мне, что эта фотография сделана очень давно. Я стала просить, чтобы дедушка рассказал мне о своём отце, о времени, в котором он жил. И вот каждый раз, когда я приходила в гости к дедушке, он рассказывал мне о своём отце, о том как тот воевал, как был ранен, какими орденами и медалями награждён.

Недавно в школе нас попросили принять участие в конференции «Народ и армия в Великой Отечественной войне». И вот тут я вспомнила о своём прадедушке. Посоветовавшись с мамой, я решила участвовать в конкурсе и написала реферат «Мой дедушка – защитник Родины».

Мой прадедушка, Пластинин Прокопий Сергеевич, родился 5 марта 1921 года в деревне Яишницино Нижнелальского сельского совета, Лальского района. В семье было двое детей. Мать прадедушки рано осталась одна, так как муж умер от простуды. Учился Прокопий в Фабричной школе, жил у знакомых на квартире, домой ходил только на выходные. Да, да, ходил. В то время не было автобусов и даже машин, поэтому дети в школу ходили пешком. Считали, что очень повезло, если в сторону Лальска пойдёт лошадь и подвезёт детей. Вот и идут дети в школу кое – как одетые, да ещё и хлеб, данный на неделю, несут. Тяжело, а идти надо. Время было очень тяжёлое. Жили трудно, голодно. Но мать хотела, чтобы её Прокопий получил образование. И вот после окончания 7 классов она отправила сына учиться в Великий Устюг в строительный техникум.

Только Прокопий закончил техникум, как началась Великая Отечественная война. Прадедушку отправили в Архангельск на курсы сапёров. Так как шла война, курсы были ускоренные. И вот уже через полгода он попал на фронт лейтенантом. Прадедушка участвовал в одной из самых страшных битв Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. Пять месяцев(с сентября 1942 года по январь 1943 года) воевал прадедушка за Сталинград. Это было страшное время. Основная работа сапёрных подразделений заключалась в минировании и разминировании дорог, мостов, обеспечении переправ наших войск через реки. Прадедушка с товарищами обеспечивал переправку техники и подтягивание войск к реке на центральной переправе у Сталинграда через реку Волгу. Работали в основном ночью. Передовая была на правом берегу, очень близко от Волги. На левый берег везли раненых, их было много. Всё это происходило под постоянной бомбёжкой фашистских самолётов. Город был полностью разрушен. Кругом всё горело. После окружения немцев в Сталинграде всё ещё продолжались упорные бои. Хотя враг и был обречён, но не сдавался долго. Полностью фашистов разбили лишь в январе 1943 года.

После Сталинградской битвы прадедушку повысили в звании. Он стал старшим лейтенантом. А ещё его наградили орденом Красной звезды. В дальнейшем прадедушка стал заместителем командира батальона. Он участвовал в освобождении городов Николаев, Одесса, в форсировании Днепра, воевал в Румынии и Венгрии. В Венгрии в октябре 1944 года получил тяжёлое ранение. Осколок влетел через лопатку, застрял в лёгком. Тогда в госпитале дедушке удалили два ребра, но осколок так и не достали. До самой смерти дедушки осколок был в нём, как напоминание о войне. После ранения прадедушку демобилизовали. Домой он вернулся в феврале 1945 года в звании капитана, инвалидом второй группы. Его грудь украшали награды: орден Красной звезды, орден Отечественной войны второй степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией».

В ноябре 1945 года прадедушка женился, построил дом в Лальске. Потом пошли дети: три сына (Владимир, Николай, Юрий) и дочь Александра. За свою жизнь прадедушка сменил много профессий. Был и техноруком, и мастером, и главным инженером, и директором райпромкомбината. А с 1960 года работал, строил, ремонтировал в совхозе «Заря», переименованном затем в совхоз «Лальский». В 1981 году вышел на заслуженный отдых. С женой Сусанной прожил прадедушка 53 года. Умер прадедушка в 2004 году, когда ему было 84 года. Мне было тогда 6 лет. Я плохо помню его, но знаю о нём из рассказов моего дедушки Коли. Дома у нас много фотографий из семейного альбома прадедушки (см. в приложении). Я часто рассматриваю их и пытаюсь представить себе, каким был мой прадедушка Прокопий Сергеевич.

Когда праздновалось 40-летие Победы, дедушка выступал перед школьниками. В своём выступлении он обращался ко всем детям. Этот текст сохранился, и я хочу, с этим обращением познакомить моих сверстников.

«Дорогие ребята!

Для чего мы, ваши деды, добивались Победы?

Для вас, ребята, для будущего поколения.

Чтобы вы не знали тяжести фашистского нашествия,

Чтобы вы жили под мирным солнцем, хорошо учились и

Хорошо отдыхали, чтобы стали достойными сынами и дочерями

Нашей страны, чтобы стали великими учёными, специалистами

Фабрик, заводов, кораблей и космоса. А для этого вам необходимо

Сейчас хорошо учиться, быть дисциплинированными,

Уважать своих учителей и брать от них на вооружение всё,

Что они вам дают…

Вам жить в другом тысячелетии и вам надо готовиться к этому.

Желаю вам, ребята, больших успехов в учёбе, одних пятёрок!

Хорошей дисциплины, быть патриотами нашей Родины и всего

Наилучшего от бывших фронтовиков - сталинградцев.» (см в приложении)

9 мая 2010 года весь мир будет отмечать 65-годовщину окончания Второй мировой войны. Во всех странах будут проходить праздничные мероприятия. Но для нашей страны эта дата особенная, потому что – 9 мая – наш главный праздник – День Победы. В этот день наша страна одержала победу над грозным врагом, фашистской Германией.

Со дня победы, 9 мая 1945 года, прошло много лет. Уже у многих моих одноклассников бабушки и дедушки родились после войны. С каждым годом остаётся всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны. Но мы не должны забывать те страшные годы, когда наша страна боролась с врагом. Мы не должны забывать тех людей, которые приближали эту Победу, благодаря которым мы можем жить, радоваться каждому дню. Я горжусь, что мой прадедушка, Пластинин Прокопий Сергеевич, был одним из тех, кто защищал нашу страну и победил в этой войне.

Литература:

1. Газета «Северная правда» № 55 от 8. 05. 2003 г., статья «Врага подрывал, в мирной жизни только созидал», автор В.Гондюхин.

2. Воспоминания Пластинина П. С.

Приложения:

Пластинин Прокопий Сергеевич

Пластинин П.С. с женой, детьми

Пластинин П.С. в кругу семьи.

Боевые награды Пластинина П.С.

Текст выступления Пластинина П.С. перед школьниками в мае 1985 года,

в год 40-летия Победы.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ
    1. Актуализация проекта

Данная тема является актуальной по нескольким причинам.

Во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы, это тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Во-вторых, к сожалению, всё меньше остаётся в живых ветеранов, поэтому наша задача - собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.

В-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о прадедушке, не только в виде нескольких фотографий и наград, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний.

1.2. Цель работы

Цель моего исследования: изучение биографии моего прадедушки - ветерана Великой Отечественной Войны Захарова Николая Георгиевича.

1.3. Задачи:

Изучить семейный архив (фотографии, военный билет, другие документы) времён Великой отечественной войны;

Разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;

Узнать дальнейшую судьбу моего прадеда и его семьи в послевоенные годы.

1.4. Методы исследования:

Изучение научной литературы;

Изучение семейного архива;

Беседа с родственниками;

Анкетирование одноклассников;

Обобщение полученных результатов;

Оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности: для родственников, на классных часах.

1.5. Гипотеза:

Если бы воины не защищали Россию, то, возможно, нас бы не существовало.

    1. . Объект исследования:

Захаров Николай Георгиевич, мой прадедушка.

1.7. Предмет исследования:

Воспоминания родных, фотографии, архивные документы.

    1. Довоенные годы жизни Захарова Н.Г.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

"Не зная прошлого невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цену будущего." Максим Горький

Спасибо за Великую Победу!

Праздник Великой Победы - особенный день, когда решилась история целой страны и история каждого человека. Мы чтим память тех, кто смело ступил на поле боя, кто не опустил лица перед взором смерти, кто прошел, километры боли, чтобы обнять родные плечи. Спасибо героям войны за честь и храбрость!

Наверное, нет ни одной семьи в России, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Кто-то из родных и близких воевал на фронте, другие ковали победу над фашизмом в тылу.

И хотя времени с той поры прошло немало, но живы дети и внуки участников тех страшных военных событий. В их памяти до сих пор скупые рассказы отцов и дедов о том тяжёлом времени для страны и народа.

Я хочу рассказать о своем прадедушке

Захарове Николае Георгиевиче,

который был участником Великой Отечественной войны.

Много лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне, и совсем недавно я узнала от дедушки, бабушки, мамы, тёти, из книги «Память» о том, что в этой страшной войне участвовал мой прадед.

По словам дедушки, в 1941 году мой прадедушка, ему едва исполнилось 18 лет, был направлен в город Омск в школу ФЗО - фабрично-заводское училище, учиться по специальности каменщик.

Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.

Во время обучения проходил практику на строительстве омского шинного завода.

2.2. Боевой путь моего прадеда

В декабре 1942 года был призван в армию и направлен в школу младших командиров в город Алапаевск. Познавать солдатскую науку времени было отведено в обрез: фронты требовали пополнения. Закончив Камышловскую школу снайперов, попал на Ленинградский фронт, где в декабре 1943 года принял первый бой - освобождал Нарву и получил первое ранение. Сержант - командир отделения 4-й стрелковой роты Захаров Николай Георгиевич за то, что он, участвуя в боях с немецкими захватчиками под г. Нарва был ранен 15.11.1944г, второй раз был ранен в г. Тарту 17.09.1944г. Приказом №37/н от 10.11.1994г., был награжден медалью «ЗА ОТВАГУ».

После 2-х месяцев госпиталя вернулся в свой 340 стрелковый полк 46 стрелковую Лужскую дивизию 2-го Белорусского фронта.

«Дислоцировались мы под Красным Селом, - рассказывал своим внукам прадедушка - к тому времени, как я попал сюда, блокада Ленинграда уже была прорвана. Нам предстояло завершить начатое - освободить город… Тяжелые это были бои - затяжные, изнуряющие с большими потерями. Закрепились здесь немцы крепко и, по всему чувствовалось, что уходить отсюда не хотели. Но и с нашей стороны день ото дня росла решимость во что бы то не стало отбросить врага от стен города-героя. Энтузиазм бойцов подкреплялся хорошей поддержкой артиллерии и авиации. Когда во время очередной атаки начала «работать» артиллерия, казалось, что качается земля».

И все равно потери с нашей стороны были большими. Поэтому подразделения снайперов, в одном из которых воевал мой прадедушка, ставилась специальная задача, находясь в непосредственной близости от вражеских позиций «сличать» командный состав, а так же расчеты различных огневых точек. Это была нелегкая и рискованная работа, но снайперы

выполняли ее успешно. Кто подсчитает, сколько жизней советских солдат сохранили их внезапные меткие выстрелы...

Город был уже освобожден, но война продолжалась. Прадедушка воевал, форсировали Нарву, брал город Тарту. Участвовал в боях на Кольском полуострове, где участвовал в штурме знаменитой линии Маннергейма - глубокоэшелонированной линии обороны противника, которая считалась практически неуязвимой. Николай Георгиевич вспоминал, что даже тяжелые авиабомбы не могли пробить бетонные колпаки дотов и дзотов - ударившись об них, они подскакивали, словно мячики и взрывались уже в воздухе не причиняя никакого вреда. Но разгадали секрет наши летчики - стали бросать бомбы со специальным приспособлением вроде штопора. Они потом буквально ввинчивались в бетон и куски разрушали огневые точки.

Где только ни приходилось воевать Николаю Георгиевичу! В солдатских сапогах прошагал ни один километр земли. Участвовал в боях по обороне Ленинграда, в снятии блокады Ленинграда. Воевал на карельском перешейке. Освобождал город Тарту, Кольский полуостров, Эстонию, Литву, Латвию, Польшу. Принимал участие в освобождении столицы Польши - города Варшавы, где получил тяжелое ранение, после которого в строй вернуться уже не мог.

Демобилизовался 11 апреля 1945 года, его комиссовали по инвалидности, в звании старшего сержанта, 5 мая вернулся домой, а буквально через несколько дней пришла долгожданная победа.

Тяжелую войну вынес на своих плечах мой прадедушка. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последние силы. Молодым встретил войну, грудью защищал Родину. Сначала войны неожиданно повзрослел.

Он писал письма с фронта… И в каждом письме рассказывал о крепости духа, стойкости и мужества советских людей, грудью вставших на защиту Родины.

Например: «Меня представили к правительственной награде за боевые действия - к медали «ЗА ОТВАГУ». Очень соскучился, но ничего, разобьем Гитлера - вернусь, обниму и поцелую. Пока до свидания. Ваш сын Николай».

«Живу хорошо и весело. Только спать приходится не больше двух часов в сутки. Не обижайтесь, что пишу редко. Нет свободного времени. Идут жестокие бои».

«На войне я почему то больше всего тосковал по нашей родной деревне, по берёзоньке, что возле дома моего стояла».

2.3. Ордена и медали прадедушки

Мой прадедушка

Захаров Николай Георгиевич

был награждёнорденами и медалями

06.05.1925 - 04.01.1999

Николай Георгиевич от имени ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРнагражден медалями:

«ЗА ОТВАГУ»,

«ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА»,

юбилейными медалями

«ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг»,

«50 лет ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР».

От имени Президента Российской Федерации награжден медалью

«70 лет ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР» и медалью ЖУКОВА.

За храбрость, стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов Указом ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР награжден орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I степени

Ордена и медали моего прадедушки хранятся у нас дома, приколоты на

специально сшитой подушке

2.4. Послевоенная трудовая деятельность

После войны Николай Георгиевич, больной и израненный продолжал полнокровно жить и трудиться. Свою трудовую деятельность начал в Уватской стройчасти электромонтером, строили первую линию электропередач и электростанцию. С 1947 года работал токарем на Ялбинском шпалозаводе.

С 1953 года трудился бригадиром на Уватском рыбозаводе. В 1955 году был назначен начальником Буренского рыбоучастка, потом работал мастером лова рыбы. Более 20 лет трудовой деятельности посвятил рыбоучастку.

Участок, на котором трудился Николай Георгиевич был лучший.

За достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании коллектив бригады гослова Тобольского рыбзавода (бригадир Захаров Н.Г.) занесен 13 февраля 1959 года в Книгу Почета Управления рыбной промышленности и Тюменского обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности.

Награжден почетной грамотой от Уватского РК КПСС и исполкома Уватского района Совета депутатов трудящихся за высокие показатели по выполнению плана рыбодобычи и активное участие в жизни коллектива.

Награжден Почетными грамотами за высокие показатели и

добросовестное отношение к труду в рыбной промышленности.

Мой прадедушка прожил долгую и счастливую жизнь, воспитал троих детей, дождался внуков и правнуков. Вдвоём с прабабушкой умели друг друга поддержать, помочь, подбодрить, пошутить.

Я считаю, нам многому нужно поучиться у поколения наших «дедов и прадедов»: стойкости, мужеству, воле к Победе, научиться жить так, чтобы не было стыдно перед самим собой.

Я не видела своего прадеда, он умер раньше, чем родилась я, но память о нём живёт в сердцах его детей, внуков и правнуков. Мы не имеем права его забыть. Потому что его жизнь - это пример честного служения своему отечеству, народу, нам!

Я горжусь, что у меня был такой близкий и родной человек. Человек с большой буквы - это мой прадедушка.

Мы благодарны тебе, солдат - победитель! И земле нашей, израненной, всё вынесшей, но так буйно цветущей этой семьдесят второй мирной весной.

Замечательное стихотворение поэтессы Татьяны Косицкой хочу посвятить своему прадедушке и всем ветеранам Великой Отечественной войны.

Где теплоты душевной столько взять,

Чтобы согреть израненные души

Тех, кто сумел Отчизну отстоять,

Кто рать фашистскую сумел порушить?

Составить, может быть, букет цветов?

Такой, чтобы небес он мог касаться,

В честь наших дедов, братьев и отцов,

Которым просто грех не поклониться!

Вот маленькой колонной входят в зал,

Как нам близки их дорогие лица!...

Я попрошу, чтоб каждый в зале встал!

Чтоб этим людям низко поклониться!

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. Опрос одноклассников

Я провела опрос в классе среди одноклассников.

Участие в опросе приняли 24 человека.

Когда началась и закончилась ВОВ

Были ли в вашей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной Войне или были тружениками тыла?

Имеются ли в ваших семьях военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта)?

    1. Обобщение полученных результатов

По результатам опроса выяснилось, что все одноклассники знают, когда началась и закончилась Великая отечественная война.

14 ребят указали, что в их семье были родственники, которые участвовали в ВОВ или были тружениками тыла. У 9 ребят не было и один не знает.

12 опрошенных подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии. Также хочется сказать, что мало кто из них осведомлен о военных реликвиях в их семьях.

Результаты опроса показали, что выбранная мною тема актуальна. Дети нового поколения мало интересуются своими корнями, большинство из них не знают об участниках Великой отечественной войны.

На примере своего прадедушки я показала, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны.

3.3. Вывод

Занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я увидела, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной мою семью. Прадедушка, участник Великой Отечественной войны прошел её достойно от начала и до конца. К сожалению, я не смогла восстановить более подробные боевые события моего прадеда. Я сделала вывод о том, что мой прадед является непосредственным участником исторических событий нашей Родины, и история моей семьи перекликается с историей страны.

Ко Дню Победы в память о своем прадедушке я вместе со своими родителями посадила дерево.

Любви, счастья, здоровья, ЧИСТОГО НЕБА!

Мой прадедушка Захаров Николай Георгиевич

села Уват, Уватского района, Тюменской области

Спасибо Прадеду за Победу!

Вечная память всем, кто подарил нам ЖИЗНЬ!

4. Список использованных источников

Книга «Золотые имена» 2004г.

Газета «Уватские известия» от 26.01. 1996 года

Интернет страницы

Сайт ОБД «Мемориал»

Семейный архив (фотографии, документы)

Сайт память народ


Цель проекта: Собрать сведения о жизни и труде Большакова Никифора Ивановича в годы Великой Отечественной войны и выяснить, какой вклад внёс он в общее дело по приближению Дня Победы над фашисткой Германией. Задачи: 1. Изучить литературу о Великой Отечественной войне годов.. 2. Расспросить родных и близких о судьбе Большакова Никифора Ивановича. 3. Изучить сохранившиеся документы прадедушки. 4. Собрать воспоминания земляков о Большакове Никифоре Ивановиче.






Мой прадедушка, Большаков Никифор Иванович, родился 15 июня 1912 года в деревне Новорямово Армизонского района Тюменской области. Учиться в школе ему не довелось, так как семья его родителей была многодетная. Жили трудно, не было самого необходимого – обуви, одежды. Дети рано начинали трудиться, помогать родителям: ухаживали за скотом, пололи огороды, собирали в поле колоски, приносили домой питьевую воду с озера Дунькино и т. д.




Когда пришло время самому обзаводиться семьей, прадед нашёл себе достойную невесту из местных. Его женой стала Придчина Наталья Меркульевна 1918 года рождения. Жили дружно, у них было шестеро детей: сыновья Александр, Леонид, Владимир, Николай, Михаил и дочь Нина.









Так как у него не было одного глаза, то в боях он участия не принимал, а трудился в тылу в подразделении снабжения. Их подразделение доставляло воинам дрова, продукты, подвозили и загружали боеприпасы, обеспечивали питьевой водой. После окончания боёв то в одной местности, то в другой они выполняли самую трудную, в моральном плане, работу: на полях сражений собирали и хоронили убитых. Помогали с отправкой и распределением раненых. Так в след за действующей армией Никифор Иванович дошёл до Кенигсберга.










Перечень правительственных наград Большакова Никифора Ивановича 1. Юбилейная медаль «20 лет Победы в Великой Отечественной войне годов» (1965 год) 2. Юбилейная медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне годов» (1976 год) 3. Юбилейная медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне годов» (1985 год) 4. Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне годов» (1994 год)


5. Орденом Отечественной войны второй степени (1985 год) 6. Медалью Жукова (1996 год) лет Вооружённых сил СССР (1969 год) лет Вооружённых сил СССР (1979 год) лет Вооружённых сил СССР (1988 год) 10. Памятным знаком «50 лет освобождения Украины» (1996 год)

Классный час в 4 классе

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества. Мой дедушка - защитник Родины».

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7 г. Ессентуки

Чистякова Наталья Викторовна

Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного воспитания учащихся начальных классов на основе общечеловеческих ценностей - любви к Родине, родителям, уважения к старшим. Помогает найти пути для формирования в детях понимания о правильных нормах в отношениях с близкими людьми. Данная тема является одной из основных в рамках морально-нравственного воспитания детей, пропагандирует семью, как высшую ценность общества, содействует повышению значимости семьи в глазах ребёнка, а также даёт возможность для воспитания у детей не только чувства уважения к близким людям, но и чувства ответственности по отношению к ним, а значит и по отношению к другим членам общества и к обществу в целом.

Целью данной работы является развитие творческих способностей учащихся, направленных на развитие интереса к своей семье, в умении выяснить, в чём вклад каждого гражданина в благополучие и процветание Отечества.

В данной методической разработке прослеживается система работы по воспитанию у учащихся ответственности перед семьёй, обществом и Родиной.

Главной воспитательной целью является формирование у детей гуманных отношений к прародителям, родителям, чувства гражданственности и патриотизма, уважения к истории Отечества. Данная работа позволяет учителю начальных классов привлекать к представлению информации об историческом наследии Родины.

Разработка дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и близких тебе людей, ответственности за их судьбу. Способствует совершенствованию системы организации совместной деятельности учителей, родителей и учащихся, повышению социальной активности семьи, вовлечению детей и родителей в совместную проектную деятельность, воспитывает в подрастающем поколении истинные семейные ценности, чувства гражданственности, патриотизма. Ребёнок, который будет знать историю своей Родины и своей семьи, будет прислушиваться к своим родным, близким, которые объясняют ему, что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, семья.

Цель: выяснить, в чём вклад семьи каждого гражданина в благополучие и процветание Отечества.

Задачи : продолжить формировать у учащихся понятия: Отечество, Родина, малая Родина, семья, героизм;

воспитывать любовь к своей Родине и семье;

определить вклад семьи учителя в дело победы над фашистской Германией.

Чувство любви к Родине начинается с отношения к семье. Семья! Какое красивое слово! Как греет душу! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». Её величество семья родилась давным-давно. Когда-то о ней не слыхала земля.

В семейном кругу мы с вами растём, основа - основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои, и в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём, основа основ - родительский дом. Чтобы семья была крепкая и дружная, нужно немножечко счастья.

А что такое счастье? Несомненно, счастлив тот, кто может заниматься любимым делом, счастлив тот, кто любит и любим, чтобы рядом были любимые люди, которые тебя принимают таким, какой ты есть, со всеми твоими достоинствами и недостатками, которые тебя понимают с полуслова, поддерживают тебя, готовы подставить плечо в любую минуту. И, конечно же, счастье - иметь семью, в которой царит взаимопонимание и согласие. По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своём доме. Цицерон писал: «Нет места милее родного дома».

Дом - это много понятий разных,

Дом - это будни,

Дом - это праздник.

Дом - это творчество, это мечты.

Дом - это я, дом - это ты!

Пусть у каждого будет свой дом,

Чтобы знал он - в минуты ненастья

Ожидают его в доме том

Радость, надежда и счастье!

Именно такая - моя семья, где каждый отдаёт частичку себя другому члену своей семьи. Моя семья большая, но каждый из нас всегда прислушивается друг к другу, старается сохранить тёплую, семейную атмосферу. У нас много традиций, но самая главная традиция - это гостеприимство и уважение к каждому. Нам приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают нас всех за большим столом по случаю семейных торжеств. Сидя за столом и выпивая горячий чай с вареньем, мы обсуждаем, как прошли наши дни, что интересного произошло с нами. Но есть беда, которая коснулась каждую семью, вошла в дом к каждому из нас. Её имя - Великая Отечественная Война.

Каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы. Это великий праздник для всей нашей страны. В этот день на Красной площади проходит парад Победы, на котором Российская армия демонстрирует военную мощь боевой техники. А вечером над городом палят из артиллерийских орудий залпы праздничного салюта.

Великая Отечественная война изменила ход истории не только целых государств, но и безжалостно вмешалась в судьбы миллионов людей. Мы отмечаем этот праздник, чтобы помнить, какой ценой досталась эта победа. Ведь годы войны - страшные годы. Горе не обошло нм одну семью в нашей стране, всем досталось: и взрослым, и детям. Она оставила след в каждой семье. Великая Отечественная война изменила ход истории не только целых государств, но и безжалостно вмешалась в судьбы миллионов людей. Она опалила своим огнём каждую семью, отняла у детей детство, у молодёжи - получить образование, разлучила любящие сердца, лишила женщин радости материнства. Для моей семьи война тоже была тяжким испытанием.

Очень часто, сидя за большим семейным столом, в рассказах моего дедушки перед нами встают эти страшные картины.

Мой дедушка - Кателевский Дмитрий Григорьевич - родился 18 октября 1914 года в селе Нагуты Минераловодского района. В годы войны он командовал ракетной установкой «Катюша». Немцы не раз пытались завладеть ракетной установкой и узнать, из чего она состоит. Поэтому «Катюши» были оснащены самовзрывающимися зарядами. Однажды такая ракетная установка утонула. Тогда немцы прислали на это место свои войска и пытались достать «Катюшу» из воды. Но это им не удалось. Русские диверсанты смогли подорвать её. В сравнении «Катюшам» немцы изобрели «Ванюши»- тоже секретные установки. Мой дед был отличным командиром знаменитой «Катюши», в 1943 году участвовал в боевых действиях по обороне Сталинграда, за что получил медаль.

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым, —

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землёй —

Поклонимся за тот великий бой.

Мой дедушка хорошо помнил фашистские самолёты, которые пролетали над головами, дрожащее небо от взрывов, разрушенные в городе здания. Но Сталинградскую битву помнит не только он, её помнят многие.

Нельзя не поражаться мужеству людей, сражавшихся в чудовищном хаосе огня и раскалённого металла, когда сама земля буквально становилась на дыбы. «За Родину - ни шагу назад» - с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда. «Умереть, но не сдать Сталинград» - таков был девиз его защитников. На помощь защитникам Сталинграда пришла вся страна. Непрерывным потоком туда шли эшелоны с оружием, боеприпасами. Враг не выдержал натиска советских войск и стал отступать. Никогда прежде фашисты не терпели такого жестокого поражения. «Это была долгожданная, радостная победа. Это была выстраданная победа… Победа всего великого народа» - вспоминал мой дедушка.

Во имя грядущих - победа!

Войну мы должны сокрушить!

И не было гордости выше,

Ведь кроме желания выжить -

Есть ещё мужество жить!

Навстречу раскатам ревущего грома!

Мы в бой поднимались светло и сурово!

На наших знамёнах начертано слово:

«Победа! Победа! Победа!»

Р. Рождественский

Впоследствии мой дедушка - Кателевский Дмитрий Григорьевич - участвовал в дальнейших боевых операциях, за что получил два ордена красной звезды и орден «Отечественной войны». Слово «Сталинград» навсегда вошло в словарный фонд всех языков мира. Когда иностранные туристы или делегации посещают Россию, в числе маршрутов есть и тот, что ведёт к городу на нижней Волге. Паломничество сюда - не простое любопытство. Это город - свидетель и участник наших побед. Город, которое долгое время был центром ожесточённых и кровопролитных боёв и снарядов, дымились развалины зданий, плавился асфальт площадей и улиц, бушевал огонь. Каждый из участников обороны Сталинграда осознавал, что именно здесь, на берегах Волги, решался исход не только Отечественной войны, но и Второй мировой войны. И воины Сталинграда выстояли. Они увенчали Сталинградскую битву своей великой победой. Эта победа будет навсегда в памяти солдат, чудом оставшихся в живых.

Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех,

Кто уже не придёт никогда,

Помните!

Не плачьте!

В горле сдерживайте стоны.

Памяти павших

Будьте достойны!

Вечно

Достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Р. Рождественский

Победа в войне - это ликование и скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда.

В нашей семье праздник Победы - святой праздник. Жаль, что часто о мужестве, самоотверженности, о подвиге мы вспоминаем только в канун Дня Победы. 9 Мая для нашей семьи - праздник «со слезами на глазах», потому что уже нет рядом близких людей, которым мы обязаны жизнью. Старшее поколение вспоминает в эти дни все то, что пришлось пережить.

Нам нужен мир - тебе и мне, и всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.

Нет!” - заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам…
Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!..

Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы.
На замечательной земле нам довелось родиться.

Так пусть она цветёт всегда, пускай шумит садами.
Пусть люди смотрят на неё влюблёнными глазами!

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть
Она как сила нам нужна…

Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые были найдены раньше старшими членами и сделать их достоянием нашего подрастающего поколения. Семейные традиции играют важную роль в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности. Мой сын - Чистяков Роман - каждый раз, слушая рассказы о войне своего прадеда, всё больше «горит желанием» стать похожим на него и его однополчан - стать военным и защищать свою страну. Встречи за большим семейным столом создают для него неповторимые детские воспоминания, о которых он будет когда-то рассказывать своим детям. Они позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Всё, что совершается в нашей стране, хоть немного зависит и от нас с вами. Наша страна победила в войне потому, что мы любим свою Родину, чтим и помним своих героев, отдавших жизнь за счастье других людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Я горжусь теми людьми, которые шли в огонь войны, не думали о себе, кто заслонял собою женщину с ребенком, кто трудился в тылу, кто ковал победу. Мало осталось тех, кто пережил страшные дни второй мировой. И разве не дрогнет у вас сердце, когда вы подарите простой весенний цветок одинокому седому ветерану, проходя по нарядным майским улицам?

Россию называют великой страной не только потому, что она большая. Россия - дом для людей более ста национальностей. То есть Россия - многонациональное государство. Народы, которые населяют нашу страну, очень разные, но у них общая историческая судьба.

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном!

Любите и уважайте свою Родину уже за то, что она есть!

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Любовь к своей Родине, своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. Но всякое дерево имеет свои корни. Они питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад. Это наша история. Если народ не имеет глубоких корней - то это бедный народ. Любовь к Родине - в каждом из нас. Она в нас с рождения, она в нас от наших отцов и дедов. Эта любовь - в каждой снежинке, в каждой улыбке, в каждом повороте дороги под названием жизнь. Встречи с такими людьми, как мой дедушка учат меня и всю нашу семью любви к Родине, патриотизму, самоотверженности.

Он и все герои Великой Отечественной войны - люди сердечные, отзывчивые, с нежной душой. Они героически вели себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину,

Многие из современников декларировали любовь к Родине, любовь не умом, а сердцем. Ведь когда ты действительно задумываешься о том, что именно ты - продолжатель дел и наставлений тех, кто жил и болел душою за много лет до твоего появления на свет, то это заставляет стучать твоё сердце намного чаще.

Я думаю, что просто любить, уважать Родину и гордиться ею - этого мало. Ведь не слова красят человека, а его дела. И жить надо так, чтобы получать удовлетворение от каждого прожитого дня. А каждый такой день может быть наполнен поступками, которыми можешь гордиться ты, твои близкие, родители и дети. Для каждого человека Родина - это сугубо внутренние ощущения. Это город, в котором ты родился, это улица, по которой ходишь в школу, это парк с твоими любимыми цветущими каштанами, это почтовый ящик, в который ты заглядываешь каждое утро, чтобы найти там письмо, давно ожидаемое бабушкой. Чем старше я становлюсь, тем больше ощущений и представлений о Родине собирается в моем «я».

Родина - это, в первую очередь, люди. И я горжусь парнями, проходящими военную службу, бабушками, воспитывающими внуков, врачами, не отходящими от больных в реанимационных палатах, учителями, в стотысячный раз объясняющими законы Ньютона, милиционерами на посту, летчиками и шахтерами, рабочими и студентами. Я горжусь духом русского человека, его характером. И пусть он находится в постоянных поисках себя. Это русская натура, требующая развития, стремящаяся к духовному совершенству. Главное свойство русского человека - пожертвовать собой ради другого, порадоваться чужому счастью, простить врага. Это открытая и добрая душа, это умение видеть красоту во всем, что тебя окружает, это любовь к «малой родине», к местам, где родился и вырос - а это уже основа основ подлинного патриотизма и духовности.

Я думаю, что каждый из вас будет беречь память о Великой Отечественной войне в своём сердце.

Используемая литература:

  1. А. Кураев. Основы православной культуры. Просвещение. 2010.
  2. Е. А. Воронова. Воспитать патриота. Ростов-на-Дону. Феникс. 2008.
  3. Л. И. Гайдина. О.Е. Жиренко. В.Я Яровенко. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. Москва. 2009.