Риски социализации. Open Library - открытая библиотека учебной информации

(несколько тезисов)

"В начале было Слово". Но это было слово, не искаженное ложью. С утра до вечера мы слышим, читаем, произносим слова. Но какие слова?!

Наше время - время тотального передергивания фактов, недомолвок, частичного или полного утаивания правды.

Меняется отношение к традиционным ценностям. Правду не только не любят, ее откровенно боятся, ее не желают, от нее "бегут". И не мудрено - правда срывает маску лицемерия с физиономии современного общества.

За истинность и ложность знаний о мире ответственны, в первую очередь, СМИ. Современные СМИ последних лет играют сомнительную роль.

Они "вскрывают" головы людей словно консервные банки, бесцеремонно заполняют их своими информационными "продуктами", перестраивая сознание на другой лад.

Ведущие политических ток-шоу реагируют на глупые выходки западных журналистов и политиков, делая из политического мусора темы программ и обсуждая их с экспертами, нагнетают в эфире нездоровую атмосферу. В ток-шоу постоянно участвуют "гости", которые "подогревают градус" шоу клеветническими антироссийскими речами.

Известный телеведущий говорит с экрана телевизора о проблемах и заблуждениях мира, демонстрирует фильм, а потом продает книги под названием "Великие тайны". Какие же это тайны? Видимо, утверждение о том, что климатические изменения на планете происходят из-за того, что из мозга возбужденных людей ("революция" на Украине, "арабская весна") выделяется какая-то непонятная энергия. Некий "независимый исследователь" заявил это в программе "Самые шокирующие гипотезы". А может быть, "догадка", что погоду "мутят" инопланетяне (оттуда же)... Или, заявление другого "независимого исследователя" о том, что стать разумными существами уже готовы, в частности, еноты... Ох, и дурят нашего брата!..

А что пишут в газетах, что можно увидеть и прочесть в Интернете и в разных журналах - об этом лучше не рассказывать... И ведь сколько во всем вранья!

Философия современных СМИ гласит: "Истины нет, есть интерпретация фактов и событий".

Соответствие объективной истине, адекватность реальности не являются сегодня критерием, которыми СМИ руководствуются в своей деятельности.

СМИ активно участвуют в формировании нового глобального явления - ложных знаний.

"Наличие искусственно созданных ложных знаний является следствием следующих фактов:

Большинство знаний современный человек получает посредством обучения, а не личного опыта;

Современный человек живёт в искусственной среде, свойства которой зависят от воли людей и не имеют такого постоянства и необходимости, как законы природы;

Существует возможность целенаправленного
информационного воздействия на сознание людей в условиях этой искусственной среды.

В таких условиях появилась возможность манипулировать сознанием людей, путём распространения ложных знаний. Ложные знания распространяются в большинстве случаев с корыстными целями."

Информация, распространяемая СМИ, в любом случае влияет на сознание людей. Определить, где начинается манипуляция сознанием и где заканчивается неизбежное воздействие информации на общественное сознание, невозможно. Сопротивляться всепроникающему информационному воздействию могут, видимо, единицы.

Информация "безразлична" к истине. А вот знания предполагают соответствие реальности, объективной истине.

Условия современной жизни побуждают к игнорированию истины. Фетишом современной жизни становятся интересы: национальные интересы, интересы государства, интересы отдельных организаций, личностей. Но в действительности осуществляются интересы элит, точнее, мировой элиты. Она реализует свои интересы скрыто, формируя благоприятное общественное мнение через СМИ.

Если ложь приносит прибыль, ведет к утверждению власти, те, кто заинтересован в получении этих "благ", лгут. Если ненависть, убийства, жестокость отвечают чьим-то политическим интересам, их непременно поощряют.

Примеры: Украина, ИГИЛ.
К сожалению, миром все еще правит практицизм, цинизм, едва прикрывающий наготу чистоган.

Ложное знание создает в головах людей
неадекватную картину мира. В массовое сознание внедряется мировоззренческий "кич". Культуру мышления утрачивает даже интеллектуальная элита.

Мы теряем способность прощать, бескорыстно любить. Зато учимся кричать, выплескивать на других ушаты негативных эмоций. Все больше тех, кто ставит перед собой эгоистические цели и лезет по головам, чтобы их достичь.

Интернет породил еще одну проблему - блоггеры овладевают умами молодежи. Миллионы молодых людей "сидят" в Youtube, наблюдая видеоролики своих кумиров. Они живут в другом мире. Им не интересно то, о чем я написал выше...

Подходы к изучению социализации

  1. Субъект-объектный подход : интернализация, принятие, освоение, адаптация. Но не учитывает, что человек может влиять на нормы среды и свои с ней взаимоотношения.

Основоположник: Э. Дюркгейм , 19 век. «Воспитание – это ежеминутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей». Воспитание должно обеспечить определенное количество однородности среди членов общества. Признание за обществом активного начала и его приоритета в процессе социализации.

Т.Парсонс : «социализация – это интернализация культуры общества, в котором ребенок родился, как освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли.

  1. Субъект-субъекный подход: активную роль играет не только общество, но и сам человек

У.И.Томас и Ф.Знанецкий: социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей.

Дж.Мид: символический интеракционизм, концепция обобщенного другого – тоже что и зеркало, но человек старается посмотреть на себя чужими глазами; значение игры в усвоении норм

Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействиями с разными условиями жизни. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Составляющие процесса социализации:

  • Стихийная социализация. Происходит на протяжении всей жизни в процессе взаимодействия с обществом. Она протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (школа, армия), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (тюрьма).
  • Относительно направляемая социализация . Происходит в процессе и в результате взаимодействия человека с государством и гос.органами, которые в совокупности осуществляют управление обществом. Отличается от стихийной и контролируемой: стихийная социализация – это взаимодействие с отдельными частями общества с непреднамеренным характером.
  • Относительно социально контролируемая социализация – это воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется. Воспитание – это сочетание семейного, религиозного, социального, контрсоциального, коррекционного воспитания.
  • Самоизменения человека: — это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных усилий человека, направленных на изменения себя. Это связано с: желание соответствовать ожиданиям и требованиям общества, противостоять требованиям общества и эффективно решать проблемы, избегать и преодолевать опасности социализации, приближение образа реального я к образу желаемого я. Усилия могут быть направлены как на внешность, так и на внутренность. Это может быть самосовершенствованием, самостроительством, саморазрушением

Отличие стихийной социализации и воспитания:

  1. Стихийная социализация – это процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний
  2. Стихийная социализация – это непрерывный процесс
  3. Стихийная социализация имеет целостный характер, т.е. постоянное влияние среды на человека, а воспитание – частичный, т.е. у разных агентов воспитания разные цели и средства.

Стадии социализации:

  1. До 60-х гг. 20 в.
    • Первичная – социализация ребенка
    • Маргинальная – подростки
    • Устойчивая или концептуальная – с 17 до 25 лет
  2. После 60-х
  • Первичная
  • Вторичная
  1. Г.М.Андреева
  • Дотрудовая
  • Трудовая
  • послетрудовая
  1. Мудрик А.В.
  • Детство:
    • младенчество (0-1)
    • раннее детство (1-3)
    • дошкольное детство (3-6)
    • младший школьный возраст (6-10)
  • Отрочество:
  • Младший подростковый возраст (10-12)
  • Старший подростковый возраст (12-14)
  • Молодость:
  • Ранний юношеский возраст (15-17)
  • Юношеский (18-23)
  • Молодость (23-30)
  • Зрелость
  • Ранняя зрелость (30-40)
  • Поздняя зрелость (40-55)
  • Пожилой возраст (55-65)
  • Старость
  • Старость (65-70)
  • Долгожительство (свыше 70)

Факторы (условия) социализации:

Фактор – это одно из необходимых действующих условий того или иного процесса.

  • Мегафакторы (космос, планета, мир)
  • Макрофакторы (страна, этнос, государство)
  • Мезофакторы (типы поселения, субкультуры)
  • Микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, организации)

Все факторы тесно переплетены между собой и их влияние взаимосвязано. Нельзя выделить один абсолютизирующий фактор.

Агенты социализации:

Микрофакторы влияют на человека через агентов социализации – лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Агенты различны в различных возрастах ребенка

Типы агентов социализации

По характеру влияния (могут сочетаться в одном человеке):

  • Опекуны (лица, осуществляющие уход)
  • Аторитеты
  • Дисциплинаторы и учителя-наставники

По семейной принадлежности:

  • Родители и другие члены семьи
  • Неродственники (соседи, друзья и тд)

По своему возрасту:

  • Взрослые
  • Сверстники
  • Старшие или младшие партнеры

Средства социализации

Средства социализации различны и изменяются в зависимости от возраста. К средствам можно отнести метод вскармливания, язык агентов социализации, бытовые и гигиенические умения агентов, элементы духовной культуры, и тд.

К средствам социализации также относятся позитивные и негативные формальные и неформальные санкции принятые в обществе.

Механизмы социализации

Г.Тард считал механизмом – подражание. У. Бронфенбреннер – прогрессивную взаимную приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями среды. Н.Смелзер – имитация, идентификация, чувство стыда и вины. В.С.Мухина – идентификация и обособление. А.В.Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. А.В.Мудрик обобщил и выделил следующие универсальные механизмы социализации.

  1. Психологические механизмы
    • Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Происходит преимущественно в младенческом возрасте, или травматический опыт в любом возрасте, яркий впечатляющий образ в любом возрасте может оказаться запечатленным.
    • Экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком и неродными языками, а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в социуме и необходимые для выживания в нем.
    • Подражание – произвольное или непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми, а также предлагаемыми средствами СМК.
    • Идентификация – (отождествление) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.
    • Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами.
  2. Социально-педагогические механизмы
  • Традиционный механизм – (стихийной социализации) усвоение человеком норм, эталонов, и тд, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Общественные нравы (традиции, обычаи и тд), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этносах, конфессиях, социальных слоях, которые включают в себя просоциальные, асоциальные и антисоциальные элементы. Усвоение неосознанное, запечатлением. Зачастую традиции или нормы могут противоречить тому «как надо» и «как правильно».
  • Институциональный механизм – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующую функцию попутно, параллельно со своими основными (производственные, общественные клубы, СМК и тд). В процессе взаимодействия человека происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
  • Стилизованный механизм – действует в рамках определенной субкультуры (комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя и тд). Но субкультура не сама по себе влияет на индивида, а члены группы, в рамках их ролей относительно субъекта – подражание и идентификация.
  • Межличностный механизм – функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами – идентификация, подражание. Этот механизм выделяют отдельно, потому как конкретный человек может оказывать влияние, противоречащее нормам группы.

Человек как субъект – активная роль самого человека. Но человек может быть еще и жертвой социализации – конформизм, отчужденность, диссидентство, правонарушение. Человек, как объект социализации должен обладать определенным локус-контролем – это склонность человека видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно в своей среде, либо в самом себе.

Типы локус-контроля:

  • Интернальный – человек принимает ответственность на себя, объясняя происходящее в жизни своим поведением, поступками и тд
  • Экстернальный – человек приписывает ответственность за свою жизнь внешним факторам – судьбе, другим людям и тд.

Типология жертв неблагоприятных условий социализации:

  • Реальные жертвы – инвалиды, психосоматические дефекты и отклонения, сироты, или дети из неблагополучных семей.
  • Потенциальные жертвы – пограничные психические состояния, мигранты, дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем, метисы и тд
  • Латентные жертвы – люди, которые не смогли реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.

Влияющие на ее процесс, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка.

Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.

Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена механизмами социализации , характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

Смелзер говорил, что «неудача» или «успех» социализации могут зависеть от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь, это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво.

Итак, социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».

Социализация человека зависит от окружающих его условий. В зависимости от них он может превратиться в жертву обстоятельств. Последствия такой негативной социализации различны. Их необходимо изучать, знать и учитывать, обеспечивая предупреждение и преодоление последствий.

В результате изучения главы 11 студент должен:

знать

  • понятие, сущность и содержание социально-педагогической виктимологии;
  • основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение;
  • существо трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

уметь

  • учитывать основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • учитывать возникновение трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

владеть

  • способами учета предпосылок превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • способами учета предпосылок возникновения трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимости оказан ия ему социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая виктимология: ее сущность и содержание

В социальной педагогике проблемы, связанные с неблагоприятной социализацией человека, изучает виктимология.

Под социально-педагогической виктимологией понимается отрасль знания, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание, а также предупреждение и преодоление последствий десоциализации.

Таким образом, виктимология как отрасль социально-педагогического знания изучает:

  • – понятие социально-педагогической виктимологии, его сущность и содержание;
  • – человека как субъекта или объекта социально-педагогической виктимизации;
  • – социально-педагогическую виктимизацию как процесс десоциализации человека;
  • – виктимогенные факторы (опасности) процесса социализации человека в зависимости от возраста, пола, среды воспитания (семья, приемная семья, интернатное учреждение), других характеристик;
  • – общие и специальные цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике десоциализации, минимизации ее негативных последствий;
  • – общие и специфические, цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности но стимулированию социального развития, социализации людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, профилактике вторичных отклонений, их минимизации, нивелирования, компенсации и коррекции на междисциплинарном уровне;
  • – типы виктимных людей различного возраста, сензитивность того или иного пола, возраста к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям;
  • – социально-педагогические и психологические рекомендации по профилактике виктимизации;
  • – причины восприятия человеком себя как жертвой социализации, прогнозируя его дальнейшее развитие и возможности оказания помощи в коррекции самовосприятия при необходимости ресоциализации;
  • – возможности предупреждения и преодоления различных видов виктимизации в повседневных условиях социализации человека.

Человек (группа людей) выступает и субъектом, и объектом виктимизации.

Субъект виктимизации – это человек (группа), отличающийся (отличающаяся) своими виктимными (довлеющими, дезорганизующими, разрушающими) возможностями влияния на конкретного человека. Субъект способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации). Он выступает в роли виктимизатора (виктимизирующего; посягателя на благополучие социализации другого). Его целенаправленные действия вводят объект в состояние жертвы, результатом которого является дезадаптация и негативная десоциализация. Позиция виктимизатора носит внешний деструктивный характер.

Роли виктимизатора и жертвы могут быть:

  • – ярко выражены (определены): например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим);
  • – внешне не выражены (неярко выражены): например, совместная деятельность людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности.

Реальный пример виктимизирующего влияния учителя на ребенка – ученика начальных классов приводит Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) в статье "Трудные дети". Он подчеркивал, что есть дети, отличающиеся особенно большой чуткостью. Их возбуждает школьная суета – беготня, шум, особенно крик учителя, даже когда он не относится к нему. От крика ученик цепенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени. Речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15–20 минут урока выпадают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание. Время от времени крик учителя обращается непосредственно к нему. Если бы учитель знал, что в те мгновения, когда он приближается, у мальчика дрожат ноги!

Объект виктимизации – это человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов, условий, ситуаций, действий посягателя, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации и определяющих его дезадаптацию и десоциализацию (приведшие к дезадаптации и десоциализации). Он становится жертвой социализации виктимным (виктимизированным) человеком.

Определенная категория людей по своему состоянию и своеобразию имеет склонность стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации. Они чаще всего становится объектом виктимизации.

Как правило, таких людей отличают социальные или иные отклонения, негативная, агрессивная среда жизнедеятельности, отношения со специфической, чаще всего преступной, средой, исполнение определенной роли в преступлении (соучастник – свидетель), а также личностные качества (азартность, корыстолюбие), особенности характера (агрессивность, вспыльчивость) и поведение (наглость, трусость), создающие благоприятную внутреннюю среду для виктимизации. В то же время среди них есть люди, индивидуальные особенности которых могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Такое состояние является наиболее благоприятным для виктимизации.

В литературе выделяют следующие виды виктимности:

  • личностную – как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой неуспешности в чем-либо, быть подверженной влиянию человека деструктивного характера;
  • групповую – как деструктивное воздействие группы на своих членов. Оно может иметь место в толпе, детской "стае", а также различных молодежных и других неформальных негативных объединениях, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;
  • всеобщую – определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Жертв виктимизации достаточно много. Их условно подразделяются на реальных, потенциальных и латентных, которые включают различные типы (категории) людей.

Реальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии их своеобразия уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализации. К этой группе относят:

  • – людей с инвалидностью;
  • – с ограниченными возможностями;
  • – с психико-соматическими дефектами и отклонениями;
  • – социальных сирот, детей улицы.

Потенциальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К этой группе относятся:

  • – дети, подростки, юноши с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера;
  • – дети с депрессивной позицией, делающей их уязвимыми. С ними постоянно что-то случается – то на них падает сосулька, то назначают "козлами отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил;
  • – дети мигрантов, людей, вынужденных переезжать из страны в страну, из региона в регион и т.д.;
  • – дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным и культурным уровнями;
  • – метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;
  • – дети, воспитывающиеся в государственных и негосударственных учреждениях, в приемных и попечительских семьях, условия которых не соответствуют потребностям их социального развития и социализации.

Латентные жертвы виктимизации – это те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств социализации. Это могут быть нормально развитые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействовать влиянию которых они не в состоянии. К данной группе относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.

Названные группы жертв не всегда представлены в чистом виде. Часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какое-то объективное обстоятельство (неблагополучная семья, сиротство, инвалидность) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватное или ущербное отношения к миру и себе. Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных факторов. Например:

  • – инвалидность и неблагоприятная среда жизнедеятельности;
  • – многие дети-сироты, выпускники детских домов (в большинстве своем – это социальные сироты, т.е. не имеющие родителей или близких родственников) становятся изгоями общества (по данным статистики до 30% среди них становятся бомжами, до 20% – правонарушителями, до 10% – заканчивают жизнь самоубийством).

Таким образом, социально-педагогическая виктимологии позволяет понять существо явления, виды и особенности проявления виктимизации. Необходимо раскрыть наиболее характерные факторы, влияющие на этот процесс и возможности его профилактики и преодоления.

  • См.: Сухомлинский В. А. Трудные дети // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия / сост. Л. В. Мардахаев. М., 2003. С. 375–376.

Проблема социализации человека на сегодняшний день остается актуальной, так как различные преобразования, происходящие в мире охватывают многие сферы жизни человека. Изначально создание сети Интернет было направлено на решение проблем коммуникации и вопросов взаимодействия людей. Можно сказать, что с ростом и развитием информационно-коммуникационных технологий, такое явление как киберсоциализация (виртуальная социализация) стало неотъемлемой частью социализации личности, так как глобальная сеть Интернет охватывает все сферы жизни человека. Не выходя из дома, мы можем: заказать еду, купить одежду, оплатить счета и даже участвовать в масштабных мероприятиях, проводить досуг. Несомненно, что виртуализация пространства может помочь личности в удовлетворении большого количества потребностей. Кроме того, киберсоциализация является двигателем технического, научного прогресса в обществе. Но несмотря на положительные черты данного явления, нельзя не сказать о его возможных рисках, которые могут привести к достаточно плачевным последствиям. Молодежь составляет по последним данным 96 % от общего числа пользователей сети Интернет . Поэтому она - одна из тех групп, которые в большей степени подвержены влиянию рисков киберсоциализации.

Традиционно социализация рассматривается как процесс становления субъекта общества, как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего, системы социальных ролей. В свою очередь, под киберсоциализацией понимают процесс социализации личности в киберпространстве. Это процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности . Процесс виртуальной социализации Лучинкина А.И. делит на три этапа: доинертный, начальный и основной . Доинертный этап характеризуется формированием представлений об Интернете, получением информации о нем. На начальном этапе у человека появляются мотивы и потребности, которые ему легче удовлетворить в виртуальном пространстве. На основном этапе личность выступает не только как получатель, но и как производитель информации.

Сами риски киберсоциализации, которые выделяют ряд авторов, мы можем разделить на две большие группы: психологические риски и социальные риски. Такое разделение обусловлено тем, на что больше способен повлиять тот или иной риск виртуальной социализации личности.

К психологической группе рисков относится, во-первых информационные перегрузки и психоэмоциональное напряжение. Это связано с огромным объемом информации, который человек получает в течение дня. Причиной этому служит неумение многих людей фильтровать получаемую информацию. Кроме того в потоке получаемой информации отсутствует система, то есть мы поглощаем данные из различных источников хаотично.

Во-вторых, к данной группе рисков можно отнести нарушение уровня самосознания. Как отмечает Плешаков В.А., виртуальный мир для многих не несет в себе никакой опасности (он не такой стрессогенный, как другие факторы социализирующей реальной среды): он не требует обязательной ответственности за свои поступки

В-третьих, в процессе киберсоциализации может возникнуть угроза манипулятивного воздействия на личность. Манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения . Для успешной манипуляции необходима фальшивая реальность, где не будут ощущаться различные методы воздействия на психику человека. Сегодня идеальной средой для манипулирования является виртуальная реальность. Когда человек на чем-то сосредоточен, ему проще что-либо внушить. При «киберсеансе» человек свое внимание фиксирует на экране монитора. Этот момент и есть наиболее благоприятный для манипуляций его сознанием.

В-четвертых, безмерное проведение времени на просторах Интернета может привести к социальному аутизму. Иванова Д.И. под аутентичностью понимает способность человека отказываться от различных социальных ролей в общении и позволить проявлять подлинные, свойственные только данной личности мысли, эмоции и поведение . Интернет служит средством самоконструирования человека и способствует развитию аутентичности личности.Таким образом, будучи пассивным в социальной жизни, проявляет активность в виртуальной реальности. Примером этому служит высокая активность молодежи в социальных сетях. Отмечено, что в виртуальном пространстве общаться гораздо проще, чем в реальности. Одной из причин такой популярности коммуникационных ресурсов является выраженная тенденция индивидуализации, частичная утрата традиционных социальных связей, увеличение количества формальных контактов между людьми при сокращении доли «качественного общения».

В-пятых, у такой личности может появиться иллюзия постоянной включенности во взаимодействие, отсутствия психологических барьеров.Существует ряд специфических особенностей виртуального общения. Сирота Е.Ю. выделяет следующие: анонимность; совеобразное протекание межличностного восприятия; добровольность и желательность контактов; затрудненность эмоционального компонента; стремление к нетипичному, ненормативному поведению . Отметим негативные стороны некоторых из данных особенностей. При анонимности человек способен проявлять чрезмерную свободу в высказываниях и собственную безответственность.

При своеобразном протекании межличностного восприятия огромное влияние оказывают стереотипы, проявляющиеся в ожидании желаемых качеств собеседника.

Затрудненность эмоционального компонента проявляется в невозможности передать в послании важных чувств и переживаний. Из-за чего появляются специальные значки и символы, которые способны передать часть эмоций в сообщении. Но к сожалению, это ведет к деградации языка. Зачастую молодые люди не могут грамотно выразить свои мысли при непосредственном общении.

Также необходимо отметить, что при виртуальном общении молодым людям свойственно показывать себя с другой стороны, то есть такими, какими они не являются в действительности. Из-за такой свободы они могут проявлять нетипичное для них в реальном мире поведение. Чаще всего это поведение является ненормативным. В этом и заключается нетипичное, ненормативное поведение.

В-шестых, происходит смешение виртуального и реального миров. Проявлением этого является перенесение модели поведения из виртуального мира в реальный, упрощение реального мира. Данное явление можно пронаблюдать на примере понимания красоты. Дубовицкая Д.И. отмечает, что в понимание биологической красоты входит здоровье, способность продолжать род, но в сегодняшнее понимание красоты неестественные образы, который являются полной противоположностью красоте физической. К социальным рискам виртуальной социализации мы можем отнести:

1. Нарушение основных функций социализации. К основным функциям относят обеспечение преемственности в развитии, трансмиссии культуры из поколения в поколение. Это сказывается на уровне культуры и духовного развития современного поколения. В условиях киберсоциализации происходит уход от традиций. Это, в свою очередь, ведет к нарушению этнической идентичности личности. Происходит размытие границ таких важных понятий как добро и зло, нравственность и безнравственность, долг, совесть и т.д.

2) Некоторые элементы виртуальной социализации способствуют возникновению у отдельных индивидуумов агрессивных форм поведения. Ряд авторов считает, что это служит основанием для молодежного радикализма. Одним из факторов развития агрессии являются сетевые игры. Отношение к сетевым играм с современном мире неоднозначно. Существуют как положительные так и отрицательные эффекты от участия в таком роде деятельности. Плешаков В.А. отмечает у геймеров развитые стратегическое мышление и когнитивное способности. Также для некоторых людей, играющих в сетевые игры, сам процесс помогает избавиться от стресса. Но наряду с этим, может возникнуть кибераддикция. Кроме того, при систематическом участии в подобных играх, происходят существенные изменения в сознании адепта. Он может отождествлять себя с персонажем игры и заимствовать у него некоторые, характерные только для виртуального мира, черты и особенности. В реальности из-за невозможности удовлетворить собственные потребности, он начинает проявлять агрессивное поведение. А из-за информационной незащищенности такой человек подвержен риску вовлечения в различные криминальные группы или экстремистские движения.

3) Как уже говорилось, на просторах Интернета много несистематизированной информации. Конечно же здесь присутствует информация сомнительного содержания. 29 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» . Данный закон регламентирует безопасное пользование различной медиа-продукцией. К информации сомнительного содержания относят информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей. Этот закон эффективен для телевидения, радио, печати. Но в условиях Интернет-пространства он не действует. Мы можем найти огромное количество информации, которая научит нас, к примеру, производить наркотики в домашних условиях или информации порнографического содержания. Конечно, ели доказано, что человек является производителем и распространителем данной информации, он понесет соответствующее наказание. Но ведь видео или статья уже попали в Интернет, их успели просмотреть. А это значит, что они успели негативно повлиять на общество.

4) В качестве следующего риска виртуальной социализации выступает нарушение процесса включения индивида в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений. Человек в виртуальном мире может удовлетворить свои потребности, не затрачивая на это больших усилий. Ему легче реализовать себя там, чем в реальности. Ростовцева М.В., Машанов А.А. и Хохрина З.В. считают, что следствием этого является рост уровня алкоголизма, наркомании, суицида и безработицы .

Отдельно мы хотим выделить следующий риск киберсоциализации: виртуальная реальность является благоприятной средой для формирования и активизации различных форм девиантного поведения. Каждый из выше перечисленных рисков может привести к деструктивным формам социальной активности. Причем девиантное поведение, вызванное именно из-за негативных факторов киберсоциализации, может проявляться как в реальном мире, так и в виртуальном.

Существуют девиации, осуществление которых возможно только в виртуальном мире (например, кибераддикция). Кибераддикция имеет несколько форм проявления. Штейнборм М.А. считает, что причиной навязчивого желания проводить время в Сети является «особенность цифровой компьютерной информации, которая способна вызывать сложный комплекс положительных эмоций, являющихся дефицитом в современном обществе» . На основе своих исследований она пришла к выводу, что зависимости от социальных сетей и других коммуникационных ресурсов наиболее подвержены женщины, так как в реальной жизни у них больше проблем коммуникативного характера, чем у мужчин.

Родионова А.С. в своем исследовании особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-зависимость, пришла к выводу, что «особенностями эмоционального интеллекта Интернет-зависимых пользователей является низкая способность к управлению своими эмоциями и недостаточная самомотивация» . Другие исследователи также выявили ряд психологических особенностей интернет-аддиктов: низкая самооценка и затруднения при непосредственном взаимодействии. Данные характеристики возникают и как следствие неудачной социализации в повседневной жизни, и как следствие интерент-социализации.

В процессе интернет-социализации формируется определнный тип личности. Для нее характерны следующие черты: постоянное коммуникационное и информационное взаимодействие; такая личность обладает специфическим Net-мышлением; ей присущи особые фобии, которые появляются только в интернет-пространстве. К характерным Интернет-фобиям относят: номофобию (боязнь остаться без связи); Интернет-хронофобию (боязнь потратить время впустую в Интернете); лайкофобию (боязнь собрать мало лайков своей записью в соцсети); логинофобию (боязнь забыть разлогиниться на чужом телефоне или компьютере); игнорофобию (боязнь неотвеченного, но просмотренного сообщения) и ряд других страхов. Личность с таки набором качеств Л.Ш. Крупенникова, В.И. Курбатов называют виртуальной личностью.

Наличие рисков означает необходимость их всевозможного предотвращения. Но киберпространство является неотъемлемой частью современного человека. Поэтому неразумно в качестве профилактики возможных негативных последствий предлагать изолировать человека от Интернета, да и на практике сделать это было бы не реально, потому что дальнейшее развитие общества без современных информационных и коммуникационных технологий невозможно. В настоящее время ученые разрабатывают киберпедагогическую концепцию. Плешаков В.А. понимает под киберпедагогикой «инновационную отрасль психолого-педагогической мысли, научно обосновывающую специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных технологий» .

Итак, как мы видим, спектр рисков киберсоциализации личности довольно широк. Глобальная сеть Интернет представляет собой хаотичный набор информации. Проводя неконтролируемое количество времени в Сети, индивидуум размывает границы между реальным и виртуальным мирами; он способен перенести модели поведения из киберпространства в свою повседневную жизнь. В сети он может удовлетворять важные для него потребности. В связи с существенным набором рисков интернет-социализации разрабатывать специальные педагогические программы по профилактике возможных негативных последствий. Необходимо принимать определенные меры по кибервоспитанию молодежи с тем, чтобы минимизировать данные риски, чтобы научить ее правильно фильтровать и обрабатывать получаемую информацию. Кроме того, не стоит забывать, что Интернет сегодня - один из способов самореализации и самовыражения человека. Безусловно, киберсоциализация тесно связана с социализацией в реальной жизни;они взаимно влияют друг на друга. Поэтому при кибервоспитании необходимо учитывать особенности каждого вида социализации.