Общество как развивающаяся система основные сферы жизни общества. Общество как социальный организм

Общество как система

Еще в 1912 г. А.А. Богданов в своей тектологии указывал на необходимость признания всех развивающихся объектов природы и общества как систем, состоящих из элементов, при этом равновесие (устойчивое состояние системы) достигается за счет динамичного взаимодействия противоположностей. Это по сути базовое положение самоорганизации систем.

Анализируя общественные феномены, социальные философы понимают его как сложно организованный системный объект, что делает вполне правомерным использование при этом общенаучной методологии изучения объектов подобного плана.

Определение 1

Система – это любой феномен, выделенный по отношению к другим феноменам, состоящий из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и обладающий набором интегральных свойств, которые в большинстве случаев не характерны для элементов, взятых по отдельности.

Всеми этими признаками обладает общество, являющееся не просто системой, а системой, принадлежащей к высшему «органическому» типу. Общество состоит из множества явлений, которые качественно отличны друг от друга, но одновременно с этим в нем действуют законы (а точнее закономерности), которые не являются суммой отдельных законов какой либо из сфер общества.

Понятие и онтологический статус общества

Обществом в самом широком смысле называют комплекс устойчивых исторически выработанных форм коллективной деятельности людей. В более узких значениях понятие общества может трактоваться в качестве конкретного общества, взятого как комплекс его общих, особенных и единичных признаков (например, как аграрное, индустриальное или информационное) и как отдельно взятый географический регион, либо как страна (например, индейское, американское) и т.п.

В социальной философии является дискуссионной проблема статуса понятия «общества», состоящая в поиске ответа на вопрос, является ли общество лишь совокупностью взаимодействующих индивидов, или же особым видом реальности.

  1. Первый подход, социологический номинализм, исходит из того, что общество сводится к сумме индивидов. Вследствие этого, социальное исследование может быть направлено не на общество как таковое, а на индивидов, людей, его составляющих. Так, один из представителей социологического номинализма, историк, историософ и социолог Н.И. Кареев (1850-1931) прямо указывал, что «личность есть единственное реальное существо, с которым имеет дело социология».
  2. В рамках второго подхода, социологического реализма, постулируется, что, несмотря на то, что социум составляют индивиды, его недопустимо сводить к их совокупности. Общество – это особая форма реальности, существующая наряду с природной, параметры существования которой не сводятся к существованию составляющих его людей, это специфический субъект, имеющий особые закономерности развития.

    Характерным примером социологического реализма социально-философская теория Эмиля Дюркгейма. Он считал общество независимой от индивидов, внеиндивидуальной и надындивидуальной формой объективной действительности. Социальная реальность, вкрапленная в универсальный природный порядок, не сводится к другим ее видам. При этом, она, наряду с иными видами реальности, обладает устойчивостью и основательностью, а, значит, функционирует и развивается по определенным законам.

Социологический подход к обществу

Во второй трети XIX в. общество тали рассматривать как особый организм. Данная традиция была заложена основателем философии позитивизма и родоначальником науки социологии Огюстом Контом (1798-1857). При этом, Конт, называя общество «социальным организмом», не уподоблял общество живому организму, а лишь подчеркивал эволюционный характер его развития. Также подобные формулировки были обусловлены тем, что французский философ впервые в истории предложил изучать общество методами естественных наук, то есть не умозрительно, как это делалось ранее, а опытным (эмпирическим) путем. Результатом этого и стало формирование эмпирической науки об обществе – социологии.


В недалеком прошлом некоторые философы и социологи сравнивали общество с механизмом, составные части которого признавались существующими автономно, независимо друг от друга. Другие уподобляли общество живому организму, функционирование которого обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием составляющих его структурных элементов. Современные философия и социология рассматривают общество как самоорганизующуюся, целостную, устойчивую, динамичную, функционирующую и развивающуюся систему. Раскроем этот тезис более подробно.
Общество - это самоорганизующаяся система. Данное утверждение надо понимать в том смысле, что общество возникает и существует в силу действия причин, присущих езду самому. Причины эти кроются не в боге, не в мировом разуме или в чем-то ином, находящемся вне общества, а во взаимодействии элементов самой социальной системы, в частности, таких, как экономика, политика, культура, право, нравственность, церковь и т.д. В процессе функционирования и развития общества повышается уровень его организации.
Общество - это целостная система. Общество, иначе говоря, представляет собой образование, состоящее из множества разнообразных элементов, каждый из которых выступает как составная часть единого целого и которые находятся между собой в определенных взаимосвязях и взаимодействиях. Общество всегда имеет ту или иную структуру, фиксирующую отношения между его компонентами.
Общество - динамичная система. Это значит, что оно не представляет собой чего-то застывшего, раз и навсегда данного, неизменного. Будучи относительно устойчивой, стабильной системой, оно вместе с тем находится в постоянном движении, меняя свое состояние во времена. Невозможно зафиксировать ни одного момента, в течение которого общество находилось бы в абсолютно неизменном положении, в равновесии, в покое. В нем постоянно происходят изменения того или иного рода. Эти изменения приводят к тому, что общество становится все более масштабной и сложной системой. А чем сложнее организована система, тем выше она находится на эволюционной лестнице.

Общество - функционирующая система. Это говорит о том, что общество представляет собой нечто действующее, работающее. Действуют его составные части, такие, как люди, социальные группы, политические партии, государство и его структуры, экономика, культу-ра, наука, церковь, право, нравственность и т.д. и т.п. Действие составных частей обеспечивает функционирование а самого общества. Правда, при этом надо иметь в виду, что результатом санкционирования общества далеко не всегда бывает то, что ожидают субъекты, люди, на что они рассчитывают, на что надеются.
Общество, как и любая система, имеет определенную структуру, которую образуют элементы, из которых эта система состоит, и те связи и отношения, которые между ними существуют. Структура общества достаточно сложна. Выявить все элементы социальной системы, все те связи и отношения, которые между ними существуют, в силу их чрезвычайно большого многообразия едва ли возможно. Не претендуя на это, все же можно в обществе выделить ряд подсистем, в роли которых выступают сферы общественной жизни людей. Обычно выделяют четыре сферы общественной жизни; экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер имеет свою специфику, свой набор составляющих элементов, свою структуру. Дадим им хотя бы краткую характеристику.
Основу, базис общественной жизни людей образует материальное производство, законы его функционирования и развития, составляющие экономическую сферу жизни общества. К экономической сфере относится все то, что связано с деятельностью ладей по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ, материальных условий их жизни. Каковы ее параметры экономической сферы, какие составные элементы она в себя включает?
Основу экономической сферы образует труд, производственная деятельность, посредством которой люди создают материальные и духовные блага, необходимые им для существования, для жизни. Понятое "производство" как раз и отражает то факт, что трудовая деятельность носит производительный характер, что в процессе труда создаются вещи, предметы, продукты, способные удовлетворить те или иные потребности людей.

В обществе фактически на любом этапе его развития существуют не только отдельные люди, но и их остальные объединения (социальные группы, социальные общности), между которыми складываются определенные отношения. Основу социальной сферы составляют устойчивые социальные группы людей, социальные общности, закономерности их возникновения, существования, функционирования и развития, система связей я отношений между ними, их социальное поведение.
В обществе наличествует множество различных по масштабу и социальной роли групп и общностей. Это общины, племена, народности, нации, классы, городское и сельское население, производственные коллективы, профессиональные объединения, половые и возрастные группы, малые социальные группы и т.д. Необходимость управлять экономической и социальной сферами, их структурными элементами привела к тому, что в обществе -на определенном этапе его развития появляются политические институты, учреждения и организации, которые и образовали политическую сферу общественной жизни людей. К числу этих институтов, учреждений и организаций от-носятся государство, политические партии, профессиональные союзы, молодежные, культурные, религиозные организации и т.д. Их деятельность, отношения между ними составляют политическую жизнь общества.
Самым древним и развитым политическим институтом является государство.
Еще более богатой и многообразной делают общественную жизнь ладей духовные ценности, на основе которых складывается духовная жизнь общества.
Специфика духовной сферы проявляется прежде всего в той, что ее образуют производство и потребление духовных ценностей, таких, как научные идеи и теории, нравственные нормы поведения, художественные, эстетические представления и взгляды, религиозные чувства и т.д. Производство духовных ценностей основывается на умственном, интеллектуальном труде, который открывает широкие возможности для творчества человека, для его самодеятельности. Специфика духовной сферы заключается такие и в особенностях потребления духовных ценностей. В процессе потребления духовные ценности не "исчезают", а превращаются в богатство духовного мира человека. Процесс потребления духовных ценностей, кроме того, представляет собой одновременно и процесс производства. Ведь зритель, слушатель, читатель не просто пассивно воспринимает информацию извне, а он переживает, осмысливает духовные ценности под углом зрения своего жизненного опыта.
Духовной сфере в общественной жизни людей принадлежит совершенно особая роль. Дело в тон, что духовная сфера, как никакая другая, непосредственно влияет на жизнь и развитие человека, на формирование его потребностей и интересов, на проявление его талантов и способностей.

Материальная сфера жизни общества содержание критерии и значение

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

§ Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

§ Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

§ Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Общество- это живой организм во всем его многообразии.
В чем же смысл данного высказывания? Термину «общество» дано много разнообразных определений, объяснений. Самым основным понятием является, что общество- это обособившееся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, включает в себя способы взаимодействия людей и их форм объединения. Так что же автор имел в виду? В этом высказывании, автор говорит о том, что общество- это самый настоящий организм. Как организм, он сравнивает их. Как мы знаем общество разделяется на сферы общества. И как в организме человека, здесь нет самой важной сферы, как самого важного органа организма человека. Если изменится одна сфера, то и в других сферах последуют изменения.

Я полностью согласна с данным высказыванием, потому что я так же считаю, что общество- это организм. В организме человека все взаимосвязано, как и в обществе соответственно. Работа одной сферы общества зависит работа иных сфер. Каждая подсистема связана друг с другом. Если пойдет, так называемый, вирус всего организма, постепенно органы сферы общества начнут отказывать. Изменив, решив проблему, нормализовать ситуацию, общество вновь заработает. К примеру можно привести случай, когда страну охватывает кризис, удар идет на экономическую сферу, т.е затрагивается производство, далее затрагиваются политические и социальные сферы, так кризис достигает духовной сферы, откуда следует, что государство, не может обеспечить доступное и достойное, хорошее образование. Но приведу другой пример. Не всегда есть минусы. Например, в конституции указано, что каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность начального, общего и среднего образования. Значит развивается духовная сфера. С развитием образования, развивается общество людей. А значит идет развитие государства, новые поколения, выбирая профессии, совершенствуют общество и его систему приносят в него все более лучшие пути развития.

В заключении хочется сказать, что данное высказывание верно. Не принося разломов в общество, мы будем дальше совершенствовать его в более лучшую сторону.

Общество , как организм имеет совокупность развивающих, взаимодействующих между собой органов, разрушение которых, каждого в отдельности, ведет к полному разложению всего организма.

Цель данной статьи раскрыть наши проблемы, проблемы общества. Открыто посмотреть на развитие отношений в повседневной жизни.

В настоящее время все люди находятся в различных жизненных условиях: финансовых, социальных и т.д. В результате чего каждый пытается переплюнуть друг друга, норовя доказать свое преимущество перед остальными, проявляя высокомерие, подчеркивая свой статус.

В наших школах отношение детей к учителям стало потребительским. Многие дети совсем не проявляют уважение к человеку, который дает им знания. Порой, оскорбляя и унижая учителей, проявляя свой характер, опять же демонстрируют статус своих родителей. А ведь это всего лишь дети, наше будущее!

И какое же будет это будущее?

В общественных местах, торговых центрах, магазинах мы снова пытаемся показать свое положение. Пытаемся напомнить свои права, ведя себя вызывающе, «плюясь» доказываем банальное понятие «Клиент всегда прав».

А что мы получим от этого?

Ничего кроме как, удовлетворения от того, что унизили человека и радости от победы в этой асоциальной, конкурентной борьбе. Очередной повод продемонстрировать свое высокомерие. В результате зарождается и укрепляется ненависть друг к другу.

Со слов Абдуллаха бин Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие - это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям».

Св. хадисов Муслима, 91.

К сожаленью , в сознании большинства представителей общества нет стремления к созиданию, к созданию чего-либо, что можно было бы оставить после себя. Общество не имеет целей, объединяющих и сплачивающих людей. Каждый в отдельности выживает сам - в результате чего общество, как организм, разлагается.

Нрав мусульманина никогда не позволит совершить подобных действий, никогда не повлияет на разложение общественных отношений, - более того он будет бороться с этой грязью, путем предоставления хороших примеров со своей стороны.

Стремление к знаниям как светским, так и духовным. В последующем, используя полученные знания на практике, в жизненных условиях. Умение ставить себе цели, стремиться к ним, достигать их. Все эти качества должен развивать в себе истинный мусульманин.

На сегодняшний день мусульмане являются хорошим примером, во взаимодействии между собой. Поддерживая друг друга в трудных ситуациях, крепко держась «за руки». Радуясь вместе за дары Аллаха. Имея общие цели, стоя плечом к плечу и смотря в одну сторону, мы стараемся делать как можно больше благих дел, в надежде на милость Всевышнего Аллаха.

И очень хочется верить, что ни один мусульманин (мусульманка), являясь примером крепких и здоровых отношений в исламском обществе, никогда не поддастся данной проблеме и сделает все, чтобы «организм » только рос и укреплялся!!!

Руслан Хайруллин

Г. Спенсер трактовал общество как социальный организм, который когда-то рождается, достигает расцвета и умирает. Общество, как и всякий организм, функционирует нормально, если оно здоровое, и с отклонениями – когда болеет. Одним словом, у организма и общества одинаковые законы – законы функционирования и развития. У них много общего даже в структуре и организации.

Бедные и богатые. Выживает сильнейший! Таков дикий капитализм

Роль органов общественного организма выполняют социальные институты. В научный оборот термин "социальный институт" ввел именно Г. Спенсер. В обществе он выделил исходные клеточки (социальные статусы) и специализированные органы (социальные институты), выполняющие определенную функцию (производство, образование).

Английский философ предпочитал объяснять институты не через индивидуальные мотивы и цели, а через их функции в системе. Если общество развивается подобно живому организму, то изменяются и его органы-институты.

Так, правительство Спенсер сравнивал с человеческим мозгом, а дороги и магистрали – с венозной системой. Конечно, это метафора, но она вдохновила следующее поколение европейских, а затем и американских социологов на создание множества интересных теорий в рамках структурно-функциональной парадигмы (Дюркгейм, Парсонс, Мертон). Самого Спенсера причисляют к родоначальникам социологического позитивизма и одновременно – к представителям структурного функционализма.

Спенсер уподоблял социальные институты органам человека, выполняющим аналогичные функции.

В обществе по мере его развития, а следовательно, и усложнения, становится все больше социальных институтов. По мере того как число институтов увеличивается, структура каждого усложняется.

Доказательством служат Г. Спенсеру этнографические материалы об условиях хозяйственного быта у бушменов, эскимосов, индейцев Южной Америки, исторический анализ средневекового ремесленного и современного ему фабричного промышленного производства Великобритании. Во всех случаях наблюдается постепенное усложнение функций и дифференциация исполнительной власти, специализации и разделения общественного труда, увеличение количества новых учреждений и структур по мере роста численности населения.

Общественный прогресс определяется не только сложностью, но и эффективностью институтов. Чем лучше действуют институты, тем больше в них потребность общества. Следовательно, больше сил и средств общество будет выделять на них и дольше их сохранять. Таким образом, эффективность и стабильность социальных институтов – взаимосвязанные понятия.

Основная задача социологии, таким образом, – изучение поэтапности возникновения социальных институтов, синхронности их взаимодействия.

Г. Спенсер различает шесть типов социальных институтов – домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные и профессиональные. Они объединены в три системы жизнеобеспечения – производящую, распределительную, регулирующую. Их совокупность составляет глобальную организацию общества.

Совокупность всех институтов и функциональных связей между ними создают сложную систему каналов сотрудничества взаимодействия и обмена. Перед нами картина современного сетевого общества.

В живом организме регулирующую функцию выполняет нервная система, в обществе – государство; производящую функцию – мышцы и органы питания, а в обществе – промышленность и сельское хозяйство; распределительную роль выполняет кровеносная система в организме, транспорт, торговля и средства коммуникации – в обществе. Образно говоря, земледелие и промышленность осуществляют питание общественного организма, институт торговли – функцию кровообращения, армия – защитного кожного покрова, транспорт – сосудистой системы.

Регулирующая система включает еще и механизм социального контроля, основанный на страхе. Страх перед живыми вынуждает людей подчиняться полицейским, судам, законодателям, страха перед мертвыми – религиозным ценностям, священникам, ритуалам. Страх перед живыми поддерживает государство, а страх перед мертвыми – церковь.