Народное собрание в риме периода республики. Государственный строй древнего рима Чем занималось народное собрание в риме

В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Общий характер римских народных собраний

В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. В то время как, например, в Афинах экклесия была единым органом выраже­ния народной воли, в Риме таких органов было два (формально даже три). Естественно, что это уменьшало авторитет народного собрания.

В том же направлении действовала и открытая подача голосов в коми­циях, существовавшая до середины II в.

Каждый голосующий, проходя через узкие мостки, опрашивался конт­ролером, который отмечал его голос точкой на особой таблице. На изби­рательных комициях контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за него голосов.

Только во второй половине II в. была введена тайная подача голосов.

На избирательных комициях каждый получал табличку (tabella), на ко­торой писал имена своих кандидатов; проходя через мостки он бросал ее в урну (корзину). На законодательных комициях голосующий писал на таб­личке либо UR - uti rogas («да», буквально - «как ты предлагаешь»), либо A - antique («нет», буквально - «оставлю по-старому»). На судебных комициях писали на табличках А или L - absolvo, libero («оправдываю»), либо С или D - condemno, damno («осуждаю»). Если голосующий воздер­живался, он должен был писать на табличке NL - non liquet («не ясно»).

Народные собрания в Риме не имели права законодательной инициати­вы. Это значит, что ни одно предложение (rogatio) не могло идти от самого собрания. Это последнее могло только голосовать предложения, внесен­ные тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем председательствовало. При этом вносимые предложения нельзя было из­менять и даже обсуждать: текст рогации нужно было принять или отверг­нуть целиком. Обсуждение вопросов, связанных с данным собранием, про­исходило на особых сходках (contiones), созываемых до комиций.

К этим недемократическим моментам в организации народных собра­ний нужно прибавить, что центуриатные комиции были основаны на цен­зовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в., перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31 голос сельских триб всегда превалировал над 4 голо­сами городских, что вело к преобладанию в политической жизни консер­вативного деревенского населения, к тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию реакционной земельной знати.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Общий характер памятника Теперь наконец мы можем ответить на вопрос, для разрешения которого предприняли довольно подробный разбор Русской Правды: насколько полно и верно отразился в ней действовавший на Руси юридический порядок? В ней можно заметить следы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Общий характер Павел был величайшим тружеником среди апостолов - не только как миссионер, но и как писатель. Он «более всех их потрудился». К числу «всех» мы вполне можем отнести любого богослова, подвизавшегося на этом поприще со времен Павла, - разве у кого–нибудь

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава II ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ В 1871–1914 гг 1. Утверждение республики во Франции. Характер конституции Франция в течение всего рассматриваемого периода оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 108. Внутренние преобразования Петра Великого. Их общий ход и характер Говоря о государственных преобразованиях Петра Великого, не надобно представлять себе дело так, что Петр сразу и по одному общему плану заменил старый московский строй новым европейским. В своих

автора

§ 12. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ СВОБОДЫ Мы познакомились с теми основами, сначала литовско-русского права, а потом и общего польско-литовского права, характеризующего основные черты народного представительства и власти короля и великого князя. Период по смерти

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 1. Общий характер направления Восстание в 1863 г. имело очень роковое последствие для белорусского национального дела. Белоруссия в этом восстании принимала весьма ограниченное участие.Муравьев как будто бы понимал отличие белорусской национальности от великорусской

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Общий характер римских народных собраний В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Товарное производство Общий характер Греческой экономики Товарное производство сыграло существенную роль в усилении социально-имущественного неравенства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного разделения труда

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Раскол русской Церкви в середине XVII в. автора Крамер А. В.

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

Общий характер эвакуации В годы войны о характере эвакуации населения в восточные области Советского Союза ходили самые фантастические слухи. В американской печати в частности получило широкое распространение мнение, что советское правительство, кроме общих

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Общий характер юридических учреждений Как судили людей? Для любой социальной системы пробный камень - это судебные учреждения. Так посмотрим, какими были суды в Европе примерно около тысячного года. С первого взгляда, мы можем выделить несколько характерных черт.

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Глава первая Общий характер явлений, изучаемых историком При выяснении понятия об объекте исторического познания я буду исходить из представления о действительности, содержание которого каждый из нас строит из эмпирических данных. В том случае, когда я высказываю

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

В римской республике существовало три вида народных собраний, или комиций: куриантные, центуриантные и трибутные. Самыми древними на них были куриантные комиции, когда-то единственный вид народных собраний патрициев. С появлением центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное политическое значение. За ними остались чисто формальные функции вручать «империй», то есть верховную исполнительную власть, магистратам, избранным в центуриантных комициях.

Кроме того, в куриантом собрании решались вопросы об усыновлении граждан. Насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов - авгуров.

Центуриатные комиции появились, согласно традиции, в результате реформ Сервия Туллия и долго после этого служили высшим видом народных собраний. Они возникли первоначально как сходка городского ополчения и все время сохраняли военный характер.

Так, центурные комиции должны были собираться за чертой города, в так называемом Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие должностные лица, обладавшие военным империям: диктаторы, консулы, преторы. Голосование происходило сначала в центуриях, а затем подсчитывали общее число центурий, голосовавших за или против. Так как всего центурий было 193, то голосование прекращалось, если первые 97 центурий голосовали одинаково.

По реформе центуриатных комиций, произведенной в 241 г. до н.э. количество центурий в каждом разряде было установлено одинаковое, и общее количество их было доведено до 373. Теперь абсолютное большинство составляли 187 центурий.

Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер, законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или изгнание.

Трибутные комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как для участия в них не требовалось ценза. Обычно они созывались на форуме. Голосование происходило таким же способом, как и в центуриатных комициях, то есть сначала голосовали в трибах, а потом подсчитывали общее число триб, голосовавших за или против.

После 287 г. к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц; народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан.

В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе.

В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей.

Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосование. К этому нужно добавить, что у римских народных собраний не было права законодательной инициативы, то есть ни одно предложение, ни один законопроект не могли быть выдвинуты самим собранием. Комиции могли голосовать только те предложения, которые вносились тем магистром, который данное собрание созвал и на нем председательствовал. Вносимых предложений нельзя было ни обсуждать, ни изменять: текст предложения можно было только принять или отвергнуть целиком. Их обсуждение производилось предварительно, на особых сходках.

Таким образом, сама организация римских народных собраний имела недемократический характер. Следует добавить, что центуриатные комиции были основаны на цензовом принципе. Даже после их реформы в 241 г. до н.э. большая часть центурий принадлежала состоятельным элементам, так как абсолютное большинство давали голоса всадников, первого, второго и части третьего разрядов. Что же касается трибутных комиций, то в них 4 голоса городских густонаселенных триб всегда оказывались в меньшинстве по сравнению с 31 голосом сельских триб, имевших по сравнению с городскими плотное население.

К этому нужно добавить, что сельское население было менее организованно и легко могло подпасть под влияние реакционной земельной знати.

Народные собрания были важным институтом власти в Древнем Риме. По ходу развития его государственности они принимали разные формы. Их называли комициями. Такие собрания принимали первостепенные государственные решения, касавшиеся внутренней и внешней политики. Кроме того, комиции были местом, где кипели страсти между разными боровшимися друг с другом сословиями.

Понятие комиций

Согласно лексическому значению слова, комиции в Древнем Риме - это народные собрания. Государственные законы гласили, что так назывались те мероприятия, которые получали легальный статус. То есть они противопоставлялись стихийным сходкам населения.

Комиции в Древнем Риме - это собрания, которые организовывались магистратом, чтобы поставить на голосование какой-нибудь общественно важный вопрос. В этом смысле данное античное явление очень похоже на славянское вече. Впрочем, такое определение охватывает далеко не все виды комиций (всего их было три). Власти могли организовать народное собрание еще и для того, чтобы просто объявить о том или ином своем решении.

Появление комиций

Прослеживая историю античной государственности, можно определить, что комиции в Древнем Риме - это в первую очередь институт, возникший при родовом строе. Эта особенность крайне важна, так как она объясняет полномочия и структуру собрания. Первыми появились куриатные комиции, название которых происходило от слова «курия». На эти административные части с самых древних времен делились все римляне. Основой такого ранжирования была принадлежность к тому или иному роду.

До VI века до н. э. куриатные комиции были единственными в Риме. Устоявшийся порядок изменил царь Сервий Туллий. До его реформы право голоса в комициях принадлежало только патрициям - представителям самых знатных и влиятельных родов города. Связано это было с традициями. В латинском языке слово «народ» означало совокупность людей с гражданством - то есть почти всегда влиятельных патрициев.

Первые народные собрание

Комиции, на которые приглашались члены курий, мог созвать только правитель Древнего Рима. В случае если он отсутствовал в столице, а власти было необходимо узнать мнение патрициев, эта функция переходила к префекту. Помимо представителей знатных родов, в тогдашнем Риме существовало другое важное сословие. Это были клиенты - свободные граждане, которые добровольно переходили под покровительство своего патрона, таким образом, оказываясь в зависимости от него. Эти жители города не имели права голоса на комициях, но они могли посещать их в качестве зрителей.

Народные собрания царского периода обладали важной функцией избрания нового правителя. Когда монарх умирал, избирался интеррекс - чрезвычайная магистратура. Делалось это с помощью жребия среди самых знатных граждан. Интеррекс, в свою очередь, созывал комиции в Древнем Риме. полномочий должно было произойти не позже, чем через пять дней после смерти царя. Наконец, народное собрание определяло, кому суждено было стать следующим правителем.

Куриатные выборы

Самые первые комиции в Риме собирали голоса только от курий, а не персонально от граждан. Каждый род должен был определиться со своим выбором после внутренней дискуссии. У курии был один голос (всего в Риме было 30 курий). Новость о созыве комиций разносилась по городу глашатаями или ликторами - государственными чиновниками, исполняющими важные распоряжения магистрата. Так как не существовало никакого регламента, который мог бы хоть как-то определить ход всеобщего голосования, использовался классический жребий. С помощью него согласовывалась очередь, по которой высказывались курии.

Важно подчеркнуть, что тогдашние комиции не имели права предложить какую-либо собственную инициативу. Они могли только принимать или отклонять предложения власти. В ведении народа, согласно такой системе, было решение об избрании царей и магистратов, принятии новых законов, объявлении мира или войны, а также смертной казни для граждан Рима. В случае с определением нового правителя кандидатуры подбирались интеррексом. Курии таким же образом выбирали жрецов (фламинов). То есть комиции - это еще и инструмент регулирования религиозной жизни римского общества.

Голосование центурий

Царь Сервий Туллий решил избавиться от прежних законодательных порядков. Он отказался от куриатных и создал новые - центуриатные - комиции, главной единицей в которых стали центурии - военные подразделения в Впервые право голоса получили плебеи - обычные граждане того Они были уравнены с патрициями. Для того чтобы проголосовать, мужчина должен был соответствовать двум требованиям. Во-первых, выборщиком мог стать только тот, кто умел обращаться с оружием. Во-вторых, выходцы из плебса должны были по своему благосостоянию соответствовать рамкам, заданным специальным имущественным цензом.

Таким образом, центуриатные комиции, основанные Сервием Туллием в VI веке до н. э., смогли объединить разрозненные части древнеримского общества и сгладить противоречия между ними. Всего в столице в разное время было почти 200 центурий. Каждое воинское подразделение голосовало по очереди. Когда в одном «лагере» набиралось больше половины центурий, вопрос снимался с голосования и принималось соответствующее решение.

Функции центуриатных комиций

Так как центуриатные комиции - это в первую очередь собрания по военному признаку, их созывали в специальном районе, где проводились армейские учения и упражнения по гимнастике. Это было знаменитое Знаком о созыве собрания служило развевающееся на Капитолии боевое красное знамя. Центуриатные комиции были крайне важным органом. Именно они принимали большинство римских законов. Это народное собрание согласовывало, объявлять ли мир и войну своим соседям. Кроме того, на нем рассматривались судебные дела граждан, обвиненных в

До 287 года до н. э. большую часть решений в Риме принимали именно центуриатные комиции. Полномочия этого института были урезаны после закона Квинта Гортензия. решил притеснить права плебеев, которых, кроме всего прочего, еще и выселили на отдельный римский холм Яникул. Тогда же были учреждены новые трибутные комиции.

Новые комиции

С 287 года до н. э. важнейшую роль в жизни Древнего Рима играли трибутные комиции, которые созывались по территориальному признаку. Уже упомянутый Сервий Туллий разделил свою столицу на тридцать округов. Они получили название трибов, а позже также стали называться соответствующие комиции.

На протяжении своего существования этот институт народной власти пережил несколько своих реинкарнаций. Поначалу к компетенции трибутных комиций относилось только вопросы местного характера (сбор налогов и призыв в армию). Постепенно, вместе с усилением влияния все возрастающего плебса, они получали новые полномочия. В конце концов, центуриатные комиции остались только в качестве органа, необходимого для дипломатического взаимодействия с соседними странами. Трибутные же собрания получили в свое ведение внутреннюю повестку дня.

Полномочия трибутных комиций

На позднем этапе своего развития комиции стали влиять на законотворчество. Они могли отправить резолюцию в сенат, которую тот обязан был рассмотреть в установленный срок. Чаще всего такие требования учитывались при принятии важных государственных решений. После закона Гортензия трибутные комиции окончательно получили самостоятельную законодательную власть.

Когда в I веке до н. э. римское гражданство стало распространяться на всех свободных жителей Италии, институт народного собрания стал отмирать. Он окончательно исчез при императоре Августе.

Государственный строй Рима в период республики

Правовое положение населения в Древнем Риме в период республики

Образование государства

Борьба плебеев за уравнение с патрициями разрушила замкнутую родовую организацию и расчистила путь к образованию государства. Этот процесс закреплен реформами VI царя Сервия Туллия. Реформы Туллия были направлены:

1. На организацию регулярного сбора податей с населения Рима.

2. Введение новой военной организации с целью привлечения к военной службе всех к ней способных. Но объективно они привели к ликвидации в Риме родовой организации.

Для достижения /1/ территория Рима была разбита на 4 округа (ТРИБЫ) + 17 сельских триб. Каждая триба имела свое название и границы. Все население, жившее на ее территории, приписывалось к ней и платило налог - ТРИБУТУ. Для достижения /2/ все военнообязанное мужское население Рима в зависимости от имущественного положения было поделено на 6 классов.

6-й класс состоял из людей без земельной собственности с единственным богатством - потомством (proles) -пролетарии. Они были свободны от налогов и воинской повинности, но не имели политических прав.

Каждый из 5 классов выставлял определенное количество военных единиц - ЦЕНТУРИЙ (сотен). В новом народном собрании народ группировался не по курьям, а по центуриям. Это новая политическая единица. Каждая центурия имеет 1 голос, а центурий было 193, где 1 классу принадлежало 98 штук (80 тяжеловооруженная пехота и 18 кавалерия). Итак, абсолютное большинство голосов в новом Народном Собрании было у наиболее богатых, следовательно, голосование, порой, не доходило до средних классов.

Плебеи были включены в понятие «Римский народ» и получили право участвовать в Народном Собрании.

В 510 -9 г.г. до н.э. был изгнан 7-й царь Тарквиний Гордый. С тех пор по 27 г. н.э. в Риме была республика.

К 287 г. до н.э. к моменту издания закона диктатура Гортензия, по которой решения плебейских собраний становились обязательными для всех законами закончилась многолетняя борьба плебеев с патрициями за полноправность.

Основные требования плебеев (решения аграрного вопроса - доступ к общему полю, отмена долговой кабалы, ограничение долгового процента, политическое равноправие, т.е. право участия во всех собраниях и избрания на все должности) были удовлетворены. По мере развития имущественного неравенства растет роль богатства в определении положения Римского гражданина.

В конце 3 и 2 в.в. до н.э. возникают привилегированные сословия НОБЕЛЕЙ и ВСАДНИКОВ. Нобели -это слившаяся воедино верхушка патрициата и плебса. Опираясь на крупные землевладения, значительные массы рабов и громадные денежные средства, они добились монопольного положения и в политической сфере. Только они пополняли Сенат и занимали высшие государственные должности.



Всадники - это торгово-финансовая знать и землевладельцы. В 1 в. до н.э. начинается процесс сближения нобелей с верхушкой всадников, также получивший доступ в Сенат и на важные должности. Клиенты, освободившиеся, торговцы и ремесленники теперь называются ПЛЕБСОМ.

По правовому положению выделяются:

1. Граждане

2. Вольноотпущенные

4. Перегрины

Граждане

Гражданство приобреталось:

Рождением от 2-х римлян в браке и без него

Предоставлением прав гражданства через:

Усыновление чужеземца гражданином

Отпущение на волю раба

Пожалование гражданства тем лицам/общинам в виде особого акта, имеющего исключительный характер

Наделение правами происходило после совершеннолетия. В определенный день отец брал сына за руку и вел на

площадь записывать в трибу к которой сам принадлежит.

Политическое полноправие - это участие в народном собрании, в войске и в общем земельном фонде государства (не связывалось с гражданско-правовым полноправием).

Римское гражданство было пожизненным и наследованным, но могло быть утрачено по определенным причинам:

1) после продажи в рабство за неуплату долга/преступление

3) Вольноотпущенники. Отпущенный на волю раб становился с точки зрения права гражданином, но с урезанными правами. Он не мог замещать выборные должности, не служил в армии, запрещены браки со свободнорожденными, к бывшему господину. он был клиент, т.е. был обязан:

1) оказывать ему уважение

2) помогать в материальной нужде

3) не возбуждать против него уголовного преследования и не давать свидетельств против патрона

4) патрон имеет право наследовать определенную часть имущества вольноотпущенника.

За особую неблагодарность он мог быть возвращен в рабское состояние. В то же время вольноотпущенный мог заниматься предпринимательством и выступать в суде.

С расширением пределов римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апенинского полуострова, полностью завоеванного к середине 3 в. до н.э. и других стран.

Латины

Это жители Лациума, т.е. центральной области вокруг Рима, т.е. это ближайшие соседи римлян, покоренных ими. У них была имущественная правоспособность и самоуправление в своих общинах. Римское гражданство приобреталось переселением в Рим. Их обязанность перед государством - выставление определенных военных контингентов.

В 1 в. до н.э. латинам были предоставлены права римских граждан.

Перегрины

Это жители провинций, т.е. завоеванных Римом территорий за пределами Лациума. Имущественная правоспособность у них была, но никаких политических прав в Риме они не имели. В своих отношениях с римлянами они руководствуются Правом Народов. Для защиты своих прав избирают из числа римских граждан Патронов.

Рабы

Источники рабства:

1) военные пленные

2) покупка

3) естественное воспроизводство

4) самопродажа

5) долговая кабала (была до закона Петелия 326 г. до н.э.)

Виды рабства:

В 6-4 в.в. до н.э. в Риме было патриархальное право, т.е. раб не рассматривался в качестве вещи, отвечал перед судом, мог быть поручителем и усыновленным, участвовать в религиозных культах и праздниках. Слишком жестокое обращение с ними признавалось неугодным богам.

С З в. до н.э. переход к классическому рабству: развивается товарное производство, возрастает численность рабов, их труд применяется в решающих областях: с/х, горно-добывающем деле, металлургии, строительстве. Суть его положения: «Раб есть вещь и говорящее орудие». Он не мог иметь семью, детей, заключать брак, иметь собственность (все его - к господину).

Преследуя экономические выгоды, господин мог наделить раба каким-либо имуществом - ПЕКУЛИИ, но оно было собственностью господина. Обязательства по отношению к рабу не имеют юридической силы. За вред, причиненный рабом, платит господин (но не > цены раба). Свидетельские показания недопустимы для раба, если имеют плохие последствия для господина.

В Риме была аристократическая (олигархическая) республика. Наиболее важный орган - Сенат. Вначале он состоял из 300 членов, а в 1 веке до н.э. число сенаторов увеличилось. Сенаторов назначали сперва консулы, а с 4 в. до н.э. -цензоры. Срок полномочий сенатора - 5 лет, но фактически должность это пожизненная, т.к. цензоры редко пересматривали состав сената по существу. Для получения звания сенатора нужны особые условия: благородство происхождения имущественный ценз политический опыт в должностных делах

Право созывать Сенат и председательствовать на его заседании принадлежало некоторым должностным лицам: диктатору, консулу, претору, а затем и народному трибуну.

После доклада должностного лица, созвавшего Сенат, происходило его обсуждение. Каждый из сенаторов, в зависимости от места в списке высказывает свое мнение, затем голосование и выносится решение.

Функции Сената:

1) Утверждал мнение Народного Собрания, а с 3 в. до н.э. предварительно рассматривал и мог отвергнуть законопроекты.

2) Утверждал избранных, а в последствии кандидатов. В чрезвычайных обстоятельствах – временная военная диктатура. По его решению 1 из консулов назначал диктатора, наделенного чрезвычайными полномочиями (приговор к смерти без права обжалования, все другие должностные лица в его подчинении и теряют самостоятельность действий). Он не отвечал за свои действия, мог опереться на военную силу. Срок полномочий 6 месяцев. К компетенции Сената также относилось текущее государственное управление, наблюдение за государственным имуществом, составление государственного и особого военного бюджетов, монетное дело, государственный кредит, займы.

3) Назначение командующий армиями и определенных военных округов.

4) Утверждение мирных договоров и договоров о союзе.

Формально Сенат считался консультативным советом при должностных лицах. Но поскольку, не лишенное инициативы Народное Собрание постоянно меняющиеся должностные лица не могли эффективно управлять государством, то Сенат фактически стал правительством. Его власть основывается не на законе, а на существующей практике, отсутствие единой Конституции увеличивало контроль Сената над политической жизнью общества.

Куриатные комиции потеряли свое политическое значение. За ними сохранилось разрешение вопросов семейного права (усыновление, утверждение завещаний). Политическое значение имели центуриатные и трибунатные комиции.

И те, и другие созывались по распоряжению должностного лица и проходили под его председательством. Совершались религиозные обряды и молитва, а затем чтения проекта закона и голосование. До 3-го века до н.э. основные - центуриатные собрания. В этом же веке была изменена их структура. 5 разрядов, имеющих граждан выставляли по 70 центурий, а пролетарии - 1 центурию.

Компетенция куриатных центурий:

1. Принимали /отклоняли законопроекты

2. Избирали консулов, цензоров, преторов, объявляли войну и рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни

С 3 в. до н.э. после закона диктатора Гортензия возрастает значение трибутных комиций (решения плебейских собраний - закон).

Было 2 вида трибутных собраний :

1. Общие для патрициев и плебеев (избирали квесторов и некоторых низких должностных лиц для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, совершения смертной казни и заведовал чеканкой монет).

2. Плебейские (выбирали нар. трибунов и их помощников - эдиллов + принимали / отклоняли законопроекты).

Система Римских Народных Собраний не была демократической:

(a) Отсутствовала периодичность их работы. Только можатраты могли созывать собрание

(b) У народного Собрания нет права законодательной инициативы. Оно должно давать ответ на предложения должностного лица, его созывавшего.

(c) До второй половины 2 в. до н.э. существовала открытая подача голосов, следовательно, богатые могли давить

(d) Народные Собрания собирались в Риме, а граждане жили повсюду, следовательно, не могли участвовать в голосовании

(e) Неорганизованные массы жителей Рима были лишены политического сознания - в комициях преобладали
безработные -ЛЮМПЕНЫ, следовательно действовала система подкупа. Их требования - « Хлеба и зрелищ!»

(f) Собрание было стихийным, отсутствовал правильный учет голосов.