Японский морской флот. Япония, ВМФ: общие сведения

В 1945 году, когда объединенные союзные силы оккупировали Японию по окончании Второй мировой войны, ее императорский флот прекратил свое существование. Военно-морские силы были вновь созданы в стране только в 1952 году в качестве морских сил самообороны.

ВМС входят в состав сил самообороны Японии как самостоятельный вид вооруженных сил. В военное время на них возлагается решение следующих основных задач:

  • ведение боевых действий против корабельных и авиационных группировок противника с целью завоевания господства в морских и океанских акваториях, прилегающих к побережью Японских островов;
  • осуществление блокады проливных зон Охотского, Японского и Восточно-Ки тайского морей;
  • защита морских коммуникаций, оборона военно-морских баз, пунктов ба­зирования, портов и побережья;
  • проведение морских десантных операций и оказание поддержки сухопут­ным войскам на приморских направлениях.

В мирное время наряду с боевой подготовкой ВМС занимаются охраной японских территориальных вод, поддер­жанием благоприятного оперативного режима в 1000-мильной океанской зоне и несением дозорной службы во взаимодействии с силами управления безопас­ности на море (УБМ).

Численность личного состава ВМС Японии достигает в настоящее время 45,6 тыс. человек. Кроме того, к резервным компонентам флота относятся постоянный резерв (1100 человек), который комплектуется из добровольцев, увольняемых с военной службы по выслуге лет и по истечении сроков контракта, а также УБМ (свыше 12 000 человек).

Согласно японской конституции, силы самообороны, в том числе морские, не могут иметь наступательных вооружений (авианосцев, крылатых ракет и т.п.). Однако военно-политическому Японии, уже тесно в рамках, установленных по итогам Второй мировой войны. Территориальные споры с соседями - Китаем и Россией подталкивают Японию к созданию полноценных ВМС, оснащенных всеми видами современных вооружений (хотя японское руководство старается всячески маскировать этот факт). В настоящее время идет интенсивное наращивание и обновление корабельного состава японских ВМС, внедрение современного оружия и оборудования американского производства или унифицированного с состоящим на вооружении флота США.

СТРУКТУРА ВМС ЯПОНИИ.

Руководство японскими военно-морскими сила­ми осуществляет командующий (одновременно является начальником штаба ВМС) в звании адмирала. Организационно ВМС Японии включают штаб, флот, пять военно-морских районов (BMP), учебное авиационное командование, а также соединения, части и учреждения центрального подчинения.

Штаб ВМС находится в г. Токио в общем с министерством обороны и шта­бами сухопутных войск и ВВС административном комплексе. Штатная числен­ность штаба около 700 человек, из них до 600 адмиралов и офицеров.

Флот включает: штаб (в ВМБ Йокосука), три командования (эскортных, подводных сил и авиационное), а также флотилию тральщиков, три группы (океанографии, разведки и опытовую) и патрульный отряд специального назна­чения. Корабельный состав флота насчитывает более 100 боевых кораблей, в том числе 16 дизельных подводных лодок (ПЛ), 44 эскадренных миноносца (ЭМ), восемь фрегатов (ФР), семь десантных кораблей (ДК) и до 30 минно-тральных (МТК). Штатная категория командующего флотом вице-адмирал.

Командование эскортных сил (командующий вице-адмирал) представлено штабом (в ВМБ Йокосука), флагманским кораблем, четырьмя флотилиями эскадренных миноносцев (базируются в ВМБ Йокосука, Сасебо, Майдзуру и Куре), шестью отдельными дивизионами эсминцев/фрегатов, отдельными дивизионами десантных кораблей, транспортов снабжения и ко­раблей обеспечения боевой подготовки, а также учебной группой. Команду­ющему каждой флотилией (контр-адмирал) подчинены штаб и два дивизиона эсминцев (по четыре корабля) двух типов. В состав дивизиона первого типа входят: эскадренный миноносец-вертолетоносец (ЭМВ), эсминец управляемого ракетного оружия (УРО) и два эсминца, второго - эсминец УРО и три эсминца.

Отдельные дивизионы включают от двух до пяти кораблей (судов). Корабли дивизиона эсминцев (фрегатов) базируются, как правило, в одной базе. Суда дивизиона транспортов снабжения приписаны к различным базам. Отдельный дивизион десантных кораблей имеет в своем составе десантно-вертолетные корабли-доки типа «Осуми», базирующиеся в ВМБ Куре, а также дивизион десантных катеров на воздушной подушке (шесть единиц).

Учебная группа состоит из штаба (ВМБ Иокосука), учебного центра управля­емого оружия и пяти учебных отрядов (в базах Иокосука, Куре, Сасебо, Майд-зуру, Оминато).

Командование под­водных сил (штатная категория командую­щего вице-адмирал) имеет штаб (в ВМБ Иокосука), две флоти­лии подводных лодок (базируются в ВМБ Куре и Иокосука), учебный дивизион и учебный центр подвод­ников. Командующе­му каждой флотилией (контр-адмирал) под­чинены: штаб, плав­база ПЛ в качестве флагманского корабля, два-три дивизиона под­водных лодок (по три-четыре ПЛ) и базовый отряд.

Авиационное коман­дование расположено на АвБ Ацуги. В его структуру входят: штаб, семь авиакрыльев (1, 2, 4, 5, 21, 22 и 31-е), три отдельные авиаэскадрильи (51, 61 и 111-я), а также три отряда - два авиаре­монтных (1-й и 2-й), управления воздуш­ным движением (АвБ Ацуги) и мобильная инженерная рота (АвБ Хатинохе). Штатная категория командующего вице-адмирал, начальника штаба и командиров ави­акрыльев - контр-адмирал.

Авиационное крыло в своем составе имеет штаб, одну-четыре авиаэска­дрильи (патрульные, противолодочных вертолетов, поисково-спасательные и РЭБ), группу инженерно-авиационного обеспечения и снабжения, а также группу (либо группы по количеству аэродромов базирования крыла) аэродромно-технического обеспечения. Кроме того, 31-му авиакрылу подчинен отряд беспилотных летательных аппаратов, используемых в качестве мишеней.

Авиационная эскадрилья включает один-три авиационных и технических отряда. На вооружении патрульных авиаэскадрилий (по одной в составе 1, 2, 4 и 5 акр) находятся базовые патрульные самолеты Р-ЗС «Орион». Эскадри­льи противолодочных вертолетов (21, 23 и 25-я в составе 21 акр и 22-я и 24-я в 22 акр) оснащены вертолетами SH-60J и SH-60K. Поисково-спасательные эскадрильи (73-я в 21 акр, 72-я в 22 акр) включают три поисково-спасательных отряда (по три вертолета UH-60J). В состав 31-го авиакрыла (АвБ Ивакуни) входят 71-я эскадрилья спасательных гидросамолетов (US-1A, US-2) и две эскадрильи РЭБ (81-я и 91-я), оснащенные самолетами РЭБ ЕР-3, UP-3D и U-36A, а также разведывательными ОР-ЗС.

Отдельные авиационные эскадрильи (51-я испытательная, 111-я вертоле­тов-тральщиков и 61-я транспортная) соответственно их назначению решают задачи по проведению летных испытаний авиатехники ВМС, участвуют в опе­рациях минно-тральных сил, а также в мероприятиях по переброске по воздуху личного состава и грузов.

Флотилию тральщиков возглавляет командующий (контр-адмирал). Орга­низационно она включает: штаб, четыре дивизиона (один - морских тральщи­ков и три - базовых), две плавбазы МТК, а также отряд обеспечения минно-тральных работ. В каждый дивизион входят два-три корабля.

Опытовая группа (штатная категория командира контр-ад­мирал) организационно состоит из штаба (Иокосука), дивизиона опытовых кораблей, трех центров - разра­ботки и проектирова­ния кораблей, систем связи и управления, АСУ авиации ВМС, а также испытательной лаборатории корабель­ного вооружения (име­ет полигон Кагосима).

Океанографиче­ская группа включает штаб, центр противолодочной обороны, группу метеорологического обеспечения, две береговые гидроакустические станции (Кацурен на о. Окинава и Оданосава на о. Хонсю), а также суда - гидрографические, дальнего гидроакустического наблюдения и кабелеукладчики, приписанные к ВМБ Иокосука и Куре.

Группа разведки представлена штабом и тремя отделами (оперативной ин­формации, информационно-аналитический и радиоэлектронной разведки). Личный состав группы занимается сбором и анализом разведывательной информации, подготовкой информационных донесений, планированием ме­роприятий по организации военно-морской радио- и радиотехнической раз­ведки.

Патрульный отряд специального назначения выполняет функции задер­жания и досмотра судов - нарушителей национальных территориальных вод, борьбы с диверсионно-разведывательными группами и террористами, а также может использоваться для ведения разведки и проведения диверсионных опе­раций. Отряд, дислоцирующийся на о. Этадзима, включает штаб, три боевых (по два отделения) и один учебный взвод.

ВОЕННО-МОРСКИЕ РАЙОНЫ И ПУНКТЫ БАЗИРОВАНИЯ

Всего в ВМС Японии насчитывается пять BMP (Куре, Сасебо, Оминато, Иокосука и Майдзуру). Военно-морской район воз­главляет комендант (штатная категория вице-адмирал). Силы, входящие в со­став BMP, предназначены для решения следующих задач: охраны и обороны баз, пунктов базирования, портов и водного района; несения патрульной служ­бы; поддержания оперативного режима; контроля за надводной и подводной обстановкой (КНПО); участия в блокаде проливных зон; тылового обеспече­ния.

Коменданту BMP кроме основных соединений и частей административно подчинены начальники военно-морских баз (пунктов базирования), береговые части и службы, обеспечивающие базовое обслуживание кораблей и судов ВМС.

Организационно военно-морской район включает: штаб, военно-морскую базу, один-два пункта базирования (в BMP Куре, Сасебо и Оминато), берего­вые части и службы различного назначения, в том числе два базовых (в BMP Иокосука и Оминато), медицинский и учебный (кроме BMP Оминато) отряды, а также два базовых пункта (обслуживания кораблей и снабжения боеприпаса­ми). Коменданту BMP подчинены отдельный дивизион базовых тральщиков, отдельные корабли и суда.

Военно-морские базы (ВМБ) предназначены для поддержания благоприятно­го оперативного режима в назначенных им операционных зонах, обеспечения, базирования и восстановления боеспособности сил флота, защиты судоходства в прилегающей акватории. ВМБ организационно включает штаб, отряд берего­вой охраны, рейдовую службу и группу водолазов. В ВМБ Майдзуру и Сасебо дополнительно имеется по одному дивизиону ракетных катеров и отдельному базовому отряду, в ВМБ Иокосука - пункт КНПО, в ВМБ Куре - отдельный базовый отряд.

Пункты базирования (ПБ) распределены по военно-морским районам (в BMP Куре - Хансин, в BMP Сасебо - Кацурен, о. Окинава, и Симоносеки, в BMP Оминато - Иэити и Хакодате). Каждый из них включает штаб, дивизион тральщиков в составе трех кораблей (в ПБ Иэити - дивизион катеров), пункт КНПО (в ПБ Хансин, Симоносеки, Хакодате), отдельные суда и катера.

Базовый отряд занимается вопросами строительства, бытового обеспечения, снабжения, автотранспорта в рамках военно-морского района. Отдельные ба­зовые отряды решают задачи обеспечения инфраструктуры для базирования и развертывания сил флота.

Медицинский отряд предназначен для медицинского обслуживания и обе­спечения личного состава BMP. Учебный отряд проводит первичную военную подготовку и обучение новобранцев по специальностям.

Базовый пункт обслуживания кораблей отвечает за ремонт и содержание ко­раблей и другой военно-морской техники.

Базовый пункт снаб­жения боеприпасами организует поставку, хранение, обслуживание и распределение боеприпасов.

Учебное авиаци­онное командование ВМС организаци­онно включает штаб (АвБ Симофуса), три учебных авиацион­ных крыла (на АвБ Симофуса - самолеты Р-ЗС, YS-11T; Токусима - ТС-90, UC-90; Оцуки - Т-5) и 211-ю учебную вертолетную эскадрилью (вертолеты SH-60J, OH-6D). Штатная кате­гория командующего вице-адмирал.

К соединениям, частям и учреждениям центрального подчинения от­носятся:

  • эскадра учебных кораблей, командиру которой (контр-адмирал) подчинены штаб (в ВМБ Иокосука), флагманский корабль и 1-й дивизион учебных кора­блей (ВМБ Куре);
  • управление МТО ВМС, организационно состоящее из штаба, корабельной (ВМБ Иокосука) и авиационной (АвБ Кисарадзу) баз снабжения, отвечает за планирование закупок (кроме централизованных поставок), получение, хране­ние и распределение предметов снабжения;
  • бригада связи, включающая штаб, центральный отряд АСУ и связи, отряд безопасности АСУ и связи, отряд мобильной связи (обеспечивает радиорелей­ную и спутниковую связь) и пять отрядов связи военно-морских районов;
  • управление военной полиции ВМС (г. Токио), включающее три отдела и имеющее в своем подчинении шесть отрядов военной полиции (в портах и базах Токио, Иокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру и Оминато);
  • Токийский батальон обеспечения, предназначенный для обслуживания центральных учреждений и частей ВМС, находящихся в Токио;
  • исследовательская лаборатория подводной медицины, расположенная в ВМБ Иокосука и состоящая из пяти отделов - административного, 1, 2 и 3-го испытательных, обучения и подготовки личного состава;
  • учебные заведення, госпитали, редакционно-издательский отдел ВМС (размещается в здании штаба ВМС и за­нимается вопросами редактирования, цен­зуры, публикации и рассылки военно-мор­ских изданий), а также сводный оркестр ВМС (г. Токио).

Управление безо­пасности на море (УБМ), возглавляемое комендантом, является военизированным фор­мированием. В мирное время УБМ подчиняется министерству государственных земель и транспорта и предназначается для несения дозорной службы в проливных зонах, охраны территориальных вод и экономической зоны Японии, гидрографического и навигационного обеспечения, борьбы с преступностью и терроризмом, оказания помощи терпящим бедствие на море, проведения океанографических исследований и ведения разведки.

В военное время УБМ переходит в подчинение ВМС и помимо выполнения вышеуказанных задач обеспечивает поддержание оперативного режима и на­блюдение за воздушной и морской обстановкой в прибрежной зоне, охрану пор­тов, гаваней, рейдов, несение дозорной службы, защиту прибрежных морских коммуникаций, проведение аварийно-спасательных работ, а также участвует в постановке минных заграждений в проливных зонах (по мере необходимости).

УБМ включает центральное управление (г. Токио), 11 районов морской охра­ны (в портах Отару, Сиогама, Иокогама, Нагоя, Хансин, Хиросима, Китакюсю, Майдзуру, Ниигата. Кагосима, Наха), 68 отделов (в крупных портах), 62 отде­ления (в небольших портовых городах) и располагает 14 авиабазами, центрами обеспечения безопасности, спасения на море, радионавигационной системы «Лоран», противодействия международным преступным группировкам, МТО, национальных отрядов быстрого реагирования «Страйк», семью центрами управления морским движением, 11 станциями передачи навигационной ин­формации, двумя станциями гидрографического наблюдения и тремя гидро­графическими обсерваториями. В корабельном составе УБМ насчитывается свыше 100 больших (водоизмещением более 1000 т) и средних (менее 1000 т) сторожевых кораблей, около 230 патрульных катеров и свыше 100 вспомога­тельных судов и катеров. Авиационный компонент управления представлен почти 30 самолетами и 50 вертолетами.

КОРАБЕЛЬНЫЙ СОСТАВ ВМС ЯПОНИИ

Японские ВМС включают в себя более 100 боевых кораблей и вспомо­гательных судов различных классов и типов.

Подводные силы японского флота в настоящее время располагают:

ДЭПЛ "Сорю"

4 многоцелевыми ди­зель-электрическими «Харусио» (спроектированы в 80-х гг, постройки 1991-1995 гг), надводное водоизмещение - 2450 т. Скорость (надводная/подводная) – 12/20 узлов. Вооружение – 6 носовых 533-мм ТА, боекомплект – 20 торпед или ПКР «Суб-Гарпун», морские мины. Экипаж – 75 чел. Всего было построено 7 лодок этой серии, в настоящее время 3 выведены из состава флота. Считаются относительно устаревшими и в первую очередь будут заменяться более новыми типами.

11 ДЭПЛ типа «Оясио» (постройки 1998-2008 годов) – модернизированная подлодка на основе «Харусио», водоизмещение - 2750 т. Корпус ПЛ выполнен с применением резиновых шумопоглощающих элементов. За счет установки бортовых гидролокаторов ПЛ «Оясио» несколько крупнее предыдущего типа. Скорость – 12/20 узлов. Вооружение и боекомплект аналогичны типу «Харусио». Экипаж – 70 чел.

3 ДЭПЛ «Сорю» (постройки 2009-2011 гг). Надводное водоизмещение 2900 т. Вооружение то же, что и у двух предыдущих типов. В качестве основной отличительной осо­бенности подлодок типа «Сорю» следует отметить оснащение их ГЭУ в составе двух дизельных двигателей и воздухонезависимой установки (четыре двигателя Стирлинга с электрогенераторами), что позволило увеличить время непрерывного нахождения ПЛ в подводном по­ложении. Скорость в надводном положении возросла до 13 узлов. Экипаж уменьшен до 65 чел.

Две ПЛ типа «Ха­русио» («Хаясио» и «Асасио») после модернизации переклассифицированы в учебные.

По своим тактико-техническим характеристикам японские подводные лодки соответ­ствуют современным требованиям. Японские производственные мощности позволяют строить одну новую подводную лодку в год. Соответственно, ежегодно одна новая лодка посту­пает в состав флота, а одна устаревшая выводится в резерв и примерно через год списывается.

Эминец УРО "Атаго"

Основным и наибо­лее многочисленным классом боевых надво­дных кораблей (НК) в составе флота являют­ся эскадренные мино­носцы (44 корабля 11 типов). Кстати, эсминцы и фрегаты в составе ВМС Японии из политических соображений именуются «эскортными кораблями»).

Среди них следующие.

8 эсминцев УРО , среди которых устаревший тип «Хатакадзе» (2 ед., постройки середины 1980-хх гг.) и современные типы «Атаго» (2 ед.) и «Конго» (4 ед., стандартным водоизмещением 7250 т, аналогичны американским ЭМ УРО проекта «Орли Бёрк», построены в 1993-1998 гг), оснащенные многофункциональной системой управления оружием «Иджис», такой же, которая установлена на кораблях ВМС стран НАТО и позволяет осуществлять коллективную противовоздушную и противоракетную оборону корабельной группировки. Данная система обеспечивает эффективное применение имеющегося на корабле вооружения, включая ЗУР типа «Стандарт», противокорабельные ракеты, противолодочные управляемые ракеты ASROC.

К особенностям типа «Атаго» в сравнении с типом «Конго» относятся: увеличенное на 450 т водоизмещение, наличие вертолетного ангара для верто­летов SH-60J и -60К, возросшее с 90 до 96 общее количество ячеек установок вертикального пуска (УВП). Вооружение корабля включает две УВП Мк 41 (носовая с 64 ячейками и кормовая на 32 ячейки) для стрельбы ЗУР «Стандарт» и ПЛУР ASROC, две четырехконтейнерные пусковые установки (ПУ) противо­корабельных ракет (ПКР) SSM-1B, два трехтрубных ТА HOS-302, 127-мм артустановку (АУ) Мк 45 мод. 4, два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса (ЗАК) «Фаланкс» Мк 15 Block 1B.

Эсминец УРО типа "Конго" DD-175 "Миоко"

В интересах создания морского компонента ПРО в период с 2005 по 2010 год проведена модернизация эсминцев типов «Атаго» и «Конго» с усовершенствованием МСУО «Иджис» и оснащением противоракетами «Стандарт-3» мод. 1А, а затем мод. 2 и 2А (совместной разработки Японии и США). На практике это означает, что японские эсминцы новых типов «научились» сбивать баллистические ракеты и боеголовки на заатмосферных высотах.

32 эскадренных миноносца четырех типов: «Хацуюки» (10 единиц, переданы флоту в 1982-1987 годах), «Асагири» (8 ед., введены в состав флота в 1988-1991 гг., из них два - в составе эскадры учебных кораблей), «Мурасамэ» (9 ед.) и «Таканами» (5 ед.).

Эсминцы типа «Мурасамэ» введены в боевой состав ВМС в 1996-2002 годах. Они предназначены для обеспечения противолодочной и противо­воздушной обороны соединений надводных кораблей, проводки конвоев и десантных отрядов, борьбы с надводными кораблями противника и охраны территориальных вод. В состав вооружения кораблей входят: УВП Мк 48 (16 ячеек) для ЗУР «Си Спарроу», УВП Мк 41 (16 ячеек) для ПЛУР ASROC, две счетверенные ПУ ПКР SSM-1B тип 90 национального производства, одна 76-мм АУ «ОТО Мелара», два 20-мм ЗАК «Фаланкс» Мк 15, два трехтрубных ТА. В кормовой части корабля размещены вертолетный ангар и площадка для одного противолодочного вертолета.

Более современные эскадренные миноносцы типа «Таканами» (пять) переданы флоту в 2003-2006 годах. В целях снижения стоимости строительства они разработаны на базе и в общем повторяют проект ЭМ «Мурасамэ». Основными отличиями данных эсминцев от базового проекта являются состав оружия и его компоно­вочная схема. Так, исполыуются одна универсальная УВП Мк 41 (32 ячейки), предназначенная для стрельбы как ЗУР «Усовершенствованная Си Спарроу», так и ПЛУР ASROC, а также 127-мм АУ «ОТО Мелара». В состав вооружения, кроме того, входят две счетверенные ПУ ПКР SSM-1B тип 90; два 20-мм ЗАК «Фаланкс» Мк 15 и два трехтрубных ТА HOS-302. В кормовой части имеется вертолетная площадка и ангар для противолодочного вертолета.

2 эсминца-вертолетоносца «Сиранэ» (1979-1980 гг. постройки). Эти корабли в значительной мере морально устарели. Создавались прежде всего для противолодочной обороны, в связи с чем имеют внушительную авиагрупу. Являются единственным в мире классом эсминцев, способных нести три вертолета. Водоизмещение – 5200 т. Вооружение включает корабельную артиллерию: 2 127-мм АУ Mk-42; ПВО: 2x6 ЗАК Mark 15 Phalanx CIWS, 1x8 ЗУР Sea Sparrow; противолодочное вооружение: 8 ПЛУР ASROC в установке Mk 112; торпеды: 2x3 324-мм ТА Mk 32; авиагруппа: 3 вертолета SH-60J SeaHawk.

Ранее японские ВМС располагали еще двумя эсминцами-вертолетоносцами – серии «Харуна», но в настоящее время эти корабли списаны.

2 эсминца-вертолетоносца (по другой версии – авианосца-вертолетоносца) типа «Хюга». Первый корабль серии введен в боевой состав флота в марте 2009 года, второй – в марте 2011. Это очень «хитрый» корабль. Почему – расскажем немного позже. ЭМВ «Хюга» является самым крупным боевым кораблем ВМС Японии (стандартное водоизмещение 13500 т, длина 195 м, ширина 32,4 м). Имеет сплошную полетную палубу.

ЭМВ "Хюга" - схематический вид сбоку и сверху

Официальные японские источники по-разному характеризуют возможный состав авиакрыла этого корабля, из-за чего нередко имеет место путаница. По сведениям японского командования, данный корабль способен 4 противолодочных вертолета или 11 крупных транспортных вертолетов типа «Чинук», что очевидная бессмыслица, т.к. авиакрыло из 11 «Чинуков» по габаритам примерно соответствует 18 более мелким летательным аппаратам, в числе которых и противолодочные вертолеты. По всей видимости, раскрывать истинные характеристики и предназначение «Хюги» японцам мешает политика. Правда заключается в том, что на самом деле «Хюга» - ни что иное, как мини-авианосец, по размерам и компоновке близкий к британскому «Инвинсиблу», который может нести авиакрыло из 22 летательных аппаратов (вертолетов и истребителей вертикального взлета). Очевидно, что возможности кораблей типа «Хюга» выходят далеко за пределы транспортировки четырех вертолетов. Вероятнее всего, «Хюга» способен нести смешанное крыло из 18 единиц авиатехники, в которое, кроме вертолетов различных типов могут входить также палубные истребители вертикального взлета, таких как Harrier II или более современных F-35B. Последние, правда, пока существуют в опытно-испытательных вариантах, и в серию будут запущены только в 2016 году. Есть информация, что японцы очень заинтересованы в приобретении F-35B, однако данные самолеты пока запрещены к вывозу за пределы США. Таким образом «Хюга», формально оставаясь «оборонительными» кораблями, явно построены с прицелом на то, чтобы в будущем стать вполне «наступательными» авианосцами. Отсюда и путаница с составом авиакрыла.

Кроме авиакрыла, корабли типа «Хюга» располагают вооружением эсминца: УВП Мк 41 (16 ячеек) для ПЛУР ASROC и ЗУР «Усовершенствованная Си Спарроу», два трехтрубных ТА HOS-ЗОЗ, два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса «Фаланкс» Мк 15 Block 1B, че­тыре 12,7-мм пулемета.

6 фрегатов УРО типа «Абукума» водоизмещением 2000 т, строительство которых было завершено в 1993 году. Данные корабли оснащены ПКР «Гар­пун», ПЛУР ASROC, 76-мм АУ, ЗАК «Фаланкс», двумя трехтрубными ТА.

Десантные корабли представлены десантными вертолетными кораблями-доками (ДВКД), а также малыми десантными кораблями (МДК) типа «Юра». В ВМС Японии десантные корабли именуются «транспортными кораблями».

ДВКД LST-4001 "Осуми"

3 ДВКД типа «Осуми» стандартным водоизмещением 8900 т обладают сравнительно большой десантовместимостью и могут не­сти два катера на воздушной подушке (LCAC) в качестве десантно-высадочных средств.

2 МДК типов «Юра» имеют стандартное водоизмещение 590 т и способны перевозить до четырех автомобилей и 70 морских пехотинцев. Также имеется 2 десантных катера проекта 1 водоизмещением 420 т.

В составе минно-тральных сил Японии находятся 3 морских тральщика типа «Яэяма», 1 заградитель типа «Мурото» и 2 плавучих базы тральщиков типа «Мурага», 25 минно-тральных катеров различных проектов («Хирасима», «Хацусима», «Увадзима», «Сугасима») . На вооружении тральщиков состоят контактные, акустические и электромаг­нитные тралы, дистанционно управляемые противоминные аппараты и минно-поисковые гидроакустические станции.

Боевые катера малочисленны и представлены 6 ракетными катерами типа «Хаябуса» (постройки 2002-2004 годов, водоизмещением 200 т), воору­женными четырьмя ПКР SSM-1B и 76-мм АУ «ОТО Мелара».

Кроме того, в состав японских ВМС входят вспомогательные суда: морские танкера, учебные корабли и подводные лодки, спасательные суда и корабли управления БПЛА-мишенями.

Авиационный парк ВМС насчитывает около 170 самолетов и 130 вертолетов раз­личного назначения, в том числе около 90 противолодочных самолетов Р-ЗС «Орион», самолеты РЭБ ЕР-3, UP-3D, U-36A, разведывательные ОР-ЗС, свыше 90 противолодочных вертолетов SH-60J К, 10 вертолетов-тральщиков МН-53Е и МСН-101, а также самолеты и вертолеты вспомогательной авиации.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ

Комплектование ВМС личным составом осуществляется на основе закона «О силах самообороны» путем отбора добровольцев через систему мобилиза­ционных органов. Вопросами комплектования занимаются управление кадров и обучения штаба ВМС и отделения кадров штабов военно-морских районов. На службу принимаются мужчины и женщины в возрасте от 18 до 23 лет, имею­щие японское гражданство, среднее образование, годные по стоянию здоровья и прошедшие проверку на благонадежность. Срок действительной службы по первичному контракту составляет три года. Кроме того, существует систе­ма подготовки технических специалистов из числа юношей-добровольцев в возрасте от 15 до 17 лет, имеющих образование девять классов. Первичный контракт лица этой категории заключают на срок до четырех лет. По истечении его желающие продолжать службу могут сдать экзамен на право перехода в категорию старшинского состава.

Рядовой состав готовится в учебных отрядах, входящих в BMP Йокосука, Куре, Сасебо и Майдзуру (курс обучения три месяца). По отдельным специаль­ностям отобранные матросы направляются для дополнительной подготовки в технические училища, расположенные в городах Йокосука, Майдзуру, Симофуса и Этадзима (срок обучения от десяти недель до года).

Старшинский состав готовится в школе юнг (срок обучения четыре года), на курсах подготовки при технических училищах (три месяца) и в учебных от­рядах (два года). Наиболее подготовленные старшины в звании главный стар­шина направляются на месячные курсы мичманского состава или в офицерское кандидатское училище (шесть месяцев).

Программа обучения офицеров включает четыре этапа: первичную подго­товку, подготовку командного и инженерно-технического состава младшего и среднего звена, затем старшего и высшего звена и, наконец, этап совершенство­вания квалификации в процессе боевой подготовки в соединениях и частях.

Первичная подготовка офицеров осуществляется в военном и военно-ме­дицинском училищах (срок обучения четыре и шесть лет соответственно), а также в офицерском кандидатском училище ВМС (от шести месяцев до года). Выпускники последнего получают первичное офицерское звание и проходят стажировку в ходе учебного плавания, рассчитанного на восемь месяцев. По окончании училища они, в зависимости от сложности избранной профессии, проходят дополнительную подготовку (от пяти недель до года) в технических учебных заведениях, центрах и институтах. В процессе службы практически все офицеры в течение года обучаются на курсах переподготовки среднего офицерского состава при военных учебных заведениях.

Командный и инженерно-технический состав старшего звена готовится в командно-штабном колледже ВМС (срок обучения год), где имеются также годичные высшие офицерские курсы, а высший командный состав - в команд­но-штабном колледже объединенного штаба.

В процессе оперативной и боевой подготовки особое внимание уделяется совершенствованию взаимодействия соединений и частей ВМС с сухопутными войсками и военно-воздушными силами, а также с ВС США. В составе объединенных оперативных соединений ВМС страны отрабатывают участие в операциях по обороне Японии и обеспечению безопасности на море, а также проведение миротворческих, гуманитарных, спасательных и иных опе­раций за пределами национальной территории. При этом наиболее важными мероприятиями ОБП являются маневры «Кайэн», «Майнекс», «Асвекс», а также совместные с управлением безопасности на море учения по задержанию и досмотру судов.

ПЕРСПЕКТИВЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ВМС ЯПОНИИ

Долгосрочные перспективы строительства ВМС Японии определены «Программой национальной обороны». В целях повышения возможностей по отражению внешней агрессии самостоятельно, совместно с другими видами во­оруженных сил страны и ВС США, по защите удаленных островных территорий и важных океанских (морских) коммуникаций реализуются планы дальнейшего наращивания боевой мощи ВМС путем обновления корабельного состава и авиа­ционного парка, а также совершенствования организационной структуры флота. При оснащении кораблей новыми ПКР, ПЛРК, ЗРК и зенитными артиллерийски­ми комплексами приоритет отдается закупкам военной техники национальной разработки. В послед­нее время форсируется создание (совместно с США) и развертывание морского компонента национальной системы противоракетной обо­роны. По данным зару­бежной печати, на раз­витие ВМС в 2009 фи­нансовом году было вы­делено около 10 млрд. долларов.

Главное внимание в ходе развития ВМС предполагается уделить надводным («эскортным») силам. В частности, ведется строительство эсминцев нового типа стандартным водоизмещением 5000 т создаваемого на базе ЭМ «Таканами». Также предусма­тривается продолжить строительство кораблей типа «Хюга», которые смогут также вы­полнять роль кораблей управления.

В текущем году планируется завершить модернизацию ЗРК на ЭМ типов «Таканами» и «Мурасамэ», предусматривающую обеспечение возможности применения ими ЗУР «Усовершенствованная Си Спарроу» ESSM (RIM-162). Продолжаются совместные с США НИОКР по созданию противоракеты «Стандарт-3» мод. 2А морского компонента системы ПРО.

С вводом в строй эсминцев нового типа возможен переход флотилий эскорт­ных сил на организационно-штатную структуру «10 - 10» (десять эсминцев -десять вертолетов).

В интересах развития подводных сил будет продолжено строительство серии ПЛ типа «Сорю». Выделены ассигнования на постройку четырех таких лодок.

Совершенствование минно-тральных сил предполагает строительство базо­вых тральщиков типа «Хирасима». По мере поступления новых МТК тральщи­ки устаревших типов («Хацусима» и «Увадзима») будут выводиться из состава флота и передаваться в распоряжение комендантов военно-морских районов.

Предусматривается обновить парк противолодочных вертолетов за счет по­ставок вертолетов SH-60K. Начаты летные испытания нового самолета базовой патрульной авиации Р-1 национальной разработки. Для замены самолетов Р-ЗС намечено произвести около 60 машин этого типа.

В целом реализация намеченных планов строительства ВМС Японии призвана обеспечить повышение их боевых возможностей и готов­ность к решению всего комплекса задач, в том числе в составе морского сегмента системы противоракетной обороны.

Быстрое усиление японских ВМС является тревожным сигналом для России, к которой Япония уже давно предъявляет претензии по поводу ряда стратегически важных островов, так называемых «северных территорий». Если посмотреть на корабельный состав Тихоокеанского флота, то бросается в глаза тот факт, что средний возраст основных типов кораблей составляет более 20 лет, в то время, как японцы постоянно вводят в состав своего флота все новые корабли. Уже сейчас ВМС Японии имеют преимущество над Тихоокеанским флотом, по крайней мере, по надводным кораблям. С учетом возможностей 7-го флота США, гарантирующего безопасность Японии, превосходство японцев становится абсолютным. А что будет, когда «вертолетоносцы» «Хюга» стараниями японского военно-политического руководства превратятся в авианосцы? Единственный козырь Тихоокеанского флота – наличие ядерного оружия, но не факт, что в случае ограниченной агрессии против России поступит команда на его применение. Да и японцев при нынешнем уровне развития их технологий от создания ядерного оружия отделяют лишь политические соображения. Как только поступит приказ военно-политического руководства страны, оно будет создано очень быстро. Без модернизации Тихоокеанского флота, особенно надводных ударных кораблей, Россия рискует получить пощечину, подобную той, что была нанесена ей в войне 1904-1905 гг. История повторяется?..

(По статье капитана 2 ранга Д. АЛЕКСЕЕВА, "ЗВО" )

Нестабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе представляет угрозу для всех сопредельных государств, в число которых входит и Россия. В качестве интересной темы предлагаю рассмотреть Военно-морские силы самообороны Японии – японский флот редко освещается в российских СМИ, притом что это, пожалуй, второй по значимости военно-морской флот в мире.

Несмотря на устрашающий потенциал ВМС Китая, Морские силы самообороны Японии смотрятся гораздо привлекательнее. КНР создает иллюзию наличия сильного флота: единственный авианосец «Ши Лан» (бывший «Варяг») не является полноценной боевой единицей и используется как тестовый и учебный корабль, а баллистические противокорабельные ракеты DF-21, несмотря на громкие заявления, до сих пор являются скорее мечтой, чем реалистичным оружием боевые возможности этой противокорабельной системы сомнительны.

Морские силы самообороны Японии не имеют каких-либо масштабных и скандальных боевых систем, таких как советско-китайский авианосец или «баллистических противокорабельных ракет». Но, в отличие от ВМС Китая, японский флот представляет собой продуманную до мелочей боевую систему : сбалансированный корабельный состав, новейшие технологии и древние самурайские традиции, многочисленные пункты базирования и вся необходимая инфраструктура учебные заведения, госпитали, исследовательские центры, среди которых, например, лаборатория подводной медицины, расквартированная на военно-морской базе с неблагозвучным названием Йокосука.

Одна из замечательных японских традиций – красивые поэтические имена боевых кораблей. Никаких фамилий адмиралов и вообще чего-либо, связанного с войной или агрессией. В названиях японских кораблей присутствуют лишь природные явления, воспроизведенные с невероятной гаммой оттенков, столь присущих восточной философии. Эсминцы «Ямагири» («горный туман»), «Акидзуки» («осенняя луна»), «Тэрудзуки» («сияющая луна»), «Хацуюки» («первый снег»), «Асаюки» («утренний снег») и т.д. Согласитесь, звучит здорово.


Пуск противоракеты SM-3 c эсминца УРО типа «Конго» .

Боевым ядром Морских сил самообороны Японии являются 9 современных эскадренных миноносцев с системой Иджис , причем два необычных «эсминца» зачислены в этот класс лишь формально: «Хьюга» и «Исэ» по всем признакам соответствуют легким авианосцам.

Несмотря на запутанную и противоречивую классификацию кораблей, хорошо заметны основные векторы развития японского флота: экзотические «эсминцы-вертолетоносцы», эсминцы УРО (к ним относятся корабли с зенитно-ракетными комплексами большой дальности, способные обеспечить зональное ПВО эскадры) и обычные эскадренные миноносцы, ориентированные на решение противолодочных, противокорабельных, эскортных задач, а также для огневой поддержки и специальных операций.

Зачастую официальная классификация не соответствует действительности: к примеру, более современный «обычный» эсминец может значительно превосходить по возможностям противовоздушной обороны эсминец УРО предыдущего поколения. А большинство эсминцев постройки 80-х годов по своим размерам и возможностям соответствуют скромному фрегату. Впрочем, давайте перейдем непосредственно к списку кораблей и рассмотрим все нюансы ВМС Японии на конкретных примерах.

ЭСМИНЦЫ — ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ

Тип «Хьюга» — в строю два корабля: «Хьюга» (2009 г.) и «Исэ» (2011 г.)

Полное водоизмещение 18.000 тонн.
Вооружение: авиагруппа из 11-15 вертолетов различного назначения, 16 ячеек УВП Мk.41, 2 зенитных автомата самообороны , 2 трехтрубных 324 мм торпедных аппарата Мk.32 ASW.

Громилу полным водоизмещением 18 тыс. тонн стыдливо относят к классу «эсминец», но японцы явно перегнули — размеры и облик «Хьюги» cоответствуют легкому авианосцу. Многие эксперты сходятся во мнении, что авиация в качестве главной ударной силы придает японскому эсминцу-вертолетоносцу повышенную гибкость при выполнении тактических задач.

Во-первых , частично решается вечная проблема с радиогоризонтом – самая лучшая корабельная РЛС не сравнится по возможностям обнаружения надводных целей с радаром вертолета, летящего на высоте нескольких сотен метров. Более того, еще 30 лет назад на вооружение были приняты легкие (Sea Skua, Pinguin) для вооружения морских вертолетов, многократно доказавшие свою эффективность в локальных конфликтах.

Во-вторых , эсминец-вертолетоносец приобретает совершенно уникальные качества. Дюжина противолодочных вертолетов позволяет организовать круглосуточное патрулирование на удалении десятков километров от борта корабля, вертолеты, в зависимости от их типа, могут высаживать группы десанта в зоне военных конфликтов и прикрывать их огнем, использоваться в качестве транспортных средств для доставки военных и гуманитарных грузов.

Благодаря своему многочисленному авиакрылу, «Хьюга» обладает большими возможностями при проведении поисково-спасательных операций, а в случае наличия на борту вертолетов-тральщиков может использоваться в качестве минно-трального корабля.

В целях самообороны «Хьюга» оснащен УВП Mk.41 – в 16 ячейках могут быть размещены 64 зенитные ракеты ESSM или 16 ПЛУР ASROC-VL в любой пропорции. Вооружением эсминца управляет БИУС OYQ-10 и радар FCS-3 с АФАР, являющиеся японской версией системы «Иджис».

Тип «Сиранэ» — в строю два корабля.

Полное водоизмещение – 7.500 тонн.
Вооружение: 2 х 127-мм орудия, 8 противолодочных ракето-торпед ASROC, ЗРК Sea Sparrow, 2 зенитных автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, три вертолета.

Эсминцы-вертолетоносцы типа «Сиранэ» — самые старые корабли в боевом составе Морских сил самообороны Японии (выступили в строй в 1980 и 1981 гг.). Бывшие флагманы японского флота, предшественники «Хьюги». На первый взгляд посредственные эсминцы со слабым вооружением и устаревшей системой ПВО, но имеется один нюанс: кормовая часть каждого из них выполнена в виде просторной полетной палубы. Японцы уже давно экспериментируют с авиационным вооружением на кораблях, и, очевидно, довольны результатом.

ЭСМИНЦЫ УРО

Тип «Атаго» — в строю два эсминца – «Атаго» (2007 г.) и «Асигара» (2008 г.)

Полное водоизмещение – 10.000 тонн.
Вооружение: 96 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, один вертолет.

«Атаго» является клоном американского эсминца «Арли Берк» подсерии IIa с минимальными отличиями в конструкции и вооружении. Японский эсминец использует весь стандартный ассортимент боеприпасов ПУ Mk.41 за исключением крылатых ракет «Тамагавк» — в комплекс вооружения эсминца входят зенитные ракеты Standard-2 и ESSM, ПЛУР ASROC-VL и даже ракеты-перехватчики Standard-3 системы ПРО.

На верхней палубе японских кораблей, в отличии от их современных американских аналогов, установлены 8 противокорабельных ракет SSM-1B производства фирмы Mitsubishi. В техническом плане они представляют собой обычные дозвуковые ПКР: стартовая масса 660 кг, боевая часть 250 кг, маршевая скорость 0,9М.
Благодаря наличию системы «Иджис», оба новейших эсминца интегрированы с систему противоракетной обороны Японии.

Тип «Конго» — в строю 4 эсминца (строились в период с 1990 по 1998 гг.)

Полное водоизмещение: 9.500 тонн
Вооружение: 90 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР «Гарпун», 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW.

Никакого отношения к Африке эти корабли не имеют. Эсминцы «Конго» — копии американских эсминцев «Арли Берк» первого поколения. Конгресс США долго не давал согласие на экспорт новых технологий, что привело задержке в их строительстве.

Как и на американских эсминцах подсерии I, на японских эсминцах типа «Конго» отсутствует вертолетный ангар (имеется лишь посадочная площадка), а по три ячейки носовой и кормовой групп ПУ Mk.41 заняты погрузочным краном – как показало время, погрузка боекомплекта в открытом море слишком сложный и трудоемкий процесс, поэтому ненужный девайс не долго занимал полезной место. Уже на следующих версиях эсминцев от крана отказались, увеличив число ПУ до 96.

Тип «Хатаказе» — 2 эсминца этого типа вступили в строй в 1986 и 1988 гг.

С дружеским визитом в Перл-Харборе .

Полное водоизмещение – 5.500 тонн.
Вооружение: 1 пусковая установка Mk.13 c боекомплектом 40 зенитных ракет, 8 ПЛУР ASROC, 8 ПКР «Гарпун», 2 х 127 мм орудия, 2 «Фаланкса», 2 ASW.

Несмотря на свой статус «эсминцев УРО», старые калоши «Хатаказе» практически бесполезны в современных условиях – достаточно сказать, что используемые ими зенитные ракеты Standard-1MR были полностью сняты с вооружения ВМС США 10 лет назад.

Их противолодочные возможности тоже оставляют желать лучшего – на эсминцах отсутствует противолодочный вертолет, а система ASROC может поражать подводные цели на дистанции не более 9 км. Вместе с тем, эсминцы «Хатаказе» дешевы и просты в обслуживании.

ЭСМИНЦЫ

Тип «Акидзуки» — головной «Акидзуки» вошел в строй 14.03.2012 г., остальные 3 эсминца этого типа будут достроены только к 2014 году.

Водоизмещение: 6.800 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Очередной представитель семейства Иджис-эсминцев. Чисто японская разработка на основе западных технологий. Эсминец предназначен для защиты корабельных группировок от низколетящих противокорабельных ракет. Основное вооружение – до 128 зенитных ракет ESSM (Evolved Sea Sparrow Missle) с эффективной дальность стрельбы 50 км. Вполне достаточно чтобы отразить любую провокацию со стороны КНДР или Китая, при этом маленький эсминец может показать свои собственные «кулаки» – на борту 8 ПКР и целое море другого вооружения.

При создании перспективного эсминца японцы ставили упор на экономию средств, в результате стоимость «Акидзуки» составила «всего» 893 млн. долларов – почти в два раза меньше, чем у эсминцев семейства «Арли Берк».

Тип «Таканами» — в строю 5 эсминцев, строились в период с 2000 по 2006 гг.

Полное водоизмещение – 6.300 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

«Таканами» — один из японских эсминцев «переходного периода». Дорогая и сложная система «Иджис» отсутствует, но на эсминце уже установлена универсальная пусковая установка Mk.41, а в конструкциях настройки отчетливо проступают «стелс-технологии». Основными задачами крепких современных эсминцев является противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями.

Тип «Мурасамэ» — в период с 1993 по 2002 гг. было построено 9 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 6.000 тонн.
Вооружение: 16 ячеек УВП Mk.48, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 76 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Еще один эсминец «переходного периода». В качестве основного оружия установлены два 8-ми зарядных модуля УВП Mk.48 (укороченная версия Mk.41), боекомплект 16 зенитных ракет Sea Sparrow или 48 ESSM. Артиллерия представлена единственным 76-мм орудием итальянской фирмы ОТО Melara.

Эсминцы этого типа могут применяться для блокады морских районов и для действий в составе эскортных сил – дальность хода составляет 4500 миль на скорости 20 узлов.

Тип «Асагири» — с 1985 по 1991 гг. построено 8 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 4.900 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 8 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Фрегат, прикинувшийся для солидности эсминцем. Ни по размерам, ни по вооружению, ни по радиоэлектронике «Асагири» совершенно не удовлетворяет современным требованиям. Отличительная особенность этого корабля — уродливый силуэт с непропорционально большим вертолетным ангаром в кормовой части.

В настоящее время устаревшие эсминцы выводятся из боевого состава флота, два из них уже переоборудованы в учебные корабли. Тем не менее, у механизмов старых эсминцев еще сохранился свой ресурс для выхода в море, а 8 ракет «Гарпун» и противолодочный вертолет могут сыграть существенную роль в морском сражении.

Тип «Хацюки» — в период 1980-1987 гг. построено 12 кораблей.

Полное водоизмещение: 4.000 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 4 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Представитель старой японской школы кораблестроения, классический набор вооружения и корабельных систем. Несмотря на ветхость, на эсминцах (правильнее говорить — фрегатах), используется современная газотурбинная силовая установка. Разумеется, в современных условиях эсминцы «Хацюки» потеряли свою боевую ценность, поэтому многие из них выведены в резерв или переоборудованы в учебные корабли.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

В составе Морских сил самообороны Японии находятся 17 многоцелевых дизельных подводных лодок, построенных в период с 1994 по 2012 гг. Самые современные из них – подлодки типа «Сорю», оснащены уникальной дизель-стирлинг-электрической ГЭУ и способны двигаться под водой со скоростью 20 узлов. Максимальная глубина погружения – 300 метров. Экипаж – 65 человек. Вооружение: шесть 533 мм торпедных аппаратов, 30 торпед и противокорабельных ракет Sub-Harpoon.



Десантный вертолетоносец-док «Осуми». Полное водоизмещение — 14 тыс. тонн

Также в составе Морских сил самообороны Японии находятся 3 десантных вертолетоносца типа «Осуми» (построены в начале 2000-х годов), несколько десятков ракетных катеров и тральщиков, быстроходные танкеры, ледоколы и даже корабли управления БПЛА!

Морская авиация состоит из 34 эскадрилий, в составе которых 100 самолетов базовой противолодочной авиации, а также две сотни вертолетов различного назначения.

По моему мнению, повторяется история начала ХХ века, когда западные демократии до зубов вооружили японских милитаристов, что привело в дальнейшем к кровавой развязке.

Датой рождения императорского японского флота принято считать июнь 1869 года, когда после окончания гражданской войны под единое командование собрали все корабли, захваченные у сегунистов и полученные императором от вер­ных ему кланов. Флот состоял из купленного в США в 1867 году броненосного тарана "Котецу" (позднее "Адзума") французской постройки, канлодки "Чиодогата", корвета "Иошун", четырех колесных и четырех парусных кораблей. Спустя год к ним присоединился броненосный корвет "Рюдзо", построенный в Шотландии для флота американских южных штатов и купленный япон­ским принцем Хидзеном. Но только в 1875 году, когда под влиянием сложных отношений с Кореей было решено строить современные военно-мор­ские силы, Япония приняла первую кораблестрои­тельную программу. Из-за слабости своей про­мышленности заказы на постройку крупных кораблей (казематный броненосец "Фусо", броне­носные корветы "Конго" и""Хией") и 4 минонос­цев (в 1879 году) выдали английским фирмам. Небольшие корабли с деревянными корпусами начала строить военная верфь в Йокосуке, которой руководили французские специалисты.

В 1882 году Япония смогла принять более обширную 8-летнюю программу, предусматри­вавшую постройку 46 боевых кораблей, строительство верфей и заводов, обучение офицеров, матросов и техперсонала флота. Поскольку тогда в руководстве флотом пользовалась популярностью французская "Молодая школа", отрицавшая значимость броненосцев в морской войне, по данной программе строились только крейсера, канлодки и миноносцы: 14 кораблей, включая два крейсера, - в Японии, остальные - в Англии и Франции. Однако, обострение японо-китайских отношений в начале 1890-х годов заставило Японию заказать в Англии два мощных броненосца для противодействия имеющимся у Китая.

Когда в 1894 году началась японо-китайская война, не все новые корабли успели войти в строй. Тем не менее, японский флот, основу кото­рого составляли быстроходные крейсера со ско­рострельной артиллерией, сумел разбить сильнейшего, но плохо подготовленного противника. Боевой опыт позволил японцам сделать два очень важных вывода: о необходимости хорошего бронирования кораблей, предназначенных для эскадренного боя; и о полезности в таком бою быстроходного отряда с достаточно мощным вооружением и защитой. На основе этих выводов Япония и стала наращивать свои морские силы, когда на горизонте появился новый, более опасный соперник - Россия.

Хотя Япония и выиграла войну с Китаем, под нажимом России, которую поддержали Германия и Франция, ей пришлось занять на мирных переговорах скромную позицию, лишившись большинства своих притязаний. Но, получив кон­трибуцию и англо-американские кредиты, японцы без промедления стали готовиться к новой войне, на этот раз с "Великим северным соседом".

Несмотря на отсутствие боевых потерь, получение нескольких китайских кораблей и достройку всех заказанных до войны, флот "Страны восходящего солнца" на 1895 год уступал российскому, имевшему к тому же большие резер­вы на Балтике и Черном море. Поэтому рассчи­танная на 10 лет кораблестроительная программа 1896 года включала в себя 4 еще более мощных броненосца, 6 башенных броненосных и 6 броне­палубных крейсеров, 23 истребителя и 63 мино­носца. Все крупные корабли (кроме 3 броне­палубных крейсеров), 16 истребителей и большая часть миноносцев строились за границей с учетом последних достижений военно-морской техники и, в основном, программу выполнили досрочно. Ответные шаги России заставили Японию в 1903 году заказать дополнительно по 3 броненосца и броненосных крейсера, а также 2 бронепалубных. Но в начале 1904 года, учитывая, что русская про­грамма 1898 года еще далека от выполнения, японцы решили начать войну, не дожидаясь готовности этих последних кораблей. В качестве экстренной меры они, правда, успели купить в Италии два построенных для Аргентины броне­носных крейсера, еще более увеличив свое пре­имущество над русской Тихоокеанской эскадрой, базировавшейся на Порт-Артур и Владивосток.

Примечание: текст раздела публикуется на основании книги: С. Сулига Корабли Русско - Японской войны 1904-1905 гг. Часть 2. Японский флот


Фотоархивы

Императорский флот был основан во второй половине 19 века, к началу II мировой войны ВМС Японии были одними из сильнейших в мире. По количеству авианосцев – самых мощных тяжелых кораблей для атаки, они могли соревноваться только с США. Однако поражение в войне не дало им возможности развивать свой флот в том виде, в котором хотелось бы. Согласно новой Конституции существуют серьезные ограничения при формировании армии, в том числе военно-морского флота. Однако в последние годы Япония обеспечивает себя качественными судами, разрешенными новыми условиями. Рассмотрим подробнее места дислокации японского флота и виды кораблей, а также вооружения на них.

Структура и дислокация ВМС Японии

Весь флот Японии можно разделить на эскортные и подводные корабли, авиацию, а также учебные силы. Надводный флот базируется в 5 точках:

  1. Йокосука (Канагава);
  2. Сасебо (Нагасаки);
  3. Майдзуру (Киото);
  4. Куре (Хиросима);
  5. Оминато (Аомори).

В каждой из представленных баз присутствуют в обязательном порядке десантные корабли, эсминцы, корветы и субмарины, в 4 точках по 1 вертолетоносцу. По состоянию на 2016 год ВМС Японии имеет 155 кораблей, включая вспомогательные суда.

Авианесущие суда

Последние авианосцы находились на вооружении Японии в период II мировой войны, после поражения было подписано соглашение, согласно которому японцы больше не могут иметь на вооружении атакующие судна. Именно к ним относится авианосный корабль. Однако новые условия не запрещают им иметь вертолетоносцы. Они представлены двумя типами: «Идзумо» и «Хьюга». Из вооружения на борту находятся вертолеты SH-60K SeaHawk, ЗРК SeaRAM или ЗУР ESSM, а также противолодочные ракеты ASROC.

Подлодки

Согласно Конституции флот не может иметь агрессивное ударное вооружение, поэтому в строю нет ни одной атомной субмарины. Нижеописанные 2 типа кораблей являются дизель-электрическими подлодками:

  • Тип «Сорю» – из запланированных 13 судов в строю находится уже 8 кораблей, первый из них был принят на вооружение в 2009 году.
  • Тип «Оясио» – в строю находится 11 кораблей, первый из которых был готов в 1999 году.

На борту обоих типов подводных лодок размещены противокорабельные крылатые ракеты «Harpoon» и торпеды типа 89.

Эсминцы

Эскадренные миноносцы представлены большим количеством типов кораблей, которые можно разделить на две группы:

  • Эсминцы с управляемым ракетным оружием – типы «Атаго», «Конго», «Хатакадзе» – на борту ПКР «Тип 90» SSM-1B или «Harpoon», ЗУР SM-2MR, ПЛУР ASROC, вертолет SH-60K SeaHawk или SH-60J.
  • Эсминцы без УРО – типы «Акидзуки», «Таканами», «Мурасамэ» – на борту зенитная ракета класса «корабль-воздух» RIM-162 ESSM, вертолет SH-60K SeaHawk

Линкоры

Линкоры и броненосцы японского флота были потоплены в период II мировой войны или утилизированы после ее окончания. Новые корабли не производятся ввиду отсутствия необходимости.

Фрегаты

Малые эсминцы, которые в Японии называют фрегатами, представлены тремя видами: «Асахи», «Асагири», «Хацуюки». Данные судна были произведены во второй половине 20 века, в настоящий момент в строю осталось 10 кораблей и 2 преобразованы в учебные. На борту расположен один противолодочный вертолет SH-60J(K), пусковая установка Sea Sparrow Mk.29, противолодочные ракеты ASROC, ракеты «Harpoon».

Катера

Управляемые ракетные катера класса «Хаябуса» были построены в период с 2002 по 2004 года. Количество – 6 судов, включают противокорабельные ракеты SSM-1B, пушки и пулеметы.

Тральщики

22 легких корабля различных типов выполняют минно-тральные задачи. Большая часть из них была построена после 2005 года, для поиска мин используется специальная аппаратура NAUTIS-М.

Корветы

Корветы (или эскортные эсминцы) представлены типом «Абукума».В настоящий момент в строю находится 6 кораблей, которые несут в себе ракеты «Harpoon», «ASROC», пушки Phalanx CIWS и торпедные установки.

Военно-морские силы

В результате поражения Японии во Второй мировой войне ее вооруженные силы были распущены. Однако в 1950 году японское правительство под предлогом необходимости поддержания порядка в стране и с согласия американских оккупационных властей создало "резервный полицейский корпус" численностью 75 тыс. человек. В августе 1952 года "резервный полицейский корпус" был преобразован в "корпус безопасности". В 1953 году его численность возросла до 110 тыс. человек.

В мае 1954 года, в соответствии со специально принятым законом, на базе "корпуса безопасности" были созданы так называемые силы самообороны, на которые законодательно возложены задачи по обороне страны от внешнего врага, а также по оказанию помощи полиции при подавлении антиправительственных выступлений внутри страны.

Так, вопреки положениям Потсдамской декларации, акта о капитуляции и статьи 9 Конституции 1947 года, в Японии были заложены организационные основы для создания и наращивания национальных вооруженных сил в составе сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил.

Военно-морские силы являются видом вооруженных сил Японии. Они предназначены для решения задач по защите морских коммуникаций, своих ВМБ, пунктов базирования и портов, борьбе с корабельными группировками противника, блокаде проливных зон в районе Японских островов, обеспечению противодесантной обороны и высадки морских десантов, организации морских перевозок в интересах всех вооруженных сил как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами национальных вооруженных сил и ВС США.

В мирное время ВМС осуществляют во взаимодействии с силами департамента морской охраны дозорную службу, проводят мероприятия по поддержанию благоприятного оперативного режима в прилегающих акваториях, обеспечивают охрану территориальных вод Японии.

Основу военно-морских сил составляют эскортные и подводные силы, а также авиация флота. Важным компонентом ВМС являются минно-тральные и амфибийно-десантные силы. В составе флота имеется более 110 боевых кораблей, в том числе 16 подводных лодок, 100 самолетов базовой патрульной авиации и свыше 100 боевых вертолетов.

Организационная структура ВМС

Руководство военно-морскими силами осуществляет командующий (он же - начальник штаба) ВМС (штатная категория - адмирал). Командующему подчинены его заместитель (штатная категория - вице-адмирал), инспектор и главный врач ВМС (штатная категория - контр-адмирал).

Организационно в структуру военно-морских сил входят: штаб, флот, пять военно-морских районов, учебное авиационное командование, а также соединения, части и учреждения центрального подчинения - эскадра учебных кораблей, полк связи, три управления: МТО ВМС, военной полиции ВМС, океанографии, центральный контрразведывательный отдел ВМС, Токийский батальон обеспечения, госпитали (пять), исследовательская лаборатория подводной медицины, учебные заведения (шесть), редакционно-издательский отдел, Токийский оркестр ВМС.

Флот

Флот Японии возглавляет командующий (штатная категория - вице-адмирал), которому подчинены штаб, три командования (эскортных и подводных сил, авиационное), флотилия тральщиков, учебно-опытовая группа, отдельный дивизион танкодесантных кораблей (ТДК), а также информационный центр и группа обслуживания АСУ ВМС.

Численность личного состава флота превышает 22000 человек, из них около 8700 человек - в авиационном командовании.

Штаб флота (расположен в Йокосука) возглавляет начальник штаба (штатная категория контр-адмирал). В организационном отношении штаб включает следующие отделы: оперативный, административный, разведывательный, связи, НИОКР, тыла, инспекторский. Штатная категория начальников отделов - капитан 1 ранга.

Командование эскортных сил возглавляет командующий (штатная категория - вице-адмирал). Организационно командование эскортных сил состоит из штаба расположен в Йокосука), флагманского корабля, четырех (1-4) флотилий эскадренных миноносцев, кораблей обеспечения непосредственного подчинения (два корабля обеспечения боевой подготовки и четыре универсальных транспорта снабжения).

Флотилию эсминцев возглавляет командующий (штатная категория - контр-адмирал), включает штаб флотилии, флагманский корабль и три дивизиона эскадренных миноносцев (два-три корабля в каждом). Организация флотилии приведена к структуре "8-8", определяющей наличие на ее вооружении восьми кораблей и восьми противолодочных вертолетов (эсминец-вертолетоносец с тремя ПЛВ, пять эсминцев с одним вертолетом на каждом и два эсминца УРО, способных обеспечить зональную ПВО). Штатная категория начальника штаба флотилии, командиров дивизионов - капитан 1 ранга.

Береговой штаб 1 флотилии эскадренных миноносцев расположен в Йокосука, 2 флотилии - в Сасебо, 3 флотилии - в Майдзуру, 4 флотилии - в Куре. Корабельный состав командования эскортных сил флота приписан к пяти военно-морским базам Японии.

Командование подводных сил возглавляет командующий (штатная категория - вице-адмирал). Организационно в структуру командования входят: штаб (расположен в Йокосука), флагманский корабль, две (1,2) флотилии подводных лодок, учебный центр подводников, учебный дивизион подводных лодок (оснащен двумя ПЛ, выведенными из боевого состава).

Флотилия подводных лодок организационно включает штаб, флагманский корабль (плавбаза ПЛ), три дивизиона подводных лодок (две-три ПЛ в каждом), базовый отряд. Штатная категория командующих флотилиями, командиров дивизионов подводных лодок и базовых отрядов - капитан 1 ранга. Штабы 1-й и 2-й флотилии находятся соответственно в ВМБ Куре и Йокосука.

Авиационное командование расположено на АвБ Ацуги. Организационно в структуру командования входят: штаб, семь авиакрыльев (1, 2, 4, 5, 21, 22, 31), три отдельные авиаэскадрильи (51,61,111-я), а также четыре отряда - два авиаремонтных (1,2), управления воздушным движением (АвБ Ацуги) и инженерно-строительный (АвБ Хатинохе). Штатная категория командующего - вице-адмирал, начальника штаба, командиров авиакрыльев - контр-адмирал, командиров отдельных авиаэскадрилий, отряда управления воздушным движением капитан 1 ранга, инженерно-строительного отряда - капитан 2 ранга.

Авиационное крыло в своем составе имеет штаб, две-три авиаэскадрильи (патрульные, противолодочных вертолетов), две группы (инженерно-авиационного обеспечения и снабжения, аэродромно-технического обеспечения). Кроме того, 4 акр дополнительно включает отдельные авиагруппу на о. Иводзима и отряд на о. Минамиторисима (о. Маркус). Численность личного состава авиакрыла составляет 1000-1500 человек. Штатная категория начальников штабов авиакрыльев, командиров авиаэскадрилий и групп обеспечения - капитан 1 ранга.

На вооружении патрульных авиаэскадрилий (по две в составе 1, 2, 4, 5 акр, одна в 31 акр) находятся по 10 базовых патрульных самолетов Р-ЗС. В эскадрильях противолодочных вертолетов 21 акр (121, 124) и 22 акр (122, 123) имеются вертолеты SH -60J (по 12 ед.), а в 101 эскадрильи 21 акр - вертолеты НSS -2В (заменяются на SH -60J ). В состав 31-го авиакрыла (АвБ Ивакуни) входят 71-я авиаэскадрилья спасательных гидросамолетов US -1А и 81-я авиаэскадрилья самолетов РЭБ (ЕР-3 и U -36А). Авиаремонтный отряд предназначен для проведения войскового ремонта авиационной техники.

Флотилия тральщиков организационно объединяет минно-тральные силы флота. Флотилию возглавляет командующий (штатная категория - контр-адмирал). Организационно в структуру флотилии входят: штаб, флагманский корабль, пять дивизионов тральщиков (один -морских и четыре -базовых), две плавбазы тральщиков, а также отряд обеспечения минно-тральных работ.

Учебно-опытовая группа состоит из штаба (Йокосука), центрального военно-морского полигона (Йокосука), четырех центров: исследовательского по боевому применению оружия и военной техники, управляемого оружия, тактических тренажеров (два учебных - в Йокосука и Сасебо), а также из пяти учебных отрядов по подготовке корабельных специалистов младшего офицерского, старшинского и рядового состава (1-й отряд находится в Йокосука, 2-й отряд -в Куре, 3-й отряд - в Сасебо, 4-й отряд - в Майдзуру, 11-й отряд - в Этадзима) и испытельной лаборатории корабельного вооружения (Кагосима). На полигон замыкается дивизион опытовых кораблей, который базируется в ВМБ Йокосука. Учебно-опытовую группу возглавляет командир (штатная категория - контр-адмирал). Штатная категория начальника штаба учебно-опытовой группы, начальников полигона, лаборатории, исследовательских и учебных центров (за исключением 11-го учебного центра, который возглавляет капитан 2 ранга), дивизиона опытовых кораблей - капитан 1 ранга.

Отдельный дивизион танкодесантных кораблей имеет в своем составе танкодесантные корабли типа "Миура", которые приписаны к военно-морской базе

Информационный центр (Йокосука, городок Фунакоси) организационно включает штаб и три отдела (оперативной информации, информационно-аналитический, радиоэлектронной борьбы). Центр занимается анализом разведывательной информации, подготовкой информационных материалов, планированием мероприятий по организации военно-морской радио- и радиотехнической разведки. Штатная категория начальников центра и отделов - капитан 1 ранга, начальника штаба - капитан 2 ранга.

Группа обслуживания АСУ ВМС (Йокосука, городок Фунакоси) ведет обработку и выдачу информации в интересах высшего руководства флота и военно-морских сил. В Ацуги имеется отдельный отряд обслуживания АСУ. Штатная категория командиров группы и отряда - капитан 1 ранга.

Военно-морские районы

В составе военно-морских сил Японии имеется пять оперативно-тактических соединений, именуемых военно-морскими районами (Йокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру и Оминато), каждому из которых установлена зона ответственности. В зону оперативной ответственности ВМР Йокосука входят южное (от префектуры Миэ включительно) и восточное (по префектуру Ивате включительно) побережья о. Хонсю и прилегающие к ним акватории Тихого океана, а также малые острова в Тихом океане, относящиеся к Токийской префектуре, за исключением о. Окиноторисима; ВМР Куре - Внутренне Японское море, побережья островов Сикоку и Хонсю от префектуры Вакаяма до Убе префектуры Ямагути включительно, прибрежные акватории Тихого океана до южной оконечности о. Кюсю (префектуры Оита и Миядзаки), а также о. Окиноторисима; ВМР Сасебо - западное побережье о. Хонсю (префектура Ямагути); западная и южная части островов Рюкю и Кюсю с прилегающими акваториями (в том числе Корейский пролив); ВМР Майдзуру - северо-западное побережье о. Хонсю (от префектуры Симане до префектуры Акита включительно) и прилегающая к нему акватория Японского моря; ВМР Оминато - побережье северной части о. Хонсю (префектура Аомори) и всего о. Хоккайдо с прилегающими к ним акваториями Японского и Охотского морей, а также Тихого океана (в том числе проливы Лаперуза и Сангарский).

Военно-морской район возглавляет комендант (штатная категория - вице-адмирал), которому кроме основных соединений и частей административно подчинены начальники военно-морских баз (пунктов базирования), береговые части и службы, осуществляющие базовое обеспечение кораблей и судов ВМС.

Организационно военно-морской район включает: штаб, один - три отдельных дивизиона кораблей, военно-морскую базу, один - два пункта базирования (в ВМР Куре, Сасебо, Оминато), отдельные корабли и суда, а также береговые части и службы различного назначения - отряды связи, базовый, медицинский, учебный (кроме ВМР Оминато), контрразведывательный отдел, две базы снабжения (кораблей, боеприпасами), оркестр. Кроме того, в составе трех военно-морских районов (Куре, Сасебо и Оминато) имеются отдельные подразделения авиации - эскадрильи противолодочных вертолетов. Численность личного состава ВМР составляет от 2000 до 3000 человек.

Коменданту ВМР Сасебо непосредственно подчинен центр контроля надводной и подводной обстановки Цусима, предназначенный для контроля обстановки в Корейском проливе. Штатная категория начальника центра - капитан 1 ранга. Центру подчинены пункты контроля надводной и подводной обстановки (КНПО) Каминосима, Симоносима и Ики (штатная категория начальников пунктов - капитан 2 ранга).

В военно-морском районе Йокосука имеется отдельный базовый отряд на о. Титидзима.

Соединения и части, входящие в состав ВМР, предназначены для обеспечения обороны и поддержания необходимого оперативного режима в своих зонах ответственности, охраны водных районов, организации контроля надводной и подводной обстановки в зонах ответственности,

Штаб ВМР возглавляет начальник штаба (штатная категория - контр-адмирал). Ему подчинены заместитель, помощники по снабжению и технике, инспектор и старший врач. Штаб ВМР состоит из трех отделов: административного, оперативного, финансового. Штатная категория начальников отделов в штабах ВМР - капитан 1 ранга.

Отдельные дивизионы кораблей. В каждом ВМР имеется один - два дивизиона эскортных кораблей (эм, фр; два-три корабля в каждом). В военно-морские районы Йокосука и Майдзуру входит также по отдельному дивизиону базовых тральщиков (три корабля в каждом). Штатная категория командиров дивизионов эскортных кораблей капитан 1 ранга, командиров дивизионов базовых тральщиков - капитан 3 ранга.

Военно-морская база организационно включает штаб, отряд береговой охраны, рейдовую службу, группу водолазов, а также отдельные базовые отряды, дислоцирующиеся за пределами базы (Куре, Сасебо, Майдзуру). На рейдовую службу замыкаются пункты КНПО. Штатная категория начальника базы - капитан 1 ранга, начальника штаба ВМБ - капитан 2 ранга.

Пункт базирования (в ВМР Куре - Хансин, в ВМР Сасебо - Кацурен (Окинава) и Симоносеки, в ВМР Оминато - Йоити и Хакодате) включает штаб, дивизион тральщиков в составе трех кораблей (в пункте базирования Йоити - дивизион катеров), несколько пунктов КНПО отдельные суда и катера. Кроме того, ПБ Хансин имеется дивизион сторожевых катеров, в ПБ Кацурен группа водолазов. Штатная категория начальника ПБ - капитан 1 ранга (начальника ПБ Хансин - контр-адмирал), начальника штаба - капитан 2 ранга.

Отдельная авиаэскадрилья противолодочных вертолетов состоит из штаба, авиационного отряда, отрядов инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения. На вооружении авиаэскадрильи находится около 10 вертолетов НSS -2B . Кроме того, отдельный отряд вертолетов (2 S -61А, 1 ОН-60) имеется на ледоколе "Сирасе" (приписан к ВМБ Йокосука), базируется в Татеяма.

Учебное авиационное командование военно-морских сил

Учебное авиационное командование ВМС организационно включает штаб (АвБ Симофуса), три учебных авиационных крыла (Симофуса, самолеты YS -11T , P -ЗС; Токусима - ТС-90, 11С-90; Оцуки - КМ-2, Т-5), 211-ю учебную вертолетную эскадрилью (вертолеты НSS -2В, ОН-6D ). Штатная категория командующего - вице-адмирал, начальника штаба - капитан 1 ранга.

Учебное авиационное крыло по своей организационной структуре подобно боевому авиакрылу: включает штаб, одну - две учебные авиаэскадрильи, две группы (инженерно-авиационного обеспечения и снабжения, аэродромно-технического обеспечения).

В составе учебного акр Оцуки находится 221 эскадрилья, предназначенная для начальной подготовки курсантов (авиатехника отсутствует). Группе аэродромно-технического обеспечения подчинен спасательный авиаотряд, оснащенный двумя вертолетами UH -60J или S -61A . Штатная категория командира авиационного крыла и начальника штаба - капитан 1 ранга, командиров учебных авиаэскадрилий и групп - капитан 2 ранга, капитан 1 ранга.