Чукотка. Поселок Угольные Копи

Наши диванные путешествия продолжаются. Прошлый раз мы летали на Луну, а сегодня отправимся под землю. Нас ждут Угольные Копи.
Поехали!


Чтобы попасть в Угольные Копи, необходимо лететь на Север, в аэропорт Анадырь. Вот он, на фото.
Отсюда действительно можно попасть в Анадырь, но наша цель расположена значительно ближе.

На заднем фоне - поселок Угольные Копи.
Разноцветненький.

На краю аэродрома прикорнула вечным сном малая авиация России.

Плавник окаменевшей акулы напоминает нам о бдительности. Говорят, со сталинских времен он здесь.

От былых времен остались также и высокотехнологические руины.



В свое время это был довольно оживленный узел авиасообщений.

Ну что-же, поехали, посмотрим на сам поселок. Эта дорога называется СпасибоАбрамовичу. Почему так? А вот так.

Проезжаем заброшенное сооружение. Планировалось соорудить тут что-то вроде электростанции. Город должен был вырасти и расцвети. Но что-то не сложилось...

Знакомьтесь, Угольные Копи. Поселок.

Стамбул - город контрастов.

Наведение красоты. Вообще, характерный прием для современной северной городской архитектуры. Яркие, разноцветные краски посреди ледяной пустыни.
Жизнь прекрасна, ананасы.

Внутренности поселка.

Детская площадка. Довольно бездетская кстати. Приглядевшись, можно увидеть ребенка в желтом комбинезоне и одинокого гопника на лавочке.

Вот еще один детеныш.
- Где ты живешь, детка?
- В Угольных Копях, дяденька...

Теплыми августовскими вечерами тут порой довольно многолюдно. Все гуляют, наслаждаются последними летними денечками.

Посмотрим, как живут люди.

На окнах установлены высокотехнологические нано-холодильники "Север-зиро".

На случай перебоев с водоснабжением, за углом дежурит водовоз повышенной проходимости.
Интересно, кстати, не замерзает-ли в нем зимой вода?

Но... не все так уж прекрасно в Угольных Копях. Во-первых - погода.
Здесь холодно и даже очень.

Второй недостаток - это население и состояние жилого фонда.
Разноцветные веселые домики - это прекрасно! А вот, на фото, другая сторона Угольных Копей. Трубы, свисающие со второго этажа - это самодельная сливная канализация.
Так и живем...

Угольные Копи. Зимой и летом.



Гаражи.

Эта тропа называется Шелковым Путем. Она ведет во вторую часть поселка, в военный городок.



Знаешь, ананас, как выглядит Штаб Дальней Авиации России?
А вот так.



А вот так выглядят окрестности.
Как видим, есть чему поучить Сирию.

Урбанистические красоты.

Половина здания,в центре (за лужей) принадлежит Военторгу, а половина - коммерсанту. Догадайтесь, где чья половина.

Кто-то живет прямо здесь, а не в том разноцветном великолепии, которое мы видели в начале.

Вот так здесь ходят на работу. Каждый день, туда и обратно.
Гвозди бы делать из этих людей!

Детская площадка.

Средняя школа и общий вид на улицу Школьную.



С 1989 года, население Угольных копей уменьшилось в четыре раза. С двенадцати тысяч, до трех с половиной (в 2015 году).

Следы оголтелого милитаризма.

Памятник авиаторам-первопроходцам. Никто не забыт.







Возле самолета установлен Дом Офицеров. Действующий. Вопреки всему.



Торговый комплекс. Это Военторг, товарищи.







Зимний натюр-морт.





Это Родина, сынок!

Военное присутствие в Угольных Копях сведено к минимуму. Практически, остался только гражданский сектор.



Казармы пусты и разграблены.







Окраины полны развалин. Вот как-то так тут и строят. Котлована под фундамент не роют.



Итак, почему-же мы здесь? Для ответа, надо отправиться за красную городскую черту.

Впереди нас ждут крутые горки.

А это, кстати, водопровод. Всего лишь два слова - вечная мерзлота. Канаву рыть дорого и сложно.

Проезжаем останки противовоздушной обороны. Эта путаница проводов - сложная система антенн для улавливания врагов на подлете к Мавзолею.



Нам надо вооон в те горы.

Видите вот это сооружение? Оно стоит примерно, как российская база на Луне.
У нас есть лунная база? Нет. Зато, мы угрохали средства в эту гору.

Рядом с Горой расположен поселок. Это база РВСН. Называется Гудым. Ходит легенда, что по фамилии начальника стройки.

Как и положено, деньги истрачены, дома построены, объект заброшен.

Назначение объекта - хранение и регламентное обслуживание ядерного вооружения (ядерной боевой части, ЯБЧ). Подчинялся 12-му Главному управлению Министерства обороны СССР. (Википедия)





Инерция исторического выбора. Вместо этого вот здания, где-то могла-бы быть больница. Онкоцентр, например. И сейчас, в эту самую минуту, на свете жили-бы десятки тысяч спасенных людей.
Они мертвы. Зато, у нас есть вот ЭТО черт-те где на Севере и давно сгнившее.







Ах да, тут-же еще есть подземные сооружения. Мы к ним еще вернемся.

Полюбуемся надежно охраняемыми заброшенными домиками.





А вот, кстати, интересный дом. Местные жители (да-да! Они есть!) рассказывают легенду, что якобы здание раньше было пятиэтажным.
Будто-бы ураган разрушил пятый этаж и, было решено - судьба-с! - оставили четырехэтажным.

Военторг Гудыма во всей красе.



Библиотека.

Всегда в боевой готовности!

Недавно сгоревший дом. Сюда приезжают сезонные "рабочие" - грабят цветной металл и живут, пока не ударят холода.

Медсанчасть.

Главная улица.

Здесь живут охотники за цветметом.





Гудым, по сути, это почти космодром.
Еще один. Заброшенный.

Здесь размещались тягачи с ракетами.



Стартовый стол. Осталось только бетонное основание и часть направляющих. Отсюда запускали ракеты.

На краю площадки есть люк.



Внизу много интересного.
Тяжелый железобетонный блок на колесах - это дверь. Сооружение должно было выдержать ядерный удар.

Объект представлял собой автономные подземные сооружения длиною ровно в один километр, с множеством отдельных ответвлений, не имеющих других выходов, обладал полной противоатомной защитой. (Википедия)

Внутри был разделён на части по уровням доступа для личного состава; транспортировка грузов осуществлялась электрокарами по узкоколейной подземной железной дороге. Имеется 2 центральных входных портала с многотонными гермодверями. (Она-же)



десь хранились и досматривались устройства, от которых покраснел-бы чернобыльский счетчик Гейгера.





Ядерное оружие увезли военные, а медь и прочие полезности отсюда исчезли благодаря сезонным "рабочим". Загоняли внутрь грузовик... а внутри километры медного кабеля и другие вкусности.

Выезд надежно защищен от внезапной ударной волны, возникающей при ядерном взрыве.

Что-ж, пора покидать Гудым. Кто хочет знать больше - Гугль в руки.
Большинство фотографий Гудыма взяты отсюда .

А мы едем в Угольные Копи. Там нас ждет студеное синее море и возвращение домой.

Уже почти приехали.

Домик рыбаков. Можно переждать дождь и крушение империи.

Скамейка ожидания. Пока ждем паром (в Анадырь) можно полюбоваться угольным транспортером. Отсюда уголь грузился на баржи и шел к потребителям.

Вид на транспортер.

Берега завален ржавым железом. Только самый оголтелый русофоб заметит эти развалины.







Здесь был человек.
Часть хлама - это добытые в Гудыме артефакты. Ждут отгрузки в Китай на переплавку.





Что-ж, вот и паром. Пора отправляться в другое дивное местечко.

Посёлок городского типа, в составе Анадырского района Чукотского автономного округа, расположен на берегу Анадырского залива Берингова моря напротив Анадыря.

Население по результатам переписи 2002 года - 3863 человека, по переписи 2010 года составляло 3368 человек, в 2015г - 3666 чел.
Количество избирателей на 01.01.2010 года: 2607 человек

Это рабочий поселок. Здесь живут шахтеры, военные, рабочие, служащие, авиаторы, Расположен на левом берегу Анадырского лимана. Добраться до него можно из аэропорта Анадырь на такси или рейсовом автобусе за 15-20 мин. Из окружного центра летом можно доехать рейсовым катером, а потом на автобусе. Время в пути - около 1 ч. Зимой, когда акватория Анадырского лимана покрывается толстым льдом, открывается ледовая дорога, и тогда время в пути на машине из Анадыря до Угольных Копей не превысит 30 мин.
Основан населенный пункт в начале XX в. как поселение шахтеров, снабжавших пост Ново-Мариинск углем. Районное управление в разные годы находилось то в Анадыре, то в Шахтерском. С 1997 г. окончательно центром района становятся Угольные Копи. Здесь находятся все районные учреждения, несколько воинских частей. Есть сеть магазинов, узел связи, библиотека, школы, дом культуры. Поселок вытянут вдоль дороги аэропорт - Шахтерский. Самым благоустроенным является микрорайон "Первомайка". Гостиницы в поселке нет, но есть в аэропорту. Очень живописны окрестности поселка с видом на лиман, бескрайнюю тундру. Летом здесь прекрасная рыбалка и обилие ягод и грибов
---
На протяжении десятилетий на карте Анадырского района долгое время административным центром был поселок Комбинат, переименованный в начале 1960-х годов в Шахтёрский. В 2007 году он был окончательно ликвидирован. Поселок располагался на противоположной от Анадыря стороне лимана, между берегом бухты Мелкой и подножием Второй Горки, и долгое время был как бы отдельным микрорайоном столицы Чукотки. Первые сведения об освоении этих мест относятся еще к началу XX века. Примерно в 1909 году здесь обосновался крупный капиталист из Владивостока, владелец рыбных промыслов Грушецкий. Он был также единоличным владельцем «Тихоокеанской пароходной компании «Грушец­кий и К°». Кроме обычных грузовых пароходов он владел и двумя рефрижераторами, а по тем временам суда такого типа были довольно редкими. В 1906-1908 годах на левой стороне лимана добывали золото на американском акционерном прииске «Дискавери». Прииск закрыли, но ожидания остались. Вот и решил Грушецкий обосноваться поближе к местам желанных будущих открытий золота, чтобы не упустить свой шанс. А пока он вложил свободные капиталы в строительство первых двух на северо-востоке России рыбо-разводных заводов на западном берегу Камчатки. А заодно добился статуса поставщика двора его императорского величества самого вкусного на Дальнем Востоке анадырского лосося. По сведениям известного геолога Петра Полевого, изучавшего Чукотку в 1912-1913 годах, только рефрижератор «Евгения» увозил к царскому столу небывалый улов - 72 тысячи пудов за лето. Из-за малолюдства населения в округе на свои рыбалки Грушецкий чаще всего привозил корейских рабочих из Владивостока.
В 1910-1920-х годах старатели после летних поисков золота зимой на левом берегу лимана проходили шурфы по разведке найденного здесь угля. В 1928 году Акционерное Камчатское общество (АКО), созданное годом раньше, направило крупную по тому времени даже для страны геологическую экспедицию под руководством В.В. Купер-Конина. В ее распоряжении были два буровых станка, два гусеничных трактора с прицепами, морские и речные катера, баржи, мастерская для ремонта оборудования, оснащенная различными станками. Катера и баржи обосновались в бухте Мелкой. Золота на месте бывших работ прииска «Дискавери» и на соседних водотоках бассейна реки Волчьей экспедиция, работавшая до 1930 года, не нашла, зато сделала предварительный подсчет запасов угля на левом берегу Анадырского лимана. По ее оценке, они составляли 17,6 миллиона тонн. Это оказалось очень кстати, так как на прежних разработках, на месте первых угольных копей на другой стороне лимана, из-за пожара пласт в 1929 году в значительной мере выгорел.
В 1929 году АКО решило осваивать богатые запасы местного лосося и создало Анадырский рыбоконсервный комбинат. На берегу бухты Мелкой в том же году началось строительство Анадырского рыбозавода, одной из рыболовецких баз комбината. Через два года здесь вступила в строй электростанция мощностью в 44 кВт. Следующим летом уже было выпущено 12 500 ящиков рыбных консервов. Каждый из них содержал по 48 банок. В состав комбината входило пять рыболовецких баз, консервный завод, кустарная разработка местных углей на левом берегу лимана, другие объекты. А с появлением второго консервного завода на юге района, в Мейныпилыыно, где была также одна из рыболовецких баз, рыбоконсервный комбинат разделился на два комбината - Анадырский и Мейныпилыынский. Максимального вылова и выпуска продукции оба комбината достигли в 1943 году. Большая часть улова шла на засолку, и ее в бочках отправляли для питания заключенных, добывавших олово на оборонных предприятиях Дальстроя в Чаунском районе и работавших также на других объектах.
В то время, когда строили корпус комбината, не только на Чукотке, но и в стране еще не было опыта строительства в условиях вечной мерзлоты, да и сами ее особенности требовали всестороннего изучения. И так получилось, что здание, построенное без учета знаний о мерзлоте, через пару лет начало разрушаться. Но как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Недалеко от берега бухты Мелкой в 1935 году была основана Анадырская научно-исследовательская мерзлотная станция, ставшая первым академическим научным учреждением на Чукотке. В разное время на станции ра­ботали талантливые специалисты, ставшие со временем крупными учеными с мировым именем. Ее основатель, кандидат наук П.Ф. Швецов, за выдающиеся работы был избран членом-корреспондентом Академии наук, минуя докторскую степень. Как крупный ученый, Петр Филимонович долгое время возглавлял Институт мерзлотоведения Академии наук СССР, был удостоен Государственной премии.
Бухта Мелкая и Вторая Горка, между которыми расположен Комбинат, ставший после войны центром района, сыграли выдающуюся роль в истории округа. Вначале бухта прославилась обильными уловами рыбы. В 1932 году на ее водную гладь совершил посадку гидросамолет летчика Г. Страубе. Отсюда же с его экипажем стартовала летная экспедиция геолога С. Обручева и картографа К. Салищева на поплавковом самоле­те ЮГ-1. В полетах в небе Чукотки возглавил экипаж морской летчик Ф.К. Куканов. Пройдут десятилетия, и работы геологов с применением авиации станут обычным явлением, а сам метод получит название групповой съемки.
В апреле 1940 года в окрестностях Комбината завершился первый авиарейс, связавший Москву с Анадырем. Его выполнил один из первых Героев Советского Союза М.В. Водопьянов. А летом на новой авиалинии посадка на самолеты Н-309, вылетающие с Анадыря в Москву, шла из деревянного морского причала у берега бухты. На Второй Горке еще до войны стартовали в небо первые летчики из числа коренных жителей края. Тогда же первые парашютисты Чукотки «приземлялись» на лед бухты. Уходили в небо тогда с грунтовой полосы Второй Горки и льда бухты многие летчики Чукотской авиагруппы. Один из них, В.И. Масленников, в годы войны стал командиром эскадрильи авиации дальнего действия. За бомбардировку важных военных объектов в глубоком тылу врага и выполнение других боевых заданий Виталий Иванович в 1943 году был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Он награжден также 4 орденами Ленина, орденами Боевого Красного Знамени и Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями. Столь внушительного числа наград не было ни у одного гражданского летчика страны. После войны Виталий Иванович снова не раз сажал свою машину на лед бухты уже как летчик полярной авиации и перерывах между полетами с большим увлечением пре­красно писал маслом чукотские пейзажи. Всего Виталий Иванович летал в Арктике полных тридцать лет.
Особенно важную роль выпало сыграть бухте Мелкой и Второй Горке в годы Великой Отечественной войны. Летом самолеты садились на дозаправку на Горку, а зимой на лед, как на запасной аэродром. Это были сотни самолетов, перегоняемых с Аляски к фронту по системе договоров ленд-лиза по знаменитой и секретной тогда авиатрассе АлСиб, экипажи которых совершали посадку на лед зимой. Садились здесь командир Краснознаменной Красноярской перегоночной дивизии Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук, известный американский летчик Томас Уотсон, другие знаменитые летчики. В конце 1970 - начале 1980-х годов Томас Уотсон был послом США в Советском Союзе. В 1987 году 73-летний бывший посол США во время кругосветного перелета с запада на восток был принят в Москве Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко в Москве, а потом были незабываемые встречи на земле Чукотки и в Анадыре, где в годы войны прошла боевая молодость Томаса Уотсона.
Напомним, авиалиния Москва-Анадырь-Москва была открыта в 1940 году. Двадцать лет ее конечным пунктом оставалась Вторая Горка. Все это время самолеты сначала шли на юг, в направлении Хабаровска, а потом уже на Москву. Во время частых посадок самолетов на заправку не редкими были и пересадки на другие типы самолетов. В 1960 году на авиатрассе Москва-Анадырь- Москва, которая пролегала по северному маршруту с посадками в Амдерме, Хатанге и Тикси, стали летать более комфортабельные и современные машины - первенец советской гражданской реактивной авиации Ту-104 и турбовинтовой самолет Ил-18. Они перевозили не только пассажиров, но и грузы, особенно свежие овощи, в аэропорт столицы округа. Самолеты садились и взлетали с первой бетонной полосы округа - военного аэродрома, но еще долго, до сентября 1974 года, часть служб гражданской авиации, пока не был построен аэровокзальный комплекс, находилась на Второй Горке. Такой «разброс» служб гражданской авиации делал в ту пору Анадырский аэропорт самым сложным в стране.
Комбинат и аэропорт соединяет грунтовая дорога. Ее последние километры проходят через Угольные Копи. У поселка есть ряд микрорайо­нов, включая аэропорт.
Дату основания Угольных Копей условно можно отнести к концу 1920-х годов, когда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта. Тогда же здесь был создан вспомогательный учас­ток Анадырского рыбокомбината. После ликвидации последнего в 1957 году шахта стала самостоятельным предприятием. На протяжении десятилетий уголь отсюда поступал не только в окружной центр, но и в глубинные пункты по реке Анадырь, на Эгвекинотскую ГРЭС. В виде эксперимента в конце 1960 - начале 1970-х годов были поставки на Камчатку и в Японию. Коллективы подземщиков по уровню производительности на однотипном оборудовании входили в число лучших в стране. Сейчас уголь добывают уже из четвертой шахты. Его подают по конвейеру на причал, где летом загружают на плавсредства. Зимой более сотни тысяч тонн завозят на Анадырскую ТЭЦ автомашинами по ледовой переправе через лиман. Для шахтеров и работников других учреждений построен по современным проектам микрорайон Первомайка.
Недалеко от шахты в 1930-х годах построили передающую радиостанцию и антенное поле. Приемная станция была создана на мысе Обсервации. Передающая и приемная станция десятки лет считались комплексом правительственной связи.
В Угольных Копях долгое время находились воинские части Анадырского гарнизона.
Как военный гарнизон поселок Угольные Копи сейчас утратил свое значение. Летом 1983 года расположенную здесь дивизию ПВО подняли по тревоге и развернули ее маршрут вглубь страны. Уже в воздухе командир дивизии получил координаты назначения - Гудаута, побережье Черного моря.

В последние годы воинские части из Угольных Копей и окрестностей поселка выведены. Но надо назвать еще один объект - Жиловая Кошка.
В водах на траверзе кошки (косы) и скалистого островка Алюмка всегда был обильный ход лосося на нерест. Там, на косе, до середины 1940-х годов было старинное село Тавайваам. Но военные «положили глаз» на мыс Селения, которым оканчивается кошка, и, не поделив места с рыбой, решили построить бетонный причал. Жителям Тавайваама пришлось «потесниться», и их переселили на другой берег лимана, в окрестности Анадыря.
Сейчас Тавайваам, оставаясь селом, находится под управлением администрации города. А к первому, когда-то бетонному причалу, который давно утратил прежнее военное значение, в навигацию швартуются теплоходы с грузами для левой стороны лимана.
От этого причала начинается также пассажирская линия, связывающая левый берег с окружным центром.
Самым удаленным микрорайоном Угольных Копей является городок авиаторов. В начале 1996 года независимые ранее авиаотряды Анадырский, Билибинский, Чаунский и Шмидтовский объединились на базе Анадырского аэропорта в единое государственное предприятие «Чукотавиа». Его филиалами стали аэропорты Певека, Кепервеема (Билибина), Омолона, мыса Шмидта, залива Креста, Маркова, Провидения, Лаврентия, Беринговского.
Аэропорт Анадырь связан прямыми рейсами с Москвой, Магаданом и Хабаровском. При этом с Москвой столицу округа связывают рейсы двух авиакомпаний, на которых летают комфортабельные самолеты «Боинг-747» и ИЛ-62. Выполняются рейсы в Омск, а летом в аэропорты юга России. В окружной центр, в горняцкие поселки и национальные села округа выполняют рейсы вертолеты Ми-8 и грузовой Ми-26. Пилоты «Чукотавиа» на внутренних линиях обслуживают самолеты Ан-3, Ан-24, Ан-26, освоили Ан-74. На смену боевым самолетам времен «холодной войны» в аэропорту в последние годы приземлялись сугубо мир­ные, но знаменитые «Русланы», вертолет МЧС Ми-26, другая крылатая и винтокрылая техника.
Несколько ранее, в 1990 году, была открыта международная воздушная линия Анадырь-Анкоридж. А в апреле 2002 года аэропорту Анадырь присвоен статус международного. В конце 2005 года, в дни празднования 75-летия Чукотского автономного округа, в аэропорту Анадырь открыт новый аэровокзальный комплекс.

Город Анадырь имеет все атрибуты большого города, но в маленьком виде. Застроен он, в основном, пятиэтажными домами, все они покрашены в весёлые цвета – красный, синий, жёлтый и проч. Такая простая мера, как покраска домов, сделала город веселей многих иных северных городов и посёлков. Впрочем, внутри подъезды выглядят обычно, по-северному, без прикрас. Домов выше пяти этажей в городе не видно. Все дома стоят на ножках высотой 0,5-1,5 метра, под домами – пустоты, ветер и некоторые трубы.

В городе замечен один супермаркет («Новомариинский») и несколько десятков магазинов, как съедобных, так и вещевых. Цены на еду создаются следующим образом. Всё, что можно привезти пароходом, и долго хранится (крупы, консервы), привозится с июля по ноябрь и стоит относительно приемлемых денег – каждый килограмм наценивается рублей на 60. То есть, например, сахар стоит 120 рублей за кило, картофель, морковка и т.п. – порядка 90 (это привезли последним осенним пароходом, потребляйте, пока не кончилось!). Консервированные овощи, огурцы, капусты, помидоры, в железных и стеклянных банках, стоят раза в два больше, чем у нас в России. Отностельно недорогое мороженое (может быть потому, что не требует особых условий хранения, положил на улицу или в холодный склад и храни себе). А вот те фрукты, которые могут испортиться, помёрзнуть, протухнуть, или же кои поспевают после того, как с Владивостока отправится последний пароход (в конце октября), -- эти фрукты везутся самолётами и тут каждый килограмм уже «золотой». Бананы – 490 в супермаркете, мандарины – 650 руб/кг, всё прочее -- что везётся самолётом – также 700, и выше. К весне, когда съедятся калории, привезённые пароходом, -- будут довозить самолётом что позаканчивалось и каждый свежий продукт тоже будет 600 р/кг и выше. Сахара, перловки, риса, варенья и джемов, гречки хватит до лета, их завезли, вероятно, достаточно (цена – вдвое от московской). Производители еды – в основном Западная половина России. Самый почти дешёвый найденный продукт – «Ноги Свинные» (так на ценнике), 120 руб/кг. Отчего такие дешёвые, не знаю, может они своим ходом идут с Большой Земли? Рыба есть тоже не очень дорогая, пищевые свойства и рыбы, и "свинных ног" не изучались, не знаю кто их тут покупает вообще.

Маленькие магазины дороже, чем супермаркет, но ненамного. Зато они часто круглосуточно открыты. В одном магазине видел гречу по 50, это вообще почти бесплатно для местности этой. Еда есть некоторая с Южной Кореи – коктейли «Милкис», «Золотой майонез» и прочие, стоимость двойная+ от корейской розничной. А вот продуктов из соседней Америки не видно.

Салоны связи «Связной», «Евросеть», «Мегафон» тут тоже выросли, хоть тут и не евро... Так как мобильные телефоны и всякие современные игрушки – не тяжёлые, цена на них вполне адекватная. Может это ещё докризисный завоз. В целом, мобильный телефон можно купить за 1500 руб (всего $20), трёхсимочный – за 2000 ($30), билайн-модем за 1000, а цены на планшеты и т.п. не представляют интереса для читателей, не поедете ж вы в Анадыре планшет покупать. Есть в городе банки и обмен валюты, курс $$ такой же большой, как и на материке – более 70 рублей за доллар, хотя тут до Америки ближе, могли бы и подешевле доллары подвезти, с Аляски-то! Я понимаю -- к нам в Москву их везти накладно, так хоть анадырцам подкинули бы со скидкой!

На другом берегу лимана – в посёлке Угольные копи – много маленьких магазинчиков. Ценообразование примерно такое же, некоторые объекты дороже, например, снежок и кефир анадырского завода, стоящие в Анадыре 150, тут видел уже в продаже за 210. (В связи с тем, что полезные (т.е.дешёвые продукты) на Чукотке не были почти обнаружены, я перешёл к потреблению более вредных (т.е. дорогих) продуктов.)

Что же касается предметов непостоянного спроса, т.е. тех, на которых может найтись покупатель, а может и не найтись покупателя – такие рискованные товары на Чукотку не поступают вовсе, и нуждающееся заказывают их по почте или же привозят сами с Большой Земли. Впрочем, для предметов дорогих и компактных, стоимость провоза-пересыла тут не так велика, как в предметах картофельных или банановых. Поэтому в целом, анадырец на свою зарплату (также повышенную) обставит квартиру лучше и современней, чем житель Тамбова или Смоленска. А вот продукт у него в холодильнике будет менее разнообразен, чем у коллеги-протетария средней полосы России или Украины. Именно берём холодильник (не морозилку и не шкаф, ведь крупы и макароны у всех одинаковые). .

В Анадыре есть несколько памятников. Имеется статуя Владимира Ильича Ленина, он стоит перед Дворцом детского творчества (бывш.Дом Пионеров).. Также несколько лет назад появилась крупная скульптура святого Николая, находится она прямо перед деревянным храмом. Тот храм, говорят, единственный такой большой деревянный храм, стоящий на ножках на вечной мерзлоте. Внутри – я зашёл – было пусто, безлоюдно, но из алтаря доносились звуки церковной службы (может быть там один священник и был). Внутри храма была вешалка для одежды, и на ней надпись: «Вещи прихожан, которые сейчас молятся… НЕ БРАТЬ!» И вторая: «За оставленные вещи храм ответственности не несёт!» Да, вероятно требуется вводить просвещение законом Божьим в сей чукотский край, раз такие надписи имеют место, значит, нужно просвещать. – Замечено и культовое учреждение меньшего размера.

Памятник установителям Соввласти на Чукотке, и монумент ветеранам ВОВ, тоже присутствуют. И стела «Новомариинск / Анадырь». И памятник основателю Анадыря (Новомариинска) в XIX веке. Всего же пара основных улиц, Ленина и Отке, и несколько второстепенных.

Город холмистый, то вверх, то вниз устремляется. Улицы охлаждённые, есть светофоры, много довольно машин (на душу населения). Вчера была идеальная погода, около -25 градусов и почти без ветра. Я целый день ходил по городу А., фотографировал, пока не стемнело, а заходит солнце в 14 часов с чем-то. При случае покажу фотографии. Потом пошёл в супермаркет, купил себе продуктов для еды и для исследования

(Включая мюсли. С мюсли вышла незадача. Я взял небольшой пакетик мюслей (400 гр.), на котором было, как оказалось, написано, что они очень живые. «Жизнелюб», «Стиль жизни», «Живая еда» и «Живой продукт» -- сразу все эти надписи присутствовали на этикетке. Вещество было порождено не на Чукотке, а в подмосковном в городе Реутов. Когда я их залил кипятком, по помещению разнеслась такая вонь, что я удивился, попробовал, понюхал и выбросил получившуюся массу. Может вода не та? Аккуратно вскипятил ещё воды, залил ещё раз – вонь опять разнеслась, не стал есть и выкинул весь пакет. Тоже мне «живой» продукт. Даты выпуска нигде на пакете не было видно. Это ж умудриться надо, такой вечный продукт испортить!)

…пообедал всеми остальными продуктами, и пошёл в бибилотеку, где вчера состоялась моя 2-я лекция. А оттуда меня забрал человек по имени Владимир, представляющий здесь Российское Географическое Общество, он же руководитель детско-подросткового клуба путешествий, чтобы я выступил перед школьниками вечером. Школьников пришло всего трое, поэтому наиболее интересен был рассказ самого Владимира о его жизни, вот основное (в сокращении):

«Я приехал на Чукотку сразу после армии, в 1971 году. Летел более недели с пересадками (самолёт заправлялся, ждал погоды) в: Амдерме, Хатанге, Черском. И прибыл в Анадырь. То был тогда ещё не город, посёлочек. Немного деревянных бараков, домики деревянные, балки – они часто горели тогда. Предлагали мне работать водителем, но я напросился в тундру геологом. И так было там хорошо, что я сразу влюбился в этот край, такая чистота, красота, запах какой! Много лет работал геологом, а потом – моряком на судне. А Чукотка тогда хорошо обеспечивалась. В Ростове, например, вы ещё не помните, а в магазинах ничего не было, только например колбаса китовая, чёрная такая. В Донбассе получше было тогда снабжение, в Донецке, Луганске. А на Чукотке было всё хорошо, разные продукты, одежда. Зарплата была тогда, вы наверное даже не понимаете, целых 1200 рублей в месяц, советских рублей. Но на «материке» я ничего не мог купить важного на эти деньги, ни квартиру, ни машину – на всё очереди были огромные. Поэтому можно было летать в отпуск в Москву – билет стоил 200 рублей на самолёт – или в Сочи, и там гулять. Ну а завоз северный был тогда мощнее, чем сейчас, доставлялось много грузов, развивали Чукотку активно. Постепенно город стали обстраивать, город при мне вырос, самолёты стали напрямую летать в Москву. Так и росло всё до 1980-х годов. А потом всё запустили. И Абрамович сей, также показухой больше занимался, не было настоящего развития региона. Но мне нравится этот край, тут замечательные люди и природа невеоятно красивая. Если приедете весной или летом, когда день длиннее увидите во всей красе»

Владимир также сообщил мне о трудностях, которые возникают в связи с приглашением сюда иностранецев. Так например одни иностранцы были приглашены им, и были в пос.Провидения, откуда он улетел в Анадырь, а те остались ещё на день и потом улетели тоже. Так погранцы сделали большой нагоняй приглашающему – как так он посмел оставить «своих» иностранцев без сопровождения? И другие случаи, связанные с пограничниками, поведал он. В общем, пограничники имеют тут существенную власть над населением и хотят контролировать всё и всех. Особенно иностранцев!

Заставший далёкий расцвет Чукотки, Владимир не возлюбил Р.Абрамовича, губернатора Чукотки в 2000-2007 примерно годах. А вот другие граждане относились к бизнесмену-губернатору хорошо. Но подробно тема эта (Абрамович и Чукотка) не может быть мной освещена за недостатком информации, думаю что в интернете об этом мегабайты написаны и без меня.

Итак! Вкратце: я заночевал в Анадыре (квартиры тут хорошо отапливаются, не в Магаданской гостинице), а утром пошёл досматривать город и фоткать. Поднялся нехороший ветер, похолодало, мороз под -30, но ветрит, как будто под -40. Я зашёл в офис «Нортоко» попрощаться с Евгением Басовым и передать ему, что иностранцы, которые хотят посетить Чукотку и не могут получить пропуск, грустят. В числе этих грустных, известный нам поляк М.Мильчарек: ранее он уже получил пропуск и был тут пять лет назад: от Эгвекинота до Черского он добрался летом (а я писал об этом), -- а теперь вот не дают ему пропуск. Тут не просто погранзона, а ТЗИ – территория, закрытая для иностранцев. Тов.Басов сказал следующее (в кратком изложении):

«Я сам желаю, чтобы исчезла эта пограничная зона, чтобы больше людей приезжали на Чукотку. А так, что он хочет, чтобы упростился режим, я ему тоже отвечу шуткой: пусть они нам санкции отменят! Да, это не в его компетенции, я понимаю. Но и не в моей. Пограничники – если я делаю кому-то разрешение – будут считать, что я за человека этого несу ответственность. 99,9% людей, которые путешествуют по Северу, они хорошие, отличные люди. Но возможен 0,1%, из-за какого-то человека. который полезет не туда, у меня будут неприятности! А как мне работать, если у меня будут неприятности с пограничниками? Поэтому я предпочитаю перестраховаться, или пусть мы с ним вместе сходим, это будет конечно платно для него, но я буду спокоен. А если он хочет иначе, пусть теребит кого-то из местных жителей, пусть ему сделают частное приглашение». – Примерно так сообщил он.

Попрощавшись с Евгением, я стал покидать город Анадырь. Некоторые мои книги остались в библиотеке в подарок, чтобы сохранялись тут веками в вечной мерзлоте. На этот раз я отправился на переправу пешком, чтобы переехать автостопом в Угольные Копи. И сфотографировать зимник и езду машин, снегоходов по этому льду при свете дня. Но такой мерзкий пошёл ветер, что пока я шёл до переправы, уже не был сильно доволен (хорошо, подвезли «самостопом» до выезда на лёд). Как оказалось днём «в Угольках», мороз -33 градуса с средним ветром, ощущается как -43, дети малые даже в школу не пошли, занятия в школах у детей отменили.

Пошёл, поофотографировал зимник, хотя на холодном ветру это было не очень удобно, руки и фотоаппарат подмерзали попеременно. Кстати, сегодня в Анадыре от холода произошло следующее, вовсе небывалое в моей жизни явление, вот почитайте. Сегодня, 23 дек.2015 г, телефон мобильный у меня в кармане подмёрз, и при неудачном движении вывалился из кармана, и сам позвонил в город Момбаса (Кения). Это глупейшее (и платное) событие тем более удивительно, что африканский № в Момбасе у меня стоит никак не первым в телефонном справочнике. Это, можно подумать, специальный крик о помощи самого телефона: «ааа! Заберите меня отсюда! Хочу в Африку!!» -- Момбаса мне перезвонила, я извинился и сказал, что я её не набирал, а потом посмотрел ах! Самодеятельность телефона!

Ну, прошло минут двадцать, и автостоп вскоре удался, хотя почему-то не все машины останавливались (один водитель даже проезжая открыл окно и выругался на меня). Дорога через лиман была достаточно ровной. Через некоторое время поймался пустой УАЗик, который довёз меня до самых дверей библиотеки Угольных Копей, а я подарил ему (водителю) книжку «ПВП».

Я прибыл в Угольные Копи ещё засветло (в 13:30) и успел ещё побродить по посёлку, сфотографировать некоторые здания и пейзаж. Над горизонтом встала огромная луна диаметром в три-четыре обыкновенных, пейзаж вокруг был очень пустынный, но некоторые здания Угольных Копей также покрашены и украшают пейзаж. Пройдя опять в библиотеку «Угольков», я стал ждать начала своей тут лекции. Наука победит! Об Угольных Копях напишу позже.

В соответствии с Законом Чукотского автономного округа «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Анадырского района Чукотского автономного округа» от 25 ноября 2004 года № 41-ОЗ населенный пункт Угольные Копи наделен статусом муниципальное образование городское поселение.

Городское поселение Угольные Копи расположен в районе Крайнего Севера в 200 км к югу от Полярного круга, в пределах тундровой зоны, в зоне развития многолетней мерзлоты.

Населенный пункт – Угольные Копи основан в начале XX века как поселение шахтеров, работающих на шахте, снабжавших пост Ново–Мариинск углем.

Дату основания поселка Угольные Копи условно можно отнести к концу 1920-х годов. Тогда здесь была организована кустарная круглогодичная добыча угля, нарезана первая шахта, создан участок Анадырского рыбокомбината.

Угольные Копи - поселок городского типа, который по площади занимает 80,55 кв. км. Численность постоянного населения на 01.01.2018 год составила 3 761 человек, в основном это русские, вместе с ними в Угольных Копях проживают чукчи, эвены, чуванцы, эскимосы и др. Численность временного населения на 01.01.2018 год составила 1 087 человек.

Городское поселение Угольные Копи входит в состав Анадырского муниципального района и занимает площадь 8055 га.

Из общей численности жителей в среднем 69,6 % заняты в экономике.

На территории поселка Угольные Копи находится ОАО "Шахта "Угольная", занимающееся добычей бурого угля, и аэропорт международного значения "Анадырь" (Угольный). В конце 2005 года в аэропорту "Анадырь" открыт новый аэровокзальный комплекс, который имеет высокий уровень комфорта и технологий обслуживания пассажиров.

КАРТА-СХЕМА

Границы городского поселения Угольные Копи

Описание границы городского поселения Угольные Копи

Граница идет от условной точки А (8-й причал) по северной стороне автодороги "Автоподъезд к 8-му причалу" 1700 м. до точки Б (поворот на бывший населенный пункт "Геологический").

Поселок Угольные Копи расположен напротив столицы Чукотки Анадыря. Раньше это был один из самых больших населенных пунктов Чукотки, здесь проживало более 12 тысяч человек, по меркам Чукотки это очень много. Большинство жителей - военные, члены их семей, лица, обслуживающие военные городки. В начале 90-х военные ушли, большинство зданий оказалось никому не нужными, число жителей сократилось в четыре раза.
Сейчас заброшенная часть поселка представляет собой жуткое зрелище.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/143188/24925674.10b/0_15457f_8b94bd24_orig.jpg)

3. В Угольных Копях стояло несколько воинских частей разных родов войск, целый гарнизон.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/35827/24925674.10c/0_154599_341f1d86_orig.jpg)

5. Офицеры жили тут преимущественно вот в таких домах.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/24925674.10b/0_15458b_e2f98820_orig.jpg)

6. Сейчас в «Угольках», как называют поселок местные, осталось несколько жилых домов, суд, церковь. Население живет рядом в поселке Первомайский, выделившегося из Угольных Копей, там цветные домики, школа и жизнь. В Угольных Копях пустота, заброшенность и разруха.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/41743/24925674.10c/0_154593_836cd26a_orig.jpg)
Обратите внимание на деревянную пристройку к дому, позже мы вернемся к этой теме.

7. Жилые дома. Почему-то их даже не стали красить, как принято сейчас на Чукотке. Покрашенные дома стоят в Первомайском и поселке аэропорта, он же «Угольные Копи-3».
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_154594_4c797347_orig.jpg)

8. В центре поселка стоит МиГ-19, памятник авиаторам - первопроходцам и защитникам неба Чукотки. Самолет был установлен в августе 1977 года.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/24925674.10b/0_15458c_c5467d18_orig.jpg)

9. Несколько лет назад МиГ-19 хотели забрать город Энгельс, где он должен был занять место в музее дальней авиации. Жители высказались резко против и отстояли самолет.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/96932/24925674.10c/0_15458f_901f5dcd_orig.jpg)

10. Целый Миг-19 в окружении пустых обветшавших домов, необычное зрелище.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10b/0_154588_a2e9ad45_orig.jpg)

11. Напротив самолета расположена школа. Про нее я написал отдельный репортаж .
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/128227/24925674.10c/0_1545b2_f27993b7_orig.jpg)

12. Рядом здание Дома офицеров. Давайте зайдем сюда.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_15458e_f05ca47f_orig.jpg)

13. Бывшая гримерка или склад, множество одинаковой обуви.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/41743/24925674.10c/0_154591_1bcab040_orig.jpg)

14. Парадная лестница на второй этаж.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/24925674.10c/0_154592_90a3f28f_orig.jpg)

15. Вид сверху на киноконцертный зал. Из этой рубки крутили фильмы.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/24925674.10c/0_1545b3_fc29aeb5_orig.jpg)

17. Техника никому не нужна.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_1545b5_3702e16c_orig.jpg)

18. Когда-то тут кипела культурная жизнь, дети ходили в кружки, проводились концерты к съездам КПСС.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/24925674.10c/0_1545b8_ab1cb791_orig.jpg)

19. Позже работал прокат видеокассет.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/31286/24925674.10c/0_1545b7_2a7f628d_orig.jpg)

20. Сейчас все заброшено и завандалено. Идем на выход.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545b9_f6e124b5_orig.jpg)

21. Следующий пункт нашей программы - торговый комплекс.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/24925674.10c/0_1545bb_4f474665_orig.jpg)

22. По сути, сохранились только стены.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545ae_ef04f620_orig.jpg)

23. Снабжение на Севере было хорошим, но сейчас здание никому не нужно.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/24925674.10c/0_1545af_708e02e7_orig.jpg)

24. Сохранившиеся таблички.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_1545b1_2a738ecc_orig.jpg)

25. Остатки от ателье, где военные шили одежду.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/24925674.10b/0_154586_858681e9_orig.jpg)

26. Самые распространенные весы «Тюмень».
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545b6_e56bd283_orig.jpg)

28. Заброшенные гаражи и остатки техники.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10b/0_154585_33f7304a_orig.jpg)

31. Похоже на хозяйство военных.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_154597_22f2ba07_orig.jpg)

32. Большая часть поселка - заброшенные дома.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/30894/24925674.10c/0_15458d_852bf6ce_orig.jpg)

33. Давайте зайдем внутрь, посмотрим, как жили люди.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10b/0_15458a_b9704bdf_orig.jpg)

34. В большинстве квартир все, что можно применить в хозяйстве, не уцелело. Почти везде сняты полы, их используют при строительстве сараев.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/58717/24925674.10b/0_154580_e23d6eec_orig.jpg)

35. Некоторые дома опустели совсем недавно.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/24925674.10b/0_154581_b259188b_orig.jpg)

36. Обратите внимание на деталь в правой части кадра, это переносной туалет-ведро.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/61266/24925674.10b/0_154582_57b1fde9_orig.jpg)

37. Трудно представить, но в квартирах не было туалетов. Они были расположены в деревянных пристройках.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/54905/24925674.10c/0_154595_6816a0b8_orig.jpg)

38. Каждый туалет служил жителям нескольких квартир.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/46400/24925674.10d/0_1545c0_ec4e5f04_orig.jpg)

39. В таких условиях жили люди, которые несли круглосуточное боевое дежурство.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10d/0_1545bf_5d1aab67_orig.jpg)

40. Из серии «Остановившиеся часы Чукотки».
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10b/0_154584_1e813db2_orig.jpg)

41. Пустые квартиры, какие-то вещи не вывезены бывшими жильцами.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/101435/24925674.10b/0_154583_a4a8ca61_orig.jpg)

45. Какая-то книга про авиацию.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/55231/24925674.10c/0_15459e_ec9de5aa_orig.jpg)

47. Детские игрушки в таких местах всегда вызывают диссонанс.
(IMG:https://img-fotki.yandex.ru/get/120725/24925674.10c/0_1545a0_280404df_orig.jpg)

48. Судя по объявлению, дом отселен меньше трех лет назад.