Большая христианская библиотека. Ангелы Фильмы об ангелах

Быт 16:7 ...И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне,..
Быт 16:9 ...Ангел Господень сказал ей:..
Быт 16:10 ...И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое,..
Быт 16:11 ...И еще сказал ей Ангел Господень:..
Быт 21:17 ...и Ангел Божий с неба воззвал к Агари...
Быт 22:11 ...Но Ангел Господень воззвал к нему с неба...
Быт 22:15 ...И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба...
Быт 31:11 ...Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков!..
Быт 48:16 ...Ангел , избавляющий меня от всякого зла,..
Исх 3:2 ...И явился ему Ангел Господень...
Исх 14:19 ...И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых,..
Исх 23:23 ...Когда пойдет пред тобою Ангел Мой...
Исх 32:34 ...вот Ангел Мой пойдет пред тобою,..
Чис 22:22 ...и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему...
Чис 22:24 ...И стал Ангел Господень на узкой дороге,..
Чис 22:26 ...Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте,..
Чис 22:32 ...И сказал ему Ангел Господень:..
Чис 22:35 ...И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими,..
Суд 2:1 ...И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим...
Суд 2:4 ...Когда Ангел Господень сказал слова сии всем сынам Израилевым,..
Суд 5:23 ...Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните,..
Суд 6:11 ...И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом,..
Суд 6:12 ...И явился ему Ангел Господень...
Суд 6:20 ...И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки,..
Суд 6:21 ...Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его,..
Суд 6:21 ...и Ангел Господень скрылся от глаз его...
Суд 6:22 ...И увидел Гедеон, что это Ангел Господень,..
Суд 13:3 ...И явился Ангел Господень жене...
Суд 13:9 ...и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле,..
Суд 13:13 ...Ангел Господень сказал Маною:..
Суд 13:16 ...Ангел Господень сказал Маною:..
Суд 13:16 ...Маной же не знал, что это Ангел Господень...
Суд 13:18 ...Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем?..
Суд 13:20 ...Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника...
Суд 13:21 ...И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его...
Суд 13:21 ...Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень...
1Цар 29:9 ...что в моих глазах ты хорош, как Ангел Божий;..
2Цар 14:17 ...ибо господин мой царь, как Ангел Божий,..
2Цар 14:20 ...но господин мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий,..
2Цар 19:27 ...Но господин мой царь, как Ангел Божий;..
2Цар 24:16 ...И простер Ангел [Божий] руку свою на Иерусалим,..
2Цар 24:16 ...Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина...
3Цар 13:18 ...и Ангел говорил мне словом Господним,..
3Цар 19:5 ...И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь [и пей]...
3Цар 19:7 ...И возвратился Ангел Господень во второй раз,..
4Цар 1:3 ...Тогда Ангел Господень сказал Илии Фесвитянину:..
4Цар 1:15 ...И сказал Ангел Господень Илии: пойди с ним, не бойся его...
4Цар 19:35 ...И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень...
1Пар 21:12 ...или три дня – меч Господень и язва на земле и Ангел Господень,..
1Пар 21:15 ...Ангел же Господень стоял тогда над гумном Орны Иевусеянина...
1Пар 21:18 ...И Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду:..
Пс 33:8 ...Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его...
Пс 34:5 ...и Ангел Господень да прогоняет их ...
Пс 34:6 ...и Ангел Господень да преследует их,..
Притч 17:11 ...поэтому жестокий ангел будет послан против него...
Ис 37:36 ...И вышел Ангел Господень...
Ис 63:9 ...и Ангел лица Его спасал их;..
Дан 13:55 ...ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога,..
Дан 13:59 ...ибо Ангел Божий с мечом ждет,..
Дан 14:34 ...Но Ангел Господень сказал Аввакуму:..
Дан 14:36 ...Тогда Ангел Господень взял его за темя...
Дан 14:39 ...Ангел же Божий мгновенно поставил Аввакума на его место...
Зах 1:9 ...И сказал мне Ангел , говоривший со мною:..
Зах 1:12 ...И отвечал Ангел Господень и сказал: Господи Вседержителю!..
Зах 1:14 ...И сказал мне Ангел , говоривший со мною:..
Зах 2:3 ...И вот Ангел , говоривший со мною, выходит,..
Зах 2:3 ...а другой Ангел идет навстречу ему,..
Зах 3:5 ...Ангел же Господень стоял...
Зах 3:6 ...И засвидетельствовал Ангел Господень и сказал Иисусу:..
Зах 4:1 ...И возвратился тот Ангел , который говорил со мною,..
Зах 4:5 ...И Ангел , говоривший со мною, отвечал...
Зах 5:5 ...И вышел Ангел , говоривший со мною,..
Зах 6:5 ...И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных,..
Зах 12:8 ...как Ангел Господень перед ними...
Мал 3:1 ...и Ангел завета, Которого вы желаете;..

Мф 1:20 ...се, Ангел Господень явился ему во сне...
Мф 1:24 ...Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень,..
Мф 2:13 ...се, Ангел Господень является во сне Иосифу...
Мф 2:19 ...се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте...
Мф 28:2 ...ибо Ангел Господень, сошедший с небес,..
Мф 28:5 ...Ангел же, обратив речь к женщинам,..
Лк 1:11 ...тогда явился ему Ангел Господень,..
Лк 1:13 ...Ангел же сказал ему: не бойся, Захария,..
Лк 1:19 ...Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом,..
Лк 1:26 ...В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога...
Лк 1:28 ...Ангел , войдя к Ней, сказал:..
Лк 1:30 ...И сказал Ей Ангел : не бойся, Мария,..
Лк 1:35 ...Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя,..
Лк 1:38 ...И отошел от Нее Ангел ...
Лк 2:9 ...Вдруг предстал им Ангел Господень,..
Лк 2:10 ...И сказал им Ангел : не бойтесь;..
Лк 22:43 ...Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его...
Ин 5:4 ...ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню...
Ин 12:29 ...а другие говорили: Ангел говорил Ему...
Деян 5:19 ...Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы...
Деян 7:30 ...явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень...
Деян 8:26 ...А Филиппу Ангел Господень сказал:..
Деян 8:39 ...а Филиппа восхитил Ангел Господень,..
Деян 10:7 ...Когда Ангел , говоривший с Корнилием, отошел,..
Деян 12:7 ...И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу...
Деян 12:8 ...И сказал ему Ангел : опояшься и обуйся...
Деян 12:15 ...Они же говорили: это Ангел его...
Деян 12:23 ...Но вдруг Ангел Господень поразил его...
Деян 23:9 ...если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу...
Деян 27:23 ...Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу,..
2Кор 12:7 ...дано мне жало в плоть, ангел сатаны,..
Гал 1:8 ...Но если бы даже мы или Ангел с неба...
Откр 8:3 ...И пришел иной Ангел ,..
Откр 8:5 ...И взял Ангел кадильницу,..
Откр 8:7 ...Первый Ангел вострубил,..
Откр 8:8 ...Второй Ангел вострубил,..
Откр 8:10 ...Третий ангел вострубил,..
Откр 8:12 ...Четвертый Ангел вострубил,..
Откр 9:1 ...Пятый Ангел вострубил,..
Откр 9:13 ...Шестой Ангел вострубил,..
Откр 10:5 ...И Ангел , которого я видел стоящим на море и на земле,..
Откр 10:7 ...когда возгласит седьмой Ангел ,..
Откр 11:15 ...И седьмой Ангел вострубил,..
Откр 14:8 ...И другой Ангел следовал за ним,..
Откр 14:9 ...И третий Ангел последовал за ними,..
Откр 14:15 ...И вышел другой Ангел из храма...
Откр 14:17 ...И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе,..
Откр 14:18 ...И иной Ангел , имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника...
Откр 14:19 ...И поверг Ангел серп свой на землю,..
Откр 16:2 ...Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю:..
Откр 16:3 ...Второй Ангел вылил чашу свою в море:..
Откр 16:4 ...Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод:..
Откр 16:8 ...Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце:..
Откр 16:10 ...Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя:..
Откр 16:12 ...Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат:..
Откр 16:17 ...Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух:..
Откр 17:7 ...И сказал мне Ангел : что ты дивишься?..
Откр 18:21 ...И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову,..

1Мак 7:41 ...то пришел Ангел Твой и поразил из них сто восемьдесят пять тысяч...
3Езд 2:48 ...Тогда Ангел сказал мне: иди и возвести народу моему,..
3Езд 4:1 ...Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел , которому имя Уриил,..
3Езд 5:15 ...Но пришедший ко мне Ангел поддержал меня и укрепил меня,..
3Езд 5:20 ...как повелел мне Ангел Уриил...
3Езд 5:31 ...Когда я произносил слова сии, послан был ко мне Ангел ,..
3Езд 7:1 ...Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне Ангел ,..
3Езд 10:28 ...где Ангел Уриил, который вначале приходил ко мне?..
ПосИер 1:6 ...Ибо Ангел Мой с вами, и он защитник душ ваших...
Сир 48:24 ...Он поразил войско Ассириян, и Ангел Его истребил их,..
Тов 5:4 ...Это был Ангел , но он не знал...
Тов 5:6 ...Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю;..
Тов 5:17 ...и Ангел Его да сопутствует вам! –..
Тов 5:22 ...ибо ему будет сопутствовать добрый Ангел ;..
Тов 6:4 ...Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу...
Тов 6:5 ...И сказал ему Ангел : разрежь рыбу,..
Тов 6:6 ...Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел ;..
Тов 6:11 ...Ангел сказал юноше: брат,..
Тов 6:16 ...Ангел сказал ему: разве ты забыл слова,..
Тов 8:3 ...и связал его Ангел ...
Тов 12:22 ...и как явился им Ангел Господень.

М ир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Сегодня на календаре мы имеем 19-ое декабря 2015-го года. А это значит, что мы снова стоим на пороге нового года. Но прежде, чем войти в этот новый 2016-ый год, мне хочется отметить величайший и радостный праздник христиан всего мира.

Это праздник утешения всех детей Божиих. Ещё раз подчёркиваю: праздник утешения всех детей Божиих. Поэтому прежде всего поздравляю всех вас со светлым и радостным днём рождества Христова!

Что этот день рождества Христова является утешением для всех детей Божиих, мы убедимся по ходу рассмотрения пути, по которому Господь Иисус шёл навстречу Своему, падшему в грех творению.

Он шёл навстречу погибшим грешникам, чтобы им открыться и помочь им выбраться из бездны погибели. Я уже во многих проповедях, и даже в так называемых рождественских проповедях, говорил на эту тему.

И сегодня напоминаю всем погибшим грешникам об этом величайшем событии в этом мире, чтобы они использовали этот шанс и разрешили Господу Иисусу спасти себя для жизни вечной. Но сегодня я хочу нарисовать перед вашими глазами этот путь, которым Господь Иисус прошёл из вечности до рождения в плоти девой Марией.

На всём этом пути Господь Иисус, Сын Божий, шёл под именем «Ангел Господень ». Почему Иисус открывался людям в Ветхом Завете «Ангелом Господним»? Потому что никто из людей не мог бы понять, Кто такой Иисус Христос.

Никто не мог бы также сразу понять, какую цель Бог преследует в том, что в плоти посылает Своего Сына к нам на землю. Поэтому мы пойдём сейчас тем путём, по которому наш Господь Иисус шёл под именем «Ангел Господень», чтобы глубже заглянуть в Божий план спасения людей.

Чтобы увидеть и, хотя бы немного, понять долготерпение Бога при общении с развращёнными в грехах людьми до того момента, как стало возможным их спасение. Чтобы мы хотя бы приблизительно поняли, какой титанический труд и заботу Бог вложил и вкладывает в Своё дело, чтобы сохранить Своё творение, людей, от полного их истребления сатаной и его демонами.

Этот путь откровения Бога людям, этот путь Своего откровения людям через Своего Сына, под именем «Ангел Господень», избрал Бог, наш небесный Отец. В самом начале, при данном сообщении у вас должен возникнуть правомерный вопрос: почему Бог открывает нам Своего Сына именно в лице «Ангела Господня»?

Хороший и правильный вопрос. Я уверен, что святейший Бог никогда не ступал и не ступит на нашу осквернённую грехами планету, никогда! Но Он желает и удостаивает нас, всех детей Божиих чести, чтобы мы могли глубже заглянуть в Его план и намерение со всеми людьми, чтобы мы глубже познали Его сущность.

Главная цель небесного Отца заключается в том, чтобы погибших грешников спасать по благодати и через этих спасённых обеспечить в вечности общение для Своего возлюбленного Сына. А теперь мы должны совершенно точно установить, что Господь Иисус добровольно пошёл по этому пути.

По пути, который предусмотрел для Него Отец, чтобы сделать Иисуса совершенной Жертвой за грехи всего мира и совершить за грехи всех людей искупление. Это место мы находим у пророка Исаии в Ис.53,7:

«Он (Иисус) истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ».

Здесь мы видим пророческое сообщение, которое не привязано к определённому времени. Подтверждение этого факта, что Господь Иисус добровольно выполнил задание Отца по спасению людей через Свою Жертву, мы находим в Флп.2,6-8:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого , приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя , быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ».

Но поскольку Сын Божий, наш Господь Иисус, был готов добровольно выполнить задание Своего Отца, чтобы принести Себя в Жертву за грехи всего мира, то для выполнения этого задания Бог посылает Его в плоти на землю.

Для этого Он должен был родиться от девы Марии, как пророчески читаем в Пс.2,6-7: «”Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею (это говорит Бог в отношении Своего Сына, Иисуса); 7 возвещу определение (говорит теперь Иисус): Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (здесь имеется ввиду рождение Иисуса от девы Марии)».

К вопросу рождения Иисуса от девы Марии мы ещё вернёмся. А следующую ступень подготовки Господа Иисуса для выполнения задания Бога мы находим в 1Тим.2,4-6: «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех . Таково было в своё время свидетельство ».

Вместе с этим местом Писания следует отметить сообщение во 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он (Бог) сделал для нас грехом, чтобы мы в Нём (Иисусе) сделались праведными пред Богом ».

Ещё раз подчёркиваю: всё, что Бог делает, чтобы подготовить Своего Сына для заклания на Голгофском кресте, чтобы принести Его в Жертву за грехи всего мира, Он делает, исходя из добровольности Господа Иисуса.

А поскольку Иисус добровольно пошёл на заклание, как Агнец Божий, то во многих местах Библии Святой Дух говорит о том, что это задание Отца Иисус исполнил в абсолютном послушании, как читаем в Евангелии от Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его ».

А теперь мы рассмотрим несколько из многих мест Слова Божиего, в которых Господь Иисус открывается людям под именем «Ангел Господень». Поэтому обратимся прежде всего к книге Быт.16,6-9: «Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно.

И Сара стала притеснять её, и она убежала от неё. 7 И нашёл её Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. 8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идёшь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. 9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей ».

Это место Писания я раньше рассматривал в теме «Колодцы», но с другой точки зрения. С точки зрения источников воды. А сейчас я обращаю ваше внимание на «Ангела Господня», Который не случайно встретил здесь служанку Сары, эту язычницу Агарь.

Чтобы точно знать, с Кем мы имеем дело в лице «Ангела Господня», обратимся к ст.10: «И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твоё, так что нельзя будет и счесть его от множества ».

Скажите, кто может умножать потомство? Только не Ангелы, потому что они являются творением Бога. Потомство может только Бог умножать! Следовательно, в лице «Ангела Господня» здесь выступает Сам Господь Иисус. А Иисус – есть Бог! И дальше читаем ст.11:

«И ещё сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречёшь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твоё ».

Измаил означает: «Бог слышит», но и отвечает на молитву, потому что дальше читаем в этом предложении: «ибо слышал Господь страдание твоё ». И такие библейские имена, как Измаил, может только Бог давать. Этот факт так же подтверждает, что Агарь видела Бога.

Потому что она говорит в ст.13: «И нарекла Агарь Господа, Который говорил к ней, сим именем: «Ты Бог видящий меня ». Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня ».

«Ты Бог видящий меня ». Если как следует разобраться, то в словах Агари мы явно видим пророческое сообщение Бога в отношении язычников. Это – великолепно и грандиозно! Этот факт Святой Дух подтверждает в тот момент, когда Господь Иисус в плоти уже младенцем пришёл в этот мир.

Об этом мы читаем в Евангелии от Лук.2,25-32: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. 26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришёл он, водимый Святым Духом, в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твоё, 31 которое Ты уготова л пред лицом всех народов, 32 (а теперь следует исполнение пророчества, которое Бог дал через язычницу Агарь) свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ».

И сама ситуация в ст.11 похожа на ситуацию в Евангелии от Лук.1,31-35: «и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу (Гавриилу): как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим ».

Вы спросите: «откуда Агарь имела понятие о Боге?». Я уверен, что эти познания дал ей Авраам, который был хорошо знаком с живым Богом. Всё, о чём мы читаем в этом событии встречи Агари с «Ангелом Господним», говорит о том, что в лице «Ангела Господня» в этой ситуации выступает всезнающий Бог.

Выступает наш милостивый Господь Иисус Христос, имя Которого в Ветхом Завете было ещё скрыто. Но уже здесь, в этой ситуации в самом начале Библии, когда ещё не было Божиего народа Израиля, Господь Иисус уже заботится в лице Агари о язычниках.

Это мы видим на основании действий Иисуса по отношению к Агари. Разве это не радость и утешение для нас? Конечно, и сегодня это является величайшим утешением и радостью для всех погибших грешников, которые имеют ещё возможность принять Иисуса в свои сердца.

Однако мы очень долго задержались на этом событии, поэтому перейдём теперь к следующему очень важному событию, в котором Господь Иисус открывается Иакову при его возвращении из Месопотамии от Лавана в родные края.

При переходе через поток Иавок Иакова встретил «Некто», в Котором мы узнаём Господа Иисуса. Об этом мы читаем в книге Быт.32,22-28: «И встал в ту ночь, и, взяв двух жён своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешёл через Иавок вброд;

23 и, взяв их, перевёл через поток, и перевёл всё, что у него было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари ; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся сустава бедра его и повредил сустав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. 28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль , ибо ты боролся с Богом , и человеков одолевать будешь ».

«Ибо ты боролся с Богом ». Как это печально, что таким образом евреи всю свою сознательную жизнь борются против Бога, против Господа Иисуса: в своём неверии, своеволии, идолопоклонстве, в своём непослушании.

А другие народы, то есть всех язычников, евреи свободно и очень успешно одолевают на всех фронтах жизни. Почему? Потому что, несмотря на все негативные черты характера евреев, это с точки зрения Бога, Он всё же наградил их выдающейся мудростью.

Имя Иаков означает: евреи без Бога. Именно этот факт Божий народ Израиль подтверждает своим поведением на протяжении всей своей истории жизни. Но Бог желает видеть Свой народ совершенно иным.

Он желает видеть его на Своей стороне, желает видеть его «борцами за Бога», что означает «Израиль». Поэтому Бог даёт Иакову при этой встрече имя Израиль. Этого добивается Бог в Своём долготерпении от Своего народа Израиля, и в действительности добьётся только в 1000 летнем мирном Царстве.

Для лучшего понимания данной ситуации обратимся ещё к пророку Осии, и прочитаем в гл.12,3-4: «Ещё во чреве матери запинал он (Иаков) брата своего (Исава), а возмужав боролся с Богом (как мы теперь видим).

4 Он боролся с Ангелом – и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашёл нас и там говорил с нами ».

Таковы взаимосвязи Слова Божиего, как читаем в этом тексте, что «В Вефиле Он (т.е. Бог) нашёл нас и там говорил с нами ». Поэтому посмотрим, что было с Иаковом в Вефиле . Для этого придётся потратить немного больше времени и терпения и обратимся сначала по этому поводу к книге Быт.28,10-19, а затем к гл.35,1-7.

Читаю эти места. Быт.28,10-19: «Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран (когда он бежал от брата Исава), 11 и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;

14 и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные; 15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю,

ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (т.е. пока Бог не введёт Свой народ Израиль в 1000 летнее мирное Царство).

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал! 17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий , это врата небесные.

18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. 19 И нарёк имя месту тому: Вефиль (т.е. дом Божий ), а прежнее имя того города было: Луз ».

Вефиль – это дом Божий!

Это значит, что в лице Иакова Бог посылает Свой народ Израиль в Вефиль, чтобы он там жил. Здесь я должен заметить, что на нашем сайте имеется проповедь под названием «Вефиль». В этой проповеди я многое объяснил, что касается имени «Вефиль». Это очень интересно, особенно для современного еврейского народа.

Читаю дальше, из гл.35,1-7: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. 2 И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним:

бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; 3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил.

4 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. 5 И отправились они. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых.

6 И пришёл Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, 7 и устроил там жертвенник, и назвал сие место: Эл-Вефиль , ибо тут явился ему Бог, когда он бежал от лица брата своего », как мы выше читали в Быт.28,10-19.

«Эл-Вефиль » означает «Бог Божиего дома »! Почему Бог посылает Иакова в Вефиль, чтобы он там жил и устроил там Богу жертвенник?

Отвлечёмся немного от нашей темы, чтобы вам сообщить, что решение этого вопроса является одной из сокровенных или скрытых тайн, о которых мы читаем в книге Отк.2,17: «Имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквам : (скрытую) манну , и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ».

Но в этом стихе нас интересует только выражение: «побеждающему дам вкушать сокровенную (скрытую) манну ». Чтобы понять смысл этого выражения мы должны знать, кто имеется ввиду в «побеждающих» и что имеется ввиду в слове «манна». Начнём со слова «манна».

Приведу для этого из Евангелия от Ин.6,31-35 короткий диалог между Иисусом и народом: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. 32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес.

33 Ибо хлеб Божий есть Тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру . 34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни ; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ».

Из этого текста однозначно следует, что манна , которую Израильтяне ели в пустыне, прообразно указывает на Господа Иисуса, на хлеб жизни, который Бог дал в лице Своего Сына погибшим людям мира сего!!

А в Отк.2,17 мы прочитали: «побеждающему дам вкушать сокровенную (скрытую) манну ».

Чтобы не гадать, кто являются этими «побеждающими», приведу один пример, в котором Святой Дух даёт нам ясный ответ. Читаю из 1Ин.5,5: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? ».

Это значит, что человек, во-первых, верует, что Иисус есть Сын Божий. А, во-вторых, он имеет в себе силу отказаться от всех соблазнов мира сего и приходит к Иисусу с покаянием, чтобы спастись для жизни вечной.

Этот отказ от всех мирских соблазнов Господь Иисус оценивает победой над миром и победой над собой. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.

Проповедник, евангелист. Родился 04.08.1931 в семье служащего, в селе Новая Гололобовка в бывшей немецкой автономной республике немцев Поволжья. С 1980-го года переехал в Германию, в городе Франкфурте на Майне. Многие годы занимался организацией строительства молитвенных домов в Украине и России. С 1995-го года евангелизацией среди детей на Украине, с женой Леной.

Ветхий Завет неоднократно упоминает о некоем неземном Существе, являвшемся людям и говорившем с ними (Суд.6:12,13 и Быт.22:11,15; 31:11).

Ниже перечислено несколько имен, применявшихся к этому Существу в Св. Писании:

o Ангел Господень (Иегова или Яхве: Быт.16:7; 9:11,15; Исх.3:2; Числ. 22:22-27; 31:27,31-32,34-35; Суд.6:11-12,21-22; 13:3,13,15-18,20-21).

o Ангел Божий (Елохим: Быт.21:17; 31:11; Исх.14:19; Суд. 6:20; 13:6,9).

o Вождь воинства Господня (Нав.5:14-15).

Исследование мест Ветхого Завета, рассказывающих об этом существе, говорят в пользу того, что это — Божество, а не сотворенный Богом ангел.

Нужно отметить, что слово «ангел», употребляемое в Библии, обозначает посланца, но иногда оно совсем не относится к ангелам .

Например, это слово применялось к ученикам Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, когда они были посланы благовествовать Евангелие Царства (Лук.9:52; 7:24). В свете сказанного выше, не требует подтверждения, что Тот, Кого называли «Ангел Господень» и «Ангел Божий» — не был ангельским существом.

Свидетельства о Его Божестве

Обратимся к нескольким местам Ветхого Завета, говорящим о Божественной природе Ангела Господня.

Ангел и Агарь

Ангел Господень дважды являлся Агари, служанке Сарры (Быт.16:7-13; 21:17-18). Три факта, говорящие в пользу Его Божества: 1) Он объявляет Сарре, что Он умножит ее потомство (16:10) и произведет великий народ от ее сына Измаила. Такое под силу только Богу; 2) Агарь назвала Ангела Господнего «Богом» (16:13); 3) Моисей, описавший это событие, не стал бы применять святейшее имя Бога — Господь (Иегова или Яхве) — к тому, кто не был бы таковым по своей природе (16:13).

Ангел и Авраам

Ангел Господень проговорил к Аврааму (Быт.22:11-18). Бог, испытывая веру Авраама, приказал ему взять своего единственного сына Исаака, отвести в землю Мориа и принести там в жертву (ст.1-2). Авраам взял сына и привел его в указанное место. Там он построил жертвенник, возложил на него сына и простер руку, чтобы заколоть его. Авраам в этом деле выдержал испытание веры. Тогда Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Быт.22:11-12 — » …не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

Эти слова Ангела Господня указывают на то, что Он, Ангел, был тем же лицом, для которого Авраам не пожалел своего единственного сына, т.е. Он был Богом, потому что именно Бог приказал Аврааму принести Исаака в жертву. Отсюда следует, что Ангел Господень отождествлял себя с Богом.

Ангел и Иаков

Ангел Господень несколько раз общался с Иаковом. Когда Ангел Божий явился Иакову во сне, то сказал, что Он Бог, явившийся ему в Вефиле (Быт.31:11-13). Эта фраза указывает на то, что Бог ранее являлся Иакову в сновидении в Вефиле (Быт.28:12-19). В этом сновидении Иаков видел Господа (Иегова или Яхве), стоящего на лестнице, простирающейся до самого неба.

И Он сказал Иакову, что Он — Господь Бог (Иегова-Елохим) Авраама, его отца, и Бог (Елохим) Исаака. И Он пообещал то, что может обещать только Бог (ст.12-15). Когда Иаков пробудился от сна, то сказал, что истинно Господь (Иегова-Яхве) присутствует на месте сем, и это не что иное, как дом Божий (ст.16-17). Это заключение побудило Иакова (ст.19) наречь это место Вефиль (дом Божий).

Когда Ангел Господень сказал, что Он — Бог, явившийся в Вефиле, Он тем самым утверждал, что Он Иегова Елохим, Господь Бог Авраама и Исаака, а данные Им обетования — под силу только Богу.

Нужно отметить, что Осия (12:4-5), упоминая о существе, разговаривавшем с Иаковом в Вефиле, называет его Богом воинства небесного (Иегова, Елохим, Саваоф).

В другом месте мы видим, что «некто», боровшийся с Иаковом до появления зари, не смог одолеть его (Быт.32:24-30). Хотя это место Св. Писания не говорит нам о том, кем был этот «некто», но, судя по некоторым фактам, мы можем сказать: этот «некто» был Ангел Господний и Бог. Прежде всего, обратимся к Посланию к Евреям, где говорится, что «меньший благословляется большим», а мы знаем, что Иаков хотел быть благословленным этим «некто», и он был Им благословлен. Следовательно, «некто» был большим, чем Иаков (ст.26). Этот «некто» имел такую же власть менять имена, как и Бог (Быт.17:5, 15). Бог поменял имена Аврааму и Сарре, а также Он поменял имя Иакову на «Израиль» (ст.28).

Имя Израиль значит «боровшийся с Богом» . Этот «некто», давший имя Иакову, объяснил свой выбор имени. Другими словами, этот некто был Бог. Но возникает вопрос: «Как Иаков, простой человек, мог одолеть Бога?» Дж. Бартон Пейн дает такое объяснение: «Имя Израиля было дано Иакову самим Иеговой, после того как Он боролся с ним всю ночь» (Быт.32:24). Борьба Иакова была духовной, в молитве (Ос. 12:4), а также и физической. И патриарх одолел. Это не значит, что Иаков победил Бога. Это значит, что он добился заветной необходимой уступки, и это сопровождалось повреждением бедра (Быт.32:25). Иаков не отпускал Ангела до тех пор, пока тот не благословил его (ст.26) .

Иаков сознавал, что этот «некто» был Бог. Эпизод, когда Иаков именует место борьбы Пенуэлом — что означает «лицо Божие» , потому что он видел Бога лицом к лицу (ст.30) — подтверждает это. И вдобавок, Иаков был удивлен, что остался в живых после этой встречи (ст.30).

Ос.12:3-5 — Осия, рассказывая о борьбе Иакова, упоминает о том, как Иаков искал благословения и, » …возмужав боролся с Богом; Он боролся с ангелом — и превозмог; плакал и умолял Его». Из этого видно, что Осия, говоря о сражавшемся с Иаковом, олицетворяет его с Богом Саваофом, Сущим — Иеговой. Когда Иаков в преддверии смерти благословляет сыновей Иосифа, он говорит: «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (Быт.48:15-16). В этих словах явно отождествление Ангела Господня с Богом Елохимом.

Ангел и Моисей

Ангел Господень явился Моисею в пламени огня из среды тернового куста (Исх.3:2-4:17). Многие места Св. Писания свидетельствуют о Божественной природе Ангела. Во многих местах Ангел назван Господом (Иеговой — Яхве) 3:4, 7; 4:2,6, 11, 14 и Богом Елохимом (3:4,6,11,13,14,15,16; 4:5). Несколько раз сей Ангел назвал себя «Я есмь» (3:14), что было провозглашением абсолютного Божества. Очевидно, что два утверждения в приводимых ниже стихах говорят об одной и той же Личности: Исх.3:2 — «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста».

В этом стихе говорится, что Ангел Господень явился Моисею. В стихах 3:16 и 4:5 говорится, что это был Бог Авраама, Исаака и Иакова. Несколько доводов, говорящих о том, что этот Ангел был Господом: Ангел Господень объявил о Себе: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (3:6). В ответ на эти слова, Моисей «закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога» (3:6). Этот стих подтверждает, что Моисей признавал Божественность Ангела Господня. Ангел Господень сказал Моисею: «Не подходи сюда; сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (3:5). Священное Писание явно указывает, что святость всегда и везде там, где присутствует Бог (Ис.57:15; Пс.5:8; 46:9; Исх.19:10-25). Следовательно, то, что земля вокруг горящего куста была святой, говорит о том, что там присутствовал Бог.

С. Ф. Кейл и Франц Делитч писали: «Земля вокруг горящего куста была святой, потому что там присутствовал святой Бог» . Таким образом, мы приходим к заключению, что это был Бог, а не ангел.

Ангел Господень называл израильский народ «моим народом» (3:7, 10).

В других местах Св. Писания Господь Бог называет израильский народ «своим народом» (2Пар.6:4-5). Эти два места Св. Писания явно говорят и указывают, что Ангел Господень — это не кто иной, как Господь Бог.

Ангел Господень сказал, что Он пришел освободить Свой народ от страданий в Египте (3:8,17). В других местах Он говорит, что Он есть Бог, выведший израильский народ из Египта (2Пар.6:4-5). При рассмотрении этих двух мест можно прийти к заключению, что Ангел Господень отождествляет себя с Господом Богом. Ангел Господень говорит, что Он поразит Египет чудесами (3:20). А в других местах Св. Писания мы видим, что это был Господь Бог, соделавший это (Исх.19:3-4; Вт.29:2-3).

Ангел и Израиль

В Исх.14:19-20 Моисей говорит, что Ангел Господень сопровождал израильский народ — днем в виде облачного столпа и ночью в виде огненного.

Однако в Исх.13:21-22 он утверждал, что сопровождавшимся столпом был Господь (Иегова — Яхве). Отсюда видно, что Моисей отождествляет Ангела Божия с Господом.

Относительно этого вопроса необходимо отметить два важных момента (Ис.63:9):

1. Ангел назван «Ангелом Его лица» (т.е. Его присутствия). Местоимение «Его», исходя из предшествующих ст.7-8 и первой части ст.9, указывает на Господа (Иегову — Яхве). Поэтому Исаия проводил знак равенства между Ангелом Господним и Ангелом лица Его.

2. Исаия говорит, что Ангел лица Его спасал Израиль (ст.9) и стихом ранее он говорит: «Он Спаситель Израиля» (ст.7-8). Прочитав эти два стиха, можно прийти к заключению, что Исаия говорит: Ангел Господень и Господь — это одна Личность.

В Суд.2:1-5 Ангел Господень, упрекая израильтян, наставлял их, чтобы они не вступали в союз с жителями земли ханаанской; что это Он, Кто клялся их праотцам дать ханаанскую землю, что это Он вывел их из земли египетской и заключил завет с Израилем (ст.1). Другие же места из Библии (Быт.13:14-17; 15:18; 17:1-2; 7-8; 28:10-15; Вт.26:8-9; 29:1-9) явно указывают, что все это было сделано для Израиля Господом. Итак, на основании этих стихов из Библии мы видим, что Ангел Господень отождествляет Себя с Господом.

С. Кейл и Франц Делитч писали: «Не пророк и не ангел являлся людям.

Это был Ангел Господень, который был одним целым с Иеговой» .

Ангел и Валаам

В Числ. 22:31-35 написано, что Ангел Господень предстал перед Валаамом с обнаженным мечом в руке и сказал ему: «Только говори то, что я буду говорить тебе» (ст.35). В Чис.23:5 говорится, что Бог вложил слово в уста Валаама. И Валаам признает, что Ангел Господень — это Бог. Далее сам Валаам говорит, что он будет говорить только то, что будет говорить ему Господь (22:38). В 23:12 он говорит: «Не должен ли я в точности сказать то, что влагает Господь в уста мои?» И далее: «не говорил ли я тебе, что я буду делать все то, что скажет мне Господь?» Эти две фразы Валаама лишний раз подтверждают, что Ангел Господень — это сам Господь Бог.

Ангел и Иисус Навин

В Нав.5:13-15 говорится, что некий человек предстал перед Иисусом Навином около Иерихона. И хотя в Библии не говорится, что это был Ангел Господень, но есть несколько доводов в пользу того, что это был Ангел Господний.

Этот человек предстал с обнаженным мечом в руке, также как он предстал и перед Валаамом. Этот человек назвал себя вождем воинства Господня (дословно: «принц армии Иеговы, т.е. ангелов»; 3Цар.22:19 и Пс.148:2) . Все говорит о том, что представший человек был воином, которому подчинялись ангелы. И хотя он предстал в виде человека, он вовсе не был человеком.

Иисус Навин, сам будучи великим воином, признавал превосходство этого воина. Он пал перед ним навзничь, кланяясь ему как Богу, называя себя рабом, а его господином. Этот человек велел Иисусу Навину снять обувь, ибо земля, на которой он стоял, была святой. То же самое и по той же причине было сказано Ангелом Господним Моисею.

Присутствие этой уникальной Личности сделало святым то место, где находился Иисус Навин. И как было отмечено ранее, присутствие Бога освящает место. В Нав.6:2 эта личность названа Господом. Эта личность также объявила Иисусу Навину, что предает в его руки ханаанский город Иерихон. Согласно Нав.1:1-3, не кто иной, как Бог обещал Израилю ханаанскую землю.

Ангел и Гедеон

Ангел Господень предстал перед лицом Гедеона и велел ему идти спасать Израиль от руки мадианитян (Суд.6:11-24). Позже Гедеон говорит, что Бог сказал ему, что Он спасет Израиль рукой Гедеона. Это еще раз подтверждает, что Гедеон признавал Божественность Ангела.

1. В ст.14 и 16 этот Ангел дважды назван Господом.

2. И в 16-ом стихе Ангел говорит Гедеону, что будет с ним, и он поразит мадианитян. Позже сам Гедеон говорит, что это Бог объявил ему, что Он поразит мадианитян рукой Гедеона. Это еще раз подтверждает, что Гедеон признал Божественность Ангела Господня.

3. И третье, когда Гедеон осознал, что он видел Бога, то испугался, что умрет (22-23), так как в Ветхозаветные времена люди в знали о возможности смерти, если видели Бога лицом к лицу (Исх.3:6; 19:21; Цар.19:13). Реакция Гедеона подтвердила, что он верил в то, что видел Бога.

Ангел и родители Самсона

В начале Ангел Господень явился матери Самсона, а затем обоим родителям (Суд.13:1-23). И снова несколько фактов, говорящих в пользу Божественности этого ангела. О своем имени Он говорит, что оно чудно. С. Кейл и Франц Делитч утверждают, что это не было непосредственным именем Ангела Господня. Оно, скорее, будучи кратким прилагательным, описывало природу и характер Его имени. Относительно этого имени они пришли к следующему заключению: «Нужно понимать в полном смысле, что оно совершенно и чудно», потому что Библейские имена всегда имели значение и давали описательную характеристику их носителю. Поэтому Кейл и Делитч указывают на то, что раз имя Ангела Господня было совершенно и абсолютно чудно по своей сути, то это значит, что его собственное имя было таковым же. Потому что только Бог может быть чудным в полном и совершенном смысле этого слова. Они также утверждали, что слово «чудно» употреблено как логическое сказуемое, то есть как то, что высказывается о предмете суждения, субъекте, относящемся только к Богу. Итак, когда Ангел Господень сказал, что Его имя чудно, он тем самым, заявил о Своей принадлежности к Божеству.

Отец Самсона говорит, что он и его жена видели Бога, когда видели Ангела Господня (ст.22). Отсюда следует, что он признал Божественность этого существа.

Отец Самсона, также как и Гедеон, пережил страх смерти, зная, что он и его жена видели Ангела Господня. Люди Ветхозаветных времен всегда переживали страх смерти в случае, если видели Бога.

Определение личности Ангела Господня

Значительное отличие

На основе приведенных примеров становится ясным, что Ангел Господень был отождествлен с Господом (Иегова-Яхве) и Богом (Елохим) и что Он был Божественным существом, обладающим природой Божества, а не ангелов.

Должно быть отмечено, что некоторые места Ветхого Завета указывают на различие между Господом Богом и Ангелом Господним. В Исх.20:1-3, где Бог говорил к израильскому народу, Он называет себя: «Я Господь Бог твой».

И тут же в Исх.23:20-23 читаем следующее:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем. Если ты будешь слушать гласа Его и исполнять все, что скажу, то врагом буду врагов твоих и противников твоих. Когда пойдет пред тобою Ангел мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их».

Фраза Господа Бога: «Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя» указывает, что Бог и Ангел — два разных существа. Эту же разницу мы находим в Исх.32:33-34 и 33:1-2. Так как Господь Бог послал Ангела перед Израилем, и так как посланный ангел был Ангелом Господним (Божьим), который пошел пред Израилем (Исх.14:19), то становится очевидным, что Ангел, посланный Богом, был Ангелом Господним. И так как Господь Бог и Ангел, посланный Богом пред Израилем, были разными существами, и так как Ангел, которого посылал Бог, был Ангелом Господним, мы можем заключить, что Господь Бог и Ангел Господень — разные личности.

В Библии есть еще одно указание на это отличие. Несколько людей в Ветхом Завете видели Ангела Господня, но тысячелетиями позже Ап. Иоанн утверждает, что Бога не видел никто и никогда (Иоан.4:18 и 1Иоан.4:12). Что ж, это утверждение явно указывает на различие между Ангелом Господним и Тем, Кого Иоанн называет Богом.

Важные вопросы

Мы видели доводы в пользу Божества Ангела Господня и то, что Ветхий Завет отождествляет Его с Господом Богом, но мы также видели доводы, говорящие о различии между Ангелом Господним и Господом Богом, Кого Иоанн называет просто Богом. Это различие наводит на вопрос: «Как Ангел Господень может быть Господом Богом и отличаться от Господа Бога, пославшего Его? Нет ли здесь противоречия?»

Св. Писание — богодухновенно, и в нем нет противоречий. Исходя из этого, мы должны разобраться и заключить, что здесь нет противоречия.

Объяснение

В Ветхом Завете абсолютное Божество представляет Себя не только в одной Личности. И мы это можем доказать на примере нескольких мест из Священного Писания.

1. Пс.44-8 гласит: «Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников твоих». Итак, здесь одна Личность Бог (Елохим) называет другую Личность Богом (Елохим).

2. Ветхий Завет говорит, что у Бога есть Сын. В Пс.2:7 написано: Господь сказал мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя. Господь Иегова (Яхве) говорит другой Личности «Ты Сын Мой». В Пр.30:4 задается вопрос: «И какое имя Сыну Его?» В Ис.9:6 предсказано рождение Сына. Места Ветхого Завета, говорящие о том, что у Бога есть Сын, очень важны. В Ветхом Завете и писаниях древних евреев после Библейского иудаизма, слово «сын» «часто применялось для указания на отношения, определяющиеся природой или характером человека» . В свете этого, тот факт, что у Бога был Сын, значит, что была другая Личность, у Которой та же самая сущность Божественной природы, что и у Бога.

3. Относительно Сына, данного нам Богом (Ис.9:6) говорится, что Он будет назван Богом Крепким. Франц Делитч утверждает, что это имя соответствует Божественной природе Сына .

4. В Иер. 23:5-6 Личность, называемая Господом (Иегова-Яхве), называет другую Господом (Иегова-Яхве).

Так как Ветхий Завет упоминает две разные Личности, которые являют собой Бога и обладают абсолютным Божеством, то мы можем заключить, что одна из этих Личностей — это Господь Бог, Который посылал Ангела Господня пред Израилем; это Отец, пославший нам Своего Сына; это Бог, Которого человек не видел никогда. Другая Личность — это Ангел Господень; это Сын, посланный нам Отцом, у Которого то же естество и свойства, что и у Отца.

Конкретное отождествление

Ангел Господень может больше всего отождествляться с Иисусом Христом. Мы имеем несколько доводов в пользу этого утверждения.

Во-первых, мы знаем, что Ангел Господень, встретивший Моисея у горящего куста, говорил о Себе: «Я есмь». И мы знаем, что Иисус называл себя «Я есмь» (Иоан.8:58).

Во-вторых, мы пришли к заключению, что Господь Бог, пославший Ангела Господня, — это Бог Отец, и Ангел Господень — Бог Сын. Иисус Христос говорил, что Бог Его Отец, и что Он Сам — Сын Божий (Иоан.5:19-37; 10:36-38). Иудеи признавали, что называние себя Сыном Бога означало отождествление себя с Богом (Иоан.5:18).

В-третьих, Ангел Господень обладал тем же Божественным естеством, что и Господь Бог, пославший Его пред Израилем. Когда Иисус говорил, что Он и Отец одно (Иоан.10:30), то для иудеев это было равнозначным тому, что Он провозглашает Себя Богом (10:31:33).

В-четвертых, Господь Бог, пославший Ангела Господня пред Израилем, сказал: » …Мое имя в нем». Иисус говорил, что Он пришел во имя Его Отца (Иоан.5:43).

В-пятых, Ангел Господень — это Сын, посланный Богом Отцом.

Священное Писание утверждает, что Иисус Христос — это Сын, Которого Бог Отец отдал миру (Иоан.3:16; Гал.4:4; 1Иоан.4:9).

В-шестых, когда пред Иисусом Навином предстал Ангел Господень, Он назвал себя вождем воинства небесного. Мы знаем, что Иисусу Христу подчинены ангелы, и в день Второго Пришествия с Ним будут ангелы небесные (Мат.25:31; Отк.19:14).

В-седьмых, родителям Самсона Ангел Господень сказал, что Его имя чудно. В Ис.9:6 говорится, что одно из имен Мессии, посланного Богом Сына, будет Чудный. Это говорит о том, что Ангел Господень — это Мессия, и мы знаем, что Иисус называл себя Мессией (Иоан.1:41 ср. Иоан.4:25-25; 10:24-25). Также мы видим, что и другие признавали Его как Мессию (Мат.16:16; Лук.4:41; Иоан.4:42).

В-восьмых, Ангел Господень сопровождал израильский народ при исходе из Египта в землю Ханаана. Апостол Павел утверждает в 1Кор.10:1-9, что это был Христос. Чарльз Ходж написал следующее по поводу утверждения Ап. Павла: «Камень, следовавший за ними, был Христос.

Словом, объявленным Иеговой при посещении израильтян в их исходе, был Сын Божий, Иисус Христос, принявший наше естество. Это Он, Кто заботился о них в их нуждах… Св. Писание явно говорит не только о существовании нашего Господа, но и о том, что Он — это Иегова Ветхого Завета. Это Он явился Моисею и назвал себя Иеговой, Богом Авраама и послал его к фараону; это Он вывел израильтян из Египта и явился на горе Хорив; это Он вел народ через пустыню, обитал в храме, открыл себя Исаие; это Ему должно было открыться при наступлении полноты времени, родиться от девы и явиться во плоти. В Ветхом Завете Он назван Ангелом Господним, Ангелом Иеговы, Иеговой, Богом Крепким, Сыном Божиим, посланным Богом, одним с Отцом как субстанция по природе, но другая Личность» .

Вы скачиваете книгу: Библейское учение об ангелах . Раздел: Протестантизм-1 .

Скачать книги с Яндекс-диска:

Ангелами называют сверхъестественных существ, которые являются посланниками Бога. Обычно это существо похоже на человека, но имеет крылья сзади. Ангелы часто упоминаются в разных религиях, в той же Библии о них говорится не один раз. В самых важных событиях человеческой истории, описываемых священными книгами, всегда рядом присутствуют эти божьи посланники.

Образ ангелов нашел свое отражение в культуре и искусстве. Художники и скульпторы веками посвящали себя созданием крылатых образов. Это могли быть невинные херувимчики на картинах эпохи Возрождения, а могли быть и скорбящие ангелы на надгробиях.

Но за долгое время изучения ангелов и их природы, в основном на основе сказаний и объектов искусства, человек значительно видоизменил их первоначальный облик. Мы приписывает им те черты, которых не было и не могло быть в первоисточниках. Во всяком случае изучение Библии, а не картин существ с крыльями, позволяет развеять некоторые мифы об ангелах.

Мифы об ангелах

У каждого из нас есть свой собственный ангел-хранитель. Есть немало историй о том, как нас оберегают ангелы, а порой эти таинственные незнакомцы даже спасают людей от смерти. Сама фраза «ангел-хранитель» и подразумевает такое заботливое существо. Разве не приятно думать, что кто-то свыше постоянно за нами наблюдает и за счет своего интеллекта и дара предвидения незримо направляет нас на нужный путь, оберегая от неприятностей. Вот только в Библии ничего не говорится об индивидуальном ангеле-хранителе, который есть у каждого человека. Правда, в нескольких местах можно встретить упоминания об ангелах-опекунах. Так, в Евангелии от Матфея, глава 18:10, говорится: «Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного». Этот отрывок обычно трактуют, как описание ангелов, которые наблюдают за всеми истинными христианами и за детьми. Вот только тут нет слов о том, что у каждого есть свой личный ангел. А идея эта вообще появилась совсем недавно, став результатом эволюции истории. В средние века часто появлялись истории о том, как святые встречались с ангелами, которые их и защищали. Постепенно истории трансформировались. Стали говорить, что ангелы приходят к человеку уже в повседневной жизни. Такие истории стали появляться в XVIII-XIX веках. А к XX веку уже и сложился миф о том, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель, незримо присутствующий рядом и оберегающий от бед.

Херувимы - ангелы с внешностью младенца. В искусстве довольно часто можно встретить изображения херувимов. Они выглядят, как маленькие голые дети, такие же очаровательные и пухлые. Вот только у этих существ есть еще и крылья. На самом деле такой образ ангелам придумали художники, в Библии же херувимы описаны совсем иначе. Это весьма специфические ангелы. Бог приблизил их к себе, заставив служить непосредственно себе. К людям херувимы отношения не имеют. В Ветхом завете эти существа упоминаются довольно часто, при этом милыми они никак не являются. В Книге Бытия упоминается, как двум херувимам дали задание охранять древо жизни. В главе 1:5-11 у Иезекииля дано полное описание эти существ. В Писании они предстают очень похожими на людей, вот только их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого херувима было по четыре крыла, скрывающих их человеческие руки, а также по четыре лица. Когда эти ангелы двигались, их лица не разворачивались. Спереди у них всегда был человеческий облик, сзади - орлиный, слева - бычий, а справа - львиный. При этом каждый херувим словно бы горел в огне. Иезекииль описывает ангелов, как живую Божью колесницу, разумную при этом, силу, подвластную одному Господу. Он говорил, что Бог перемещается в колеснице, чьими колесами и выступают херувимы. Четверка вместе олицетворяет мудрость главного божьего творения - человека, а также силу льва, приземленность и тяжесть быка, свободу орла и силу льва. В своих областях все эти существа самые лучшие. Каждый херувим одной парой крыльев прикрывает свое тело, а другие простирает. При этом сами крылья еще и покрыты глазами. Как видно, в описании нет ничего общего с упитанными и симпатичными младенцами.

Херувимы - добрые существа. Херувимы взирают на нас с картин добрыми глазами. Они улыбаются, а за спиной у них очаровательные крылышки. Часто в их руках художники вкладывают арфы. Но в Библии эти ангелы вовсе не такие миловидные. Благодаря Индиане Джонсу мы смогли рассмотреть крышку Ковчега завета - Трон милосердия. Там изображены херувимы, чьи лица и тела спрятаны под парами крыльев. Другую же пару они тянут друг к другу, образуя таким образом престол. В соответствии с Писанием такой Трон знаменует присутствие разгневанного Бога, грозящего смертью. Ежегодно первосвященник проводил церемонию, совершая жертву и окропляя этот Трон милосердия кровью животных. Так люди просили Господа еще год не гневаться на них. А чтобы бесстрашно приблизиться к Трону, требовался другой особенный ритуал. Считалось, что любое нарушение норм станет для священника смертным грехом. Да и не находилось таких, кто непочтительно позволил бы относиться к реликвии. Ежегодно херувимам давали кровавое подношение. И только после распятия Христа эта церемония была прекращена. Считалось, что его кровавой жертвы уже достаточно, чтобы умилостивить херувимов.

Люди сами могут становиться ангелами. В фильмах часто показывается, как люди после смерти превращаются в ангелов. На самом деле в Библии ничего не говорится об этом, даже праведники не получают на это права. А в нескольких местах в Библии прямо говорится о невозможности такой трансформации. Люди и ангелы созданы Богом, но с разными целями. В Послании к Евреям в главе 1:14 прямо говорится, что ангелов создали специально для того, чтобы протянуть руку помощи верующим в Господа. В Книге Бытия в главе 1:26 сказано, что ангелы являются духовными существами, которые могут по воле Бога принимать не только облик человека, но и любой другой. А вот в книге Петра сказано: «И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят». Святой Дух несет истину человеку, ангелы хотят слышать те же откровения. При этом людьми они никогда не были.

Ангелы могут быть женского пола. На многочисленных картинах библейских сцен можно увидеть ангелов мужского пола. А вот на кладбищенских надгробиях ангелов изображают уже в виде безутешных женщин с крыльями. Вот только в самом Священном писании ничего не сказано о женском поле ангелов. Не стоит сравнивать их с людьми и приписывать какие-то биологические особенности, свойственные нам. К ним не имеют отношения секс и вопросы пола. Во всей Библии ангелы описываются исключительно, как мужчины. Даже само слово «angelos» из Нового завета имеет мужской род, а женского рода у него вообще нет. Упоминаются имена только двух ангелов - Гавриила и Михаила, другие же называются просто «он». О крылатом существе женского пола в говорится всего лишь раз. В Книге Захарии, во главе 5:9 есть упоминание о таких летающих в форме видений существах, также там летает еще и свиток. Но нигде не говорится, что это были ангелы. Да и сама идея ангелов женского пола появилась через столетия после создания Библии. До IV века вообще не было никаких художественных изображений ангелов, по крайней мере, нам об этом ничего не известно. Так христианство пыталось дистанцироваться от свойственного другим религиям поклонения образам и идолам. А после появления портретов ангелов в искусстве, их начали ассоциировать с крылатыми существами из других древних мифологий, например, с языческой Никой. Так и появился женский облик у ангелов.

У ангелов есть нимбы. Если представить классического библейского ангела, то он предстанет в развевающихся одеяниях с крыльями и нимбом. Вот только о наличии у этих существ последнего ничего в Библии не говорится. В этом писании вообще ничего не сказано о нимбах. Чем-то похожим на «визитку» религиозного искусства можно считать лучи света, которые исходили от знаменитых персонажей из Библии - Моисея и Христа. А сам нимб появился над изображениями святых только лишь в четвертом веке. Первоначально такое свечение помещали над восседающим на троне Христом. Постепенно нимб стали считать символом добра, его стали рисовать еще и над ангелами. А к шестому веку нимбом обзавелись и все святые. Но христиане не придумали нимб, а позаимствовали эту идею. Появилась же она в Древних Сирии и Египте, где царей изображали с нимбами на голове, подобно венцам. Божественным свечением подчеркивалась связь правителей с всевышними существами. Да и в Древнем Риме часто императоров рисовали в коронах и в лучах света. Так что христианские художники просто позаимствовали удачный символ, который и прижился.

У ангелов было по два крыла. Оказывается, художники пририсовали ангелам не только нимбы, но и крылья. А если точнее, то речь идет о двух крыльях. И в этом случае в первоисточнике, то есть в Библии, ничего об этом не сказано. И хотя ангелов часто называют «летящими», кто сказал, что они были двукрылыми? Вполне логично, что если эти существа перемещались по воздуху, то у них были и крылья. И говоря о числе, сразу видится пара таких естественных приспособлений. Одним из самых высших мест в иерархии ангелов занимают серафимы. Они стоят прямо перед Престолом Господа и в буквальном смысле горят любовью к своему хозяину. Это является примером для остальных. В книге пророка Исайи вообще сказано, что у каждого серафима шесть крыльев. Но непосредственно для полета требуется всего пара. Еще два закрывают лицо, а третья - ноги. Херувимы описываются, как ангелы с четырьмя крыльями. На христианских картинах раннего периода рисовали ангелов, спускающихся с небес на крыльях. Ярким примером являются изображения на саркофагах римлян. Например, на надгробии политика Юния Басуса есть сцена из Библии, где ангел является Аврааму и просит его принести своего сына в жертву. Но в Библии при описании этого события про крылья ничего не сказано, тогда как на сцене на саркофаге они уже появились. Картина датируется 359 годом, следовательно, примерно тогда и сформировались представления о внешнем виде ангелов. К концу IV века их уже везде рисовали в таком виде. Можно сказать, что с тех пор ангелов и стали прочно ассоциировать с крылатыми языческими божествами.

Существует Ангел Смерти. В христианстве есть величественный образ ангела, приходящего к человеку за его жизнью. Это существо прекрасно своей мрачной потусторонней глубиной и неотвратимостью. Вот только у него всего одна цель, и людям она не очень нравится. Есть в Библии несколько отрывков, которые касаются ангелов, лишающих людей жизни. Об этом говорится в Исходе, в истории Пасхи, глава 11:4-5, а так же во Второй книге Царств, глава 19:35. В последнем случае мы читаем, как ангел лишил жизни сразу 185 тысяч ассирийцев. Однако в современном понимании мы считаем Ангела смерти самой смертью. В Библии же эти существа занимаются не только лишением людей жизни. Их деяния в этом плане - всего лишь выполнение очередных приказаний Господа. В еврейских традициях вообще лишена смысла сама идея Ангела смерти. Ведь только Бог, а не какие-то его посланники имеют власть над жизнью и смертью. Но постепенно мрачный образ попал и в религиозные каноны. Стали говорить об Ангеле смерти по имени Самаэль. Первые упоминания о нем были настолько малозначительными, что трудно даже отследить их появление. Во времена амораев в 220-370 года уже стали появляться более частые упоминания о Самаэле, как об ангеле смерти. В тех древних текстах ангелы становятся смертоносными и мстительными посланниками, а сам Самаэль надел на себя мантию главного Ангела Смерти. Ему была уготована судьба перейти из чисто религиозного персонажа в фольклорный. Самаэль перестал выполнять божью волю, теперь он по своему желанию является к людям и лишает их жизни. А тело этого существа по народным легендам было полностью покрыто глазами. Это позволяло ангелу видеть все, что творится кругом. В еврейской традиции Самаэля связывают с Каином. Говорят, что именно этот ангел и внушил ему желание, придав силы, убить своего брата.

Гавриил - важный ангел. В Библии есть четыре упоминания об этом персонаже. В первый раз сказано, что он приходит на землю на каждое Рождество. Именно поэтому люди так его и почитают. Именно Гавриил стал тем посланником, сообщившим Марии о ее выборе на роль матери божьего сына. И в других случаях он выступал в качестве посланника. Между тем принято считать Гавриила не просто рядовым обычным ангелом, а архангелом. Они в небесной иерархии занимают место выше обычных ангелов. Но есть и над ними другие ангельские чины, иерархия духовных существ вообще довольно сложная. В Библии сказано, что у ангельской иерархии есть три уровня, или сферы. В каждой из них есть еще три подгруппы. Ближе всего к Богу первая сфера, в нее входят серафимы, херувимы и престолы. Именно первый чин из упомянутых и является у ангелов самым высшим. Во вторую сферу входят господства, учащие людей владеть своими чувствами, а правителей - руководить народами. Эти ангелы творят чудеса и защищают хороших людей от дьявольских искушений. Последняя ниша является самой низшей, так как она дальше всего от Бога. Тут состоят архонты, или начала. Они руководят ангелами низшего ранга. Считается, что у каждого земного царства есть свой собственный архонт, который ответственен за правление царей. Эти ангелы следят, чтобы на трон восходили самые достойные люди, которые будут править от имени Бога. И уже прямо под ними располагаются архангелы, в том числе и Гавриил. Ниже находятся только простые ангелы, которые время от времени являются к людям, совершают небольшие чудеса и помогают, если придется. Ниже в небесной иерархии только люди. Они дальше всех отстоят от Бога. Так что с точки зрения такой иерархии Гавриил, хотя и является одним из немногих ангелов с именем, обладает весьма невысоким статусом. И даже появление у яслей младенца Иисуса не придало ему значимости.

Ангелы несут людям только добро. Обычно ангелы воспринимаются, как добрые существа, которые помогают людям. Даже если эти посланники Бога сеют смерть, они всего лишь выполняют его приказ. Но есть одна из интерпретаций библейских текстов, которая прямо обвиняет ангелов во всемирном потопе. А ведь тогда погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. Книга Бытия гласит, что незадолго до тех событий наша планета являлась домом не только для людей, но и еще для исполинов (нефилимов). Эти существа появились на свет от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Довольно популярна трактовка, считающая таких «сыновей» ангелами. Они пришли на Землю, да и остались тут, наслаждаясь удовольствиями, в том числе и плотскими. В Послании Иуды глава 1:6 нефилимы предстают существами, которые бросили свое законное жилище, поменяв его на земное. И в Бытие они именуются потомками неких божественных существ и земных женщин. Кто это был - христиане продолжают спорить. А вот в теологии евреев все намного проще. Когда Бог увидел, что его созданиями, Азаилом и Самсавеилом, овладела порча, он отправил их на Землю. Ангелам предстояло доказать, что люди могут сами нести ответственность за свое будущее. Но на Земле они не просто открыли для себя запретные для ангелов удовольствия. Самсавеил к тому же еще и нарушил одну из самых священных клятв. Он поведал смертной женщине истинное имя Бога. Легенды гласят, что ангелу в наказание запретили возвращаться на небеса, а вот ту самую женщину, Иштар, подняли вверх и оставили среди звезд. Самсавеил со временем раскаялся в своем проступке, но ему так и не разрешили вернуться, оставив между Небесами и Землей. По другим легендам целых 18 ангелов вступили в связь с земными женщинами и оставили после себя потомство. В любом случае обе истории заканчиваются одинаково. Этот плотский грех заставил Бога уничтожить все созданное имя на Земле, в том числе и потомков ангелов – нефилимов-гигантов.

Ангелы - бесплотные духи, участвующие в творении и жизни мира и исполняющие волю Творца. Собственно, еврейское «малах», как и греческое «ангелос», означают «вестник». Библия преимущественно говорит об ангелах, как о вестниках, посланцах Всемогущего, потому что именно в этом качестве они участвуют в жизни людей. Тем не менее, иногда библейские авторы обращают внимание и на иные аспекты бытия и служения ангелов.

Для Библии принципиально важно, что все ангелы - тварные существа, созданные Богом в рамках Его замысла о мире. Апостол Павел в Послании к Колоссянам (Кол.1:16), указывая на разнообразие существ, которых мы обычно называем общим понятием «ангелы», подчеркивает, что все они сотворены Богом и служат Ему. Природа ангелов в Библии почти не обсуждается; указывается лишь на то, что они - духи (Пс.103:4 , Евр.1:3-14), не имеющие плоти и костей (Лук.24:39) и в этом подобны Самому Богу. Всего Библия упоминает девять разных типов тварных духов: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, престолы, господства, начала, власти и силы. Однако целиком «список» подобного рода нигде не приводится; позднее (не ранее 5 в. по Р.Х.) происхождение имеет теория об иерархии небесных сил.

Особые формы служения приводятся лишь для некоторых чинов небесных сил. Так, херувимы и серафимы предстоят престолу Вседержителя (Ис. 6:2-4); также в небесном богослужении принимают участие ангелы (Откр.5:11-13). Христианские мыслители полагают, что прославление Бога занимает центральное место в бытии всех бесплотных сил. Особое значение этот факт имеет в связи с тем, что ангелы, насколько можно судить, хранят верность Богу и не грешат. Поэтому они становятся образцами чистоты и праведности, поэтому и их существование, исполненное хвалы Творцу, также становится для людей образцом. Как стража, своего рода почетный караул, ангелы окружают и служат всякому явлению силы Божьей на земле и на небе. Возможность видеть это дается людям благодаря особому приближению Бога (Иоан.1:51).

Главным же образом ангелы в Библии служат вестниками и исполнителями воли Божьей. В первую очередь архангел Гавриил и другие, не названные по имени ангелы, возвещают воплощение Сына Божьего и свидетельствуют Его Воскресение и Вознесение. В более частных случаях ангелы также возвещают людям волю Творца или совершают по Его повелению те или иные действия. Именно поэтому апостол Павел в послании к евреям называет ангелов «служебными духами».

Ангелы также будут исполнять волю Божью и при кончине мира; именно ангельское воинство и выступает против сил зла в финале истории.

Вместе с тем в Библии неоднократно выражение «Ангел Господень» служит эвфемизмом для обозначения непостижимого присутствия Самого Бога.