Отзыв о сборнике рассказов Ю.Коваля «Чистый Дор. Прогулка в Чистый Дор Чистый дор краткое содержание


Коваль Юрий Иосифович

Чистый Дор (Рассказы)

Юрий Иосифович Коваль

Чистый Дор

Рассказы

Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

По лесной дороге

Чистый Дор

Весенний вечер

Фиолетовая птица

Под соснами

Около войны

Берёзовый пирожок

Железяка

Картофельный смысл

Кепка с карасями

Бунькины рога

Вода с закрытыми глазами

По-чёрному

Подснежники

Последний лист

ПО ЛЕСНОЙ ДОРОГЕ

Солнце пекло уже которую неделю.

Лесная дорога высохла и побелела от пыли.

В колеях, где стояли когда-то глубокие лужи, земля лопнула, и трещины покрыли её густой сетью. Там, в колеях, прыгали маленькие, сухие лягушки.

Издалека я увидел: в придорожной канаве в кустах малины мелькает белый платочек. Небольшая старушка искала что-то в траве.

Не иголку ли потеряли? - пошутил я, подойдя.

Топор, батюшка. Вчера попрятала, да забыла, под каким кустом.

Я пошарил в малине. С коричневых мохнатых стеблей и с вялых листьев сыпалась пыль. Топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба.

Вот он! - обрадовалась старушка. - А я-то думаю: не лесовик ли унёс?

Какой лесовик?

А в лесу который живёт. Страшный-то эдакий - бычьи бельмищи.

Борода синяя, - подтвердила старушка, - а по ней пятнышки.

А вы что, видели лесовика?

Видела, батюшка, видела. Он к нам в магазин ходит сахар покупать.

Откуда ж он деньги берёт?

Сам делает, - ответила старушка и пошла с дороги. Её платочек сразу пропал в высокой траве и выпорхнул только под ёлками.

Несмотря на солнечный день, темно было под ёлками. Где-нибудь в этой темноте, подальше от дороги, и сидит, наверно, лесовик.

Вдруг лес кончился, и я увидел большое поле, подобное круглому озеру. В самом центре его, как остров, стояла деревня.

Голубые масленые волны бродили по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон.

Я глядел на деревню и не знал, как она называется, и, уж конечно, не думал, что стану жить здесь, снова увижу старушку в белом платочке и даже лесовика.

ЧИСТЫЙ ДОР

Лесная дорога пошла через поле - стала полевой. Дошла до деревни превратилась в деревенскую улицу.

По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. На одних домах щепа стала от ветра и времени серой, а на других была новой, золотилась под солнцем.

Пока я шёл к журавлю-колодцу, во все окошки смотрели на меня люди: что это, мол, за человек идёт?

Я споткнулся и думал, в окошках засмеются, но все оставались строгими за стеклом.

Напившись, я присел на бревно у колодца.

В доме напротив раскрылось окно. Какая-то женщина поглядела на меня и сказала внутрь комнаты:

Напился и сидит.

И окно снова закрылось.

Подошли два гусака, хотели загоготать, но не осмелились: что это за человек чужой?

Вдруг на дороге я увидел старушку, ту самую, что искала в лесу топор. Теперь она тащила длинную берёзовую жердь.

Давайте пособлю.

Это ты мне топор-то нашёл?

А я-то думала: не лесовик ли унёс?

Я взял жердь и потащил её следом за старушкой.

В пятиоконном доме распахнулось окно, и мохнатая голова высунулась из-за горшка с лимоном.

Пантелевна, - сказала голова, - это чей же парень?

Мой, - ответила Пантелевна. - Он топор нашёл.

Мы прошли ещё немного. Все люди, которые встречались нам, удивлялись: с кем это идёт Пантелевна?

Какая-то женщина крикнула с огорода:

Да это не племянник ли твой из Олюшина?

Племянник! - крикнула в ответ Пантелевна. - Он топор мне нашёл.

Тут я сильно удивился, что стал племянником, но виду не подал и молча поспевал за Пантелевной.

Встретилась другая женщина, с девочкой на руках.

Это кто берёзу-то везёт? - спросила она.

Племянник мой, - ответила Пантелевна. - Он топор нашёл, а я думала: не лесовик ли унёс?

Так, пока мы шли по деревне, Пантелевна всем говорила, что я ей племянник, и рассказывала про топор.

А теперь он берёзу мне везёт!

А чего он молчит? - спросил кто-то.

Как так молчу? - сказал я. - Я племянник ей. Она топор потеряла и думает, не лесовик ли унёс, а он в малине лежал. А я племянник ей.

Давай сюда, батюшка племянник. Вот дом наш.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил берёзу на землю и присел на лавочку перед домом.

Как называется ваша деревня? - спросил я.

Чистый Дор.

Чего Чистый?

Дор... Такого слова я раньше не слыхал.

А что это такое - Чистый Дор?

Это, батюшка, деревня наша, - толковала Пантелевна.

Понятно, понятно. А что такое дор?

А дор - это вот он весь, дор-то. Всё, что вокруг деревни, - это всё и есть дор.

Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем - лес.

Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.

Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, - это всё бор.

Так я и понял, что дор - это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали - получился дор.

Ну ладно, - сказал я, - дор так дор, а мне надо дальше идти.

Куда ты, батюшка племянник? Вот я самовар поставлю.

Ну что ж, я подождал самовара. А потом приблизился вечер, и я остался ночевать.

Куда ж ты? - говорила Пантелевна и на следующее утро. - Живи-ка тут. Места в избе хватит.

Я подумал-подумал, послал куда надо телеграмму и остался у Пантелевны. Уж не знаю, как получилось, но только прожил я у неё не день и не месяц, а целый год.

Жил и писал свою книжку. Не эту, а другую.

Эту-то я нишу в Москве.

Гляжу в окошко на пасмурную пожарную каланчу и вспоминаю Чистый Дор.

Коваль Юрий Иосифович

Чистый Дор (Рассказы)

Юрий Иосифович Коваль

Чистый Дор

Рассказы

Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

По лесной дороге

Чистый Дор

Весенний вечер

Фиолетовая птица

Под соснами

Около войны

Берёзовый пирожок

Железяка

Картофельный смысл

Кепка с карасями

Бунькины рога

Вода с закрытыми глазами

По-чёрному

Подснежники

Последний лист

ПО ЛЕСНОЙ ДОРОГЕ

Солнце пекло уже которую неделю.

Лесная дорога высохла и побелела от пыли.

В колеях, где стояли когда-то глубокие лужи, земля лопнула, и трещины покрыли её густой сетью. Там, в колеях, прыгали маленькие, сухие лягушки.

Издалека я увидел: в придорожной канаве в кустах малины мелькает белый платочек. Небольшая старушка искала что-то в траве.

Не иголку ли потеряли? - пошутил я, подойдя.

Топор, батюшка. Вчера попрятала, да забыла, под каким кустом.

Я пошарил в малине. С коричневых мохнатых стеблей и с вялых листьев сыпалась пыль. Топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба.

Вот он! - обрадовалась старушка. - А я-то думаю: не лесовик ли унёс?

Какой лесовик?

А в лесу который живёт. Страшный-то эдакий - бычьи бельмищи.

Борода синяя, - подтвердила старушка, - а по ней пятнышки.

А вы что, видели лесовика?

Видела, батюшка, видела. Он к нам в магазин ходит сахар покупать.

Откуда ж он деньги берёт?

Сам делает, - ответила старушка и пошла с дороги. Её платочек сразу пропал в высокой траве и выпорхнул только под ёлками.

Несмотря на солнечный день, темно было под ёлками. Где-нибудь в этой темноте, подальше от дороги, и сидит, наверно, лесовик.

Вдруг лес кончился, и я увидел большое поле, подобное круглому озеру. В самом центре его, как остров, стояла деревня.

Голубые масленые волны бродили по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон.

Я глядел на деревню и не знал, как она называется, и, уж конечно, не думал, что стану жить здесь, снова увижу старушку в белом платочке и даже лесовика.

ЧИСТЫЙ ДОР

Лесная дорога пошла через поле - стала полевой. Дошла до деревни превратилась в деревенскую улицу.

По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. На одних домах щепа стала от ветра и времени серой, а на других была новой, золотилась под солнцем.

Пока я шёл к журавлю-колодцу, во все окошки смотрели на меня люди: что это, мол, за человек идёт?

Я споткнулся и думал, в окошках засмеются, но все оставались строгими за стеклом.

Напившись, я присел на бревно у колодца.

В доме напротив раскрылось окно. Какая-то женщина поглядела на меня и сказала внутрь комнаты:

Напился и сидит.

И окно снова закрылось.

Подошли два гусака, хотели загоготать, но не осмелились: что это за человек чужой?

Вдруг на дороге я увидел старушку, ту самую, что искала в лесу топор. Теперь она тащила длинную берёзовую жердь.

Давайте пособлю.

Это ты мне топор-то нашёл?

А я-то думала: не лесовик ли унёс?

Я взял жердь и потащил её следом за старушкой.

В пятиоконном доме распахнулось окно, и мохнатая голова высунулась из-за горшка с лимоном.

Пантелевна, - сказала голова, - это чей же парень?

Мой, - ответила Пантелевна. - Он топор нашёл.

Мы прошли ещё немного. Все люди, которые встречались нам, удивлялись: с кем это идёт Пантелевна?

Какая-то женщина крикнула с огорода:

Да это не племянник ли твой из Олюшина?

Племянник! - крикнула в ответ Пантелевна. - Он топор мне нашёл.

Тут я сильно удивился, что стал племянником, но виду не подал и молча поспевал за Пантелевной.

Встретилась другая женщина, с девочкой на руках.

Это кто берёзу-то везёт? - спросила она.

Племянник мой, - ответила Пантелевна. - Он топор нашёл, а я думала: не лесовик ли унёс?

Так, пока мы шли по деревне, Пантелевна всем говорила, что я ей племянник, и рассказывала про топор.

А теперь он берёзу мне везёт!

А чего он молчит? - спросил кто-то.

Как так молчу? - сказал я. - Я племянник ей. Она топор потеряла и думает, не лесовик ли унёс, а он в малине лежал. А я племянник ей.

Давай сюда, батюшка племянник. Вот дом наш.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил берёзу на землю и присел на лавочку перед домом.

Как называется ваша деревня? - спросил я.

Чистый Дор.

Чего Чистый?

Дор... Такого слова я раньше не слыхал.

А что это такое - Чистый Дор?

Это, батюшка, деревня наша, - толковала Пантелевна.

Понятно, понятно. А что такое дор?

А дор - это вот он весь, дор-то. Всё, что вокруг деревни, - это всё и есть дор.

Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем - лес.

Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.

Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, - это всё бор.

Так я и понял, что дор - это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали - получился дор.

Ну ладно, - сказал я, - дор так дор, а мне надо дальше идти.

Куда ты, батюшка племянник? Вот я самовар поставлю.

Ну что ж, я подождал самовара. А потом приблизился вечер, и я остался ночевать.

Куда ж ты? - говорила Пантелевна и на следующее утро. - Живи-ка тут. Места в избе хватит.

Я подумал-подумал, послал куда надо телеграмму и остался у Пантелевны. Уж не знаю, как получилось, но только прожил я у неё не день и не месяц, а целый год.

Жил и писал свою книжку. Не эту, а другую.

Эту-то я нишу в Москве.

Гляжу в окошко на пасмурную пожарную каланчу и вспоминаю Чистый Дор.

У излучины реки Ялмы в старой баньке жил, между прочим, дядя Зуй.

Жил он не один, а с внучкою Нюркой, и было у него всё, что надо, - и куры, и корова.

Свиньи вот только нету, - говорил дядя Зуй. - А на что хорошему человеку свинья?

Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена, но не просто сметал - хитро: поставил стог не на землю, как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней было зимой сено из лесу вывезти.

А когда наступила зима, дядя Зуй про то сено забыл.

Мне, как и автору книги, посчастливилось пожить год в деревне с названием не менее красивым, чем "Чистый Дор " (я убежал туда после седьмого класса из большого города Челябинска к дедушке и бабушке; бежал не от города). Боюсь, что год, проведенный в ней стоит всей остальной жизни по яркости впечатлений. Красота природы, простота людей - первозданное великолепие живой и неживой природы, если так можно выразиться. Эх-х-х... Почему я прозябаю в городе? Чтение этой книги наводит на утопические мысли о возможности возврата к цивилизованной жизни. . (не хватает юношеского безрассудства и мешает множество веревочек, привязывающих нас к этому гигантскому человечнику, называемому городом).

Основываясь на своем деревенском опыте скажу, что Юрий Коваль не врет. Правда, он там, как я понимаю, вел жизнь барина, а то бы его впечатления могли бы оказаться еще более яркими. Но, по-крайней мере для горожан то, о чем он пишет - глоток свежего воздуха, а лучше сказать - ветерка.

Поначалу немного удивили лубочные иллюстрации Макавеевой, но это удивление длилось секунд 30. Просто до того я рассматривал книгу с замечательными акварелями Владимира Дугина. Жизнь в деревне сама по себе лубочная, а потому эти лубочные иллюстрации здесь к месту. Мне они не показались нарочито примитивными, а как раз такими, какие отвечают незатейливому и неторопливому описанию патриархальной деревенской жизни Юрием Ковалем. Я всегда делаю много изображений, а потом стираю лишние. На этот раз стирать их было особенно трудно - я все эти картины видел в деревне и все они мне дороги.

Теперь о полиграфии.

Сначала очень раздражал переплет - книга не открывалась. Я люблю, когда книгу не нужно ломать через колено, чтобы чего-нибудь там прочесть. В конце-концов, меня это стало раздражать настолько, что я так и поступил - с силой разогнул ее в нескольких местах так, что она перестала-таки самопроизвольно закрываться. Впервые остался недоволен полиграфией книги от ИД Мещерякова в части переплета. В остальном же все как обычно. Отличная офсетная бумага, отличная печать иллюстраций и текста. Замечательно! Немного великоват формат, на мой взгляд, но боюсь, что иллюстратору могло бы и не хватить места.

К рекомендации BiblioГид присоединяюсь без колебаний. Немного сомневаюсь только в возрасте для чтения. Боюсь, что не младшие, а скорее старшие школьники смогут оценить тексты Коваля по достоинству. А может быть лучше говорить здесь о взрослых читателях. Младшие же скорее позабавятся курьезными моментами, не более того (представляете, привозит мужик воз сена из леса зимой, а оттуда медведь выпрыгивает - он там спал, вот это да!). По поводу последнего утверждения у меня полной уверенности нет. Попробую проверить его с помощью собственного ребенка.

Памятники народной архитектуры - крестьянские жилища, церкви, часовни - сохраняются до наших дней во многих уголках Русского Севера. Они являются нашим культурным и историческим наследием, воплощают в себе все стороны жизнедеятельности, многовековой опыт и знания народа. К одному из таких примеров, наиболее яркому и хорошо сохранившемуся, можно отнести небольшую деревеньку Чистый Дор, расположенную в шестидесяти с небольшим километрах от города Кириллова Вологодской области. Деревня Чистый Дор входит в состав Коварзинского поселения. Согласно переписи населения 2002 года в деревне проживало 26 человек. Сейчас - лишь несколько бабушек.

Недавно, в один из выходных дней мы, взяв лыжи и термосы, отправились в дорогу. Цель поездки давно крутилась у меня в голове: хотелось посмотреть деревню Чистый Дор, о которой я впервые узнала из рассказов Ю. Коваля. Привлекало меня еще и то, что рядом с деревней сохранилась деревянная церковь 18 века.

Свернув с трассы, мы въехали на плохо расчищенную, но довольно широкую лесную дорогу. «…Вдруг лес кончился, и я увидел большое поле, подобное круглому озеру. В самом центре его, как остров, стояла деревня… Лесная дорога пошла через поле - стала полевой. Дошла до деревни превратилась в деревенскую улицу…». Именно эти слова писателя Юрия Коваля сразу пришли на ум.

Вызывает удивление название деревни:

«…- Как называется ваша деревня? - спросил я.

Чистый Дор...

…- А что это такое - Чистый Дор?...

…- Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, - это всё бор.

Так я и понял, что дор - это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали - получился дор…».

Если заглянуть в толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, то увидим следующие значения слова «дор»:

ДОР м. (драть) сев. дер, роспашь, росчисть, расчистка, починок, чащоба, подсека, кулига, драки, пожога. / Сев. новое селенье на дору..

Так и получается, что название «Дор» означает участок в лесу (бору), расчищенный под поле.

Дома вдоль единственной улицы в деревне стоят добротные, столетние, но на удивление аккуратные и хорошо сохранившиеся. Рубленые в обло с остатком, покрытые тесовой кровлей, они являются типичными образцами русских северных изб-четырехстенков, на подклетах, с сенями, в однорядной связи двора с домом под одной крышей. На фасадах хозяйственной части дома можно увидеть старинные окна-волокуши. В подклет ведет две двери, расположенные либо на главном фасаде дома, либо одна на главном, вторая на боковом. Кровли двускатные, на некоторых избах сохранилось тесовое покрытие.

1. Дом в деревне Чистый Дор


2. Деревенская улица

Главной же достопримечательностью Чистого Дора является деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, стоящая на краю поля у деревни. Храм был построен в 1767 году на месте явления иконы этого святого (по преданию - икона приплыла по речке).

Тип памятника - восьмерик на четверике с обширной трапезной и колокольней. Церковь имела два престола: во имя святителя Николая Чудотворца - в холодном храме, во имя апостола Иоанна Богослова - в теплом приделе. В 1827 - 1915 годах храм был приписан к Иткольской Богородице-Рождественской церкви. Но, как и многие другие храмы России в 30-х годах ХХ века ее постигла печальная участь. Во время гонений на церковь службы были прекращены, а священник изгнан. Внутри памятника был устроен склад.

3. Церковь Святого Николая Чудотворца с колокольней. 1767 г.

В настоящее время памятник постепенно ветшает и разрушается. Реставрация ведется лишь на добровольных началах.

Наблюдения, сделанные в ходе наружного осмотра памятника, свидетельствуют об аварийном состоянии основных конструкций колокольни, кровель, некоторых венцов сруба.

Деревянное крыльцо, обшитое тесаной доской, сильно наклонилось и практически отделилось от церкви. Покрытая тесом крыша над крыльцом прогнила, опорные столбы разъехались. Ослабленная гниением и под тяжестью снега она может обрушиться.

4. Крыльцо церкви

Часть сруба, справа от крыльца, находится в аварийном состоянии: кровля прогнила и практически отсутствует, бревна в местах перерубов и верхние венцы сильно поражены гнилью, просадки, отклонение стен от вертикали. Между трапезной церкви и колокольней образовалась большая щель, здание делится на две отдельные не взаимосвязанные постройки.

5. Примыкание сруба церкви к колокольне.

6. Гнилые соединения бревен.

Снаружи церковь обшита тесаной доской и когда-то была побелена (правда наружная побелка к настоящему времени почти полностью смылась). В окнах по одной стороне здания сохранились металлические кованые решетки. Правда, о рамах и стеклах речи даже не идет.

7. Окна

8. Решетки

Почти целиком по всему периметру церкви сохранилась декоративная подшивка карнизов, деревянные профилированные тяги на карнизах и резные полотенца на фронтонах крыши.

9-11. Украшения карнизов.

Кровля на церкви железная, сильно коррозирована, нарушена целостность покрытия, протечки, гниение деревянных конструкций крыши. Глава над колокольней в аварийном состоянии: кровельное покрытие сильно разрушено, практически отсутствует, деревянные конструкции каркаса сильно поражены гнилью, деформированы, есть угроза обрушения.

12. Глава над колокольней.

Кровля над восьмериком церкви в более хорошем состоянии: купол и барабан полностью покрыты железом, на главке есть утраты, но сохранилась обрешетка и конструктивные элементы деревянного каркаса. На обеих главах кресты отсутствуют.

13. Глава над колокольней.


14. Глава над восьмериком церкви

Внутрь памятника мы не попали - висел амбарный замок. Но, судя по фотографиям (найденным в интернете), сделанным осенью 2012 года добровольцами (волонтерами), приезжающими пару раз в году в Чистый Дор, внутри церкви состояние полов и стен пока еще удовлетворительное. Есть локальные прогнившие участки пола, связанные с протечками кровли. Намного хуже, судя по этим фотоснимкам, состояние конструкций колокольни изнутри: лестница прогнила и почти разрушена, ярус звона поражен гнилью, горизонтальные деревянные балки, выполняющие роль воздушных связей для обеспечения пространственной устойчивости сруба, местами прогнили и обрушились.

Кроме того, Никольская церковь в Чистом Доре не поставлена на учет как памятник, а значит, не имеет государственной охраны и возможности получить от государства помощь. К сожалению, усилий небольшой горстки волонтеров для восстановления церкви слишком мало. Без грамотного реставрационного вмешательства, ухода и консервации этот памятник в скором времени мы утратим, так же как утрачены многие подобные церкви в нашей стране.

Воронова Н.А.

Источники и литература:

1. Русский Север. Этническая история и народная культура XII-XX века. Севернорусская крестьянская усадьба. - М.: Наука, 2001. 848 с., ил.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - СПб., 1863-1866.

3. Коваль Ю.И. Поздним вечером ранней весной: Рассказы, повести. - М.: Дет. лит., 1988.

4. Глызина Л.И., Иванова Г.О. Приходские церкви Кирилловского уезда. - М.: Северный паломник, 2006. - 128 с.: ил.

Начало нашей 3-х дневной поездки выдалось не самым живописным для фотографирования. Но, с другой стороны, что-то в этом есть, фотографировать такую церковь при такой погоде...


Около 5 утра мы запихали вещи и себя в машину и поехали в первое место.

Чистый Дор - это деревня где-то между Кирилловом и Липиным Бором с несколькими жилыми домами.
Как сказано в интернетах: "Есть в этой деревне достопримечательность - деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, типа восьмерик на четверике с обширной трапезной и колокольней, построенная в 1767. В трапезной был Иоанно-Богословский придел. В XIX в. своего причта не имела, была приписана к Иткольскому приходу. Церковь еще вполне целая, несмотря на почтенный возраст, но увы заброшенная. Как и многие другие храмы России в 30-х годах ХХ века ее постигла печальная участь. Во время гонений на церковь службы были прекращены, а священник изгнан (возможно был арестован). Культовое здание превращено в склад.
Руки реставраторов не дошли до это деревянного памятника и он постепенно ветшает и разрушается."

Дверь закрыта.

Попасть внутрь можно только через это окно:

Внутри всё как обычно, если не считать того, что я до этого, кажется, не был в деревянных церквях. Вообще, интересно, что севернее Кириллова, Белозерска стоят, в основном, деревянные церкви. В то время как в наших череповецких широтах - каменные. Вроде, не так далеко, а разница есть.

Полезли на самый верх. Церковь, напоминаю, 1767 года.

Где-то ступенек уже нет. На уцелевшие вставать жутковато.

Зато вид сверху отличный.

Небольшая панорамка. На фотку можно тыкнуть, чтоб посмотреть крупнее:

Вид вниз. В нижней части кадра - моя нога на бревне. Только забравшись сюда можно видеть улицу.