Изображения чего нельзя делать на уроке информатики. Чему учат на уроках информатики в гимназии

Ко Дню информатики «КВ» узнали, как обстоят дела в школах, помогают ли девайсы изучать и понимать предмет. Какие они, дети , растущие в мире интернета и технологий? Что хотят изучать на уроках информатики? Об этом нам рассказал Александр Павельев, преподаватель академии «Белхард».

Девайсы не делают детей умнее

Дети могут быть далеки от информатики, технологий, но с большим удовольствием пользоваться удобствами цивилизации. Если школьникам нравится нажимать на кнопки своего сенсорного телефона, это ещё не значит, что им интересен такой предмет, как информатика. Большинству из них всё равно, как устроен или как работает тот или иной прибор/программа. Заинтересованы будут процентов 20 от общего количества учащихся в школе.

Компьютер создавался как помощник для человеческого мозга, а не его заменитель. Но на практике получается, что современные школьники полностью отказываются «шевелить» мозгами, полагая, что машина всё решит за них. Поэтому компьютер их не развивает, наоборот, дети всё больше тупеют от гаджетов. Объяснение очень простое - всё свободное время они проводят за игрушками и иногда, если того требуют в школах, получением быстрой справочной информации. Может быть, игры и развивают отдельные элементы мышления, но цельную структуру и способность думать разрушают.

Единственная польза, которую приносит компьютер детям, – это возможность внеурочного общения с одноклассниками и учителями. Дети преодолевают барьер, мешающий им свободно общаться со сверстниками. Но всё равно коммуникация через сеть отличается от живого общения. Мало видеть собеседника в экране компьютера, нужно ощущать реальное присутствие, а его в мире сетей и технологий нет.

Современные дети не хотят напрягаться


Сегодня научить школьников чему-то сложно, потому что они не понимают, зачем им это надо. У них всё есть, будущее ещё далеко, зачем сейчас напрягать мозги? За рубежом с раннего возраста все пытаются получить специальность, где-то закрепиться. А наши дети редко в школе задумываются, чего хотят от жизни. Как правило, осознание приходит после поступления в вуз, выбранный по совету родителей.

Интерес к школьным занятиям спадает с каждым поколением. В лучшем случае ученики могут освоить html, чтобы странички в интернете создавать, а вот чтобы серьёзно, системно изучать предмет, не хватает мотивации. Есть, конечно, отдельные личность в классах, которые хотят стать Стивами Джобсами, но, когда узнают, что для этого нужно сильно напрячься, рвение и желание пропадает. К примеру, ассемблер (assembler) - язык программирования , который даёт возможность понимать машину до самых мелочей, а дети говорят, что этот язык слишком сложный, пусть другие его учат.

Основное противоречие здесь в том, что дети, при желании, могут научиться многому, их мозг способен воспринимать разноуровневую информацию. А с возрастом, когда они осознают, что хотят быть, к примеру, разработчиками, мозг работает уже не так интенсивно, как у ребёнка, и усваивать материал становится сложней. Получается, когда они могут, то не хотят, а когда захотят, то с трудом это делают.

Знание предмета на уровне пользователя

Желание докопаться до истины, понять, как работает тот или иной прибор/программа есть у школьников, хоть и не у многих. Проблема в том, что большинство учителей информатики преподают предмет на уровне пользователей. Они могут объяснить, что нужно делать, чтобы программа выдавала нужный результат, но какие процессы происходят в самой машине в момент запуска или компиляции программы, не знают. Бывают, конечно, исключения, когда преподаватель хорошо знает и аппаратную и программную часть компьютера, тогда в обучении полная идиллия. Одно дополняет другое, сложные вещи становятся простыми и понятными.

Самое главное для ученика-будущего программиста – это понять, как работает компьютер. Сколько прошло лет с создания первого ПК, а принципы его работы всё те же. Меняются размеры, возможности, а скелетные понятия остаются. Прежде, чем рассказывать детям, как работать в паскале, нужно объяснить, что все программы заточены для работы на конкретном железе. Ученик должен понимать всю систему целиком. Если программист не понимает, как работает компьютер, его называют кодером. Такие люди тоже должны быть, но для прорыва нужны специалисты, глубоко понимающие предмет. А это понимание хорошо закладывать со школы.

Школьная программа «сырая»


Школьная программа по информатике помогает осваивать технологии, но только поверхностно. В школах преподают детям стандартный пакет: Pascal , Microsoft Excel, Word, немного HTML. Эти программы дают элементарные знания и для тех, кто хочет связать свою жизнь с программированием, этого не достаточно. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно разбираться во всём досконально, начиная от аппарата и заканчивая программами. А без математики, физики , в частности, раздела электродинамики будет трудно разобраться. Бытует миф, что математика не нужна для понимания информатики и программирования. Но тем, кто занимается серьёзными разработками, без математики не обойтись. Базовые понятия должны быть заложены в школе, когда мозг быстро схватывает и усваивает информацию.

Школьная программа по информатике не статична, она, конечно же, меняется, но рассчитана не на сильнейших учеников, а на среднего по способностям ребёнка. Поэтому проблема с нехваткой дополнительного образования для тех, кто справляется с программой и хочет идти дальше, остаётся актуальной. Параллельно в школах нужно давать второе образование, проводить кружки, занятия по выбранной специальности.

О будущем нации


Способных, одарённых детей нужно искать как золото среди пустой породы. Заниматься с ними систематично, развивать в правильном ключе. Мы не сможем наверстать Запад, если подготовка ИТ-специалистов в школах будет такой, как сейчас. Мы просто теряем время. А начинается это со школы, потому что именно там детям можно и нужно давать базу. Конечно, заставлять изучать предмет углубленно всех подряд бессмысленно. Нужно отбирать сильнейших и усиленно учить тех, кто хочет, может. А кто этим будет заниматься? Я попытался: составил программу базовой подготовки ИТ-специалистов и хотел в минской гимназии преподавать детям основы физики (раздел электротехники и электроники), устройство и принцип работы компьютера, ОС и их структуру, файловые системы и т.д. Но администрация учебного учреждения отказалась. Говорят, ставок для учителей нет, платно люди не хотят, а бесплатно по закону не положено. Замкнутый круг получился.А ведь чем раньше мы начнём отбирать способных детей и целенаправленно готовить их, тем больше шансов, что в стране будут высококлассные специалисты.

По пути наименьшего сопротивления

Если бы детям предложили самим выбрать, что они хотят изучать на уроках информатики, то, думаю, они пошли бы по пути наименьшего сопротивления. Трудное – это удел избранных. Специалистов по базовым, системным процессам всегда не хватало. Все хотят создавать настройки, а кто будет чинить фундамент, который разваливается?

«КВ» опросили школьников 7-9 классов, что они хотели бы изучать на уроках информатики. Ниже представлены самые интересные ответы детей:

Создавать и изучать компьютерные игры;
- рисовать на занятиях (веб-дизайн);
- изучать социальные сети , интернет;
- работать в музыкальных редакторах;
- изучать Windows, IOS, устанавливать OC;
- что-нибудь, только не алгоритмы;
- создавать и разрабатывать сайты;
- изучать графику, анимацию;
- обрабатывать видео;
- создавать спецэффекты, как в фильмах.

Диана Васильева

В кабинете информатики - первое, с чем должен быть ознакомлен каждый ученик на первом уроке ИТ. Допуск к работе с компьютером возможен только лишь после того, как учащиеся внимательно изучат инструкции по его эксплуатации и свод правил, каждое из которых необходимо помнить и соблюдать. Все потому, что при неправильном обращении компьютер может оказаться довольно опасным изобретением, способным нанести физический ущерб человеку.

Без разрешения учителя ученикам строго запрещается делать следующие вещи:

1. Входить в кабинет и садиться за компьютеры.
2. Прикасаться к какой-либо части компьютерного оборудования, потому как небрежное обращение с ним может принести не только ущерб самому оборудованию, но и вред человеческому здоровью.
3. Также запрещается бегать по кабинету (хотя учитель вряд ли даст на то разрешение), потому как вокруг находится хрупкое и опасное оборудование, которое требует бережного обращения, поэтому идея превратить кабинет информатики в спортивный зал может оказаться не очень удачной.
4. Работать за компьютерами в верхней одежде и прикасаться к ним мокрыми руками - вода может вызвать в аппаратуре.
5. Взаимодействовать с компьютером собственными виртуальными носителями, не проверив их перед этим на наличие вирусов и других вредоносных программ.
6. Класть на компьютерное оборудование какие-либо посторонние вещи (учебники, диски, портфели, телефоны и т. д.).

Помимо этого, техника безопасности в кабинете информатики обязывает ученика прекратить работу, если он вдруг почувствует исходящий от

При работе с компьютером каждый ученик должен соблюдать следующие правила безопасности в кабинете информатики:

1. Выполнять все, что будет говорить учитель, не заниматься самодеятельностью и не открывать посторонние программы (к самым популярным посторонним программам у учеников относятся «косынка» и «пейнтбол»).
2. Если при работе с компьютером его поведение ученику показалось несколько необычным (учащийся почувствовал посторонний запах, услышал странный звук или увидел что-то непонятное на мониторе), он тут же обязан сообщить об этом своему преподавателю, но ни в коем случае не должен пытаться самостоятельно решить эту проблему.
3. При работе с компьютером необходимо бережно относиться к аппаратуре, легко нажимать на клавиши клавиатуры, не бить мышью по столу и не касаться поверхности монитора. Не нужно трогать клавиатуру или мышь тогда, когда компьютер находится в выключенном состоянии.
4. Несмотря на то, что с первого класса всех учеников учили вставать со своих рабочих мест, когда в кабинет входит учитель, техника безопасности в кабинете информатики исключает это правило.

Перед тем как начать работать с компьютером, все ученики должны усвоить, что это очень хрупкий, опасный и дорогостоящий предмет, который требует к себе бережного отношения. А техника безопасности в кабинете информатики поможет не только продлить срок действия этого оборудования, но и уберечь учащихся от несчастных случаев при обращении с ним.

Учат ли программировать на уроках информатики? А чему вообще учат? Когда надо начинать преподавать информатику современным детям, которые, в отличие от их родителей, знакомы с компьютерами с раннего детства? Портал Delfi публикует серию статей, подготовленных для сайта Imhoclub Оксаной Мигуновой. Сегодня об информатике рассказывает учитель Рижской 40-й школы Владимир Литвинский.

Цикл статей "Учат в школе" опубликован на сайте IMHOCLUB.lv, где по-прежнему можно задать вопрос героям материалов. Автор проекта - Оксана Мигунова.

Об оснащенности

В Латвии работает программа компьютеризации всех школ, по которой в школы поступают машины: разумеется, вместе с программами и лицензиями на них. Сами школы на свои средства покупают компьютеры не так уж часто. При этом каждая школа сама выбирает, с каким программным обеспечением ей работать. Но, естественно, как правило, берется Windows и Microsoft Office.

Формально (подчеркиваю - формально!) школа не может требовать, чтобы у каждого ребенка дома стоял компьютер с соответствующим софтом и чтобы родители вообще что-нибудь знали о компьютерах. Хотя думаю, что у всех учеников нашей школы компьютер дома имеется.

Как же тогда выполнять домашние задания, которые часто предполагают пользование интернетом и офисными программами? Например, в нашей школе можно прийти в библиотеку, где в читальном зале стоят компьютеры и подготовиться там. Можно позаниматься и в компьютерном классе, если он не занят.

Лучше, конечно, если бы в каждом классе имелись компьютеры, или, идеальная ситуация, - когда ученик утром, сдав пальто в гардеробе, получает ноутбук в свое пользование на целый день. Не думаю, что эта ситуация так уж невозможна.

Дети

Современные дети с компьютером, конечно, на "ты", но лишь в тех вещах, которые им интересны. То, что ребенок играет с двух лет в игрушки, означает, что он хорошо играет в игрушки. И не более того. Это никак не влияет на его уровень компьютерной грамотности, хотя он может иметь сведения о том, что такое файл, что такое папка, как копировать файл и так далее. Но это не поможет умению обрабатывать информацию в Excel, а это, на мой взгляд, важный навык.

Учебники

Конечно, есть учебники для школ по прикладной информатике: базовый курс и работа с офисными программами. А вот учебников по программированию вообще нет. Российские же или англо-американские пособия по языкам программирования надо адаптировать для школ. Потому что есть разница, кто изучает учебник - взрослый человек или школьник, у которого это обязательный предмет. Мотивация другая! В итоге каждому учителю самому приходится изобретать методику обучения программированию.

Что такое информатика

В основной школе это базовые знания о том, из чего состоит компьютер, плюс основные умения и навыки для работы с прикладными программами: обработка текстов, изображений, простейшие таблички, плюс некоторые сведения о работе операционной системы и работе в Сети, включая некоторые этические нормы.

Все это освоение базовых знаний и навыков в количестве одного урока в неделю происходит с пятого по седьмой класс, то есть в течение трех лет, а далее наступает пикантный момент: по образовательному стандарту предполагается, что с 8-го по 9-й класс дети не учат информатику отдельно, а применяют полученные знания на других предметах.

То есть, например, учитель химии будет требовать, чтобы результаты лабораторной работы были сведены в таблицу Excel, а учитель биологии - чтобы доклад был сверстан в виде презентации PowerPoint.

Но здесь, как мы понимаем, все зависит от желания учителей и от их собственных навыков работы с программами. Если учителя не требуют использования офисных программ, все полученные в основной школе навыки благополучно забываются. В старшей школе (10-12-й классы) информатика опять появляется в виде отдельного предмета.

Теперь уже углубляются навыки, полученные в основной школе по работе с офисными программами, плюс добавляется некий более усложненный графический редактор. Кроме того, добавляется отдельный предмет - основы программирования. Но далеко не во всех школах - этот вопрос отдается на выбор самой школы

Как мы перекроили программу

Мне не нравится этот разрыв с 8-го по 9-й класс, во время которого теряются приобретенные навыки. И у себя в школе мы перекроили программу так, что начинаем информатику позже, с седьмого класса, и естественно, проходим базовый курс быстрее. За два года.

Я обычно сравниваю это с обучением искусству завязывать шнурки. Можно, конечно, объяснить двухлетнему малышу, как это делается. Но это будет долго и мучительно. А можно подождать - и в пять лет научить быстро и легко.

Так и у нас: сразу создается отношение к предмету как к чему-то серьезному. Зато девятый класс мы тратим на освоение элементарных навыков программирования. В нашей школе это обязательный предмет. С десятого же класса основы программирования остаются обязательным предметом для "математических" классов.

Что на выходе

Предполагается, что в итоге ученик должен понимать, как хранится информация в компьютере, что любой файл в конечном итоге сводится к двоичному коду, но файлы могут быть текстовые, графические, исполняемые и т.д., должно быть понимание, почему этот файл могут открыть этой программой, а этот нет; должны быть элементарные представления об алгоритмизации и логической последовательности.

Главное, ребенок должен хорошо понимать, что компьютер - это не мозг, а идеальный исполнитель того, что написал ты. Написал, подчеркиваю, а не подумал. Это понимание в основном дается на уроках программирования.

Навык, необходимый для всех

Здесь есть прямая корреляция с математикой. Если у ребенка математический склад ума, то, как правило, ему легко дается программирование. Поэтому я бы не стал вводить программирование с младших классов, а больше бы нажимал на математику.

А в целом, мне кажется, что базовые навыки программирования пригодились бы всем. Хотя бы потому, что программирование развивает логическое мышление. Вы, например, понимаете, что если в одном месте можно поменять местами части кода, то в другом случае это приведет к тому, что ничего работать не будет.

И еще оно приучает к мысли, насколько важно планировать свои действия. Без плана действия ни одна программа работать не будет. Так что на этом уровне, считаю, программирование пригодится всем.

Никто не заставляет школы выбирать язык программирования, но есть такая вещь, как олимпиады. И там определено, что это может быть Pascal, C++ или Java.

Надо рассказать еще о компании Accenture, которая запустила в Латвии проект Start IT по внедрению в Латвии уроков программирования. (Дело в том, что в свое время большинство латвийских школ отказалась от уроков программирования, и латвийские IT-компании почувствовали это, видимо, на себе.) При этом движение Start IT продвигает именно язык программирования Java как наиболее востребованный сегодня на рынке.

Вузовские требования

При поступлении на специальность "компьютерные науки" ни один латвийский вуз не требует от абитуриентов, чтобы те умели программировать. Оценивают только их успехи в математике.

Получается, что те, кто изучал программирование в школе, в институте (в латвийском, по крайней мере) имеют некоторую фору. Некоторые темы они уже проходили или проходили нечто очень похожее. Но эта фора длится недолго, всего несколько месяцев. Впрочем, у меня в свое время такая же ситуация была с математикой.

Две взаимоисключающие идеи

В Министерстве образования сейчас идут дискуссии о будущем предмета. Причем борются две взаимоисключающие идеи. Одна - что информатика должна начинаться в школах если не с первого, то хотя бы со второго класса… А вторая - что вообще не нужен такой отдельный предмет. Что все, что касается обработки информации (написать текст или сделать презентацию) должно перейти к другим предметникам.

Мне не нравятся обе идеи. Начнем с первой. Что касается первого класса, то здесь все понятно: будет странно, если ребенок начнет работать на компьютере до того, как научился писать и читать. (Я когда-то уже рассказывал в ИМХОклубе, что формально ребенок может пойти у нас в Латвии в школу, не умея читать и писать, и школа должна научить этому.) Но даже и со второго класса…

В итоге это грозит превратиться в урок, где дети будут за компьютерами играть в какие-то игры, якобы логически-развивающее… Я не за то, чтобы делать это на уроках. Ведь в итоге школьники будут воспринимать информатику, как такой урок "расслабления", где в лучшем случае - "учимся играя", в худшем - только играем.

Что касается второй идеи, то, понимаете… Я слышал, что во многих школах Великобритании нет отдельного урока "Computers". Предполагается, что навыками владения прикладными программами ученик овладевает на других предметах. Но по своим коллегам я знаю, что они очень по-разному пользуются компьютерными программами. Для кого-то это естественно, для кого-то - нет. Получается, что знания ребенка будут зависеть от случая.

Осознанный выбор профессии

Все современные инициативы - Code Academy, например, - по обучению программированию "с пеленок", это, мне кажется, от нехватки программистов на рынке труда. Такая же ситуация и в Латвии. У нас среди выпускников, например, обязательно какая-то часть (скажем, человек десять-пятнадцать) собираются дальше учиться по этой специализации. Но все равно программистов все время не хватает: например, потому что они уезжают в другие страны или даже не уезжают, но работают отсюда на иностранные компании.

Интересно, что некоторые выпускники оставляют "компьютерные науки" специализацией второго выбора. Например, не поступил на архитектурный, пошел туда. То есть у них особой любви к программированию нет, но есть понимание, что это востребованная специальность. Впрочем, тут есть и такая штука: даже при огромном дефиците программистов никому не нужны плохие программисты…

Досье: Владимир Литвинский

Преподаватель информатики (и математической лингвистики факультативно) и заместитель директора в 40-й школе. Работает в школе с 1990 года. Дважды награжден "Золотой ручкой" (награда, присуждаемая Рижской думой). В свободное от школы время преподает на юношеских компьютерных курсах "Progmeistars". Вместе с коллегами по 40-й и компьютерным курсам организовал и проводит летнюю математическую школу МИФ (Математика, Информатика, Физика).

Элементы занимательности на уроках информатики

Ни для кого не является секретом, что современных школьников с каждым годом все труднее привлекать к изучению учебного материала. Способом повышения мотивации учащихся к изучению информатики может стать и ситуация успеха, и применение электронных энциклопедий, и соревнований, и нетрадиционные уроки и многое-многое другое.

Один из способов вовлечения учащихся в активную учебную деятельность является использование элементов занимательности.

В толковых словарях термин «Занимательность» определяется как нечто «возбуждающее, вызывающее интерес, внимание, увлекательное».

В словаре по педагогике дается следующее определение: «Занимательность в обучении – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстрированного материала, художественной литературы, музыкальных и изобразительных средств».

Элементы занимательности должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.

Для этого нужно так разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т.е. вызывала те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов.

Существует большое количество организационных форм обучения, через которые можно реализовать занимательность. Это использование нетрадиционных уроков: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, КВН и т. д. Основными педагогическими средствами, через которые реализуется занимательность, является использование на уроках игр, головоломок (кроссвордов, сканвордов, ребусов, криптограмм), викторин и занимательных задач (задач-рисунков, логических мини-задач, задач-шуток и задач с неполным условием).

Занимательность можно применять для всех компонентов учебно-познавательной деятельности. Для мотивации целесообразно использовать ребусы и задачи-рисунки; для актуализации знаний - сканворды, викторины, занимательные задачи (задачи-рисунки, логические мини-задачи и задачи-шутки); для формирования понятий и начальных представлений о явлениях - игры, задачи с неполным условием; для отработки умений - игры; для повторения и обобщения материала - игры, головоломки (кроссворды, сканворды, ребусы, криптограммы), викторины, логические мини-задачи и задачи-шутки; для контроля - кроссворды и логические мини-задачи.

Возрастных ограничений на использование занимательности нет. Стоит только учитывать возрастные особенности учащихся, направленность обучения, доступность преподаваемого материала.

При отборе занимательных материалов для урока необходимо определить место занимательности в изучении раздела, темы, в структуре конкретного урока; выделить ее направленность (мотивация, актуализация знаний, отработка понятийной базы, контроль и т.д.); определить, как она согласуется с намеченными целями урока; понять, соответствует ли занимательный материал уровню подготовленности учащихся.

Материал с занимательным содержанием по информатике учитель может найти в сети Интернет (самый простой способ), но не следует забывать, что у каждого материала есть автор и ссылка на автора обязательна; много разработок можно найти в печатных изданиях. И, наконец, занимательные задания можно подготовить самостоятельно, можно привлечь к этому виду деятельности заинтересованных и наиболее подготовленных учащихся, что будет способствовать развитию их творческих способностей, знакомству с профессиями, связанными с компьютером.

Приведем несколько конкретных примеров использования элементов занимательности на уроках информатики.

Анаграммы. Ученикам нравится работать с анаграммами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. При этом выявляется глубина знаний. Теоретических вопросов.

Игра «Слова». Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

Игра «Что лишнее?» Она позволяет развивать устную речь, а также умения классифицировать объекты. Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

1) Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2) Определить, какое слово в группе лишнее.

3) Объяснить свой выбор.

1) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.

Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.

(Принтер – устройства вывода данных, всё остальное – устройства ввода).

Криптограммы. Криптограммой называется род задачи-головоломки, в которой буквы текста заменены какими-либо условными знаками или цифрами. Наиболее распространенный способ зашифровки - это ключевые (вспомогательные слова). По построению форма криптограммы может быть разнообразной. Чтобы разгадать криптограмму, нужно, прежде всего, разгадать ключевые слова, приведенные в тексте. Затем каждое найденное слово подписать в соответствующем порядке под цифрами данного ряда. Отыскивая такие же цифры на рисунке криптограммы и заменяя их теми же буквами, которые были в ключевых словах, вы прочтете то, что было скрыто под цифрами в фигуре криптограммы. Слова текста криптограммы отделяются друг от друга зачерненной клеткой, в которую также вписывается необходимый знак препинания.

Файндворды - это загадки, в которых слова необходимо находить в сетке, заполненной буквами (”find” (файнд) - по-английски находить).

Решать поставленную задачу усвоения предметной терминологии также помогает работа с ребусами и кроссвордами. Она состоит из двух частей: решения и составления.

Ребусы. Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов информатики. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда ученики сами объясняют смысл предложенного понятия.

Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Кроссворды можно использовать при повторении. Учащиеся заполняют клетки самостоятельно. Если возникают вопросы, то дети советуются друг с другом, вспоминают термины и находят решения. Активизируется процесс общения учеников.

На уроках возможны и короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов. По мере прохождения темы в качестве альтернативного ожно предложить домашнее задание: составить несколько ребусов или кроссворд по данной теме. Его обычно выполняет большинство учащихся. Работа оценивается обязательно положительно.

При составлении кроссвордов ученики работают со специальной литературой (такой навык весьма важен), повторяя термины, изученные на уроках, и знакомятся с новыми понятиями. Учителем оценивается количество слов по заданной теме, количество новых слов, сложность сетки кроссворда, правописание.

Задачи-рисунки представляют собой рисунки-схемы каких-либо объектов, сделанные в необычных ракурсах, т.е. с тех сторон, с которых данный объект мы наблюдаем нечасто. На рисунках отображаются только видимые части объектов. Необходимо определить объект.

Игра «лото». Каждому учащемуся раздается таблица-лото для ответов и пронумерованный перечень возможных вариантов ответов (среди которых есть лишние, неполные и т.д.). Ученики по очереди вытягивают карточку-вопрос. Ученик зачитывает номер карточки и вопрос для всего класса. Ученики из перечня ответов выбирают единственный, и вписывают его номер в таблицу-лото. Взаимопроверка осуществляется через сравнение с эталоном.

Викторина. Название «Викторина» образовано от латинского слова «виктория» – победа- и придумано оно было редакцией журнала «Огонек» в надежде, что игра поможет читателям одержать победу в борьбе за расширение своего умственного кругозора.

Викторина может содержать логические задачи и задачи-шутки.

Вопросы к викторине по теме «Обработка графической информации»:

  1. Чего не может делать графический редактор?
  2. Почему растровые изображения легко масштабируются без потери качества?
  3. Когда на уроках информатики при работе за компьютером применяется ластик?
  4. Что строится в ГР MS Paint быстрее – окружность отрезками или отрезок окружностями?
  5. Сколько времени понадобится для создания в пакете векторной графики CorelDRAW качественного растрового изображения круга?

Игра «Логика настоящего программиста». По данным определениям отгадайте компьютерный те р мин или понятие информатики, которое является мног о значным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

  1. Железная, женская, формальная, диалектическая, инду к тивная, дедуктивная, математическая, двузначная, мног о значная... (логика).
  2. Информационная, жизненная, телевизионная, обязател ь ная, показательная, концертная, цирковая, социальная, п о литическая, школьная, жизненная, бухгалтерская, компь ю терная, системная, прикладная, офисная, мультимедийная, профессиональная, развлекательная, образовательная, всп о могательная, сетевая, резидентная, игровая... (программа).
  3. Любительская, профессиональная, сборная, спортивная, футбольная, баскетбольная, дружная, сплоченная, саперная, пожарная, машинная... (команда).

Компьютерный версификатор.

Прочитав, скажи в ответ слово «Да» иль слово «Нет».

  1. В древности считали в двоичной системе счисления. (Нет.)
  2. На Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом» - специальным значком над буквой. (Да.)
  3. Арабские цифры изобрели арабы. (Нет. Их придумали в Индии, но в Европу эти цифры попали от арабов.)
  4. Мы до сих пор пользуемся в быту шестидесятеричной с и стемой счисления древних шумеров (Вавилон). (Да. Измерение времени и градусная мера углов основывается на шест и десятеричной системе счисления.)
  5. В современной Европе иногда применяется двенадцатеричная система счисления. (Да. Год состоит из двенадцати месяцев, половина суток из 12 часов. В русском языке счет часто идет дюжинами, английский фунт состоит из 12 шиллингов. Сервизы, салфетки, столовые приборы продают наборами по 6 и 12 штук.)

Игра "Найди имя файла". Правила игры : участники делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается карточка-задание и таблица кодов. Записывая в строку номера правильных ответов, по кодировочной таблице получают имя файла, которое в разных группах должно совпадать, что позволит проверить правильность ответов и организовать обсуждение.

Использование элементов занимательности на уроках способствует усвоению материала, повышению интереса к предмету, они приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют применению компьютерных технологий в будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело.

Использование элементов занимательности обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.

Быстрое совершенствование компьютеров и программных средств, развитие технологий их использования приводит к новым направлениям развития предметной области «информатика» и ставит перед системой образования задачи:

  • переосмысления целей и содержания обучения по курсу «информатика»;
  • поиска путей его реализации на всех этапах непрерывного образования;
  • разработки критериев оценки качества подготовки выпускников учебных заведений всех уровней к жизни и труду в современном информационном обществе.

Информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. В связи с этим важнейшими целями обучения информатике на современном этапе ее развития являются:

  • развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы;
  • формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в постиндустриальном обществе;
  • выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;
  • развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;
  • пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

В настоящее время информатика - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации преимущественно с помощью компьютерных систем, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе, реализующую системно-информационный подход к познанию окружающего мира.

Информатика - один из немногих инновационных и востребованных предметов школьной подготовки, делающих школу современной и приближающих ее к жизни и запросам общества. На сегодняшний день она является одним из основных школьных курсов, способствующих формированию содержательно-логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование актуальных приемов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. Кроме этого, уроки информатики являются истинной лабораторией передового опыта, новаторства в организационных формах и методах обучения, интегратором различных школьных дисциплин на основе обработки данных этих дисциплин на уроках информатики.

Новое понимание целей обучения информатике (их ориентация на личностные запросы обучаемых, многоуровневость и профилизацию образования), требует разработки образовательного стандарта, фиксирующего социальную потребность подготовки в данной предметной области и определяющего образовательные возможности, предоставляемые учащимся (в первую очередь, содержание обучения), а также критерии уровня обученности с учетом специфики контингента учащихся и типа учебного заведения; стандарта, регулирующего отношения между учащимися и учебным заведением в смысле требований, предъявляемых как учебным заведением к учащимся, так и наоборот.

Отсутствие такого стандарта на федеральном уровне, реальные условия информатизации региона объективно привели к необходимости решения проблем подготовки по информатике, внедрения информационных технологий обучения и управления в рамках отдельных учреждений образования на базе региональных нормативов и образовательных стандартов, учитывающих конкретные условия, сложившиеся в учреждении, его специфические интересы и профильную ориентацию.

Проект такого стандарта был разработан в рамках работы методического семинара при Воронежском государственном педагогическом университете и одобрен на Всероссийской научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» в марте 2000 года в Воронеже.

Концептуальной основой проектирования стандарта явились ценностный (к отбору содержания обучения) и системно-деятельностный (к разработке требований к уровню подготовки учащихся) подходы (Н. В. Кузьмина, З. Д. Жуковская), а также принцип дуальности, предполагающий наличие у любой открытой системы двух контуров: контура функционирования и контура развития (Н. А. Селезнева, А. И. Субетто).

Разработанный под руководством Александра Владимировича Могилева «Проект регионального стандарта среднего (полного) общего образования по информатике» развивает «Обязательный минимум содержания обучения информатике», утвержденный Министерством образования РФ в июне 1999 года (реализация контура функционирования согласно принципу дуальности), а также устанавливает ориентиры развития образования и создает условия обучения в новой образовательной области, обладающей социальным приоритетом, с учетом специфики региона (перспектива заполнения контура развития). Именно принцип дуальности, положенный в основу стандарта, с одной стороны, обеспечивает соблюдение единых требований к уровню подготовки выпускников любого среднего общеобразовательного заведения в области информатики на территории всей страны, с одной стороны, а с другой - открывает перспективы получения дополнительного (углубленного) образования по данной дисциплине в соответствии с избранным профилем будущей специализации.

  1. Информационные процессы;
  2. Компьютер;
  3. Моделирование и алгоритмизация;
  4. Информационные технологии;
  5. Коммуникационные технологии.

Для каждого модуля, в свою очередь, предлагается три уровня обучения:

I. Пропедевтический;
II. Минимальный;
III. Базовый.

Для специализированных средних общеобразовательных заведений и профильных классов школ дополнительно предусмотрен IV (профильный) уровень обучения .

Под уровнем обучения понимаются степень сложности, объем и профильная ориентация предъявляемого учебного материала, развития представлений, набор учебных действий и видов продуктивной деятельности, выполняемых учащимися.

Пропедевтический – уровень обучения информатике, имеющий целью формирование первоначальных представлений об информационных процессах, развитие познавательных способностей учащихся, знакомство с компьютерной техникой, формирование элементов информационной культуры в процессе работы с клавиатурными тренажерами, развивающими, игровыми и другими программами, подготовку к дальнейшему обучению информатике. Рекомендуется к реализации в 1-7-х классах двенадцатилетней школы.

Минимальный – уровень обучения информатике, обеспечивающий реализацию обязательных государственных требований к подготовке выпускников общеобразовательной школы по курсу «информатика» в рамках базисного учебного плана среднего (полного) общего образования. Рекомендуется к реализации в 8-10-х классах двенадцатилетней школы.

Базовый – уровень обучения информатике, предполагающий дополнительное (углубленное по сравнению с минимальным уровнем) изучение отдельных модулей и тем курса информатики и учитывающий достаточную обеспеченность учебного процесса средствами информатизации, а также потребности и запросы контингента учащихся. Рекомендуется к реализации в 8-12-х классах двенадцатилетней школы.

Для каждого уровня устанавливаются требования к обязательному минимуму содержания и требования к уровню подготовки учащихся .

Требования к содержанию образования представлены набором основных тем, предлагаемых для изучения в соответствующем модуле курса.

Требования к уровню подготовки , разработанные на основе системно-деятельностного подхода, отражают уровни познавательной деятельности в виде системы формируемых у учащихся представлений, выполняемых в процессе обучения учебных действий и видов продуктивной деятельности (наиболее диагностируемых показателей, позволяющих спроектировать комплексную систему контроля качества усвоения учебной информации как по каждому модулю, так и по всему курсу информатики в целом).

Основным в структуре стандарта является минимальный уровень . Требования к обязательному минимуму его содержания для всех модулей гарантируют выпускникам любого учебного заведения общего (полного) среднего образования единство образовательного пространства по курсу «Информатика» не только в регионе, ни и в стране (реализация федеральной компоненты).

Пропедевтический и базовый уровни реализуются за счет школьной компоненты и предусматривают дифференцированное формирование образовательной программы самим учебным заведением в соответствии с имеющимися в нем условиями для обучения, избранным профилем, запросами и начальной подготовкой контингента учащихся.

Профильный – уровень обучения информатике, призванный удовлетворить социальный заказ общества на довузовскую подготовку специалистов соответствующего профиля в области компьютерной техники и новых информационных технологий. Концептуальную основу отбора содержания обучения для профильного уровня определяет концепция и содержание будущей профессиональной деятельности. Содержание образования на этом уровне проектируется преподавателем информатики в виде набора специальных курсов на основе предложенных в стандарте для соответствующего профиля (набор спецкурсов согласуется с вузовскими образовательными стандартами аналогичных групп специальностей), а также с учетом имеющегося технического и программного обеспечения. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников профильных классов в области информатики, заложенные в стандарт, с одной стороны, будут являться основой содержания входного контроля (при поступлении в соответствующий вуз), а, с другой – служить базой тех курсов, где продолжается изучение рассмотренных на предыдущих этапах обучения модулей и тем.

Опыт совместной работы средней школы № 9 города Воронежа и экономического и ПММ (прикладной математики и механики) факультетов Воронежского государственного университета показал, что когда известны цели подготовки учащихся на всех уровнях иерархической образовательной структуры (соблюдение принципа преемственности в непрерывном образовании), то требования, предъявляемые к обучаемым (квалификационные - в вузе и необходимые для дальнейшего успешного обучения по избранной специальности - в школе) будут обоснованными, а стандарт, их содержащий, позволит планировать не только содержание, но и процесс обучения таким образом, чтобы в определенные временные рамки были вложены определенные знания, то есть, на предыдущих этапах обучения должны быть даны те знания, которые потребуются на последующих этапах, а последующие этапы в полной мере должны использовать знания, полученные на предыдущих.

Уровень, на котором будет проводиться изучение курса, определяется общеобразовательным учебным заведением в соответствии с профильной ориентацией классов, исходя из ресурсов региональной и школьной компонент учебного плана и обеспеченности средствами информатизации.

Содержание всех уровней строится на основе принципов кумулятивности и концентричности изучения материала. Этапам обучения на I, II и III ступенях школьной иерархической образовательной структуры отвечают соответственно пропедевтический, базовый и профильный концентры обучения информатике, не предполагающие, однако, дублирования материала боле низких концентров. На более высоких концентрах должны рассматриваться дополнительные темы и аспекты содержательных модулей курса информатики. Очевидно, что кумулятивно-концентрическое строение стандарта позволит, с одной стороны, решить проблему повышения качества образования по информатике на всех этапах непрерывного образования, а с другой - восстановить единое образовательное пространство в данной предметной области.

Листрова Людмила Викторовна - к. п. н., учитель информатики средней школы № 9 г. Воронежа. Тел: 55-37-81. E-mail: