Ахилл и его подвиги. PR в Античной мифологии Ахилл мифология

(Квинт Смирнский. Posthomerica)

После погребения Антилоха снова собрался Ахилл выместить смерть друга на троянцах. Несмотря на все неудачи, они, увлеченные роком, опять вступили в бой, пытаясь спасти Илион. Но после непродолжительной стычки Ахилл с храброй дружиной угнал их обратно в город. Еще несколько мгновений, и, выломив Скейские ворота, он перебил бы в городе всех троянцев. Тогда с Олимпа сошел Аполлон, страшно разгневанный на ахейцев за бедствия троянцев, и пошел навстречу Ахиллу; страшно звенели у него на плечах лук и колчан, земля тряслась от его шагов, и ужасающим голосом воскликнул бог сребролукий: "Удались от троянцев, Пелид, и перестань свирепствовать, не то тебя погубит один из бессмертных Олимпа". Но яростный от боя Ахилл не удалился, не внял велению бога, ибо мрачный рок уже стоял с ним рядом; он дерзко воскликнул: "Феб, зачем вызываешь ты меня против моей воли на бой с богами и заступаешься за кичливых? Ты уже раз обманул меня и отвлек от Гектора и троянцев. Удались же теперь к прочим богам, не то поражу тебя копьем, хотя ты и бог". Сказав это, он бросился на троянцев, которые все еще врассыпную бегали по полю; а разгневанный Аполлон сказал: "Горе! Как свирепствует он! Никто из бессмертных, даже сам Зевс не дозволил бы ему так долго предаваться ярости и противиться бессмертным". И, покрывшись густым облаком, он пустил смертоносную стрелу.

Стрела попала Ахиллу в пятку. До самого сердца проникла вдруг сильная боль, и он упал, как башня, низринутая землетрясением. "Кто это, – воскликнул Ахилл, озираясь, – кто это пустил в меня губительную стрелу? Пусть выступит он против меня, пусть открыто сразится со мной, и мой меч тут же разорвет его внутренности, и окровавленного низринет в аид. Я знаю, что смертному не одолеть меня в открытом бою, но трусливый коварно подстерегает сильнейшего. Пусть выступит, если даже он небожитель! Да, я чувствую, что это Аполлон, облекшийся во мрак. Давно уже предсказывала мне мать, что я паду под его губительной стрелой близ Скейских ворот: она говорила правду". Так сказал Ахилл и вынул стрелу из неизлечимой раны; черной струей потекла кровь, и смерть достигла сердца. Сердито бросил Ахилл копье, которое ветер тотчас же донес до рук Аполлона, вернувшегося на Олимп в собрание богов. Словами, исполненными горечи, встретила его Гера: "Что за губительное дело совершил ты сегодня, Феб? Ведь на свадьбе Фетиды и Пелея ты играл на цитре среди пирующих богов и вымаливал новобрачным сына: этого сына ты сегодня убил. Но не поможет это твоим троянцам: скоро со Скироса прибудет сын Ахилла, по доблести равный отцу, и бедою разразится он над ними. Безумец, какими глазами будешь ты смотреть на Нерееву дочь, когда она явится на олимпийское наше собрание". Так говорила она, порицая бога; Аполлон ничего не отвечал, страшась супруги отца, и, опустив взоры, молча сел вдали от прочих богов.

Смерть Ахилла. Скульптура работы Кристофа Вейрьера, 1683

Ахилл не утратил еще храбрости, кровь его, алчная до боя, кипела в могучих членах. Никто из троянцев не осмеливался подойти к нему, распростертому на земле: так робкие поселяне стоят поодаль от льва, что поражен охотником в самое сердце и с закатившимися глазами и стиснутыми зубами борется со смертью. Так и гневный Ахилл, подобно раненому льву, боролся со смертью. Еще раз воспрянул он и с поднятым копьем устремился на врагов. Орифаону, другу Гектора, он пронзил висок, так что острие копья проникло в мозг, а Гиппофою выколол глаз; затем сразил он Алкифоя и многих других из троянцев, разбежавшихся в страхе. Но мало-помалу похолодели у Ахилла члены и исчезла сила. Однако он устоял и, опершись на копье, страшным голосом закричал бежавшим врагам: "Горе вам, малодушные троянцы, и после смерти моей не уйти вам от моего копья, всех вас достигнет мой мстящий дух". Троянцы обратились в бегство при последнем клике, думая, что он еще не ранен; но Ахилл с окоченевшими членами упал среди других мертвых тел, тяжелый, как скала; затряслась земля и загудело его оружие. Так постигла Ахилла смерть.

Троянцы увидели смерть Ахилла, но, трепетные, не дерзнули приблизиться к его телу, подобно овцам, пугливо бегущим от убитого близ стада хищного зверя. Прежде всех осмелился Парис увещевать троянцев приблизиться к упавшему: не удастся ли, думал он, похитить тело с доспехами и принести его в Илион на радость троянкам и троянцам? Наконец Эней, Агенор, Главк и многие другие, боязливо до того бегавшие от Ахилла, вместе с Парисом ринулись вперед; но Теламонид Аякс и прочие сильные друзья Пелида выступили против них. Из-за тела и доспехов падшего завязался страшный бой: холмами нагромоздились кругом трупы, и ручьями потекла кровь убитых. Битва продолжалась целый день, до самого вечера. Тогда в бурном вихре пронесся между сражавшимися Зевс и допустил ахейцев спасти тело и оружие. Сильный Аякс на плечах вынес тело Ахилла из схватки, меж тем как осторожный Одиссей оттеснял наступавшего врага. Благополучно донесли ахейцы тело Ахилла до кораблей, вымыли и умастили его миррой; затем, облекши его в тонкие и нежные одеяния, положили его, сетуя и плача, на ложе и остригли ему волосы.

Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

Услышав на дне морском печальное известие о смерти Ахилла, Фетида со всеми своими сестрами-нереидами приплыла к ахейскому стану, оглашая воздух такими громкими воплями, что гул от них разносился далеко над волнами, исполняя страхом сердца ахейцев. Несчастная мать и девы моря, сетуя, стали в траурном одеянии вокруг одра Ахилла; хор девяти муз сошел с Олимпа и запел в честь умершего надгробные песни, а вокруг горевало и плакало опечаленное войско. Семнадцать дней и семнадцать ночей потребовалось как бессмертным богам, так и людям, чтобы почтить слезами и погребальными песнями любимого героя, похищенного смертью. На восемнадцатый день положили они облеченное в драгоценные одеяния тело на костер и сожгли его со множеством закланных овец и быков, с медом и миррой; в продолжение всей ночи вооруженные ахейские герои торжественно обходили и объезжали пылающий костер Ахилла. Рано утром, когда все истреблено было пламенем, собрали они пепел и белые кости героя и положили все это вместе с пеплом Патрокла в золотую урну работы Гефеста, которую Дионис подарил Фетиде. Таково было желание друзей. Затем поставили урну Ахилла в гробницу, которая уже была сооружена на Скейском мысе, на берегу Геллеспонта, Патроклу; там же поставили пепел друга их Антилоха и над всем этим насыпали – памятник для грядущих поколений – высокий курган: виден курган этот издали, с Геллеспонта. После погребения Фетида в память о смерти Ахилла устроила в войске ахейцев тризну с великолепием, не виданным доселе смертными. Первые герои войска показали в разнообразных игрищах силу свою и ловкость, и из рук Фетиды приняли прекраснейшие дары.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

Отомстить за смерть Патрокла! Услышал Ахиллес о смерти друга, и невыразимая скорбь овладела им; упал он на землю и от горя начал рвать на своей голове волосы. Лишь одного хотел он теперь: сразить Гектора, отомстить за смерть Патрокла. Вышла к нему из моря Фетида, уговаривала, пробовала утешить, — ничего не слушал Ахиллес, жаждало его сердце мести.

Тем временем битва продолжалась, тяжело приходилось грекам, еле удерживал Аякс натиск Гектора, уже совсем было захватили троянцы тело Патрокла. Узнал об этом Ахиллес и вышел на стену греческого лагеря. Был он без оружия, но испугались троянцы одного его вида; когда же издал он грозный крик — ужас охватил врагов, повернули они назад и обратились в бегство. Вынесли греки тело Патрокла из боя, положили на носилки и с громким плачем понесли к шатру Ахиллеса. Омыли Патрокла, умастили дорогими благовониями, положили на богато убранное ложе. Всю ночь оплакивал Ахиллес своего друга.

Гефест кует Ахиллесу доспехи. Поняла Фетида, что срочно нужны сыну доспехи, помчалась на Олимп, во дворец Гефеста. Непревзойденным кузнецом был он, уважал и чтил Фетиду. Спасла она когда-то этого бога от гнева Геры и знала, что ни в чем он ей не откажет. Попросила Фетида за ночь выковать доспехи сыну. Согласился бог, тотчас взялся за работу. К утру доспехи были готовы; никогда не видели люди ничего подобного. Блестели они, как яркое пламя, а на щите были изображены земля и небо, море и звезды, города, люди, животные. Только бог мог создать такую красоту.

Едва занялась заря, принесла Фетида доспехи Ахиллесу. Решил он немедленно идти в бой с троянцами. Но перед тем собрал греков на народное собрание, и там примирились они с Агамемноном. Признал царь, что был не прав перед Ахиллесом, передал все дары, которые обещал, и вернул Брисеиду.

Начало поединка. Вышли греки в поле, грозны и мужественны были их ряды. Выехал в поле и Ахиллес на своей колеснице, гневом горели его глаза, но сердце было исполнено печали. Разрешил Зевс и богам участвовать в бою: Гера, Афина, Посейдон, Гермес и Гефест немедленно присоединились к грекам; Артемида, Афродита, Арес и Аполлон стали на сторону троянцев.

И вот сошлись войска. Такой битвы еще не было под стенами Трои! Ведь сражались в ней не только люди, — сами боги бились друг с другом! Словно неистовый пожар, свирепствовал Ахиллес. Кровью были залиты его руки, дробились под копытами его коней щиты, шлемы, тела. Не знал он пощады, никто не мог избежать губительного копья Ахиллеса. Никак не мог он встретиться лишь с Гектором, — всякий раз окутывал Аполлон мраком троянского героя и отводил от него удары. Но пробил час Гектора, не в силах был изменить его судьбу Аполлон и отошел в сторону.

Один на один остался Гектор с Ахиллесом. Страх овладел сыном Приама, и бросился он бежать вокруг стен Трои; Ахиллес несся за ним подобно ястребу. Трижды обежали герои вокруг города, и тут явилась Ахиллесу Афина Паллада, приказала остановиться и обещала победу над Гектором. Приняла она образ Деифоба, брата Гектора, и убедила его сразиться с Ахиллесом, обещая помочь в бою. Остановился Гектор, обернулся навстречу своему смертельному врагу. Но прежде, чем начать бой, молвил он, обращаясь к Ахиллесу: “Одному из нас суждено погибнуть в поединке. Обещаю я не бесчестить твое тело, если даст громовержец победу. Обещай же и ты!” Грозно ответил ему Ахиллес: “Нет! Невозможен договор между нами, как невозможен он между людьми и львами или овцами и волками! Нет тебе спасения! Заплатишь ты мне за пролитую кровь Патрокла!”

Ахиллес одерживает победу. Могучей рукой метнул Ахиллес в Гектора копье, но припал к земле троянский герой и избежал смертоносного удара. В свой черед полетело и копье Гектора в Ахиллеса, но отскочило от выкованного Гефестом щита, как легкая тростинка. Протянул Гектор руку к Деифобу, чтобы взять другое копье, но осталась рука пустой, не было за его спиной никого, один на один оказался он с грозным врагом. Понял Гектор, что обрекли его боги на смерть, но не желал могучий герой погибнуть бесславно; схватил из ножен меч и бросился на Ахиллеса. Ринулся ему навстречу Ахиллес с копьем в руке. Удар! И падает на землю шлемоблещущий Гектор. Насмерть ранен он копьем Ахиллеса. Успел Гектор только молвить: “Заклинаю тебя, Ахиллес, твоей жизнью и твоими родными: не отдавай моего тела на растерзание псам, возврати отцу и матери, несчетный выкуп дадут тебе за него”. — “Напрасно ты умоляешь меня! — ответил Ахиллес. — Сам бы я растерзал тебя, если бы поддался пылающему во мне гневу! Никто не отгонит от твоего тела псов, никогда не оплачут его отец твой Приам и мать Гекуба!”

Привязал он тело Гектора за ноги к своей колеснице и с победным кличем погнал ее вдоль стен Трои. Громко рыдали все троянцы, видя, как раздирают камни тело того, кто еще недавно был опорой Трои, ее главной надеждой.

Приам просит тело Гектора. Победив Гектора, устроил Ахиллес пышные похороны Патрокла. Целую ночь горел погребальный костер героя, высокий курган насыпали ахейцы над его прахом. А тело Гектора оставалось непогребенным. Не нравилось это богам, — нечестиво поступал Ахиллес с побежденным врагом. И вот отправил Зевс Фетиду к сыну передать волю бессмертных, чтобы отдал он тело Гектора его родителям. Одновременно вестница Зевса, Ирида, отправилась к Приаму и повелела везти Ахиллесу богатый выкуп. Сам Гермес проводил Приама в греческий лагерь, сделав его невидимым для греков. Вошел Приам в шатер Ахиллеса, упал перед ним на колени и молил: “О, великий Ахиллес! Вспомни своего отца, такого же старца, как и я! Может быть, и его город осадили сейчас враги, и некому его защитить. Я же потерял почти всех своих сыновей, вот и Гектор сражен твоей рукой! Сжалься надо мной! Я и так убит и унижен, ведь нет муки горше, чем целовать руки убийце моих детей!”

Вспомнил тут Ахиллес об отце, подумал, что и самому вскоре суждено погибнуть. Горько заплакал Ахиллес, и плакали они вдвоем, каждый о своем горе.

А потом приказал Ахиллес омыть тело Гектора и одеть его в драгоценные одежды. Обещал он Приаму, что не будут греки возобновлять битвы столько времени, сколько необходимо троянцам для похорон своего величайшего героя, и отпустил троянского царя с миром. Громко рыдали троянцы, когда Приам с телом своего сына на колеснице въехал в городские ворота. Плакали все, даже сама Елена! Никто не любил ее в Трое, только от Гектора не слышала она ни одного злого слова, и вот погиб единственный ее друг. Похоронили троянцы своего могучего защитника, и стало ясно, что дни великого города сочтены.

Смерть Ахиллеса. Страшным гневом пылал Ахиллес, ежедневно сражался он с троянцами, души многих героев отправил в мрачный Аид, но не суждено было ему взять город. Вскоре после гибели Гектора, когда Ахиллес истреблял троянцев у самых крепостных ворот, явился Парису Аполлон. Не участвовал в сражении царевич, боялся он Ахиллеса. Стоял на городской стене с луком в руках и оттуда поражал стрелами ахейцев. Многие пали от стрел, выпущенных Парисом. Лишь одного Ахиллеса они не брали: ведь был он неуязвим. Знал Аполлон, что только в пятку можно сразить Ахиллеса, и направил в нужное место полет стрелы. Просвистела она в воздухе и вонзилась герою в пятку. Упал Ахиллес на землю. Бросились на него троянцы, но сумел герой подняться и еще немало врагов истребить, а потом покинули его последние силы; и снова упал он, на этот раз навсегда. Жестокая сеча закипела вокруг его тела. Как совсем недавно выносили из боя Патрокла, так теперь выносили и Ахиллеса. Нес его могучий Аякс, а защищал, отбиваясь от троянцев, Одиссей.

В одном месте с Патроклом похоронили Ахиллеса; сами Музы пели в его память погребальный гимн. Еще выше насыпали курган, далеко был он виден с моря, свидетельствуя о славе почивших под ним героев.

Спор из-за доспехов Ахиллеса. Остались после Ахиллеса чудесные доспехи. Повелела Фетида отдать их тому, кто больше всех отличился, защищая его тело. Но кому — Аяксу или Одиссею? Возник спор между героями, и решили рассудить его при помощи жребия. Сплутовали Менелай и Агамемнон, подменили жребий Аякса, и получил доспехи Одиссей. Опечалился Аякс. Ушел в свой шатер, задумав отомстить обидчикам.

Ночью, когда весь ахейский лагерь был погружен в глубокий сон, вышел он из своего шатра с обнаженным мечом в руке и пошел к шатрам Агамемнона и Менелая, намереваясь убить их. Но в этот миг напустила на него безумие Афина Паллада, которая не хотела гибели своих любимцев, — и принял могучий Аякс за своих врагов стадо быков. Яростно набросился Аякс на быков и стал истреблять, думая, что мучает обидчиков. Когда наступило утро, прояснился разум героя. Увидел он, что наполнен его шатер убитыми животными. В ужас пришел Аякс и решил смыть позор кровью. Удалился он на берег моря и там бросился на меч. Не хотели сначала Агамемнон и Менелай устраивать торжественного погребения Аякса, но убедил их Одиссей не таить зла после смерти героя, оказавшего столько услуг грекам. Новый могильный курган вырос рядом с курганом Ахиллеса и Патрокла, покоился под ним прах могучего Аякса.

Ахилл (Ахиллес), величайший греческий герой в троянской войне


Ахилл (Ахиллес), греч. - сын фтийского царя Пелея и морской богини Фетиды, величайший ахейский герой в троянской войне.

Никто из ста тысяч ахейцев, пришедших под высокие стены Трои, не мог сравняться с ним силой, отвагой, ловкостью, быстротой, а также прямотой характера и мужественной красотой. У Ахилла в избытке было все, что украшает мужчину, лишь в одном судьба отказала ему - в счастье.

Ахилл родился от брака, который был навязан его матери. Первоначально за ней ухаживал сам Зевс, но затем он узнал от титана Прометея, что, согласно пророчеству, сын Фетиды превзойдет своего отца - и тогда, оберегая свои интересы, Зевс выдал ее за смертного, за Пелея. Когда у нее родился сын, она окунула его в воды Стикса, подземной реки в царстве мертвых, и все его тело (за исключением пятки, за которую она держала сына) покрылось невидимым панцирем. Но, очевидно, это уже легенды более позднего происхождения, так как Гомер ничего об этом не знал. Он рассказывал лишь, что Фетида натирала Ахилла амброзией и закаляла его над огнем, чтобы он стал неуязвимым и бессмертным. Но однажды ее застал за этим занятием Пелей. Увидев сына в огне, он испугался, решил, что Фетида хочет убить Ахилла, и бросился на нее с мечом. Бедной богине было не до объяснений, она еле-еле успела скрыться в морских глубинах и больше уже к Пелею не возвращалась. Брошенному сыну Пелей подыскал воспитателя. Сначала им был мудрый старец Феникс, затем кентавр Хирон, который кормил его медвежьими мозгами и жареными львами. Такой режим питания и воспитания явно шел Ахиллу на пользу: десятилетним мальчиком он убил голыми руками дикого кабана и догнал на бегу оленя. Вскоре он научился всему, что полагалось герою того времени: вести себя как мужчина, владеть оружием, лечить раны, играть на лире и петь.


«Ахиллес между дочерями Ликомеда», Герард де Лересс (много картин разных художников с Ахилом-Ахиллесом собрано на ).

Фетиде было возвещено, что ее сын будет поставлен перед выбором: жить долго, но без славы или прожить короткий, но славный век. Хотя она и желала ему славы, но как мать, естественно, отдавала предпочтение долгой жизни. Узнав, что ахейские цари готовятся к войне с Троей, она укрыла Ахилла на острове Скирос у царя Ликомеда, где ему пришлось жить в женской одежде среди царских дочерей. Но Агамемнон с помощью прорицателя Калханта выяснил его местопребывание и послал за ним Одиссея и Диомеда. Переодевшись купцами, оба царя проникли во дворец и разложили перед царскими дочерями свой товар. Среди дорогих тканей, драгоценностей и прочих изделий, к которым женщины испокон веков проявляют интерес, словно случайно оказался меч. И когда по условному знаку спутники Одиссея и Диомеда издали воинственный клич и зазвенело оружие, все девушки в страхе разбежались - и лишь одна рука потянулась к мечу. Так Ахилл выдал себя и без долгих уговоров пообещал присоединиться к ахейскому войску. Его не удержала на Скиросе ни дочь Ликомеда Деидамия, ждавшая от него сына, ни перспектива долгого и счастливого правления у себя на родине. Вместо Фтии он избрал славу.

В гавань Авлиды, где сосредоточивалось ахейское войско, Ахилл привел пять тысяч мужей, ядро отряда составляли храбрые мирмидоняне. Его отец Пелей по причине преклонных лет не мог участвовать в походе, поэтому он уступил ему свои доспехи, огромное копье из твердого ясеня и боевую колесницу, запряженную бессмертными конями. Это были свадебные дары, полученные Пелеем от богов, когда он женился на Фетиде, и Ахилл сумел ими воспользоваться. Девять лет сражался он под Троей, взял двадцать три города в ее окрестностях, наводил на троянцев ужас одним своим появлением. Все ахейцы, от вождей до последнего рядового воина, видели в нем самого отважного, искусного и удачливого воина - все, кроме главнокомандующего, Агамемнона.

Он был могучим царем и хорошим воином, но смириться с тем, что его подчиненный превосходит его заслугами и популярностью, - для этого Агамемнону недоставало благородства. Долго скрывал он свою неприязнь, но однажды не удержался. И это привело к распре, которая едва не погубила все ахейское войско.

Это произошло на десятый год войны, когда в ахейском лагере воцарилось глубокое недовольство и разочарование. Воины мечтали о возвращении домой, а полководцы теряли надежду приобрести славу и добычу взятием Трои. Ахилл отправился со своими мирмидонянами в соседнее царство, чтобы снабдить армию провиантом и поднять ее дух с помощью богатой добычи. В числе приведенных пленных оказалась дочь Хриса, жреца Аполлона, которая при дележе добычи досталась Агамемнону. Ахилл ничего не имел против, так как она его не интересовала; он полюбил прекрасную Брисеиду, плененную во время одной из предыдущих экспедиций. Однако вскоре в лагере ахейцев появился и Хрис; он пожелал воинам скорой победы и попросил Агамемнона вернуть ему дочь за богатый выкуп. Ахейцев это предложение устраивало, зато Агамемнон был против: ему, мол, девушка нравится и он ее ни за что не отдаст, а Хрис, мол, пусть идет, откуда пришел. Тогда жрец обратился к своему богу Аполлону с мольбой отомстить за него. Аполлон внял его мольбе, спустился с Олимпа и начал стрелами из своего серебряного лука рассевать по греческому лагерю моровую язву. Солдаты гибли, но Агамемнон не пытался умилостивить разгневанного бога - и тогда Ахилл решил вмешаться. Он созвал собрание воинов, чтобы вместе решить, что делать. Это еще раз задело самолюбие Агамемнона, и он решил отомстить. Когда прорицатель Калхант возвестил войску, что для примирения с Аполлоном нужно вернуть Хрису его дочь (но теперь уже без всякого выкупа, да еще принести извинения), Агамемнон оборвал его и злобно набросился на Ахилла, заступившегося за прорицателя. После неслыханных оскорблений, позорящих Ахилла перед всем войском, Агамемнон заявил, что в интересах армии отказывается от Хрисеиды, но зато возьмет себе другую у кого-нибудь из полководцев - и выбрал Брисеиду, возлюбленную Ахилла.


Кадр из фильма «Троя» 2004 года. В роли Ахиллеса - актер Брэд Питт.

Как дисциплинированный солдат Ахилл подчинился решению командующего, но и сделал из этого свои выводы. Он поклялся, что не будет участвовать в сражениях, пока Агамемнон не попросит у него прощения и не восстановит его попранную честь. Затем он удалился на морской берег, вызвал из глубоких вод свою мать и попросил ее замолвить за него словечко перед Зевсом: пусть вседержитель поможет троянцам потеснить ахейское войско, чтобы Агамемнон понял, что без Ахилла ему не обойтись, и пришел к нему с извинениями и просьбой о помощи.

Фетида передала Зевсу просьбу сына, и тот не отказал ей. Он запретил остальным богам вмешиваться в войну, а сам побудил предводителя троянцев Гектора воспользоваться отсутствием Ахилла и оттеснить ахейцев к самому морю. В то же время он наслал на Агамемнона обманчивый сон, соблазнивший его перейти в наступление, несмотря на выход Ахилла из игры. Ахейцы мужественно сражались, но были вынуждены отступить. Троянцы же вечером после битвы даже не вернулись под защиту городских стен, а расположились на ночлег прямо перед ахейским лагерем, чтобы с приходом дня одним мощным ударом уничтожить его. Видя, что дело плохо, Агамемнон послал сообщить Ахиллу, что берет свои слова обратно, возвращает ему возлюбленную и в придачу к ней еще семь дев с богатыми дарами - только бы Ахилл сменил гнев на милость и снова взялся за оружие. На этот раз Ахилл зашел слишком далеко в своем гневе: он отверг предложение Агамемнона и заявил, что не вступит в бой, пока Гектор не нападет непосредственно на его лагерь; однако до этого дело не дойдет, так как он, Ахилл, вскоре возвратится со своим войском в родную Фтию.

Катастрофа казалась неотвратимой: в утренней атаке троянцы прорвались сквозь ряды ахейцев, проломили стену, защищавшую лагерь, и Гектор уже собрался поджигать корабли, чтобы лишить греков возможности бегства. В эту минуту к Ахиллу пришел его лучший друг Патрокл и попросил разрешения надеть доспехи Ахилла и помочь друзьям-ахейцам, попавшим в беду. Патрокл рассчитывал, что троянцы примут его за Ахилла ив страхе перед ним отступят. Сначала Ахилл колебался, но, увидев, что Гектор уже поджигает один из греческих кораблей, немедля выполнил просьбу Патрокла; кроме доспехов он дал ему и все свое войско. Патрокл ринулся в бой, и его хитрость удалась: думая, что перед ними Ахилл, троянцы опешили. Патрокл погасил пожар, оттеснил троянцев к городским стенам, но затем был опознан, так как не решился взять с собой тяжелое копье Ахилла. Тогда троянцы отважились вступить с ним в бой: копейщик Эвфорб с помощью Аполлона смертельно ранил Патрокла, а затем Гектор пронзил его копьем.


«Ахиллес у стен Трои», Жан Огюст Доминик Энгр, 1801

Весть о гибели друга поразила Ахилла и ввергла его в скорбь. Забыв о своих обидах, он хотел броситься в бой, чтобы отомстить за Патрокла, но его доспехи уже достались Гектору. По просьбе Фетиды сам оружейник богов Гефест за одну ночь изготовил ему новые. Над трупом Патрокла Ахилл поклялся отомстить Гектору. Он примирился с Агамемноном, который перед всем войском признал свою вину и вернул ему Брисеиду, и в первом же сражении после гибели Патрокла убил Гектора.

Это был беспощадный бой: Ахилл искал Гектора в рядах троянцев и трижды вступал с ним в бой, но всякий раз Гектора спасал Аполлон, верный защитник Трои. Придя в ярость, Ахилл обратил в бегство все троянское войско, убил множество троянцев и их союзников, а остальные укрылись за стенами города. Когда за последним из беглецов закрылись огромные Скейские ворота, перед ними остался один лишь Гектор. Чтобы спасти честь войска и свою собственную, он вызвал Ахилла на поединок. Бросая вызов, он предложил, чтобы победитель отдал тело побежденного его друзьям, чтобы те достойно похоронили его. Но Ахилл принял только вызов, не соглашаясь ни на какие условия, и бросился на противника, как лев на беззащитную жертву. Несмотря на все свое мужество, Гектор устрашился и бросился в бегство. Трижды обежал он высокие стены Трои, спасая свою жизнь, но наконец остановился и по наущению Афины, желавшей гибели троянцам, скрестил оружие с Ахиллом. В поединке не на жизнь, а на смерть, который поверг в изумление даже богов, Гектор пал, пронзенный копьем Ахилла.


Ахилл с телом Гектора

Торжествующий Ахилл привязал тело Гектора к своей боевой колеснице и трижды объехал стены Трои, а затем приволок его в свой лагерь, чтобы отдать на растерзание ахейским псам. Однако боги не дали осквернить тело павшего героя, и сам Зевс велел Фетиде образумить Ахилла. Когда под покровом ночи дряхлый Приам пробрался в лагерь Ахилла, чтобы выкупить тело сына, Ахилл, тронутый скорбью старика, добровольно вернул ему труп Гектора. Он даже приостановил военные действия на двенадцать дней, чтобы троянцы смогли торжественно похоронить своего вождя. Таким образом, Ахилл победил не только своего противника, но и собственные страсти, доказав этим, что он подлинный герой, более того - что он человек.


«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», Александр Иванов, 1821

Ахиллу не было суждено стать свидетелем падения Трои: вскоре его самого ждала смерть. Он еще успел победить Пенфесилею, приведшую свое женское войско на помощь Трое, а затем победил в поединке нового предводителя троянского войска - царя Мемнона из далекой Эфиопии. Но когда после этой своей победы он решил ворваться в город через Скейские ворота, на его пути встал . Ахилл велел ему уйти с дороги, угрожая пронзить его своим копьем. Аполлон подчинился, но только для того, чтобы немедленно отомстить за это оскорбление. Поднявшись на городскую стену, он приказал Парису послать стрелу в Ахилла. Парис охотно подчинился, а стрела, полет которой направлял Аполлон, попала в пяту Ахилла, не защищенную доспехами.

От падения Ахилла задрожала земля и треснула городская стена. Однако он тут же поднялся и выдернул роковую стрелу из пяты. При этом крючки наконечника вырвали большой кусок мяса, порвали жилы, и из раны рекой хлынула кровь. Видя, что с потоком крови сила и жизнь покидают его, он страшным голосом проклял Аполлона и Трою и испустил дух.


«Хирон, Фетида и погибший Ахилл», Помпео Батони, 1770 год

Вокруг тела Ахилла закипела жестокая сеча. Наконец ахейцы вырвали его тело из рук троянцев, принесли в свой лагерь и с почестями предали огню на высоком погребальном костре, который поджег сам бог Гефест. Затем прах Ахилла смешали с прахом Патрокла и над их общей могилой насыпали высокий курган из глины, чтобы он веками возвещал славу обоих героев.

По мнению многих исследователей древних легенд, Ахилл - самый великолепный образ из всех, созданных греческой литературой. И поскольку эти творения Гомера являются вершинами греческой литературы, которые до сего дня не были превзойдены в эпической поэзии любого другого народа, Ахилла можно смело отнести к одному из великолепнейших образов во всей мировой литературе. Поэтому понятно, что ни одно из живописных или скульптурных изображений Ахилла не выдерживает сравнения с литературным образом.

По-видимому, античные художники отдавали себе отчет в этой ограниченности своих возможностей: они изображали Ахилла с какой-то робостью, а скульпторы и вовсе обходили его стороной. Зато в вазописи сохранилось около четырехсот изображений Ахилла. Наиболее известен «Ахилл» на аттической амфоре сер. 5 в. до н. э. (Рим, Ватиканские музеи), «Ахилл играет с Аяксом в кости» (всего 84 экземпляра, в том числе ваза Эксекия, ок. 530 - тоже в Ватиканских музеях), «Ахилл перевязывает раненого Патрокла» (аттическая чаша ок. 490 до н. э., единственный экземпляр - в Государственных музеях в Берлине). Часто изображались также поединки Ахилла с Гектором, Мемноном, Пенфесилеей и др. сюжеты. В Национальном музее в Неаполе хранятся помпейские фрески «Кентавр Хирон учит Ахилла играть на лире», «Одиссей опознает Ахилла среди дочерей Ликомеда» и др.

Из крупных художников нового времени одним из первых рискнул изобразить Ахилла П. П. Рубенс («Ахилл убивает Гектора», ок. 1610). Назовем также Д. Тенирса Младшего («Ахилл и дочери Ликомеда»), Ф. Жерара («Фетида приносит Ахиллу доспехи») и Э. Делакруа («Воспитание Ахилла», Национальная галерея в Праге).

Из драматургов нового времени к образу Ахилла первым обратился Корнель («Ахилл», 1673), в 20 в. - С. Выспяньский («Ахиллеида», 1903), Ахилл Сюарес («Ахилл-мститель», 1922), М. Маткович («Наследие Ахилла»). Гендель вывел на сцену Ахилла в опере «Деидамия» (1741), Керубини - в балете «Ахилл на Скиросе» (1804). Лишь два поэта попытались создать «недостающее звено» между «Илиадой» и «Одиссеей»: Стаций (1 в. н. э.) и Гёте брались за эпическую поэму «Ахиллеида», но ни тот ни другой не довели дело до конца.

Легенды и мифы древней Греции (ил.) Кун Николай Альбертович

АХИЛЛ

Еще одного героя должны были привлечь герои к участию в походе. Это был юный Ахилл, сын царя Пелея и богини Фетиды. Прорицатель Калхас предсказал Атридам, что только в том случае возьмут они великую Трою, если участвовать в походе будет Ахилл. Бессмертную славу сулил рок Ахиллу. Он должен был быть величайшим из героев, которые будут сражаться под Троей. Велики будут подвиги Ахилла, но не вернется он живым из-под стен Трои, погибнет он в цвете сил, пораженный стрелой. Знала богиня Фетида то, что сулил рок ее сыну. Всеми силами старалась она предотвратить грозную судьбу. Когда был еще младенцем Ахилл, она натирала тело его амврозией и держала его в огне, чтобы сделать сына неуявимым и, таким образом, дать ему бессмертие. Но однажды ночью, когда Фетида положила младенца Ахилла в огонь, проснулся Пелей. Он ужаснулся, увидав своего сына в огне. Выхватив меч, он бросился к Фетиде. Испугалась богиня, убежала в страхе из дворца Пелея и скрылась в пучине моря в чертогах отца своего Нерея. Ахилла же Пелей отдал на воспитание своему другу, кентавру Хирону. Выкормил Хирон Ахилла мозгами медведей и печенью львов. Вырос могучим героем Ахилл. Будучи всего только шести лет от роду, он убивал свирепых львов и кабанов и без собак настигал оленей - так быстр и легок был бег Ахилла. Не было равного Ахиллу в умении владеть оружием. Научил его также Хирон играть на сладкозвучной кифаре и петь. Не забывала и Фетида своего сына, часто всплывала она из морской пучины, чтобы повидаться с сыном. Всюду, всегда заботилась Фетида о своем сыне.

Кентавр Хирон учит Ахилла играть на лире.

(Стенная живопись из Помпей.)

Когда Ахилл вырос и стал прекрасным юношей, по всей Греции разнеслась весть, что собирает героев Менелай в поход против Трои. Фетида, зная, какая судьба грозит Ахиллу, укрыла его на острове Скиросе, во дворце царя Ликомеда. Там жил среди царских дочерей Ахилл, одетый в женские одежды. Никто не знал, где скрыт Ахилл. Но прорицатель Калхас открыл Менелаю его убежище. Тотчас собрались в путь Одиссей с Диомедом. Одиссей же придумал следующую хитрость. Под видом купцов прибыли на Скирос Диомед и Одиссей и пошли во дворец Ликомеда. Они разложили перед царевнами свои товары: роскошные материи, золотые ожерелья, запястья, серьги, затканные золотом покрывала, а между ними положили они меч, шлем, щит, поножи и панцырь. Царевны с восторгом рассматривали золотые украшения и богатые ткани, а Ахилл, стоявший среди них, смотрел лишь на оружие. Вдруг у дворца раздались военные клики, зазвучали трубы и загремело оружие. Это спутники Диомеда и Одиссея ударили мечами в щиты и издали военный клич. В страхе разбежались царевны, а Ахилл, схватив меч и щит, бросился навстречу врагам. Он думал, что совершено нападение на дворец Ликомеда. Так узнали Ахилла Одиссей и Диомед. С великой радостью согласился Ахилл участвовать в походе против Трои. С ним отправились его верный друг Патрокл и мудрый старец Феникс. Пелей же дал своему сыну те доспехи, которые получил он некогда в подарок от богов на свадьбе своей с богиней Фетидой, дал ему и копье, подаренное ему Хироном, и коней, полученных от Посейдона.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Ахилл и черепаха, или Страх бесконечности Движенья нет, - сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

АХИЛЛ ВСТУПАЕТ В БИТВУ С ТРОЯНЦАМИ Изложено по поэме Гомера «Илиада».Вооружились греки. Один за другим выступали отряды греков из стана. Как несутся хлопья снега, гонимые ветром, так шли они в битву. Много было их. Сверкали на солнце шлемы, копья и щиты. Содрогался берег

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

АХИЛЛ (? - около 1260 до н.э.) Герой полулегендарной Троянской войны в истории Древней Греции. Осада Трои. Хотя ее обстоятельства и факт разрушения ахейцами этого греческого города-крепости на малоазиатском берегу Эгейского моря легендарны, есть все основания

автора

8.2. «АНТИЧНЫЙ» АХИЛЛ И ВИЛЬЯМ ЗАВОЕВАТЕЛЬ Как уже было сказано выше, завоевание Англии якобы в XI веке является дубликатом Четвертого Крестового похода 1204 года. А следовательно, накладывается, в частности, на Троянскую войну, являющуюся отражением того же похода. При этом

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

8.7. ПОДОЖЖЕННЫЙ КОРАБЛЬ ОСАЖДАЮЩИХ ГРЕКОВ-КРЕСТОНОСЦЕВ-ОРДЫНЦЕВ И ПОДОЖЖЕННЫЙ ДОМ НА КОВРЕ ИЗ БАЙЕ, ПОСЛЕ ЧЕГО АХИЛЛ-ВИЛЬГЕЛЬМ ВСТУПАЕТ НА БИТВУ Согласно Гомеру, Ахилл выжидал до тех пор, пока троянцы не подожгли корабли осаждающих греков. Увидев дым горящего корабля,

Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 16. Ахилл - тавроскиф Бессмертный образец героев и друзей! Ты дружбою велик, ты ей дышал одною! И друга смерть отмстив бестрепетной рукою, Счастлив! Ты мертв упал на гибельный трофей! К. Батюшков И вступив сегодня в ТроюВ блеске царского венца, -Пред стрелою не укроюЯ

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.