![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_1.jpg)
История создания поэмы
Сосланный весной 1837 года на Кавказ, М.Ю.Лермонтов проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ Мцхеты (Грузия) существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую
жизнь и стал монахом.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_2.jpg)
М.Ю.Лермонтов, взяв за основу эту историю, изменил сюжет.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_3.jpg)
Смысл заглавия
- Есть ли у героя имя?
- Каково значение слова «мцыри»?
Мцыри – на грузинском языке
означает «неслужащий монах»,
нечто вроде «послушника».
А в более широком смысле:
пришелец, чужеземец,
одинокий человек, не
имеющий родных, близких.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_4.jpg)
Из каких событий складывается сюжет?
- (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_5.jpg)
Композиция поэмы
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_6.jpg)
- Родной дом, отчизна, свобода, борьба – это главное для Мцыри
- Именно этого не хватало Лермонтову в современной ему действительности,и поэтому он обращается к направлению романтизм.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_7.jpg)
- Какие признаки романтического произведения можно найти в поэме?
- исключительный герой
- исключительные обстоятельства
- романтический пейзаж
- форма исповеди
- идея свободы
- символические образы
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_8.jpg)
- В ней и героика борьбы, «упоение боем», в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике: « Но с торжествующим врагом / Он встретил смерть лицом к лицу, / Как в битве следует бойцу!..»
- Барс был необходим как достойный противник юноше, наделенному «могучим духом», чтобы показать отвагу Мцыри.
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_9.jpg)
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил…»
- Что для Мцыри значит жить?
- Что увидел, что познал герой, оказавшись в мире природы?
Он понял, что человек рожден быть свободным, чтобы наслаждаться красотой природы, чтобы любить, ...
- Был ли счастлив герой?
Несмотря на все опасности трехдневного путешествия, несмотря на недостаток пищи, жажду, битву с барсом, Мцыри, пусть недолго, но был счастлив.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_10.jpg)
Язык поэмы (поэтика)
Какие языковые средства выразительности вы нашли в поэме?
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_11.jpg)
- Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»).
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_12.jpg)
«Мцыри» - это произведение о…
об истинной ценности человеческой жизни, которую поэт видит в свободе, активности, человеческом достоинстве.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_13.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_14.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_15.jpg)
Образ Мцыри
«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от спокойствия, любви, превозмогает страдания голода - герой пытается «пройти в родимую страну».
Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но Мцыри не предстаёт слабым и беззащитным, а, наоборот, гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание.
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_16.jpg)
3. Определите жанр произведения.
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь;
г) притча
4. Выделите черты романтизма в поэме.
а) бурная неистовая природа;
б) гибель героя;
в) герой одинок и не понят миром;
г) введение сна героя в сюжет поэмы;
д) мотив борьбы, мятежа
5. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.
а) анапест;
б) дактиль;
в) амфибрахий;
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_17.jpg)
Тест
- Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из
а) древнерусских летописей;
б) Библии;
г) стихотворения Горация
2. В чем заключается смысл эпиграфа?
а) восстание против судьбы, против Бога;
б) раскаяние, смирение;
в) защита права человека на свободу
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_18.jpg)
6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным?
а) побег из монастыря;
б) встреча с грузинкой;
в) бой с барсом;
г) гибель Мцыри
7. В исповеди Мцыри звучит
а) негодование;
б) смирение, покаяние;
в) утверждение своей правоты;
г) отказ от бесплодной борьбы
8. В чём заключается основная идея произведения?
а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения;
б) тоска по воле;
в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти;
г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_19.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_20.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_550b4b74d037e/img_user_file_550b4b74d037e_21.jpg)
- http://m.kalitva.ru/2007/09/page/11/
- http://900igr.net/kartinki/literatura/Lermontov-Mtsyri/022-V
- http://fotki.yandex.ru/users/abyta/view/149428/?page=0
- www.lermantovpoeziya.info
- http://www.xrest.ru/original/233745/
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу. Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.
3 слайд
Описание слайда:
Что вдохновило Лермонтова на создание поэмы «Мцыри»? Ещё в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В 1830 году в незаконченной поэме «Исповедь» он рассказал о молодом испанском монахе, заключённом в монастырскую тюрьму. По своему характеру созданный здесь образ близок Мцыри. Но поэма не удовлетворила Лермонтова и осталась незаконченной. Однако замысел создать такой характер не исчез у поэта. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы...»
4 слайд
Описание слайда:
Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.
5 слайд
Описание слайда:
Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа: сцена борьбы Мцыри с барсом подсказана хевсурской песней о тигре и юноше и сценой борьбы Тариэля с тигрицей из поэмы грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
6 слайд
Описание слайда:
Тема поэмы Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.
7 слайд
Описание слайда:
Образ Мцыри В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за неё. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!» Так же понял образ Мцыри и поэт Огарёв, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри - «его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал».
8 слайд
Слайд 2
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название - «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» - послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Слайд 4
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён. 2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. 3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. 4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.
Слайд 5
Жизнь Мцыри в монастыре
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины. …Я мало жил, и жил в плену… …Она мечты мои звала От келий душных и молитв… …Я вырос в сумрачных стенах Душой – дитя, судьбой – монах…
Слайд 6
Описание характера и мечты Мцыри
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски. И я, как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой… Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской…
Слайд 7
Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами - пышные поля - холмы и горные хребты - ущелья, потоки - растительность
Слайд 8
Мцыри на воле
О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил...Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею: Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой?
Слайд 9
Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:
Смел и бесстрашен Презирает смерть Жаждет борьбы Любит родину и мечтает вернуться в родные края Твёрдый и целеустремлённый Выносливый и мужественный Страстная и пламенная натура
Слайд 10
Гибель Мцыри
Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет... Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно незнакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его воспринимается как победа. Мцыри не сломили ни отчаяние, ни страшные испытания, он до последней минуты остается верен себе и своему идеалу.
Слайд 11
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
Слайд 12
«Мцыри» - романтическая поэма
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности. 2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. 3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.
Посмотреть все слайды
Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова
Боброва Наталия Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «ТШИ», п.Тазовский
Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления: - противоречием между идеалом и действительностью; - символическим сюжетом и образами. М.Ю.Лермонтов создал в поэме яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам.Это характер исключительный по глубине и тщательности
психологической проработки.
Образ самого Мцыри наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистическими. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир. Долгие годы Мцыри рос в монастыре, осознавая, что обязан монахам жизнью. Внешне он уже смирился с неволей и готовился принять монашеский обет, но в душе всё теплился огонёк прошлой, забытой жизни. Монастырь – тюрьма, в которую заключен Мцыри. Он хочет убежать, убежать как можно дальше, туда, где он надеется обрести самое главное – свободу, родину, семью.Решившись на побег, герой поэмы бросает вызов судьбе.
Он полон решимости узнать, для чего был рождён: для тихой, размеренной жизни монаха или для полной волнений жизни горца:
Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы…
Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри словно впервые видит мир. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, замечает каждую мелочь, частичку «живой» природы, вслушивается в многоголосое разнообразие звуков: Я видел горные хребты,Причудливые, как мечты,Когда в час утренней зариКурилися, как алтари,Их выси в небе голубом… Мцыри завораживает и ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «золотой песок». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине, которой он был лишён ещё ребенком: Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней… Только сейчас, оставшись наедине с природой, Мцыри смог ощутить себя счастливым. Только сейчас сердце юноши тронуло прекрасное, светлое чувство: …И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки сладостных имён Произносить был приучён… Кульминацией романтической поэмы является схватка Мцыри с барсом. Этот бой - момент наивысшего подъёма сил и духа героя. Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение:…Да, рука судьбы Меня вела иным путём… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов. Герой поэмы М.Ю.Лермонтова гибнет, но он не сломлен. Последние его мысли – о жизни, родине, свободе.Гибель юноши и автор, и читатель воспринимают как победу над действитель- ностью: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри – соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине. Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Герой прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным против- ником, и дух его непоко- лебим, как дух самой природы. Для создания образа героя М.Ю.Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, риторические вопросы, восклицания и др . Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.
- как серна гор, пуглив и дик, и слаб и гибок, как тростник;
- горные хребты причудливые, как мечты;
- в снегах, горящих, как алмаз;
- сплетясь, как пара змей;
- я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей;
- я был чужой для них навек, как зверь степной.
- пламенная страсть,
- блаженные дни,
- пылающая грудь,
- бурное сердце,
- могучий дух
- снегах горящих,
- сонные цветы,
- сакли дружною четой.
- бой закипел;
- судьба смеялась надо мной;
- я тайный замысел ласкал;
- надежд обманутых укор.
- там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры;
- и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…
- «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвет у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму».
- «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...
Дата :
Класс : 9 «А»
Предмет : русская литература
Тема: Поэма «Мцыри». Образ гордого и непокорного юноши в поэме. «В чём загадка Мцыри?»
Тип урока: закрепление
Цели : 1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении; 2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе; 3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.
Методические приемы : сообщение уч-ся, проблемное изложение, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.
Оборудование
: портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, аудиозапись «Бой с барсом», видеоролик «Кавказ» с записью грузинской народной мелодии, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», сравнительная таблица (её заполнение).
Ход урока
I . Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.
Тренинг «Добрые пожелания»
Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.
Команды дарят пожелания друг другу.
I
I
. Постановка учебной задачи
Учитель (под тихую грузинскую музыку)
: М.Ю.Лермонтов – гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу.
Кавказ был колыбелью его поэзии, также, как он был колыбелью поэзии А.С.Пушкина. И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ, как Лермонтов. Здесь наиболее полно раскрылся его творческий потенциал. «Герой нашего времени», «Демон», «Кавказ», «Обрыв», «Ашик Кериб», «Мцыри».
Однако с этим краем связаны и грустные воспоминания поэта. Так случилось, что на Кавказе Лермонтов побывал несколько раз: сначала - лечился, потом оказался не по своей воле. Вспомните стихотворение «Тучи» - тяжело расставаться с Родиной, близкими. Романтическая поэма «Мцыри» также наполнена тоской по родине, жаждой жизни, свободы.
Оглашение темы урока «В чем загадка Мцыри?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Слайд 1). Чтение эпиграфа (Слайд 2).
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).
Какой основной вопрос урока? (Слайд 3). Какие задачи мы поставим к уроку?
(Проанализировать поэму, раскрыть образ лермонтовского Мцыри, узнать, в чём его загадка?)
На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков . Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.
Учителем оговаривается лист оценивания. Лист оценивания
ФИ уч-сяД\з
Исследование жизни Мцыри.
Работа в группах.
Эссе
Итог
Всего баллов
Оценка
13-15
9-12
III . Проверка д\з. Актуализация знаний по теме.
1. Сообщение учащегося (опережающее задание). Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри (слайд 4). История создания поэмы . Предполагают, что Лермонтов, странствуя в 1837 г. (во время первой ссылки) по старой Военно - Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху.
Проблемный вопрос: Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?
- Форма повествования произведения? (слайд 5). Что такое исповедь?
2. Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы:
экспозиция (1 - 2 главы, о чем узнаем?);
завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);
развитие действия (3 - 16 главы - подъем, 19 - 23 главы - спад);
кульминация (17 - 18 главы - битва с барсом);
развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).
Взаимопроверка группами. Обсуждение.
3. Нарисовать иллюстрации к основным событиям поэмы (вывешиваются в начале урока на доску).
IV . Изучение темы урока. Стадия «Осмысление».
1. Определение поэмы как романтической.
Учитель: Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Романтический герой – личность сильная, сложная, страстная, внутренний мир её необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.
Проблемный вопрос: Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? (Да. Герой – сложная, противоречивая натура, страстная, героическая, сильная духом, находится в постоянной конфронтации с внешним миром, в котором обречена жить).
2. Исследование жизни Мцыри. Мцыри в монастыре и Мцыри на свободе. Работа в группах на постерах (раздаточный материал).
Как сложился жизненный путь нашего героя? Можно ли говорить, что он распался на 2 части? Почему? --- Давайте исследуем жизненный путь нашего героя. Для чего? (Раскрыть его образ, ответить на вопрос урока). Исследование будет проходить в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»
Вспомним правила работы в группах. Совместное выведение и запись на доске.
Учитель кратко знакомит с перечнем заданий в группах.
Определим критерии оценивания будущих работ (уч-ся выводят критерии, рассматривая задания в раздаточном материале).
1.Развернутые ответы на вопросы.
2.Подтверждение ответов текстом.
3. Совместная работа.
4. Соблюдение регламента времени.
5. Творческое оформление работы.
Выступления групп (критериальное оценивание и выставление баллов в листах оценивания + формативное оценивание: 2 звезды и пожелание).
Учитель
: Основа поэмы «Мцыри» - романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир - это
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.
1 группа. Жизнь в монастыре (Слайд 6).
1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении . Свои ответы подтвердите текстом .
Чего желает душа?
пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря
Смирение, пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный
Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства
Сделайте вывод. «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен? (Плен, несвобода - это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре).
2) Сформулируйте тему «Мцыри» (изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю).
3) Составьте синквейн
Мцыри
Свободолюбивый, угнетенный,
Страдает, мечтает, протестует,
Романтический герой.
Учитель : Уже в монастыре мы видим Мцыри сильным и гордым юношей, одержимым страстью – лю-бовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» (Слайд 7).
Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун» (рыбья кость). В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? « Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"
На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри (См. приложение 1). После окончания работы и обсуждения делается вывод.
2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью? (Раскрыть характер Мцыри).
3) Сформулируйте идею поэмы (Поэт прославляет борьбу за свободу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову).
3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни. Пример.
Мцыри
Мятежный, смелый,
Любит, борется, торжествует
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
3. Центральный эпизод поэмы - бой с барсом. ТСО.
Это кульминация трех «вольных» дней героя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом».
Иллюстрация (слайд 8).
1)
Почему Мцыри вступает в схватку с барсом?
(В нем проснулось желание доказать свою принадле-жность к «могучему духу» предков, проверить себя, свою силу, волю, достоин ли он доблести отцов).
2)
Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?
(Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.)
4. Создание проблемных ситуаций : постановка проблемных вопросов. Написание эссе (Слайд 11). Авторский стул.
1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?
2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)
(Самостоятельная работа сопровождается тихой музыкой).
V . Выставление оценок (по листам оценивания).
Подведение итогов урока.
1. Возвращение к вопросу урока.
Какие мы ставили цели к уроку? Удалось ли нам раскрыть образ Мцыри?
Сделайте вывод: В чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? (1 мин. письм. инд. раб.)
(В центре поэмы Мцыри не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.)
2. Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.
А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.
Белинский В.Г .…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.
Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.
- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?
VI
. Рефлексия «Дерево настроения»
- Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Наклейте стикеры на «Дерево настроения»:
Розовый стикер - отличное
Желтый стикер – хорошее
Зеленый стикер - плохое
VII . Д\з (Слайд 12).
1. Написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»
2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэм.